Правовое регулирование строительной деятельности

1.1.2. Правовое регулирование строительной деятельности

Правовое регулирование строительства включает в себя большой перечень вопросов, среди которых важнейшими являются:
1. порядок и условия лицензирования;
2. особенности налогообложения строительной деятельности;
3. регулирование договорных отношений в строительстве;
4. особенности строительной деятельности, осуществляемой по государственному заказу;
5. вопросы земельного, экологического и природоохранного законодательства в ходе строительной деятельности;
6. ответственность организаций и должностных лиц за нарушение порядка осуществления строительства;
7. и другие.
Нормативное регулирование строительства осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
К нормативным актам, регулирующим строительную деятельность на федеральном уровне, относятся:
• Законы РФ;
• Указы Президента РФ;
• Постановления Правительства РФ;
• Нормативные акты Министерства строительства РФ, в т.ч. строительные нормы и правила;
• Нормативные акты других государственных органов (Госналогслужбы РФ и др.).
К основополагающим законам в сфере правового регулирования строительства можно отнести:
1. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» № 1488-1 от 26 июня 1991 г. (с последующей редакцией) — определяет понятие инвестиций, инвестиционной деятельности, субъектов и объектов инвестиционной деятельности; права, обязанности и взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности; источники финансирования и т.п. (Приложение 1);
2. Градостроительный Кодекс РФ. Федеральный закон № 73-ФЗ от 7 мая 1998 г. — регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства, охраны окружающей среды и т.п.;
3. Кодекс об административных правонарушениях — определяет ответственность за нарушение действующего законодательства;
4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. — содержит экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов;
5. Гражданский Кодекс РФ. Часть 2. Глава 37 «Подряд» — определяет правовую основу строительства (Приложение 2).
Кроме того, большое значение для нормативного регулирования строительства имеют акты Министерства строительства РФ — строительные нормы и правила, наиболее подробно определяющие технические и иные требования к различным видам строительства, порядок ведения строительства и др.
На уровне субъектов РФ внимание к вопросам строительства тем выше, чем активнее в конкретном регионе осуществляется инвестиционный процесс.
В строительном процессе в той или иной степени участвуют практически все юридические и физические лица — одни качестве заказчиков и подрядчиком, другие — в роли контролирующих органов и структур, обеспечивающих финансирование, третьи — в роли обыкновенных пользователей.
Для обозначения строительной деятельности употребляются самые различные термины — «капитальное строительство», «строительно-монтажные работы», просто «Строительство» и др.
В части второй статьи 740 Гражданского Кодекса РФ «Договор строительного подряда» к строительству (или деятельности, осуществляемой по договору строительного подряда) отнесены:
• новое строительство или реконструкция предприятий, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта;
• монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы;
• работы по капитальному ремонту зданий и сооружений.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) данная отрасль называется «Строительство» (код 45) и включает в себя ряд подотраслей, все коды которых начинаются с цифры 45.
В Гражданском Кодексе подробно урегулированы договорные отношения по строительному подряду и четко определены границы, в пределах которых устанавливаются отношения по договору строительного подряда. Одна из особенностей строительства состоит в том, что этим видом деятельности организации вправе заниматься лишь на основании специальной лицензии. Государственной Думой 8 августа 2001 г. принят Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ.
Участники строительства при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций руководствуются действующими правилами бухгалтерского учета, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г., Планом счетов и Инструкцией по его применению, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ № 34н от 29 июля 1998 г.
Отражение затрат по производству и реализации строительных работ и формирование финансовых результатов осуществляется в соответствии с нормативными документами, регулирующими отраслевые особенности строительства, в частности, Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденным Приказом Минфина РФ № 167 от 20 декабря 1994 г. (Приложение 3), и Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденными приказом Минстроя РФ № БЕ-11-260/7 от 4 декабря 1995 г. по согласованию с Минэкономики РФ и Минфином РФ (письмо Минфина РФ № 2 от 15 января 1996 г.) (Приложение 4).

Юридическое сопровождение строительства — что это

Итак, основа юридического сопровождения строительного бизнеса — анализ, разработка, внесение изменений и/или дополнений в соглашения, которые применяются в строительстве:

  • инвестиционный контракт (дополнительные соглашения, акты о результатах реализации, протоколы распределения долей);
  • договор долевого участия либо привлечения денежных средств в проект;
  • договоры комиссии, агентские договоры;
  • соглашения на выполнение функций заказчиков строительства;
  • договоры субподряда, подряда;
  • договоры поставки, страхования и пр.

Профессиональное юридическое сопровождение строительных фирм предполагает следующие услуги, которые связаны:

  1. с оформлением права собственности на землю, аренды;
  2. подготовкой документации для проведения торгов;
  3. представлением интересов заказчика при согласовании и утверждении проекта в госорганах;
  4. решением конфликтных ситуаций с контрагентами при строительстве;
  5. принятием участия в долевом строительстве (подготовка документации, решение спорных моментов, консультации);
  6. контролем стоимости при выполнении работ;
  7. внесением изменений в бумаги (если нужно);
  8. заключением сделки с поставщиками, разработчиками проекта, т. д.

Важно! Это не полный перечень услуг, который варьируется в зависимости от потребностей и специфики клиента.

Также высококвалифицированные юристы примут активное участие в переговорах на вашей стороне:

  1. с госорганами;
  2. должностными лицами;
  3. гражданами и организациями.

Юридическое сопровождение строительной компании позволяет клиенту уделить пристальное внимание на детали проекта.

Кроме того, юридическая компания будет представлять ваши интересы в судебном органе:

  1. по взысканию долгов по исполненным работам;
  2. возврату оплаченных, но не применимых при строительстве средств;
  3. оспариванию качества выполненных работ и пр.

Также предлагается заказчикам не только юридическое сопровождение строительных проектов, но и оказывается поддержка в возникающих имущественно-правовых проблемах, среди которых:

  • снижение рисков для инвесторов проекта;
  • подготовка документации для регистрации собственности на землю;
  • контроль за соблюдением интересов участников проекта;
  • рациональное решение любых вопросов с точки зрения грамотного применения всех видов ресурсов;
  • разрешение маркетинговых, финансовых, бухгалтерских, правовых, налоговых вопросов.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх