Потери при транспортировке

Понятие естественной убыли и ее нормирование

Определение естественной убыли содержится в Методических рекомендациях по разработке норм естественной убыли <1> (далее — Методические рекомендации).

<1> Утверждены Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2003 N 95.

Согласно абз. 3 этого документа под естественной убылью товарно-материальных ценностей следует понимать потерю (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющуюся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров. Иными словами, это потери, возникающие в результате неизбежных физических и технологических процессов, таких как усушка, утруска, выветривание, раскрошка, таяние замороженных продуктов и т.д. Указанные потери в силу их природы невозможно подтвердить документально, поэтому соответствующие министерства и ведомства разрабатывают специальные нормы, в пределах которых организации могут учитывать товарные потери в составе своих затрат, а также учитывать их в расходах при исчислении налога на прибыль.

За определением можно обратиться и к ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» <2>. Например, в п. 131 данного документа говорится, что товарные потери представляют собой потери товаров при их перевозке, хранении и реализации. Согласно п. 132 естественная убыль — это товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товара (может произойти за счет усушки, утруски, утечки, распыла и т.д.). Под нормой естественной убыли понимается предельный размер товарных потерь, устанавливаемый нормативными документами по конкретному виду товара (п. 133).

<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.

Обратите внимание! Если потери материалов связаны не с изменением их биологических и (или) физико-химических свойств, а с потерей качества товара вследствие его механического повреждения, истечением срока годности, то есть с внешними факторами, подобная убыль материалов не может рассматриваться в качестве естественной (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 N 09АП-31311/2011-АК).

Кроме того, Методическими рекомендациями предусмотрено, что к естественной убыли не следует относить:

  • технологические потери;
  • потери от брака;
  • потери ТМЦ при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования;
  • потери ТМЦ при ремонте и (или) профилактике применяемого для хранения и транспортировки технологического оборудования;
  • потери при внутрискладских операциях;
  • все виды аварийных потерь.

Нормы естественной убыли не распространяются на товарно-материальные ценности, принимаемые и сдаваемые путем счета или по трафаретной массе, хранящиеся и (или) транспортируемые в герметичной таре (запаянные, с применением герметиков, уплотнений и т.п.), а также хранящиеся в резервуарах повышенного давления.

Нормы естественной убыли товарно-материальных ценностей устанавливаются для двух периодов года: осенне-зимнего (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летнего (с 1 апреля по 30 сентября), а также в зависимости от типа и вместимости технологического оборудования для хранения и транспортировки.

Кроме того, при разработке норм учитывается и климатический фактор, влияющий на естественную убыль товарно-материальных ценностей при их транспортировке и (или) хранении (для этого субъекты РФ подразделяются на климатические группы).

Как отмечено в Методических рекомендациях, норма естественной убыли является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которая определяется следующим образом:

  • при хранении ТМЦ — за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение;
  • при транспортировке ТМЦ — путем сопоставления массы товара, указанной отправителем в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем.

Отражение в бухгалтерском учете потери от недостачи и порчи… …при транспортировке ТМЦ

Порядок учета недостачи и порчи, выявленных при приемке поступивших в организацию материалов, изложен в п. 58 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов <3> (далее — Методические указания). В пп. «а» данной нормы, в частности, говорится, что сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и НДС, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Одновременно недостающие и (или) испорченные материалы списываются со счета 94 и относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов.

<3> Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

При этом, как отметил ФАС МО со ссылкой на п. 58 Методических указаний, отклонение в пределах нормы естественной убыли не считается недопоставкой, то есть естественная убыль относится на покупателя, что отражено в действующих правилах бухгалтерского учета (см. Постановление от 14.02.2012 N А40-24749/11-91-112).

В отношении документального оформления хочется сказать следующее. Напомним, что с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Для ведения бухгалтерского учета могут использоваться как формы, разработанные самим экономическим субъектом, предусмотренные рекомендациями в области бухгалтерского учета, так и формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм.

Например, для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, может применяться акт о приемке материалов (форма М-7) <4>. Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают один экземпляр в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой — отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.

<4> Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Пример 1. Организация приобретает в качестве материалов дизельное топливо в количестве 200 т по цене 23 600 руб/т (в том числе НДС — 3600 руб.).

Согласно условиям договора дизтопливо перевозится железнодорожным транспортом наливом в цистернах, перевозку организует поставщик.

При получении дизтоплива выявлена недостача в размере 50 кг (0,05 т). Договором было предусмотрено, что недостача, возникшая при транспортировке, относится на покупателя.

Как следует из учетной политики организации, если удельный вес ТЗР в процентах к договорной стоимости материалов не превышает 5%, они ежемесячно списываются на затраты производства (что предусмотрено п. 88 Методических указаний).

В соответствии с п. п. 2, 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» <5> приобретенные материалы принимаются к учету в составе МПЗ по фактической себестоимости, которая определяется исходя из установленной договором цены (без учета НДС). Цена одной тонны дизтоплива без учета НДС составляет 20 000 руб. (23 600 — 3600).

<5> Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

Норма естественной убыли дизтоплива (относится к 6-й группе нефтепродуктов) при перевозке железнодорожным транспортом составляет 0,1 кг на 1 т груза, или 0,01% от массы груза <6>.

<6> Нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. Приказом Минэнерго России и Минтранса России от 01.11.2010 N 527/236.

Фактически при приемке выявлена недостача в размере 0,05 т, что составляет 0,025% от массы груза (0,05 т / 200 т x 100%).

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходовано дизтопливо по фактической
себестоимости
((200 т — 0,05 т) x 20 000 руб/т)
10-3 60 3 999 000
Отражена сумма недостачи
(0,05 т x 20 000 руб/т)
94 60 1 000
Отражен НДС, предъявленный поставщиком 19 60 720 000
Перечислены денежные средства поставщику 60 51 4 720 000
Отнесены на расходы на продажу потери
в пределах норм естественной убыли
(200 т x 0,01% x 20 000 руб/т)
44 94 400
Недостача сверх норм естественной убыли
учтена в составе прочих расходов
(1 000 — 400) руб.
91-2 94 600
Сумма НДС, не принятая к вычету, учтена
в составе прочих расходов <*>
(600 руб. x 18%)
91-2 19 108
Принята к вычету сумма НДС <**>
(720 000 — 108) руб.
68-ндс 19 719 892
Отражено ПНО <***>
((600 руб. + 108 руб.) x 20%)
99 68-нп 141,6

<*> Налог, относящийся к недостаче сверх норм естественной убыли, к вычету не принимается, поскольку в этом случае материалы не признаются использованными в деятельности, облагаемой НДС. Такое мнение высказал Минфин России в Письме от 01.08.2011 N 03-07-11/207.
<**> Вычет «входного» НДС со стоимости потери материалов в пределах норм естественной убыли производится в общеустановленном порядке. Такого подхода придерживается финансовое ведомство (см. Письма от 09.08.2012 N 03-07-08/244, от 15.08.2006 N 03-03-04/1/628).
<***> В бухгалтерском учете недостачи сверх норм естественной убыли, а также не принимаемая к вычету сумма НДС относятся к прочим расходами. В связи с тем что в налоговом учете они не признаются расходами, уменьшающими облагаемую базу по налогу на прибыль, возникают постоянная разница (ПР) и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» <7>).
<7> Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

Товары являются частью материально-производственных запасов на основании п. 2 ПБУ 5/01, поэтому торговые организации также используют порядок отражения потерь от недостач и порчи, изложенный в п. 58 Методических указаний.

Что касается документального оформления, можно воспользоваться Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли <8>. Согласно п. 2.1.7 этого документа в случае несоответствия фактического наличия товаров данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в которую должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).

<8> Утверждены Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5.

Если составляется акт на товар российского производства, то используется форма ТОРГ-2 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей» (в четырех экземплярах), на импортный товар — форма ТОРГ-3 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров» (в пяти экземплярах).

Пример 2. В мае 2013 г. ООО «Гранд» приобретает у агрокомбината охлажденные субпродукты в количестве 10 т по цене 118 руб/кг (в том числе НДС — 18 руб.). Общая сумма по договору составила 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000 руб.).

ООО «Гранд» заключило договор с автотранспортным предприятием на перевозку указанного товара. Расстояние между пунктом отправления и пунктом назначения — 45 км.

При приемке товара от перевозчика была обнаружена недостача субпродуктов в размере 100 кг. Перевозчику была выставлена претензия на стоимость недостачи (за вычетом суммы, рассчитанной в пределах норм естественной убыли). Претензия была признана перевозчиком.

Норма естественной убыли охлажденных субпродуктов при их перевозке автомобильным транспортом в весенне-летний период на расстояние от 25,1 до 50 км составляет 0,22% массы перевозимого груза <9>. Потеря охлажденных субпродуктов в пределах норм естественной убыли составляет 22 кг (10 000 кг x 0,22%), в суммовом выражении — 2200 руб. ((118 руб/кг — 18 руб/кг) x 22 кг).

<9> Нормы естественной убыли мяса и мясопродуктов при перевозках автомобильным транспортом (Приложение 2 к Приказу Минсельхоза России и Минтранса России от 21.11.2006 N 425/138).

Недостача сверх норм естественной убыли составила 78 кг (100 — 22). Сумма недостачи равна 7800 руб. ((118 руб/кг — 18 руб/кг) x 78 кг).

Сумма «входного» НДС, приходящегося на сумму недостачи сверх норм естественной убыли, составила 1404 руб. (7800 руб. x 18%).

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Оприходованы субпродукты по фактической
себестоимости
((10 000 кг — 100 кг) x 100 руб/кг)
41-1 60 990 000
Отражена сумма недостачи в пределах норм
естественной убыли
(22 кг x 100 руб/кг)
94 60 2 200
Предъявлена претензия транспортной
организации в размере суммы недостач сверх
норм естественной убыли
(78 кг x 100 руб/кг)
76-2 60 7 800
Отражен НДС, предъявленный поставщиком 19 60 180 000
Перечислены денежные средства поставщику 60 51 1 000 000
Отнесены к расходам на продажу потери
в пределах норм естественной убыли
44 94 2 200
Не принятый к вычету НДС, относящийся
к недостаче сверх норм естественной убыли,
включен в общую сумму претензии
к транспортной компании
(7 800 руб. x 18%)
76-2 19 1 404
Принята к вычету сумма НДС
(180 000 — 1 404) руб.
68-ндс 19 178 596
Поступила на расчетный счет сумма от
транспортной компании, признавшей претензию
(7 800 + 1 404) руб.
51 76-2 9 204

…при хранении ТМЦ

В соответствии с п. 30 Методических указаний нормы убыли могут применяться лишь в случае выявления фактических недостач.

Таким образом, необходимо сравнить остатки товара, учтенные по документам, с реальными остатками. Это можно делать не только при проведении инвентаризации, но и на определенные даты (ежедневно или на день окончательного выбытия товара конкретного вида, сорта, партии). При выявлении недостачи ее следует зафиксировать документально.

Нормы естественной убыли при хранении ТМЦ зависят от срока, в течение которого они находятся на хранении.

Методика расчета потерь от естественной убыли при хранении ТМЦ нормативными документами по бухгалтерскому учету не регламентируется. Полагаем, что можно воспользоваться вышеупомянутыми Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли.

Вот что следует из п. п. 9.19 — 9.21 данного документа.

Величину потерь вследствие естественной убыли (Е) определяют по формуле:

Е = Т x Н / 100,

где Т — стоимость (масса) проданного товара;

Н — норма естественной убыли, %.

При партионном способе хранения товаров срок хранения исчисляют по партионной карте исходя из даты поступления товаров и даты отпуска.

При сортовом способе хранения определяют средний срок хранения товаров (С) по формуле:

С = О / Р,

где О — средний суточный остаток товара за период между инвентаризациями;

Р — однодневный оборот товара за межинвентаризационный период.

Средний суточный остаток товара рассчитывают делением суммы остатков товаров за каждый день хранения на число дней в межинвентаризационном периоде.

Однодневный оборот исчисляется по формуле:

Р = Т / n,

где Т — оборот по товару за межинвентаризационный период;

n — число дней в межинвентаризационном периоде.

В розничной торговле оборот по реализации отдельных видов товаров непосредственно выявить, как правило, невозможно, поскольку аналитический учет товаров по видам обычно не ведут. Поэтому оборот по реализации того или иного товара за межинвентаризационный период определяют расчетным путем на основе показателей товарного баланса: ЗН + П = Р + В + ЗК. Из этого равенства получаем формулу:

Р = ЗН + П — В — ЗК,

где ЗН — остаток товара на начало межинвентаризационного периода (по данным предыдущей инвентаризации);

П — поступление товара за межинвентаризационный период (по данным приходных документов);

В — выбытие товара за межинвентаризационный период (по данным расходных документов);

ЗК — остаток товара на конец межинвентаризационного периода (по данным последней инвентаризации).

Определив оборот по реализации того или иного товара за межинвентаризационный период и умножив его на норму естественной убыли, получаем сумму естественной убыли по данному товару. Рассчитав сумму естественной убыли по каждому товару, определим общую сумму естественной убыли по всем товарам, реализованным за межинвентаризационный период.

Естественная убыль может быть рассчитана также следующим образом:

  1. естественная убыль на остаток товаров на начало межинвентаризационного периода;
  2. естественная убыль на поступившие за межинвентаризационный период товары;
  3. естественная убыль на выбывшие за межинвентаризационный период товары;
  4. естественная убыль на остаток товаров на конец межинвентаризационного периода;
  5. естественная убыль на товары, реализованные за межинвентаризационный период (п. 1 + п. 2 — п. 3 — п. 4).

Для магазинов с устойчивой структурой товарооборота можно устанавливать среднюю норму естественной убыли в целом для всех товаров. В этом случае сумму естественной убыли определяют путем нахождения средней нормы убыли от общего товарооборота магазина за период между инвентаризациями.

Л.Е.Тимофеева

Эксперт журнала

«Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения»

Потери в пределах норм естественной убыли
Учет инвестиций в акции, не обращающиеся на орцб

Ответственность перевозчика

Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать управомоченному на его получение лицу (получателю). При этом перевозчик несет ответственность за несохранность груза, только если она произошла после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю либо управомоченному им лицу (п. 1 ст. 796 ГК РФ). В случае утраты или недостачи груза перевозчик возмещает ущерб в размере стоимости утраченного или недостающего груза, а также возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего груза (п. п. 2, 3 ст. 796 ГК РФ).

Обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, должны быть удостоверены документами. В частности, п. 1 ст. 38 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ) предусмотрено, что такие обстоятельства удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях.

Пункт 3 ст. 513 ГК РФ предписывает покупателю при получении товаров от транспортной организации проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта. При выявлении недостачи (расхождения фактического и указанного в товаросопроводительных документах количества ТМЦ) получатель груза традиционно составляет акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме ТОРГ-2 (унифицированная форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).

Претензионный порядок урегулирования разногласий, возникших при перевозке груза, является обязательным (п. 1 ст. 797 ГК РФ). Судебный иск может быть предъявлен, только если перевозчик отказался частично или полностью удовлетворить претензию либо не направил контрагенту ответ на претензию в 30-дневный срок (п. 2 ст. 797 ГК РФ). Следует помнить, что законом установлен особый срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, — один год. Например, при его перевозке автомобильным транспортом этот срок отсчитывается со дня признания груза утраченным по требованию о возмещении ущерба, причиненного утратой груза (ст. 42 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

Риски и ответственность продавца и покупателя

В соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 1 ст. 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Аналогичные правила установлены общими нормами о договоре купли-продажи. В частности, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю (п. 1 ст. 459 ГК РФ). В силу ст. 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

  • вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
  • предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара;
  • сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю.

Указанные моменты определяют переход права собственности на товар от продавца к покупателю, что имеет особое значение при оформлении проводок в бухгалтерском учете и исчислении налоговых обязательств сторон договора перед бюджетом.

По общему правилу, сформулированному в п. 1 ст. 510 ГК РФ, доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. При этом договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (п. 2 ст. 510 ГК РФ). Таким образом, в договоре поставки стороны должны согласовать порядок доставки товара (кто несет за нее ответственность) и оговорить момент, когда обязанность поставщика по передаче товара считается исполненной. В зависимости от указанных обстоятельств строится бухгалтерский учет операций в рамках договора купли-продажи продавца и покупателя.

Доставку организует поставщик

Если обязанность по доставке товара возложена договором на поставщика, именно он привлекает транспортную компанию, вручает ей груз. Вручение перевозчиком груза покупателю или указанному им лицу означает исполнение обязательства поставщика и указывает на момент перехода права собственности (если иное не установлено договором).

В момент поступления товара на склад покупателя стороны должны соблюсти особую процедуру приемки товара, по итогам которой могут быть выявлены расхождения по количеству товара в сравнении с данными товаросопроводительных документов. При выявлении подобных расхождений покупатель обязан уведомить об этом продавца и составить все документы в порядке, предусмотренном законом и договором (п. 2 ст. 513 ГК РФ).

В такой ситуации договор купли-продажи считается исполненным только в части товара, доставленного покупателю. Если груз будет утрачен в процессе перевозки, получится, что продавец не исполнил свое обязательство по передаче товара, право собственности на утраченный товар к покупателю не перешло, договор в части утраченного товара не исполнен. Для покупателя не имеет значения, по чьей вине товар не был доставлен в полном объеме — по вине поставщика, отгрузившего не весь товар, или по вине транспортной организации, утратившей груз при перевозке.

Дальше возможны несколько вариантов развития событий. Если для покупателя недопоставка товаров не имеет принципиального значения, стороны вправе изменить условия договора в части количества и стоимости товаров (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Это означает, что с момента подписания соглашения об изменении договора поставщик не несет обязанности по поставке товаров, которые были утрачены при перевозке, договор купли-продажи считается исполненным в полном объеме. Если покупателю необходимы товары, являющиеся предметом договора поставки, закон (п. 1 ст. 520 ГК РФ) дает покупателю право приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых расходов на их приобретение (расходы исчисляются по правилам п. 1 ст. 524 ГК РФ). Кроме того, законом или договором может быть предусмотрена неустойка за недопоставку товаров (ст. 521 ГК РФ), особенно это распространено в практике заключения договоров поставки для государственных и муниципальных нужд <1>. Также покупатель вправе требовать от поставщика надлежащего исполнения договора.

<1> См. статью «Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд», N 7, 2009.

Учет у поставщика

Согласно пп. «г» п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка признается в учете, только если право собственности на товар перешло к покупателю. До момента перехода права собственности составление бухгалтерских проводок по реализации товара преждевременно. Однако отгруженный товар должен быть списан со счета 41. Согласно Инструкции по применению Плана счетов для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, предназначен счет 45 «Товары отгруженные». Счет 45 дебетуется в корреспонденции со счетом 41 в соответствии с оформленными документами по отгрузке товаров. Принятые на учет по счету 45 суммы списываются в дебет счета 90 одновременно с признанием выручки от продажи.

Выручка от продажи должна быть признана на дату вручения товара покупателю. Причем это справедливо как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения (п. 1 ст. 39 НК РФ). Согласно позиции, изложенной в Письме Минфина России от 20.07.2006 N 03-03-04/1/598, организация при определении момента признания доходов от реализации товаров должна исходить исключительно из срока, определенного условиями договора поставки. Исключение из этого правила не допускается и в том случае, когда налогоплательщик готов пойти на более раннее признание доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Ключевой момент. Момент признания дохода от реализации товара определяется исходя из срока, установленного условиями договора поставки.

При получении от покупателя сообщения о выявленном расхождении по количеству поставленного товара поставщик, имеющий подтверждение вручения перевозчику определенного количества товаров, вправе предъявить ему претензию, которая может быть удовлетворена. В ситуации, когда покупатель получил товар в меньшем количестве, чем было отгружено, в связи с утратой в пути, право собственности на недостающий товар не перешло, поскольку его передача покупателю в соответствии с условиями договора не состоялась. Следовательно, организация не вправе отражать реализацию в части утраченного товара.

Руководствуясь Инструкцией по применению Плана счетов, организация-поставщик должна отнести стоимость (фактическую себестоимость) этой продукции в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». При предъявлении претензии транспортной компании эта сумма списывается в дебет счета 76-2 «Расчеты по претензиям». Если контрагент не удовлетворит претензию и суд откажет поставщику в иске, эту запись придется сторнировать, а стоимость утраченного товара списать со счета 94 в дебет счета 91-2. Поскольку перевозчик обязан возместить убытки не в размере себестоимости утраченного груза, а в размере его рыночной цены (ст. 15 ГК РФ), разницу между продажной и покупной стоимостью следует включить в состав прочих доходов, но сделать это можно только после признания претензии или вынесения решения судом (абз. 3 п. 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Признанные должником суммы возмещения убытков или ущерба в полном объеме включаются в состав внереализационных доходов организации, уплачивающей налог на прибыль (п. 3 ст. 250 НК РФ) на дату удовлетворения претензии (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Вместе с тем организация имеет право учесть в составе расходов, уменьшающих налог на прибыль, себестоимость утраченного имущества на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (Письмо Минфина России от 17.04.2007 N 03-03-06/1/245).

Услуги перевозчика считаются оказанными, когда груз доставлен в пункт назначения. В случае утраты груза перевозчик возвращает клиенту провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего груза. Следовательно, услуга оказана только в части доставленного груза, поэтому транспортная компания должна выставить заказчику документы на фактически оказанные услуги (договорная цена за вычетом платы, подлежащей возврату). Полагаем, что возвращаемая провозная плата не относится к возмещению причиненных убытков, а влечет корректировку цены услуги.

Ключевой момент. По мнению автора, продавец обязан начислить НДС при отгрузке товара (передаче его перевозчику) в исполнении договора поставки.

Один из сложных вопросов, которые возникают в рассматриваемой ситуации, — следует ли продавцу начислять НДС при отгрузке товара, а точнее, при вручении его перевозчику? Напомним, что налоговая база по НДС определяется, в частности, в момент отгрузки (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ), под которым понимается день составления первого по времени первичного документа на покупателя или перевозчика (Письмо Минфина России от 18.04.2007 N 03-07-11/110). Вместе с тем в ст. 167 НК РФ речь идет о моменте определения налоговой базы, тогда как сама налоговая база — это стоимостная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ) — реализации товаров (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), а конкретнее — стоимость реализованных товаров (п. 1 ст. 154 НК РФ). На момент отгрузки товара реализация (как переход права собственности на товары) еще не состоялась. Однако между сторонами возникло обязательство, в рамках которого должна состояться реализация, и отгрузка товаров — это первый этап исполнения указанного обязательства. В этой ситуации продавец может определенно квалифицировать передачу товара перевозчику как отгрузку, осуществленную по обязательству о реализации товара. Таким образом, все элементы налога в наличии — в первую очередь объект налогообложения, налоговая база (а также иные — период, ставка, порядок исчисления и сроки уплаты). В силу изложенного, по мнению автора, у продавца нет оснований избежать начисления НДС при отгрузке товара (передаче его перевозчику) во исполнение договора купли-продажи.

Пример 1. Согласно договору поставки ООО «Актив» обязалось поставить покупателю ООО «Пассив» четыре единицы товара, каждый стоимостью 5900 руб., в том числе НДС — 900 руб. (себестоимость единицы товара составляет 2000 руб.). Обязанность по доставке товара возложена на поставщика, для чего ООО «Актив» заключило договор перевозки с ООО «Ослик», согласно которому провозная плата составила 8000 руб. (без НДС). Товар в количестве четырех единиц был передан перевозчику, но покупатель сообщил о получении только трех единиц товара. Перевозчик признал свою вину и удовлетворил претензию в сумме 5900 руб., а также пересчитал свое вознаграждение и выставил акт об оказании услуг только на 6000 руб. Стороны договора купли-продажи договорились об изменении предмета договора (на три единицы товара).

Бухгалтер ООО «Актив» составит следующие записи в учете:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
На дату отгрузки товара
Отражена себестоимость отгруженного товара
(2000 руб. x 4 шт.)
45 41 8 000
Начислен НДС
(5000 руб. x 4 шт. x 18%)
76-НДС 68 3 600
На дату принятия товара покупателем и получения информации о недостаче
товара
Отражена реализация товара ООО «Пассив»
(5900 руб. x 3 шт.)
62 90-1 17 700
Начислен НДС 90-3 76-НДС 2 700
Списана себестоимость проданного товара 90-2 45 6 000
Стоимость утраченного товара отнесена в
состав недостач
94 45 2 000
СТОРНО
Скорректирован начисленный при отгрузке НДС
со стоимости товара, утраченного в пути
76-НДС 68 (900)
На дату предъявления претензии перевозчику
Себестоимость утраченных товаров отнесена на
расчеты по претензиям с перевозчиком
76-2 94 2 000
На дату удовлетворения претензии перевозчиком
Перевозчик удовлетворил претензию по
возмещению ущерба в связи с утратой груза
76-2 91-1 3 900
На дату выставления акта перевозчика
Приняты услуги перевозчика 44 60 6 000

Ключевой момент. Если начисление налога на дату отгрузки товара (передачи его перевозчику) впоследствии привело к излишней уплате НДС, то исправления можно провести в периоде обнаружения данного факта.

На момент отгрузки налоговая база была определена как стоимость товаров, подлежащих реализации исходя из условий договора и фактически отгруженных. Однако впоследствии выяснилось, что реализовано было меньше, чем передано перевозчику. Это означает, что налоговая база (стоимостная характеристика объекта налогообложения) должна быть определена исходя из количества фактически врученных покупателю товаров. Таким образом, на момент реализации выясняется, что ранее налоговая база была искажена, что обуславливает необходимость внесения в учет исправительных записей. Согласно общему правилу (абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ) в подобном случае перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения). Следование этому предписанию вынуждало налогоплательщиков представлять уточненные налоговые декларации.

Однако начиная с 01.01.2010 организации получили право провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (дополнение абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ, действующее с 01.01.2010). В нашем случае излишнее начисление НДС на дату отгрузки привело к излишней уплате налога, поэтому исправления можно с полным правом провести в периоде, когда произошла реализация. Конкретных указаний, как это технически реализовать на практике в отношении исчисления НДС, законодательство не содержит, разъяснения отсутствуют, поэтому налогоплательщик вправе в учетной политике предусмотреть удобный для себя вариант. Например, можно воспользоваться рекомендациями чиновников, изданными в отношении перерасчета НДС по сделкам в у. е. (подробнее см. статью «Договор в у. е., расчеты в рублях, а счет-фактура?», N 10, 2009). Иначе говоря, никакие корректировки в книге продаж и отчетности прошедшего налогового периода не проводятся, при этом вносятся исправительные записи в счет-фактуру, выставленный при отгрузке, а в книге продаж текущего периода оформляется запись только на сумму разницы, естественно, со знаком «минус».

Между тем не все организации-поставщики идут на четкое отслеживание момента перехода права собственности, если он не совпадает с датой отгрузки товаров. Нередко в целях бухгалтерского и налогового учета они исходят из допущения, что реализация имеет место в момент отгрузки (даже если по условиям договора эти два обстоятельства не совпадают). Продавец, отдающий предпочтение удобству учетного процесса в ущерб достоверности, отражает реализацию товара в момент отгрузки товара со своего склада и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения. При получении от покупателя сообщения о выявленном расхождении количества товаров между фактически доставленным и указанным в документации организация-поставщик вынуждена сторнировать операцию реализации в части товаров, не полученных покупателем. Утрата не является реализацией товара поставщиком транспортной компании, в связи с этим и в налоговом учете отсутствуют доходы от реализации и связанные с ней расходы в виде стоимости товара, не возникает объекта обложения НДС. Отсутствие реализации утраченного товара означает, что документы должны быть выставлены поставщиком только на фактически полученный покупателем товар. Значит, если вместе с товаром перевозчик передал покупателю и документы на отгрузку, поставщик обязан их исправить. В итоге проведения корректировочных записей в учете организации поставщика на счете 41 оказывается товар, который был отгружен в адрес покупателя, но не доехал до него. Этот товар учитывается в порядке, аналогичном изложенному выше.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1.

В бухгалтерском учете ООО «Актив» будут составлены проводки:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
На дату отгрузки товара
Отражена реализация товара ООО «Пассив»
(5900 руб. x 4 шт.)
62 90-1 23 600
Начислен НДС 90-3 68 3 600
Списана себестоимость реализованного товара
(2000 руб. x 4 шт.)
90-2 41 8 000
На дату принятия товара покупателем и получения информации о недостаче
СТОРНО
Скорректирована выручка от реализации товара
62 90-1 (5 900)
СТОРНО
Скорректирован начисленный НДС
90-3 68 (900)
СТОРНО
Скорректирована себестоимость проданного
товара
90-2 41 (2 000)
Стоимость утраченного товара отнесена в
состав недостач
94 41 2 000
На дату предъявления претензии перевозчику
Себестоимость утраченных товаров отнесена на
расчеты по претензиям с перевозчиком
76-2 94 2 000
На дату удовлетворения претензии перевозчиком
Перевозчик удовлетворил претензию по
возмещению ущерба в связи с утратой груза
76-2 91-1 3 900
На дату выставления акта перевозчика
Приняты услуги перевозчика 44 60 6 000

Доставку организует покупатель

Если договором предусмотрено получение товаров покупателем в месте нахождения поставщика либо не усматривается ни этот порядок, ни обязанность поставщика по доставке товара, право собственности на товар переходит к покупателю в момент сдачи товара поставщиком для перевозки. В этой ситуации перевозку организует покупатель, он нанимает транспортную компанию. Как только перевозчик получил товар, договор считается исполненным поставщиком, покупатель обязан оплатить полную стоимость товара, отгруженного поставщиком, даже если фактически на склад покупателя будет доставлено меньшее количество. Таким образом, все риски утраты товара при транспортировке возлагаются на покупателя. Именно он будет предъявлять претензию к перевозчику.

На момент отгрузки товара со склада поставщик с полным правом отражает в учете реализацию фактически отгруженных товаров и формирует соответствующую задолженность покупателя. Дальнейшие сообщения о выявленных расхождениях по количеству не влекут никаких последствий для поставщика, если он имеет доказательства отгрузки товара в надлежащем количестве.

Пример 4. Согласно условиям договора поставки ООО «Торжок» обязано поставить ООО «Ярмарка» партию из 100 единиц товара, каждая стоимостью 2360 руб., в том числе НДС — 360 руб. (себестоимость — 1800 руб.). Покупатель обязан самостоятельно вывезти товар со склада поставщика, для чего нанял транспортно-экспедиционную компанию и выдал экспедитору доверенность по форме М-2 (унифицированная форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). Согласно ТТН, оформленной поставщиком и подписанной экспедитором, фактически передано экспедитору 100 единиц товара.

На дату отгрузки товаров бухгалтер ООО «Торжок» составит в учете следующие записи:

Транспортные компании предоставляют услуги по перевозке грузов из отправной точки к пункту назначения. Эта отрасль предпринимательской деятельности пользуется огромной популярностью как среди физических субъектов, так и среди предпринимателей. Быстрая, удобная, выгодная с финансовой позиции, надёжная доставка товаров – так свои услуги регламентируют большинство товаротранспортных компаний. В нынешнее время, согласно статистическим подсчётам, за сутки отправляется более миллиона стандартных бандеролей и габаритных грузов посредством транспортных организаций. Большинство из них доставляются в целости и сохранности адресату в положенное время, однако нередкими являются и ситуации, когда товар не доходит до получателя, привозится в неполной комплектации или испорченном виде. В этой статье рассмотрим, как поступить в ситуации, если произошла утрата груза перевозчиком, кто виноват в подобном прецеденте, есть ли возможность компенсировать потери и каким образом это сделать.

Как действовать при порче или утере транспортной компанией груза.

Юридические основы, регулирующие ответственность за утрату груза при транспортировании перевозчиком

При частичной или полной утере груза транспортной организацией или его повреждении во время перевозки получатель и грузоотправитель являются лицами, получившими ущерб. Чтобы определиться, что делать, если транспортная компания повредила груз или потеряла его, необходимо ознакомиться с законодательной базой урегулирования форс-мажорных прецедентов. Согласно действующей законодательной базе, в главе 40 Гражданского кодекса РФ, статье 796, ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика или экспедитора. В соответствии с нормативно-правовым актом, при повреждении или пропаже товара после его поступления к исполнителю и до момента выдачи потребителю в обязанности перевозчика входит полная компенсация финансового ущерба, доставленного заказчику.

Дополнительно при доказывании факта утраты груза при перевозке стоит ссылаться на статьи 223 и 224 ГК. В них указано, что исполнитель берёт на себя абсолютную ответственность за товар, с момента его поступления в компанию и подписания соответствующей товаротранспортной накладной до факта выдачи груза адресату, если в договоре по предоставлению услуг компанией не оговорены иные нормативные стандарты. Доказательством приёма товара грузоперевозчиком является подписанный договор и акт приёма-передачи.

Исходя из материалов, изложенных в нормативных документах, можно сделать вывод, что при утрате транспортной компанией материальных ценностей или их повреждении при погрузке, разгрузке или в процессе следования по маршруту доставки, относительно к грузоперевозчику применяется презумпция виновности. При подаче соответствующих документов грузоотправителем, получателем или страхователем товара в исполнительные инстанции, ответственность за утрату или повреждение груза понесёт перевозчик, если не представит суду неопровержимые доказательства своей невиновности.

Для заведения судебного дела у истца обязательно должны быть в наличии документы, подтверждающие факт принятия транспортной компанией груза, с подписями уполномоченных лиц перевозчика. В ином случае судебное дело открыть невозможно, прецедент будет считаться безосновательным с юридической позиции. Сроки подачи исков на транспортные компании за порчу или потерю груза являются ограниченными, составляют один год с момента обнаружения утери, при этом отсчёт временного промежутка регламентируется дополнительными нормативными документами, варьирующимися от типа перевозки и условий транспортирования товара.

Ответственность грузоперевозчика

Транспортная компания является официальный, с правовой позиции, структурой, которая представляет свои услуги частным и физическим лицам. Соответственно, ответственность, если произошла порча или утеря груза транспортной компанией, регламентируется на законодательном уровне, в соответствии с правовыми документами. Изначально позиция законодательных структур стоит на стороне пострадавшего, а именно потребителя услуг.

Если в процессе доставки груза в период с поступления его на склад и до момента полной выгрузки, произошла его порча, частичная или полная потеря, у потребителя имеются подтверждающие принятие товара организацией документы в форме акта приёма-передачи или договора, потребитель имеет право в судовых инстанциях добиваться возмещения ущерба. Ответственность транспортной компании может быть следующей:

  1. Если ТК потеряла груз в полном или частичном объёме, исполнитель должен компенсировать потребителю стоимость утраченного товара, согласно прописанной в документах суммы.
  2. Если компания повредила товар в процессе транспортировки, сумма компенсации может варьироваться в зависимости от условия, поддаётся возобновлению груз или его восстановить невозможно. В первом случае суд может обязать исполнителя выплатить разницу, на которую понизилась ценность товара, во второй ситуации, когда товар не подлежит восстановлению, компенсируется стоимость в полном объёме.
  3. Компенсации подлежит стоимость затрат потребителя за оплату услуг компании по перевозке груза.

Рассмотрим наиболее распространённые причины повреждения или утери груза, а также ответственность грузоперевозчика в каждой конкретной ситуации.

Дорожно-транспортное происшествие как причина повреждения груза

Нередкими являются прецеденты, когда повреждение багажа происходит в результате ДТП при перевозке в пункт назначения. Компания в этой ситуации с целью уклонения от ответственности может аргументировать свою правоту тем, что аварийная ситуация случилась по вине третьего лица. При ДТП, независимо от факта, кто является виновником аварии, грузоперевозчик или третье лицо, ответственность за повреждение груза, согласно юридическим нормам, перед заказчиком несёт исполнитель.

Предусматривается, что грузоперевозчик сможет обратиться в судовые инстанции с целью разбирательства по поводу аварии и с требованием компенсации материального ущерба, в том числе и оплату повреждённого груза. Аварийные ситуации на дороге, поломка автомобиля, его возгорание и другие ситуации, связанные с транспортом перевозчика, которые повлияли на выполнение его обязанностей перед заказчиком, не являются поводом для отказа судом в компенсации убытков грузовладельцу.

Хищение груза в пути или на складе товаротранспортной организации

Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю. При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика.

Когда грузоперевозчик не несёт ответственности

Освободить ответчика от возмещения ущерба могут предоставленные убедительные факты, подтверждающие возникновение прецедента по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. К таковым могут причисляться стихийные бедствия, природные катаклизмы, форс-мажорные прецеденты, возникшие в результате непредсказуемых условий.

Регламент оформления исковой документации грузополучателем

Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.

Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.

Дальнейшим действием пострадавшего лица является написание претензии в транспортную компанию, повредившую или потерявшую груз. Об оформлении жалобы необходимо сообщить в организацию посредством отправления на адрес грузоперевозчика дублирующего образца заполненного документа заказным извещением или передав лично, если исполнитель не отказывается от признания своей вины. Законодательством предусмотрены сроки рассмотрения жалобы клиента в период, не превышающий месяца. На этом этапе вопрос о возмещении ущерба может решиться во внесудебном режиме.

Дальнейшая инстанция – Арбитражный суд, в который направляется исковое заявление пострадавшим, если он получил отрицательный ответ на претензионный запрос от грузоперевозчика или же в установленный законодательством период жалоба не была рассмотрена. Пострадавший имеет право обратиться в суд на протяжении одного года с момента происшествия. Образец претензии об утере или повреждении багажа, акт, исковое заявление и другие необходимые шаблоны документов, применяемые в области грузоперевозок и других сферах услуг, можно найти на сайте https://dogovor-blank.ru или же взять у своего юридического консультанта.

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

Как вернуть деньги за потерянный груз через суд

На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок. Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме. Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.

Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса.

Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:

  1. Дубликат договора о предоставлении услуг грузоперевозчиком.
  2. Сопроводительные документы на груз.
  3. Заполненный акт, доказывающий, что компания испортила или потеряла багаж.
  4. Дубликаты претензионного запроса и ответа на него.

В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда. Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора. По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх