Постоянно действующая инвентаризационная комиссия

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Ямальский район»

от «27» апреля 2015 года № 59-ОД

ПОЛОЖЕНИЕ

о постоянно действующей инвентаризационной комиссии

в ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО Ямальский район»

1. Общие положения

1.1. Постоянно действующая комиссия по инвентаризации имущества и финансовых обязательств в ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО Ямальский район» (далее – Комиссия) создана для осуществления контроля над сохранностью и эффективным использованием имущества учреждения.

1.2. Комиссия при организации и проведении инвентаризации руководствуется статьей 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктами 6 и 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

2. Основные задачи Комиссии

2.1. Основной задачей Комиссии является проведение инвентаризации имущества по его местонахождению и материально ответственному лицу, выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств, подготовка документов по списанию основных средств и материальных запасов.

3. Организация деятельности Комиссии

3.1. Комиссию возглавляет председатель, утверждается приказом по Учреждению.

Председатель:

  • осуществляет общее руководство работой Комиссии;
  • распределяет обязанности и дает поручения членам Комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов;
  • несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комиссию задач.

3.2. Состав Комиссии назначается приказом по Учреждению. Комиссия должна состоять не менее чем из пяти человек.

В Комиссию могут входить:

  • представители администрации;
  • сотрудники бухгалтерии и служб внутреннего контроля (аудита);
  • независимый консультант (аудитор) на договорной основе;
  • специалисты других служб и отделов.

Инвентаризация проводится в присутствии всех членов Комиссии. Отсутствие хотя бы одного члена Комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

3.3. При проверке имущества присутствие материально ответственных лиц обязательно.

3.4. Комиссия проводит инвентаризации:

  • внеочередные:
    – при передаче имущества ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО Ямальский район» в аренду, при выкупе, продаже;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации или ликвидации Учреждения;

  • ежегодные – по графику, утвержденному приказом, в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • внезапные инвентаризации кассы – по Учреждению;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством и иными нормативно-правовыми документами.

4. Полномочия Комиссии при проведении инвентаризации финансовых и нефинансовых активов

4.1. Комиссия при проведении инвентаризации обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, материальных запасов, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Описи составляются по унифицированным бланкам, утвержденным приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

Описи в двух экземплярах подписывают все члены Комиссии и материально ответственные лица.

4.2. При инвентаризации основных средств Комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, инвентарные номера.

Основными задачами Комиссии по инвентаризации основных средств являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

4.3. При инвентаризации материальных запасов Комиссия в присутствии материально ответственного лица должна пересчитать, перевесить или перемерить имеющиеся по месту хранения материальные ценности.

4.4. Основными задачами Комиссии по инвентаризации нематериальных активов являются:

  • проверка наличия документов, подтверждающих права организации на их использование;
  • правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

4.5. Инвентаризация кассы производится Комиссией.

4.6. При инвентаризации расчетов Комиссия путем документальной проверки устанавливает:

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

4.7. Комиссия принимает решение о списании дебиторской и кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

5. Оформление результатов инвентаризации и регулирование выявленных расхождений

5.1. По итогам Комиссия составляет акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Этот акт представляется на рассмотрение и утверждение руководителю с приложением ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504835).

5.2. По всем недостачам и излишкам Комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц. Они должны быть отражены в инвентаризационных описях (актах). На основании представленных объяснений и материалов проверок Комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета.

5.3. По результатам инвентаризации председатель Комиссии подготавливает руководителю предложения:

  • по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, за счет виновных лиц либо по их списанию;
  • по оприходованию излишков;
  • по списанию нереальной к взысканию дебиторской и невостребованной кредиторской задолженности;
  • по оптимизации приема, хранения и отпуска материальных ценностей;
  • другие предложения.

6. Права Комиссии

6.1. Комиссия имеет право:

  • получать от структурных подразделений документы, необходимые для выполнения Комиссией своих задач;
  • требовать создания условий, обеспечивающих полную и точную проверку фактического наличия имущества;
  • опечатать складские и другие служебные помещения при уходе членов Комиссии, если инвентаризация проводится в течение нескольких дней.

7. Ответственность Комиссии

7.1. Постоянно действующая Комиссия несет ответственность:

  • за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данных о фактическом наличии (об остатках) объектов инвентаризации;
  • за правильность указания в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки);
  • за сокрытие выявленных нарушений;
  • за правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации.

8. Заключительные положения

Зачем нужна постоянно действующая комиссия

Любая комиссия — временная или постоянно действующая — создается при руководителе компании и представляет собой коллегиальный совещательный орган.

«Коллегиальный» означает, что в его состав входит несколько человек, которые являются коллегами, т. е. сотрудниками одной и той же компании.

«Совещательный» значит, что этот орган не принимает никаких решений и советует руководителю, как поступить в той или иной ситуации.

Все виды комиссий создаются приказом по основной деятельности. Временные — на конкретный срок, постоянно действующие — на неопределенный.

И временная, и постоянная комиссии имеют правление: председателя и секретаря.

Деятельность постоянно действующего органа регулируется положением, например, Положением об инвентаризационной комиссии или Положением о постоянно действующей комиссии по списанию материальных ценностей.

Постоянно действующая комиссия по своему статусу приравниваются к комитету или совету. Члены коллегиального органа собираются для решения конкретных задач. Таким задачами могут стать аттестация сотрудников, инвентаризация, списание материальных ценностей, расследование несчастного случая и т. д.

Кого можно включать в состав постоянно действующей комиссии

В состав постоянно действующей комиссии включаются сотрудники компании, связанные с задачами, которые будет решать этот орган. Сотрудники должны иметь необходимое образование, квалификацию и опыт. Как правило, это специалисты высокого уровня, имеющие авторитет у коллег и руководства.

Иногда к участию в заседаниях совещательного органа привлекают сторонних экспертов. Например, в случаях, когда вопросы касаются нового оборудования, высоких технологий или специфических объектов.

Председатель постоянно действующей комиссии составляет план работы, несет ответственность за проведение мероприятий.

Секретарь органа отвечает за документационное обеспечение деятельности.

Каждый специалист, включенный в состав комиссии, должен быть упомянут в приказе руководителя о создании этого органа.

Еще о комиссии читайте на сайте «PRO-Делопроизводство»

  • Приказ о назначении комиссии
  • Экспертная комиссия в организации
  • Организационно-распорядительные документы: приказываем и распоряжаемся грамотно

Кто составляет приказ

Текст приказа о постоянно действующей комиссии составляет секретарь организации. Приказ утверждает и подписывает руководитель организации. Без подписи приказ не будет обладать юридической силой.

Можно ли обойтись без приказа

Иногда руководители организаций недооценивают роль этого совещательного органа. Они полагают, что устного распоряжения о создании постоянно действующей комиссии достаточно и можно обойтись без издания специального приказа.

Это приведет к тому, что решения постоянно действующей комиссии утратят легитимность.

Работу комиссии оценивают проверяющие органы разных ведомств — налоговой службы или трудовой инспекции. Незаконная деятельность избранного органа приведет к штрафным санкциям.

Важно не только документально оформить работу коллегиального органа, но контролировать ее на всех этапах.

Основание и обоснование для приказа

Любой распорядительный документ по основной деятельности имеет основание и обоснование. Основание — это ссылка на документ или нормативный акт, инициирующий издание распоряжения. Обоснование — объективная причина для его издания.

Основание для приказа о создании постоянно действующей комиссии — ссылка на законодательную норму, которая регламентирует деятельность коллегиальных органов данного типа. Например, приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии может начинаться так:

В соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Причиной создания постоянно действующей инвентаризационной комиссии может стать:

…в целях проведения инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств в 2018 году.

Как составить приказ о создании комиссии

Унифицированные формы первичных кадровых и бухгалтерских документов, обязательные к применению до 2013 года, в 2018 году отменены. По этой причине форма приказа о назначении постоянно действующей комиссии разрабатывается каждой компанией самостоятельно.

Документ составляют либо в произвольной форме, либо по шаблону, утвержденному локальным нормативным актом компании.

Каждый распорядительный документ содержит ряд обязательных реквизитов:

  • Регистрационный номер.
  • Дата и место издания.
  • Название компании, в которой он издан.
  • Заголовок документа. Например: «Приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии».
  • Ссылка на норму закона, ставшую основанием издания.
  • Обоснование.
  • Список членов комиссии.
  • Ссылка на Положение о постоянно действующей комиссии.
  • Инструкция для членов комиссии или ссылка на нее.
  • Сведения об ответственном за исполнение приказа.

Читайте о приказе о создании комиссии в электронном журнале «Справочник секретаря и офис-менеджера»

  • Как хранить приложения к приказам?
  • Как работать с приказами в организации: по материалам вебинара
  • Как создать шаблон распорядительного документа в MS Word

Правила составления текста

  1. Преамбула или констатирующая часть. Здесь приводятся основание и обоснование распорядительного документа, о которых мы уже говорили. Примеры обоснования:

В целях проведения инвентаризации имущества…
Во исполнение приказа ООО «Темп» от 23.04.2018 №4897 для проведения экспертизы ценности документов…
В целях предупреждения производственного травматизма..

  1. Распорядительная часть. В первом пункте после слова «приказываю» следует управленческое решение. Например: «создать постоянно действующую комиссию по инвентаризации» и сразу приводится ее состав.

Перечень членов комиссии следует начинать с правления: председателя и секретаря.

Формат пунктов перечня следующий: должность сотрудника, ФИО, статус в органе (председатель, секретарь, член комиссии). Срок действия в данном случае не указывается. Иногда приводят дату начала работы коллегиального органа. Если ее не указать, то такой датой считается дата издания приказа.

  1. Решение об утверждении Положения о комиссии.
  2. Утверждение Инструкции для членов комиссии. Текст инструкции может быть включен в приказ в форме заданий, которые получают участники, а может быть оформлен в виде ссылки на соответствующий документ.
  3. Ответственный за исполнение приказа. Это может быть должностное лицо компании (например, заместитель руководителя по охране труда) или сам руководитель:

Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Образец приказа о создании постоянно действующей комиссии:

Рис. 1. Приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии

Как оформить приказ о создании постоянно действующей комиссии

В 2018 году законодательство не предъявляет единых требований к составлению и оформлению бланка приказа о создании постоянно действующей комиссии. Допускается его оформление и в печатном, и рукописном виде.

Чаще всего документ оформляется на фирменном бланке организации, но это не является обязательным требованием. Его можно составить на стандартном листе формата А4.

Главное требование к оформлению — наличие подписи руководителя организации или заместителя, если он имеет полномочия действовать от имени руководства.

С 2016 года наличие оттиска основной печати организации не является обязательным требованием для оформления распорядительных документов юридических лиц. Однако такая норма может быть прописана в локальном нормативном акте компании. В этом случае документ заверяется оттиском печати.

Приказ издается в одном экземпляре и регистрируется в журнале учета внутренней документации компании.

Вывод

Постоянно действующая комиссия создается на неопределенный срок. Деятельность органа регулируется Положением о комиссии. Комиссия создается приказом руководителя организации. Наличие приказа обязательно, в противном случае деятельность комиссии будет признана незаконной. Форма приказа является свободной.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх