Правила страхования жилых помещений в городе Москве

Содержание

О мерах по дальнейшему развитию страхования жилых помещений в городе Москве

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2002 года N 821-ПП
О мерах по дальнейшему развитию страхования жилых помещений в городе Москве

(с изменениями на 1 декабря 2017 года)
(редакция, действующая с 1 января 2018 года)

____________________________________________________________________

В целях дальнейшего развития социально ориентированного комплекса мер по защите имущественных интересов и жилищных прав граждан с использованием механизмов страхования Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

постановляет:

1. Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП..

2. Утвердить новую редакцию Положения о системе страхования в городе Москве жилых помещений (далее — Положение), согласно приложению 1.

2(1). Установить стоимостные параметры, применяемые в системе страхования в городе Москве жилых помещений (приложение 3).
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП)

3. Установить, что страхование жилых помещений на условиях Положения проводится на принципе добровольности с использованием механизма уплаты страховых взносов при помощи платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг и с учетом изложенных в разделе 5 Положения обязательств Правительства Москвы.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

Размер обязательств Правительства Москвы устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 года N 483-ПП

4. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года — постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2004 года N 816-ПП..

5. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года — постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2004 года N 816-ПП..

6. Пункт утратил силу с 29 августа 2008 года — постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 700-ПП..

7. Установить, что:

7.1. Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП..

7.2. Участие страховых организаций в системе страхования в городе Москве жилых помещений осуществляется на основании договоров, заключаемых с Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования» по итогам конкурсного отбора.
(Пункт 7.2 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

7.3. Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП..

7.4. Пункт исключен с 19 июня 2004 года постановлением Правительства Москвы от 18 мая 2004 года N 325-ПП..

7.5. Страхование на условиях Положения о системе страхования в городе Москве жилых помещений (п.2) проводится по единым правилам.

8. Рекомендовать страховым организациям, участвующим в системе страхования жилых помещений в городе Москве формировать и использовать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению и снижению вероятности наступления страховых событий в жилищном фонде в размере не менее 10% страховых взносов, полученных по договорам страхования жилых помещений (пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 года N 483-ПП.

9. Финансовое обеспечение расходов в размере обязательств Правительства Москвы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту городского имущества города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

10. Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП..

11. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года — постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2004 года N 816-ПП..

12. Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП..

13. Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП..

14. В связи с выходом настоящего постановления считать утратившими силу пункты 1-11, 13-24 постановления Правительства Москвы от 15 августа 1995 года N 694 «О системе страхования в г.Москве жилых помещений». Принять к сведению, что договоры страхования, заключенные до введения в действие настоящего постановления (на условиях постановления Правительства Москвы N 694), действительны до истечения срока их действия (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 18 марта 2003 года N 170-ПП.

15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение 1. Положение о системе страхования в городе Москве жилых помещений

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 1 октября 2002 года N 821-ПП

(с изменениями на 1 декабря 2017 года)

Общие положения

1.1. Положение о системе страхования в городе Москве жилых помещений (далее — Положение) устанавливает взаимоотношения участников комплексной системы страхования в жилищной сфере города Москвы, частью которой является система страхования в городе Москве жилых помещений, определяет объекты страхования и перечень событий (страховых случаев), при наступлении которых производится возмещение ущерба.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

1.2. Целью системы страхования является защита имущественных интересов собственников жилья и жилищных прав пользователей жилых помещений, нарушаемых вследствие воздействия случайных неблагоприятных обстоятельств, а также обеспечение сохранности жилищного фонда в городе Москве.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

1.3. Страхование жилых помещений с учетом гарантируемых Правительством Москвы мер по защите жилищных прав граждан, проживающих в этих жилых помещениях, проводится на принципе добровольности и не ограничивает права граждан на страхование на иных условиях.

1.4. Система страхования в городе Москве жилых помещений предусматривает исполнение обязательства Правительства Москвы только при соблюдении условий, изложенных в настоящем Положении (пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 года N 483-ПП.

Участники системы страхования в городе Москве жилых помещений

(Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

2.1. Страхователями жилых помещений выступают физические лица, являющиеся:

— собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, а также их законными представителями;

— пользователями жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и переданных им по договору купли-продажи с рассрочкой платежа.

Страхователем жилого помещения, принадлежащего двум или нескольким лицам на праве общей собственности, выступает один из со-собственников жилого помещения по соглашению всех участников общей собственности.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

2.2. Пункт дополнительно включен с 3 апреля 2010 года постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2010 года N 194-ПП; утратил силу — постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП..

2.3. Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП..

2.4. Страховщиками могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страхования соответствующего вида и прошедшие конкурсный отбор.

2.5. Департамент городского имущества города Москвы обеспечивает развитие и совершенствование комплексной системы страхования в жилищной сфере города Москвы, частью которой является страхование в городе Москве жилых помещений, и исполняет обязательства Правительства Москвы, предусмотренные разделом 5 настоящего Положения.

Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования» (далее — Уполномоченная организация) осуществляет реализацию комплексной системы страхования в жилищной сфере города Москвы, частью которой является страхование в городе Москве жилых помещений, проведение конкурсного отбора страховых организаций для участия в комплексной системе страхования в жилищной сфере города Москвы и организационно-техническое сопровождение исполнения обязательств Правительства Москвы, предусмотренных разделом 5 настоящего Положения.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

2.6. Участие страховщиков в системе страхования жилых помещений в городе Москве осуществляется на основании договоров, заключенных по результатам конкурсного отбора с Уполномоченной организацией.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

2.7. Пункт утратил силу с 5 ноября 2011 года — постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 года N 483-ПП..

Объекты страхования

3.1. Объектом, подлежащим страхованию, является расположенное в многоквартирном доме, находящемся в пределах административных границ города Москвы, благоустроенное применительно к условиям города Москвы жилое помещение (квартира, комната(-ты) в коммунальной квартире), включая конструктивные элементы, отделку, инженерное оборудование, внутренние коммуникации, относящиеся к этому жилому помещению (пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 года N 483-ПП.

3.2. Не могут являться объектами страхования жилые помещения:

3.2.1. Признанные в установленном порядке непригодными для проживания.

3.2.2. Расположенные в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными.
(Пункт 3.2.2 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

3.2.3. Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП..

3.2.4. Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП..

Страховые случаи

4.1. Применительно к настоящему Положению страховыми случаями признаются повреждение или уничтожение застрахованного жилого помещения в результате следующих событий:

4.1.1. Пожара (воздействия пламени, дыма, высокой температуры при пожаре), в том числе возникшего вне застрахованного помещения, а также проведения правомерных действий по его ликвидации.

4.1.2. Взрыва по любой причине (исключая террористический акт), произошедшего в том числе вне застрахованного жилого помещения (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 700-ПП.

4.1.3. Аварий систем отопления, водопровода, канализации, а также внутренних водостоков (включая места сопряжения водоприемных воронок с кровлей), в том числе произошедших вне застрахованного жилого помещения.

К водопроводным, отопительным, канализационным системам относятся системы коммунального водоснабжения, теплоснабжения и канализации, включающие разрешенные строительными нормами и правилами для применения в соответствующих инженерных сетях:

— элементы, устройства, оборудование, приборы, в том числе регуляторы давления (потока), фильтры очистки воды, приборы учета холодной и горячей воды;

— трубопроводы, в том числе шланги и гибкие трубопроводы, на участках трубопроводной сети от мест их стационарного присоединения к водоразборной и водосливной арматуре соответствующих инженерных сетей до узлов стационарного присоединения к ним санитарно-технических приборов, оборудования и бытовой техники, при работе которых используется вода, и установка которых не требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Не относятся к указанным системам:

— бытовая техника, при работе которой используется вода, и установка которой не требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, в том числе стиральные, посудомоечные машины, включая элементы, служащие для присоединения данной техники к трубопроводам систем коммунального водоснабжения, теплоснабжения и канализации;

— дополнительные (не предусмотренные проектами строений, в которых расположены застрахованные жилые помещения) санитарно-тех-нические приборы и оборудование (в том числе водонагреватели, бойлеры), установка которых требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, смонтированные в нарушение установленного порядка переустройства жилых помещений, до узлов водосливной и водоразборной (запорной) арматуры, обеспечивающей их подключение к трубопроводам систем коммунального водоснабжения, теплоснабжения и канализации.
(Пункт 4.1.3 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

4.1.4. Сильного ветра (свыше 20 м/сек), урагана, смерча, шквала, а также сопровождающих их атмосферных осадков.

4.2. К страховым случаям не относятся:

4.2.1. Повреждение или уничтожение застрахованного жилого помещения из-за событий, указанных в в пунктах 4.1.1-4.1.3 настоящего Положения, если они произошли в результате:
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

— умышленных действий Страхователя (Выгодоприобретателя), членов его семьи;
— использования Страхователем (Выгодоприобретателем), членами его семьи жилого помещения не по назначению;
— несоблюдения Страхователем (Выгодоприобретателем), членами его семьи установленных и общепринятых правил и норм безопасности, а также содержания, эксплуатации и ремонта жилого помещения, необеспечения его сохранности.
Повреждение (уничтожение) при этом других жилых помещений, застрахованных иными страхователями, вследствие событий, указанных в пунктах 4.1.1-4.1.3 настоящего Положения, явившихся результатом перечисленных выше действий (бездействия) страхователя, относится к страховым случаям.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

4.2.2. Повреждение или уничтожение конструктивных элементов, элементов отделки, инженерного оборудования, элементов внутренних коммуникаций жилого помещения в результате:
— проникновения в жилое помещение атмосферных осадков через незакрытые окна, двери, если это событие не явилось следствием повреждения конструктивных элементов оконных и/или дверных блоков из-за сильного ветра (свыше 20 м/сек), урагана, смерча, шквала (дефис в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 700-ПП;
— дефис исключен с 1 января 2009 года постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 700-ПП.;
— воздействия полезного тепла или огня в процессе работы электротехнического и газового оборудования этого жилого помещения, если такое воздействие не явилось причиной возникновения дальнейшего пожара (абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 года N 483-ПП;
— возгорания электронной аппаратуры и бытовых электроприборов, не относящихся к оборудованию жилого помещения, если данное возгорание не явилось причиной возникновения дальнейшего пожара.

4.3. Под аварией систем, указанных в пункте 4.1.3 настоящего Положения, следует понимать повреждение, разрушение, поломку, выход из строя системы в целом или отдельных ее частей (элементов), повлекшие причинение ущерба имуществу юридических или физических лиц.

При этом к авариям не относятся повлекшие причинение вреда имуществу изменения параметров работы системы отопления, не связанные с разрушением (повреждением) элементов этой системы.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП)

4.4. Под ущербом, причиненным застрахованному жилому помещению в результате аварий, указанных в пункте 4.1.3 настоящего Положения, следует понимать повреждение (уничтожение) конструктивных элементов, отделки, инженерного оборудования, внутренних коммуникаций, относящихся к этому жилому помещению, под воздействием воды, влаги, водяного пара (в том числе образовавшегося в результате испарения со свободной поверхности воды), поступивших в жилое помещение, в том числе из других помещений.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП)

4.5. Повреждение (уничтожение) застрахованного жилого помещения вследствие проведения правомерных действий по устранению (ликвидации) аварий, указанных в пункте 4.1.3 настоящего Положения, приравнивается к повреждению (уничтожению) жилого помещения вследствие самих аварий.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП)

Обязательства Правительства Москвы

5.1. При повреждении жилых помещений, застрахованных с учетом настоящего Положения страховыми организациями, участвующими в системе страхования в городе Москве жилых помещений, исполнение обязательств Правительства Москвы перед страхователями осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы путем осуществления страхователям, указанным в пункте 2.1 настоящего Положения, выплат из бюджета города Москвы в дополнение к страховому возмещению (далее — выплата из бюджета города Москвы).
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

5.2. Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП..

5.3. Величина выплаты из бюджета города Москвы при повреждении жилого помещения в результате страхового случая рассчитывается исходя из величины причиненных убытков и установленного размера ответственности Правительства Москвы. Величина причиненного ущерба рассчитывается исходя из действительной (страховой) стоимости жилого помещения, которая определяется на основании учетных данных МосгорБТИ и правовых актов органов исполнительной власти города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2004 года N 816-ПП; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

5.4. При уничтожении в результате страхового случая жилого помещения (признании жилого помещения непригодным для проживания) Правительство Москвы с учетом установленного размера обязательств обеспечивает (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 4 сентября 2007 года N 771-ПП:
— страхователю-собственнику предоставление другого жилого помещения взамен утраченного либо возмещение убытков в размере страховой стоимости;
— страхователю-нанимателю предоставление другого жилого помещения взамен утраченного. Гражданам, зарегистрированным по месту жительства в уничтоженном жилом помещении, предоставляется другое жилое помещение (квартира), благоустроенное применительно к условиям города Москвы, отвечающее санитарным, техническим нормам и требованиям, установленным правовыми актами города Москвы, соответствующее норме предоставления жилого помещения. Жилое помещение взамен утраченного предоставляется с учетом всех имеющихся в пользовании у граждан и членов их семей жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности. Если иное, кроме уничтоженного, жилище соответствует норме предоставления, то другое жилое помещение взамен утраченного не предоставляется и возмещение убытков в части ответственности Правительства Москвы не производится.

5.5. Страхователям-собственникам жилое помещение взамен утраченного в результате страхового случая передается в собственность.

5.6. Пункт утратил силу — постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП..

5.7. Обязательства Правительства Москвы устанавливаются при заключении договора страхования сроком на 1 год. Договор страхования (полис, свидетельство, сертификат) должен сопровождаться информацией об обязательствах Правительства Москвы.

5.8. Выплата из бюджета города Москвы производится только страхователю, который является гражданином Российской Федерации и зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, поврежденном или уничтоженном (признанном непригодным для проживания) в результате страхового случая.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП)

Порядок и условия возмещения ущерба и осуществления выплаты из бюджета города Москвы

(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП.

6.1. При признании страховщиком факта наступления страхового случая страховщик определяет сумму ущерба, причиненного застрахованному жилому помещению. Расчет ущерба производится в соответствии с порядком, установленным правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы. При этом изменение процента износа конструктивных элементов и элементов отделки жилого помещения за время действия договора страхования не учитывается. Не учитываются также повреждения, связанные с предыдущими страховыми случаями и не устраненные страхователем до наступления последнего страхового случая или с событиями, произошедшими до начала или после окончания действия договора страхования.

Не относятся к ущербу, возникшему в результате страхового случая, утрата потребительских качеств и эксплуатационных характеристик относящихся к застрахованному жилому помещению конструктивных элементов, элементов отделки, инженерного оборудования, внутренних коммуникаций, вызванная процессами гниения, старения, коррозии в материале этих элементов.

6.2. При наличии повреждений жилого помещения в результате страхового случая, являющихся основанием для признания его непригодным для проживания в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», осмотр страховщиком жилого помещения и составление акта осмотра производятся с обязательным участием представителя Уполномоченной организации.

6.3. После выплаты страхователю страхового возмещения при соответствии страхователя требованиям, указанным в пункте 5.8 настоящего Положения, страховщик в срок не позднее 5 рабочих дней со дня выплаты страхового возмещения передает в Уполномоченную организацию:

— документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, включая документы, полученные от страхователя, и документы уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления и (или) организаций, указывающие причину наступления страхового случая;

— заявление страхователя об осуществлении ему выплаты из бюджета города Москвы.

6.4. Уполномоченная организация в срок не позднее 15 календарных дней со дня получения материалов, указанных в пункте 6.3 настоящего Положения, по результатам их рассмотрения готовит заключение о возможности осуществления выплаты из бюджета города Москвы и ее размере (далее — заключение) и передает его в Департамент городского имущества города Москвы. В случае если по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 6.3 настоящего Положения, Уполномоченная организация готовит заключение о невозможности осуществления выплаты из бюджета города Москвы, соответствующее уведомление направляется Уполномоченной организацией страхователю с указанием причин невозможности осуществления такой выплаты.

Подготовка заключения о невозможности осуществления выплаты из бюджета города Москвы производится в следующих случаях:

— страхователь не является гражданином Российской Федерации;

— страхователь не зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, поврежденном или уничтоженном (признанном непригодным для проживания) в результате страхового случая;

— повреждение (уничтожение) застрахованного жилого помещения произошло в результате событий, не указанных в пунктах 4.1.1-4.1.4 настоящего Положения.

6.5. Если по фактам, связанным с наступлением страхового случая, возбуждено уголовное дело в отношении страхователя, рассмотрение Уполномоченной организацией материалов, указанных в пункте 6.3 настоящего Положения, приостанавливается до окончания расследования уголовного дела и его прекращения или вступления в законную силу приговора суда.

6.6. Департамент городского имущества города Москвы в срок не позднее 15 календарных дней со дня получения от Уполномоченной организации заключения принимает решение об осуществлении выплаты из бюджета города Москвы и производит перечисление выплаты на счет страхователя.

6.7. Если при признании помещения непригодным для проживания в результате наступления страхового случая страхователю в соответствии с пунктом 5.4 настоящего Положения предоставлено другое жилое помещение взамен утраченного, страховщик осуществляет перечисление денежных средств в размере страховой суммы в бюджет города Москвы.

6.8. Размер выплаты из бюджета города Москвы по каждому очередному страховому случаю не может превышать разницы между страховой стоимостью и суммой ранее произведенных выплат страхового возмещения и выплат из бюджета города Москвы по предыдущим страховым случаям, произошедшим за период действия договора страхования, а также выплаты страхового возмещения по данному очередному страховому случаю.

Приложение 2. Положение о Государственном учреждении города Москвы «Городской центр жилищного страхования» (утратило силу)

Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 1 октября 2002 года N 821-ПП

____________________________________________________________________
Утратило силу с 29 августа 2008 года на основании
постановления Правительства Москвы
от 5 августа 2008 года N 700-ПП..
____________________________________________________________________

Приложение 3. Стоимостные параметры, применяемые в системе страхования в городе Москве жилых помещений

Приложение 3

к постановлению Правительства Москвы

от 1 октября 2002 года N 821-ПП
(Дополнительно включено
постановлением Правительства Москвы
от 1 декабря 2017 года N 935-ПП)

Стоимостные параметры, применяемые в системе страхования в городе Москве жилых помещений

N п/п

Стоимостные параметры

с 1 января 2018 г.

с 1 января 2019 г.

с 1 января 2020 г.

основное/

альтернативное предложение

основное/

альтернативное

предложение

основное/

альтернативное

предложение

Стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения (рублей)

Размер обязательств Правительства Москвы по договорам страхования (процент от страховой стоимости жилого помещения)

Примечания:

1. Основное предложение — предлагаемые всем страхователям условия, предусматривающие уплату страховой премии по договору страхования, как правило, с использованием единых платежных документов, формируемых многофункциональными центрами предоставления государственных услуг.

2. Альтернативное предложение — предлагаемые в целях обеспечения более высокого уровня возмещаемого страхователям ущерба условия, предусматривающие уплату страховой премии по договору страхования, как правило, без использования единых платежных документов, формируемых многофункциональными центрами предоставления государственных услуг.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Ипотека для большинства россиян является единственной возможностью стать владельцем собственного жилья. Однако для получения ипотечного кредита потребуется выполнить ряд требований банка и собрать немало документов. Для каждого вида страховки существует свой перечень документов. Рассмотрим для начала, какие виды ипотечного страхования существуют.

Все вопросы, связанные с ипотечным кредитованием, регламентируются законом ФЗ-№102 «Об ипотеке (залоге недвижимости)”. Согласно действующему законодательству обязательным является страхование только непосредственно объекта недвижимости, приобретаемого в ипотеку. Но чаще всего банки выдвигают к заемщику требования в виде дополнительных страховок.

Зачем требуется страхование при ипотеке?

Многие заемщики негативно относятся к идее страхования и предпочли бы избежать этих расходов. Однако разумно ли это? На самом деле страховка защищает интересы обеих сторон. Ипотечные кредиты являются долгосрочными. Как правило, это 10 и более лет. За этот период может случиться что угодно и с приобретаемой недвижимостью, и с самим заемщиком.

Страховой полис с одной стороны позволяет в непредвиденной ситуации, приведшей к возникновению финансовых проблем, заемщику максимально безболезненно выйти из нее. С другой стороны, банк таким образом защищает свои финансовые интересы и уменьшает риски. Поэтому, прежде чем отказаться от страхования по ипотеке крепко подумайте.

Виды страхования при оформлении ипотечного кредита:

  • конструктив – страхование приобретаемого жилья;
  • страхование жизни и здоровья заемщика;
  • титульное страхование – требует подтверждения юридической чистоты приобретаемого объекта недвижимости.

Документы для страхования недвижимости

Поскольку страхование квартиры при ипотеке (или другого приобретаемого жилья) является обязательным по закону, начнем рассмотрение вопроса именного с него и выясним, какие документы нужны для оформления страховки.

Стандартно страховка жилья включает следующие страховые случаи, повлекшие повреждение или уничтожение залогового имущества:

  • землетрясение;
  • смерч, бури;
  • пожар;
  • ливень и наводнение;
  • наезд на объект транспортного средства или падение летательного аппарата;
  • незаконные действия третьих лиц.

В разных страховых компаниях требования к предоставляемому пакету документов для оформления страховки могут отличаться. Но есть и общие требования. Основной пакет включает следующий перечень документов:

  • документ об оценке рыночной стоимости приобретаемого жилья;
  • кадастровый паспорт;
  • документ, подтверждающий право собственности;
  • акт приема-передачи объекта.

Если квартира приобретается на первичном рынке, то основного пакета будет достаточно. При покупке квартиры на вторичном рынке банк может дополнительно затребовать:

  • актуальная выписка из домовой книги;
  • документы, подтверждающие отсутствие задолженности по коммунальным платежам;
  • план дома (поэтажный);
  • подтверждение законности проведенных перепланировок (если такие имеются).

Также предоставляется пакет документов непосредственно по личности заемщика:

  • копия паспорта (все заполненные страницы);
  • заявление на страхование;
  • ипотечный кредитный договор;
  • документы, подтверждающие источники и размер доходов;
  • свидетельство о браке и согласие супруга на заключение сделки (нотариально заверенное);
  • свидетельства о рождении детей.

Документы для страхования жизни и здоровья заемщика

Рассмотрим, какие документы нужны для страхования жизни и здоровья при ипотеке. Сразу отметим, что страховые компании не всегда требуют прохождения медицинского обследования или предоставления официальных документов о состоянии здоровья. Порой бывает достаточно заполнения анкеты, в которой заемщиком самостоятельно указывается информация о текущем состоянии здоровья, наличии хронических заболеваниях, хобби или работе, связанными с рисками для жизни, также предоставляются паспортные данные.

Но не стоит надеяться, что такой подход страховщика упростит процедуру получения страховых выплат в дальнейшем. Если при наступлении страхового случая будет выявлено, что заемщик указал ложную информацию при оформлении страховки, то выплаты будут отменены.

При заключении договора о страховании жизни и здоровья дополнительно страховщик может затребовать:

  • прохождение предстраховой медицинской комиссии;
  • выписку из истории болезни (если таковая была указана при заполнении анкеты);
  • официальную справку об отсутствии наследственных, хронических и онкологических заболеваний;
  • информацию о занятии видами спорта, являющимися травмоопасными.

Документы для титульного страхования

Зачем нужно страховать титул при оформлении ипотеки? Таким образом банк стремится обеспечить себе финансовую защиту в ситуации, когда заемщик может потерять право собственности на жилье. Подробнее о страховании титула можете почитать .

Обозначим список документов, которые может затребовать страховая компания при оформлении титульной страховки.

  • Актуальная выписка из ЕГРН.
  • Выписка из домовой книги и поэтажный план, экспликация.
  • Документально подтвержденная история перехода собственности на объект за последние 3 года.
  • Заключение из органов опеки (в тех случаях, если в квартире были доли несовершеннолетних).
  • Медицинские справки из психоневрологического диспансера о здоровье заемщика и всех участников сделки (супруга и т.д.). Данная информация необходима, чтобы исключить в дальнейшем вероятность признания сделки недействительной из-за постановки на учет по заболеваниям.

Большинство страховых компаний дает возможность своим клиентам продлевать страховые договора без подачи повторно полного пакета документов. Исключением могут выступать ситуации, когда отмечаются существенные изменения в здоровье заемщика или наступление его преклонного возраста. Также обновления требует заключение об оценке недвижимости. Срок актуальности этого документа – 10 лет.

Как выбрать лучший вариант страхования ипотеки?

Стоимость разных видов страхования имеет существенные отличия. Зависит она и от выбора страховой компании. Прежде чем заключить договор, проведите мониторинг цен и обязательно изучите отзывы о компании. Выбрать лучшую цену вам поможет калькулятор ипотечных страховок Prosto.Insure. Для расчета стоимости введите необходимые параметры в калькулятор и нажмите кнопку «Найти».

Общие факторы, оказывающие влияние на стоимость страхового полиса, таковы:

  • сумма и условия ипотечного кредита;
  • вид страхования;
  • количество включенных в договор страховых рисков;
  • ветхость и оценка рыночной стоимости жилья.

Как правило, комплексная ипотечная страховка, включающая страхование конструктива, здоровья заемщика и титула, выгодней, чем ипотека только со страхованием залогового имущества. Происходит это по причине пониженной процентной ставки по ипотечному кредиту: банки таким образом защищают себя по всем направлениям и стимулируют заемщиков оформлять защиту от большинства рисков. Чтобы знать точно, как вариант выгодней, нужно рассчитывать каждый случай. Предлагаем получить консультацию Prosto.Insure по этому вопросу. Просто наберите +7 499 322-14-22 и спросите у наших специалистов, какую страховку для ипотеки выгодней выбрать для вас.

12 Июль 2019

4 августа вступают в силу изменения в законодательство о страховании.

Изменения были приняты год назад, и всё это время СМИ пугают жителей дополнительными расходами и новыми строками в квитанции. Судя по тому, что эти авторы пишут, они не утруждают себя ознакомлением с первоисточником – текстом закона, поэтому мы это сделали за них.

Основные изменения коснулись Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Там появилась статья 11.1 – «Полномочия органов государственной власти субъектов РФ при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций».

Что нового появилось благодаря этой норме?

Региональным органам власти дали право (не обязанность!) принимать свои программы для возмещения ущерба, причиненного жилым домам и жилым помещениям, с использованием механизма добровольного (!) страхования.

Законодатель прописал, что такая программа должна предусматривать:

1. страхование жилых помещений в пользу страхователей — собственников жилых помещений наряду с оказанием помощи за счет средств соответствующих бюджетов при причинении ущерба этим помещениям;

2. перечень других лиц, не являющихся собственниками, которые тоже могут участвовать в программе в качестве страхователей (например, наниматели жилых помещений), их права и обязанности, порядок возмещения ущерба, в том числе порядок предоставления новых жилых помещений;

3. список рисков, при наступлении которых будет предоставляться помощь в возмещении ущерба за счет средств соответствующих бюджетов (риск утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, другие риски, которые регион может включать в свою программу;

4. порядок включения страховщиков в программу и доведения информации об этих страховщиках до сведения граждан, желающих застраховать помещения;

5. срок действия договора страхования (не меньше 1 года);

6. размеры страховых сумм;

7. характеристику жилищного фонда, которая должна учитываться при оценке страхового риска и возмещении ущерба;

8. порядок направления страховщиком оферты (предложения заключить договор страхования жилого помещения) и ее акцепта (принятия предложения) страхователем, а также предоставления страхователю подписанного страховщиком договора;

9. порядок заключения договора страхования, порядок и способы уплаты страховой премии;

10. порядок и сроки возмещения ущерба при утрате или повреждении помещения;

11. основания и порядок предоставления компенсации по уплате части страховой премии и иных форм поддержки отдельным категориям граждан, участвующих в программе, с учетом предусмотренных в региональном бюджете ассигнований в случае, если такая поддержка определена программой.

В этом скучном перечне просим читателя обратить внимание на п. 8, согласно которому в программе должен быть прописан порядок заключения договора добровольного страхования. Чтобы случайно не заключить этот договор страхования, если Вы не хотите нести дополнительные расходы, посмотрите, какой порядок предусмотрен в самой региональной программе.

Однако, скорее всего, региональная программа, предусмотренная новой нормой закона, еще не принята, ведь закон еще не вступил в силу.

Кроме того, согласно новой норме Методика разработки программ утверждается Минфином России, и насколько известно на момент публикации этой статьи, такая Методика еще не утверждена. Мы нашли только проект Методики, можете ознакомиться.

Также изменения предусматривают, кто (страховщик и сам регион), в каких случаях и каким образом возмещает ущерб, причиненный застрахованному по программе помещению.

Правительство РФ уже приняло Постановление от 12.04.2019 N 433 об определении страховых сумм, в котором также утвердило Правила расчета максимального размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках региональных программ. Сведения о максимальном размере возмещаемого ущерба страховщик должен представить страхователю вместе с договором страхования.

Поправками законодатель планировал стимулировать добровольное страхование жилья и предусмотрел, что регионы могут принимать иреализовывать соответствующие программы.

Для того, чтобы страховка жилья, предусмотренная обсуждаемыми нововведениями, добралась до Вашей жизни, нужно, чтобы регионы приняли соответствующие программы по методике Минфина РФ, которая еще не утверждена.

Как видите, в законе ничего не появилось про новые строки в квитанции, про обязанность платить страховку и всё то, чем пугают статьи из интернета.

В Закон РФ от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» также были изменения, например, про передачу обязательств страховщиков в облигаторное перестрахование в национальную перестраховочную компанию. Однако это еще меньше касается самих собственников и совсем не касается платежных документов за содержание жилья и коммунальные услуги.

Страхование жилья было и раньше.

В некоторых регионах, например, Ленинградской области, строка страхования жилья давно поселилась в квитанциях. Возможность застраховать имущество предусмотрена в самом платежном документе, в котором указаны 2 суммы — со страховкой и без неё. Оплата страховки означает заключение договора на 1 месяц.

Также некоторые жители принимают на общих собраниях решение о страховании жилья или общего имущества, после чего у них появляется новая строка расходов по страхованию или отдельный платежный документ. В этих случаях речь идет не обязательно о страховании жилья именно от чрезвычайных ситуаций. Это могут быть любые другие риски, например, затопление соседями.

Указанные случаи практически никак не относятся к принятым изменениям, которые только в августе вступят в силу. Изменения направлены на дополнительное «мотивирование» жителей добровольно застраховать жилье от конкретных рисков, которые должны быть указаны в программах, при этом основным из рисков являются именно чрезвычайные ситуации.

Заключение.

Изменения в законе не влекут автоматического появления в квитанциях новых строк по страхованию жилья на случай чрезвычайных ситуаций.

В законе просто предусмотрели возможность для регионов принимать свои программы для поддержания интереса жителей к страховке жилья. Методика разработки таких программ ещё не принята, поэтому сами программы, объективно не могут быть разработаны.

Страхование не является чем-то новым в ряде регионов РФ, где в платежках давно имеется строчка по страхованию, или в домах, где сами жители решили сами или с помощью управляющих организаций застраховать жилье и дополнительно нести такие расходы.

Страхование жилья было, есть и будет по новому закону добровольным. Если не хотите платить, то:

— внимательно читайте платежный документ с обеих сторон,

— отслеживайте принятие региональной программы о страховании жилья,

— после ее принятия изучите, как будет заключаться договор и что будет считаться акцептом (соглашением на заключение договора с Вашей стороны),

— ожидайте действий страховщиков по направлению Вам оферты (предложения заключить договор добровольного страхования),

— если строка появилась, а условия страхования Вам никто не направил, уточните у управляющей организации, кто является страховщиком, запросите у него условия договора страхования,

— подумайте и решите, хотите ли Вы застраховать жилье от чрезвычайных ситуаций с учетом специфики региона (в некоторых местах это всё-таки актуально),

— в случае отрицательного решения не совершайте действий, которые будут расцениваться как акцепт (соглашение на заключение договора), например, оплата первого платежа.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх