Правовое регулирование международных перевозок

Содержание

Перевозки железнодорожным транспортом

Международные перевозки как людей, так и грузов осуществляются из одного государства в другое, в том числе и посредством транзита через третьи страны. Регулирование правовых вопросов, возникающих в ходе такого перемещения, производится международными договорами, которые содержат унифицированные требования и условия.

Приведение к единообразному применению различными государствами норм, регулирующих ж/д транспортировку, началось в 1890 году: между 9 государствами, включая Россию, была заключена Бернская конвенция (называемая также МГК или СИМ), определяющая основные условия договоров ж/д перемещения грузов.

С течением времени МГК дополнялась новыми нормами, присоединялись новые участники. В 1923 году в Берне принята еще одна конвенция (МПК или СИВ), регулирующая перемещение пассажиров.

В 1980 году в том же Берне разработан единый документ, объединяющий МГК и МПК, содержащий как правовые, так и организационные нормы, — Бернская конвенция о международных ж/д перевозках (КОТИФ). Она состоит:

  • из основного текста;
  • приложения А (о пассажирах);
  • приложения В (о грузах).

Примечательно, что изменения в тексте возможны только с соблюдением процедуры ратификации стран-участников, а вот изменения в приложения может внести в упрощенном порядке специально созданный межгосударственный орган — ОТИФ.

Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, дорожном движении, таможенная конвенция

При осуществлении перемещений грузов и пассажиров на автотранспорте применяется право того государства, через которое проходит транспорт (о правилах, действующих в РФ, читайте в статье Правила перевозки грузов автомобильным транспортом). Вместе с тем для нормального функционирования этого вида транспортировки требуется наличие единообразного подхода в отношении:

  • непосредственно самих таких перевозок;
  • ПДД, вида дорожных знаков, сигналов;
  • получения необходимых разрешений на проезд через территорию иностранного государства;
  • урегулирования таможенных и других условий.

В связи с этим на перемещение автотранспортом совместно с национальным правом распространяются и нормы межгосударственных соглашений. Среди последних можно выделить:

  1. Женевскую конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956. СССР присоединился к данному акту с 01.12.1983.
  2. Венскую конвенцию о дорожном движении от 08.11.1968. Содержит международные требования в части организации дорожного движения.
  3. Женевскую таможенную конвенцию о международной перевозке грузов (конвенция МДП) от 14.11.1975. Определяет условия оформления таможенных процедур.

Существуют и другие межгосударственные правовые акты, регламентирующие сферу дорожных автоперевозок.

Международные морские перевозки

Морская транспортировка с точки зрения правового регулирования международных перевозок считается самой сложной. Объясняется это тем, что происходит оно на основании не только национального права и межгосударственных договоров, но и морских обычаев, которые, в свою очередь, также подразделяются на внутригосударственные и международные.

Основные нормативные акты:

  1. Международная конвенция от 25.08.1924, также известная как Гаагские правила. Документ регулирует отношения, связанные с коносаментом, иными подобными документами и практически всеми видами грузов.
  2. Протокол изменений к Гаагским правилам, подписанный в 1968 году, также именуемый Правилами Висби.
  3. Конвенция ООН о морской перевозке грузов от 1978 года (известна под названием «Гамбургские правила»). Была разработана для замены Гаагских правил и Правил Висби, однако не достигла этой цели (не все страны к ней присоединились, сейчас действуют все перечисленные документы), несмотря на то что сфера ее действия намного шире ранее принятых.

Отдельными правовыми актами регулируются чартерные морские перевозки.

Таким образом, вопросы правового регулирования международных перевозок определяются многими международными актами и подлежат применению в зависимости от их ратификации определенной страной.

Тема 7. Правовое регулирование международных перевозок

Международная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями. Особенностью правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении являются высокий удельный вес материально-правовых норм международного характера по сравнению с коллизионными нормами и наличие широкого комплекса норм внутригосударственного законодательства. Правовое регулирование перевозок грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении посредством норм международных договоров носит отраслевой характер, т.е. зависит от применяемого для перевозки вида транспорта. Основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок и пассажиров. Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий. В международных транспортных конвенциях можно выделить общие черты:

1) международная перевозка осуществляется на основании договора перевозки, оформляемым путем выдачи транспортного документа;

2) предусматривается ограниченный предел ответственности перевозчика, который отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки, как правило, на принципе презюмируемой вины;

3) предусматривается претензионный порядок урегулирования споров между сторонами по договору перевозки и сокращенные сроки исковой давности.

При отсутствии единообразных материально-правовых норм обращаются к нормам национального права в соответствии с коллизионными нормами транспортных конвенций или национального законодательства. Так, при отправлении груза руководствуются законом страны отправления; при выдаче груза в конечном пункте — законом страны назначения, — если иное не указано в транспортном документе, выданном перевозчиком. Среди российского законодательства международные перевозки регламентируются таким нормативными актами как: Транспортный устав железных дорог 2003 г., Воздушный кодекс 1997 г., Кодекс торгового мореплавания 1999 г., ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» 2003 г.

В 1890 г. принята Бернская конвенция о международных железнодорожных перевозках грузов (МГК), в 1923 г. – Бернская конвенция о международных железнодорожных перевозках пассажиров и багажа (МПК). В 1966 г. было заключено дополнительное соглашение к МПК об ответственности железных дорог при перевозке пассажиров, к которому имеются приложения, содержащие нормы об условиях международных железнодорожных перевозок. Объединяя все эти документы, в 1980 г. на конференции по пересмотру Бернских соглашений было принято новое соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ — Бернская конвенция о международных железнодорожных перевозках). Заключение договора перевозки оформляется составлением железнодорожной накладной, которая выступает в качестве товарораспорядительного документа. Перевозчик освобождается от ответственности, если несохранность или несвоевременная доставка груза были вызваны обстоятельствами, которых железная дорога не могла избежать и последствия которых не могла устранить. Перевозчик не отвечает также за несохранность груза при наличии обстоятельств, которые именуются особыми опасностями для груза. Бремя доказывания в первом случае лежит на железной дороге, а во втором – на грузовладельце. В отношении железнодорожных перевозок пассажиров и багажа различают ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, а также ущерб, выразившийся в утрате или повреждения багажа. КОТИФ устанавливает порядок урегулирования споров по договору международной перевозки грузов. Претензии и иски могут быть предъявлены: к железной дороге отправления, назначения или к железной дороге, на которой произошла утрата ил повреждение груза. Общий срок исковой давности – 1 год; при наличии умышленных действий перевозчика, по спорам о возмещении за реализованный груз и в других случаях — 2 года. Также предусмотрена возможность передачи спора на рассмотрение в арбитраж.

Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (МСПС), заключенные в 1950 г. применяются к перевозкам грузов и пассажиров между всеми государствами, возникшими на территории бывшего СССР.

Международные автомобильные перевозки грузов регулируются Женевской конвенцией (КДПГ) 1956 года, которая объединяет многие европейские страны, включая РФ. Конвенция регулирует взаимоотношения перевозчика и грузовладельца, заключивших договор перевозки груза, порядок приемки груза к перевозке и его выдачи в пункте назначения. Конвенция КДПГ предусматривает, что договор перевозки груза автотранспортом должен быть подтвержден накладной на перевозку груза. Она должна выдаваться в трех экземплярах и подписываться отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр выдается отправителю, второй прилагается к товарам, а третий остается у перевозчика. Накладная на перевозку груза является доказательством заключения договора перевозки, ее условий и получения товаров перевозчиком. Подача исков, возникающие в результате перевозок, может происходить в течении 1 года. Однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку, срок устанавливается в 3 года.

Следующим важным международным договором является Таможенная конвенция о международной перевозке с применением книжки МДП 1975 г. Она предусматривает составление особого таможенного документа — книжка МДП (международная дорожная перевозка), содержащая манифест о транспортных грузах. Перевозка должна выполняться в запломбированных транспортных средствах, которые отвечают предписанным Конвенцией техническим требованиям, направленных на устранение злоупотреблений, возможных при прохождении грузами таможенных пунктов. При соблюдении перечисленных условий перевозка может осуществляться без таможенных досмотров в странах следования груза (числом не более трех) на основании таможенных формальностей, выполненных в стране отправления груза. Выдача книжки МДП осуществляется через национальные ассоциации автомобильных перевозчиков.

Также существуют Конвенция о дорожном движении 1971г., Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г., Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, которую в октябре 1997 г. заключили государства — члены СНГ

ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушения порядка их выполнения» определяет международную автомобильную перевозку как перевозку транспортным средством за пределы территории РФ или на территорию РФ, а также перевозку транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию РФ. Международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории РФ осуществляются в соответствии с российскими и многосторонними разрешениями. Российские перевозчики допускаются на этот вид перевозок только при наличии лицензии.

конвенция 1929 г. для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок и дополнения к ней: Гаагский протокол 1955 г., носящий универсальный характер; Гватемальский протокол 1971 г., который увеличил предел ответственности воздушного перевозчика за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, и ввел принцип объективной ответственности перевозчика независимо от его вины; Монреальские протоколы N 1-4 1975 г., которые изменили расчетную единицу, используемую для исчисления пределов ответственности воздушного перевозчика, введя СДР вместо франка Пуанкаре, и подтвердили принцип объективной ответственности перевозчика. Согласно нормам данной конвенции международной перевозкой является всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется или нет перерыв в перевозке или же перегрузка, расположены либо на территории двух государств — участников Конвенции, либо на территории одного и того же государства-участника, если остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не участвует в Конвенции. Транспортными документами являются: в договоре воздушной перевозки груза — авиатранспортная накладная, в договоре воздушной перевозки пассажира – авиабилет, в договоре воздушной перевозки багажа — багажная квитанция. Центральное место в Варшавской конвенции отведено вопросам ограничения ответственности воздушного перевозчика за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, а также за ущерб, повлекший за собой утрату или повреждение багажа и груза. Перевозчик отвечает за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, если несчастный случай, повлекший ущерб, произошел на борту воздушного судна или во время операций по посадке и высадке. Перевозчик отвечает за ущерб, причиненный в случае уничтожения, утраты либо повреждения зарегистрированного багажа или груза, если ущерб причинен во время воздушной перевозки. Предусматривается претензионный порядок обращения и незаявление претензии к перевозчику лишает получателя груза или багажа права предъявить иск к перевозчику в дальнейшем.

Законодательство РФ: Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.; Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85 «О лицензировании деятельности в области гражданской авиации» в редакции от 3 октября 2002 г.; Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденные приказом Министерства гражданской авиации СССР от 3 января 1986 г.

Для морских перевозок также характерно регулирование в национальном законодательстве (Кодекс торгового мореплавания РФ 1993 г.), так в международной сфере в виде различных международных договоров (Брюссельские конвенции 1924 г. и 1952 г.; Афинская конвенция 1974 г. и др.) и в виде международного обычая (Йорк-Антверпенские правила об общей аварии в редакции 1994/2004 гг.).

На морском транспорте сложились две основные формы его эксплуатации: 1) трамповое (нерегулярное) судоходство, при котором судно выполняет одиночные рейсы на переменных направлениях; 2) линейное (регулярное), при котором движение судов осуществляется между определенными портами по заранее объявленному расписанию. Этим формам судоходства соответствуют два основных договора перевозки грузов: перевозки по чартеру и перевозки по коносаменту. Последний регулируется прежде всего Брюссельской конвенцией об унификации некоторых правил о коносаменте, получившая название Гаагских правил 1924 г. Россия присоединилась к Гаагским правилам в 1998 г. Положения Гаагских правил охватывают три группы вопросов, которые являются решающими при морских перевозках грузов: порядок составления коносамента и его реквизиты; ответственность морского перевозчика за понесенные грузовладельцем убытки; и порядок предъявления требований к морскому перевозчику.

Следует отметить Гамбургскую конвенцию ООН о морской перевозке грузов, получившей название Гамбургских правил 1978 г. (РФ не участвует). Их отличие от Гаагских правил заключается в том, что они имеют более широкую сферу действия, т.к. охватывают перевозки животных, грузов на палубе и опасных грузов. В них включено дополнительно 13 обязательных реквизитов коносамента, срок исковой давности по требованиям к перевозчику повышен (2 года). Все положения Правил носят императивный характер и данные правила сохранили принцип презюмируемой вины морского перевозчика, сформулировав его в общей форме. Однако они не рассматривают навигационную ошибку как основание освобождения перевозчика от ответственности. Именно это послужило причиной отказа многих государств от ратификации Гамбургской конвенции, что весьма негативно сказывается на правовом регулировании морских перевозок. Предъявление претензии перевозчику обязательно и должно быть сделано не позднее рабочего дня, следующего за днем передачи груза грузополучателю, либо в течение 15 календарных дней после выдачи груза, если его утрата или повреждение не являются очевидными. Также в отличие от Гаагских правил, они содержат нормы и о юрисдикции, и об арбитраже и закрепили правило о множественности юрисдикции (конкурентной юрисдикции). Истец по своему выбору может предъявить иск в суде по месту: основного коммерческого предприятия ответчика; заключения договора перевозки при условии, что ответчик имеет там коммерческое предприятие или агентство, при посредничестве которого был заключен договор; порта погрузки или порта разгрузки; в любом месте, указанном в договоре морской перевозки.

Перевозки с участием нескольких видов транспорта получили название смешанных или комбинированных. Смешанная перевозка, на основании такого договора осуществляется из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране, при этом оператор смешанной перевозки, который организует перевозку, берет на себя ответственность за всю перевозку и выдает документ такой перевозки. Безопасность смешанной перевозки опасных грузов может быть обеспечена, если рассматривать смешанную перевозку как единый процесс. Следовательно, организовывать и нести ответственность за смешанную перевозку должна одна организация. В качестве такой организации выступает оператор такой перевозки.

Основным международным договором является Женевская конвенция ООН 1980 г. о международных смешанных перевозках грузов. Положения данной конвенции носят императивный характер. В ней подробно определены содержание документа смешанной перевозки (может быть оборотным и необоротным), а также ответственность оператора. Считается, что если груз не был доставлен в течение 90 дней по истечении срока доставки, то он считается утраченным. Срок исковой давности составляет 2 года.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Документы, регулирующие международные перевозки экспортно-импортных грузов, в дополнение к нормативным документам, регу­лирующим перевозки грузов по Российской Федерации:

  • Закон РФ «О таможенном тарифе»;
  • Таможенный кодекс РФ;
  • Международная грузовая конвенция (КОТИФ);
  • Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов ЕЭК ООН от 1956 г. (КДПГ);
  • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ от 1961 и 1968 гг.;
  • Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 г.;
  • Международный железнодорожный транзитный тариф (МТТ);
  • Соглашение о международном железнодорожном грузовом со­общении (СМГС);
  • Единые правовые предписания для договора о международных перевозках грузов железнодорожным транспортом (Конвенция С1М);
  • Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила);
  • Конвенция ООН о международных мультимодальных перевоз­ках грузов (Женевская конвенция от 1980 г.);
  • Конвенция ООН по обязательству операторов транспортных терминалов в международной торговле (Венская конвенция от 1991 г.);
  • документы Международной федерации экспедиторских ассоци­аций (ФИАТА) и другие международные соглашения.

Организация международных перевозок также регламентируется:

  • базисными условиями поставок товаров;
  • транспортными условиями договора купли-продажи товара;
  • договорами на перевозку грузов;
  • перевозочной документацией. Базисные условия поставок товаров:
  • обязанности продавца и покупателя по доставке товара;
  • момент перехода риска гибели или повреждения товара с про­давца на покупателя;
  • сторона, которая несет расходы, связанные с транспортиров­кой товара от продавца до покупателя.

Транспортные условия договора поставки регламентируют:

  • порядок перевозки груза;
  • условия и сроки погрузки-разгрузки;
  • размер и порядок оплаты.

При формулировании транспортных условий договора поставки учитываются:


  • вид используемого транспорта;
  • выбранный способ перевозки;
  • вид перевозимого груза;
  • тип заключенной сделки;
  • базисные условия поставки;
  • сроки отгрузки продукции;
  • место и порядок сдачи продукции продавцом покупателю;
  • перевозчик, услуги которого покупаются;
  • количество и местоположение портов, железнодорожных стан­ций, пунктов перехода государственной границы, пунктов перегрузки;
  • какая из сторон договора перевозки оплачивает расходы по погрузке-разгрузке и другие расходы;
  • порядок расчетов за транспортировку транзитом через тер­риторию третьих стран;
  • порядок расчетов с агентами, брокерами, экспедиторами, операторами, провайдерами и другими посредниками;
  • порядок страхования транспортного риска (страхование груза, страхование ответственности перевозчика);
  • документы, сопровождающие груз.

Коносамент — это документ, выдаваемый судовладельцем (ка­питаном) грузоотправителю в удостоверении принятия груза к перевозке морским путем. Различают прямой (на один порт) и сквоз­ной (морской транзит) коносамент. Виды коносамента:

  • именной;
  • на предъявителя;
  • ордерный.

Основные функции коносамента:

  • удостоверяет принятие груза к перевозке;
  • служит товаросопроводительным документом;
  • свидетельствует о заключении договора перевозки груза мор­ским путем.

Коносамент подтверждает факт того, что продукция принята к перевозке и держатель коносамента вправе распоряжаться грузом в то время, когда груз находится в пути. Коносамент на груз, принятый на борт судна, называется бор­товым коносаментом. Реквизиты коносамента:

  • название судна;
  • сведения о тоннаже;
  • наименования портов погрузки и выгрузки;
  • суммы фрахта;
  • время и место встречи и др.

ЕКМТ — Европейская конференция министров транспорта, межправительственная организация, основанная в 1953 г. Разрешения ЕКМТ — это многосторонние разрешения для меж­дународных автомобильных перевозок грузов по найму или за воз­награждение транспортными предприятиями, учрежденными в стране — участнице ЕКМТ, на основе системы квоты на транспорт­ные операции, выполняемые между странами — участницами ЕКМТ и транзитом через территорию одной или нескольких стран — участниц ЕКМТ транспортными средствами, зарегистрирован­ными в стране — участнице ЕКМТ. Разрешения ЕКМТ недействи­тельны для транспортных операций между страной-участницей и третьей страной. Книжка МДП — международный документ, упрощающий пере­сечение государственных границ автотранспортным средством (без полного досмотра груза).

Основные документы, регламентирующие порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию:

  • «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Рос­сийскую Федерацию», Федеральный закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ;
  • «Об основных документах, удостоверяющих личность гражда­нина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», Указ Президента РФ от 21 декабря 1996 г. № 1752;
  • «Об утверждении образцов и описания бланков основных до­кументов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 298;
  • Инструкция о порядке оформления и выдачи паспортов граж­данам Российской Федерации для выезда из Российской Федера­ции и въезда в Российскую Федерацию, утверждена приказом МВД России от 26 мая 1997 г. № 310.
  • Императивное законодательство — любое статутное право, поло­жения которого не могут быть отделены от договорных условий без нанесения ущерба клиенту.

Сертификат о происхождении продукции является документом, однозначно свидетельствующим о том, что указанная продукция происходит из соответствующей страны, и содержит:

  • письменное заявление отправителя о том, что продукция удов­летворяет соответствующему критерию происхождения;
  • письменное удостоверение компетентного органа страны вы­воза, выдавшего сертификат, о том, что сведения, представленные в сертификате, соответствуют действительности.

Страной происхождения продукции считается страна, в которой продукция была полностью произведена или подвергнута доста­точной переработке в соответствии с критериями, особыми для данного вида продукции и установленными нормативами. Под страной происхождения продукции может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхож­дения продукции. Продукцией, полностью произведенной в данной стране, считаются:

  • полезные ископаемые, добытые на ее территории, или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на раз­работку этих недр;
  • растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;
  • живые животные, родившиеся и выращенные в ней;
  • продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;
  • произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;
  • продукция морского промысла, добытая и (или) произве­денная в Мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;
  • вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом произ­водственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;
  • продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею.

Критерием достаточной переработки продукции в данной стране служит изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, происшедшее в результате переработки продукции.

⇐ Предыдущая12

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
>Регулирование международных авиационных перевозок

7.

Конвенцией предусматриваются взаимные
обязательства и условия воздушной перевозки, в
соответствии с которыми перевозчик обязуется
доставить вверенный ему отправителем груз в
пункт назначения и выдать его получателю, а
отправитель обязуется уплатить за перевозку
груза по установленному тарифу, оговоренному в
договоре о воздушной перевозке.
Документом, удостоверяющим заключение
договора о перевозке, является “авиационная
накладная”, введенная пересмотренной
Варшавской конвенцией. Ранее этот документ
носил название “авиационная транспортная
накладная”. Авиационная накладная применяется
независимо от того, ратифицировала та или иная
страна Конвенцию или нет.
Конвенция для унификации некоторых правил,
касающихся международных воздушных
перевозок (Варшавская конвенция), регулирует
вопрос об ответственности перевозчика перед
владельцами груза за вред, который может быть
причинен в результате выполнения воздушной
перевозки. Предметом международной
договоренности, достигнутой с подписанием
конвенции, является установление единых
критериев ответственности перевозчиков перед
грузоотправителем, а также установление
единообразия в оформлении международных
перевозочных документов.

13. Требования к перевозке грузов

ввоз, вывоз или транзит принимаемых к перевозке грузов должны быть
разрешены законами и правилами той страны, с территории, на территорию
или через территорию которой осуществляется перевозка;
грузы, а также их упаковка не создают опасности для самолета, людей или имущества; к
грузам приложены все требуемые сопроводительные документы;
грузоотправитель должен соблюдать соответствующие законы, таможенные и другие правила государственных органов стран, затрагиваемых при
перевозке грузов. Он обязан представить все требуемые сведения и документы. При несоблюдении условий приема груза ответственность возлагается на
грузоотправителя, а с момента прибытия груза и на грузополучателя. Каждое место груза должно иметь надлежащую упаковку, обеспечивающую
сохранность груза в пути и при перегрузке. Тара или упаковка мест, сдаваемых к перевозке с объявленной ценностью, опечатывается или пломбируется
перевозчиком. Каждое место перевозимого груза должно иметь отправительскую, транспортную, а в отдельных случаях и специальную маркировку.
Опасные, радиоактивные и скоропортящиеся грузы, ядохимикаты, животные и другие особые грузы перевозятся в соответствии с условиями, изложенными в Правилах перевозки опасных грузов, разработанных специальными рабочими группами ООН и ИКАО.

21. В целях удобства классификации договорные линии принято разделять на так называемые “свободы воздуха”. В настоящее время в

соответствии со сложившейся международной практикой насчитывают семь таких свобод:
Первая свобода
воздуха — право
осуществлять
транзитный пролет
без посадки на
территории
государства,
предоставляющего
это право.
Вторая свобода
воздуха — право
осуществлять пролет
через иностранную
территорию с посадкой
на этой территории с
некоммерческими
целями (для заправки
топливом, ремонта,
технического
обслуживания и т.п.)
без права выгружать
или брать на борт
пассажиров, почту,
грузы.
Третья свобода воздуха
— право высаживать на
иностранной
территории пассажиров
и выгружать почту и
груз, взятые на борт
воздушного судна на
территории государства,
национальную
принадлежность
которого имеет
воздушное судно.
Четвертая свобода
воздуха — право
принимать на
иностранной
территории пассажиров,
направляющихся на
территорию
государства, чью
национальную
принадлежность имеет
воздушное судно, а
также адресуемые туда
же почту и груз.
Пятая свобода воздуха право принимать на
иностранной территории
пассажиров,
направляющихся на
территорию любого
третьего государства — не
участника соглашения, а
также адресуемые туда
же почту и груз и право
высаживать пассажиров и
выгружать почту и груз,
следующие с любой
такой территории.
Шестая свобода
воздуха — право
осуществлять
перевозки
пассажиров, почты и
груза между
третьими странами
через свою
территорию.
Седьмая свобода
воздуха — право
осуществлять
перевозки пассажиров,
почты и груза между
третьими странами,
минуя территорию
государства, чью
национальную
принадлежность имеет
воздушное судно.
> 22. Контрольные вопросы 1. Какие существуют договора на морском транспорте?• А) Чартер. Коносамент
• Б) Чартер
• В) Трамповые
• Г) Коносамент
• Д) Линейные

Нормативно-правовое регулирование международных перевозок товаров автомобильным транспортом.

Документы, регулирующие международные перевозки экспортно-импортных грузов, в дополнение к нормативным документам, регу­лирующим перевозки грузов по Российской Федерации:

  • Закон РФ «О таможенном тарифе»;
  • Таможенный кодекс ТС;
  • Международная грузовая конвенция (КОТИФ);
  • Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов ЕЭК ООН от 1956 г. (КДПГ);
  • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ от 1961 и 1968 гг.;
  • Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 г.;
  • Международный железнодорожный транзитный тариф (МТТ);
  • Соглашение о международном железнодорожном грузовом со­общении (СМГС);

49. Порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых автомобильным транспортом, в том числе по процедуре МДП.

Процедура МДП применяется при условии, что товары:

-сопровождаются книжкой МДП, заполненной и оформленной в соответствии с Конвенцией МДП и настоящим Положением;

-обеспечиваются гарантией гарантирующей ассоциации;

-перевозятся в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, предварительно допущенных для перевозки под таможенными печатями и пломбами (за исключением перевозок тяжеловесных или громоздких товаров).

2.2 На транспортные средства должны быть прикреплены прямоугольные

таблички с надписью “ТIR”. Одна табличка помещается спереди, а другая такая же табличка сзади дорожного транспортного средства или состава транспортных средств, таким образом, чтобы они были хорошо видны. Эти таблички должны быть съемными.

2.3 Таможни отправления должны находиться только в одной стране.

Таможни назначения должны находиться не более чем в двух станах,

Общее число таможен отправления и назначения не должно превышать четырех.

2.4 Таможни ввоза и таможни отправления Республики Казахстан могут устанавливать срок доставки товаров соответственно до таможен назначения Республики Казахстан или таможен вывоза и определять маршрут движения транспортных средств.

2.5 В случае, если сумма таможенных платежей и налогов подлежащая уплате за перевозимые товары, больше чем сумма гарантии или если имеются основания полагать, что перевозчик не может гарантировать соблюдение положений таможенного законодательства Республики Казахстан, может применяться сопровождение товаров должностными лицами таможенных органов, Порядок сопровождения устанавливается нормативными актами ТК при КМ РК.

2.6 Когда часть перевозки с применением книжки МДП проходит по территории страны, не являющейся Договаривающейся Стороной Конвенции МДП, или процедура МДП прерывается в связи с более льготными транзитными системами, по операция МДП останавливается на этой части пути.

Перевозка с соблюдением процедуры МДП возобновляется при условии, что таможенные пломбы или иные средства таможенной идентификации не повреждены.

50. Нормативно-правовое регулирование международных перевозок товаров железнодорожным транспортом.

Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок осуществляется посредством следующих нормативно-правовых актов:
— Международная конвенция по перевозке грузов по железным дорогам (МГК)
— Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).
В этих Бернских конвенциях участвует 33 страны, в том числе из Европы, Азии и Северной Африки.
Единые правила, установленные МГК в своем действии распространяются лишь на перевозки в пределах железнодорожных линий, перечень которых озвучен в соглашении. Ставки провозных платежей при этом определяются в пределах национальных, а так же международных тарифов. Кроме того, правила КОТИФ устанавливают сроки доставки грузов:
— большой скорости 40 километров в сутки;
— малой скорости 300 километров в сутки.

КОТИФ определяет и условия и размеры ответственности на случай повреждения, порчи или утери груза.
Еще две многосторонние конвенции, регулирующие международные железнодорожные перевозки грузов, заключены в основном странами социалистической Европы и Азии:
— Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС). СМГС распространяется только на международные перевозки, в которых отправитель груза устанавливает договорные отношения с перевозчиком, являющимся участником СМГС, и, кроме того, еще минимум одна железная дорога страны участницы СМГС участвует в такой перевозке.
— Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС).
Посредством СМГС образуется единый регламент по процедурам заключения договоров перевозки, установлением прав и обязанностей участников договора, а так же претензиям при невыполнении каких-либо условий договора.

Особенности таможенного контроля товаров при международных железнодорожных перевозках. Документы и сведения, представляемые таможенному органу при международной перевозке железнодорожным транспортом.

Таможенный контроль на железнодорожных путях сообщения осуществляется пограничными и внутренними таможенными органами в следующих местах:

•на пограничных железнодорожных станциях;

•на контрольных постах, расположенных непосредственно у границы;

•на перегонах между государственной границей и пограничной железнодорожной станцией;

•на перегонах между ближайшей к пограничной внутренней станцией и пограничной (в отдельных случаях, когда это предусмотрено разработанной технологической схемой контроля перемещаемых через границу лиц, товаров и транспортных средств, — на железнодорожных подъездных путях, имеющих статус таможенных складов и складов временного хранения товаров).

Внутренними таможнями таможенный контроль осуществляется на специально выделенных железнодорожных путях товарных дворов железнодорожных станций.

Таможенное оформление физических лиц осуществляется:

•непосредственно в вагонах пассажирского поезда;

•на вокзалах пограничных железнодорожных станций.

Технологический комплекс контроля включает линии контроля служб, принимающих участие в оформлении и контроле.

На линии таможенного контроля в процессе досмотра ручной клади и багажа в случае необходимости, при наличии продукции животного и растительного происхождения, приглашаются сотрудники органов ветеринарного и фитосанитарного контроля.

В каждом железнодорожном пункте пропуска через государственную границу руководство пограничной железнодорожной станции совместно с пограничными и таможенными органами с учетом местных условий определяют территории, пути, площадки и помещения, где непосредственно осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля.

Товарные поезда и перевозимые на них грузы, а также и другие товары и транспортные средства, вывозимые за пределы страны и ввозимые на ее территорию из других государств, подлежат таможенному контролю. При этом локомотив и подвижной состав оформляются в таможенном отношении как транспортные средства только на пограничных железнодорожных станциях, а перевозимые товары могут оформляться как во внутренних таможнях, так и на границе.

Проводится визуальный осмотр, в необходимых случаях — досмотр провозимых товаров, а также организуется их сопровождение.

Проведение досмотровых мероприятий осуществляется в парках отправления и на контрольных постах (внутренних таможнях — на специально отведенных путях товарных железнодорожных станций), проверка железнодорожных документов — в технических конторах товарных пограничных станций.

По требованию таможни железная дорога обязана предъявить к досмотру товары и транспортные средства и обеспечить выполнение необходимых технологических операций (расцепка вагонов, снятие и вскрытие контейнеров, разгрузка товаров и т. п.).

При досмотре рефрижераторных секций, а также других вагонов, где предусмотрены помещения для проводников, стрелков военизированной охраны и других лиц, сопровождающих грузы, досмотровая группа производит досмотр непосредственно таких помещений и рабочих мест с целью выявления запрещенных к ввозу (вывозу) товаров; товаров, на ввоз(вывоз) которых имеются количественные ограничения; недекларированных товаров; незаконного провоза валюты проводниками. В процессе досмотра проверяется также наличие документов о праве ношения оружия и его соответствия указанному в разрешении.

После пересечения таможенной границы Таможенного союза товары и транспортные средства, ввезенные перевозчиком, должны быть доставлены на железнодорожную станцию, на территории которой находится железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (ЖДПП).

Уполномоченные должностные лица ТО осуществляют:
проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций при прибытии товаров и транспортных средств на там терр ТС, в том числе с использованием предварительной информации, либо убытии товаров и транспортных средств с там терр ТС;
проверку наличия документов и сведений, предусмотренных статьями 159, 163 ТК ТС;
совершение таможенных операций, связанных с принятием, регистрацией транзитной декларации, выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой ТТ и завершением таможенной процедуры ТТ;
контроль соблюдения таможенного законодательства ТС и (или) законодательства РФ, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз на там терр ТС и на вывоз с этой терр отдельных товаров;
применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска, а также мер по минимизации рисков, которые могут применяться ТО без указания в профиле риска;
проведение и контроль завершения иных видов гос контроля в случаях;
контроль прибытия товаров и транспортных средств в ТО назначения;
контроль помещения товаров и транспортных средств на временное хранение и (или) размещения их в зоне таможенного контроля (ЗТК).

Уполномоченное должностное лицо при сообщении перевозчиком, таможенным представителем или иным лицом, действующим по поручению перевозчика, сведений о прибытии товаров и транспортных средств на там терр ТС принимает следующие документы и сведения, установленные подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 2 статьи 159 ТК ТС:
транспортные (перевозочные) документы;
передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав (далее — передаточная ведомость);
документ, содержащий сведения о припасах;
документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;
имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования;
наименование и адрес отправителя товаров;
наименование и адрес получателя товаров;
наименование станции отправления и станции назначения товаров;
сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС) не менее чем на уровне первых четырех знаков;
вес брутто товаров (в килограммах);
идентификационные номера контейнеров;
сведения о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен.
Кроме указанных документов и сведений уполномоченное должностное лицо также принимает от перевозчика или лица, действующего по его поручению, сведения об уникальном идентификационном номере перевозки, если до фактического прибытия товаров и транспортных средств на там терр ТС перевозчиком, там представителем либо иным заинтересованным лицом в ТО была представлена предварительная информация.

При убытии товаров с там терр ТС в ЖДПП уполномоченное должностное лицо принимает от перевозчика документы, содержащие сведения, предусмотренные статьей 163 ТК ТС:
транспортные (перевозочные) документы;
передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав;
документ, содержащий сведения о припасах;
документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;
имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, за исключением случаев, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.

52. Нормативно-правовое регулирование при международных морских и водных перевозках товаров.
В соответствии с положениями таможенного законодательства товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с заявленным и разрешенным к применению таможенным режимом либо таможенной процедурой.

При ввозе моментом начала таможенного контроля является фактическое пересечение таможенной границы. Этому должно предшествовать уведомление о намерении ввоза на таможенную территорию товаров и транспортных средств. Таким образом, по прибытии отечественных или иностранных судов в территориальные воды страны они считаются находящимися под таможенным контролем. Соответственно, таможенный контроль начинается с момента пересечения судном и находящимися на нем лицами и товарами таможенной границы страны и заканчивается оформлением таможенных документов на выпуск товаров и транспортных средств.

При вывозе началом таможенного контроля считается принятие уведомления о намерении вывезти товары и транспортные средства, а его окончанием – вручение заявителю оформленных в таможенном отношении документов на выпуск товаров и транспортных средств за границу.

Таможни и таможенные посты организуют выполнение служебных задач в тесном взаимодействии с начальниками и капитанами портов и их службами, администрацией населенных пунктов, в которых расположены порты, с частями и подразделениями пограничной службы, с территориальными органами МВД, с органами медико-санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического контроля.

Таможенные, пограничные, фитосанитарные, ветеринарные и другие службы, дислоцирующиеся на границе, осуществляют свою деятельность в режиме работы международных речных портов.

Таможенному контролю подлежат все суда загранплавания, за исключением боевых судов речного флота и погранвойск.

Железнодорожный подвижной состав (вагоны) при въезде в порт и выезде из порта подлежит досмотру в соответствии со специальной инструкцией для защиты имущественных интересов порта.

Таможенные органы осуществляют таможенный контроль судов загранплавания и перевозимых на них товаров путем:

•проверки судовых документов;

•проверки документов, относящихся к перевозимым на судне товарам;

•досмотра жилых и нежилых помещений судна, товаров (грузов, багажа и ручной клади пассажиров);

•досмотра личных вещей, принадлежащих членам экипажей судна;

•досмотра судового имущества и припасов в целях предотвращения ввоза и вывоза запрещенных предметов, а также скрытого провоза товаров, валюты и валютных ценностей.

Досмотр вещей пассажиров и членов судовых команд производится в присутствии владельцев или их доверенных лиц непосредственно на судне либо, по усмотрению таможенного органа, — в специально оборудованных досмотровых залах пассажирского речного вокзала или в досмотровых комнатах на проходных порта.

Основной международной конвенцией, регулирующей перевозки грузов морем, является Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила), которая была принята 25 августа 1924 г.

Конвенция применяется к коносаментам или любым подобным документам и ко всем грузам, за исключением живых животных и груза, перевозимого на палубе судна. Морской перевозчик обязан перед рейсом проявить разумную заботливость, чтобы привести судно в мореходное состояние, укомплектовать экипажем, подготовить трюмы к приему груза.

53. Общие правила таможенного контроля российских и иностранных торговых судов. Виды судовых документов, подлежащие таможенному оформлению и таможенному контролю.

Таможенные органы осуществляют таможенный контроль судов загранплавания и перевозимых на них товаров путем:

· проверки судовых документов;

· проверки документов, относящихся к перевозимым на судне товарам;

· досмотра жилых и нежилых помещений судна, товаров (грузов, багажа и ручной клади пассажиров);

· досмотра личных вещей, принадлежащих членам экипажей судна;

· досмотра судового имущества и припасов в целях предотвращения ввоза и вывоза запрещенных предметов, а также скрытого провоза товаров, валюты и валютных ценностей.

Таможенное оформление судов загранплавания по «прибытию» и «убытию» производится во всех открытых для захода указанных судов портах, где есть таможенные учреждения и подразделения погранвойск.

Таможенное оформление и контроль судов загранплавания на «приход» и «отход» осуществляется комиссией, в состав которой входят представители таможни, контрольно-пропускного пункта погранвойск, агентирующей организации — порта, санитарно-карантинных служб. Комиссия созывается администрацией порта.

Рассмотрим порядок таможенного оформления и контроля судов загранплавания на «прибытие» (на «приход»).

До прихода судна осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ данных об обстановке по документам таможни и по информации от взаимодействующих организаций; оценивается обстановка; принимается решение о таможенном оформлении; осуществляется расстановка сил и средств по участкам таможенного оформления судна; назначаются старшие таможенных нарядов и состав нарядов.

Непосредственно на прибывшем судне проводится работа по оформлению документов и товаров, перевозимых судокомандой и пассажирами, по оформлению документов на перевозимые товары, по досмотру судна.

По окончании работы на судне проводится завершение таможенного оформления и обработка документации, оформленной на судне; при необходимости продолжает осуществляться таможенный контроль при разгрузке судна; оформляется пароходное дело на судно, а если оно сформировано ранее, то производится пополнение его таможенной документацией, оформленной на последний рейс.

Перечень документов, которые администрация судов загранплавания обязана представлять должностным лицам пограничной комиссии при пересечении государственной границы, определен международной морской конвенцией ИМКО. Документы представляются при пересечении границы таможенным, иммиграционным, санитарным и другим службам, в части их касающейся, судами загранплавания в портах государств — участников данной Конвенции. Документы составляются на английском языке, языке флага судна и могут быть составлены на русском языке. Форма документов унифицирована и утверждена ИМКО.

Для таможенного оформления судов, судокоманд, пассажиров и товаров, перевозимых на судах загранплавания, необходимы, следующие документы:

1. Общая (генеральная) декларация (General declaration) — основной документ, содержащий сведения о судне. В ней указывают; название судна; национальную принадлежность судна; данные о регистрации; данные о тоннаже; фамилию капитана судна; фамилию и адрес судового агента в порту; краткое описание товаров; количество пассажиров; краткие сведения о рейсе; дату и час прихода (отхода); порт прибытия (убытия); место стоянки судна во время пребывания в порту. Общая декларация, как и все основные документы, скрепляется судовой печатью и подписывается капитаном судна или лицом его заменяющим.

2. Грузовая декларация (Cargo declaration) — основной документ, содержащий сведения о товарах, не включенных в декларацию о судовых припасах и в индивидуальные декларации членов экипажа. Содержание грузовой декларации включает: название и национальную принадлежность судна; фамилию капитана; название порта отправления; порт составления декларации; маркировку, количество мест и упаковку, описание товаров; номера коносаментов на товары, подлежащие выгрузке в порту; порты выгрузки товаров, остающихся на борту судна; наименование портов, в которых были погружены товары (по каждому коносаменту).

3. Декларация о судовых припасах. Этот документ содержит сведения о: продовольственных товарах, имеющихся на судне и предназначенных для его обеспечения; товарах, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажа; топливе; смазочных маслах; воде; предметах материально-технического снабжения для нужд судна. Отдельной графой выделяются: количество и наименование табачных и алкогольных изделий на борту судна; количество и наименование табачных и алкогольных изделий, необходимых для обеспечения потребностей членов экипажа во время стоянки в порту.

4. Судовая роль (Crew list) — список экипажа. Судовая роль содержит сведения о каждом члене экипажа судна — название и национальная принадлежность судна; фамилия, имя, национальность; звание и должность, дата и место рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность; порт и дата прибытия; порт отправления. Документ подписывается капитаном, судовым агентом или лицом, уполномоченным капитаном.

5. Список пассажиров (Passanger list) — это основной документ, содержащий сведения о пассажирах, находящихся на борту судна (сведения о названии и национальной принадлежности судна; фамилии, имени, национальности, месте рождения, дате рождения пассажира, порте посадки, порте высадки каждого; порте и дате прихода судна).

6. Список оружия — основной документ, содержащий сведения о наличии оружия на борту судна. Он включает сведения о количестве оружия; заводском номере оружия; владельце оружия на борту судна. Список оружия должен содержать обязательство капитана об обеспечении сохранности оружия на время стоянки судна в порту и недопущении сноса оружия с судна на берег. Если оружие на борту судна отсутствует, следует сделать запись об этом в графе «Примечания» Общей декларации без представления списка оружия.

7. Список наркотиков и наркосодержащих медпрепаратов — основной документ, содержащий сведения о наличии наркотиков на борту судна. Он содержит сведения о количестве медицинских препаратов и наркотиков, их наименовании. Список должен содержать обязательство капитана об обеспечении сохранности таких наркотиков и медпрепаратов во время их нахождения в порту и недопущении их сноса на берег.

8. Справка о наличии валюты и валютных ценностей — содержит сведения о наличии российской и иностранной валюты в судовой кассе.

9. Особую важность имеют коносаменты — представляемые судовой администрацией документы на товары, перевозимые на судах загранплавания. Коносамент — один из основных документов, необходимых при таможенном контроле грузов, перевозимых морским транспортом. Коносамент — разновидность ценных (товарных) бумаг; это расписка агента транспортной фирмы (судна) грузоотправителю о принятии груза к перевозке с обязательством выдать груз в пункте назначения ее предъявителю. Коносамент определяет правоотношения между перевозчиком и получателем груза. Он содержит: наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне; наименование перевозчика; место приема и погрузки груза; наименование отправителя; место назначения груза либо (при наличии чартера) место назначения или направления груза; наименование получателя (именной коносамент) или указания о том, что коносамент выдан по приказу отправителя, либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя» (ордерный коносамент) или указание, что коносамент выдан на предъявителя (если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен «приказу получателя», то он считается составленным «приказу отправителя»); наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест, количество и/или мера веса, объема; при необходимости — данные о внешнем виде, состоянии особых свойств груза; фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в чартере либо другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен; время и место выдачи коносамента; число составленных экземпляров коносамента; подпись капитана или иного представителя перевозчика.

10. Грузовой манифест (Cargo manifest) — перечень коносаментов. Содержит все сведения о грузах, находящихся на борту судна.

Все вышеперечисленные документы имеют силу, если они подписаны капитаном или уполномоченным им лицом и скреплены судовой печатью. Они представляются сотруднику таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль и таможенное оформление, в количестве, необходимом для таможенных целей.

Досмотр вещей пассажиров и членов судокоманды производится в присутствии владельцев или их доверенных лиц непосредственно на судне либо, по усмотрению таможенного органа, — в специально оборудованных досмотровых, залах (в комплексе пассажирского морвокзала) или в досмотровых комнатах на проходных порта.

При организации работы комиссии на борту судна старший таможенного наряда может назначать инспекторов для выполнения отдельных таможенных операций (начисления таможенных пошлин, контроля за выгрузкой грузов), о чем предупреждается администрация порта.

На конечном этапе документального оформления и контроля на генеральной декларации инспектор, осуществляющий проверку судовых документов, делает отметку о составе таможенного наряда, о сделанных администрации судна замечаниях, постановке таможенных обеспечении и отражает другую служебную информацию.

По мере выполнения своих обязанностей каждый из сотрудников таможенного наряда докладывает о результатах работы старшему наряда.

По завершении работы всеми сотрудниками старший наряда объявляет капитану судна или его доверенному лицу об окончании таможенных формальностей и комиссия покидает борт судна.

Сформированное в таможенном органе судовое (пароходное) дело Свсе документы оформленные по приходу) ставится на контроль до отхода судна за границу или в каботаж.

Особенности международного транспортного права

Международное транспортное право — это комплекс различных по юридической природе нормативных актов, направленных на правовое покрытие и взаимную увязку всех аспектов отношений в рамках международных перевозок между их субъектами.

Правовое регулирование международных перевозок осуществляется:

  • o нормами международного публичного права, определяющими отношения между государствами по вопросам их прав и обязанностей по доступу на транспортные рынки, использованию транспортных коридоров и коммуникаций, организации межгосударственных сообщений;
  • o нормами международного частного права, определяющими договорные отношения между участниками транспортного процесса при перевозке, экспедировании, агентировании, использовании транспортных средств, выполнении других работ и услуг;
  • o нормами административного права, регламентирующими правила эксплуатации транспортных средств, организацию движения, режим работы физических лиц, налоговые правила, таможенные процедуры, паспортный контроль.

Нормативными документами, регламентирующими правила перевозки грузов на определенном виде транспорта, являются:

  • o па морском транспорте Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (с изменениями и дополнениями от 1968 г.) и Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г.;
  • o па воздушном транспорте — Варшавская конвенция международных воздушных перевозок 1929 г. (с изменениями 1955 г.);
  • o на железнодорожном транспорте — международные Бернские грузовые конвенции (последняя ред. 1985 г.) и Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (последняя ред. 1998 г). Россия является участницей только СМ ГС;
  • o на автомобильном транспорте — Женевская конвенция 1975 г. о договоре международной дорожной перевозки груза с применением книжки МДП (конвенция TIR);
  • o для смешанных перевозок — Конвенция ООН о смешанной перевозке грузов (Женева, 1980 г.) и Правила ЮНКТАД — МТП в отношении документов смешанных перевозок (Женева, 1992 г.). И Конвенция, до сих пор не вступившая в силу, и Правила являются факультативными нормами. Поэтому они регулируют условия договора смешанной перевозки только в том случае, когда стороны договора признали это целесообразным. На практике чаще всего применяются Правила ЮНКТАД — МТП (МТП -Международная торговая палата).
  • 31 мая 1926 г. 16 национальных ассоциаций экспедиторов основали Международную федерацию экспедиторских ассоциаций (International Federation of Freight Forwarders Association — FIATA) как неправительственную некоммерческую международную организацию. Главная ее цель — обеспечение интересов экспедиторов на международном уровне. В составе FIATA на сегодня более 40 000 экспедиторских фирм из более чем 150 стран мира.

В составе организации девять комитетов:

  • o Комитет по юридическим вопросам, документации и страхованию;
  • o Комитет по таможенным вопросам;
  • o Комитет по упрощению торговых процедур;
  • o Комитет по профессиональному обучению;
  • o Комитет по связям с общественностью;
  • o четыре транспортных комитета — способствуют упрощению процедур проезда, транзита, пересечения границ, тарифной политики.

Результатами практической деятельности FIATA явились разработка и внедрение экспедиторских документов, получивших официальное признание во всем мире: экспедиторская расписка, транспортный сертификат экспедитора, складская расписка, декларация грузоотправителя на перевозку опасных грузов, товарораспорядительный мультимодальный транспортный коносамент.

К правовому обеспечению организации международных перевозок также относятся Соглашения о международных тарифах, которые подразделяются на союзные и транзитные.

Союзные соглашения — соглашения двух или нескольких стран о согласованных тарифах при перевозках грузов по железным дорогам в прямом соседском сообщении, правилах их применения и исчисления. Они базируются на внутренних тарифах соседних стран, но, как правило, не совпадают с ними по уровню.

Соглашения о транзитных тарифах — нормативные акты, нивелирующие особенности национальных правовых систем, построенных на различной основе. В них тарифы, сборы и штрафы определяются в виде сквозных аккордных ставок но каждой стране в какой-либо твердой валюте.

Основным нормативным документом, регламентирующим правила перевозок грузов внутри России, является Гражданский кодекс РФ. Условия перевозок определяются также транспортными уставами и кодексами, основными из которых являются: Воздушный кодекс РФ, Транспортный устав железных дорог РФ, Устав автомобильного транспорта, Устав внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания РФ.

Международное регулирование автомобильных перевозок: нормы частного права

Правовое положение наземной транспортной среды тесно взаимосвязано с юридическим статусом территории государства, в котором производится перевозка. Последний, в свою очередь, опирается на суверенитет государства в отношении его территориальных образований. Кроме того, правовое регулирование наземной перевозки осуществляется на основе актов международного права:

  • «Международная Конвенция о дорожном движении» (Женева, 19.09.1949 г.) по части организации дорожного движения;

  • Женевская конвенция МДП (1975 г.) о порядке прохождения таможенных формальностей;

  • «Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА)» от 15.11.1975 г., определяющее режим их использования.

Международные автомобильные перевозки грузов попадают в правовое поле Конвенции КДПГ (о договоре международной дорожной перевозки грузов), подписанной в Женеве 19.05.1956 г. и вступившей в действие 02.07.1961 г.

Этот документ определяет правоотношения грузовладельца и перевозчика, связанных совместным договором о сотрудничестве, правила приёма груза для транспортировки и выдачи его в конечном пункте назначения.

Конвенция о международных автомобильных перевозках распространяется на любой договор о дорожном транзите грузов за вознаграждение с использованием автотранспортных средств, если обозначенные контрактом пункты погрузки и доставки принадлежат двум разным государствам, как минимум одно из которых участвовало в подписании Конвенции. Этот документ регулирует и перевозки, осуществляемые правительственными учреждениями (организациями) или самими государствами.

Конвенция недействительна для перевозок:

  • По международным почтовым конвенциям;

  • По воздуху, железной дороге, морю, внутренним водам без перегрузки, если они являются частью смешанной перевозки;

  • Между Северной Ирландией, Ирландской Республикой и Великобританией;

  • Мебели и обстановки при переездах;

  • Покойников.

Сегодня вопросами автомобильного транспорта занимаются около 40 международных организаций. Самые авторитетные из них – Комитет ВТ ЕЭК ООН (Комитет внутреннего транспорта) и МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта). Первый из них основан в 1948 г. как межправительственный орган для организации сотрудничества всех видов внутреннего транспорта. В его состав входят страны, имеющие членство в ЕЭК ООН.

Комитет ВТ разработал порядка 40-ка международных конвенций, свыше 50-ти единых правил и предписаний относительно устройства транспортных средств. Комитет ВТ активно участвовал в усовершенствовании системы государственного автострахования ОСАГО (система Green Card).

Использование разрешительной системы на международные перевозки грузов автомобильным транспортом позволяет контролировать число прибывающих в страну иностранных грузовых автомобилей и отстаивать интересы отечественных перевозчиков. При перевозках между странами, которые не имеют обоюдных соглашений, компетентные органы государства перевозчика выдают для этого одноразовое разрешение. Страны Европы практикуют выдачу нескольких видов разрешений:

  • На один рейс;

  • На многократные рейсы;

  • На фиксированное количество рейсов;

  • На транзит;

  • На пригородные перевозки.

Разрешения, выдаваемые в России и странах, которые имеют с нами двусторонние соглашения, обычно носят разовый характер. Осуществление международных автомобильных перевозок в третьи страны и обратно происходит по «стандартной международной лицензии», дозволенной к выдаче ЕКМТ (Европейской конференцией министров транспорта). Россия вошла в состав Конференции в 1997 году.

Международные перевозки автомобильным транспортом как пассажиров, так и грузов предусматривают обязательное государственное страхование ответственности перевозчиков перед третьими лицами, поэтому всем перевозчикам надлежит заранее оформить соответствующие документы на каждое транспортное средство. Страховой полис должен полностью покрывать ущерб, который, возможно, нанесут транспортные средства.

Наша страна заключила многочисленные двухсторонние договоры международной автомобильной перевозки, которые объединяют следующие положения:

  1. Установка разрешительной системы на международные автоперевозки грузов, пассажиров и багажа;

  2. Урегулирование вопросов перевоза в третьи страны и в обратном направлении (к примеру, австро-российское соглашение о международном автотранспортном сообщении).

  • Международные перевозки опасных грузов. Краткая инструкция для коммерсантов

Какие документы нужны для международных автомобильных перевозок

Документы для международных автомобильных перевозок условно делятся на три группы: личные; на транспортное средство и на груз.

1) К личным документам относятся:

  • Командировочное удостоверение (для Литвы – выписка из приказа);

  • Свидетельство о подготовке или переподготовке;

  • Паспорт с открытыми визами для выезда за границу;

  • Водительское удостоверение согласно Конвенции о дорожном движении;

  • Медицинская книжка (в случае перевозки продуктов питания по СНГ);

  • Свидетельство ADR;

  • Медицинская страховка;

  • Тахограммы (регистрационные листки);

  • Документы для таможенного оформления личных вещей.

2) Пакет документов на транспортное средство содержит:

  • Документальное подтверждение оплаты (за дороги, за пребывание на территории, различных сборов и др.);

  • Регистрационное свидетельство и договор аренды (в случае несовпадения владельца и перевозчика);

  • Табличка о допуске к транспортировке скоропортящихся продуктов питания (в страны СНГ – санитарный паспорт);

  • Международный сертификат ТО и талон техосмотра;

  • Свидетельство о допуске дорожного ТС к перевозке грузов с таможенными печатями, пломбами и приложенными фото;

  • Разрешения на: въезд-выезд (двухсторонние), транзитный проезд, проезд по третьим странам, универсальные (вместо первых трёх видов), (не)регулярные автобусные перевозки, специальные грузы (опасные, тяжёлые, негабаритные);

  • Путевой лист;

  • Карточка регистрации на перевоз опасных грузов;

  • Добровольная страховка на данное транспортное средство;

  • Свидетельство о допуске к перевозкам опасных грузов в соответствии с Европейским Соглашением ADR;

  • Сертификаты (свидетельства) об экологической безопасности и другой безопасности, если таковая имеется;

  • Полис страхования ОСАГО («зелёная», «оранжевая», «синяя» карты или действующая на конкретный период в посещаемом государстве);

  • Лицензионная карточка;

  • Карты UTA, DKV, SHELL, ESSO и другие документы на заправку и техническое обслуживание либо гарантия оплаты за некоторые виды помощи;

  • Документы для таможенного оформления ТС (если потребуется).

3) В перечень документов на груз входят:

  • Две ТТН и TIR Carnet (не заполненные);

  • ТТН (товарно-транспортные накладные) согласно Конвенции CMR в заполненном для перевозки виде с приложением формуляра отгрузочной спецификации, счёт-фактуры, свидетельств (ветеринарных, медико-санитарных, фитосанитарных) и сертификатов (качества, происхождения, соответствия техническим стандартам и др.);

  • Лист контроля (термограмма) температурного режима груза;

  • Акт загрузки автомобиля с паспортом сделки (до внутренней таможни);

  • Книжка МДП (TIR Carnet) либо ГТД (грузовая таможенная декларация);

  • Аварийная карточка для перевозки грузов категории ADR;

  • Документ о страховании груза;

  • Договор на поставку;

  • Документы для отчётности в конце рейса (квитанции о заправке и обмене валюты, тахограммы, документы на перевозимый груз и прочие оформленные бумаги).

  • Для организации международных автомобильных перевозок действуют несколько видов основных разрешений на:

  • Нерегулярные перевозки пассажиров;

  • Неоднократные поездки (используется по максимуму в период своего действия);

  • Определенное количество поездок;

  • Один рейс туда и обратно;

  • Транзитный проезд;

  • Перевоз грузов (из)в третьи страны, а также многостороннее разрешение.

В двухсторонний договор международной перевозки автомобильным транспортом должен быть включен список грузов, перевозка которых не нуждается в разрешениях. К ним относятся:

  • Оборудование с принадлежностями для киносъемок и радиопередач, музыкальные инструменты, театральный реквизит;

  • Поврежденные автотранспортные средства;

  • Грузы для выставки (оборудование и материалы, экспонаты);

  • Транспортные средства, имущество и спортивный инвентарь для соревнований, животные;

  • Движимое имущество в случае переселения;

  • ела (прах) умерших и т.п.

На практике такие «лазейки» не очень популярны у перевозчиков, так как разрешение даётся только на въезд или выезд из страны, поэтому найти разрешённые грузы для поездки туда и обратно весьма проблематично.

  • Нарушение правил торговли: виды ответственности, нормативные документы

Международные перевозки автомобильным транспортом: права и обязанности сторон

Отправитель несет ответственность за убытки и все расходы на перевозку, которые пришлось понести из-за неточности и недостатка сведений, указанных им в накладной, или других его инструкций и указаний по заполнению ТТН.

Отправитель имеет право потребовать от перевозчика проверки массы брутто или количества груза, измеряемого в других единицах. Дополнительно он может запросить проверку грузовых мест на содержимое.

Отправитель несет ответственность за повреждения и ущерб, нанесённый грузам, лицам и оборудованию перед перевозчиком. Он отвечает за все издержки, причинённые повреждением упаковки, если во время принятия груза перевозчик не оговорил видимые либо известные ему нарушения.

Отправитель обязан перед доставкой груза прикрепить к накладной или предоставить перевозчику сведения и документы, необходимые для урегулирования таможенных и других формальностей. Отправитель отвечает перед перевозчиком за любой ущерб, вызванный отсутствием, ошибками или нехваткой данных документов и сведений.

Перевозчик несет ответственность в случае:

  • Частичной или полной потери груза;

  • Повреждения груза в течение его транспортировки (с момента приёма до сдачи в пункте назначения);

  • Задержки доставки.

При принятии груза перевозчик обязан проверить:

  • Соответствие записей в накладной количеству грузовых мест, их маркировке и номерам;

  • Целостность груза и упаковки, указать в накладной обоснованные оговорки в случае отсутствия возможности провести сверку.

По прибытии груза на место доставки получатель может потребовать второй экземпляр ТТН и передачу ему груза в соответствии с распиской о приёмке.

Право распоряжения грузом осуществляется при следующих условиях:

  1. Отправитель (получатель), который хочет воспользоваться этим правом, предъявляет оригинал накладной с внесёнными новыми инструкциями для перевозчика, а также возмещает издержки и ущерб за выполнение этих инструкций;

  2. Выполнение новых инструкций возможно в момент их получения лицом, которому они даны на исполнение. Это не нарушает нормальную работу перевозчика и причиняет ущерб отправителям (получателям) остальных грузов;

  3. Указанные инструкции не приводят к порче груза.

В спорных ситуациях, возникающих в ходе перевозок по Конвенции, истец имеет право обратиться не только в компетентные органы (суды) стран-участниц, указанных по согласованию сторон, но и в судебные органы государства, которому принадлежат:

  1. Место жительства ответчика или офис компании (отделения, агентства), задействованных в заключении договора перевозки;

  2. Место передачи груза для транспортировки либо место его доставки.

Подача исков, оформленных в процессе перевозок, производится в течении 1 года. По факту злонамеренного поступка или наступления вины, приравненной в ходе судебного разбирательства к злоумышленному поступку, устанавливается срок обращения – 3 года.

Срок исчисляется следующим образом:

  • При частичной утрате груза, его повреждении или задержке доставки со дня поставки груза;

  • При полной утрате груза с 30-го дня после окончания срока, отведенного для транспортировки, либо с 60-го дня после отгрузки товара для перевозки, если длительность таковой не установлена;

  • В остальных случаях по завершении 3-х месяцев со дня подписания договора.

  • Международная перевозка скоропортящихся грузов – особенности транспортировки

2 правила международных автомобильных перевозок грузов, которые нужно знать

Ещё в 1958 году на заре возникновения международных перевозок появилось женевское «Соглашение о принятии единообразных условий утверждения и признания предметов оборудования и частей механических транспортных средств». Значительно позже, уже 1987 году Россия тоже присоединилась к этому договору, за чем последовало введение сертификации международного автотранспорта.

Сейчас действуют около сотни правил ЕЭК ООН и свыше 50-ти директив Евросоюза, предъявляющие определенные требования к новому автотранспорту, курсирующему по европейским магистралям.

В основном эти правила затрагивают производителей. Что же касается перевозчиков, они попадают под ограничения массы, габаритов и экологической чистоты своего автотранспорта.

Правило № 49 устанавливает рамки токсичности для выхлопных газов ДВС. Ключевые требования этого положения приведены в таблице ниже.

Требования ЕЭК ООН по части выбросов загрязняющих веществ для тяжелых грузовых автомобилей с дизельным двигателем, г/(кВт • ч)

Стандарт

(год)

СО

СН

Сажа

Дымность, (м-1)

Евро-0 (1988)

11,2

14,4

Евро-1 (1992)

4,5

1,1

8,0

0,36

Евро-2 (1996)

4,0

1,1

7,0

0,15

Евро-3 (2000)

2,1

0,66

5,0

0,8

Евро-4 (2005)

1,5

0,46

3,5

0,02

0,5

Евро-5 (2008)

1,5

0,46

2,0

0,02

0,5

Автотранспорт, соответствующий стандарту Евро-1, маркируется зеленым кружком с белой буквой U, что означает «Umwelt» (природа), который наносится на кабину. При соответствии ТС нормам Евро-2 ставится буква S – «Supergreen» (в переводе «супер зеленый»).

Правило № 51 ограничивает шум, издаваемый автомобилем. Так, внешний шум разгоняемого ТС с мощностью двигателя от 150 кВт должен составлять менее 80 дБ, а при выпускании сжатого воздуха из компрессора – до 72 дБ. Кабина автотранспорта, попадающего под эти стандарты, маркируется белой литерой L (Larmarn) в зелёном круге. Ещё более малошумный грузовой транспорт помечается литерой G (Gerauscharm).

Транспортная Комиссия Европейского сообщества приняла ряд габаритных ограничений на грузовые автомобили (директивы 85/3, 86/360, 88/218, 89/338, 89/460, 89/461, 91/60, 96/53, стандарт 150-1726), а именно:

  • Высота – до 4 м;

  • Ширина – до 2,55 м (для рефрижераторов и ТС с изотермическим кузовом – 2,6 м);

  • Длина: одиночный автомобиль – до 12 м, тягач с полуприцепом — до 16,5 м, автопоезд с одним прицепом — до 18,75 м, с двумя автоприцепами—до 25,9 м;

  • Автопоезд с полуприцепом, совокупная длина которого более 15,5 м, должен осуществлять разворот внутри концентричных окружностей радиусами 12,5 м и 5,3 м (исключая ТС для перевозки автомобилей);

  • При удалении друг от друга осей прицепа на 11,5 м и более минимум дорожного просвета должен быть выше 160 мм.

Ограничение габаритов, общей массы и максимальных осевых нагрузок в каждой отдельно взятой стране чаще всего отличается от стандартов. Это обусловлено декларативным характером директив ЕС, которые рекомендуют установленные нормы для непосредственного принятия каждым государством, но не обеспечивают их выполнения. Поэтому, некоторые страны пользуются своими национальными стандартами, учитывая особенности дорожных условий и поддерживая уровень эффективности перевозок. Бельгия, к примеру, предусматривает ширину автомобиля до 2,6 м, Голландия допускает общий вес 6-осного подвижного состава – 50 т, трехзвенный автопоезд в Финляндии может весить до 60 т.

В соответствии с Директивой ЕС №3821/85, грузовые ТС для коммерческих перевозок, общий вес которых превышает 3,5 т, должны иметь аттестованный Сообществом тахограф. Грузовые автомобили полной массой от 12 т следует оборудовать ограничителями скоростного режима до 86 км/час согласно директивам №№92/6, 92/24 ЕС.

Как происходит организация международных автомобильных перевозок

Процесс автомобильной перевозки включает 3 этапа – погрузку, транспортировку и выгрузку. Каждый из них, в свою очередь, складывается из череды транспортно-технологических операций, выполняемых при подготовке, организации и осуществлении перевозки. В перевозочном процессе одновременно с работниками автохозяйства задействованы и грузовладельцы. Любые международные автомобильные перевозки имеют свои особенности, связанные с видом и характером груза, способом и порядком организации, использованием транспортных и разгрузочных средств, условиями выполнения.

Осуществление перевозок сопровождается двумя главными операциями – приёмкой груза от отправителя и передачей его получателю. Каждая из них содержит несколько транспортно-технологических элементов и действий, выполняемых в процессе подготовки и ходе самой перевозки.

Для транспортировки своего груза экспортер подаёт о нём все необходимые сведения на автотранспортное предприятие. На основании этого перевозчик выделяет нужное количество транспортных единиц, утверждает рабочий график автомобилей и скорость их передвижения, согласует порядок перевозки с режимом работы грузовладельца, определяет стоимость транспортировки и оформляет договор международной автомобильной перевозки.

Затем следует подписание договора как основной формы взаимодействия перевозчика и клиента. Этим документом определяются все участники процесса транспортировки и деловые связи сторон. Договор является выражением обоюдных обязательств, взятых на определенный срок. Он составляется в письменной форме согласно нормативам о соглашениях сторон либо оформляется в виде разовой заявки, которая используется для внеплановых перевозок. Заключив договор перевозки, грузоотправитель готовит товар к отправке. В подготовительный этап входит комплектация, маркировка, взвешивание, контроль качества, пломбировка, укладка груза и передача его перевозчику.

Доставленный груз подлежит сдаче адресату в пункте назначения, обозначенном в ТТН. Перевозчик обязан передать его получателю в неизменном виде без повреждений, порчи и частичной утраты (исключение составляет естественная убыль). Он несёт ответственность за сохранность товара при перевозке. По факту порчи, частичной или полной утраты груза перевозчик составляет акт во время сдачи его получателю. Владельцу транспортного средства надлежит возместить клиенту нанесённые убытки на сумму снижения ценности груза, однако, не более его реальной стоимости по накладной.

Регулярные международные перевозки автомобильным транспортом производятся по установленной схеме движения подвижных составов. При этом используются сквозная и участковая системы.

Первая (сквозная) предусматривает движение автопоезда (автомобиля) по заданному маршруту из пункта отправления до пункта назначения без перегрузок.

Во втором случае маршрут разбивают на участки, и автомобили перемещают грузы в их пределах. Затем подвижной состав меняется, а товар перегружается путём смены кузова и передачи контейнеров на другой автомобиль.

Таможенный контроль международных автомобильных перевозок: этапы процедуры

Государственный таможенный контроль производится в пограничных автомобильных пунктах пропуска грузового автотранспорта, в пути следования и пунктах доставки товара. Он преследует несколько целей:

  • Обнаружение и пресечение пользования автотранспортом, оборудованным специально для скрытия товаров от пограничного контроля;

  • Недопустимость перемещения ТС через таможенную границу с иными намерениями кроме международных перевозок официальных грузов и пассажиров;

  • Контроль соответствия автотранспорта техническим требованиям, предъявляемым к грузоперевозкам под таможенным контролем.

Одним из подвидов таможенного контроля ТС можно считать контроль товаров, перевозимых водителями грузовиков, экспедиторами грузов, а также водителями пассажирских автобусов. Его порядок аналогичен контролю товаров, перевозимых частными лицами.

Последовательность таможенных операций и контроля грузового автотранспорта:

  1. При въезде в зону таможенного контроля перевозчик подаёт должностному лицу таможенной службы уведомление о в(вы)возе вместе с документами на ТС и перевозимый груз;

  2. Должностное лицо таможенной службы проверяет поданные документы;

  3. Должностное лицо принимает решение о месте и форме таможенного контроля доставляемого груза;

  4. Должностное лицо принимает решение о выборе вида таможенного контроля автомобиля;

  5. Проведение таможенных действий с товарами, перевозимыми водителем и его спутниками, следующими на данном транспортном средстве;

  6. Проведение таможенных действий и таможенного досмотра автомобиля и перевозимых на нём товаров;

  7. Перевозчик получает обратно документы на ТС и перевозимые товары;

  8. Автомобиль выпускается за границу или пропускается внутрь страны.

Ввозя груз на таможенную территорию, водитель транспортного средства должен предъявить пакет документов для грузовой отправки, а именно:

  • CMR – международную товарно-транспортную накладную, официально выданную организацией-перевозчиком;

  • Книжку МДП (для перевозки по Конвенции МДП);

  • Отгрузочную документацию, счёт-фактуру или инвойс-проформу на товары;

  • Разрешение на допуск к международным автомобильным перевозкам с таможенными пломбами и печатями;

  • Регистрационную и техническую документацию на автомобиль;

  • Лицензии, сертификаты, разрешения соответствующих органов на перевозимые товары согласно Правилам.

Закончив проверку документов, представитель таможенной службы принимает следующее решение (или решения):

  • Пропустить транспортное средство;

  • Пропустить ТС после его досмотра и сверки фактического наложения таможенного обеспечения с документальным;

  • Пропустить ТС после таможенного досмотра;

  • Отказать в пропуске ТС.

Таможенный досмотр перевозимых товаров и автотранспорта является формой пограничного контроля. Он подразумевает документальную и фактическую сверку транспортных средств и перевозимого груза для выявления и пресечения в(вы)воза товара, не заявленного для таможенного контроля.

Вывоз с таможенной территории сопровождается предъявлением:

  • Для грузового сообщения при оформлении ТС и груза такие же документы, как для ввоза, плюс Декларация на товары (2 экземпляра), оформленная внутренней таможней;

  • Для некоторых таможенных процедур (к примеру, возврат за рубеж после процедуры временного допуска) ДКД (документ контроля доставки) в 2-х экземплярах, один из которых возвращается таможне отправления с пометками пограничной таможенной службы о прохождении товара.

  • Таможенная очистка в международной торговле

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх