Предоставление бухгалтерской отчетности

Содержание

Какие сведения составляют налоговую тайну?

Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность.

Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной.

Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Итоги

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками.

В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст.

102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют особый порядок доступа и хранения. Потеря документов с информацией, составляющей налоговую тайну, а также разглашение сведений, относимых к тайным, влечет ответственность должностных лиц в рамках законодательства РФ, вплоть до уголовной.

Служащие не вправе разглашать информацию, которую они получили в ходе своей работы, без согласия обладателя этой информации, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (по запросу судов, органов предварительного следствия или дознания).

Не дозволено предоставление налоговыми органами баз данных, архивов, исключая случаи, установленные законодательством РФ.

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

К налоговой тайне не относятся сведения, полученные налоговыми органами и другими госструктурами, относимые к исключениям, указанным в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ. Они следующие:

  • ИНН.
  • Сведения о налогоплательщике, ставшие общедоступными, включая те, которые стали такими с его согласия. В наиболее полном виде общедоступная информация содержится в выписке из ЕГРЮЛ. В настоящее время ее может получить на сайте ФНС любой заинтересованный пользователь, указав в запросе наименование и ИНН или ОГРН интересующего юрлица.
  • Сведения о нарушениях плательщика, связанных с налоговым законодательством, включая недоимки, пени и штрафы, имеющиеся у него.

Как узнать о наличии задолженности физлица по налогу на транспорт, как узнать сумму налога по ИНН см. статью: «Как узнать транспортный налог по ИНН (без регистрации)?».

  • Сведения, предоставленные налоговыми или правоохранительными органами других стран, переданные в рамках международных договоренностей о сотрудничестве указанных ведомств этих стран с РФ.
  • Информация о применении налогоплательщиком спецрежимов или участии его в консолидированной группе плательщиков налогов.
  • С июня 2016 года среднесписочная численность работников за предшествующий год не относится к данным, составляющим налоговую тайну.
  • С этого же периода не является тайной информация об уплаченных налогах, взносах и сборах организации за предыдущий год. Исключения — сведения о суммах таможенных сборов, взимаемых в рамках ЕАЭС, а также суммах, переведенных в рамках обязательств налогового агента.
  • Информация о размере доходов и расходов за предшествующий год, предоставленная в налоговые органы в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • С 2016 года открытой считается также информация о постановке на учет организаций и физических лиц других стран.

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Перечень предоставляемой в налоговые органы информации, разрешенной для разглашения, строго ограничен. Значит, в состав налоговой тайны включаются сведения, не указанные в вышеприведенном списке исключений. Сюда можно отнести любую информацию о производственных процессах, проходящих в компании, о партнерах организации и условиях сделок.

Под данными, составляющими налоговую тайну, понимаются и сведения, полученные в рамках проведения налоговых проверок, данные, полученные от органов, выдающих лицензии, учреждений соцзащиты, медицинских и образовательных учреждений, нотариальных контор и банков.

В частности, к тайным относятся сведения, содержащиеся в специальных декларациях, поданных гражданами в рамках закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Коммерческая тайна предприятия — что относится, сведения и признаки

Что представляет собой коммерческая тайна? Какие сведения к ней относятся? Какое наказание грозит работнику за нарушение режима коммерческой тайны? Какими документами устанавливается на предприятии режим коммерческой тайны?

Коммерческая тайна (далее по тексту КТ) — это режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (пп.1 ст.3 Федерального закона от 29.07.2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне», далее по тексту — Закон №98-ФЗ).

НАЛОГОВАЯ ТАЙНА: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КТО НА НЕЕ МОЖЕТ ПОКУСИТЬСЯ?

Какие сведения относятся к КТ

К информации, составляющей КТ, могут относиться производственные, технические, экономические, организационные и иные сведения любого характера, которые имеют действительную (потенциальную) коммерческую ценность, а также сведения о способах ведения профессиональной деятельности компании (п.2 ст.3 Закона №98-ФЗ).

Важно!

При этом в отношении таких сведений должен быть ограничен свободный доступ и введен режим КТ (например, путем издания приказа и утверждения локального нормативного акта компании «Положение о КТ»).

Например, к сведениям, которые могут составлять КТ, относятся:

  • сведения об условиях заключенных контрактов;
  • определенные технологические производственные процессы;
  • разработанные стандарты по существующим бизнес-процессам в компании;
  • перспективные планы развития компании;
  • сведения о подготовке и результатах переговоров с деловыми партнерами компании;
  • сведения о бизнес-идеях и результаты их исследований;
  • сведения о внешнем и внутреннем финансировании;
  • сведения о мероприятиях налогового планирования и о налоговых рисках.

Важно!

В каждой компании существует свой перечень сведений, составляющих КТ, который утвержден руководителем, исходя из специфики финансово-хозяйственной деятельности компании.

Однако в ст.5 Закона №98-ФЗ приведен перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим КТ. К таким сведениям относятся:

  • данные в учредительных документах компании, а также ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • документы, дающие право заниматься бизнесом;
  • информация о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности и т. д.;
  • условия труда в компании (численность, состав работников, система оплаты труда, наличие свободных рабочих мест и т.п.);
  • информация задолженность по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • данные о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности;
  • данные о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени компании.

ЛОГОТИП, РЕГИСТРАЦИЯ

В иных нормативных документах также может содержаться информация о составе сведений, которые не могут составлять КТ. Такими сведениями является, например, бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п.11 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Режим КТ устанавливаются в компании путем принятия следующих действий:

  • утверждение перечня информации, составляющей КТ;
  • ограничение доступа к секретной информации путем установления порядка обращения с этой информацией;
  • установление списка работников, имеющих допуск к такой информации;
  • обеспечение безопасности информации, составляющей КТ;
  • нанесение на материальные носители, содержащие информацию или включение в реквизиты документов грифа «Конфиденциально»;
  • установление ответственности за разглашение КТ.

В целях реализации требований политики информационной безопасности компании, а также сохранности сведений, составляющих КТ, компания утверждает «Положение о КТ».

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА

Важно!

Документы, касающиеся режима установления КТ, должны храниться постоянно в компании (ст. 62 Перечня, утв. приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. №558).

Наказание за разглашение коммерческой тайны

Разглашением информации, составляющей КТ, признается действие (бездействие), в результате которых информация, составляющая КТ, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БИЗНЕСА

Трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: разглашения охраняемой законом коммерческой тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника (пп.»в» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ).

Как отмечают суды, с ссылкой на п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. №2, в случае оспаривания работником увольнения по данному основанию работодатель обязан:

  • представить доказательства о том, что сведения, которые разглашены работником, относятся к коммерческой тайне,
  • эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

Является ли декларация НДС, устав и отчет коммерческой тайной

Вопрос о принадлежности данных налоговой декларации к коммерческой тайне встает, в основном, тогда, когда предоставить их для ознакомления требует контрагент хозяйствующего субъекта. Правомерен ли отказ в такой ситуации и когда отказывать нельзя, что считается коммерческой тайной согласно законодательству и как должно охраняться? В этих тонкостях необходимо разбираться, дабы избежать неприятных последствий.

1. Определение коммерческой тайны 2. Какие сведения составляют налоговую тайну 3. Является ли декларация по НДС коммерческой тайной 4. Является ли устав коммерческой тайной 5. Является ли отчет о финансовом состоянии коммерческой тайной 6. Являются ли зарплата и штатное расписание коммерческой тайной? 7. Данные, не являющиеся налоговой тайной 8. Ответственность за разглашение коммерческой и налоговой тайны

Данное понятие и все связанные с ним нюансы регулируются Законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (далее — ФЗ № 98).

Согласно ему, коммерческой тайной считаются любые данные, касающиеся производственных, технических, экономических, организационных и иных процессов, происходящих в субъекте хозяйствования, имеющие реальную или теоретическую коммерческую значимость ввиду неизвестности их иным лицам. В обязательном порядке они должны удовлетворять следующим признакам:

  • отсутствие к ним свободного и беспрепятственного доступа;
  • в отношении их обладателем (налогоплательщиком) введен режим коммерческой тайны.

То есть администрацией организации в приказном порядке определен перечень данных, составляющих коммерческую тайну, установлен алгоритм их использования, следование которому строго контролируется (ст. 10, п. 1 ФЗ № 98). Эта информация охраняется и без применения определенных усилий по ликвидации средств защиты ее не получить.

В совокупности с производственной, коммерческая тайна составляет налоговую тайну, регулируемую положениями сто второй статьи НК.

Обратите внимание

На законодательном уровне спецрежим производственной тайны не установлен. Под ней могут пониматься любые данные, касающиеся процесса изготовления благ (ст. 1465 ГК, ст. 3 ФЗ № 98).

Какие сведения составляют налоговую тайну

К таковым сведениям относят данные о:

  • протекающих в субъекте хозяйствования производственных процессах,
  • его партнерах;
  • условиях сделок;
  • итоги налоговых проверок;
  • сведения специальных деклараций.

Является ли декларация по НДС коммерческой тайной

Сведения налоговых декларация не входят в перечень данных, не составляющих коммерческую тайну, определенный пятой статьей ФЗ № 98.

Исходя из этого, декларации по НДС могут составлять коммерческую тайну, что закрепляется хозяйствующим субъектом в локальном нормативном документе — Положении о коммерческой тайне.

Они могут не предоставляться по прямому требованию контрагента, однако, он может запросить интересующие данные в органах ФНС, поскольку они не считаются налоговой тайной. Поэтому важно ставить на подаваемой налоговой документации гриф «Коммерческая тайна».

Является ли устав коммерческой тайной

Акцент на то, что содержание учредительной документации не может составлять коммерческую тайну, сделан во втором абзаце пятой статьи ФЗ № 98.

Более того, некоторых юрлиц (государственных и муниципальных) законодательство обязывает размещать устав на своих интернет-порталах (п. 6 приказа Минфина № 86н).

Является ли отчет о финансовом состоянии коммерческой тайной

Информация бухгалтерских (финансовых) отчетов не может являться коммерческой тайной (п. 11, ст. 13 ФЗ № 402). Это постулирует и приказ Минфина № 43н, подтверждающий ее публичность и вменяющий организациям обязанность по обеспечению возможности беспрепятственного с ней ознакомления (п. 42).

Являются ли зарплата и штатное расписание коммерческой тайной?

Пятая статья ФЗ № 98 указывает на то, что численность и состав штата, а также СОТ, не являются коммерческой тайной. Это подтверждено и юридической практикой.

Данные, не являющиеся налоговой тайной

ФНС может удовлетворить запрос контрагента организации на предоставление следующих сведений о ней, не считающих коммерческой или налоговой тайной согласно ст. 102 НК:

  • ИНН;
  • общедоступной информации (данных из выписки ЕГРЮЛ);
  • об уплаченных сборах, налогах и взносах за прошлый отчетный период;

Обратите внимание

Суммы, погашенные налоговыми агентами в рамках их обязанностей, составляют исключение.

  • о налоговых нарушениях (в том числе о начисленных пенях и вмененных штрафах);
  • о применении спецрежимов;
  • о списочной численности сотрудников за прошлый отчетный период;
  • о финрезультатах в рамках баланса;
  • о постановке на учет организаций и ИП — нерезидентов.

Отношения с контрагентами и государственными органами по использованию сведений, составляющих коммерческую тайну

Если сведения являются коммерческой тайной, в ознакомлении с ними контрагентам может быть отказано. Впрочем, отказ в доступе к ней налоговой инстанции, исполняющей свои прямые обязанности, будет считаться неправомерным (ст. 6, 15 ФЗ № 98).

При этом, применение к важным данным режима комтайны является допгарантией в подобных деловых взаимоотношениях (ст. 102 НК). Для этого, согласно шестой статье ФЗ № 98, необходимо пометить документы, информацию из которых налоговым инспекторам следует держать в секрете, специальным грифом с указанием наименования и расположения (юрлицам) либо Ф.И.О. и адреса (ИП).

Данные сведения не могут быть раскрыты налоговыми органами и иными госструктурами, их сотрудниками и прочими лицами, в силу служебных обязанностей ими располагающими.

Ответственность за разглашение коммерческой и налоговой тайны

Халатное отношение к подобным сведениям, их утеря либо обнародование обуславливает следующую ответственность виновных в этом должностных единиц согласно отечественному законодательству, независимо от того, являются они сотрудниками субъекта хозяйствования либо госслужащими:

  • дисциплинарную – замечание или выговор, работодатель имеет право уволить работника, если разглашение произошло по его вине (ст.81 ТК);
  • гражданско-правовую ответственность – четко не определена, однако, исходя из общих норм гражданского права, может подразумеваться требование пострадавшей стороны полной компенсации причиненных убытков, возмещения упущенной выгоды;
  • административную – штраф (ст. 13.14 КоАП);
  • уголовную – установлена УК, сто восемьдесят третьей статьей, подразумевает штраф, исправительные или принудительные работа, а также лишение свободы.

Обратите внимание

Лицу, оперирующему секретными данными, но не имеющему достаточных оснований считать это незаконным, в том числе получившему их ошибочно или случайно, не может вменяться ответственность.

Госслужащие не могут разглашать полученные сведения из баз данных, архивов и иной документации, без соответствующего разрешения на это их обладателя кроме таких случаев, оговоренных в ФЗ, как:

  • запрос судебной инстанции;
  • запрос следственных или дознавательных органов.

Таким образом, коммерческая тайна регулируется специальным федеральным законом, а включающая ее налоговая – Налоговым Кодексом. Данные нормативные акты регламентируют, какие сведения должны держаться в тайне как субъектами хозяйствования, так и ФНС, а какие могут быть общедоступными.

(289 голос., 4,54 из 5)
Загрузка…

Менее чем через месяц наступает очередной отчетный период, в течение которого все юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением ИП, применяющих УСН, без наемных работников) должны будут представить декларации, расчеты и иные формы обязательных отчетов в налоговые инспекции, внебюджетные фонды и органы статистики.

Конкретные сроки подачи тех или иных отчетов установлены законодательством РФ. Много статей написано во всевозможных источниках об ответственности за несоблюдение сроков представления отчетности. Тем не менее до сих пор в нашей практике нередки случаи, когда начинающие индивидуальные предприниматели или руководители вновь созданных компаний считают, что вне зависимости от даты государственной регистрации, отчетность нужно сдавать только тогда, когда фактически начнется деятельность.

Однако любая организация или индивидуальный предприниматель становится налогоплательщиком с момента государственной регистрации, и именно с этого момента у них возникают обязанности по представлению налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, предусмотренных в частности в пп.4 и 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, независимо от наличия предпринимательской деятельности. А за неисполнение обязанностей наступает, как мы знаем, та или иная ответственность.

В 2010 году налоговое законодательство в очередной раз подверглось значительным изменениям. С 1 января 2010 года единый социальный налог был заменен взносами во внебюджетные фонды. Данное изменение, соответственно, повлияло на состав и сроки сдачи отчетности. Изменились и сроки представления сведений персонифицированного учета в ПФР. Со 2 сентября 2010 года также вступили в силу изменения в НК РФ в части ответственности за непредставление налоговых деклараций.

Все вышесказанное было принято во внимание при написании данной статьи, в которой собраны воедино все виды ответственности, которые могут быть применены к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за нарушение законодательно установленных сроков сдачи бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности и отчетности во внебюджетные фонды.

В данной статье не рассмотрены случаи, когда отчетность была представлена в срок, но содержала какие-либо ошибки или искажения.

Бухгалтерская отчетность

Сроки представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы

В соответствии с НК РФ (пп. 5 п. 1 ст. 23) и Законом о бухгалтерском учете (ст. 4 и 15) организации, за исключением перешедших на упрощенную систему налогообложения (УСН), обязаны представлять в налоговые органы Бухгалтерскую отчетность:

· ежеквартально — в течение 30 дней по окончании квартала;

· по окончании года — в течение 90 дней по окончании года.

Обратите внимание, что организации, уплачивающие ЕНВД, также обязаны представлять бухгалтерскую отчетность.

Сроки представления бухгалтерской отчетности в органы статистики

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете (ст. 4 и 15) организации, за исключением перешедших на УСН, обязаны представлять в органы статистики годовую Бухгалтерскую отчетность — в течение 90 дней по окончании года.

Состав бухгалтерской отчетности

· бухгалтерский баланс (ежеквартально);

· отчет о прибылях и убытках (ежеквартально);

· приложения к ним, предусмотренные отдельными нормативными актами (ежегодно);

· аудиторское заключение, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту (ежегодно);

· пояснительная записка (ежегодно).

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы

Со 2 сентября 2010 г. согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок в налоговые органы бухгалтерской отчетности влечет взыскание с организации штрафа в размере 200 руб.за каждый непредставленный документ (ранее – 50 руб.).

Также за непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы бухгалтерской отчетности предусмотрена и административная ответственность для должностных лиц организации (директор, главный бухгалтер) — штраф от 300 руб. до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Уплата штрафов не освобождает организацию от необходимости представить бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Налоговые органы не вправе приостановить операции по банковским счетам, если организация не сдала бухгалтерскую отчетность. Статья 76 НК РФ разрешает приостановить операции по банковским счетам только в случаях, когда организация:

· не сдала налоговые декларации по истечении двух недель после отчетного срока;

· не заплатила вовремя налоги.

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности в органы статистики

За непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в территориальный орган Росстата статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

· длядолжностных лиц организации(директор, главный бухгалтер) — штраф от 300 руб. до 500 руб.;

· для юридического лица – штраф от 3 000 руб. до 5 000 руб.(ст. 19.7 КоАП РФ).

Налоговая отчетность

Ответственность за непредставление деклараций в соответствии с НК РФ

В НК РФ для каждого налога предусмотрен свой срок представления налоговых деклараций в налоговые органы.

Ответственность за непредставление налоговых деклараций предусмотрена в статье 119 НК РФ, а именно: взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Данная статья претерпела изменения, до 2 сентября 2010 года в ней были предусмотрены:

· штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей, если задержка не превышает 180 дней (п.1 ст. 119 НК РФ);

· штраф в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки, начиная со 181-го дня (п.2 ст.119 НК РФ).

Одновременное привлечение к ответственности на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 119 НК РФ является неправомерным.

Штрафные санкции не могут быть предъявлены налогоплательщику за непредставление деклараций по тем налогам, по которым он не является плательщиком.

Ответственность за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с НК РФ

Со 2 сентября введена ответственность за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 80 НК РФ. Теперь в соответствии со ст. 119.1 НК РФ нарушение данного порядка влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Административная ответственность за непредставление декларации

В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Уголовная ответственность за непредставление деклараций и иных документов, предусмотренных НК РФ

В соответствии со ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с НК РФ является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере наказывается:

· штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;

· либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев;

· либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере:

· наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

· либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером признается сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 6 000 000 рублей.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 30 000 000 рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Ответственность за непредставление сведений 2-НДФЛ в налоговые органы

Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, обязаны представлять в налоговый орган сведения о доходах граждан и о суммах удержанного НДФЛ в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Сведения представляются за календарный год по форме 2-НДФЛ (Справка о доходах физического лица), которая заполняется отдельно на каждого работник.

В случае если справки представлены не по всем сотрудникам, или не представлены в налоговый орган вовсе, то на виновное должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Если же виновником признают самого налогового агента (организацию, индивидуального предпринимателя), а не конкретное должностное лицо, то, начиная со 2 сентября 2010 года, с организации взимается штраф в размере 200 руб.(ранее – 50 руб.) за каждую непредставленную справку (п. 1 ст. 126 НК РФ). Обращаем внимание, что в данном случае по ст. 119 НК РФ штраф назначить не могут, так как справка по форме 2-НДФЛ не является налоговой декларацией.

Единая (упрощенная) налоговая декларация

Отдельное внимание хотелось бы уделить единой (упрощенной) налоговой декларации. С 2007 года НК РФ обязывает в некоторых случаях сдавать вместо отдельных деклараций по конкретным налогам Единую (упрощенную) декларацию.

Эта обязанность налагается на налогоплательщика только при одновременном выполнении определенных условий, а именно:

  • если налогоплательщик в течение отчетного периода не осуществлял операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации);
  • если в течение отчетного периода налогоплательщик не имел по этим налогам объектов налогообложения.

Как показывает практика:

· налогоплательщиков, у которых вышеуказанные условия одновременно выполняются, единицы;

· очень легко ошибочно сдать единую (упрощенную) декларацию, а позже при тщательном анализе хозяйственных операций выяснится, что необходимо было сдавать отдельные декларации по каждому налогу, т.к. законодательство не учитывает всех нюансов, связанных с этой декларацией, из-за чего на практике возникает много спорных ситуаций.

В связи с этим, наше мнение такого, что в целях минимизации рисков получения претензий со стороны налоговых органов, лучше сдавать отдельные декларации по конкретным налогам. Тем более, что за непредставление единой (упрощенной) декларации грозит штраф в размере 200 руб. (до 2 сентября 2010 года — 50 рублей), при этом его вряд ли применят, если сданы отдельные декларации по каждому налогу. А вот за несданную декларацию по конкретному налогу последствия могут быть более ощутимы, начиная от штрафа в размере 1000 рублей (до 2 сентября 2010 года — 100 рублей) за каждую несданную декларацию по каждому налогу, заканчивая блокировкой банковского счета по требованию налоговых органов.

Отчетность по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФОМС

С 01 января 2010 г. вместо Единого социального налога работодатели обязаны перечислять страховые взносы с заработной платы своих работников в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Ответственность за непредставление отчетности по вышеуказанным страховым взносам установленастатьей 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»:

· непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам, если задержка не превышает 180 дней, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей (п.1 ст. 46);

· в случае задержки представления расчета на больший срок взыскивается штраф в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (п.2 ст. 46).

За нарушение срока представления нулевого расчета, т.е. если сумма начисленных страховых взносов по представленному расчету либо за отчетный период отсутствует (равна нулю), Правление ПФР рекомендует взимать штраф в размере 100 рублей (Методические рекомендации, утвержденные распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 года № 120р) .

Ответственность за непредставление отчетности по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случав на производстве и профессиональных заболеваний установлена статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»:

· при задержке сдачи отчетности до 180 календарных дней штраф составляет 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей (абз.6 п. 1 ст. 19);

· непредставление отчетности в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (абз.7 п. 1 ст. 19).

Административная ответственность за нарушение сроков представления отчетов во внебюджетные фонд

Необходимо отметить, что применение вышеуказанных штрафных санкций не освобождает от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33 КоАП РФ. Так, в соответствии с п. 2 данной статьи нарушение установленных законодательством о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Сведения персонифицированного учета в ПФР

Согласно статье 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям (организациям и физическим лицам) применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке (ч. 3 ст. 17 № 27-ФЗ).

Напомним, что с 2010 года сроки представления сведений персонифицированного учета в ПФР существенно изменились. За текущий год организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам, обязаны подать сведения в ПФР 2 раза: за 1 полугодие 2010 года – до 1 августа 2010 года; за 2 полугодие 2010 года – до 1 февраля 2011 года.

А вот с 2011 года предусмотрено уже четыре отчетных периода, а именно: сведения персонифицированного учета в ПФР должны подаваться ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, то есть за 1 квартал – до 1 мая, за 2 квартал – до 1 августа, за 3 квартал – до 1 ноября, за 4 квартал – до 1 февраля следующего года.

Индивидуальные предприниматели, не осуществляющие выплаты физическим лицам, по прежнему обязаны подавать сведения на себя один раз в год не позднее 1 марта следующего года.

Статистическая отчетность

Статьей 13.19 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение должностным лицом (руководителем организации, главным бухгалтером, индивидуальным предпринимателем и т.п.), ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей.

Также, в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков предсталения отчетности.

Независимо от времени обнаружения нарушения Росстат может потребовать от организации сдать всю необходимую статистическую отчетность и возместить ему ущерб за исправление итогов сводной отчетности.

Однако ни в самом Законе, ни в каких-либо документах Росстата не представлена методика расчета суммы такого ущерба, поэтому любые его претензии к организации по поводу несданной отчетности могут быть оспорены, в том числе в суде. Чтобы взыскать ущерб, Росстат должен определиться с методикой расчета ущерба, правильно рассчитать его сумму, обратиться в суд и доказать правомерность своих претензий к организации.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх