Повышение квалификации водителей

Содержание

РД 26127100-1070-01. Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
И ПРОГРАММА ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ
С ВОДИТЕЛЯМИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ

Москва

«Автополис-плюс»

Учебно-тематический план и программа ежегодных обязательных 20-часовых занятий с водителями (РД-26127100-1070-01) утверждены Министерством транспорта РФ и введены в действие с 1 января 2002 г.

Материалы брошюры предназначены для организаций, осуществляющих переподготовку водителей транспортных средств.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональное мастерство водителя включает не только технические навыки и умения, но и способность анализировать дорожно-транспортные ситуации, определять степень их опасности и на этой основе принимать обоснованные решения по управлению транспортным средством.

Традиционно устоявшееся мнение, что первопричиной дорожно-транспортного происшествия является нарушение водителем Правил дорожного движения ошибочно. Во многих случаях (конечно, исключая намеренное и злостное нарушение действующих норм и Правил) истинной причиной возникновения опасных (критических) ситуаций, приводящих к ДТП, является отсутствие навыка распознавания опасностей в дорожном движении, их первичных признаков, а также принятия своевременных упреждающих действий. Однако такие навыки можно сформировать путем анализа типичных критических ситуаций, возникающих в дорожном движении. Систематическое использование ситуационного метода при ежегодных занятиях с водителями позволяет закрепить у них определенные стереотипы поведения в дорожном движении: навыки распознавания опасных дорожно-транспортных ситуаций по их типичным признакам, быстрой и правильной оценки информации о конкретной ситуации и прогнозирования не только движения своего транспортного средства, но и действий других участников дорожного движения, навыки выбора наиболее правильных решений по предупреждению ДТП.

Опыт показывает, что ситуационное обучение дает положительный эффект как при первичной подготовке, так и при систематическом обучении водителей, обладающих любым стажем работы.

Утверждено

Приказом Министерства транспорта

Российской Федерации

от 9 марта 1995 г. № 27

ПОЛОЖЕНИЕ
об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов

(Извлечения)

3.4. Поддержание необходимого уровня информированности, повышение профессионального мастерства и дисциплинированности водителей

3.4.2. Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя*.

* Для водителя-предпринимателя достаточно наличия лицензии на соответствующий вид перевозок.

Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии. Водитель, не допущенный к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ

МИНИСТРА ТРАНСПОРТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

109012, Москва,

ул. Рождественка, д. 1, стр. 1

Телефон: 926-10-00, факс: 926-90-38,

04.12.2003 г.; АК-5/417-ис

Органам управления транспортом администраций субъектов Российской Федерации, хозяйствующим субъектам автомобильного транспорта

В соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 09.03.1995 г. № 27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год.

В результате реализации этапов реформирования транспортного комплекса страны за прошедший период подверглись значительным изменениям и дополнениям нормативные правовые документы, регламентирующие обеспечение безопасности дорожного движения, требования к конструктивным особенностям транспортных средств, влияющих на безопасность движения, что повлекло за собой переработку Учебно-тематического плана и программы ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций. По согласованию с Минобразованием России в октябре 2001 г. Минтрансом России были утверждены новый Учебно-тематический план и программа, которые введены в действие с 01.01.2002 г.

В целях оказания практической помощи при переподготовке водительского состава Минтрансом России разработано «Методическое пособие для специалистов, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения и работу с водительским составом», которое рекомендуется применять при проведении ежегодных занятий.

Приложение: Методические рекомендации.

А.В. Колик

Утверждено

первым заместителем

министра транспорта

Российской Федерации

А.П. Насоновым

2 октября 2001 г.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН И ПРОГРАММА
ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций

(РД-26127100-1070-01, введен в действие с 1 января 2002 г.)

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год. Ныне действующие учебный план и программа ежегодных обязательных 20-часовых занятий с водителями в автотранспортных предприятиях были введены в действие распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987 г., № АП-14/118.

В результате реализации этапов реформирования транспортного комплекса страны за прошедший период подверглись значительным изменениям и дополнениям нормативные правовые документы, регламентирующие обеспечение безопасности дорожного движения, совершенствовалась нормативная техническая база и вместе с нею — требования к конструктивным особенностям транспортных средств, влияющим на безопасность движения.

Качественно изменился и значительно увеличился парк эксплуатируемых автотранспортных средств. Все более заметное влияние на состояние транспортного сектора большинства городов и населенных пунктов оказывает процесс активной автомобилизации населения, появился новый участник дорожного движения — индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку пассажиров и грузов на коммерческой основе. Становление и развитие конкурентной среды на рынке транспортных услуг потребовало пересмотра традиционных способов и позиций хозяйственной деятельности автотранспортных организаций в новых экономических условиях.

Столь значимые преобразования не могли обойти стороной условия трудовой деятельности водителей транспортных средств и, следовательно, сформировали реальную потребность в дополнении и содержательном обновлении комплекса мероприятий, связанного с повышением профессионального мастерства водителя.

Учебный план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.

Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет.

Сведения об обучении и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций

(продолжительность занятий — 20 часов)

Наименование разделов и учебных тем

Количество часов

Всего часов

Теоретических

Практических

Раздел 1. Дорожно-транспортная аварийность

1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте

1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения

1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства

Раздел 2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП

2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях

2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд

2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях

2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей

2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров

2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств

Раздел 3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения

3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах

3.2. Проверка знания водителями Правил дорожного движения

3.3. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности

Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП

4.1. Первая помощь при ДТП

4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи

4.3. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи

Раздел 5. Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения

5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте

5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств

Зачетное занятие

Итого:

ПРОГРАММА
ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций

Раздел 1. Дорожно-транспортная аварийность

Тема 1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте

Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации, в регионе и в автотранспортной организации. Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств (на примере конкретной организации). Формы и методы профилактики ДТП.

Тема 1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения

Понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности. Особенности конструкции подвижного состава и характеристики активной и пассивной составляющих конструктивной безопасности транспортного средства (на примере эксплуатируемого подвижного состава).

Тема 1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения

Понятие и составляющие элементы профессионального мастерства водителя. Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения. Приобретение и закрепление навыков вождения транспортного средства. Процесс развития профессионального мастерства с ростом опыта вождения. Изменение показателей аварийности в зависимости от стажа водителя транспортного средства.

Раздел 2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП

Тема 2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях повышенной опасности

Система «Водитель — Автомобиль — Дорога — Среда».

Понятие дорожно-транспортной ситуации. Субъективное и объективное восприятие ситуации на дороге. Понятие ситуационного анализа. Оценка степени опасности дорожно-транспортной ситуации и прогнозирование вариантов ее развития.

Тема 2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд

Скоростной режим и безопасность движения. Управление автомобилем на сложных участках дороги: кривых малых радиусов в плане трассы; сужениях проезжей части; пространственно сложных подъемах и спусках. Особая тяжесть последствий ДТП в ситуациях встречного разъезда. Зазор безопасности, его зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, длины транспортного средства, наличия прицепа. Динамические габарит и коридор безопасности транспортного средства.

Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортного средства. Субъективное восприятие дистанции. Условия безопасного выполнения обгона. Действия водителей при обгоне. Ситуации, при которых обгон запрещен.

Тема 2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях

Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке. Принцип «неполной надежности» — учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами.

Тема 2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей

Особенности проезда перекрестков при сложных дорожно-климатических условиях (темное время суток, снег, отсутствие знаков приоритета и т.п.). Факторы, влияющие на безопасный проезд перекрестков.

Понятие ограниченной видимости. Действия в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченной видимости.

Приоритеты маршрутных транспортных средств. Проезд остановки трамвая, пересечение трамвайных путей вне перекрестка, движение по трамвайным путям.

Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Типичные опасные ситуации, возникающие при пересечении транспортным средством железнодорожных переездов. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.

Тема 2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров

Меры предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобуса. Проезд остановок. Зоны концентрации пешеходов. Пришкольная зона. Местные проезды, дворы — меры предосторожности, направленные на снижение детского травматизма. Опасности при движении задним ходом. Обгон, объезд велосипедиста. Типичные нарушения велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров. Подъезд к месту остановки при скользком дорожном покрытии.

Тема 2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств

Меры предосторожности при маневрировании на площадках, стоянках, местах погрузки-разгрузки. Паркование. Типичные опасные ситуации. Буксировка транспортных средств.

Раздел 3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения

Тема 3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах

Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя. Необходимость знания и исполнения действующих правил, инструкций по перевозке пассажиров и грузов (в том числе опасных, крупногабаритных и тяжеловесных). Конкретные обязанности водителей с учетом специфики перевозочной деятельности организации. Действия водителя в связи с изменениями условий основной трудовой деятельности. Инструктажи, стажировки, занятия по повышению квалификации.

Тема 3.2. Проверка знания водителями Правил дорожного движения

Практическое занятие проводится с целью выявления уровня и качества знаний Правил дорожного движения водительским составом организации методом экспресс-тестирования. Результаты положительной аттестации доводятся до сведения водителей. При отсутствии положительной аттестации водители проходят повторное тестирование после дополнительной самостоятельной подготовки.

Тема 3.3. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности

Обязанности и последовательность действий водителя при совершении ДТП и экстренной эвакуации пассажиров. Действия подразделений и служб организации, водитель которой совершил (стал участником) ДТП. Права сотрудников ДПС, прибывших на место совершения ДТП. Экспертные действия по факту совершения ДТП.

Тяжесть последствий ДТП. Административная, уголовная и гражданская ответственность при совершении ДТП. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства. Условия наступления материальной ответственности за причиненный ущерб, ограниченная и полная материальная ответственность. Условия наступления уголовной ответственности.

Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП

Тема 4.1. Первая помощь при ДТП

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП. Характерные ошибки при оказании первой помощи на месте происшествия.

Методы высвобождения пострадавших, извлечения из транспортного средства.

Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего. Оказание экстренной помощи. Правила транспортировки пострадавших.

Организационно-правовые аспекты оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

Тема 4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи

Понятие и методы определения кратковременной потери сознания (обморока), черепно-мозговой травмы, коматозного состояния, вида кровотечения, травматического шока. Механические поражения (в т.ч. длительное сдавливание конечностей), термические поражения. Приемы оказания первой медицинской помощи.

Психические особенности поведения участников ДТП.

Тема 4.3. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи

Состав аптечки первой помощи (автомобильной). Предназначение препаратов и изделий, входящих в состав аптечки.

Освоение приемов по остановке кровотечения.

Применение обезболивающих лекарственных препаратов и их дозировка.

Обработка и перевязка ран с использованием препаратов и изделий, входящих в состав аптечки.

Фиксация переломов и вывихов с использованием подручных средств.

Раздел 5. Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения

Тема 5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте

Изучение опасных участков улично-дорожной сети, характеризующихся повышенной концентрацией ДТП, по которым проходят (зона влияния которых распространяется на) регулярные маршруты перевозок конкретной организации.

Разбор вероятных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности на примерах реальных регулярных маршрутов предприятия (с применением знаний, полученных во время изучения раздела 2).

Тема 5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств

Закрепление полученных знаний и навыков прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций в зависимости от дорожной обстановки на маршруте. Формулирование общих принципов прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций. Упреждающее реагирование на факторы, повышающие опасность: ограниченный обзор, ухудшение видимости, наличие помехи для движения, резкие изменения дорожной обстановки. Технические приемы воздействия на органы управления транспортным средством в опасных дорожно-транспортных ситуациях.

Повышение квалификации водителей: Обучение водителей по 20 часовой программе

Обучение водителей по 20-часовой программе должен проходить весь численный состав водителей предприятия ежегодно. Сведения об обучении по программе и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя. Обучение водителей на предприятии позволит повысить уровень безопасности пассажирских и грузовых перевозок. Повышение квалификации водителей является важным этапом их подготовки.

Обучение водителей по 20-часовой программе должен проходить весь численный состав водителей предприятия ежегодно. Сведения об обучении по программе и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.

Академия ДПО проводит обучение водителей по 20 часовой программе в г. Екатеринбурге, а так же корпоративное обучение в других городах и регионах. Курс называется «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций по безопасности дорожного движения». После успешной сдачи экзамена выдается удостоверение об обучении.

Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.

Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек.

Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет.

Порядок обучения водителей по 20-часовой программе

  • Как следует из названия, курс обязательных 20-часовых занятий с водителями рассчитан на 20 академических часов.
  • Периодичность обучения: ежегодно.
  • По результатам обучения проводится зачет.
  • После успешного прохождения курса обязательных 20-часовых занятий с водителями слушателю выдается удостоверение установленного образца.

Программа обучения водителей по 20-часовой программе

Учебный план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

  1. Дорожно-транспортная аварийность:
    1. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность
      дорожного движения.
    2. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства.
  2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности:
    1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях,
    2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд.
    3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях.
    4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей.
    5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка-высадка пассажиров.
    6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств.
  3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения:
    1. Общие требования к водителю в нормативных документах.
    2. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности.
  4. Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП:
    1. Первая помощь при ДТП.
    2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи.
    3. Практическое оказание первой медицинской помощи.
  5. Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения.
    1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте.
    2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств.

Приказ о прохождении водителями 20 часовой программе подготовки по безопасности дорожного движения

Перед проведением обучения руководство предприятия издает Приказ о проведении обучения по 20-ти часовой программе. К приказу должен быть приложен список обучающихся, который должен быть подписан и утверждён. Водителей, в соответствие с этим списком, необходимо ознакомить под подпись. Должен вестись журнал посещаемости. Если водитель не посещает занятия без уважительной причины, то по Трудовому законодательству это расценивается как нарушение трудовой дисциплины и он может быть привлечён к дисциплинарной ответственности.

Нормативные документы, регламентирующие обучение водителей по 20 часовой программе

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»;
  • РД-26127100-1070-01 Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций, утвержденная первым заместителем Министра транспорта РФ 02.10.2001 г.;
  • ПОТ Р М-027-2003 Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 12.05.2003 г. № 28;
    ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда».

Если вы хотите пройти 20-тичасовую программу обучения водителей в Академии ДПО заполните заявку на прохождения курса «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций по безопасности дорожного движения»

Заявку можете выслать на:

  1. электронный адрес vvv@academdpo.ru;
  2. факс 7(343) 228-03-31;
  3. или заполнить заявку, воспользовавшись специальной формой на сайте.

Заявка от ИП Заявка от юр. лица

>Приказ на учебу по повышению квалификации

Обучение или повышение квалификации

Существуют два вида направления для сотрудников на учебные мероприятия.

  1. На обучение.
  2. На повышение квалификации.
  3. В случае, когда работник отправляется на обучение, речь идет именно об обучении.

    То есть сотрудник направляется своим работодателем в учебное заведение, с которым у последнего заключен определенный договор.

    Согласно действующему законодательству, а именно части второй статьи 197 Трудового кодекса, для направления на обучение между сотрудником и работодателем должен быть заключен соответствующий договор.

    Либо соглашение к действующему трудовому договору. Кроме того, в договор можно внести такой пункт как отработку сотрудником определенного срока в организации после прохождения обучения.

    Работник не обязан в обязательном порядке давать свое согласие на посещение или прохождение обучения.

    Отказ от подобных процедур не будет считаться нарушением трудовой деятельности, но может повлечь за собой профессиональную непригодность сотрудника к занимаемой должности. И, как следствие, расторжение договора с ним.

    Статья 197 ТК РФ. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

    Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

    Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

    С повышением уровня квалификации немного сложнее. Исходя из того, в какие сроки проводятся курсы, и какие объемы знаний на них даются, выделяют несколько видов по продолжительности этого обучения:

  4. Краткосрочные курсы. Это такой вид обучения, при котором на занятия уходит менее трех суток (72 часов). Как правило, проходят такие занятия прямо на рабочем месте и защищаются путем написания контрольного тестирования или реферата.
  5. Семинары. Срок проведения семинаров от 72 до 100 часов. Они носят более глобальный характер и рассматривают проблемные зоны отрасли, в которой работают сотрудники.
  6. Длительные курсы. Длятся более ста часов и посвящены более глубокому изучению вопросов, схожими с вопросами семинаров.

Когда необходимо отправить

Ситуации, при которых уровень знаний сотрудников может оказаться недостаточным, может быть много.

Чаще всего это связно с тем, что вводятся новые методы работы или усовершенствования в орудиях производства.

Например, когда на заводе модернизируется один из цехов, в него завозят новое оборудование, то рабочие, привыкшие к старым механизмам, уже могут не справиться с новыми системами.

Поэтому их отправляют на курсы повышения квалификации или даже на обучение, если новые методы имеют мало общего со старыми.

То же самое происходит, когда на фирме меняется, например, документооборот. В офисах ставятся компьютеры, и все документы теперь имеют ход в электронном виде. Чтобы сотрудники могли оперативно отслеживать всю информацию и грамотно оперировать инструментами ПО, их отправляют на курсы по основам пользования ПК.

Кроме того, существуют определенные виды деятельности, при которых постоянное повышение уровня знаний, является обязательным. К таким профессиям относятся, например, водители всех категорий, машинисты железнодорожных составов и другие подобные роды деятельности.

В этих случаях прохождение курсов является строго обязательным и включено в условия трудового договора.

Документы для направления

В любом случае, когда возникает необходимость обучить сотрудника компании, в первую очередь составляется приказ о направление работника на обучение (образец вы можете скачать ниже) , либо приказ о направлении на курсы повышения квалификации.

Как таковой, обязательной формы, согласно которой составляется приказ, нет. Так как этот документ является внутриорганизационным, то и форма его составления является произвольной.

Приказ на обучение сотрудника (образец):

Приказ о повышении квалификации (образец):

Если возникает необходимость послать на обучение нескольких сотрудников, в этом случае составляется один приказ.

Приказ о направлении сотрудника на обучение (образец):

Есть общие положения, которые должны быть указаны в приказе о направлении сотрудников на обучение:

  • обязательно должен стоять номер приказа и его дата (в шапке документа);
  • ФИО и должность сотрудника, который направляется на обучение;
  • дата или временной промежуток, в течение которого проходит обучение или курсы;
  • название учебного заведения, в которое направляется сотрудник;
  • обоснование, то есть в приказе обязательно нужно указать причину, по которой работник фирмы отправляется на обучение;
  • указать условия, при которых будет проводиться обучение и размеры компенсаций учащемуся (проезд, проживание, если обучение будет происходить в другом регионе);
  • назначить лицо, ответственное за прохождение обучения сотрудником;
  • в приказе должна стоять отметка о том, на основании чего отправляется работник: трудовой договор и/или дополнительное соглашение к ТД;
  • подпись направляемого, что он ознакомлен с приказом;
  • подписи руководителя организации и ответственного лица.
  • Кроме приказа о повышении квалификации или на обучение сотрудников, на фирме должен быть составлен план обучения. В нем должны быть отражены все сотрудники, которые будут направлены на обучение или курсы повышения квалификации за год, с указанием дат, когда проходит обучение.

    Грамотные специалисты – это часто заслуга хорошего работодателя, которого волнует качество работы его сотрудников.

    Хороший руководитель всегда думает о повышении квалификации работников и постарается обучить действующих работников на курсах чему-то новому, нежели будет способствовать росту «текучки» персонала.

    Ведь всегда лучше иметь проверенных людей на фирме и расширять их кругозор, чем постоянно нанимать новый персонал и учить его «с нуля».

    В этом и состоит польза для работодателя. Для работника фирмы обучение также является благом, так как позволяет улучшить свои уже имеющиеся знания, делиться и перенимать опыт других работников в этой же сфере и просто улучшить качество своей жизни. Ведь, как правило, высококвалифицированным кадрам увеличивают оклады и ставки в соответствии с их подготовкой.

    Приказ о повышении квалификации медработников

    Приказ о повышении квалификации медицинских работников предусмотрен законодательно — фармацевты и другие медицинские специалисты, трудящиеся в государственных и в частных учреждениях, согласно требованиям Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, обязаны регулярно проходить курсы повышения квалификации за счет работодателя — один раз в пять лет.

    Приказ о направлении на повышение квалификации, образец

    Форма локального нормативного акта, на основании которого персонал будет отправлен на обучение, свободная, однако она должна содержать следующую информацию:

    • номер приказа и дата издания;
    • ссылки на нормативные документы, на основании которых работник направляется на обучение;
    • Ф.И.О. и должность направляемого сотрудника;
    • период прохождения профобучения;
    • наименование учебного центра, в котором будут проходить занятия;
    • обоснование направления;
    • условия, на которых будут вестись занятия;
    • Ф.И.О. лица, ответственного за обучение;
    • на основании чего сотрудник направляется на обучение (это может быть трудовой договор или доп. соглашение к нему);
    • подпись направляемого;
    • подпись руководителя медицинского учреждения (или уполномоченного им лица).
    • Приказ о повышении квалификации, образец

      Приказ на направление на повышение квалификации: общие положения

      При направлении работника на повышение квалификации издается приказ, значение которого не ограничивается фиксацией факта приостановления выполнения трудовой функции в связи с обучением.

      Издание приказа о направлении на повышение квалификации без отрыва от производства является, например, основанием для последующего предоставления обучаемому преимущественного права остаться на работе при сокращении (ч. 2 ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации).

      Исполнение приказа о направлении на повышение квалификации не влечет ущемления социальных прав работников. В частности, законодательство не содержит норм, позволяющих не включать период повышения квалификации в специальный трудовой стаж (постановление 19-го арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 № 19АП-1527/2017 по делу № А64-4511/2016).

      При возникновении споров между работодателем и бывшим сотрудником о возмещении затрат на обучение рассматриваемые приказы являются подтверждением прохождения обучения, хотя практика взыскания денежных средств с гражданина разнится в зависимости от обстоятельств дела. Суды могут занять сторону работодателя (апелляционное определение Пермского крайсуда от 08.02.2017 по делу № 33-1492/2017) или бывшего сотрудника, указав, например, что он направлялся на повышение квалификации по инициативе работодателя и указанное не являлось обучением или переобучением (апелляционное определение Санкт-Петербургского горсуда от 13.04.2017 № 33-6455/2017).

      Приказ о направлении на курсы повышения квалификации или переподготовку — образец

      Образец приказа о направлении на повышение квалификации можно скачать по ссылке: Приказ о направлении на повышение квалификации — образец.

      При направлении на переобучение в другой населенный пункт потребуется оформление командировки, что не исключает и издания последующих приказов об отзыве работника из нее, о чем можно подробнее прочитать в нашей статье Образец приказа об отмене и отзыве из командировки.

      С приказами о направлении на курсы или переподготовку работник должен быть ознакомлен под подпись. Вместе с тем в случае споров неознакомление с приказом само по себе не свидетельствует, что обучение не проводилось (апелляционное определение Мосгорсуда от 04.06.2015 по делу № 33-13784).

      Итак, при необходимости обучения работника издается приказ о направлении на курсы повышения квалификации, образец которого представлен для скачивания в настоящей статье. С приказом работник должен быть ознакомлен под подпись. Приказ нужен не только для оформления особенностей трудовых отношений в момент его составления, но и может быть, например, доказательством, подтверждающим проведение обучения в случае спора.

      Повышение квалификации в другом городе = командировка?

      Пожалуй, каждый раз, когда работника нужно отправить на курсы повышения квалификации или кратковременное обучение в другой город, у кадровиков и бухгалтеров возникает вопрос: оформлять ли такую поездку как служебную командировку? На практике решения в этой ситуации принимают разные.

      Мы рассмотрим все точки зрения. Но, как и в остальных случаях, когда в законе четкого ответа нет, решение остается за работодателем.

      Мнение эксперта: Е.М. Офман, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права Уральского филиала Российской академии правосудия, г. Челябинск

      «Повышение квалификации в другом городе с отрывом от производства командировкой не является»

      Повышение квалификации работника осуществляется в рамках дополнительного профессионального образования (п. 2 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), которое направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Повышение квалификации может проводиться с отрывом от производства, без или с частичным отрывом, по индивидуальным формам обучения, в форме стажировки.

      Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 Трудового кодекса РФ).

      2 точки зрения на вопрос о повышении квалификации в другом городе

      На практике часто возникает вопрос: является ли направление работника на курсы повышения квалификации в другой город командировкой?

      Первая точка зрения заключается в том, что по всем формальным признакам дополнительное профессиональное образование (в форме повышения квалификации) полностью совпадает со служебной командировкой. Подтверждает это ст. 187 ТК РФ, в которой говорится, что работникам, направляемым на профобучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Повышение квалификации вне места работы признается командировкой, поскольку удовлетворяет всем условиям, установленным ст. 166 ТК:

    • Происходит перемещение в другую местность или другую организацию – поездка.
    • На переобучение направляется физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях, т. е. работник.
    • Работник отправляется повышать квалификацию не по своей воле, а в связи с решением (распоряжением) работодателя.
    • Отрыв от работы, как и направление на учебу, имеют конкретный срок.
    • Во время обучения сотрудник находится вне места постоянной работы.
    • В процессе повышения квалификации работник исполняет не свои трудовые обязанности, за которые получает заработную плату, а служебное задание, отличающееся от функций, установленных в трудовом договоре. То есть, находясь на обучении, работник выполняет служебное поручение.
    • Сторонники такого подхода оформляют направление работников на повышение квалификации как служебную командировку. Нарушения трудовых прав в данном случае не происходит: за сотрудниками сохраняется место работы, производится оплата командировочных расходов.

      Вторая точка зрения заключается в том, что дополнительное профобразование (в форме повышения квалификации) служебной командировкой не является.

      Служебное поручение, выдаваемое работнику при направлении в командировку, может быть связано только с его должностными обязанностями, то есть выполнением определенной в трудовом договоре функции. Но во время повышения квалификации с отрывом от работы сотрудник не выполняет трудовую функцию – он не работает, а учится, следовательно, такая поездка не может считаться служебной командировкой.

      В письме МНС России от 07.06.2000 № ВП6-19/ «О нормах и порядке возмещения командировочных расходов при направлении на курсы повышения квалификации» прямо указано, что направление на переподготовку и курсы повышения квалификации не является служебной командировкой.

      Еще одним аргументом в пользу этой позиции являются различные коды (условные обозначения) для учета рабочего времени сотрудника, направленного в служебную командировку (К (06)), на повышение квалификации с отрывом от работы (ПК (07)), на повышение квалификации с отрывом от работы в другой местности (ПМ (08)), которые используются при заполнении табеля учета рабочего времени по унифицированным формам, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

      По нашему мнению, повышение квалификации в другом городе с отрывом от производства командировкой не является. Смешение этих понятий объясняется тем, что ТК РФ не разграничивает четко данные правовые категории; усугубляет положение статья 187 ТК РФ, устанавливающая, что работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профобразование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

      Кстати, в связи с командировками на отдельных работников распространяются гарантии (запрет направления в служебную поездку или направление только с согласия сотрудника, при условии что это не запрещено медицинским заключением), установленные ТК РФ. В частности, речь идет о беременных, женщинах, имеющих детей в возрасте до трех лет, матерях и отцах, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работниках, имеющих детей-инвалидов или осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ст. 259 ТК РФ). Однако в отношении сотрудников, направляемых на дополнительное профессиональное образование, аналогичные гарантии ст. 187 ТК РФ не предусмотрены.

      Приказ о направлении на курсы повышения квалификации

      Оформление направления на повышение квалификации

      Таким образом, актуальным является вопрос об оформлении направления на повышение квалификации.

      Вариант 1. Повышение квалификации работника = командировка.

      Составляется служебное задание, работодатель издает приказ о направлении работника в служебную командировку, выдает ему командировочное удостоверение.

      Вариант 2. Повышение квалификации работника ≠ командировка.

      Работодатель должен издать приказ по личному составу о направлении работника на курсы повышения квалификации. Стороны имеют право заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором прописать обязанность сотрудника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производится за счет средств работодателя.

      На практике возникает еще один вопрос – о необходимости предоставления работнику, направленному на повышение квалификации, учебного отпуска. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление такого отпуска работникам, получающим дополнительное профессиональное образование. Статья 177 ТК РФ устанавливает, что гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с обучением (в том числе и учебный отпуск), предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Дополнительное образование не сопровождается повышением уровня образования и направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей (ст. 2 Закона об образовании), то есть не является самостоятельным уровнем образования. А значит, работодатель не обязан предоставлять учебный отпуск работнику, получающему дополнительное профессиональное образование.

      При направлении сотрудника на профессиональное обучение или дополнительное профобразование с отрывом от работы за ним сохраняются место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, а также производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки. Таким образом, нормы трудового законодательства о командировках в данной ситуации применяются только в части возмещения командировочных расходов. Пользоваться Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, для решения вопроса о том, как должны оплачиваться дни, приходящиеся на период повышения квалификации, ст. 187 ТК РФ не позволяет.

      Для всех случаев определения среднего заработка, предусмотренных ТК РФ, а значит, и для оплаты периода повышения квалификации единый порядок его исчисления установлен ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Для работников, в отношении которых установлен суммированный учет рабочего времени, средний заработок за период повышения квалификации, как и за период командировки, определяется п. 13 Положения № 922 путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику в периоде, подлежащем оплате. Как видим, и за время командировки, и за время нахождения на курсах повышения квалификации средний заработок сохраняется только за те часы, которые были бы для сотрудника рабочими в соответствии с его графиком при обычных обстоятельствах.

      Обратите внимание: в страховой стаж, а также в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, включаются периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации по распоряжению руководителя, так как в этом случае учеба является обязательной частью его трудовой деятельности. За время прохождения курсов работодателем должны быть произведены соответствующие отчисления (страховые выплаты) в Пенсионный фонд РФ (определение Верховного Суда РФ от 09.12.2011 № 67-В11-8, определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22.05.2012 по делу № 33-10771, Апелляционные определения Московского городского суда от 28.03.2013 № 11-9789, Свердловского областного суда от 27.03.2014 № 33-3768/2014, Верховного суда Чувашской Республики от 16.10.2013 по делу № 33-3744/2013, Астраханского областного суда от 10.07.2013 по делу № 33-2024/2013).

      Статья опубликована в журнале «Справочник кадровика» №10, 2014г.

    Записи созданы 2145

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие записи

    Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

    Вернуться наверх