Правовое обеспечение деятельности предприятия

1.8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

Этот раздел иногда называют «Юридическим планом». Он особенно важен для тех фирм, которым необходимо определить форму ведения своего будущего дела. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе организации: частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т.д. Конкретное наполнение этого раздела зависит от выбранной формы организации. Одно дело, если у предпринимателя государственное предприятие и необходимо разъяснить систему подчиненности и границы вмешательства регулирующих органов в хозяйственную деятельность, а другое – акционерное общество и необходимо установить будущее распределение акционерного капитала. Но главное необходимо обосновать причины выбора той или иной формы собственности, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему данная стратегия является наилучшей.

В этом разделе указывают не только дату создания и регистрации фирмы, где и кем она зарегистрирована, форму собственности и наиболее значительных пайщиков, но и определяют какие аспекты деятельности фирмы подлежать государственному регулированию, есть ли лицензии на виды деятельности, являющиеся предметом рассмотрения в бизнес-плане, какие изменения в законодательстве могут оказать влияние на деятельность фирмы и другие документы (патенты, контракты, торговые марки и знаки).

1.9. Оценка риска и страхование.

Каждый новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, которые угрожают ее существованию. Для любого предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться фирма.

Открытие возникших негативных факторов перед потенциальными инвесторами может подорвать кредит доверия к проекту и лишить его финансирования. С другой стороны, определение и обсуждение риска в проекте демонстрируют квалификацию разработчиков и поднимают доверие инвесторов. Поэтому определение и обсуждение главных проблем и рискованных моментов служат развитию проекта. Оно включает описание опасных ситуаций в отрасли, на рынке сбыта, в сроках и финансировании начального этапа проекта.

Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибки в подборе руководящих кадров, кроме этого к рискам относятся пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты. Чем глубже предприниматель проработает эту проблему, тем проще и спокойнее ему будет исполнять бизнес-план.

При написании данного раздела предприниматель должен привести перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от них; указать организационные меры по профилактике и нейтрализации указанных рисков. Даже если ни один из этих факторов реальной угрозы для фирмы не представляет, в бизнес-плане необходимо на них остановится и обосновать, почему не стоит беспокоиться на этот счет.

1.10. Финансовый план.

Финансовый план составляется на срок реализации проекта и включает в себя:

  1. план доходов и расходов;

  2. план денежных поступлений и выплат;

  3. анализ состояния потока реальных денег (наличности);

  4. балансовый план;

ПРОГНОЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.

Этот прогноз составляется, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов.

Поскольку основным источником доходов большинства фирм являются продажи, составление финансового плана начинается с прогнозирования продаж. Для составления планов доходов и расходов на первый год необходимо рассчитать объемы продаж по месяцам. Для составления прогноза используются такие методы, как опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами и т.д. Объемы продаж у новых предпринимателей обычно нарастают постепенно, а себестоимость реализованной продукции может «скакать» и в некоторые месяцы быть несоизмеримо высокой или низкой. Все будет зависеть от ситуации, складывающейся в тот или иной момент на рынке.

План расходов и доходов должен содержать также оценки всех статей косвенных (накладных, общефирменных) расходов по месяцам первого года. Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей (эти данные берутся из организационного плана). В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам. Необходимо также помнить, что в первые месяцы освоения рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские работы. С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на рекламу (если она предусмотрена планом маркетинга), на аренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов.

Помимо этих планов в разбивке по месяцам первого года, планы должны содержать прогнозные данные на конец второго и третьего года. При прогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги, аренда и т.д. нетрудно подсчитать исходя из объема продаж на второй и третий год.

ПЛАН ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ВЫПЛАТ.

Этот план, как и план доходов и расходов, строится на определенных предположениях, которые представляются реалистическими на момент составления прогноза, но со временем могут и не подтвердится. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предложения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботится и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.

ПРОГНОЗ ПОТОКА РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕГ (НАЛИЧНОСТИ).

Такой прогноз строится на основании плана денежных поступлений и выплат. Он составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтому определение потребностей в денежной наличности является важным моментом, особенно для первого года. Доходы могут различаться из месяца в месяц, да и деньги, вырученные от продаж, поступают на банковский счет фирмы не мгновенно, поэтому даже если продукция расходится хорошо, может возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия постоянных затрат, например, для выплаты заработной платы или за коммунальные услуги. Именно прогноз потока наличности и выявляет эти условия.

БАЛАНСОВЫЙ ПЛАН.

В этом разделе отражаются активы и пассивы фирмы, средства, вложенные в развитие производства самим предпринимателем и его партнерами, и нераспределенная прибыль. К составлению балансового плана на конец первого года приступают, когда составлены план доходов и расходов и план денежных поступлений их выплат. Балансовый план представляет собой счет активов (денежные средства, оборудование, здания, сооружения, земля и др.) и пассивов (обязательства перед кредиторами), разность которых представляет собой собственный капитал предприятия, к которому относятся средства, вложенные партнерами, и прибыль, остающаяся после вычета налогов. Теперь, после анализа финансового состояния фирмы, можно приступить к составлению последнего раздела бизнес-плана.

Правовое обеспечение деятельности предприятия

Исходя из организационной функции (метода), который включают в себя:

— создание, реорганизация, ликвидация организации;

— формирование структуры;

— определение штатной численности и номенклатуры должностей;

— регламентация деятельности структурных подразделений и работников;

— формирование коллегиальных и совещательных органов управления;

— регламентация деятельности аппарата управления;

— лицензирование деятельности в необходимых случаях;

— организация и оценка труда работников и некоторые другие виды работ.

Мы видим, что не одна из этих функций не может существовать на предприятии ФГУП без комплекса организационно-правовых документов, гарантирующие правовое обеспечения деятельности предприятия, содержащих положения, определяющие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты.

К организационно-правовым документам относятся:

— устав организации, положение об организации

Устав является одним из основных организационным документом. Все государственные, муниципальные, частные предприятия, общественные объединения действуют на основе устава.

Устав — свод правил, регистрирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственной или хозяйственной деятельности.

— положения о структурных подразделениях

— положения о коллегиальных и совещательных органах учреждения

Положение — нормативный акт, устанавливающий порядок образования, структуру, функцию, компетенцию, обязанности и организацию работы системы государственных органов (общие положения о министерствах РФ), одного органа (Положение об общем отделе администрации области), либо структурного подразделения (комиссии, группы).

Положения бывают типовые и индивидуальные. Типовые положения разрабатываются для системы учреждений и предприятий. В текст положения необходимо включить такие разделы, как общая часть (преамбула), основные функции, права, порядок образования и организации работы и др., в зависимости от характера положения.

Уставы и положения являются сложными документами. Их структура и содержание, как правило, определяются учреждениями-разработчиками.

— регламенты работы коллегиальных и совещательных органов

— регламенты работы аппарата управления (руководства)

Представляет собой совокупность правил, определяющих порядок работы государственных органов, учреждений, организаций. В нем указывается порядок ведения заседаний, собраний, конференций.

— штатное расписание

Являет собой форму отчётности юридического лица, организационно-распорядительный документ, отображающий структуру компании, численность отделов, сотрудников, а также размер их заработной платы. Кроме того, оно включает в себя также учёт всех возможных дополнительных выплат сотрудникам — премий, компенсаций и т. д. в зависимости от занимаемой должности.

— инструкции по отдельным видам деятельности (например, инструкция по документационному обеспечению)

— должностные инструкции работников

Под инструкцией понимают правовой акт, издаваемый органом государственного управления, в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан. Инструкции издаются в целях разъяснения и определения порядка применения законодательных актов и распорядительных документов (например, приказов).

Инструкция является документом постоянного или длительного действия (до замены ее новой). Она оформляется на общем бланке, и утверждается специальным распорядительным актом или непосредственно руководителем. При утверждении инструкции распорядительным документом (приказом, распоряжением) в нем устанавливается срок введения инструкции, перечисляются необходимые организационные мероприятия, указываются ответственные исполнители.

Организационно-правовые документы содержат положения, основанные на нормах административного права и обязательные для исполнения. Эти документы составляют правовую основу деятельности организации.

Организационно-правовые документы в обязательном порядке проходят процедуру утверждения уполномоченным на это органом:

— вышестоящей организацией,

— руководителем данной организации,

— коллегиальным органом (например, общим собранием акционеров, советом директоров и др.),

— руководителем структурного подразделения,

— в зависимости от вида и разновидности документа.

Утверждаться организационные документы могут непосредственно актом руководителя, распорядительным документом руководителя или коллегиального органа. В соответствии с Государственной системой документационного обеспечения управления, управленческие документы по своему назначению подразделяются на комплексы документации:

— организационно-распорядительную;

— первично-учетную;

— расчетно-денежную;

— отчетно-статистическую;

— коммерческую.

Особое место среди них занимает организационно-распорядительная документация, обеспечивающая реализацию организационных функций.

В соответствии с действующим законодательством РФ и компетенцией органов управления, издаются следующие распорядительные документы:

— приказы

Вид акта управления, волевое властное официальное распоряжение руководителя, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными сотрудниками. Приказ сотрудник (работник) получает, как правило, от своего непосредственного начальника. Отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, либо вышестоящий начальник. Следует отличать приказ от распоряжения. Последнее как акт управления имеет меньшую силу

— указания

Является распорядительным документом, издаваемый министерствами, агентствами, ведомствами, организациями преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов.

— решения

Решение как распорядительный документ является правовым актом, принимаемым коллегией министерства или ведомства, научным советом.

— Постановления

Акт управления общенормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ.

— распоряжения

Акт управления государственного органа, имеющий властный характер, изданный в рамках присвоенной должностному лицу, государственному органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым это распоряжение адресовано. Распоряжения являются подзаконными актами и делятся на две группы: распоряжения общего, длительного действия и распоряжения, касающиеся конкретного вопроса, отдельного случая.

Распоряжения вправе издавать: Правительство, министерства, агентства, ведомства, администрации краев, областей, городов, районов, администрации предприятий, учреждений в пределах прав, предоставленных им законами РФ.

Организационно-правовые документы с точки зрения срока действия относятся к бессрочным: они действуют впредь до их отмены или до утверждения новых. Исключение составляет штатное расписание, которое разрабатывается и утверждается ежегодно.

В процессе деятельности учреждения по мере изменения характера деятельности и организации труда в организационно-правовые документы могут вноситься изменения. В случае реорганизации деятельности организационно-правовые документы перерабатываются и утверждаются заново. Для разных видов организационно-правовых документов установлен различный порядок внесения изменений или их пересмотра.

Например:

— Изменения и дополнения в устав организации вносятся в соответствии с установленной законом процедурой — по решению высшего органа управления организацией (общего собрания акционеров, участников) с обязательной регистрацией изменений в органе государственной регистрации;

— Изменения в штатное расписание вносятся по мере необходимости приказами или распоряжениями руководителя;

— Изменения в положения о структурных подразделениях вносятся распорядительными документами руководителя.

Разрабатываются организационно-правовые документы руководством учреждения или подразделения с привлечением юридической службы и квалифицированных специалистов подразделений, хорошо знающих работу организации.

Датой организационно-правового документа является дата его утверждения.

Текст большинства организационно-правовых документов состоит из разделов, имеющих собственные заголовки и разделенных на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами.

В процессе подготовки организационно-правовые документы в обязательном порядке проходят процедуру согласования (визирования) со всеми заинтересованными подразделениями и лицами, юридической службой (юристом), заместителями руководителя организации.

Все распорядительные документы должны строго соответствовать закону, ни один из них не может содержать положений, противоречащих закону.

К организационно-распорядительным документам также относится протокол. Это документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решения на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов. Протокол, как правило, ведется во время заседания, ему определяется свой номер. Номер протокола является порядковым номером заседаний коллегиального органа в течение года. Полностью подготовленный протокол подписывается председателем и секретарем.

В этой связи правовое обеспечение рассматривается как использование средств и норм юридического воздействия на органы и объекты управления с целью обеспечения высокой эффективности производства (труда), улучшение качества работы, укрепление дисциплины, охраны труда работающих, а также сохранности собственности и повышения уровня социально — экономического развития предприятия Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь/ В.Г. Золотогоров. — 2-е изд.,стереотип. — Мн.: Книжный Дом, 2004. — С. 403..

Под правовым обеспечением предприятия понимают законодательную основу, то есть прослеживается иерархия свода законодательных документов:

— Конституция Российской Федерации

— Федеральные конституционные законы

— Федеральные законы (включают кодифицированные нормативные акты)

— Нормативно-правовые акты Президента РФ (указы, распоряжения)

— Нормативно-правовые акты Правительства (постановления, распоряжения)

— Акты органов государственной власти местного самоуправления

— Локальные нормативные акты (приказы, распоряжения руководителей)

Среди источников права, регламентирующего деятельность предприятия, немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся нормативно-правовые акты о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Правовая информация включает весь массив правовых актов, а также тесно связанных с ним справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности, такие как хозяйственно-правовые документы, направленные на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений: договора, соглашения, решение арбитража и судебных органов, рекламации.

Большинство документов, создаваемых в организации, и поступающих в организацию из внешней среды, содержат информацию о фактическом положении дел в данной или других организациях, служащую основанием, для изучения распорядительных документов. К информационно-справочным документам относятся справки, докладные и объяснительные записки, сводки, обзоры, акты, письма, телеграммы и т.д. Они носят вспомогательный характер по отношению к организационно-распорядительным документам и в отличие от последних не являются обязательными к исполнению. Информация, содержащаяся в информационно-справочных материалах, может побуждать к действию или может быть лишь принята к сведению.

организационный правовой государственный унитарный

Бизнес планы, инвестиции, инновации

В этом разделе рассматривается вся информация, характеризующая правовые аспекты обеспечения процессов создания и функционирования фирмы.
Раздел особенно важен для вновь создаваемых фирм. При этом пред­приниматель должен уделить особое внимание выбору и обоснованию той организационно-правовой формы, которую он предполагает использовать в своей фирме. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе фирмы: частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т.д.
Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые в определенной степени могут повлиять на успех реализации данного проекта и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.
Конкретное наполнение этого раздела зависит, в первую очередь, от выбранной формы организации фирмы. Одно дело, если речь идет о го­сударственном предприятии и надо разъяснить систему его подчиненности и границы вмешательства государства в хозяйственную деятельность, и совсем другое — если предприниматель собирается создавать акционер­ное общество и надо определить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами. Но главное — предпринима­тель должен обосновать причины выбора той или иной формы собствен­ности и организации дела, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему он считает такую стратегию наилучшей.
Помимо обоснования формы собственности в рассматриваемом разде­ле должны быть представлены все законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность фирмы как в своей стране, так и за рубежом.
Таким образом, в этом разделе предпринимателю необходимо осве­тить следующие основные моменты:
1. Дата создания и регистрации фирмы.
2. Где и кем она зарегистрирована.
3. Учредительные документы.
4. Зарегистрированный офис.
5. Форма собственности.
6. Наиболее значительные пайщики (акционеры) фирмы.
7. Для акционерного общества:
а) количество разрешенных к выпуску акций;
б) количество выпущенных акций;
в) количество обращающихся акций;
г) номинальная стоимость одной акции;
д) рыночная стоимость одной акции;
е) динамика изменения рыночной стоимости акции.
8. Аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному кон­тролю и предписаниям.
9. Копии лицензий на виды деятельности, являющейся предметом рассмотрения в бизнес-плане.
10. Копии соглашений и договоров с другими организациями по дан­ным видам деятельности.
11. Изменения в законодательстве, которые могут оказать влияние на деятельность фирмы, и другие документы (патенты, контракты, договоры на аренду, торговые марки и знаки и т.д.).
При деятельности фирмы за рубежом необходимо дополнительно описать:
12. Как данное государство защищает интересы зарубежных пред­принимателей.
13. Наличие в стране рынка государственных, частных и обществен­ных организаций, контролирующих качество продукции, вырабатываю­щих стандарты на габариты и вес продукции и т.д.
14. Законодательные ограничения по проникновению на рынок (сегмент рынка).
15. Особенности правовой системы страны рынка в части:
а) налоговой системы;
б) законов, предохраняющих от загрязнения окружающей среды;
в) патентной защиты;
г) правил техники безопасности;
д) правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и
проведения рекламы;
е) основных прав потребителей и системы их защиты;
ж) правил, запрещающих использование определенных материалов и т.д.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх