Право на объединение

Объединение предприятий — это добровольное объединение юридических лиц, они создали с целью координации деятельности, обеспечения их прав и интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях

Хозяйственные ассоциации — договорные объединения предприятий и организаций, которые создаются для совместного выполнения однородных функций и координации общей деятельности Ассоциации относятся к мягким формам объединения, минимальные но ограничивая действия членов ассоциации, входящие в них Участники ассоциации обладают правом входить в любых других ассоциацийій.

Ассоциация — договорное объединение, созданное с целью постоянной координации хозяйственной деятельности Ассоциация получила распространение как один из ведущих видов сбыта, сфер потребления, разработки и уст овлення стандартов ассоциации по вопросам отраслевых классификаторов качества, надежности, условий труда, уровня квалификации работников хозяйственных объединений, поскольку является универсальным способом ведения совместно й деятельности (Ассоциация»Мебельдеревпром\»впром»).

Корпорация — это акционерное общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения общих целей Как юридическое лицо, корпорация несет ответственность по долгам и налогам за все предприятия, входящие ь в ее состав, и является самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности (\»Богдан\»,»УкрАвто»- ZAZ, ROSHEN» — ZAZ, ROSHEN).

Трест — форма объединения предприятий одной или нескольких отраслей, при которой предприятия, входящие в состав объединения, теряют хозяйственную и производственную самостоятельность, а управление осуществляется централи изовано (ОАО трест»Киевгорстрой-1\», ОАО»Трест Жилстрой-1\», ЗАО»Трест Стахановшахтобуд\»;Трест Стахановшахтобуд»).

Концерн — многоотраслевой комплекс предприятий, в котором структурные единицы сохраняют свою производственную и хозяйственную самостоятельность, но подчиняются единому руководству путем контроля (General Motors, Ford d Motor, DaimlerChrysler, Концерн»Стирол\») В Украину концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и объединенийі об’єднань.

Консорциум — форма временного объединения предприятий для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов Предприятия, входя пять в консорциум, сохраняют полную самостоятельность, подчиняясь общему руководству только в части деятельности, касающейся целей консорциума (консорциум»Трансмагистраль\»,»Газотранспортный консорциум», консорциум банков АКИБ»УкрСиббанк»и АКБ»ХФБ Украина») Консорциум — это потенциально эффективный организационно-структурный способ временной интеграции кадров, мощностей, материальных и финансовых ресурсеостей, матеріальних та фінансових ресурсів.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это комплекс разноотраслевых производственных предприятий (промышленных, транспортных, строительных, научных) и финансовых институтов (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов), которые объединены общие истю экономических и финансовых интересов и осуществляют скоординированную хозяйственную и инвестиционную деятельность с целью сохранения доминирующих позиций на рынке (финансово-промышленная группа Технологии енергоз береження, ЗАО»ФПГ Энергоконтракт\», ОАО ФПГ»ДОНСИЛЬМАШ\»ot;ДОНСІЛЬМАШ»).

Синдикат — объединения предприятий одной отрасли с целью сбыта продукции Эти объединения способствуют устранению излишней конкуренции между предприятиями (алмазный синдикат»Где бурсы\», национальный телевизионный синдикат, сын ндикат сахарозаводчиковзаводчиків).

Холдинг представляет собой «держательскую» (материнскую, головную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.

Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.

  1. Організаційно — правові форми господарювання в умовах ринкової економіки.

Предприятия, поскольку они ведут производственно-хозяйственную деятельность, являются коммерческими организациями, то есть преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, что позволяет им обеспечивать самофинансирование своего научно-технического и производственного развития. Чем выше степень предпринимательского поведения предприятия, тем больше шансов на получение прибыли и выше темпы развития.

Хозяйственные товарищества и общества. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным вклады учредителей уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на правах собственности.

В некоторых случаях хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, акционерного общества работников (народного предприятия), общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Полное товарищество. Полным признается товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом .

Товарищество на вере. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности .

Общество с ограниченной ответственностью. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью. Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками

пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество работников (народное предприятие). Народным предприятием признается общество, созданное путем преобразования коммерческой организации на основании договора между ее участниками и работниками предприятия. В нем работникам предприятия принадлежит пакет акций, номинальная стоимость которых составляет более 75% уставного капитала.

Дочернее хозяйственное общество. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Зависимое хозяйственное общество. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Производственные кооперативы. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Помимо коммерческих организаций предпринимательскую деятельность могут вести некоммерческие организации, однако лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. К таким организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, финансируемые собственником учреждения.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных прав могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Некоммерческие организации также могут объединяться на добровольной основе в ассоциации (союзы). Такие ассоциации (союзы) будут некоммерческими организациями.

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица может осуществляться как отдельными гражданами (индивидуальными предпринимателями), так и в рамках простого товарищества — договора о совместной деятельности индивидуальных предпринимателей или коммерческих организаций.

По форме собственности объединения могут быть государственными, муниципальными, частными, с участием иностранных юридических лиц и смешанными.

По степени самостоятельности различают участников объединений с сохранением юридического лица, без сохранения юридического лица, со смешанной формой участия. Степень самостоятельности участников определяется организационно-правовой формой объединения и принятым соглашением между ними. Объединение может создаваться как временное образование, срок деятельности которого устанавливается по соглашению, а также на постоянной основе — объединение, срок действия которого не определен.

По уровню и направлениям интеграции объединения могут быть отраслевыми, межотраслевыми, национальными и транснациональными. Отраслевыми называются объединения, которые состоят в основном из участников одной отрасли производства. Межотраслевыми признаются объединения, которые состоят из двух и более участников различных отраслей производства.

В зависимости от территориального признака размещения и состава участников объединения могут быть национальными, местными и международными (транснациональными). К национальным относятся объединения, которые состоят из участников как одной, так и нескольких отраслей производства, поставляющих продукцию на национальный рынок. Местными (региональными) признаются объединения, которые состоят из участников, расположенных в нескольких городах и районах одной области (республики) и поставляющих продукцию на местные рынки. Международными (транснациональными) называются объединения, в состав которых входят один или несколько участников, являющихся нерезидентами .

По типу организационно-правовой структуры хозяйственные объединения создаются в форме товариществ, кооперативов и акционерных обществ (полных, смешанных, закрытых и открытых), обществ с ограниченной ответственностью, а также финансово-промышленных групп и холдинговых компаний.

По форме организации управления объединения могут быть основаны на принципах доверительного управления (траст), организации холдинговой компании или равноправного участия собственников капитала в управлении. Доверительное управление осуществляется одним или группой доверенных лиц, являющихся профессиональными менеджерами и, как правило, работающих в объединении по найму (контракту). В этом случае функции собственности и управления разделяются. Управление, основанное на принципах организации холдинга, осуществляется холдинговыми компаниями — держателями контрольных пакетов акций (паев, долей) или выборными лицами из числа участников, чьи полномочия определяются учредительными документами объединения. Предприятия, входящие в состав

объединения, в ряде случаев могут сохранять полную самостоятельность и права юридического лица и отвечать по обязательствам объединения только переданным объединению имуществом.

Объединение в соответствии с действующим законодательством ведет бухгалтерский и статистический учет и составляет отчетность. Объединение публикует данные о своей деятельности, сводные отчеты и балансы в порядке, установленном законом.

По структуре участников финансово-промышленные группы (ФПГ) напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятиями материального производства (промышленности, строительства, транспорта и др.) входят финансовые организации, прежде всего банки. При их формировании в качестве главной ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка, входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий, а не процент по кредитам.

Ассоциация — добровольный союз людей, предприятий, организаций, объединенных едиными интересами. Ассоциация, как правило, является юридическим лицом. Она представляет собой общественную организацию, не ставящую цель получения прибыли.

Консорциумы — временные объединения предприятий (организаций) для решения конкретных задач в течение определенного периода времени. К консорциумам следует отнести и временные межотраслевые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, создаваемые для реализации научно-технических, инвестиционных, экологических и других программ.

Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию.

Промышленные узлы — это группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно используют производственную и социально-бытовую инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают совместные виды производства межотраслевого и регионального значения, сохраняя при этом свою самостоятельность.

  1. Система управління сучасним підприємством. Організація маркетингу.

С ростом масштабов общественного производства, углублением общественного разделения труда во всех трех его формах — общей, особенной и единичной — усиливается значение системы управления экономикой. Данная система представляет собой сознательно организованное, целенаправленное и активное воздействие различных субъектов управления на процесс развития и функционирования общественного способа производства, экономической системы, их отдельных звеньев и элементов.

Основные объекты управления — это общественное производство в целом (общая форма), отдельные отрасли народного хозяйства, сферы общественного воспроизводства, те или иные элементы, или подсистемы экономической системы (отношения собственности, производительные силы, технико-экономические

отношения — особенная форма), а также отдельные предприятия, организации, учреждения (единичная форма).

Основными видами управления (менеджмента) являются организационный, производственный, кадровый, инвестиционный, инновационный, финансовый и др.

Функция управления — это определенный вид деятельности, в процессе которой осуществляется эффективное воздействие на объект управления и решается поставленная задача, достигается цель. Основные функции управления с точки зрения технологического способа производства — планирование, организация, координация, контроль, а с точки зрения отношений собственности — реализация собственниками средств производства и других элементов системы производительных сил своих прав на различные объекты собственности, своих целей управления.

Важный принцип управления — гарантирование различными субъектами управления выполнения взятых на себя обязательств, или принцип ответственности. За невыполнение таких обязательств к тем или иным субъектам управления применяются различные санкции с целью полного возмещения нанесенных убытков тем субъектам, которые понесли потери вследствие нарушения обязательств. Поэтому необходимо четко определить; кто перед кем и за что отвечает, то есть персонифицировать субъекты управления.

В процессе управления сочетаются следующие общественные законы и закономерности:

1) технико-экономические законы, раскрывающие сущность технологического способа производства, отражающие отношения человека и природы, человека и техники, а также отношения между различными элементами техники и средствами производства;

2) социально-экономические;

3) социальные, раскрывающие сущность отношений между основными классами;

4) правовые законы;

5) Социально-психологические, отражающие биологическую и социальную стороны сущности человека, его поведение в коллективе, обществе, а также межличностные, межгрупповые и другие отношения в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Таким образом, управленческие знания являются комплексными, универсальными, имеют теоретический и прикладной, рациональный и интуитивный характер.

Формы и методы научного управления предприятиями. В современных условиях выделяют шесть основных организационных структур управления: линейную; функциональную; линейно-функциональную; программно-целевую; дивизиональную; матричную.

При линейной структуре процесс управления осуществляется через взаимоотношения между начальником и подчиненными, то есть по иерархии сверху донизу. К основным недостатком линейной организационной структуры относится слишком сложная процедура принятия управленческих решений: разрешение на каждый шаг деятельности необходимо получить через всю иерархию руководителей.

Такие решения принимаются на продолжительных заседаниях, после многочисленных согласований, в условиях коллективной ответственности за любые действия. Эта структура медленно реагирует на внутренние и внешние изменения, исключает новаторский риск предпринимателя. С линейной формой управления связаны такие негативные черты менеджеров, как подхалимаж, бюрократизм, коррупция, подсиживание, доносы и др.

При функциональной структуре управления общие для нескольких подразделений функции управления передаются одному исполнителю, выполняющему однородные по содержанию или технологии работ функции и получающему приказы от нескольких руководителей. Положительная сторона функциональной структуры управления — каждый из таких исполнителей может наиболее эффективно исполнять отдельные функции. Недостатки — отсутствие единства при получении распоряжений, поскольку они поступают от нескольких руководителей, ухудшение координации деятельности по мере возрастания сложности производственного процесса и углубления специализации.Эти недостатки в определенной мере могут быть устранены при линейно-функциональной структуре управления, когда управленческие решения разрабатывают высококвалифицированные и опытные специалисты, а распоряжения отдаются по иерархии линейных звеньев.

В программно-целевой структуре управления выделяются руководители отдельных проектов или подразделений, которые дают распоряжения относительно наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения конкретных целей производства. Руководитель предприятия получает задание от высшего руководства и отчитывается перед ним. Ему, в свою очередь, подчиняется целый штат работников. Таким образом, целые подразделения могут выполнять целевые задания, что усложняет координацию между ними. Для согласования их деятельности создается единый координационный орган.

При матричной организационной структуре сочетается линейная, программно-целевая и функциональная формы. Их выбор зависит от типа производства, характера технологических операций и поставленной цели.

При дивизиональной структуре управления происходит объединение процесса управления по продуктовому и региональному принципам. Главными элементами данной формы управления являются отделы, которые наделены оперативной самостоятельностью, вступают в договорные отношения друг с другом и на основе получения прибыли осуществляют самофинансирование. Высшее руководство при этой форме управления принимает стратегические решения, которые определяют развитие компании на длительную перспективу. С учетом того, что основной современной формой монополистических объединений в промышленности является многоотраслевой концерн, наиболее оптимальна дивизиональная форма управления. Дивизиональная форма управления дает возможность рационально сочетать самостоятельную тактику подразделений со стратегией всей компании.

Чтобы процесс управления был эффективным, необходимо:

1) рассматривать человека в качестве главного источника повышения производительности труда и эффективности производства;

2) планировать деятельность крупных компаний, в том числе долгосрочную потребность в кадрах;

3) предоставлять подразделениям и работникам этих подразделений определенную автономию, что стимулирует их предприимчивость;

4) постоянно ориентироваться на потребности потребителей;

5) придерживаться простой формы управления, иметь малочисленный управленческий штат;

6) энергично и быстро действовать при концентрации усилий компании на одном или нескольких направлениях бизнеса;

7) проводить политику, направленную на формирование в компании многих лидеров и новаторов, стимулировать у них оправданную степень риска;

8) органично сочетать автономию, свободу отдельных подразделений, работников с жестким централизмом, особенно когда речь идет об основных ценностях компании — стандартах качества, обслуживания и т.п.

Организация маркетинга — менеджмент процесса структурной организации взаимосвязей, ответственности и взаимоподчинённости должностных лиц и целых подразделений, ответственных за выполнение функций маркетинга, разделение этих функция и закрепление их за ответственными лицами и структурными подразделениями в компании. Цель организации маркетинга — поддержание или изменение маркетинговых позиций компании.

Организация маркетинга включает:

· построение структуры управления маркетингом;

· совершенствование менеджмента маркетинга.

С этой целью организация маркетинга предполагает:

· разработка миссии и определение цели фирмы;

· стратегический анализ и диагностика ситуаций;

· разработка стратегии, стратегический выбор;

· подбор специалистов по маркетингу (маркетологов);

· повышение квалификации маркетологов;

· распределение задач в системе управления маркетингом,

· определение механизма контроля достижения цели, выполнения задач;

· определение прав, полномочий и ответственности специалистов;

· создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб;

· организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.

Основные организационные структуры маркетинга:

Функциональная организация маркетинга — организационная структура управления маркетингом, в которой деятельность специалистов в структуре маркетинга компании организована, исходя из функций маркетинга (маркетинговые исследования, сбыт, реклама и т.д.). При функциональной организации специалисты по маркетингу ведут разные направления маркетинговой деятельности и подчиняются при этом одному из руководителей компании — директору по маркетингу.

Последующие организационные структуры подчиняют организацию маркетинга одной из функций маркетинга:

Товарная организация маркетинга — организационная структура управления маркетингом предполагающая управление остальными функциями маркетинга с позиции главенства одной из функций — товарной. За разработку и реализацию стратегий и тактики маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом (продакт менеджер), у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинга.

Географическая организация маркетинга предполагает и ставит во главу угла географическую специфику рынка: географическую удаленность регионов, национальную и религиозную специфику, специфику покупок и потребления товаров. Географическая организация маркетинга — организационная структура управления маркетингом, в которой специалисты по маркетингу (скорее всего, в первую очередь, продажники) призваны наблюдать, продвигать, сбывать товары (услуги) по отдельным географическим районам. Такая организация позволяет продажникам концентрировать усилия на регионе, хорошо знать своих потребителей и вести эффективный менеджмент.

Отраслевая организация маркетинга — тоже, что и предыдущий абзац, только с упором на отработку определенных отраслей (машиностроение, металлургия, строительство и т.п.).

Матричная организация маркетинга (программно-целевая) — схема организации маркетинга в компани, предполагающая совместную отработку проектов специалистами различных структурных подразделений маркетинга с разделением направлений деятельности (по рынкам и по товарам, по отрасли и по рынкам).

  1. Капітал як економічна категорія. Кругообіг капіталу.

Капита́л (от лат. capitalis — главный, главное имущество, главнаясумма) — совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. Вболее узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежнымкапиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Капитальныевложения материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют такжекапиталовложениями или инвестициями.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конституционное право граждан на объединение: правовая природа и механизм реализации»

Актуальность темы исследования. Права человека обоснованно рассматриваются как фундамент и краеугольный камень конституционализма. Продолжая эту мысль, можно утверждать, что права человека как юридический феномен наполняют смыслом само конституционно-правовое регулирование общественных отношений. Особенно важной категорией конституционных прав для демократического правового государства являются права, обеспечивающие гражданам легитимную возможность принимать участие в публично-политической жизни своего государства. Одним их таких правяв-ляется конституционное право граждан на объединение.

Право на объединение обеспечивает гражданам юридическую гарантию по совместной защите их прав и интересов, наполняет смыслом существование других конституционных прав (например, свободы собраний, свободы слова и др.), которые без права на объединение оставались бы лишь декларативными.

Закрепленное в ст.ЗО Конституции РФ право на объединение распространяет свое действие на возможность учреждения негосударственных объединений и вступления или выхода из уже существующих. Вместе с тем, формулировка ст.ЗО не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что понимается под словом «объединение» в тексте Конституции РФ, а также какие именно объединения следует рассматривать как институциональный результат реализации этого права. По этой причине представляется особенно актуальным в современных условиях осуществить правовой анализ данного понятия, выявить признаки негосударственного объединения; следующие из смысла ст.ЗО Конституции РФ, определить перечень коллективных образований, соответствующих этим признакам.

Актуальной проблемой является правовой статус такого малоизученного в отечественной науке на современном этапе института, как «государственно-общественные (общественно-государственные) объединения», существование которых предусмотрено ст.51 Федерального закона от 19 мая Л 995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Актуальным является также рассмотрение вопроса о пределах ограничения конституционного права на объединение, что особенно важно на современном этапе развития Российской Федерации в связи с наметившейся тенденцией по выработке оптимальных рамок ограничения конституционных прав граждан в условиях специальных правовых режимов (чрезвычайного и военного положения, режима-контртеррористической операции), а также в ситуации нормального функционирования государства.

Степень научной разработанности^темы: На сегодняшний’ день степень научной разработанности темы диссертации следует охарактеризовать как недостаточно высокую. Несмотря5 на довольно большое количество работ, посвященных вопросам деятельности общественных объединений в целом, их организационно-правовых форм и разновидностей, в отечественной правовой литературе отсутствуют работы, посвященные комплексному исследованию правовой природы конституционного’ права на объединение в его увязке с системой объединений, создаваемых в процессе реализации этого права. Среди работ, в которых рассматриваются отдельные аспекты дан

1 Алиев, Л. Л. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и гражданина: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2 Алимов, Д. А. Конституционное право на объединение: механизм обеспечения и пределы ограничения. — Дис. к.ю.н.

— Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2001.

3 Лысенко, В. В. Общественные объединения как форма реализации конституционного права на объединение в Российской Федерации. -Дис. к.ю.н. -М: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2001.

4 Маркитантов, А. В. Негосударственные объединения в Российской Федерации: теория и практика конституционно-правового регулирования. — Дис. к.ю.н. — Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2002.

5 Мерешкин, Д. Е. Конституционно-правовой статус общественных объединений в современной России. — Дис. к.ю.н.

— СПб: Северо-западная Академия государственной службы, 2006.

6 Пронькин, В. 11. О свободе ассоциаций // Известия высших учебных заведений: Правоведение. — 1993. 5.

7 Солдатов, В. В. Защита конституционных прав юридических лиц в Конституционном Суде Российской Федерации. -Дис. к.ю.н. — Челябинск: Челябинский государственный университет, 2007.

В отечественной правовой литературе практически отсутствуют комплексные исследования, посвященные вопросу ограничения конституционного права на объединение. Непосредственно этот вопрос рассматривался1: только в работе Д.А. Малого’. Также вопрос ограничения конституционного права на объединение частично затрагивался в работе В;А. Коннова в рамках общего анализа ограничения политических прав граждан.

Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения;, возникающие в связи с. правовым»регулированием ишракти-кой.реализации конституционного права на объединение. ;, .

Предмет исследования;. Предметом’ работы- является исследование: правовых актов Российской Федерации в сфере регулирования конституционного права- на объединение и статуса негосударственных объединений на современном этапе с привлечением правовых актов досоветского и советского периодов; а также исследование норм зарубежного законодательства, изучение российской; и зарубежной правоприменительной практики и научной литературы в области.реализации права на объединение.

Цель исследования. Щелью исследования является выявление правовой. природы конституционного права на объединение; и- механизма- его реализаций; .определение юридических особенностей права на;объединение, среди, иных конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также установление правовых оснований и рамок ограничения конституционного права на объединение.

Задачи исследования; Для достижения поставленной цели необходи-мо-было решитьследующие основные задачи:

— определить суть, закрепленного в Конституции РФ? понятия «объеди-пение»;

1 Малый, Д. Л. Конституционное право на объединение в Российской Федерации: вопросы теории и практики. — СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.

2 См.: Коннов, В. Л. Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству. -М.: Издательство Московского университета Министерства внутренних дел, 2003.

— определить признаки негосударственных объединений;

— выявить место конституционного права на объединение в системе конституционных прав и свобод граждан, установить его соотношение с другими основными правами и свободами человека и гражданина;

— выявить систему негосударственных объединений, соответствующих смыслу ст.ЗО Конституции РФ;

— определить перечень институтов, ошибочно причисляемых к негосударственным объединениям;

— установить степень допустимости правовых оснований и пределов ограничения конституционного права на объединение в^ обычных условиях и в условиях специальных правовых режимов (чрезвычайного и военного- положения, а также режима контртеррористической операции).

Методологическая и теоретическая основы исследования. При подготовке исследования автором использовались такие общенаучные методы познания, как формально-логический, дедуктивный, индуктивный, аналитический, диалектический, системно-структурный, метод традукции (аналогии), синтеза, а также специальные методы научного познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, системный и иные.

Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных авторов в сфере конституционного, административного, гражданского И’ иных отраслей права, теории государства и права.

При подготовке историко-правового обзора темы диссертации автор использовал труды отечественных исследователей досоветского этапа развития юриспруденции: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, Д.И. Мейера, Г. Новоторжского, К.П. Победоносцева, JI.M. Роговина, Н.С. Суворова, И.Т. Тарасова, Б.Н. Чичерина и др. Теоретической основой изучения советского и современного этапов регулирования отношений в сфере реализации права на объединение явились работы: Е.А. Абросимовой, С.А. Авакьяна,

A.C. Автономова, С.С. Алексеева, Е.С. Алисиевич, Д.А. Алимова,

Н.Ю. Беляевой, Н.С. Бондаря, М.И. Брагинского, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, В.А. Горбунова, В.П. Грибанова, И.Н. Ильиной, В.Б. Исакова,

A.И. Ковлера, Н.В. Козловой, Е.И. Колюшина, М.А. Краснова, O.E. Кутафина, В. В. Лапаевой, В.И. Лафитского, Е.А. Лукашевой,

Научная новизна исследования. Впервые в отечественной юриспруденции в работе осуществлен комплексный анализ правовой природы конституционного права на объединение во взаимосвязи с институциональными результатами реализации этого права в виде совокупности негосударственных объединений, на основе системного анализа ст.ЗО Конституции РФ выведены признаки негосударственного объединения. Осуществлена систематизация организационно-правовых форм негосударственных объединений, выявлены конституционно-правовые пределы ограничения права на объединение.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. Проведенное исследование доказало, что из содержания конституционного права на объединение, закрепленного в ст.ЗО Конституции РФ; можно вывести следующие признаки негосударственных объединений: 1) добровольность волеизъявления лица при создании нового, вступлении или выходе из существующего объединения; 2) наличие у учредителей, членов или участников объединения общих целей и интересов, реализуемых посредством конституционного права на объединение; 3) личный характер участия членов (участников) в деятельности объединения; 4) негосударственный характер объединения; 5) организационное единство; 6) законность создания и деятельности объединения.

2. В проведенном исследовании обосновано, что к негосударственным объединениям следует относить объединения, фактически соответствующие вышеуказанным признакам объединений, выводимым из ст.ЗО Конституции РФ, даже если они не соответствуют некоторым* формальным требованиям, предъявляемым нормами, текущего российского законодательства к отдельным организационно-правовым формам объединений. К таким объединениям могут быть отнесены некоторые Интернет-сообщества, некоторые так называемые «неформальные объединения» и иные объединения, добровольно создаваемые для совместной реализации определенных законных целей и интересов. При возникновении спорной правовой ситуации: является ли объединение институциональным.результатом реализации ст.ЗО Конституции РФ — данный вопрос должен решаться судом.

3. В диссертации обосновано, что конституционная правоспособность негосударственных объединений возникает с момента совершения этим объединением организационных действий, свидетельствующих о начале совместной деятельности (утверждении учредительных документов, формировании органов управления и т.п.). Государственная регистрация свидетельствует о приобретении объединением гражданской правоспособности, но ее отсутствие не означает отсутствия у объединения конституционной правоспособности.

4. Проведенное исследование показало, что понятия «объединение» и «общественное объединение» в ст.ЗО Конституции РФ употреблялись разработчиками как синонимы. Данные понятия, использованные в смысле нормативно-правовых актов и правовых позиций исследователей советского периода, а также материалов Конституционной комиссии Верховного Совета РФ и Конституционного совещания, обозначают любые негосударственные коллективные субъекты конституционного права, созданные двумя и более лицами, включая негосударственные юридические лица.

5. В исследовании доказано, что конституционное право на объединение гарантирует право на создание, участие в деятельности и выход из общественных объединений в широком смысле, т.е. из любых негосударственных объединений, соответствующих признакам; выводимым? из5 ст.30 Конституции РФ. Создание собственно общественных объединений (общественных: организаций, общественных движений, общественных фондов; общественных учреждений, органов общественной самодеятельности и политических партий), статус которых регулируется нормами Федерального закона «©б общественных объединениях» — или общественных объединений в узком смысле — является лишь одним из способов: реализации права на объединение, проявляющимся преимущественно в общественногполитической сфере:

6; Установлено, что действующее федеральное законодательство в сфере правового регулирования реализации; права на объединение является недостаточно системным.- Существующая законодательная конкретизация, конституционного права: на. объединение- основана на- «двоичной» системе регулирования. С одной стороны, отношения в области реализации права на объединение регулируются актами конституционного — права (законы об » общественных объединениях, о свободе совести » религиозных объединениях и др.), с другой — актами гражданского права о правовом статусе юридических лиц (Гражданский, кодекс РФ; Жилищный кодекс РФ, законы о некоммерческих. (организациях, о саморегулируемых организациях,, о потребительской кооперации и, др.). Причину существования», «двоичной» системы регулирований отношений в области реализации, права на объединение диссертант усматривает в существовании различных целей и задач конституционного и: гражданского законодательства. Если нормы конституционного законодательства в области регулирования права на объединение направлены, прежде всего, на обеспечение политического и идеологического плюрализма, то нормы гражданского законодательства главным образом направлены на обеспечение стабильности и надежности гражданского оборота.

Разнонаправленность и недостаточная системность отраслевого’ регулирования права на объединение приводит к большому количеству противоречий в нормах законодательства. По этой причине необходимо осуществить систематизацию конституционного и гражданского законодательства, о праве на. объединение и негосударственных объединениях в целях обеспечения -единообразного правового регулирования, соответствующего нормам. ст.ЗО Конституции РФ.

7. Доказано, что в действующем Федеральном законе «Об общественных объединениях» (ст. 5) недопустимо сужаются конституционные рамки действия права-на объединение, установленные в ст.ЗО Конституции РФ, в результате чего к коллективным субъектам, создание которых рассматривается как реализация права на объединение, формально относятся только общественные объединения в узком смысле, т.е. соответствующие признакам общественного объединения, указанным в этом Законе. При этом за пределами конституционно-правового регулирования права на объединение фактически остаются такие субъекты, как религиозные объединения, иные негосударственные некоммерческие организации, а также коммерческие организации, соответствующие признакам негосударственных объединений.

С точки зрения диссертанта, по смыслу ст.ЗО Конституции РФ к негосударственным объединениям относятся те коммерческие организации, которые являются объединениями лиц (хозяйственные товарищества и производственные кооперативы). Объединения же капиталов (хозяйственные общества), являющиеся в большей степени формой участия граждан в предпринимательской деятельности, не должны рассматриваться в качестве негосударственных объединений по причине их несоответствия признаку личного участия членов (участников) объединения в делах объединения.

8. В диссертации доказано, что к числу негосударственных объединений относятся саморегулируемые организации с добровольным членством. Саморегулируемые организации, действующие в сферах с обязательным членством участников оборота в одной из СРО, не должны рассматриваться в качестве негосударственных объединений по причине их несоответствия признаку добровольности.

9. Исходя из проведенного исследования можно сделать, вывод о том, что проект федерального закона «О внесении, изменений в Гражданский кодекс РФ», разработанный’Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании гражданского законодательства», частично не соответствует ст.ЗО Конституции РФ, поскольку вводит закрытый перечень негосударственных некоммерческих объединений, не учитывая, специфику большого количества объединений, являющихся субъектами конституционного права, а также устанавливает для всех объединений обязательную процедуру государственной регистрации, что является нарушением ст.ЗО5 Конституции РФ и норм международного права о статусе общественных ассоциаций.

10. В диссертации доказано, что Государственно-общественные и общественно-государственные объединения, предусмотренные ст.51 Федерального закона «Об общественных объединениях», нельзя считать негосударственными объединениями в смысле ст.ЗО Конституции-РФ, т.к. суть конституционного права на объединение подразумевает независимость негосударственных объединений от органов государственной власти и местного самоуправления. Данная разновидность организаций не соответствует духу ст.ЗО Конституции РФ, поэтому институт государственно-общественных и общественно-государственных объединений целесообразно исключить из текста. Федерального закона «Об общественных объединениях» и иных нормативно-правовых актов.

11. Установлено, что введенное в российское законодательство (Закон об общественных объединениях, Закон о некоммерческих организациях) понятие «иностранная, некоммерческая, неправительственная организация» по своему значению идентично1 понятию «негосударственное некоммерческое объединение», если такая» организация; создана в — соответствии с законодательством иностранного государства. В действующем российском законодательстве также регулируется! правовой статус «иностранных коммерческих неправительственных организаций» (Закон: об иностранных: инвестициях). Понятия; «иностранная’: некоммерческая:неправительственная-, организация» и «иностранная коммерческая* неправительственная- организация» являются^ частью родового понятия «иностранная неправительственная организация», охватывающего собой все негосударственные объединения:, созданные в соответствии: с нормами законодательства^ иностранных государств и действующие на территории Российской Федерации.

12. В диссертации доказано, что ограничения права на объединение должны устанавливаться федеральным законодательством? только: для; конкретизации предусмотренных ч.З ст.55 Конституции РФ запретов, но не должны вводить новые основания ограничения права на объединение.

Ограничения конституционного права на объединение подразделяются на: 1) ограничения по целям деятельности негосударственного объединения;

2) ограничения по перечню правомочных субъектов, права на объединение;

3) ограничения по сферам деятельности объединения; 4) ограничения, по численному составу учредителей, членов или участников объединения.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке проектов нормативно-правовых актов о внесении изменений в действующее российское законодательство в части систематизации.организационно-правовых форм негосударственных объединений, установления правовых оснований и рамок ограничения конституционного права на объединение в обычных условиях и в условиях специальных правовых режимов, а также в совершенствовании форм взаимоотношений государства с негосударственными объединениями.

Диссертационное исследование может быть использовано в научно-педагогической деятельности по курсу конституционного права России, конституционного права зарубежных стран, муниципального права, гражданского права. Также; материалы настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при преподавании учебных курсов «Права человека», «Правовое обеспечение государственного управления», при подготовке: учебников, учебных программ,.учебно-методических пособий.

Апробация диссертационного исследования. Автором подготовлен ряд публикаций, в которых освещены основные результаты настоящего диссертационного исследования. .

Результаты диссертационного исследования использованы* автором в процессе преподавания учебных курсов по конституционному и муниципальному праву России, а также курса «Правовое: обеспечение государственного и муниципального управления».

Результаты диссертационного исследования использованы автором при подготовке предложений для рабочей; группы, по совершенствованию законодательства- о некоммерческих организациях,, созданной Распоряжением Президента РФ от 8 мая 2009 года № 289-рп «Об образовании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства^Российской Федерации о некоммерческих организациях»-.

1 СЗ РФ. -2009. -№ 19. — Ст. 2326.

Результаты исследования использованы автором в практической работе в качестве руководителя внутригородского муниципального образования Левобережное в городе Москве в вопросах создания и деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Апробация результатов исследования осуществлена автором в процессе выступления на международных, всероссийских и межвузовских конференциях, в том числе: XV, XVI, XVIII международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008», «Ломоносов-2009», «Ломоносов-2011» (МГУ им. М.В. Ломоносова); Международной межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Традиции и новации в системе современного российского права» (МГЮА им. O.E. Кутафина, 2008); IV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и соискателей «Проблемы и перспективы развития современных правовых систем» (НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008); IV Международной школе-практикуме молодых ученых-юристов на тему «Правовые проблемы научного прогресса» (ИЗиСП, 2009).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх