Правила перевозки пассажиров

Перевозка пассажиров авиационным транспортом

Перевозка пассажиров авиационным транспортом регулируется Воздушным кодексом РФ. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. N 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Воздушные перевозки пассажиров осуществляются в соответствии со специальными Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 28.06.2007 г. N 82 // Российская газета. — Российская газета. 2007. — 10 октября.. Можно говорить о том, что данный документ является основным при регулировании рассматриваемого договора, в нем детально прописаны все элементы, права и обязанности сторон и др.

Данные Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее — перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее — регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее — чартерные рейсы).

Согласно ст. 106 ВК РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая от аэропорта отправления до аэропорта назначения несколькими авиационными предприятиями по одному перевозочному документу (в том числе по выданным вместе с ним дополнительным перевозочным документам), рассматривается как единый договор перевозки, независимо от того, имели ли место пересадки, перегрузки или перерыв в перевозке. Напротив, перевозка пассажира в направлениях «туда» и «обратно» рассматривается как два отдельных договора перевозки. Иванова О.Н., Симонов А.М. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный). — М., 2004. С. 207.

На каждого пассажира оформляется отдельный билет. Билет может быть оформлен в электронной форме или на бумажном носителе. Билет оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира.

Большой интерес представляет вводимая в Росси в настоящее время система электронного билета.

В.В. Мосашвили отмечает, что «Российские перевозчики отстают в использовании электронного билета. Чтобы преодолеть отставание, необходимо устранить ряд правовых ограничений на использование электронного билета, существующих в российском законодательстве, и сделать главное: ратифицировать Монреальскую конвенцию, содержащую требования к электронным билетам». Мосашвили В.В. Правовые аспекты внедрения и использования электронного билета российскими авиаперевозчиками // Юрист. 2007. N 10. С. 38. Электронные билеты, в соответствии с российским законодательством, сопровождаются кассовыми чеками. После их оформления граждане могут сразу ехать в аэропорт и получать билеты во время регистрации у диспетчеров или в киосках саморегистрации. Таким образом, электронное оформление значительно упрощает процедуру бронирования и покупки авиабилетов, делает ее более доступной для широкой публики. Не выходя из дома или офиса, теперь можно через Интернет заказать и купить билет на международные рейсы многих авиакомпаний.

Пассажиру воздушного судна предоставляются следующие права:

1) проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

2) бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира;

3) бесплатного, при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2 лет, а также дети в возрасте от двух до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;

4) бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Помимо этого Федеральные авиационные правила, введенные в действие 21.10.2007 г. установили дополнительные права авиапассажиров. Новые правила решили многие проблемы пассажиров, в особенности те, которые возникают при задержке рейсов — не только регулярных, но и чартерных:

1) Если рейс задерживается, то через 2 часа ожидания авиакомпания должна предоставить пассажиру телефон или электронную почту, чтобы связаться с близкими. Также авиакомпания должна обеспечить пассажира напитками.

2) После 4 часов ожидания пассажиру полагается горячее питание.

3) Если пассажир задержался в аэропорту на более чем на 8 часов днем или более чем на 6 часов ночью, перевозчик обязан разместить его в гостинице.

4) При задержке вылета авиакомпания организовывает хранение багажа.

5) Пассажиров с детьми перевозчик обязан бесплатно пускать в комнату матери и ребенка.

6) Если пассажир потерял авиабилет, а также, если его повредили или неправильно оформили, авиакомпания обязана его восстановить.

Среди судебных споров, непосредственно связанных с воздушной перевозкой пассажиров, багажа, представляется возможным выделить три основные категории:

1) споры, возникающие в связи с просрочкой доставки пассажиров, багажа;

2) споры, связанные с утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, а также вещей, находящихся при пассажире;

3) споры, связанные с причинением вреда жизни или здоровью пассажира. Петрухина Т.Г. Обзор судебной практики по спорам, связанным с воздушной перевозкой пассажиров, багажа и грузов // Право и экономика. 2007. N 1. С. 44.

Как свидетельствует практика, дела, возникающие в связи с просрочкой доставки пассажиров, багажа или груза, составляют значительную часть всех споров, связанных с воздушными перевозками. При этом пассажиры подают иски о взыскании морального вреда.

Так, истец обратился в суд с иском к авиакомпании о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. При этом он ссылался на то, что приобретя в кассах авиакомпании билеты, он с семьей 22 июня 1996 г. вылетел в г. Пусан, а 29 июня 1996 г., прибыв в аэропорт для обратного вылета в г. Южно-Сахалинск, узнал, что его рейс отменен. Вылететь в г. Южно-Сахалинск он смог лишь 2 июля 1996 г., но уже из г. Сеула, куда ему пришлось добираться на такси. По мнению истца, ему был причинен материальный ущерб, состоящий из стоимости не исполненной авиакомпанией услуги, стоимости дороги от г. Пусана до г. Сеула и других транспортных расходов. Причиненный ему моральный вред истец оценил в 20 млн. руб. Дело неоднократно рассматривалось различными судебными инстанциями. Решением Южно-Сахалинского городского суда (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Сахалинского областного суда) исковые требования удовлетворены частично: в пользу истца взыскано 2514716 руб. в счет возмещения имущественного ущерба, в удовлетворении остальных требований отказано.

Отказывая истцу в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, суд первой инстанции ссылался на то, что такая возможность не предусмотрена ни договором, ни правилами международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, ни Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 г, а Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», устанавливающий такую возможность, спорные правоотношения не регулирует.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с этим выводом по следующим основаниям. Согласно ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. «О введении в действие части второй ГК РФ» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей».

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 Постановления N 7 от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», к отношениям, регулируемым данным Законом, в частности, относятся отношения, вытекающие из договора перевозки граждан, их багажа и грузов.

Таким образом, возможность применения Закона РФ «О защите прав потребителей» не ставится в зависимость от вида перевозки.

Итак, договор перевозки авиационным транспортом регулируется не только Воздушным кодексом РФ, но и Федеральными авиационными правилами, которые, по сути, являются основным источником, в котором подробно прописаны права и обязанности пассажира и перевозчика.

3. Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом

Договор перевозки пассажиров железнодорожным транспортом Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170. (УЖД).

Согласно ст. 1 УЖД, он определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг. Перевозке пассажиров посвящена глава VI УЖД.

Согласно ст. 82 УЖД по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа его провоз, а отправители грузобагажа — провоз грузобагажа.

Поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории:

1) в зависимости от скорости их движения: скоростные, скорые и пассажирские;

2) в зависимости от расстояния следования и условий проезда: дальние и пригородные.

Согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа его провоз, а отправители грузобагажа — провоз грузобагажа.

Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа — грузобагажными квитанциями.

Пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения. Физические лица имеют право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации. Изд. 5-е, перераб. и доп. / Под ред. В.А. Вайпана. — М.: Юстицинформ, 2007. С. 76.

Перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать:

1) безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа;

2) качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах;

3) сохранность перевозимых багажа, грузобагажа;

4) движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием;

5) своевременную доставку багажа, грузобагажа.

Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

С 3 июня 2003 г. действуют Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте Постановление Главного государственного санитарного врача РФ О введении в действие «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03» от 04.03.2003 г. N 12 // Российская газета. 2003. — 12 апреля., они устанавливают требования к содержанию вокзалов, размеры купе, параметры микроклимата в вагонах и т.д.

Статья 83 УЖД устанавливает права пассажиров при проезде в поездах дальнего следования:

— провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;

— провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь;

— сдавать для перевозки багаж;

— делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета) не более чем на 10 суток;

— продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае непредоставления места, указанного в проездном документе (билете), и несогласия воспользоваться другим местом на время до отправления следующего поезда, в котором ему будет предоставлено место, а при отказе от поездки получить полную стоимость проезда, состоящую из стоимости билета, стоимости плацкарты и сборов, если таковые взимались при приобретении проездного документа (билета);

— продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений;

— при наличии свободных мест выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен проездной документ (билет), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;

— получать от перевозчика полную стоимость проезда за непроследованное расстояние независимо от срока возврата проездного документа (билета) до отправления поезда в случае отмены отправления поезда, задержки отправления поезда;

— получать от перевозчика полную стоимость проезда при возврате проездного документа (билета) в пункте пересадки в случае опоздания по вине перевозчика на согласованный поезд;

— получать от перевозчика полную стоимость проезда за непроследованное расстояние при прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом в движении поездов;

— возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.

На перевозчика, в частности, возлагаются следующие обязанности:

— в случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. В случае если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда.

— при предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа.

Пассажир вправе расторгнуть договор перевозки до отправления поезда и возвратить в железнодорожную билетную кассу неиспользованный проездной документ (билет) для проезда в поезде дальнего следования. При этом не имеет значения причина, по которой он это делает.

При возврате пассажиром проездного документа (билета):

1) не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда он вправе получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты, т.е. в этом случае пассажиру возвращается полная стоимость проезда;

2) менее чем за 8 часов, но не позже чем за 2 часа до отправления поезда он вправе получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;

3) менее чем за 2 часа до отправления поезда он вправе получить обратно стоимость билета, но стоимость плацкарты не возвращается.

Помимо УЖД при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом применяются Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте. Приказ МПС РФ «Об утверждении правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте» от 26.07.2002 г. N 30 // Российская газета. 2002. — 20 августа.

В судебной практике возникал вопрос о законности некоторых положений данных Правил, а также о правомочиях Министерства путей сообщения РФ по их установлению. В частности, предъявлялись требования о признании недействительным абз. 1 п. 57 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа, предусматривающего, что возврат денег за неиспользованный пассажиром билет на поезд пригородного сообщения не производится. Исключение составляют случаи незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на один час. Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг // Законы России: опыт, анализ, практик. 2007. N 2. С. 49.

Верховный Суд РФ, рассмотрев данное требование, отметил, что оспариваемый пункт соответствует ст. 83 УЖТ, разграничивающей права пассажиров при проезде в поезде дальнего следования и проезде в поезде пригородного сообщения.

Согласно Уставу железнодорожного транспорта в отличие от пассажира в поездах дальнего следования пассажир в поезде пригородного сообщения имеет право на возврат неиспользованного билета и получение полной стоимости проезда не во всех случаях отказа от поездки, а лишь в случае незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на час.

С учетом изложенного Суд не согласился с доводами заявителей о противоречии оспариваемого положения Правил ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

По поводу правомерности издания соответствующих Правил Министерством путей сообщения Суд пояснил, что в соответствии со ст. 3 УЖД федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Таким образом, утверждая Правила, Министерство путей сообщения РФ действовало в пределах полномочий, предоставленных ему законом. Решение Верховного Суда РФ от 05.06.2003 г. N ГКПИ03-55.

УЖТ и принятые в соответствии с ним Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте за просрочку доставки багажа, грузобагажа при их выдаче предусматривают, что перевозчик уплачивает пассажиру, получателю на основании акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере 3% платы за перевозку багажа, грузобагажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа, грузобагажа.

Таким образом, договор перевозки пассажиров железнодорожным транспортом регулирует достаточно большим количеством нормативно-правовых актов, это на наш взгляд хорошо отражается на перевозочном процесса, так как предусматривается широкий круг прав пассажира и обязанностей перевозчика.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх