Председатель ленинградского областного суда

Сенсацией посткарантинного июля стало назначение руководителем арбитражной системы «варяга» из общей юрисдикции – председателя одного из созданных недавно апелляционных судов Ирины Подносовой, которую СМИ уверенно называют сокурсницей Владимира Путина. Возможно, изучение биографии судьи, предпринятое «АГ-Ракурсом», поможет понять личность новой ключевой фигуры российского судопроизводства.

Одно кресло на двоих

Назначение Ирины Подносовой главным арбитражным судьей страны произошло со скоростью, дотоле не виданной в судебной системе, – вся процедура уложилась практически в неделю. В пятницу, 17 июля, Высшая квалифколлегия судей приняла отставку Олега Свириденко с должности зампредседателя Верховного Суда РФ – председателя судебной коллегии по экономическим спорам и рекомендовала Подносову на освобождающееся место; эти вопросы были дополнительно включены в повестку сессии ВККС. Уже в понедельник, 20 июля, президентская комиссия по судейским кадрам, чьих решений судьи обычно ждут по много месяцев, сообщила об одобрении кандидатуры Ирины Подносовой. И в пятницу, 24 июля, Совет Федерации назначил ее заместителем председателя ВС РФ по экономспорам с этого же дня.

Претенденту подчеркнуто старались нигде не задавать «лишних» вопросов. А голос полпреда президента в СФ Артура Муравьёва, представлявшего сенаторам кандидатуру Подносовой, звучал настолько грозно, что спикер Валентина Матвиенко сравнила его с левитановским.

Кстати, поскольку по условиям отставки Олег Свириденко уходит с должности лишь 5 августа, получается, что у арбитражной системы некоторое время будут одновременно два руководителя. Впрочем, как выяснилось, во Втором апелляционном суде общей юрисдикции, который создавала Подносова, пока не торопятся прощаться со своим председателем; но об этом ниже.

Завидное постоянство

О досудейском прошлом Ирины Подносовой практически ничего не известно. Она окончила юридический факультет Ленинградского госуниверситета одновременно с Владимиром Путиным, в 1975 г. «Курс состоял из 100 человек, и всего 10 из них брали сразу после школы, – вспоминал Путин. – Остальных – после армии. Поэтому для нас, школьников, конкурс был где-то 40 человек на место. Я по сочинению четверку получил, но все остальные сдал на пятерки – и прошел».

Ирина Подносова тоже поступила на юридический факультет после школы. Однако по окончании ЛГУ в ее биографии следует пробел длиной в 15 лет. Судьей-криминалистом Лужского городского суда Ленинградской области она начала работать в 1990 г. (в этом же году, кстати, в Ленинград из Германии вернулся Путин). Чем выпускница престижного юрфака занималась в течение полутора десятков лет, держится в тайне. В окружении Подносовой говорят лишь, что она работала «по юридической специальности».

Судьей районного уровня Ирина Подносова проработала больше 13 лет – два последних перестроечных года, все «лихие 90-е» и ¾ первого президентского срока Путина. Наконец, в 2003 г., накануне своего 50-летия, она пошла на повышение – стала председателем того же Лужского горсуда. И провела в этой должности еще 10 лет. Но именно в это время был заложен фундамент ее будущей стремительной карьеры.

Конкуренция однокурсников

В 2002 г. Ирина Подносова стала членом областного Совета судей. Вместе с ней в Совете состояла судья-криминалист Леноблсуда Ирина Лодыженская. В 2005 г. Лодыженская возглавила Ленинградский областной суд и с ее подачи Подносова была дважды избрана председателем регионального Совета судей – в 2006–2008 и 2010–2012 гг.

С Советом судей связан единственный публичный конфликт, в котором участвовала Подносова. В 2008 г. гендиректор Суддепартамента Александр Гусев представил для согласования на должность начальника управления СД в регионе кандидатуру однокурсника тогдашнего президента Дмитрия Медведева – отставного районного судьи из Санкт-Петербурга Виталия Шевчука. «Однако Совет судей, в который входят двое сокурсников Дмитрия Медведева и однокурсница Владимира Путина, отклонил кандидатуру», – описывал дальнейшее развитие событий «Коммерсант». Бывшему коллеге, среди прочего, припомнили процессуальные нарушения, из-за которых отменялись вынесенные им приговоры. В ответ глава Суддепа пошел на небывалый шаг – назначил начальника регионального УСД без санкции Совета судей.

Ирина Подносова тогда заявила по этому поводу «Коммерсанту»: «То, что гендиректор Суддепартамента считает, что закон не требует обязательного согласия Совета судей – это на его совести. Однако беспрецедентность назначения в другом: решение было принято еще до начала обсуждения и никак не зависело от нашего мнения. Поскольку сразу после дискуссии господин Гусев издал приказ о назначении Виталия Шевчука и представил его коллективу Суддепартамента».

Зампред и ОРМ

А через три года, когда у Ирины Лодыженской заканчивался первый срок полномочий, начальник УСД Виталий Шевчук подал документы на должность председателя Леноблсуда. И ВККС отдала предпочтение его кандидатуре, отказав в рекомендации действующей главе суда. Это было в самом конце президентского срока Дмитрия Медведева.

Существует мнение, что, возможно, Ирина Подносова в той ситуации приняла сторону Шевчука. Возглавляемый ею Совет судей признал работу областного управления Суддепартамента удовлетворительной. Как сказала Подносова «Ведомостям», в целом она отвечала интересам судейского сообщества.

Как бы то ни было, спустя два года, в 2013 г., Ирина Подносова оказалась на должности заместителя председателя Ленинградского областного суда. В новом амплуа она курировала работу первой и кассационной инстанций по уголовным делам, а как судья рассматривала, в частности, ходатайства о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Всем судьям пример

Об уходе с председательского поста в Лужском горсуде Подносовой пришлось бы задуматься в любом случае – через пару лет истекал второй, итоговый срок ее пребывания в должности. В 2013 г. по итогам аттестации накануне перехода в облсуд региональная ККС дала ей весьма лестную характеристику, назвав «исключительно грамотным судьей высокого профессионального уровня».

Отмечалось, что как председатель суда Подносова проводила с судьями регулярные консультации, постоянно анализировала характер ошибок, допущенных ими при рассмотрении дел. Благодаря этому показатели качества рассмотрения дел в Лужском горсуде за последние пять лет были выше среднеобластных.

Работая судьей, она рассматривала уголовные дела, отнесенные к категории особо тяжких, а также гражданские дела и дела об административных правонарушениях. «Своим трудолюбием, высокой работоспособностью является примером для судей Лужского городского суда», – говорилось о Подносовой в заключении квалифколлегии.

ВККС разобралась в доходах

В 2017 г. председатель Леноблсуда Виталий Шевчук решил не претендовать на продление полномочий, а ушел в отставку за несколько дней до окончания первого срока. В качестве своей преемницы он рекомендовал ВККС Ирину Подносову.

Высшая квалифколлегия, обсуждая кандидата, оценила ее организаторские и аналитические способности: в 2016 г. по заданиям Верховного Суда РФ Подносовой было проведено четыре обобщения судебной практики по уголовным делам.

В то же время всплыл ряд негативных фактов. Выяснилось, что Ирина Подносова и ее родные привлекались к административной ответственности. Брат ее супруга (по данным СМИ, индивидуальный предприниматель) в 1995 г. привлекался к уголовной ответственности – впрочем, уже в 1996 г. это деяние было декриминализировано. Другое уголовное дело в отношении него же было прекращено в 2000 г. вследствие амнистии. В ходе проверки обнаружились также расхождения в сведениях о доходах кандидата.

Однако в итоге ВККС удовлетворилась объяснениями Подносовой и не стала отказывать ей в рекомендации на должность.

Четвертый председатель

Председателем Ленинградского областного суда Ирина Подносова проработала только 11 месяцев. В сентябре 2018 г. она возглавила Второй апелляционный суд общей юрисдикции, который предстояло создать на территории Санкт-Петербурга. Через год новая апелляционная инстанция успешно заработала. А теперь и это председательское кресло Ирина Подносова покидает, чтобы стать четвертым – после Вениамина Яковлева, Антона Иванова и Олега Свириденко – руководителем российской арбитражной системы.

При обсуждении ее кандидатуры в Совете Федерации Подносова ответила на вопрос сенаторов относительно отсутствия опыта рассмотрения арбитражных дел. По ее словам, за 30-летний период судейской работы она рассматривала дела всех категорий, в том числе гражданские.

В принципе, переходы в арбитражную систему председателей из судов общей юрисдикции случались и во времена ВАС РФ. После слияния высших судов они и вовсе перестали быть чем-то исключительным.

В аппарате ВККС автору этих строк некогда по другому поводу объясняли, почему в объявлениях о вакансиях зампредов крупных судов (СОЮ) не указывается, кому – криминалистам или цивилистам – предназначено место. Собеседники уверяли, что уровень юристов, чьи кандидатуры рассматриваются на эти должности, таков, что их предыдущая специализация значения не имеет.

Арбитражи подождут

Об Ирине Подносовой известно, что она ведет сравнительно скромный образ жизни. Ее доходы за 2017 г. (более поздние декларации на сайтах ее судов не обнаружены) составили 3,7 млн руб. Судье принадлежат автомобиль Toyota RAV4 и квартира в 64,6 кв. м, еще одна квартира площадью 77,1 кв. м находится у нее в пользовании. Подносова также пользуется земельным участком в 1926 кв. м и жилым домом площадью 99,8 кв. м., которые принадлежат ее мужу, а также еще одним участком в 1200 кв. м. Супруг судьи ездит на Kia Soul, его доход за тот же период составил 1,2 млн руб.

А теперь пора объяснить, почему во Втором апелляционном суде не спешат прощаться со своим председателем. Дело в том, что Ирина Подносова находится в отпуске – как рассказали в аппарате суда, он продлится до 20 августа. И следовательно, торжественные проводы главы апелляции переносятся на самый конец лета. И только после этого она поступит в распоряжение арбитражной системы.

Фото пресс-службы Совета Федерации

РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА

Понедельник-Четверг 9:00 — 17:45
Пятница 9:00 — 16:30
Обед: 13:00 — 13:30
Суббота-Воскресенье Выходной
Предпраздничные дни:
Понедельник-Четверг 9:00 — 16:45
Пятница 9:00 — 15:30
Прием граждан осуществляется
в течение всего рабочего дня в приемной суда
Прием граждан работниками отделов судопроизводства по уголовным делам (первой и апелляционной инстанции), гражданским и административным делам, отдела государственной гражданской службы и кадров, ознакомление участников судопроизводства с материалами уголовных, гражданских и административных дел ведется ежедневно в течении рабочего времени и прекращается за час до окончания рабочего времени суда

ПРИЕМНАЯ СУДА

Тел. (812) 404-09-44

ОТДЕЛ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

Тел. (812) 404-09-41

ОТДЕЛ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Тел. апелл. (812) 404-09-66,

Тел. 1-я инст. (812) 404-09-67

ОТДЕЛ КАДРОВ

Тел. (812) 404-09-42

ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ

Приемная Ленинградского областного суда

тел. 8 ( 812 ) 404-09-44 доб. 198

Отдел судопроизводства по гражданским и административным делам

тел. 8 ( 812 ) 404-09-41

Начальник отдела — Иванова Маргарита Николаевна

Отдел судопроизводства по уголовным делам

тел. 8 ( 812 ) 404-09-66, 404-09-67

Начальник отдела — Спевакова Татьяна Геннадьевна

Отдел информатизации, судебной статистики и систематизации законодательства

тел. 8 ( 812 ) 404-09-34

Начальник отдела — Романенко Анна Сергеевна

Общий отдел

тел. 8 ( 812 ) 404-09-69, факс 8 (812) 404-09-79

Начальник отдела — Ливерова Виолетта Анатольевна

Отдел государственной службы и кадров

тел. 8 ( 812 ) 404-09-71

Начальника отдела — Владимирова Маргарита Станиславовна

Отдел по обеспечению деятельности суда, эксплуатации и ремонта зданий

тел. 8 ( 812 ) 404-09-33

Начальник отдела — Ольнев Александр Сергеевич

Финансово-бухгалтерский отдел

тел. 8 ( 812 ) 404-09-37

Начальник отдела — Кузенко Лариса Львовна

Администратор суда

тел. 8 (812) 404-09-30

Белдовский Михаил Валерьевич

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

Перфильев Геннадий Васильевич

Стаж работы в должности судьи составляет более 30 лет. Имеет первый квалификационный класс.

Заместители Председателя Ленинградского областного суда

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПУЧИНИН ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Стаж работы в должности судьи составляет 15 лет.

Имеет второй квалификационный класс.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ВОЛКОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

Стаж работы в должности судьи составляет 26 лет.

Имеет первый квалификационный класс.

СОСТАВ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

Председатель — Перфильев Геннадий Васильевич

— заместитель председателя суда

по уголовным делам, рассматриваемым в апелляционном порядке

Пучинин Дмитрий Анатольевич — заместитель председателя суда

по гражданским делам, рассматриваемым в апелляционном порядке

Волкова Елена Ивановна — заместитель председателя суда

по административным делам, гражданским делам, рассматриваемым судом по первой инстанции и делам, вытекающим из публичных правоотношений

Судебная коллегия по уголовным делам

1 инстанция

Наумова Светлана Милетьевна

Шибаков Андрей Павлович

апелляционная инстанция

1-ый судебный состав

Председатель судебного состава Евстратьева Ольга Викторовна

Кондрашова Любовь Владимировна

Лебедев Артем Валерьевич

Водянова Ольга Ивановна

Попова Маргарита Юрьевна

2-ой судебный состав

Председатель судебного состава Нечаева Татьяна Викторовна

Алексеев Александр Юрьевич

Дроздецкая Татьяна Анатольевна

Иванова Наталья Анатольевна

3-ий судебный состав

Председатель судебного состава Плечикова Наталия Федоровна

Иванова Татьяна Владимировна

Рябцова Виктория Юрьевна

Ступина Елена Рейновна

Едигарев Владимир Алексеевич

Судебная коллегия по гражданским делам

апелляционная инстанция

1-й судебный состав по гражданским делам

Председатель судебного состава Нестерова Маргарита Викторовна

Горбатова Лариса Владимировна

Озеров Сергей Алефтинович

Осипова Елена Александровна

Пучкова Лариса Викторовна

2-й судебный состав по гражданским делам

Председатель судебного состава Алексеева Елена Дмитриевна

Алексеева Галина Юрьевна

Герман Марина Владимировна

Заплохова Ирина Евгеньевна

Свирская Оксана Дмитриевна

3-й судебный состав по трудовым и социальным делам, делам о защите прав потребителей, делам из кредитных и заемных отношений

Председатель судебного состава Пономарева Татьяна Анатольевна

Боровской Владимир Анатольевич

Ильичева Татьяна Владимировна

Насиковская Анна Александровна

Тумашевич Надежда Сергеевна

4-й судебный состав по семейным, жилищным и наследственным делам, делам особого производства

Председатель судебного состава Головина Елена Борисовна

Матвеева Наталья Леонидовна

Титова Марина Григорьевна

Хрулева Татьяна Евгеньевна

Судебная коллегия по административным делам

Председатель судебной коллегии Ночевник Сергей Григорьевич

Астапенко Сергей Александрович

Григорьева Нелли Михайловна

Морозова Светлана Геннадьевна

Муратова Светлана Владимировна

Осоцкий Александр Иванович

Рябинин Константин Владимирович

ПРЕСС-СЛУЖБА

КАК ДОБРАТЬСЯ:

ПЕШКОМ: От ст. м. Чернышевская либо от ст. м. Гостиный двор / Невский проспект

НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ: на автобусе № «46» от автобусной остановки «Ст. метро «Горьковская»» до остановки «Летний сад» (+500 метров ПЕШКОМ по наб. р. Фонтанки до дома № 6)

НАШ АДРЕС:

Наб. реки Фонтанки д. 6 Санкт-Петербург, 191187

факс 404-09-79

приемная Ленинградского областного суда т. 404-09-44 (доб. 198)

часы работы: пн-чт. — с 9.00 до 17.45, пт. — с 9.00 до 16.30 обед : с 13.00 до 13.30

Пресс-секретарь

Тимофеева Ольга Ростиславовна

т. 404-09-44 (доб. 385)

Личный прием граждан судьями Ленинградского областного суда не предусмотрен законом и иными нормативно-правовыми актами, в том числе: Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О противодействии коррупции», Положениями Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 года № 583.

Личный прием граждан председателем суда, его заместителями ведется по вопросам, не связанным с процессуальной деятельностью суда (судей) и осуществляется путем подачи письменного заявления, содержащего: 1) просьбу о личном приеме; 2) предмет обращения. По итогам рассмотрения обращения, заявитель приглашается на личный прием в удобное для него время, либо ему может быть дан письменный мотивированный ответ по предмету обращения.

<19> Редакция наименования главы 7 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).

Статья 118

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства <*>.
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается <*>.

Статья 119 <*>

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

КонсультантПлюс: примечание.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя <*>.
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации <*>:

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации <*>;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации <*>;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации <*>;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации <*>.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет <*>:

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты <*>;

б) по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле <*>.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) <*>.

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании <*>.
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления <*>.
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом <*>.

Статья 126 <*>

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации») <20>.

<20> Статья 127 исключена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).

Статья 128 <*>

  1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
  2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
  3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

Статья 129 <*>

  1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
  2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
  3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
  4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
  5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.
  6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Решение Ленинградского областного суда
от 23 ноября 2011 г. N 3-72/2011

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е.В.,

при секретаре Андреевой А.В.,

с участием прокурора Астапенко С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пархоменко А.Г. о признании недействующим в части положения об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета, потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 25 декабря 2003 года N 261,

установил:

постановлением правительства Ленинградской области от 25 декабря 2003 года N 261 «Об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по их показаниям» утверждено положение об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета, потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета (далее — Положение).

Указанный нормативный акт опубликован 16 марта 2004 года в бюллетене «Вестник правительства Ленинградской области», N 8, и в соответствии с пунктом 5 статьи 39 областного закона Ленинградской области от 27 октября 1994 года N 6-оз «Устав Ленинградской области», статьей 10 областного закона Ленинградской области от 13 декабря 2001 года N 71-оз «О порядке подписания, опубликования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Ленинградской области» (в редакции, действовавшей по состоянию на 25 декабря 2003 года) вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, то есть с 26 марта 2004 года. В настоящее время действует в редакции постановлений правительства Ленинградской области от 11 октября 2004 года N 221, от 11 августа 2010 года N 208.

Пархоменко А.Г., являясь потребителем жилищно-коммунальных услуг, производящим оплату коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению по показаниям индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг, обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 4.10 и 4.11 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат пункту 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, относящему установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, и пункту 24 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг лишь в случае неоднократного отказа потребителя в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей. Указал, что оспариваемые нормы нарушают его права, поскольку возлагают на потребителя обязанность оплачивать коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению в завышенном размере. В сентябре 2011 года ему начислена плата за услуги водоснабжения и водоотведения исходя из расчета нормативов потребления коммунальных услуг, а после предъявления претензии ему в октябре 2011 года произведен перерасчет платы исходя из показаний его индивидуальных приборов учета.

Пархоменко А.Г., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель правительства и губернатора Ленинградской области Яковлева Н.Н., ссылаясь на то, что оспариваемые нормы федеральному законодательству не противоречат, против удовлетворения заявления возражала. Указала, что пунктами 4.10, 4.11 Положения и пунктом 24 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, регулируются различные правоотношения; возможность расчета размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг допускается указанными Правилами, а потому и правительство Ленинградской области вправе установить применение такого расчета. Оспариваемые нормы прав заявителя не нарушают, поскольку после предъявления им показаний индивидуальных приборов учета перерасчет платы за водоснабжение и водоотведение, начисленной в сентябре 2011 года исходя из нормативов потребления, в соответствии с подпунктом «г» пункта 24 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, ему произведен.

Выслушав объяснения представителя правительства и губернатора Ленинградской области Яковлевой Н.Н., заключение прокурора Астапенко С.А., полагавшего, что заявление должно быть удовлетворено, суд находит заявление Пархоменко А.Г. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из пунктов 1.1, 1.2 положения об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета, потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 25 декабря 2003 года N 261, следует, что Положение формирует основные правила установки и эксплуатации (технического обслуживания) индивидуальных и коллективных (домовых) приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа, регулирует порядок оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета и разработано в целях защиты интересов и прав потребителей и поставщиков коммунальных услуг и регулирования отношений между поставщиками услуг (ресурсоснабжающими организациями), управляющими компаниями по обслуживанию многоквартирных жилых домов и потребителями услуг (юридическими и физическими лицами) в части оплаты потребителями коммунальных услуг на основании показаний приборов учета.

В разделе 4 Положения регламентированы вопросы учета потребления и установлен порядок оплаты коммунальных услуг по показаниям приборов учета потребления коммунальных услуг.

Так, пунктом 4.10 Положения установлено, что если потребитель по каким-либо причинам не вписал показания индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг в оплаченную квитанцию, то в следующем за отчетным месяце потребителю предъявляется к оплате сумма, рассчитанная исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В пункте 4.11 предусмотрено, что если потребителем не произведена оплата за жилищно-коммунальные услуги за отчетный период, то в следующем за отчетным месяце потребителю предъявляется к оплате сумма, рассчитанная исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом начисленных в установленном органом местного самоуправления порядке пеней.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитываются исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее — Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1 Правил).

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 Правил).

Пунктом 16 Правил установлено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Пунктом 24 Правил предусмотрено, что в случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителем в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей:

а) исполнитель направляет потребителю (в письменной форме) или вручает под роспись извещение о необходимости сообщить об удобных для потребителя дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей в соответствии с подпунктом «г» пункта 50 и подпунктом «е» пункта 52 настоящих Правил, а также о последствиях бездействия потребителя;

б) потребитель обязан в течение недели со дня получения извещения, указанного в подпункте «а» настоящего пункта, сообщить (в письменной форме) исполнителю о дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей;

в) при невыполнении потребителем обязанностей, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил и приложением N 2 к настоящим Правилам, начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета или распределителей, их исправности, а также целостности на них пломб.

Таким образом, из приведенных нормативных положений федерального уровня следует, что исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг только в случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителя в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей.

Между тем, правительством Ленинградской области в пункте 4.10 Положения установлен иной порядок оплаты коммунальных услуг по показаниям приборов учета потребления коммунальных услуг, отличный от порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг, имеющими большую юридическую силу.

Пункт 4.11 Положения допускает возможность предъявления исполнителем к оплате суммы, рассчитанной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом начисленной в установленном органом местного самоуправления порядке пеней в следующем за отчетным месяце в случае, если потребителем не произведена оплата за жилищно-коммунальные услуги за отчетный период, в том числе рассчитанная и предъявленная на основании пункта 4.10 Положения.

Анализ Правил свидетельствует о том, что Правительством Российской Федерации исполнитель не наделен полномочиями по предъявлению к оплате суммы, рассчитанной исходя из нормативов потребления, с учетом начисленных в установленном органом местного самоуправления порядке пеней в случае, если потребителем не произведена оплата за коммунальные услуги в отчетный период.

Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

Следовательно, и в пункте 4.11 Положения правительством Ленинградской области осуществлено правовое регулирование, противоречащее федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Доводы представителя правительства и губернатора Ленинградской области о том, что нормы, оспариваемые Пархоменко А.Г., не нарушают его прав и законных интересов, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Следовательно, суду предоставлено право признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части не только со дня его принятия, но и иного указанного судом времени.

Пархоменко А.Г. считает, что оспариваемые нормативные положения подлежат признанию недействующими со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Между тем, из пояснений представителя правительства и губернатора Ленинградской области Яковлевой Н.Н. и из материалов дела следует, что до вынесения судебного решения оспариваемые нормы применялись, а потому действовали, в связи с чем, имеются основания для признания их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно пункту 3 Правил потребитель — это гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, тогда как в силу пункта 1.3 Положения потребитель (конечный потребитель) — это физическое или юридическое лицо, использующее для бытовых (личных) нужд или в целях дальнейшей передачи другим лицам (конечным потребителям) услуг тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.

В связи с этим, следует признать пункты 4.10 и 4.11 Положения недействующими в отношении потребителей — граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Руководствуясь статьями 194-198, 251-253 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление Пархоменко А.Г. удовлетворить.

Признать пункты 4.10, 4.11 положения об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета, потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 25 декабря 2003 года N 261, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в отношении потребителей — граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх