Повышение заработной платы

Что произойдет со спросом на труд, если заработная плата возрастет?

Во-первых, более высокая заработная плата предполагает возрастание издержек производства и, следовательно, более высокие цены на производимую продукцию. Поскольку потребители отреагируют на повышение цен снижением спроса на продукцию, то предприниматели сократят объемы производства. Меньший объем производства предполагает меньший спрос на труд (при прочих равных условиях). Это сокращение спроса на труд обусловлено «эффектом масштаба», который на рынке труда заключается в том, что вслед за сокращением спроса на продукцию следует сокращение спроса на труд.

Во-вторых, поскольку заработная плата растет и при этом первоначальная цена капитала не меняется, то предприниматель предпочтет сокращать издержки производства, используя такую технологию, которая в большей степени базируется на использовании капитала, а не на живом труде. Таким образом, при росте заработной платы фактический спрос на труд упадет вследствие сдвига к более капиталоемкой модели производства. Это сокращение спроса на труд обусловлено «эффектом замещения», который означает вытеснение труда капиталом по мере роста заработной платы при неизменном состоянии рынка капитала (т.е. без изменения цены на капитал).

Что произойдет со спросом на труд, если будет изменяться спрос на продукцию, а условия приобретения капитала и труда (т.е. цены на факторы производства), а также технология производства и производительность труда останутся неизменными?

Предположим, что спрос на продукцию возрастает независимо от сложившегося уровня цен.

Очевидно, что объем производства предприниматели постараются увеличить, поскольку они будут стремиться максимизировать прибыль. В соответствии с «эффектом масштаба» появится потребность в дополнительной рабочей силе, т.е. возрастет спрос на труд.

W (ставка заработной платы)

L (количество работников)

0

Рис. 3. Увеличение спроса на труд

Кривая спроса на труд Ld сдвигается вправо в положение Ld1 (рис. 3). Этот сдвиг вправо показывает, что при каждой данной ставке заработной платы W количество необходимых работников L возрастает. При этом такая ситуация повторяется до тех пор, пока цены на труд и капитал остаются неизменными.

Рассмотрим, что произойдет со спросом на труд, если предложение капитала изменится таким образом, что цена на него упадет по отношению к первоначальному уровню. При этом спрос на продукцию, технология, производительность труда
и цена труда останутся без изменения.

Анализ данной ситуации схож с анализом влияния изменения цены труда (ставки заработной платы). Когда упадет цена на капитал, то издержки производства на капитал сократятся. Сокращение этих издержек стимулирует дополнительное привлечение капитала для производства продукции, а следовательно, увеличение спроса на труд при каждом данном уровне заработной платы. В этом случае возникает «эффект масштаба», который проявляется в росте спроса на труд вслед за ростом спроса на капитал. Происходит увеличение спроса на труд, вызванное появлением дополнительных рабочих мест. На рисунке это выражается сдвигом кривой спроса на труд Ld вправо.

Вместе с тем возможна и иная ситуация на рынке труда в результате относительного падения цены на капитал. Она связана с применением более капиталоемких технологий в ответ на удешевление капитала. Здесь проявляется «эффект замещения» труда капиталом. Предприниматели предъявляют спрос на труд в меньшем объеме, чем ранее. Сокращение спроса на труд при данной ставке заработной платы выражается сдвигом кривой спроса на труд Ld влево в положение Ld’1 (рис. 4).

W (ставка заработной платы)

L (количество работников)

0

Рис. 4. Сокращение спроса на труд

Таким образом, кривая спроса на труд графически показывает необходимое количество работников для производства товаров и услуг, зависящее от совокупности факторов — ставки заработной платы, цены на капитал, спроса на продукцию, производительности труда и технологии. Предполагаемые изменения одновременно всех перечисленных факторов и каждого в отдельности приводят к сдвигу кривой спроса на труд либо вправо, либо влево. Важно при этом различать сдвиг самой кривой спроса на труд
и движение по кривой. Движение по кривой спроса на труд позволяет установить зависимость между ставкой заработной платы и количеством необходимых работников при условии неизменности всех других факторов, определяющих спрос на труд.

Эластичность спроса на труд

Для того чтобы измерить взаимосвязь между изменением числа нанимаемых работников и изменением цены труда используется коэффициент эластичности спроса на труд, который показывает степень изменения занятости (Е), вызванной изменением заработной платы (W) на один процент.

Коэффициент эластичности спроса на труд можно определить по формуле:

(1)

где J — коэффициент эластичности спроса на труд;

D — процентное изменение;

E — занятость (число нанятых работников);

W — заработная плата;

i — категория работников (отрасль, квалификация, профессия).

Поскольку кривая спроса на труд монотонно убывает, т.е. между занятостью и ценой труда существует обратная зависимость, то эластичность спроса на труд — всегда величина отрицательная. Однако, чтобы постоянно не ставить перед коэффициентом эластичности знак «минус», берется его значение по модулю.

Эластичным называют спрос на труд, сформировавшийся при условии, что процентное изменение занятости превышает процентное изменение заработной платы: Ji > 1.

Неэластичным называют спрос на труд, если процентное изменение заработной платы превышает процентное изменение занятости: Ji < 1.

Если процентное изменение заработной платы и процентное изменение занятости равны, т.е. изменение спроса на труд
и изменение уровня заработной платы лишь компенсируют друг друга, то эластичность равна 1 (единичная эластичность).

Важно также отметить, что возможны два предельных значения коэффициента эластичности:

1) когда DЕi = 0 и Ji = 0. Это означает, что при любом изменении ставки заработной платы (цены труда) количество занятых остается постоянным. Кривая спроса на труд в этом случае вертикальна (рис. 5, а) и спрос абсолютно неэластичен;

2) когда DWi = 0 и Ji = ¥. Это означает, что спрос на труд не зависит от изменения ставки заработной платы (цены труда). Кривая спроса на труд в этом случае горизонтальна (рис. 5, б) и спрос абсолютно эластичен.

W W

Е (занятость) b

Е (занятость) а

Рис. 5. Предельные случаи эластичности спроса на труд

Поскольку работодатели нанимают различных по квалификации и профессиям работников, а спрос на них зависит от заработной платы, сложившейся на соответствующем профессиональном рынке труда, то очень часто используют коэффициент перекрестной эластичности спроса на труд.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса на труд показывает изменение спроса на труд одной категории работников (i) в зависимости от изменения заработной платы другой категории работников (j):

(2)

Если коэффициент перекрестной эластичности положителен, т.е. рост цены на один из предлагаемых ресурсов труда вызывает повышение спроса на другие ресурсы труда, то такие ресурсы труда (категории работников) взаимозаменяемы. Если же коэффициент перекрестной эластичности отрицателен, т.е. рост цены на один из предлагаемых ресурсов труда вызывает сокращение спроса на другие, то такие ресурсы труда (категории работников) являются взаимодополняющими.

Эластичность спроса на труд имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями формирования спроса на труд, его производным характером.

Эластичность спроса на труд определяют три фактора: эластичность спроса на товары и услуги, взаимозаменяемость труда и капитала, доля труда в общих издержках.

Эластичность спроса на труд тем выше, чем выше эластичность спроса на товары и услуги. Высокая эластичность спроса на товары
и услуги по цене означает, что незначительное снижение цены ведет к значительному росту спроса, который порождает дополнительный спрос на труд.

Эластичность спроса на труд тем выше, чем выше взаимозаменяемость труда и капитала. Это означает, что если существует возможность взаимозамены между трудом и капиталом, то даже при незначительном изменении заработной платы происходят относительно более существенные колебания спроса на труд. И, наоборот, если такой возможности практически нет, то значительные изменения заработной платы не могут существенно отразиться на спросе. Эластичность спроса на труд будет невысокой.

Эластичность спроса на труд тем выше, чем больше доля труда
в общих издержках производства продукции и услуг. При высоком удельном весе трудовых затрат по сравнению с другими ресурсами и росте заработной платы происходит существенное повышение цены на товар, которое приводит к падению спроса на труд.

Поскольку спрос на труд описывается всей кривой спроса, то величина эластичности определяется конфигурацией кривой спроса (Ld). Обратимся к рис. 6 и сравним две кривые спроса на труд Ld1 и Ld2

Е (занятость)

W

(ставка заработной платы)

0 Е1 Е2 Е3 Е4

Рис. 6. Сравнение двух кривых спроса на труд
по степени эластичности

Очевидно, что кривая Ld1 имеет более отлогое очертание, чем кривая Ld2. Это объясняется тем, что одно и то же повышение заработной платы с W до W1 в случае Ld1 дает сокращение в занятости с E2 до E1, а в случае Ld2 — с E4 до E3 (Е2 — Е1 > E4 — E3). Следовательно, кривая Ld1 более эластична, чем кривая Ld2.

Однако делать окончательный вывод о степени эластичности на основании только конфигурации кривой спроса было бы не совсем верно. Для большей убедительности необходимо прибегнуть к некоторым расчетам.

Величина коэффициента эластичности изменяется в зависимости от соотношения средних значений Е и W. Если формулу эластичности записать в виде:

,

то для каждой точки на кривой спроса на труд можно определить соответствующий коэффициент эластичности. Поясним это с помощью условного примера (рис. 7).

При перемещении по кривой спроса на труд из точки А в точку В эластичность равна:

т.е. в верхней части кривой спрос на труд эластичен.

Рис. 7. Различная эластичность на кривой спроса на труд

При перемещении из точки С в точку D эластичность соответственно равна:

т.е. в нижней части кривой спрос на труд неэластичен.

Соответственно можно определить точку на кривой спроса на труд, где эластичность будет равна 1:

Теория эластичности спроса на труд успешно применяется при анализе и прогнозе спроса на работников различных профессий и квалификации, а также выработке и реализации политики занятости. Так, если ставится задача увеличения занятости, то это может быть достигнуто при помощи расширения предложения труда. Внедрение правительственных программ подготовки кадров увеличивает предложение труда по определенной профессии и тем самым вызывает уменьшение заработной платы данной категории работников. При высокой эластичности спроса на труд даже незначительное снижение заработной платы вызывает существенное повышение спроса на труд. В конечном итоге это способствует решению проблемы занятости, так как новое равновесие на рынке труда устанавливается при более высоком уровне занятости и низком — заработной платы.

Предложение труда

Рынок труда — это рынок людских ресурсов, воспроизводимых, но в каждый данный момент времени ограниченных. Ограниченность предложения труда обусловлена совокупностью факторов — демографических (численностью населения и его трудоспособной части, миграцией, половозрастной структурой и т.д.), экономических (заработной платой, продолжительностью рабочего времени, уровнем жизни, развитием образования и подготовки кадров
и др.), социальных (престижностью той или иной профессии или занятия), психологических (желанием работать и др.).

Различают рыночное (совокупное) и индивидуальное предложение труда.

Рыночное (совокупное) предложение труда (Ls) характеризуется численностью активно занятого каким-либо видом экономической деятельности населения и численностью той части населения, которая не имеет работы и дохода, но активно занята ее поиском и готова приступить к ней (безработные). Оно тесно связано с индивидуальным предложением труда, поскольку рынок труда характеризуется свободой выбора: каждый, кто предлагает труд в качестве услуги на рынке труда, является лично и экономически свободным и в праве добровольно выбирать не только вид экономической деятельности, но и между занятостью и незанятостью с учетом своих интересов и возможностей.

Поэтому предложение труда, при прочих равных условиях, зависит от общего количества часов, которое может (желает) отработать трудоспособное население с учетом предпочтений в использовании совокупного времени на индивидуальном уровне.

Как известно, время, которым располагает человек, может быть посвящено либо работе, либо досугу. В какой-то степени труд и досуг дополняют друг друга, способны вытеснить один другого, но в границах определенного бюджета времени и в соответствии с индивидуальными предпочтениями человека.

Теоретически мы можем получить множество различных сочетаний часов досуга и часов работы, обладающих определенным уровнем полезности для человека, исходя из его индивидуальных

предпочтений. Естественно, что человек стремится максимизировать уровень этой полезности. Если субъективно человек оценивает полезность, получаемую от различных сочетаний часов досуга и часов работы, одинаково, то говорят о его «безразличии» к подобным сочетаниям.

Графически множество различных уровней полезности для человека часов досуга и часов работы показывают так называемые кривые безразличия. Причем кривые безразличия монотонно убывают, а построенные для одного и того же субъекта не пересекаются. Кроме того, по ним можно определить норму замещения, в данном случае работы, связанной с получением дохода, досугом. Норма замещения работы досугом указывает на величину дохода, от которого может отказаться человек, чтобы удовлетворить свою потребность в досуге.

Допустим, что два человека считают абсолютно равнозначными для себя некоторые сочетания заработной платы (дохода) и времени досуга. Рассмотрим это на условном примере (таблица 1).

Таблица 1

Варианты I II
Заработная плата, руб. Досуг, ч Заработная плата, руб. Досуг, ч
А В С D

Очевидно, что трудовая и досуговая ориентации у этих работников различны. Это отражают кривые безразличия I и II (рис. 8).

Несмотря на то, что каждый человек стремится увеличить
и дневную зарплату, и досуг, имеющиеся в его распоряжении часовая ставка заработной платы и общий фонд времени, определены и ограничивают его возможности в данный момент времени. Например, работник располагает бюджетом времени в 12 часов и возможностью работать при ставке заработной платы 10 руб./ч. Если же работник отдаст предпочтение досугу в течение всего своего времени, то он получит нулевой доход (дневную заработную плату).
И, напротив, если он предпочтет трудиться за плату в 10 руб./ч все
12 часов, то он получит 120 руб. дневного заработка и нулевой досуг. Бюджетное ограничение «доход-досуг» можно представить в виде бюджетной линии, соединив точки С и D прямой линией (рис. 9).

Рис. 8. Кривые безразличия двух работников

Рис. 9. Бюджетная линия «доход-досуг»

При изменении часовой ставки заработной платы будет изменяться бюджетное ограничение. Допустим, что часовая ставка заработной платы увеличилась с 10 руб./ч до 15 руб./ч. Тогда линия бюджетного ограничения займет положение С’D, соответствующее 12 часам досуга при нулевой дневной заработной плате и 180 руб. дневной заработной платы при нулевом досуге (рис. 9).

Бюджетное ограничение, в отличие от кривой безразличия, дает нам возможность определить множество различных сочетаний дохода и досуга, доступных человеку при данной часовой ставке оплаты его труда.

Поскольку распределение индивидуального времени между доходом и досугом определяется двумя факторами — бюджетным ограничением и индивидуальным желанием работать или не работать, то при помощи метода геометрического совмещения двух видов кривых — бюджетной линии и кривой безразличия — на одном графике, можно определить оптимальное соотношение часов досуга и часов работы для работника, т.е. максимальный уровень полезности этих двух благ.

На рис. 10 изображена совокупность кривых безразличия I, II, III, которая называется картой кривых безразличия.

I II III

Рис. 10. Кривые безразличия, совмещенные с бюджетной линией

Как видно из графика, при данном бюджетном ограничении работник имеет две возможности достижения определенного уро-вня полезности — I и II. Уровень полезности, соответствующий кривой безразличия III, не может быть определен, поскольку он не соответствует нашим условиям в данный момент времени. Причем для кривой I у работника есть несколько вариантов получения дохода (работы) с одинаковой полезностью — точки В и Е. Очевидно, что кривая безразличия II, касающаяся только в одной точке (А) бюджетной линии, имеет и более предпочтительный уровень полезности. Эта точка соответствует максимальному уровню полезности для работника сочетания досуга и дохода и отражает предельную норму замещения дохода досугом.

Потребность в досуге современная экономическая наука рассматривает наряду с потребностью в любом другом товаре или услуге. Поэтому индивидуальное поведение человека на рынке труда, или индивидуальное предложение труда, обусловлено, при прочих равных условиях, спросом на досуг, который связан с проявлением двух видов эффектов — дохода и замещения.

Поскольку предложение труда и спрос на досуг взаимозаменяемы во времени, а в нашем примере предельная норма замещения дохода досугом равна дневной заработной плате, или часовой ставке заработной платы, то, исходя из условного допущения о равенстве цены одного часа досуга и часовой ставки заработной платы, спрос на досуг можно представить в виде функции, по крайней мере, двух переменных: часовой ставки заработной платы и дохода, полученного в течение определенного времени.

Очевидно, что доход тесно связан с изменением часовой ставки заработной платы. Если увеличивается последняя, то вследствие роста дохода увеличивается спрос на досуг, как на любой другой товар или услугу. Нерыночные виды деятельности поглощают большее количество отведенного времени, чем ранее, а часы работы уменьшаются. Это явление получило название «эффект дохода», который может действовать как
в сторону увеличения предложения труда, так и в сторону его уменьшения.

Кто такие госслужащие и бюджетники

Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2018 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России (последние новости).

Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 41 830 рублей (данные за III квартал 2018). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников за 2017 год.

Оклады бюджетников в 2018 году, таблица:

Область/Республика

Здравоохранение

Образование

Социальная служба

Библиотеки, архивы,
музеи и прочие
объекты культуры

Научные
исследования
и разработки

Белгородская

25 581

22 868

19 427

23 546

34 069

Брянская

21 733

19 229

14 266

19 418

29 505

Владимирская

25 973

22 810

21 478

25 740

44 239

Воронежская

24 203

23 521

17 409

22 984

53 949

Ивановская

22 165

19 588

17 804

18 456

29 908

Калужская

29 486

26 394

20 981

26 754

56 012

Костромская

21 479

18 765

14 602

18 655

23 812

Курская

22 760

20 791

19 287

21 665

36 722

Липецкая

22 955

21 380

19 917

22 430

32 746

Московская

47 260

43 658

41 976

42 016

65 932

Орловская

22 875

20 510

15 586

21 187

19 105

Рязанская

23 687

23 021

17 730

23 355

58 023

Смоленская

23 484

19 932

15 507

21 113

51 783

Тамбовская

21 901

19 304

16 270

20 041

20 960

Тверская

23 989

21 763

17 513

21 242

42 407

Тульская

27 828

24 141

22 660

28 058

42 395

Ярославская

26 176

24 417

19 814

22 267

33 831

Москва

65 460

74 393

65 284

65 634

82 296

Карелия

32 077

25 335

20 255

28 704

39 940

Коми

36 574

29 924

25 868

35 636

71 171

Архангельская

34 186

29 924

27 848

35 462

81 352

Ненецкий автономный округ
(Архангельская область)

69 392

53 202

59 438

61 502

67 525

Архангельская область
(кроме Ненецкого автономного округа)

32 657

28 397

25 396

32 885

81 415

Вологодская

25 476

23 003

21 068

26 140

57 092

Калининградская

31 417

27 415

23 343

26 345

47 178

Ленинградская

35 710

33 904

31 347

32 539

59 279

Мурманская

42 850

36 629

39 949

41 676

55 437

Новгородская

26 465

22 803

20 753

25 501

51 414

Псковская

23 284

18 961

16 416

19 922

19 676

Санкт-Петербург

55 447

49 825

44 613

50 134

77 091

Адыгея

21 297

19 852

16 172

20 755

43 605

Калмыкия

19 669

18 295

14 730

16 330

21 979

Крым

25 693

24 699

24 068

22 477

28 740

Краснодарский край

27 406

24 996

21 902

23 517

40 054

Астраханская

24 768

21 302

17 719

22 606

30 714

Волгоградская

24 782

22 209

20 335

23 640

56 720

Ростовская

24 741

22 169

19 284

21 217

52 147

Севастополь

27 350

26 021

25 133

26 489

35 313

Дагестан

21 292

16 658

13 395

13 463

27 422

Ингушетия

20 601

19 340

14 198

17 972

21 061

Кабардино-Балкарская

21 123

18 703

16 478

12 312

25 172

Карачаево-Черкесская

19 784

17 861

16 984

16 236

38 915

Северная Осетия-Алания

20 417

18 975

16 890

15 882

25 649

Чеченская

22 571

18 275

18 391

12 544

26 163

Ставропольский край

25 388

20 879

18 763

20 736

28 864

Башкортостан

27 906

24 005

19 396

20 894

65 214

Марий Эл

20 248

19 010

14 271

19 517

46 285

Мордовия

22 440

19 827

16 814

18 879

33 122

Татарстан

26 912

25 723

21 101

23 912

54 078

Удмуртская

26 223

21 826

19 813

23 468

34 601

Чувашия

22 839

19 542

16 034

18 749

48 063

Пермский край

27 768

26 854

23 250

23 474

54 335

Кировская

24 345

19 478

15 591

19 165

36 936

Нижегородская

25 752

26 767

20 752

25 128

59 649

Оренбургская

24 387

20 701

18 446

21 903

33 573

Пензенская

25 840

22 085

18 017

22 510

52 311

Самарская

26 429

26 043

19. 373

23 681

43 867

Саратовская

21 357

18 940

17 001

19 016

36 738

Ульяновская

21 796

21 776

18 867

20 970

48 827

Курганская

22 728

19 305

16 886

19 174

34 951

Свердловская

32 310

28 781

24 594

30 247

45 601

Тюменская

50 746

46 938

41 873

51 316

94 372

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
(Тюменская область)

56 312

49 143

47 810

50 627

81 757

Ямало-Ненецкий автономный округ
(Тюменская область)

73 754

61 110

61 019

78 438

10 719

Тюменская область
(кроме Ханты-Мансийского автономного
округа — Югры и Ямало-Ненецкого
автономного округа)

33 927

35 979

30 687

33 236

98 423

Челябинская область

28 869

25 440

22 988

26 376

51 292

Республика Алтай

25 786

19 930

14 527

21 162

22 183

Бурятия

29 159

26 351

22 244

23 022

42 129

Тыва

26 558

21 707

17 313

23 784

41 086

Хакасия

28 353

24 697

20 761

23 300

56 413

Алтайский край

22 023

17 347

15 728

15 312

33 369

Забайкальский край

27 584

22 944

19 956

20 964

31 741

Красноярский край

31 980

30 766

23 909

27 771

54 870

Иркутская

31 955

27 344

28 570

31 056

53 384

Кемеровская

26 477

24 797

19 123

22 035

60 530

Новосибирская

30 232

27 526

23 872

24 784

47 047

Омская

26 011

23 454

17 736

21 674

42 731

Томская

30 476

33 821

22 264

28 988

52 253

Саха (Якутия)

48 794

45 528

41 854

44 382

66 815

Камчатский край

60 507

53 147

52 368

51 900

68 167

Приморский край

34 225

32 384

27 371

27 896

48 746

Хабаровский край

39 396

32 424

31 509

33 405

50 086

Амурская

30 391

26 973

23 521

28 957

64 174

Магаданская

57 781

48 252

53 235

49 009

68 410

Сахалинская

58 283

50 160

50 145

52 825

77 586

Еврейская автономная область

30 176

25 268

22 558

22 802

37 734

Чукотский автономный округ

83 239

73 041

74 313

72 767

68 158

Зарплата бюджетников в 2019 году

Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597, называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2018-му в первую очередь учителям и врачам.

Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

  • от 07.05.2012 № 597;
  • от 01.06.2012 № 761;
  • от 28.12.2012 № 1688.

Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты должен составить не менее 200 % от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты не должен быть ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Врачи

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений.

Социальные психологи

Юристы

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение окладов
с 1 сентября 2019 — на 6,0 %,
в 2020 — на 5,4 %,
в 2021 — на 6,6 %
Повышение окладов
с 1 октября 2019 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %,
1 октября 2020 — на 3,8 %,
1 октября 2021 — на 4 %

В каких случаях повышается в России?

Зарплатой принято считать денежную сумму, величина которой указывается в трудовом договоре. При сдельной оплате в документе отражается часовая или другого вида ставка, а также порядок расчета итогового значения ежемесячно выплачиваемых денег.

В зависимости от этого повышение уровня заработной платы может быть осуществлено несколькими способами:

  • Путем увеличения тарифной ставки.
  • Путем увеличения размера фиксированного оклада.

При изменении заработной платы сотрудникам по собственной инициативе работодатель составляет ряд сопутствующих бумаг, в которых отражается обоснование и данные о причине, по которой появилась необходимость увеличения заработка.

Среди наиболее уважительных причин нужно выделить основные:

  • успешное прохождение аттестации или повышение квалификации работника;
  • приобретение трудящимся гражданином профессиональных знаний, полученных в ходе обучения в ВУЗе;
  • повышение сотрудника в должности;
  • личная инициатива руководителя предприятия. Ее появлению способствует продолжительное сотрудничество, благодаря которому работником был получен богатый опыт работы.

Рекомендуем прочитать: Как правильно просить повышения зарплаты у начальника?

Помимо этого, размер заработной платы может быть увеличен по причине роста цен в конкретном регионе на товары общего потребления.

При наступлении таких обстоятельств работодатель вправе не уведомлять сотрудника о повышении оклада. Допускается самостоятельное внесение корректировок в коллективное соглашение.

Кроме того, повышение возможно провести на основании поданного заявления работником, где он обосновывает причины запроса прибавки. Вместо заявления можно также оформить служебную записку или ходатайство об увеличении размера оплаты труда.

Чем отличается от индексации?

Повышение зарплаты часто путают с индексацией.

Важно отметить, что последняя представляет собой увеличение оклада работников на определенный процент, величина которого определяется государственными органами, уполномоченными на это действие.

Главной причиной, по которой проводят индексацию, является инфляция, характеризующаяся ростом цен на товары и услуги.

Изменение размера заработной платы при этом необходимо для того, чтобы трудящиеся граждане могли обеспечить себе должный уровень жизни.

В общих чертах процесс повышения заработной платы отличается от индексации следующим:

  • охват затронутой аудитории. Повысить зарплату можно как одному, так и нескольким сотрудникам. При индексации меняются оклады всех сотрудников, работающих на определенном предприятии. Процент, на который увеличивается ежемесячно начисляемая сумма, един для всех;
  • необходимость проведения. Работодатель самостоятельно решает, кому и при каких обстоятельствах увеличить заработную плату. Индексация же проводится в обязательном порядке, который устанавливает соответствующие органы, с учетом установленного коэффициента.

Важно учесть, что обязательной индексации подлежат компании, деятельность которых финансирует государство. Предприятия коммерческого плана вправе самостоятельно принимать решения по этому вопросу. Часто порядок индексации прописывается в специальном Положении.

Нужно ли проводить ежегодное увеличение оклада работников?

Действующим Законодательством РФ определено, что руководитель предприятия вправе менять величину заработной платы сотрудников в положительную сторону с любой периодичностью. Исключением считаются бюджетники.

Из этого следует вывод — ежегодно повышать оклады работников не обязательно.

Зарплата может меняться как каждый год, так раз в несколько лет. Конкретный ход развития событий зависит от сопутствующих обстоятельства.

Если в компании установлена определенная периодичность повышения окладов, данный вопрос должен быть отражен в коллективном соглашении или договоре, заключаемом при трудоустройстве.

При наличии весомых аргументированных причин работник может сам обратиться к работодателю с просьбой повышения зарплаты. Итоговое решение руководство принимает самостоятельно.

Как правильно оформить?

Изменение размера оклада — это действие, совершение которого должно сопровождаться оформлением соответствующей документации.

В данном случае таковыми являются ряд бумаг:

  • Приказ. Он должен содержать в себе сведения о сотруднике — его должность, инициалы, паспортные данные и наименование структурного подразделения, в котором он работает. Помимо этого в документе указывается причина повышения зарплаты и ее размер. При изменении окладов нескольких человек данные о каждом из них оформляются в виде таблицы.
  • Внутренняя документация. К таковой относится коллективное соглашение, личная карточка специалиста, штатное расписание. При изменении должности корректировки вносятся в трудовую книжку.

Уведомление о предстоящих изменениях составлять не нужно. Достаточно того, чтобы сотрудник ознакомился с информацией, добавленной в соответствующее соглашение. Наличие подписи свидетельствует о том, что работник согласен с повышением оклада.

График повышения заработной платы сотрудникам

График, в соответствии с которым происходит увеличение размера зарплаты сотрудников бюджетных учреждений, составляется Правительством РФ. Немаловажную роль при этом играет МРОТ и инфляция.

При разработке документации такого характера учитываются условия труда и размер МРОТ, установленный в конкретном регионе.

Заработная плата сотрудников не может быть ниже прожиточного минимума. Нарушение этого правила грозит работодателю штрафом.

В процессе составления графика повышения заработной платы Правительство РФ руководствуется действующими показателями.

После их изучения принимается решение о том, на сколько следует увеличить оклады.

Документ оформляется в виде графика, на котором прослеживается динамика изменений. В основном повышение зарплаты осуществляется несколько раз в год.

Кого коснутся изменения в 2018 году?

Правительством РФ было запланировано повышение заработной платы в январе 2019 года.

Благодаря улучшению в стране экономических показателей появилась возможность сделать это ранее — в мае 2018 года, кого ждет увеличение зарплаты?

В марте текущего года действующий президент РФ В.В. Путин принял ФЗ №41, согласно которому в мае 2018 года размер МРОТ будет равен показателю прожиточного минимума.

Величина этой суммы составляет 11163 р.

В связи с этим произошло повышение окладов сотрудников, зарплата которых была ниже МРОТ.

Далее приведен список тех, кому должны повысить заработную плату в 2018 году:

  • сотрудников бюджетной сферы деятельности разного уровня;
  • госслужащих;
  • полицейских;
  • ИП;
  • врачей;
  • учителей.

Конкретная процентная прибавка устанавливается в каждом случае индивидуально, в зависимости от финансовых возможностей работодателя.

В обязательном порядке должно соблюдаться правило — зарплата не может быть ниже прожиточного минимума. Он, свою очередь, возрастет на 17.6%.

Можно ли провести по закону задним числом?

При осуществлении трудовой деятельности на официальной основе граждане отчисляют определенную сумму доходов в налоговые и страховые органы.

В большинстве случаев этим занимается работодатель — деньги удерживаются еще при начислении зарплаты.

При оформлении повышения заработной платы задним числом процесс отчисления указанных сумм может быть нарушен.

Исходя из этого, совершение данного действия запрещено и считается незаконным.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх