Правоспособность лица

Содержание

Понятие правоспособности организации

Под правоспособностью юридического лица понимается его способность быть наделенным конкретными правами и обязанностями гражданского характера, которые нужны ему для развития любой деятельности, не противоречащей закону.

Необходимо отметить, что гражданская правоспособность юридического лица возникает с момента его формирования или же после приобретения специального документа (лицензии). Другими словами, сразу же после регистрации организация наделяется абсолютной правоспособностью. В случае если по каким-то причинам организация исключается из единого реестра государства или же период действия лицензии истекает, это говорит о прекращении правоспособности данной организации.

Необходимо отметить, что правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает также с момента регистрации в государственных органах. Она наделена двойственным характером. Таким образом, она бывает общей (другое название — универсальной) или же специальной (ограниченной). Эти понятия подробно рассматриваются далее.

Исключения

Существуют и конкретные виды деятельности (их перечень устанавливается законодательным образом), которыми могут заниматься ЮЛ при условии наличия у них специального разрешения, именуемого лицензией. Соответственно, можно сделать вывод о том, что правоспособность организации в любом случае наделена целевым характером, а предусмотренные в его уставе цели деятельности, как правило, бывают самыми разнообразными. К примеру, рядом с исключительно производственными могут стоять внешнеторговые или же научно-исследовательские цели деятельности.

Столь широкие возможности предоставляются товариществам и обществам хозяйственного типа, кооперативам, а также иным организациям, наделенным коммерческими характеристиками. Кроме того, собственник имущественных прав или же уполномоченное им лицо может разрешить осуществлять определенные виды хозяйственной деятельности собственному учреждению, имеющему характеристики некоммерческого.

Иной аспект вопроса говорит о том, что непосредственно законодательные акты существенно ограничивают возможности ряда организаций в плане хозяйствования. Примером этому может служить предпринимательская деятельность определенных общественных объединений (политических партий).

Правоспособность юридического лица

Возникает:
в момент создания юридического лица
с момента получения лицензии или в указанный в ней срок
Прекращается
в момент завершения ликвидации юридического лица
по истечении срока действия лицензии
Юридическое лицо приобретает правоспособность с момента его государственной регистрации и прекращается после завершения его ликвидации, с момента внесения / исключения из единого государственного реестра.
Дееспособность возникает одновременно с правоспособностью (с момента внесения в единый государственный реестр).
Правоспособность имеет двойственный характер.
Специальная правоспособность – предполагает наличие у юр.лица лишь тех прав и обязанностей, которые предусмотрены в его учредительных документах. Характерна для:
Унитарных предприятий
Некоммерческих организаций
Иных видов организаций, предусмотренных законом.
Общая (универсальная) правоспособность – означает, что юр.лицо вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещёнными законом. Характерна для:
Хозяйственных товариществ и обществ
Производственных кооперативов.
Ограничение правоспособности юр.лица допускается на основаниях, предусмотренных законом. В некоторых случаях юр.лица должны иметь лицензию на определённый вид деятельности. (См. закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Статья 49. «Гражданский кодекс РФ (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

Статья 49. Правоспособность юридического лица

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

5. К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

5. К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.

Комментарий к Ст. 49 ГК РФ

1. При характеристике граждан как возможных участников гражданских правоотношений в первую очередь говорится об их правоспособности и дееспособности .

———————————
См. об этом: Правовой статус гражданина в частном праве: Постатейный комментарий главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009. С. 12 — 23, 49 — 64, 93 — 155.

Праводееспособность именуют правосубъектностью (иногда в составе правосубъектности выделяют также сделкоспособность, деликтоспособность, трансдееспособность).

Применительно к юридическим лицам такой подход неприемлем. «Рождение» юридического лица означает, что оно обладает правоспособностью и дееспособностью (а если выделять сделкоспособность, деликтоспособность и трансдееспособность, то, значит, и этими свойствами). По-иному быть не может. Поэтому в законе говорится о правоспособности юридического лица, а в юридической литературе в соответствующих случаях чаще всего — о правосубъектности юридического лица.

Правосубъектность суть не право, не сумма прав и не суммарное выражение полномочий, а социально-правовая способность лица. Сущность гражданской правосубъектности может быть охарактеризована как основанная на нормах гражданского права юридическая способность юридического лица быть участником гражданско-правовых отношений . Правоспособность юридического лица — это способность иметь гражданские права и нести гражданско-правовые обязанности.

———————————
Красавчиков О.А. Гражданская правосубъектность как правовая форма // Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. М.: Статут, 2005. Т. 2. С. 31 — 32.

2. В абз. 1 п. 1 комментируемой статьи закреплено общее правило о правосубъектности юридических лиц — она носит специальный характер (является специальной). Юридическое лицо может вступать лишь в те гражданско-правовые отношения, благодаря участию в которых достигаются цели деятельности, предусмотренные в учредительных документах («можно то, что разрешено»). Если, предположим, учредительными документами установлено, что данное юридическое лицо должно производить карандаши, то именно этим оно и может заниматься, но не оказанием образовательных услуг, выполнением работ и пр.

3. Из общего правила о специальной правосубъектности юридических лиц сделано исключение для коммерческих организаций (см. ст. 50 ГК и комментарий к ней). Они обладают общей (универсальной) правосубъектностью. Коммерческие организации могут заниматься какой угодно деятельностью, если только она не запрещена законом (торжествует принцип «можно все, что не запрещено»). Здесь важно подчеркнуть, что запреты могут вводиться федеральными законами, но не иными нормативными актами (п. 2 ст. 3 ГК РФ). Поэтому в учредительных документах коммерческих организаций не требуется указывать предмет и определенные цели деятельности, хотя такие указания допустимы (см. п. 2 ст. 52 ГК и соответствующий комментарий).

Некоторые юридические лица, относящиеся к коммерческим организациям, все же обладают специальной правоспособностью (исключение из исключений):

— государственные и муниципальные унитарные предприятия;

— иные организации, если это предусмотрено законом.

Эти юридические лица могут заниматься только деятельностью, обозначенной в учредительных документах и соответствующих законах. К числу указанных «иных организаций» относятся, в частности, банки, страховые организации, товарные биржи и т.д.

4. Перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), содержится в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . В частности, в этом перечне указаны такие виды деятельности, как разработка вооружения и военной техники, производство патронов к оружию и составных частей патронов, производство лекарственных средств, фармацевтическая деятельность и т.д. Действие указанного Федерального закона не распространяется на деятельность кредитных организаций, деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области связи, на осуществление внешнеэкономических операций, на нотариальную деятельность и т.д. Соответствующие виды деятельности осуществляются по правилам, устанавливаемым специальным законодательством (например, Федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг» и др.).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.

Лицензирование осуществляется в рамках административно-правовых отношений. Однако оно имеет гражданско-правовой эффект. С получением лицензии у юридического лица появляется возможность заниматься деятельностью, указанной в специальном разрешении (лицензии). До этого момента в содержание правоспособности юридического лица возможность заниматься соответствующей деятельностью не входит. В лицензии может быть предусмотрено, что возможность заниматься деятельностью, в ней указанной, появится не с момента выдачи этой лицензии, а позднее (обозначается дата).

Лицензия выдается на определенный срок. По истечении этого срока юридическое лицо утрачивает возможность заниматься соответствующим видом деятельности.

Иное может быть установлено законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 3 комментируемой статьи).

5. При рассмотрении правил комментируемой статьи, как представляется, необходимо обратить внимание на неоднозначность терминов «цель деятельности», «предмет и цели деятельности», «виды деятельности». Нередко в них вкладывается разный смысл. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями. В качестве основной цели деятельности этих субъектов названо извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Поскольку это основная цель, постольку подразумевается наличие иных (неосновных, факультативных) целей деятельности.

Вместе с тем в соответствии со ст. 113 ГК РФ устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия. Если на этом акцентируется внимание в специальной норме об унитарном предприятии, значит, в данном случае под целью разумеется нечто иное, нежели извлечение прибыли. Впрочем, это не означает отказ от основной цели в смысле п. 1 ст. 50 ГК РФ — извлечение прибыли.

Понятие предмета деятельности в законе не дается. Однако указано, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ). При этом коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

По-видимому, в п. 1 ст. 2 ГК РФ содержится родовое понятие видов деятельности: предоставление имущества в пользование, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг. Под предметом деятельности унитарного предприятия можно понимать конкретизированный уставом перечень видов деятельности, которыми вправе заниматься данное предприятие (например, осуществление оптовой и розничной торговли продуктами питания).

Цели такой деятельности не исчерпываются стремлением извлечь прибыль. Более того, с точки зрения социально-экономической (а иногда и юридической) это вообще не основная цель. Например, унитарные предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны (имеют целью) обеспечить сохранность вверенного им жилого фонда, создать гражданам надлежащие условия для проживания и т.д. Для достижения этих целей в предмет их деятельности включается ремонт жилых домов и инженерного оборудования, уборка придомовой территории и т.д.

Когда в законе говорится о лицензировании, то также нередко имеются в виду различные понятия. Например, кредитная организация подлежит государственной регистрации и имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. Таким образом, в данном случае, во-первых, налицо специальная правоспособность, во-вторых, правоспособность появляется с момента получения лицензии. В большинстве других случаев юридическое лицо правоспособно с момента создания, получение лицензии только расширяет объем правоспособности.

6. Когда в п. 2 комментируемой статьи говорится об ограничении прав юридического лица, по-видимому, имеется в виду ограничение правоспособности (но не ограничение субъективных прав). Хрестоматийным примером такого ограничения является отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

7. В соответствии с Налоговым кодексом РФ юридическое лицо должно встать на учет в налоговом органе, а при неисполнении или ненадлежащем исполнении этой обязанности оно привлекается к ответственности (ст. ст. 116, 117). Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, можно констатировать, что правоспособность юридического лица, возникшая с момента государственной регистрации юридического лица, не может быть реализована в полном объеме до совершения определенных действий; она может расширяться и сужаться в период существования юридического лица.

Правоспособность (правосубъектность) юридического лица

В отличие от таких субъектов гражданских правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает общей (или универсальной — предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) и специальной правоспособностью, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

Поскольку юридическое лицо является участником имущественных и личных не имущественных правоотношений, оно наделено гражданской правоспособностью. В большинстве случаев учредителями юридических лиц выступают физические лица. Однако правоспособность юридических лиц значительно отличается от правоспособности лиц физических. Если правоспособность физического лица возникает с момента его рождения, а дееспособность в полном объеме наступает по достижении совершеннолетия, то у юридического лица правоспособность и дееспособность наступают одновременно — с момента его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Гражданский кодекс РФ, ст. 49(3), 51(2), 63(8).

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Например, некоторые виды деятельности осуществляются свободно, а другие требуют получения от государства специальных разрешений (лицензий). Право на занятие такой деятельностью возникает только у лица, получившего лицензию в установленном порядке. Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц. Основаниями ограничения правоспособности являются:

  • — ограничения по закону;
  • — наличие специальной лицензии для некоторых видов деятельности;
  • — само юридическое лицо ограничивает себя (цели деятельности установлены в уставе). Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001. -С. 197.

Правоспособность юридических лиц предполагается ограниченной (целевой), ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и (или) учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности (п.1 ст.49 ГК).

Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями Гражданское право: В 2 т. Том I. Отв. ред. Е. А. Суханов. — М., БЕК, 2000. — С. 189. . Например, государственные учреждения или общественные организации не должны иметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью, поскольку они создавались для достижения совсем других целей. Кроме того, некоторые гражданские права и обязанности по самой своей сути могут принадлежать лишь физическим, но не юридическим лицам.

Вместе с тем в условиях рыночной организации хозяйства целевые ограничения правоспособности юридических лиц отрицательно сказываются на деятельности коммерческих организаций, заставляя их учредителей (участников) изменять и перерегистрировать учредительные документы при каждом, иногда даже не очень существенном, изменении характера деятельности созданной ими организации (например, при вступлении ее во внешнеэкономический оборот или при развитии в ее рамках дополнительных, «непрофильных» видов деятельности).

ГК закрепил почти за всеми коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых, не запрещенных законом, видов деятельности, т.е. общую правоспособность Гражданский кодекс РФ, п.1 ст.49. . Исключение в этом отношении составляют унитарные предприятия — не собственники (поскольку они создаются собственниками для строго определенных целей), а также некоторые другие организации, для которых специальная правоспособность определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном виде коммерческой деятельности, к тому же лицензированном, т.е. допускаемом по особому разрешению публичной власти (например, банки и страховые компании).

Необходимо отметить, что осуществление тех видов предпринимательства, для которых требуется специальное разрешение государства (лицензия), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия и в этом смысле не зависит от наличия или отсутствия соответствующей записи в учредительных документах юридического лица. Поэтому коммерческой организации не может быть отказано в выдаче соответствующей лицензии только на том основании, что данный вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами. Гражданский кодекс РФ, п.3 ст.49. Перечень лицензируемых видов деятельности должен определяться федеральным законом. Вместе с тем государственное лицензирование отдельных видов деятельности означает, что коммерческие организации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью, и потому также можно говорить об известном ограничении содержания их общей правоспособности.

Разумеется, учредители коммерческой организации вправе установить перечень видов деятельности, которыми только и может заниматься создаваемое ими юридическое лицо, или прямо исключить для него возможность осуществления отдельных видов деятельности. Такое «самоограничение» правоспособности будет иметь силу и для третьих лиц — других участников оборота, но лишь в том случае, когда они знали или должны были знать о нем Гражданский кодекс РФ, ст.173.. Иначе говоря, такая коммерческая организация сама должна оповещать своих контрагентов об имеющихся у нее ограничениях правоспособности.

Для юридических лиц, сохраняющих целевую правоспособность по прямому указанию закона (некоммерческих организаций, унитарных предприятий, банков и страховых компаний), возможно совершение лишь таких действий (сделок), которые соответствуют установленным учредительными документами целям деятельности. Специального оповещения контрагентов об этом не требуется (ибо знание ими действующего закона предполагается), а потому сделки, выходящие за указанные пределы, считаются ничтожными вне зависимости от того, знали ли они о таких ограничениях (ст.168 ГК).

Прекращение правоспособности юридического лица наступает:

  • — в момент завершения его ликвидации — в момент внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • — по истечении срока действия лицензии. В. .В. Пиляева. Гражданское право: части общая и особенная. Учебник. М., 2004, -С. 33.

Дееспособность юридического лица

Дееспособность гражданина определяется как способность «своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их» (п. 1 ст. 21 ГК РФ). Легальное определение дееспособности юридического лица в действующем российском законодательстве отсутствует, возможно, потому, что в силу искусственной природы юридического лица его дееспособность реализуется посредством органов управления, образованных из людей. Как сказано в п. 1 ст. 53 ГК РФ, «юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами». В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и обязанности через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК РФ).

По мнению сторонников теории фикции, гражданской дееспособности у юридического лица нет. Однако с подобным выводом согласиться нельзя, так как в этом случае становится неясным, каким образом приобретает и осуществляет гражданские права и создает для себя гражданские обязанности организация.

Представляется верной точка зрения Н.В. Козловой Цит.по: Юридические лица. Ответственность за нарушение обязательств: сб. ст./ отв. ред. Т. Е. Абова, М., 2004, с. 232., по мнению которой, поскольку юридическое лицо обладает своей самостоятельной волей, отличной от воли его учредителей (участников, членов), оно обладает и дееспособностью.

Гражданская дееспособность юридического лица возникает одновременно с его гражданской правоспособностью с момента государственной регистрации организации и обладает специальным содержанием.

Традиционно в юридической литературе в качестве элементов гражданской дееспособности выделяют:

сделкоспособность, т.е. возможность своими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности;

способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности;

деликтоспособность, т.е. способность нести ответственность за гражданские правонарушения (ст. 56 ГК).

Согласно ст. 53 ГК юридическое лицо реализует дееспособность либо через свои органы, либо через участников (при этом законодатель имеет в виду участников полного товарищества и товарищества на вере, которые вправе, согласно ст. ст. 72 и 84 ГК, выступать в гражданском обороте от имени данного юридического лица).

Иногда в качестве элемента содержания дееспособности указывают на возможность защиты данного субъективного права от нарушений.

Как пишет Я.Р. Веберс, дееспособность означает способность к осуществлению правоспособности собственными действиями в широком смысле слова, т.е. способность не только к приобретению конкретных субъективных прав и обязанностей, но также к их осуществлению. Поскольку право на защиту является одним из правомочий материального права, дееспособность охватывает и способность к защите права Очерки по гражданскому праву: сб. ст./ отв. ред. О. С. Иоффе, Л., 1957, С. 159..

В отличие от граждан, дееспособность которых зависит от возраста, состояния здоровья и других факторов (ст. ст. 26, 28, 30 ГК РФ), все юридические лица, невзирая на различия в характере и объеме их правоспособности, по общему правилу имеют равную дееспособность.

Некоторые авторы полагают, что юридическое лицо не может иметь неполную дееспособность, его нельзя ограничить в дееспособности или признать недееспособным.

В настоящее время дееспособность юридического лица может быть ограничена в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ).

Нет сомнений, что нормы п. 2 ст. 295, ст. ст. 296, 297 ГК РФ, а также Федерального закона от 11 октября 2002 г. о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, ограничивающие право государственных (муниципальных) унитарных предприятий и федеральных (муниципальных) казенных предприятий распоряжаться имуществом, находящимся у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях от 11 октября 2002 г., № 161-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 02.12.2002, № 48, ст. 4746., есть не что иное, как ограничение их дееспособности.

Достаточно указать, что согласно п. 2 ст. 18 Закона о государственных предприятиях государственное или муниципальное предприятие, обладающее имуществом на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона).

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Более того, уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (п. 4 ст. 18 Закона).

Содержание дееспособности федеральных (муниципальных) казенных предприятий, обладающих имуществом на праве оперативного управления, является еще более узким. В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о государственных предприятиях федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (п. 2 ст. 19 Закона о государственных предприятиях).

Практически полное исключение правомочия распоряжения для учреждения, имеющего имущество на праве оперативного управления (ст. 298 ГК РФ), является существенным ограничением его дееспособности Петров, Д. В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления/СПб., 2002, с.65..

Основное отличие в правосубъектности: правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц возникают в разное время

Правоспособность (как юридическая возможность быть субъектом правоотношений) граждан возникает с момента рождения. Дееспособность – это способность активными действиями реализовывать права путем вступления в правоотношения, совершения сделок с соответствующими последствиями, включая ответственность за нарушения. Она расширяется постепенно, с учетом усредненных показателей развития личностных качеств индивида, и в полной мере устанавливается (возникает) с 18-летнего возраста.

Юридические лица, являясь искусственными организационными (структурными) образованиями, учрежденными взрослыми дееспособными гражданами, функционируют по иным правилам. Дееспособность и правоспособность юридического лица возникают в момент его создания. При этом под созданием подразумевается не учреждение организации (дата протокола общего собрания учредителей или решения единственного учредителя), а факт государственной регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Дееспособность включает:

  • сделкоспособность (способность совершения сделок в качестве полноправного участника);
  • деликтоспособность (обязанность и возможность отвечать за нарушение прав третьих лиц).

В фактических правоотношениях возникает необходимость удостовериться в наличии правосубъектности контрагента-юридического лица. Подтверждением этого обстоятельства являются сведения ЕГРЮЛ, с которыми можно ознакомиться в сети «Интернет».

Дееспособность юридического лица возникает с момента…

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что отличием между гражданином и юридическим лицом является именно отсроченное наступление дееспособности у гражданина, которая у юридического лица присутствует изначально.

Однако в отношении дееспособности юридических лиц есть позиции, которые следует учитывать:

  1. Первая из них основана на нормах ГК РФ — в частности, на том, что понятие «дееспособность» применительно к организациям в кодификации отсутствует. Согласно этой позиции, у организации, в отсутствие собственных намерений, личной воли не может быть и дееспособности. Вся его правосубъектность описывается правоспособностью.
  2. Вторая точка зрения включает «несамостоятельную», производную дееспособность юрлица в состав его правоспособности.

Обе позиции в теории имеют право на существование. Однако если включать в состав дееспособности сделкоспособность и деликтоспособность, то необходимо оставить её в составе правосубъектности организаций, в противном случае их участие в гражданском обороте было бы невозможно.

Дееспособность юридического лица не всегда может быть фактически реализована в полном объеме. Специфический и ограниченный характер она приобретает во время процедуры банкротства, в особенности на стадии конкурсного производства (порядок совершения сделок регламентирован; контролирующая функция банка в отношении текущих платежей и др. особенности).

Специальная правоспособность юридического лица — это законное ограничение его возможностей

Со времен СССР в гражданском праве существует точка зрения, что правоспособность юридического лица всегда является специальной. Специальная правоспособность юр лица – это ограничение юридических действий организации их подчинением тем целям и видам деятельности, для которых она создана и которые закреплены в её учредительных документах.

Однако, с учетом нормы абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ общепринятой практикой является указание в уставе широкой трактовки целей и видов деятельности, можно сказать, что для большинства коммерческих организаций характерна общая правоспособность. Например, как правило, правоспособность ООО – общая (универсальная).

Тем не менее, большая группа юридических лиц наделяется именно специальной правоспособностью:

  • некоммерческие организации, деятельность которых подчинена социально полезным целям;
  • специализированные коммерческие организации, для которых допускается единственный разрешенный вид деятельности на основании выданной лицензии или членства в саморегулируемой организации (например, банки).

В случае со специальной правоспособностью возможно отложенное её наступление (например, после выдачи лицензии или вступления в СРО).

Правоспособность юридического лица прекращается с момента внесения записи в ЕГРЮЛ

Прекращению правоспособности организации могут предшествовать процедуры, во время которых она ограничивается в соответствии со специальными нормами (банкротство, ликвидация) либо фактическое прекращение деятельности (в случае принудительной ликвидации бездействующего лица).

Основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении юридического лица являются (стст. 16, 20-22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ:

  • представление документов о завершении ликвидации (при условии, что этому предшествовало представление уведомления о добровольной ликвидации, публикация объявления, составление промежуточного ликвидационного баланса и иные необходимые действия);
  • определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;
  • решение собственника о прекращении унитарного предприятия или учреждения с передачей имущества в уставный капитал АО или в собственность государственной корпорации;
  • завершение реорганизации.

В случае прекращения юридического лица его права и обязанности могут перейти в порядке универсального или сингулярного правопреемства, либо полностью прекращаются (при ликвидации).

Таким образом, правоспособность юридического лица имеет особенности, обусловленные его организационно-правовой формой, целями создания и видом деятельности. При определении правоспособности контрагента-организации необходимо проверять и учитывать возможные её ограничения.

Татьяна, у меня есть сомнения насчет этого момента. Все-таки АО, ООО – это объединение капиталов, в первую очередь. Разве нельзя от имени несовершеннолетнего законному представителю юр. лицо учредить?

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 26 декабря 2008 г. N 09-17/121126

По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о несовершеннолетних Управление сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участниками общества могут быть граждане и юридические лица. При этом федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах.

Вышеуказанным Законом не предусмотрено каких-либо ограничений в отношении участия несовершеннолетних в юридических лицах.

В соответствии с пп. «д» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица.

Главой VI Закона N 129-ФЗ установлен порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Порядок заполнения заявлений (уведомлений), представляемых для государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, заполняются в соответствии с вышеназванными Методическими разъяснениями.

В вышеуказанных правовых нормах запрет о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о несовершеннолетних участниках юридического лица, а также какой-либо особый порядок внесения таких сведений отсутствуют.

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Правоспособность юридического лица

Под правоспособностью юридического лица следует понимать его возможность осуществлять права и нести обязанности в сферах, соответствующих целям его образования.

Возможность организации заключать те или иные сделки нередко является единственным вариантом осуществления того или иного бизнеса.

Зачастую возникает вопрос о том, с какого момента компания становится полноценным участником гражданского оборота. Что считать случаем, когда происходит образование и прекращение юридических лиц.

Организации обладают рядом особенностей. Ведь правоспособность и дееспособность юридического лица существенно отличаются от аналогичных правовых институтов, определяющих статус гражданина.

Другой проблемой служат пределы их действия, включающие ограничения, которые вводит лицензирование.

Понятие правоспособности юридического лица

Закон не содержит развернутого определения этого термина. Признаки и правоспособность юридического лица тесно взаимосвязаны. Исходя из ст. 49 ГК можно сделать ряд выводов.

  • Указанная статья признает возможность организаций быть субъектом гражданского права (иметь соответствующие права и выполнять обязательства).
  • Содержание этих прав и обязанностей продиктовано целью создания, которая отражена в учредительном документе. Если речь идет о коммерческой организации, то она создается для систематического извлечения прибыли и закон предоставляет ей соответствующие возможности. Она вправе заниматься любой не запрещенной деятельностью.
  • Создание и прекращение деятельности юридического лица совпадают с моментами появления и окончания правоспособности. Она появляется при внесении сведений об организации в ЕГРЮЛ. А ее окончание определяется моментом ликвидации компании.

Содержание ст. 49 ГК позволяет вывести следующее определение.

Под правоспособностью юридического лица следует понимать его возможность осуществлять права и нести обязанности в сферах, соответствующих целям его образования.

Она возникает в момент его государственной регистрации и прекращается при ликвидации организации.

Возникновение правоспособности юридических лиц

Согласно ст. 49 ГК, основания для заключения сделок появляются в момент внесения сведений о регистрации организации в ЕГРЮЛ, т.е. в дату создания.

Сложившиеся правила делового оборота требуют проверки партнеров. Чтобы убедиться в наличии у контрагента гражданской правоспособности, принято спрашивать у него копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации.

Сложившийся порядок требует также предоставить актуальную выписку из ЕГРЮЛ, в которой содержатся все необходимые сведения. Это касается всех видов компаний.

Последствия несоблюдения таких правил могут быть самыми тяжелыми. В первую очередь, они связаны с возможными претензиями налоговых органов.

Нередко в качестве основания возникновения гражданской правоспособности юридического лица указывается реорганизация путем, ведущим к появлению новых компаний. Все ее виды, кроме присоединения, требуют регистрации новых субъектов права.

Многие допускают ошибку, полагая, что к новым компаниям переходит правоспособность предыдущих. Действующий порядок не предполагает ее передачу или переход.

После регистрации, образовавшаяся компания становится лишь правопреемником во всех или в отдельных обязательствах ранее существовавших юридических лиц.

Лицензирование юридического лица и участие в СРО

Законодательство предусматривает ограничение на ведение отдельных видов деятельности. Необходимость предварительной проверки на соответствие набору определенных критериев связана со стремлением допускать на рынок определенных услуг только квалифицированных участников. Это касается тех сфер, которые связаны с безопасностью и риском, когда могут возникнут серьезные последствия.

Получение лицензии предполагает выдачу уполномоченным государственным органом разрешения на осуществление отдельных видов деятельности. Их круг ограничен.

Необходимость получения такого документа установлена в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Его содержание регулярно меняется, поэтому стоит убедиться в том, что изучается действующая редакция.

Порядок и основания для получения разрешения на работу в определенных сферах устанавливается Правительством и детализируется ведомственными актами.

В последние годы государство отменило получение лицензий в определенных сферах. Однако в ряде из них осталась необходимость получать допуск к деятельности. Это касается участия в саморегулируемых организациях (СРО).

Такие требования касаются проектировщиков зданий и сооружений и участников многих других видов деятельности. Без такого основания вести ее невозможно.

Виды прекращения деятельности юридического лица

Виды прекращения деятельности юрлица делят на 2 группы:

  • сопровождающиеся возникновением правопреемства;
  • не связанные с его возникновением.

Ст. 61 ГК устанавливает правовые основания для ликвидации организации. В их качестве выступают нарушения законодательства, которые носят неустранимый характер: отсутствие членства в СРО иди допуска полученного от нее, отсутствие лицензии, несоответствие деятельности некоммерческой структуры заявленным целям и др.

Перечень носит открытый характер и допускает другие основания для ликвидации. Наиболее распространенным примером служит банкротство, процедура которого установлена одноименным законом. В этих случаях у организации отсутствуют правопреемники.

Реорганизация как способ прекращения юридического лица является противоположностью ликвидации. Основы ее регулирования изложены в ст. 57 ГК. Особенности прекращения деятельности юридического лица таким путем предполагают появление организации-правопреемника.

Реорганизация имеет следующие формы:

  • выделение;
  • преобразование;
  • слияние;
  • разделение;
  • присоединение.

К прекращению правоспособности ведут все виды этой процедуры, кроме выделения. В последнем случае первоначально существовавшее юрлицо продолжает функционировать.

В остальных ситуациях в ЕГРЮЛ вносятся сведения о прекращении организации в результате окончания соответствующей процедуры реорганизации, дата которых совпадает с образованием компании-правопреемника.

Правовые нормы, предусматривающие исключительную правоспособность юридического лица

Стр 1 из 2

Согласны ли Вы с высказанным в литературе предложением выделять исключительную правоспособность юридического лица? Назовите правовые нормы, предусматривающие исключительную правоспособность юридического лица.

В настоящее время обосновано ставится вопрос о существовании исключительной правоспособности, в частности Андреем Андреевичем Слугиным. По его мнению, существуют виды деятельности, которые осуществляются в качестве исключительных (банковская, страховая, биржевая). Организации, осуществляющие такие виды деятельности можно подразделить, на коммерческие и некоммерческие. Признак исключительности деятельности для них является обобщающим. Если в организациях со специальной правоспособностью ведущим признаком является цель, то в организациях, осуществляющих исключительные виды деятельности, — вид деятельности. В последнем случае исключительное место цели занимает вид деятельности. Он подчиняет себе цель, пути и средства. Не подпадает такая конструкция и под признаки общей правоспособности, так как цель и виды деятельности строятся не на подчинении одного другим. Цель может быть реализована в не запрещенном законе виде деятельности. Свобода цели и видов деятельности ограничена законом. На основании этого можно утверждать о самостоятельном виде правоспособности, подразделяющемся на два подвида и имеющем отличную конструкцию, которую можно представить следующим образом.

«Коммерческие организации, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, только в соответствии с исключительным видом деятельности, определенные законом имеют исключительную правоспособность». «Некоммерческие организации, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности только в соответствии с исключительным видом деятельности, определённым законом и некоммерческим характером цели имеют специально-исключительную правоспособность».

Предполагаемые варианты правоспособности как исключительная, специально – исключительная или дополнительная правоспособность имеют право на жизнь, но официально закон не дает пока определения ни одному из этих понятий, а раскрываются они лишь в научных трудах цивилистов. Исходя из вышесказанного, автор статьи полагает, что с развитием такого института как лицензирование, со временем этот пробел будет ликвидирован.
По мнению Серовой О.А., в настоящее время отсутствует единое определение, позволяющее разграничить специальную и исключительную правоспособность юридических лиц. Всеми признается, что отдельные коммерческие и некоммерческие организации в силу закона осуществляют исключительные виды деятельности (которыми не вправе заниматься иные юридические лица), им запрещено заниматься иными видами деятельности. Речь идет о кредитных, страховых организациях, биржах и пр. Так, например, в диссертационном исследовании А. А. Марьиной доказывается точка зрения, что аудиторская организация обладает не специальной правоспособностью, а исключительной, которая предполагает наличие у юридического лица только таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в его учредительных документах. Тем не менее данное определение не содержит критерия, позволяющего разграничить специальную и исключительную правоспособность.

Одним из возможных критериев для разграничения специальной и исключительной правоспособности мог бы стать такой признак, как уникальность вида деятельности, осуществляемой организацией. Исключительной правоспособностью является способность субъекта иметь гражданские права, необходимые для осуществления видов деятельности, определяемых в законодательстве в качестве исключительных, и нести соответствующие данной деятельности гражданские обязанности. Считаем, что основанием для установления исключительной правоспособности как самостоятельного вида является наличие общего запрета (в отличие от принципа общего дозволения при специальной правоспособности и критерий соответствия интересам (при специальной правоспособности таким критерием станет следование частным интересам, а для исключительной правоспособности основой будет соответствие публичным интересам общества.

Введение категории «исключительная правоспособность» как самостоятельного вида позволит отказаться от использования таких дополнительных характеристик юридического лица, как наличие особого правового статуса. На наш взгляд, введение подобной категории неоправданно, так как не имеет под собой четких оснований. Предлагается ввести понятие уставной правоспособности как способности субъекта иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления видов деятельности, указанных в уставе учредителями (акционерами, участниками и т. д.), реализовавшими свое право на ограничение правоспособности создаваемого ими юридического лица. Однако данный подход нецелесообразен, так как не позволяет четко выявить специфику правосубъектности входящих в группу лиц организаций. Кроме того, нами ранее уже давалась характеристика подобных действий со стороны учредителя как способ отказа от реализации прав, не являющегося по своей природе самостоятельным видом правоспособности
С целью установления четкого перечня видов правоспособности юридического лица необходимо отметить недопустимость смешения таких понятий, как «ограничение правоспособности» и «ограниченная правоспособность». Считается, что ограничение правоспособности имеет место в случаях установления учредителями (участниками) запрета на осуществление отдельных видов деятельности в учредительных документах юридического лица, на которое не распространяется правило о специальной правоспособности; в иных случаях, на которые не распространяется принцип специальной правоспособности (осуществление отдельных видов деятельности только на основании соответствующего разрешения (лицензии); занятие отдельными видами деятельности лишь определенными юридическими лицами (например, деятельность, которая составляет государственную монополию); запрет осуществления отдельных видов деятельности отдельными организациями, содержащийся в соответствующем акте). Так как четкие правила в отношении этой категории в законе отсутствуют, одни и те же факты у разных авторов то подпадают под определение ограничения правоспособности, то служат основанием для выделения исключительной правоспособности. Учитывая легальный характер исследуемой классификации, разрешение споров возможно только на законодательном уровне.

Одной из основных задач современного периода реформирования гражданского законодательства выступает необходимость систематизации видов правоспособности юридических лиц. Предлагаем на уровне Гражданского кодекса РФ закрепить следующий перечень видов правоспособности юридического лица: — общая; — специальная; — исключительная.

Учитывая вышеизложенные мнения, и научные подходы относительно вопроса целесообразности выделения исключительной правоспособности юридического лица, можно назвать данный вопрос — дискуссионным.

Правовые нормы, предусматривающие исключительную правоспособность юридического лица.

Под категорией «исключительная правоспособность» предполагается понимать те юридические лица, которые ограничены в правах законом, осуществлять специфические (исключительные) виды деятельности при одновременном запрете осуществлять другие и могут заниматься деятельностью на основании специального разрешения (лицензии), определяется законодательными актами (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК, п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Нормативно — правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности представлено рядом законодательных и подзаконных актов, которые регламентируют порядок проведения мероприятий в рамках процедуры лицензирования.

Анализируя законодательные основы данного правового института, прежде всего следует отметить, что в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) содержится положение, согласно которому отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ч. 3 п. 1 ст. 49). Эта норма ГК РФ предопределена положениями Конституции РФ (ст. ст. 8, 34, ч. 3 ст. 55) и является основополагающей в системе нормативно-правового обеспечения лицензирования предпринимательской деятельности.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании)

При применении Закона о лицензировании следует учитывать, что его действие не распространяется на лицензирование деятельности кредитных организаций, деятельности в области связи, биржевой деятельности, страховой деятельности, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществления внешнеэкономических операций и др. (п. 2 ст. 1 Закона). Такое положение неоднозначно воспринимается учеными. В частности, предлагается «…в одном законе изложить общие принципы и требования к процедуре лицензирования». В настоящий же момент унификация лицензионного законодательства проведена, но только в части установления единого перечня лицензируемых видов деятельности.

Значительное место в системе источников нормативно-правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности отведено подзаконным нормативным правовым актам, которые принимаются на основании и во исполнение Закона о лицензировании.

Закон о лицензировании, определяя полномочия Правительства РФ при осуществлении лицензирования, предусматривает, что Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется лицензирующими органами субъектов РФ (ст.5). Правовой формой реализации этих полномочий Правительства РФ является форма постановлений.

В частности, Постановлением Правительства РФ от 21.11. 2011г. № 957 «ОБ организации лицензирования отдельных видов деятельности» (далее — Постановление о лицензировании) определены важнейшие вопросы, касающиеся сферы лицензирования предпринимательской деятельности. Утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, указано, какие виды деятельности лицензирует каждый из них; определен Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется лицензирующими органами субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности. Структура федеральных органов исполнительной власти существенным образом изменена, но соответствующие уточнения в данное Постановление Правительства РФ не внесены. Пунктом 24Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (с изм. от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября 2005 г.) установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности может по решению Правительства РФ производиться федеральным министерством или федеральным агентством // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

Далее, среди подзаконных актов следует обозначить постановления Правительства РФ, которыми утверждены положения о лицензировании конкретных видов деятельности. В этих положениях определяются: а) лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензий и лицензиатам; б) круг соискателей лицензии; в) срок действия лицензии; г) виды дополнительных документов, которые нужно представить соискателю лицензии (при предоставлении лицензии в общем порядке).

В отношении большинства видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, утверждены соответствующие положения

Таким образом, подзаконное нормативно-правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности дополняет и развивает законодательные основы регламентации указанных отношений

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх