Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений 295

Введены в действие новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений

С 07.01.2017 года введены в действие новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений», утвержденные приказом Минюста РФ № 295 от 16.12.2016 (далее по тексту – ПВР ИУ).

Данные Правила обязательны для администрации исправительного учреждения, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих исправительные учреждения. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Нововведением является дополнение главы 3 пунктом 14, в соответствии с которым осужденным запрещаются получение, приобретение, хранение и распространение изданий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, изданий порнографического характера, а также подписка на них.

Также законодателем конкретизирован перечень вещей и предметов, которые осужденные могут хранить в прикроватных тумбочках (умывальные и письменные принадлежности, литературу в количестве до 5 книг, за исключением учебников осужденных, проходящих обучение в образовательных организациях, журналов, газет, табачные изделия не более 2 пачек сигарет, спички — 1 коробки, средства гигиены).

В новом ПВР ИУ определена разрешающая длина волос на голове (для мужчин) до 20 мм, а также длина бороды или усов (для мужчин) до 9 мм.

Пункт 17 главы 3 Правил, регламентирующий запреты для осужденных, дополнен новым абзацем, который предусматривает запрет на причинение умышленного вреда своему здоровью. За данное нарушение осужденные теперь могут привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Новыми Правилами установлено, что курение осужденным, водворенным в ШИЗО, запрещено, а осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, курение разрешается в период прогулки, предусмотренной распорядком дня исправительного учреждения. Сигареты и спички осужденным выдаются по их просьбе младшим инспектором по надзору за осужденными, содержащимися в штрафных помещениях.

Помывка осужденных теперь проводится не менее двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья.

При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, предложения, заявления и жалобы, адресованные Президенту РФ, в палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в РФ, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте РФ, уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также адресованные в соответствии с международными договорами РФ в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, цензуре не подлежат и отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).

Для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительном учреждении организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней.

Осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания в колонии-поселении, имеющим семьи и отбывшим не менее половины срока наказания, может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение.

Кроме этого, Правилами введена в действие новая глава, касающаяся особенностей отбывания наказания осужденных, являющихся инвалидами.

Так, согласно главе 26 ПВР ИУ администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.

Приморская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края

Осужденный А. четыре года отбывает наказание в исправительной колонии в Мордовии. Из них в общей сложности 3 года и 9 месяцев он провел в изоляторах за нарушение распорядка дня: А. из-за проблем со здоровьем вставал по ночам в туалет.

Комитет «Гражданское содействие” часто получает жалобы о грубых нарушениях прав осужденных, находящихся в российских тюрьмах. Мы рассказываем о таких случаях, чтобы о ситуации в колониях стало известно, но скрываем имена людей, потому что боимся, что это может им навредить. Один из них – россиянин А., отбывающий наказание в Республике Мордовия. Во время своего визита в колонию адвокат от «Гражданского содействия” узнал, что в последний раз А. был помещен в штрафной изолятор 19 сентября, там он находится до сих пор, то есть уже три месяца. Максимальный срок содержания в ШИЗО – 15 суток.

Всего осужденный А. провел в изоляторах (ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ) мордовской колонии 3 года и 9 месяцев. Как выяснилось, наказывают А. таким образом за нарушение распорядка дня, а именно – невыполнение команды отбой. Из-за постоянного содержания в антисанитарных камерных условиях и отсутствия адекватной медицинской помощи состояние здоровья А. стабильно ухудшается. За время отбывания наказания он приобрел ряд заболеваний. Ему часто приходится вставать ночью по нужде в туалет, за что его каждый раз строго наказывают. При этом дисциплинарная комиссия не принимает во внимание имеющиеся у А. заболевания. По словам осужденного, за все время он ни разу не был осмотрен или опрошен медиком перед переводом в изолятор.

Условия содержания в камерах ШИЗО и ПКТ

Отбывающие наказание в исправительных колониях могут попасть в штрафной изолятор (ШИЗО) за нарушение режима содержания. В таких случаях их существенно ограничивают в правах: запрещают свидания, телефонные разговоры, получение посылок, передач и бандеролей, они не могут покупать продукты. В разговоре с адвокатом осужденный А. сообщил, что в камере ШИЗО, в которой он содержится, на одного осужденного приходится менее двух квадратных метров свободного пространства, если не учитывать площадь, которую занимают кровать, стол и сиденье. Туалет отгорожен только с одной стороны, это нарушает приватность и создает большие трудности и неудобства как при его использовании, так и при приеме пищи другими осужденными. Полы в штрафном изоляторе бетонные. В камере стоит постоянный запах канализации. Вентиляция не работает. Из окон дует, из-за чего в помещении холодно и сыро. На окнах и стенах плесень из-за высокой влажности. Освещение тусклое.

Отбывание более мягкого наказания в помещении камерного типа (ПКТ) происходит в тех же камерах ШИЗО.

За что осужденных помещают в изолятор

А. рассказал адвокату, что сотрудники исправительной колонии принуждают его быть их осведомителем. Ему прямым текстом говорят, что если он не будет информировать сотрудников о всех действиях других осужденных, то будет «гнить” в ШИЗО. Несмотря на угрозы физической расправы и ухудшения условий содержания, А. от сотрудничества отказывается. По мнению осужденного, это основная причина, почему его преследуют и постоянно налагают дисциплинарные взыскания.

Кроме того, по словам А., сотрудники мордовской исправительной колонии относятся к нему неприязненно и с предубеждением из-за того, что он исповедует ислам. Ему умышленно приносят еду, приготовленную из свинины, которую он не употребляет в силу религиозных принципов.

Согласно последней информации, А. с 6 декабря по настоящее время не выводят на прогулку и не дают возможности помыться в бане.

Описанные обстоятельства указывают на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение с осужденным А. и грубейшее нарушение его прав. Комитет «Гражданское содействие” в связи с этим направил обращения во ФСИН России, прокуратуру и следственные органы.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правила внутреннего распорядка в исправительных учреждениях»

Актуальность темы диссертационного исследования

• В 1995 году была подготовлена Концепция реорганизации уголовноисполнительной системы МВД России, одобренная Президентом Российской Федерации Ельциным Б.Н. 13 января 1996 года. Данный документ предусматривал план первоочередных организационных мероприятий, включая, например:

— создание во всех субъектах Российской Федерации учреждений, обеспечивающих исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении основной части осужденных по месту жительства или месту совершения преступления;

— расширение гарантированного минимума благ, предоставляемых осужденным, и приведение его в соответствие с международными нормами;

— внедрение в индивидуальную воспитательную работу методик психологической, психиатрической и социально-педагогической диагностик личности осужденных;

— расширение прав осужденных в бытовой и производственной сферах, организации досуга, создание условий для деятельности общественных объединений.

Для того времени уже сама постановка таких задач была весьма прогрессивной, однако реализовать их в тот период не удалось.

Работу по выполнению указаний Президента России приходилось начинать в крайне сложных стартовых условиях. В момент перехода в Министерство юстиции уголовно-исполнительная система находилась в очень сложном положении. Материальная база многих объектов и сооружений, инженерно-технических средств охраны, связи, вооружения и т.д. в течение ^ многих лет не обновлялась и поддерживалась на должном уровне и поэтому досталась данному ведомству в крайне изношенном и запущенном состоянии.

Исправительные заведения оказались переполненными, не получавшими необходимого питания, одежды, обуви, лекарств и пр. Достаточно сказать, что, к примеру, в некоторых следственных изоляторах, на одного человека приходилось не более 1 квадратного метра жилой площади (при установленной законом норме в 4 квадратных метра), из-за чего людям приходилось спать по очереди.1 Не удивительно, что в местах лишения свободы получили распространение инфекционные заболевания, в том числе такие опасные, как туберкулез и ВИЧ. Многие осужденные передавались вынужденному безделью, так как администрация не могла предоставить им рабочие места.

С учетом этих обстоятельств и были определены приоритетные задачи по реформированию уголовно-исполнительной системы: совершенствование нормативно-правовой базы, ускорение судебно-правовой реформы, и как результат — сокращение численности в местах лишения свободы и лиц, содержащихся под стражей.

Следует отметить, что в последнее время актуально анализировать, сравнивать уголовно-исполнительную политику России в прошлом и в настоящее время. Так, по мнению заместителя министра юстиции Российской Федерации РФ Ю.Калинина, «.В те времена было много перегибов, которые создавали определенный, прямо скажем, негативный, психологический фон. В таких условиях не было, да и не могло быть нормального взаимодействия коллективов сотрудников исправительных учреждений с массой осужденных. Они были как бы разделены незримой полосой, а, по сути, — непреодолимой силой. Человеческие начала в отношениях персонала учреждений и осужденных были минимизированы. Очень много делалось для того, чтобы люди получали образование, рабочую специальность, были здоровы. Но естественно, все это осуществлялось в русле доминировавшей тогда идеологии.

Анопко В. Влияние гуманизации уголовного законодательства на изменение численности и состава I осужденных // Преступление и наказание. 2003. №6. С. 15.

Серьезная ошибка допускалась в организации колонийского производства, которое провозглашалось средством исправления осужденных, а на самом деле стало целью существования самой системы»1. Нельзя абсолютно согласиться с вышеизложенным мнением. На наш взгляд, в советское время существовала сильная, хорошо «оснащенная» в производственном смысле слова и налаженная уголовно-исполнительная система. Возможно, она стала разрушаться в период перехода России на рыночную систему хозяйствования. Предприятия УИС России стали участвовать в рыночных отношениях наравне с другими предприятиям не могли, да и, в принципе, не должны. Однако предприятия УИС вынуждены участвовать в рыночных отношениях, поскольку имеют статус государственных унитарных. Вследствие этого система упирается в проблему индустриализации, в вопросы производственных структур, задача и цель которых — извлечение прибыли. В результате этих противоречий система исполнения наказаний оказывается в очень тяжелом положении.

Что касается иных отношений в уголовно-исполнительной системе, то в последнее время бытует мнение среди теоретиков и практиков уголовно-исполнительного права о том, что проявляется очевидные «сдвиги» в картине исполнения такого наказания, как лишение свободы, что только гуманная пенитенциарная система способна обеспечить исправление оступившегося человека, что она не должна быть орудием подавления и угнетения личности.

Изучение постпенитенциарного поведения осужденных в России свидетельствует о том, что это далеко не так. Как представляется, реалии уголовно-исполнительной политики российского государства можно охарактеризовать как «шараханье» из одной крайности в другую. Нельзя добиться ощутимых результатов в деле исправления осужденных, основываясь раздутыми принципами гуманизма, либерализма, предоставления широких возможностей осужденным и пр. Большое внимание следует уделять вопросам ресоциализации осужденных, их подготовки к освобождению. Раньше

1 См.: Калинин Ю. Только сильные люди могут делать эту работу // Преступление и наказание. 2004. №3. С. 3. говорили: за шесть месяцев до истечения срока наказания осужденного необходимо начинать работу по его подготовке к жизни на свободе. А чем же тогда занимаются с осужденными в предыдущее время, пока человек находится в колонии?

С первых дней пребывания лица в местах лишения свободы необходимо всемерно развивать в нем положительные качества, позитивные начала, всеми способами добиваться сокращения незримого пространства, разделяющего человека, отбывающего наказание, и общество. Соответственно эту задачу должны преследовать уголовно-исполнительное законодательство России, подзаконные, ведомственные и иные акты. Одним из таких важных актов являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Исследования криминологических проблем при исполнении наказаний в виде лишения свободы показали, что на состояние оперативной обстановки в исправительных учреждениях решающее влияние оказывает состояние исправительно-воспитательного воздействия, соответствия его действующему законодательству и требованиям ведомственных нормативных актов. В отличие от ранее действующего законодательства УИК РФ 1996 года исключил в качестве цели «перевоспитание», хотя сам термин является не бесспорным, но суть его вполне понятна — формирование у личности положительных качеств и свойств, которые отсутствовали в ее структуре. Такая позиция не совсем обоснованна. Деятельность исправительных учреждений должна включать не только исполнение наказания, но и осуществление специального исправительного и воспитательного воздействия. «Преодоление отрицательных качеств личности, которые привели осужденного к совершению преступлении, то есть, исправление осужденного — это та минимальная задача, которая должна быть решена при исполнении наказаний».1

1 Иринчев В.В. Организационные и правовые аспекты совершенствования профилактической деятельности исправительных учреждений Минюста России. // Новые криминальные реалии и реагирование на них. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2005. С.280.

Неудачи правового воздействия в местах лишения свободы обусловлены в основном обособленностью той среды, в которой находятся осужденные. Они содержатся в режимном учреждении, где должны проводить свое рабочее и свободное время, а также время ночного отдыха совместно с сотнями других лиц, лишенных свободы. Их деятельность целиком регламентирована нормативно-правовыми актами, вносящими коррективы, связанные с моральными и нравственными запретами, в различные сферы их жизнедеятельности. «Их связь с семьей, с прежней работой, с друзьями, находящимися за пределами исправительного учреждения, ослабевает и даже совсем прекращается. Оказавшись в заключении, многие осужденные теряют интерес к реальным событиям и процессам, они оказываются социально изолированными от общественно полезных связей».1

С момента помещения человека в пенитенциарное учреждение идет работа по глубокому или поверхностному усвоению нравов, обычаев и привычек данной среды, а также ценностных ориентаций уголовного мира. Это негативный процесс социализации, в ходе которого осужденный знакомится с установившимися в данном учреждении нормами и ценностными представлениями и прочно усваивает их. Это помогает ему приспособиться и выжить, хотя данный процесс связан с еще большим распадам личности осужденного. При исполнении наказания, связанного с лишением свободы, наблюдается деградация личности, стигматизация преступника, что сильно ослабляет чувство собственного достоинства заключенного и затягивает его еще больше глубже в преступную среду. В тюрьме серьезно ограничивается его возможность распоряжаться материальными ценностями и иными благами. Его постоянно контролируют, и он смиряется с присутствием везде и повсюду других осужденных и обслуживающего персонала. «Предоставленные сами себе осужденные, основываясь на правилах криминальной субкультуры,

1 Назаров C.B. Правовая культура как один из факторов профилактики пенитенциарной преступности. //Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2003. С.93. превращают друг друга, в основном с помощью насилия и обмана, в жертву в социальном, психическом, половом и телесном отношении».1

Правильно организованная работа по внедрению правовой культуры среди осужденных направлена на стимулирование социально полезного поведения и одновременно на предупреждение антиобщественного поведения с их стороны. Повседневное восприятие и исполнение нравственных и правовых норм, которые, по сути отражены в Правилах внутреннего распорядка, позволяет личности приобщаться к различным социальным ценностям, постепенно углублять свои представления о них, полнее использовать при выработке жизненных установок и ориентации, определить отношение как к положительным, так и отрицательным явлениям действительности.

В настоящее время действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные 30 июля 2001 года Министерством юстиции Российской Федерации. Федеральным законом №161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс Российской Федерации» либерализирована и гуманизирована уголовно-исполнительная политика российского государства в отношении осужденных лиц. В работе с осужденными приоритет отдается теперь педагогическим мерам, установлению доверительных отношений между персоналом системы и осужденными. «Жесткие формы давления на личность уходят в прошлое».

Однако проблема гуманизации, предоставления широких прав и свобод осужденным, чревата другой, не менее острой проблемой -постпенитенциарного рецидива. Излишняя либерализация порядка и условий отбывания лишения свободы, не всегда дает положительные результаты. Так,

1 Назаров C.B. Правовая культура как один из факторов профилактики пенитенциарной преступности. //Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2003. С.93.

2 Калинин Ю. Российская пенитенциарная система: прошлое, настоящее, будущее.// Преступление и наказание. 2003. №1. С.34. согласно проведенным нами исследованиям, после внесенных в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство изменений и дополнений в последнее время наблюдается тенденция «возврата» бывших осужденных в исправительные заведения. То есть, усилился рецидив лиц, уже отбывавших лишение свободы. Такое положение дел обусловлено тем, что нет четкого и жесткого соблюдения режимных требований, в целом, и Правил внутреннего распорядка, в частности.

Также в последнее время ряд отечественных и зарубежных криминологов отмечают недостатки уголовно-правовой политики и уголовной юстиции, отсутствие новых парадигм воздействия на осужденных, соответствующих требованиям текущего времени.

Все это, бесспорно, актуализирует проблему реализации Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях России.

Состояние научной разработанности проблемы.

В литературе освещены многие важные вопросы применения такого наказания как лишение свободы, правового положения лиц, отбывающих данное наказание. Вместе с тем многие из них остаются дискуссионными. Некоторые из этих вопросов требуют нового обсуждения и разрешения в современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы в России.

Объект исследования.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе исполнения такого наказания как лишение свободы, точнее, внутренний в исправительных учреждениях порядок и условия его отбывания, практика применения Правил внутреннего распорядка исправительных заведений.

Предметом диссертационного исследования являются: уголовно-исполнительные нормы, регулирующие условия содержания осужденных в исправительном учреждении и правила их поведения; научные публикации по исследуемым вопросам; практика применения Правил внутреннего распорядка в исправительных заведения РФ в целом, и РД, в частности. аналитические материалы, характеризующие проблемы эффективности порядка и условий содержания осужденных в местах лишения свободы.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе исследованного теоретического и практического материала разработать и предложить оптимальные пути совершенствования норм уголовно-исполнительного законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, касающихся порядка и условий отбывания наказания в виде лишения свободы.

Поставленная цель конкретизируется в ряде исследовательских задач:

1) дать понятие и отразить значение Правил внутреннего распорядка в ИУ как составной части режима в местах лишения свободы;

2) проследить историю развития Правил распорядка в исправительных заведениях в России (с дореволюционного времени по наши дни);

3) раскрыть содержание Правил внутреннего распорядка в ИУ;

4) показать особенности и тенденции применения Правил внутреннего распорядка в ИУ в России и Республике Дагестан;

5) исследовать проблемы эффективности порядка и условий исполнения лишения свободы в целом и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждениях РФ и РД, в частности, а также предложить меры по их совершенствованию. Методология и методика исследования. Методологическую основу в диссертации составляют законы и категории философии, общенаучные и частнонаучные методы познания, используемые в социально-правовых исследованиях. Особый упор сделан на социологических методах, в частности, опросов осужденных в местах лишения свободы, интервью и бесед со специалистами, занимающимися исполнением наказаний и имеющих практический опыт работы осужденными к лишению свободы. Кроме того, использованы методы исторический, сравнительного анализа, системный, синтеза и моделирования.

Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные о реализации Правил распорядка в исправительных учреждениях, правового положения осужденных к лишению свободы за период 1994 — 2004 г.г. по России и Республике Дагестан, справки по результатам проведенных контрольных проверок деятельности исправительных учреждений РД.

В процессе работы над диссертацией проводились доверительные беседы, опросы лиц, отбывающих лишение свободы (в частности, в Кизилюртовской исправительной колонии №8 общего режима, исправительной колонии строгого режима ОИ-92/2 пос. Шамхал — Термен, Кизилюртовской колонии-поселения ОИ-92/9), интервьюирование представителей администрации и персонала данных исправительных заведений.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые предпринята попытка системного монографического изучения проблем эффективности Правил внутреннего распорядка в ИУ с принципиально новых позиций в свете реформирования уголовно-исполнительной системы России. Выявлены некоторые недостатки и упущения действующего уголовноисполнительного законодательства в рассматриваемой области. Сформулирован ряд новых научных предложений и рекомендаций, имеющих, как представляется, определенное теоретическое и практическое значение.

Положения диссертации, выносимые на защиту :

• Правила внутреннего распорядка ИУ являются составной и центральной частью режима в местах лишения свободы, конкретизирующие порядок, условия отбывания лишения свободы, правовой статус осужденных и т.д. В режимных требованиях и ограничениях реализуются карательная и воспитательная функции режима, относящиеся к осужденным.

• Отражена историография рассматриваемого вопроса, начиная с 17 века до наших дней (досоветский, советский, перестроечный, постперестроечный периоды).

• Характеризуется содержание Правил внутреннего распорядка с учетом всех последних изменений и дополнений в уголовно-исполнительное законодательство. При этом отмечаются некоторые пробелы и недостатки, имеющие место в Правилах. К примеру, в Правилах внутреннего распорядка ВК и Правилах внутреннего распорядка СИЗО ничего не сказано об обеспечении личной безопасности осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых. Это серьезное упущение, требующее корректировки.

• Отражены практика и проблемы реализации норм, регулирующих порядок и условия отбывания лишения свободы, с учетом данных последней переписи осужденных в России, результатов интервьюирования персонала администрации, опроса осужденных дагестанских колоний, а также наблюдений в итоге посещения этих учреждений. Оценив условия жизни в местах лишения свободы, автор пришел к выводу о том, что материальные факторы жизни осужденных создают их особую психологическую предрасположенность к поиску запрещенных законом путей улучшения своего положения, например, при помощи дачи взяток сотрудникам УИС, что, к сожалению, практикуется в местах лишения свободы.

Обосновывается положение, согласно которому эффективность работы исправительных учреждений зависит не только от преступности и состояния дисциплины среди осужденных, но и от законодательства. Нет сомнения в том, что значительное смягчение режимных условий в исправительных колониях, которые произошли в 2000-2003 годах, не замедлили сказаться на состоянии дисциплины и сокращении пенитенциарных преступлений. К сожалению, проблема гуманизации, предоставления широких прав и свобод осужденным чревата другой, не менее острой проблемой — постпенитенциарного рецидива. Для того чтобы эффективно использовать Правила внутреннего распорядка, необходимо строго придерживаться таких требований, как целесообразность, точность, общность и определенность. Предложены меры по уточнению и дополнению некоторых норм УИК РФ и положений Правил внутреннего распорядка. Так, необходимо изменить абзац пятый параграфа 23 Правил и сконструировать его с учетом того, что «с осужденных, содержащихся в ШИЗО, взыскивается полная стоимость питания, предоставленного им по установленным нормам». Также представляется необходимым включить в перечень злостных нарушений режима игры осужденных в карты и иные игры «под интерес»; приобретение, изготовление, хранение и пользование запрещенными вещами; нанесение себе и другим лицам татуировок. Целесообразно предоставлять дополнительные свидания осужденным, которые соблюдают требования режима, положительно относятся к труду, воспитательным мероприятиям, обучению, самодеятельным организациям; усилить ограничение переписки с лицами, не состоящими в родственных связях и отбывающими наказание в местах лишения свободы, если такая переписка отрицательно сказывается на исправлении осужденных. Следует привести в соответствие с основными Правилами внутреннего распорядка в ИУ от 30 июля 2001 года Правила внутреннего распорядка ВК от 20 июля 2002 года №210, где должно быть регламентировано правовое положение лиц, достигших 18 лет и отбывающих лишение свободы в ВК, порядок и условия их нахождения в так называемых «изолированных участках». Уже в Правилах внутреннего распорядка ИУ следует предусмотреть раздел, который регулировал бы процесс подготовки осужденного к освобождению из мест лишения свободы.

Отмечается, что немало недостатков и упущений в плане реализации Правил внутреннего распорядка в РТУ проявляются со стороны персонала исправительных заведений. Эти недостатки имеют не только определенное криминогенное значение, но и существенно затрудняют процесс исправления осужденных. Администрация многих пенитенциарных учреждений не в должной мере отдает себе отчет в том, что она должна строже регулировать и контролировать процессы, протекающие в субкультуре осужденных. Это совершенно необходимое условие для повышения эффективности деятельности по исправлению преступников, а значит, и по профилактике правонарушений в их среде. Так как реформа уголовно-исполнительной системы должна быть направлена на социальную переориентацию исполнения наказания, прежде всего, в отношении лиц, ранее неоднократно судимых, с учетом принципов законности, гуманизма, справедливости, дифференциации и индивидуализации исправительного воздействия на осужденных, предлагается ввести вместо ряда ведомственных нормативных актов (Правила внутреннего распорядка РТУ, различные инструкции) Устава исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в колониях и тюрьмах ФСИН Минюста России. Данный нормативный акт должен предусматривать более полные рамки полномочий персонала уголовно-исполнительной системы, правила поведения осужденных, формы их ответственности за нарушения режима отбывания наказания и другое. Теоретическая значимость исследования.

Изложенные в диссертации положения, выводы и предложения могут быть использованы:

— в законодательной деятельности по совершенствованию действующего уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего порядок и условия отбывания такого уголовного наказания, как лишение свободы;

— в практической деятельности при решении вопросов реализации Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях;

— в преподавании курса уголовно-исполнительного права в высших учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников УИС

РД;

— в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию норм УИК РФ, Правил внутреннего распорядка в ИУ, в научно-исследовательской работе при дальнейшем решении проблем, связанных с применением данных Правил в деятельности УИС.

Апробация результатов исследования. Работа подготовлена и выполнена на кафедре уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета, где проводилось ее рецензирование и обсуждение.

Результаты проведенного исследования получили апробации в выступлениях автора на научных конференциях, в научных публикациях. Структура диссертационного исследования определена его целями и задачами. Диссертация состоит из введения, пяти глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка используемой литературы.

1. При применении мер взыскания к осужденным учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. Не допускается за одно нарушение налагать несколько взысканий. За несколько нарушений, совершенных одновременно или в течение одних суток, может налагаться одно взыскание.

2. Взыскание налагается не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка, – со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в случаях невозможности немедленного исполнения – не позднее тридцати дней со дня его наложения.

3. Осужденный не может быть подвергнут взысканию, не получив возможности высказаться и дать письменное объяснение в свое оправдание. Должностные лица, применяющие к осужденным меры взыскания, должны всесторонне и полно учитывать обстоятельства совершения нарушения, степень вины осужденного и его оправдания и налагать взыскание после личной беседы с ним.

4. Взыскания налагаются постановлениями должностных лиц исправительных учреждений, имеющих право налагать взыскания.

5. При наложении взыскания в виде лишения права получать очередную посылку или передачу осужденный может быть лишен ближайшей очередной посылки или передачи, на получение которой он имеет право на момент наложения взыскания. До исполнения данной меры взыскания, а также в течение одного месяца после ее исполнения осужденному не разрешается получение посылки или передачи, предусмотренных улучшенными условиями содержания.

6. При наложении взыскания в виде лишения очередного длительного или краткосрочного свидания вид свидания, которого лишается осужденный, определяется должностным лицом, налагающим данное взыскание. Осужденный может быть лишен ближайшего свидания, на которое он имеет право на момент наложения взыскания.

7. Водворение осужденных в штрафной изолятор, перевод в помещения камерного типа и одиночные камеры производятся с указанием срока содержания в них.

8. К осужденным, переведенным в помещения камерного типа, могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в помещения камерного типа, а к осужденным, переведенным в одиночные камеры колоний особого режима, – все меры взыскания, кроме перевода в одиночные камеры.

9. Применение мер взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, перевода в помещение камерного типа или одиночную камеру осуществляется только после осмотра осужденного медицинским работником, который должен письменно подтвердить, что осужденный способен перенести такое взыскание. Медицинский работник ежедневно навещает осужденных, отбывающих указанное взыскание. Медицинский работник обязан незамедлительно сообщать письменно начальнику исправительного учреждения о необходимости приостановления исполнения данного взыскания по причине физического или психического состояния осужденного.

10. Исполнение взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, перевода в помещение камерного типа или одиночную камеру приостанавливается по медицинским показаниям решением начальника исправительного учреждения. Исполнение взыскания возобновляется решением начальника исправительного учреждения, который при этом вправе сократить оставшийся срок взыскания либо принять решение о прекращении его исполнения.

11. Осужденный имеет право обжаловать решение должностного лица о наложении взыскания вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. При обжаловании осужденным решения о наложении взыскания исполнение его не приостанавливается. При наличии оснований взыскание может быть отменено или заменено должностным лицом, применившим его, или вышестоящим должностным лицом, имеющим на это право, либо отменено прокурором или судом. Решение должностного лица о наложении взыскания может быть обжаловано не позднее одного года с момента наложения взыскания вышестоящему должностному лицу или прокурору. Обжалование в суд решения должностного лица о наложении взыскания производится в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

12. Осужденный считается не имеющим взысканий, если в течение одного года со дня наложения последнего взыскания он не был подвергнут новому взысканию.

13. Порядок наложения, погашения и снятия взыскания регулируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх