Право голоса на выборах

Депутаты Госдумы Борис Чернышов и Василий Власов предложили1 предоставить активное избирательное право гражданам, достигшим возраста 16 лет. В случае одобрения данной инициативы, такие граждане смогут голосовать на выборах (Президента РФ, депутатов Госдумы и т. д.) и референдуме. Также они могут получить пассивное избирательное право, но оно распространится только на должности депутатов представительных органов муниципальных образований.

Соответственно, такие граждане получат возможность быть избранными на другие государственные должности по достижении возраста, установленного федеральным и региональным законодательством. Так, например, депутатом Государственной Думы, как и сегодня, сможет быть гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (ч. 1 ст. 97 Конституции РФ).

Имеют ли право российские граждане, проживающие на момент выборов в федеральные органы власти (или общероссийского референдума) за границей, участвовать в голосовании? Ответ – в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Напомним, в соответствии с действующим законодательством, голосовать на выборах и референдуме могут только граждане, достигшие возраста 18 лет (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Авторы пояснили, что данный законопроект разработан в целях вовлечения в избирательный процесс молодежи и повышения явки на выборах в органы местного самоуправления, а также федеральных и региональных органов. По их мнению, снижение возрастного ценза обосновано, так как уже сегодня граждане могут вступать в определенные правоотношения по достижении возраста 16 лет. В частности, с ними работодатели могут заключать трудовые договоры (ч. 1 ст. 63 Трудового кодекса). Кроме того, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе по просьбе лиц, достигших возраста 16 лет, разрешить им вступить в брак (ч. 2 ст. 13 Семейного кодекса).

Избирательное право

КОНСТИТУЦИЯ КР

от 27 июня 2010 года

Статья 2.

1. Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике.

2. Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе настоящей Конституции и законов.

3. Законы и иные важные вопросы государственного значения могут выноситься на референдум (всенародное голосование). Порядок проведения референдума и перечень вопросов, выносимых на референдум, устанавливаются конституционным законом.

4. Выборы являются свободными.

Выборы депутатов Жогорку Кенеша, Президента, депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Право избирать имеют граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет.

5. Государство создает условия для представительства различных социальных групп, определенных законом, в государственных органах и органах местного самоуправления, в том числе на уровне принятия решений.

Статья 52.

1. Граждане имеют право:

2) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией и законами;

3) участвовать в референдуме в порядке, предусмотренном конституционным законом.

5. Граждане Кыргызской Республики, имеющие иное гражданство, не вправе занимать политические государственные должности и должности судей. Данное ограничение может быть установлено законом и для других государственных должностей.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КР
от 2 июля 2011 года N 68
«О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

Статья 2. Принципы участия граждан в выборах

1. Выборы в Кыргызской Республике проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы в Кыргызской Республике основываются на свободном и добровольном осуществлении гражданами республики своих избирательных прав. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принуждения их к участию или неучастию в выборах, а также на свободное волеизъявление.

2. Граждане Кыргызской Республики, проживающие или находящиеся за пределами Кыргызской Республики, обладают избирательными правами в соответствии с настоящим конституционным Законом.

Избирательные права граждан Кыргызской Республики, проживающих или находящихся за ее пределами в период выборов, обеспечиваются государственным органом, ведающим вопросами иностранных дел, через свои дипломатические представительства и консульские учреждения.

Граждане Кыргызской Республики, проживающие или находящиеся за ее пределами, голосуют на избирательных участках, образуемых по предложению органа, ведающего вопросами иностранных дел, по согласованию с соответствующими органами страны аккредитации, как правило, на территории дипломатических представительств, консульских учреждений Кыргызской Республики, представительств государственных органов Кыргызской Республики за рубежом.

3. Женщинам наравне с мужчинами обеспечиваются равные возможности реализации права избирать и быть избранными на должность Президента, депутатом Жогорку Кенеша.

(В редакции конституционного Закона КР от 8 августа 2019 года N 116)

Статья 3. Всеобщее избирательное право

1. Граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией и настоящим конституционным Законом, — быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Граждане Кыргызской Республики вправе избирать, быть избранными независимо от происхождения, пола, расы, этнической принадлежности, инвалидности, образования, должностного и имущественного положения, вероисповедания, политических и иных убеждений.

3. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

4. Не имеют права быть избранными на должность Президента, депутатом Жогорку Кенеша лица, чья судимость не погашена в установленном законом порядке.

5. Граждане реализуют свои права избирать и быть избранными при соблюдении требований, установленных настоящим конституционным Законом.

(В редакции конституционных Законов КР от 23 апреля 2015 года N 88, 8 августа 2019 года N 116)

Статья 4. Равное избирательное право

Граждане Кыргызской Республики участвуют в выборах в Кыргызской Республике на равных основаниях.

Статья 5. Прямое избирательное право

Граждане Кыргызской Республики избирают своих представителей на должность Президента и в депутаты Жогорку Кенеша непосредственно.

Статья 6. Тайное голосование

Голосование на выборах в Кыргызской Республике является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением граждан.

Нарушение тайны голосования влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции конституционного Закона КР от 8 августа 2019 года N 116)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КР
от 31 октября 2016 года N 173
«О референдуме Кыргызской Республики»

Статья 3. Принципы проведения референдума

1. Референдум проводится на основе следующих принципов:

1) участие в референдуме является свободным;

2) голосование является добровольным и тайным и осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права;

3) каждый участник референдума обладает одним голосом.

2. При проведении референдума обеспечиваются гласность и участие общественности, в том числе при подсчете голосов.

3. В референдуме имеют право участвовать граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет.

4. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме. Контроль над волеизъявлением гражданина категорически запрещается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

5. Граждане Кыргызской Республики, проживающие или находящиеся за пределами Кыргызской Республики, обладают правом на участие в референдуме в соответствии с настоящим конституционным Законом.

Право на участие в референдуме граждан Кыргызской Республики, проживающих или находящихся за ее пределами в период проведения референдума, обеспечивается государственным органом, ведающим вопросами иностранных дел, через свои дипломатические представительства и консульские учреждения.

Граждане Кыргызской Республики, проживающие или находящиеся за ее пределами, голосуют на участках референдума, образуемых по предложению органа, ведающего вопросами иностранных дел, по согласованию с соответствующими органами страны пребывания, как правило, на территории дипломатических представительств, консульских учреждений Кыргызской Республики, представительств государственных органов Кыргызской Республики за рубежом.

6. Не вправе участвовать в референдуме гражданин Кыргызской Республики, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

(В редакции конституционного Закона КР от 8 августа 2019 года N 116)

ЗАКОН КР
от 14 июля 2011 года N 98
«О выборах депутатов местных кенешей»

Статья 3. Избирательные права членов местных сообществ

1. Право избирать депутатов местных кенешей имеют граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет, являющиеся членами местного сообщества соответствующей административно-территориальной единицы, в которой проводятся выборы.

2. Члены местных сообществ избирают депутатов соответствующих местных кенешей непосредственно.

3. Члены местных сообществ участвуют в выборах депутатов местных кенешей на равных основаниях.

4. Депутатом местного кенеша вправе быть избран член местного сообщества соответствующей административно-территориальной единицы, достигший 21-летнего возраста, имеющий образование не ниже среднего общего образования.

5. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

6. Не имеют права быть избранными в депутаты местных кенешей лица, чья судимость не погашена в установленном законом порядке.

7. Военнослужащие срочной службы воинских частей, дислоцируемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, в которой проводятся выборы, лица, проходящие альтернативную службу вне места своего постоянного жительства, а также студенты и аспиранты дневной формы обучения, не являющиеся членами соответствующего местного сообщества, в выборах депутатов местных кенешей по месту фактического нахождения (службы, учебы) не участвуют.

8. Граждане Кыргызской Республики, находящиеся в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, имеют право голосовать в местах содержания под стражей при условии, что они постоянно проживают на территории соответствующей административно-территориальной единицы, где проводятся выборы, и место их содержания под стражей находится на территории этой административно-территориальной единицы.

21 октября 2009 года Государственная Дума рассмотрела в третьем чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (об уточнении положений избирательного законодательства в части установления на всей территории Российской Федерации единого минимального возраста (18 лет), по достижении которого гражданин Российской Федерации может быть избран депутатом представительного органа муниципального образования). Законопроект был инициирован Президентом России.

Представил законопроект председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин Плигин
Владимир Николаевич Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» . Законопроект уточняет сразу несколько положений избирательного законодательства. Устанавливается единый минимальный возраст – 18 лет, по достижении которого гражданин Российской Федерации не только приобретает право избирать, но и быть избранным депутатом законодательных (представительных) органов муниципальных образований. Сейчас по законодательству ряда субъектов Федерации это право предоставляется гражданину, достигшему возраста 21 года.

Сохраняется положение о том, что быть избранным в качестве выборного должностного лица местного самоуправления гражданин России может только по достижении 21 года.

Указанные нормы будут применяться к выборам в представительные органы муниципальных образований, назначенным после дня вступления в силу закона.

Закон был принят депутатами единогласно. «За» проголосовали 450 депутатов.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ

Фото: Národní muzeum

Первый президент республики Т. Г. Масарик говорил: «Не существует женского вопроса – есть только вопрос человеческий». В «Вашингтонской декларации» независимости 1918 года о создании Чехословакии он гарантировал женщинам участие в выборах. В Габсбургской империи они не только, за редким исключением, не обладали избирательным правом – для женщин-государственных служащих, включая учителей и почтовых работников, действовал целибат, то есть им было запрещено создавать семью.

Права, которые сегодня нам кажутся обычными и естественными, «второй пол», как назвала женщин Симона де Бовуар, отвоевал совсем недавно – в ХХ веке. Первыми в Европе возможность голосовать получили в 1906 году женщины Финляндии, которая тогда входила в состав Российской империи. На остальной территории России возможность участвовать в выборах женщины получили только в 1917 году, после Февральской революции.

суфражистки Энни Кенни и Кристабель Панкхёрст, фото: Wikimedia Commons, public domain Чехословакия следовала по пути, которым уже прошли Великобритания, Германия и Польша. При этом молодая республика обогнала Францию и Италию, которые предоставили своим женщинам право голоса только в 1945 году, и Швейцарию – эта страна ввела женское избирательное право на федеральном уровне только в 1971 году, а в отдельных кантонах этот процесс растянулся с 1958 по 1990 год.

В Австро-Венгрии вопросы гендерного равноправия поднимались в течение всей второй половины XIX века. «Сделать первые попытки позволило австрийское законодательство еще в 1861 году. Благодаря формулировке «каждый подданный Австрии может избирать», женщины, которые отвечали налоговому цензу, могли голосовать. Однако, что касается территории Чехии, женщина должна была жить в Праге или в Либереце, поскольку лишь в этих городах действовал особый устав», – рассказывает Яна Малинска, сотрудница Института им. Т. Г. Масарика и архива Академии наук.

Ирма Гайсслова (1855–1914) – чешский поэт и прозаик, автор рассказов для детей и взрослых.

В 1873 году император Франц Иосиф даровал избирательное право женщинам, владевшим крупными земельными участками, однако голосовать они могли только через своего представителя-мужчину.

В газете «Женске листы» в 1878 году выходит статья, автор которой – писательница Ирма Гайсслова впервые открыто говорит о том, как несправедливо отказывать половине человечества – женщинам в участии в политической жизни.

Всеобщее избирательное право, но только для мужчин

Издания чешских женских организаций, фото: Национальный музей Дана Мусилова, историк университета Градец Кралове, напоминает: «Говоря о всеобщем избирательном праве, не следует забывать, что не только женщины им не обладали и не могли голосовать на выборах в парламент, но и часть мужчин. Пятая избирательная курия, в которой голосовали рабочие, была введена только в 1905 году, и лишь через год прошли парламентские выборы с ее участием. Однако это лило воду на мельницу активисток-феминисток, которые указывали, что в то время как и наименее образованный мужчина обладает избирательным правом, образованная женщина такого права лишена».

Историю системы выборов в Австро-Венгрии разъясняет политолог, сотрудница Национального музея Итка Гелнерова: «Существовали различные правила выборов в разные органы власти – в Палату депутатов Рейхсрата, в земские сеймы – Моравский, Чешский и Силезский, а также местные выборы. В период существования монархии одновременно проходили два процесса – избирательное право постепенно становится всеобщим, однако мужским. Параллельно идет процесс ограничения ранее существовавшего избирательного права женщин. В 1907 году, когда произошла реформа выборов в Нижнюю палату Рейхсрата, одновременно отнято право голоса у женщин, являвшихся крупными землевладельцами. Подобные тенденции мы можем наблюдать и в Чешском земском сейме. Там правила были гендерно нейтральные – голосовать теоретически могли и мужчины, и женщины. Причем это право не было пассивным – то есть право быть избранным не распространялось исключительно на мужчин».

Франтишка Пламинкова (1875–1942) – писательница и журналистка, занимавшаяся вопросами гендерного, социального и национального равноправия. В 1942 году, в дни террора, последовавшего за убийством немецкого ставленника Гейдриха, была расстреляна властями протектората как антинацистка.

В Чехии на первом месте был национальный вопрос

В 70-е и 80-е годы XIX века в Европе и Америке появляются союзы и общественные движения за гендерную справедливость. В чешском обществе в те же годы большое место занимал национальный вопрос – чехи пытались добиться равноправия в дуалистической Австро-Венгрии, что удалось сделать только с возникновением в 1918 году независимой Чехословакии. Второй острой были права рабочего класса. То есть «женский вопрос» не стоял на первом месте, считает политолог Итка Гелнерова.

«Я предполагаю, что борьба за избирательное право возникала, лишь когда появлялся некий толчок. Женское движение тоже было сосредоточено на двух ключевых вопросах – национальном и социальном, большинство женских союзов занималось благотворительностью. Так что проблемы рабочих и, тем более, национальный вопрос были для них очень важны. Не следует считать, что все женское движение жило только борьбой за избирательное право – за это боролась только его передовая часть».

Элишка Махова (1858-1926) – учительница из Брно, активистка женского движения, отдавшая много сил организации женского специального образования в Моравии.

Можно сказать, что женское движение на территории Чехии было теснейшим образом переплетено с проблемами всего общества – национальными и социальными. «Это связано с еще одним фактором – политизацией общества, которая достигает своего апогея в 90-е годы XIX века. Тогда же происходит то, чего раньше не было – политизация женского движения. Она стала важным условием для появления интереса к вопросу женского избирательного права», – объясняет Итка Гелнерова.

«В общественной жизни женщина поставлена на последнее место, ее унижающее, незначительное, декоративное. С политической точки зрения она – полный ноль. На поле духовной деятельности ей приходится отвоевывать каждую пядь земли. И еще хуже приходится по сравнению с мужчинами женщине из беднейшего рабочего класса», – писала в 1901 году газета «Женски лист».

Классовая близость сильнее гендерной солидарности

«Активистки из среднего класса боролись за избирательное право для всех женщин во всех законодательных органах власти, общее и равное для всех. Однако в своей аргументации они отталкивались от своей личной позиции – женщина-мать и жена, где проблема состояла в ее зависимом положении, определенном гражданским кодексом. Также они приводили аргументы, отталкиваясь от своей общественной позиции – незамужней и бездетной женщины. Часто ими были учительницы, на которых распространялся целибат, – они не имели право выходить замуж и заводить детей. При этом ситуация у женщины из рабочего класса была другой – она зачастую трудилась на фабрике в очень тяжелых условиях, являясь одновременно была женой и матерью. Женщины среднего класса эту ситуацию не знали», – объясняет Итка Гелнерова.

Франтишка Пламинкова– прирожденная демократка и гуманистка, она обладала огромным темпераментом в отстаивании своих идей, занимаясь самообразованием, изучала философию и право, стала выдающейся журналисткой, публиковалась в «Журнале учительниц», «Женском обозрении», «Чешском слове». Многие годы Пламинкова тесно общалась с семьей Масариков. Поскольку она выбрала карьеру учительницы, ей пришлось отказаться от возможности выйти замуж и родить детей. Свои силы активистка отдавала тому, чтобы добиться для женщин равных с мужчинами прав – работать и зарабатывать деньги и при этом создавать семьи, не подвергаясь дискриминации. Она стала одной из учредительниц Комитета за избирательные права женщин, боровшегося за равноправие на выборах в Рейхсрат. В 1905 году именно ей удалось убедить чешские партии выдвинуть женщин-кандидатов на региональных выборах. Франтишка Пламинкова была расстреляна в 1942 году нацистами. Ее подругу и соратницу Миладу Горакову в 1950 году казнили власти социалистической Чехословакии.

Божена Викова-Кунетицка (1862–1934) – феминистка, писательница, политик. Член Революционного национального собрания Чехословакии, сенатор, одна из первых женщин, ставших членом Академии наук.

Женщины из рабочего класса больше понимали проблемы мужчин из своего социального слоя, чем женщин из среднего класса. Поэтому они предпочитали, чтобы в парламенте их представлял мужчина-рабочий, а не женщина, но из более высокого социального слоя. Однако, когда в 1905 году социал-демократы начали борьбу за всеобщее избирательное право, женщины-активистки из образованного класса горячо их поддержали, действуя достаточно радикально, – они без колебаний выходили на уличные демонстрации.

В 1912 году благодаря лазейке в законе в Чешский земский сейм смогла избраться от партии младочехов известная писательница Божена Викова-Кунетицка. При этом заместитель предателя граф Туна отказался признать результаты голосования и предоставить даме место в Сейме. Несмотря на это женщины праздновали победу, а в консервативных кругах событие вызвало настоящий шок.

Первая мировая как мотор эмансипации

Алиса Масарик, фото: APF, ČRo В 1914 году началась Первая мировая война, благодаря которой эмансипация пошла вперед семимильными шагами. Пока мужья и сыновья были на фронте, женщинам пришлось взять на себя работу, которую раньше выполняли мужчины. Итка Гелнерова считает, что значение Первой мировой войны в чешском контексте было несколько ниже. «Разумеется, эти обстоятельства усилили общественный консенсус и подняли самооценку женщин, однако у нас более важную роль сыграло появление в 1918 году независимой Чехословакии. Важно, что республика позиционировала себя как прогрессивное демократическое государство, принципиальное иное, чем то, что представляла собой Австро-Венгрия. В борьбе за независимое государство политики использовали эти аргументы – прогресс и демократизация, противопоставляя это австрийской отсталости и подавлению свободы».

Всеобщее избирательное право для демократической Чехословакии

Алиса Масарик (1879–1966) – дочь первого президента Чехословакии Т.Г. Масарика, общественный деятель, занималась вопросами женского образования и благотворительностью.

Эмансипация женщин стала подтверждением прогрессивности молодой Чехословакии. Большую роль здесь играла убежденная феминистка, дочь Алиса Масарик. Ее отец, первый президент республики И. Г. Масарик, был сторонником эмансипации. В чешской части Чехословакии женщины смогли впервые принять участие в выборах на основании всеобщего избирательного права в июне 1919 года, в Словакии несколько позже. 13 ноября 1918 года была принята так называемая Временная конституция. Хотя там ничего не говорилось об избирательном праве, никому не пришло в голову не допускать к ним женщин.

Постоянная конституция 1920 года уже закрепляла женское избирательное равноправие на бумаге: «Право голосовать на выборах в нижнюю палату парламента имеют все граждане Чехословацкой республики без разделения по признаку пола, которые достигли 21 года и отвечают прочим условиям закона о выборах. Быть избранными могут граждане Чехословакии обоего пола, чей возраст составляет не менее 30 лет, и которые отвечают прочим условиям закона о выборах».

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх