Правовое регулирование финансового контроля

Введение

Финансовый контроль как институт финансового права подразумевает правовое регулирование финансового контроля как функции государственного управления. В этой связи оценка эффективности финансового контроля обусловлена структурой, совокупностью процедур, методов и средств финансового контроля.

Организация единой системы финансового контроля, способствующей формированию полной и объективной картины о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающей выявление, предупреждение и пресечение нарушений в управлении финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, является главной организационно-правовой задачей финансовой деятельности государства.

Создание системы финансового контроля требует формирования его правовой базы. Правовая база контроля определяет принципы и порядок его осуществления. В документальном выражении правовая база финансового контроля это: конституционное определение и закрепление основных целей и полномочий контроля; законодательное установление задач, функций и полномочий контрольных органов и их работников; регламентирование и регулирование содержания, деталей и особенностей процесса контроля путем издания подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе и собственных актов контрольных органов.

Современная правовая база государственного финансового контроля в Российской Федерации уже довольно основательная, но в силу исторически сложившихся обстоятельств разнородна, внутренне противоречива.

Цель моей работы исследовать правовое обеспечение финансового контроля и выявить проблемы. Это обуславливает постановку следующих задач:

  • Дать понятие финансового контроля;

  • Определить формы, виды и методы финансового контроля;

  • Дать характеристику органам, осуществляющим финансовый контроль;

  • Определить систему правового регулирования финансового контроля и выявить ее проблемы.

Таким образом, поставленные задачи определили структуру моей работы.

  1. Финансовый контроль

1.1. Понятие и значение финансового контроля

Финансовый контроль как институт финансового права подразумевает правовое регулирование государственного финансового контроля как функции государственного управления и организацию формирования, распределения и использования бюджетных средств. Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, то есть как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.

Финансовый контроль – это форма реализации контрольной функции финансов и с позиции финансового права призван, в первую очередь, охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.

Контроль – это правовая конструкция, призванная обеспечить строгое и неукоснительное исполнение законов, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Сущность и назначение контроля:

  • наблюдение за деятельностью подконтрольного субъекта;

  • получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на этом субъекте;

  • в выявлении причин и условий, которые могут способствовать правонарушениям;

  • принятие мер по привлечению к ответственности нарушителей законности и дисциплины.

Установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства. В таком качестве контроль имеет несколько аспектов:

  • Финансовый контроль представляет собой одну из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку финансовой деятельности участников финансовых правоотношений в целях предотвращения или выявления нарушений норм права.

  • Финансовый контроль – это одна из стадий конкретных управленческих действий государства.

  • Финансовый контроль – форма обратной связи в системе финансово-правового регулирования. Получая информацию о совершаемых противоправных деяниях в финансовой сфере, государство оценивает проводимую финансовую политику и осуществляет ее своевременную корректировку.

  • Финансовый контроль представляет собой способ поддержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку он направлен на обеспечение соблюдения норм финансового права.

Финансовый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансовом праве и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности. Поскольку финансовый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет на себе все черты последнего. В тоже время государственный финансовый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных субъектов, целей и задач, а также форм и методов.

Объектами финансового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы.

Предметом финансово­го контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.

Субъектами финансо­вого контроля являются государственные и муниципальные ор­ганы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

Подконтрольными субъектами выступают Российская Феде­рация в целом, субъекты РФ и муниципальные образования органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, организации, предприятия, учреждения и физические ли­ца, совершающие или опосредующие финансовые операции.

Цель финансового кон­троля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наибо­лее очевидно это выражается в проверке соблюдения различ­ных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режи­мов валютных ограничений, иммунитета бюджета. Фи­нансовый контроль за законностью распространяется и на совершение финансовых действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтроль­ными являются требования о предоставлении органами испол­нительной власти, органами местного самоуправления всей ин­формации, необходимой для осуществления парламентского контроля законодательным (представительным) органам, пред­ставительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам (п. 3 ст. 265 БК РФ).

Однако целью финан­сового контроля не является воздействие на правовой режим осуществления каких-либо финансовых операций, поскольку выполнение законных требований органов финансового кон­троля не должно препятствовать или делать невозможным ак­кумулирование, распределение или использование денежных фондов государства и муниципальных образований.

На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Таким образом он должен организовываться и проводиться на основе определенных принципов:

  • Законности;

  • Независимости;

  • Объективности;

  • Ответственности;

  • Разграничения функций и полномочий;

  • Системности;

  • Гласности.

Законность финансового контроля предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа. Принцип объективности предусматривает отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта контроля обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Системность означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Эффективность финансового контроля со стороны государ­ства во многом зависит от каче­ства организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т. д.

Таким образом, основными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства.

2015.02.022

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Ключевые слова: финансовое право; финансовый контроль; виды и формы финансового контроля в России; финансовый контроль в зарубежных странах; административный надзор.

Во введении ко второму изданию книги указывается, что мировой экономический кризис внес значительные коррективы в глобальные процессы, а именно показал несостоятельность существующей модели экономики в развитых странах и дал основания говорить о необходимости формирования инновационной модели, которая должна придти на смену докризисной. На достижение этой цели и направлено развитие права в целом и финансового права в частности. Механизм стимулирования инновационных процессов с помощью финансово-правового регулирования включает в себя:

— использование налоговых стимулов, предоставление налоговых льгот, снижение налоговых ставок в сфере малого и среднего бизнеса, в научно-исследовательской сфере, при разработке и внедрении инновационных технологий, при приобретении нового оборудования или технологий;

— субсидирование процентных ставок на кредиты для приобретения новых технологий, патентов, лицензий, современного оборудования;

— совершенствование межбюджетных отношений, в том числе путем децентрализации;

— предоставление льготных кредитов, субсидий для малого и среднего бизнеса;

— развитие государственного воздействия через размещение госзаказов;

— усиление финансового контроля за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, в том числе бюджетных средств, предназначенных для инновационной деятельности.

Эти инструменты позволят России не оставаться в стороне от инновационного развития.

Под финансовым контролем понимается контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Авторы рассматривают виды финансового контроля в России: бюджетный контроль, налоговый контроль, банковский надзор, страховой надзор, валютный контроль, а также аудит как особый вид финансового контроля.

Отдельная глава посвящена финансовому контролю в зарубежных странах. Рассматриваются полномочия Счетной палаты ЕС, а также организационная структура и функции счетных палат Австрии, Японии, Норвегии, Германии, Франции, Португалии, Турции, Италии и США, ряде стран СНГ. Кратко описываются особенности налогового контроля в зарубежных странах. В таких странах, как США, Швеция и Франция, центральные налоговые органы входят в систему министерства финансов, а в Австрии, Китае и Японии они обладают самостоятельным статусом. В Канаде контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляет Агентство дохода, которое также производит сбор федеральных налогов.

В приложении приводится Типовое заключение эксперта судебной налоговой экспертизы в уголовном процессе.

А.В. Четвернина

Страница 2 из 2

В настоящее время международно-правовой базой для выстраивания системы государственного финансового контроля в России в той или иной степени выступает ряд международных актов: Лимская декларация руководящих принципов контроля, акты Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), а также ее рабочих групп — Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ), Азиатской организации высших органов финансового контроля (АЗОСАИ) .

С 1995 года Счетная палата является членом ИНТОСАИ и применяет ее акты при разработке своих внутренних документов . В частности, Приказом Счетной палаты РФ № 122 от 8 декабря 2011 г. утвержден Кодекс этики и служебного поведения федеральных гражданских служащих Аппарата Счетной палаты Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 1 Кодекса, он основан, в том числе, на Этическом кодексе ИНТОСАИ для аудиторов в государственном секторе, принятом в 1998 году. 2012 год был обозначен как «контрольный» для завершения процесса адаптации стандартов Счетной палаты к стандартам ИНТОСАИ. Однако стандартизация процедур в настоящее время – процесс, в котором принимает участие сегодня только высший орган финансового контроля (Счетная палата), в то время как система контролирующих органов гораздо более представительная, а, следовательно, и корректировка правил проведения контрольных мероприятий нужна более масштабная.

По инициативе Правительства РФ 23 июля 2013 года принят Федеральный закон № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в соответствии с целями и задачами Государственной программы «Управление государственными финансами» (11.03.2013) изменены положения Бюджетного кодекса РФ о финансовом контроле .

В частности, в соответствии со стандартами ИНТОСАИ государственный и муниципальный финансовый контроль подразделен на внешний и внутренний, предварительный и последующий (ст. 265 БК РФ). Пунктом 3 ст. 266.1 установлен принцип ответственности объектов финансового контроля за непредставление сведений по запросам органов финансового контроля. Унифицированы методы контроля, к числу которых, в соответствии со ст. 267.1 БК РФ, отнесены проверка, ревизия, обследование и санкционирование операций. Статья 270.2 БК РФ регламентирует правила и последствия вынесения предписаний и представлений органов государственного и муниципального финансового контроля, устанавливая единые требования к срокам исполнения соответствующих требований, определяя единые полномочия для всех органов. Наконец, в Бюджетный кодекс введена глава 29 «Общие положения о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения», положения которой позволяют говорить о восстановлении общей законодательной логики в применении мер воздействия к нарушителям бюджетного законодательства.

Указанные изменения – заметный и весьма позитивный шаг в деле контроля за публичными финансами . С другой стороны, очевидно, что создание единой правовой формы государственного и муниципального финансового контроля – средство защиты прав и законных интересов участников общественных отношений, публичных экономических интересов .

Однако не сложно заметить, что данные законодательные положения не отражают факта включенности в систему контрольных органов международных структур и международных стандартов. По сути, лишь положения ст. 4 БК РФ, определяющие правила применения международных договоров к бюджетным отношениям, позволяют нам говорить о возможности реализации процедур международного финансового контроля. При этом если говорить о некой стандартизации процедур, то положения бюджетного законодательства не делают соответствующие стандарты обязательными для применения органами финансового контроля, так как устанавливаются они в иных, отличных от международного договора правовых формах .

Экономические и политические процессы интеграции России в мировое экономическое и политическое пространство требуют изменения подобных подходов. Достоверная информация о состоянии финансовой системы государства – необходимый ресурс, обеспечивающий и инвестиционную привлекательность государства, и возможности сотрудничества с ним. А одним из средств получения такой информации является, как минимум, сопоставимость исходных данных, которая невозможна без стандартизации контрольных процедур, в том числе на основе международно-правовых норм.

Литература

Теги: международно правового регулирования проблемы некоторые
«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»

Актуальность темы исследования. Цели и задачи, реализуемые в настоящее время органами государственной власти Российской Федерации в рамках реформирования отечественной экономики, отличаются выраженной стратегической направленностью, долгосрочным периодом их реализации и привлечением огромных финансовых ресурсов. Для реализации поставленных задач и достижения заданных целей необходимо повышение эффективности управления бюджетными средствами в соответствии с приоритетами государственной политики. Как справедливо отмечает С.В. Степашин, «бюджетная система государства — одна из основ его экономики. Поэтому эффективное ее функционирование и рачительное отношение к ней всегда были предметом пристального внимания со стороны высшей государственной власти»1.

Реформирование бюджетного процесса, нашедшее свое отражение в радикальном изменении бюджетного законодательства Российской Федерации, остро ставит вопрос четкого определения места и роли органов государственного финансового контроля в происходящих преобразованиях.

Нельзя не согласиться с Е.Ю. Грачевой, которая отмечает, что «.определяющую роль в государственном воздействии на экономику, в том числе на финансы, играет правовое регулирование и осуществление контроля, в том числе финансового»2.

Вопросы правового регулирования государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетной палатой субъекта Российской Федерации, являются составной частью правовых основ функционирования института государственного финансового контроля в Российской Федерации, и

Степашин С.В. Государственный финансовый контроль в России: прошлое, настоящее и будущее.//Государственная власть и местное самоуправление, N 5, май 2006 г. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля: Диссертация на соисканне ученой степени доктора юридических наук. М., 2000. С. 43. их исследование позволит выявить общие закономерности в сфере правового регулирования деятельности контрольных органов.

В связи с чем, представляется крайне актуальным анализ всей совокупности действующих бюджетных нормативных правовых актов федерального и регионального уровней в данной сфере. Это позволит выявить внутрисистемные связи, оценить достигнутый уровень регулирования института государственного финансового контроля, выделить несовершенства действующей нормативной правовой системы и определить основные направления ее дальнейшего развития и регулирования.

Решение поставленных задач позволит не только выявить закономерности правового регулирования государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетной палатой субъекта Российской Федерации, но и определить особенности правового положения Контрольно-счетной палаты Москвы в системе органов государственного финансового контроля. Это будет способствовать выработке предложений по совершенствованию организационно-правовых основ деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы, а также осуществляемых ею контрольных процедур.

В свете изложенного, тема диссертационного исследования, посвященного исследованию правового регулирования государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетной палатой субъекта Российской Федерации, актуальна в научном и прикладном отношении.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является выявление особенностей правового регулирования государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетной палатой субъекта Российской Федерации (на примере Контрольно-счетной палаты Москвы), и выработка предложений по совершенствованию организационно-правовых основ деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы, а также осуществляемых сю контрольных процедур. Это позволит данному контрольному органу максимально эффективно использовать на региональном уровне все полномочия, которыми он наделен действующим бюджетным законодательством РФ.

Научной задачей исследования является теоретическое осмысление правового регулирования государственного финансового контроля, осуществляемого контрольным органом, созданным законодательным (представительным) органом субъекта РФ, в целях выявления правовых основ и внутрисистемных связей в деятельности органов государственного финансового контроля.

В рамках настоящего исследования диссертантом поставлены следующие задачи: раскрыть сущность государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетной палатой субъекта РФ;

— в рамках анализа бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов РФ, законодательства и нормативных правовых актов города Москвы выявить и систематизировать правовые нормы, определяющие цели и задачи государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетной палатой субъекта РФ; провести исследование нормативно-правового регулирования, организационно-правовых форм, структурной организации, принципов деятельности и компетенции органов государственного финансового контроля города Москвы;

— на основе анализа правовых основ учреждения и формирования Контрольно-счетной палаты Москвы по законодательству РФ и города Москвы, а также результатов контрольной деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы провести исследование механизма осуществляемого ею государственного финансового контроля;

— выявить правовое и процессуальное содержание деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы по осуществлению государственного финансового контроля, проанализировать особенности его реализации на региональном уровне и на этой основе раскрыть содержание объекта государственного финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой Москвы, а также исследовать его формы и методы;

— на основе исследования понятия, сущности, целей, задач, нормативно-правового и процессуального регулирования государственного финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой Москвы, определить направления и выработать предложения по совершенствованию контрольных процедур, осуществляемых Контрольно-счетной палатой Москвы, а также организационно-правовых основ ее деятельности.

Объектом диссертационного исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере организации государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетной палатой субъекта РФ (на примере Контрольно-счетной палаты Москвы).

Предметом диссертационного исследования стали нормы бюджетного законодательства РФ и города Москвы, регламентирующие деятельность Контрольно-счетной палаты Москвы как органа государственного финансового контроля, созданного законодательным (представительным) органом субъекта РФ, послания и бюджетные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, а также результаты практической деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы по осуществлению государственного финансового контроля. Степень научной разработанности темы и круг источников. Вопросы правового регулирования института государственного финансового контроля привлекали и привлекают внимание российских ученых. Это связано, прежде всего, с динамичным развитием всех сфер жизнедеятельности Российской Федерации, в том числе и бюджетно-финансовой системы. Что, в свою очередь, делает крайне актуальной проблему создания в Российской Федерации действенной системы государственного финансового контроля, составной частью которой являются контрольные органы, созданные законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

B.М. Шлейников.

C.О. Шохина.

Диссертационные работы Н.Д. Погосяна, Ж.М. Саркисяна, А.Д. Соменкова, Е.А. Толстыжено, посвященные правовому статусу Счетной палаты Российской Федерации, явились методологической основой анализа правового положения, роли и места контрольно-счетной палаты субъекта РФ в системе органов государственного финансового контроля.

Информационную базу исследования составили: федеральное законодательство и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, региональное законодательство о контрольно-счетных палатах субъектов Российской Федерации, правовые акты города Москвы, судебная практика Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, итоги контрольной деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы за период с 2002 по 2006 год.

Методологическая основа исследования.

Методологический аппарат настоящего исследования составили:

— общенаучные методы познания: сравнение, моделирование, анализ, синтез, метод восхождения от абстрактного к конкретному, логический метод;

— принципы диалектики, как всеобщего метода познания: всесторонность рассмотрения объекта, историзм, принцип противоречия;

— философские категории, как ступени и формы познания: целое и часть, элемент, система, структура, содержание и форма, причина и следствие и пр.

Кроме того, были применены частные методы исследования правовой науки, такие как толкование норм права, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в рамках кардинальных изменений бюджетного законодательства РФ настоящее исследование представляет собой одну из первых попыток научного осмысления правового регулирования государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетной палатой субъекта РФ (на примере Контрольно-счетной палаты Москвы).

Диссертантом дано определение, раскрыта сущность, актуализированы цели и задачи государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетной палатой субъекта РФ. Выявлена система нормативно-правового регулирования государственного финансового контроля города Москвы.

В работе раскрыт механизм и объект государственного финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой Москвы. Обоснованы предложения по внесению изменений в бюджетное законодательство РФ, а также законодательство и иные нормативные правовые акты города Москвы, способствующие совершенствованию контрольных процедур и организационно-правовых основ деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Государственный финансовый контроль, осуществляемый контрольно-счетной палатой субъекта РФ, представляет собой специальную форму контроля уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ за расходованием и оборотом бюджетных средств субъекта РФ.

2. Сущность государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетной палатой субъекта РФ, состоит в определении целесообразности и законности использования бюджетных средств субъекта РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями средств регионального бюджета.

3. Главной целью государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетной палатой субъекта РФ, является определение экономической обоснованности и эффективности осуществляемых субъектами контроля действий в сфере расходования средств регионального бюджета, а также в области распоряжения и управления собственностью субъекта РФ. Кроме того, число основных задач контрольно-счетной палаты субъекта РФ, закрепленных в региональных законах о контрольно-счетных палатах, следует дополнить проведением экспертиз долгосрочных и ведомственных целевых программ.

4. Система нормативно-правового регулирования государственного финансового контроля города Москвы включает в себя следующие уровни:

4.1. Бюджетное законодательство РФ, состоящее из Бюджетного кодекса РФ, законов города Москвы о бюджете города Москвы, законов города Москвы о бюджетах государственных внебюджетных фондов города Москвы, правовых актов представительных органов муниципальных образований города Москвы о бюджетах муниципальных образований, а также иных законов города Москвы и правовых актов представительных органов муниципальных образований города Москвы, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 Бюджетного кодекса РФ.

4.2. Законы и иные нормативные правовые акты города Москвы, к которым следует отнести:

— Закон города Москвы от 2В июня 1995 г. «Устав города Москвы»

— Закон города Москвы от 1 ноября 1995 г. №23-73 «О Контрольно-счетной палате Москвы»;

— Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»;

— постановление Правительства Москвы от 21 февраля 2006 г. N 112-ПП «О Регламенте Правительства Москвы»;

— постановление Правительства Москвы от 22 апреля 2003 г. N 290-ПП «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного финансового контроля города Москвы»;

— иные правовые акты Правительства Москвы и Московской городской Думы, определяющие систему органов государственного финансового контроля города Москвы, пределы их компетенции и организационно-процессуальные аспекты деятельности.

4.3. Корпоративные нормативные правовые акты органов государственного финансового контроля города Москвы, устанавливающие основные правила деятельности данного контрольного органа (например, Регламент Контрольно-счетной палаты Москвы).

5. Системный анализ действующих положений Бюджетного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом субъекта РФ в соответствии со ст. 265 Бюджетного кодекса РФ, должен быть образован как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, обладать организационной и функциональной независимостью и являться юридическим лицом.

6. Механизм государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетной палатой субъекта РФ, можно определить как взаимоувязанную систему средств и методов, при помощи которой контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом субъекта РФ, в рамках компетенции, установленной бюджетным законодательством РФ, а также законодательством и нормативными правовыми актами субъекта РФ, осуществляет государственный финансовый контроль.

7. Объект государственного финансового контроля, осуществляемого контролыю-счетной палатой субъекта РФ, следует рассматривать в нескольких аспектах.

С одной стороны, это финансовые ресурсы субъекта РФ, которые формируются и расходуются участниками финансовых взаимоотношений в данном субъекте РФ.

С другой стороны, объект государственного финансового контроля можно рассматривать как совокупность контролируемых субъектов, которыми являются главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджета субъекта РФ.

8. Обоснована целесообразность, наряду с существующими формами и методами государственного финансового контроля, внедрения его нового вида — аудита эффективности использования государственных ресурсов, под которым понимается форма государственного финансового контроля, обеспечивающая оценку эффективности работы исполняющих государственные функции и использующих государственные ресурсы подконтрольных объектов и разработку предложений по повышению эффективности их деятельности.

9. Обоснованы следующие предложения по внесению в бюджетное законодательство РФ, а также законодательство и иные нормативные правовые акты города Москвы изменений и дополнений, способствующих повышению степени эффективности правового регулирования государственного финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой Москвы:

9.1. Целесообразно расширить бюджетные полномочия контрольно-счетных палат субъектов РФ, наделив их правом проводить экспертизы проектов ведомственных целевых программ. Для чего необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 157 Бюджетного кодекса РФ, изложив ее в следующей редакции: «Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных и ведомственных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации».

9.2. В целях регламентации количественного и качественного состава актов бюджетного законодательства РФ, экспертиза проектов которых в соответствии со ст. 157 Бюджетного кодекса РФ входит в число бюджетных полномочий контрольно-счетного органа субъекта РФ, обоснован вывод о целесообразности принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ.

9.3. Контрольно-счетную палату субъекта РФ целесообразно наделить правом законодательной инициативы в сфере совершенствования бюджетного процесса в субъектах РФ. На уровне субъекта РФ — города Москвы необходимо внести изменения в п. 1 ст. 36 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы», включив в число субъектов права законодательной инициативы в Московской городской Думе председателя Контрольно-счетной палаты Москвы, а также в ст. 1 Закона города Москвы от 1 ноября 1995 г. № 2373 «О Контрольно-счетной палате Москвы», наделив Контрольно-счетную палату Москвы правом законодательной инициативы в Московской городской Думе по вопросам своего ведения.

9.4. Полномочия контрольно-счетной палаты субъекта РФ по проведению экспертиз проектов долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства РФ, определенные ст. 157 Бюджетного кодекса РФ, должны быть закреплены в нормативных правовых актах субъектов РФ. На уровне субъекта РФ — города Москвы необходимо внести соответствующие изменения в Закон города Москвы от 1 ноября 1995 г. № 23-73 «О Контрольно-счетной палате Москвы», Закон города Москвы от 11 июля 2001 г. N 34 «О государственных целевых программах в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 21 февраля 2006 г. № 112-ПП «О Регламенте Правительства Москвы».

Практическая значимость результатов исследования определяется новизной и актуальностью поднятых в данной работе проблем, а также ориентированностью исследования на повышение эффективности деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы как органа государственного финансового контроля, созданного законодательным (представительным) органом субъекта РФ.

Автором выработаны предложения по совершенствованию контрольных процедур и организационно-правовых основ деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы, позволяющие повысить правовой статус и эффективность работы данного контрольного органа.

Материалы настоящего диссертационного исследования могут быть применены Контрольно-счетной палатой Москвы при осуществлении практической деятельности в области государственного финансового контроля.

Кроме того, сформулированные выводы и предложения, а также материалы данной работы могут быть использованы для дальнейших научных исследований по данной тематике и в учебном процессе при преподавании административного права, бюджетного и финансового права, а также специальных курсов, включающих вопросы осуществления государственного финансового контроля.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре конституционного и административного права Московского городского университета управления Правительства Москвы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в настоящем исследовании, легли в основу выступления автора на научно-практической конференции «Современные тенденции и актуальные проблемы развития столичного мегаполиса» (Москва, 5 мая 2008 г.).

Отдельные положения диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных работах автора и могут представлять интерес для работников органов государственного финансового контроля и научной об щественности.

Результаты исследования используются в учебном процессе Московского городского университета управления Правительства Москвы при преподавании дисциплин «Финансовое право» и «Бюджетное право»1.

Отдельные положения диссертационного исследования, посвященные программно-целевому методу исполнения бюджета, были использованы при рассмотрении проекта Городской целевой программы развития рекламы, информации и оформления города Москвы на 2008-2010 годы на заседании комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Московской городской Думы, состоявшемся 25 октября 2007 года.

Кроме того, ряд положений, сформулированных автором, учтены при подготовке, а также внесении изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты Правительства Москвы:

— постановление Правительства Москвы от 11 января 2005 г. N 3-ПП «О совершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве»;

— постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП «О порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве»;

— постановление Правительства Москвы от 21 февраля 2006 г. N 112-ПП «О Регламенте Правительства Москвы»;

— постановление Правительства Москвы от 30 января 2007 г. № 51-ПП «О Концепции развития рекламно-информационного пространства Москвы»;

— постановление Правительства Москвы от 12 февраля 2007 г. № 111-ПП «О Городской целевой программе развития рекламы, информации и оформления города Москвы на 2008-2010 гг.».

Структура диссертации обусловлена целями, задачами и содержанием исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх