Представительного органа работников

Порядок учета мнения выборного представительного органа работников (профсоюза) при принятии работодателем локальных нормативных актов и при расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя

Права профсоюзов закреплены в Трудовой Кодекс РФ (ТК РФ) и в Федеральном законе № 10-ФЗ от 12.01.1996 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»».

В ряде вопросов эти документы противоречат друг другу, поэтому согласно ТК РФ (ст. 5) в случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Эта же норма продублирована в ст. 423 ТК РФ: «впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего СССР… применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.»

Практически это означает следующее: если в ТК РФ по локальным приказам администрации лишь учитывается мнение профсоюза, а в Законе о профсоюзах речь идет о согласовании приказов, то действует ТК РФ. Но если какая-то норма, имеющаяся в Федеральном Законе, в ТК РФ не прописана вообще, действует ФЗ.

Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется, кроме трудового законодательства, иными нормативно правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Принятые в соответствии с законодательством, локальные нормативные акты имеют обязательную силу для внутренней деятельности предприятия при рассмотрении любых трудовых споров.

Защита профсоюзами социально-трудовых прав и интересов работников осуществляется в различных формах. Участие профсоюза в рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников способствует установлению наиболее благоприятных для работников условий труда.

Согласно ст.371 ТК РФ В управленческой деятельности организации существует ряд ситуаций, когда работодателю необходимо учитывать мнение соответствующего профсоюзного органа и принимать решение с учетом мнения профсоюза в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Нарушение процедуры принятия локальных нормативных актов, т.е. принятие их без согласования с профсоюзом влечет негативные последствия для работодателя – соответствующий локальный нормативный акт будет считаться не подлежащим применению (ст. 8 ТК РФ).

При взаимодействии работодателя с представительным органом работников следует иметь в виду, следующее: в соответствии с ч. 1 ст. 373 ТК РФ необходимо учитывать мнение только той первичной профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников. Первичная профсоюзная организация представляет интересы всех работников, если она объединяет более половины работающих у данного работодателя либо имеет поручение общего собрания (конференции) на такое представительство.

Существует законодательно закрепленный перечень ситуаций, которые можно объединить в 2 основных раздела, когда организация обязана учесть мнение профсоюза:

I. При принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ)

II. При расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ)

I. Рассмотрим процедуру учета мотивированного мнения выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Процедура учета мотивированного мнения выборного представительного органа работников включает в себя несколько этапов:

1. Администрация направляет проект локального нормативного акта и обоснование (может быть представлено, например, в виде сопроводительного письма) необходимости его принятия в выборный орган первичной профсоюзной организации, т.е. в профком, с просьбой сообщить свое мотивированное мнение по данному локальному акту.

2. Согласно ч. 2 ст. 372 ТК РФ выборный профсоюзный орган должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту локального акта в течении 5 рабочих дней.

В этот период профком должен организовать изучение всех представленных документов, при необходимости получить консультации специалистов, организовать заседание, на котором будет выработано по нему аргументированное решение и утвержден документ, отражающий мотивированное мнение данного профсоюзного органа. В мотивированном мнении профсоюзного органа могут быть выражены согласие на принятие локального акта либо несогласие с представленным проектом или изложены предложения по его совершенствованию.

3. Таким образом, документ может содержать три варианта принятия локального нормативного акта: согласие с предложенным проектом локального нормативного акта, предложения по его совершенствованию или отрицательное мнение по проекту документа.

— При положительном мнении профкома, который поддерживает принятие локального акта, он утверждается приказом директора, с указанием, с какого времени этот акт начинает действовать. На документе необходимо указывать, что мнение профсоюза учтено.

При этом работодателям необходимо всегда помнить, что если локальным нормативным правовым актом изменяются условия труда работников (режим работы, системы оплаты труда и премирования, льготы, гарантии и т.д.), то вводить их можно не ранее чем через два месяца, поскольку с ними нужно будет ознакомить работников (ст. 74 ТК РФ).

— При наличии отрицательного мнения или замечаний по совершенствованию проекта со стороны выборного профсоюзного органа работодатель либо может согласиться с мнением профсоюзного органа и утвердить локальный нормативный акт в редакции, предложенной профсоюзным комитетом, либо в течение 3 дней после получения указанного мнения обязан провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.

— При недостижении согласия в ходе трехдневных переговоров по проекту локального нормативного акта между профкомом и представителем работодателя составляется протокол разногласий, в котором отражаются позиции сторон. После подписания указанного протокола работодатель вправе принять локальный нормативный акт самостоятельно, а профсоюзный комитет имеет право защитить права сотрудников и обжаловать принятый документ в трудовой инспекции или суде (ч. 3, 4 ст. 372 ТК РФ). Одновременно выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК (гл. 61). Безусловно, лучше до суда конфликт не доводить, а разрешить проблему в ходе переговоров.

Представители работодателя часто не хотят считаться с профсоюзами, даже не имея достаточных оснований. Поэтому, в результате и государственные инспекторы, и органы прокуратуры признают незаконными локальные нормативные акты, принятые работодателями. Трудовую инспекцию, обязана в течение одного месяца со дня ее получения провести проверку и по ее результатам вынести решение. В случае, если будут выявлены нарушения трудового законодательства, инспекция выдаст работодателю предписание об отмене указанного локального акта, которое будет являться обязательным для исполнения (ч. 5 ст. 372 ТК РФ).

Перечень локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения профсоюза, установлен ТК РФ, но содержится в разных статьях и их поиск часто вызывает затруднения. Поэтому приводим полный перечень случаев, когда, согласно ТК РФ, локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения профсоюза.

Случаи, когда учитывать мнение профсоюза обязательно

Введение и отмена режима неполного рабочего времени

ст. 74*

Установление порядка проведения аттестации работников

ст.81

Привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99

ст. 99*

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем

ст. 101

Разделении рабочего дня на части, с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы

ст. 105*

Определение порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительного вознаграждения

ст. 112*

Привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113

ст. 113*

Установление с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков для работников

ст. 116*

Утверждение графика отпусков

ст. 123*

Введение системы оплаты и стимулирования труда, в т.ч. повышении оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу

ст. 135

Утверждение формы расчетного листка

ст. 136

Определение порядка премиальных выплат

ст. 144

Установление конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

ст. 147

Установление конкретных доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни

ст. 153

Установление конкретных размеров заработной платы за работу в ночное время

ст. 154

Введение и применении систем нормирования труда

ст. 159

Принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда

ст. 162

Введение мер, предотвращающих массовые увольнения работников

ст. 180*

Утверждение правил внутреннего трудового распорядка

ст. 190

Определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей

ст. 196

Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников

ст. 212*

Установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения

ст. 221*

Утверждение порядка применения вахтового метода

Увеличение продолжительности вахты до 3 месяцев

Утверждение графика работы на вахте

Установление надбавки за вахтовый метод работы

ст. 297*

ст. 299*

ст. 301*

ст. 302*

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

ст. 325*

ст. 326*

Кроме того, в ряде случаев ТК РФ предусматривается участие соответствующего представительного органа работников при решении целого комплекса социально-трудовых вопросов, в частности:

Возможность досрочного снятия с работника дисциплинарного взыскания по ходатайству представительного органа работников

ст. 194

Создание по инициативе представительного органа работников комитета (комиссии) по охране труда

ст. 218*

ТК РФ устанавливает порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного орган для двух случаев:

При принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права

ст. 372

При принятии администрацией приказов, в частности об увольнении работников — членов профсоюза

ст. 373*

* — согласование с ППО, в остальных случаях с представительным органом (более половины работников в профсоюзе или работниками делегированы полномочия ППО)

Этот перечень может быть расширен в коллективном договоре.

II. Рассмотрим процедуру учета мотивированного мнения выборного представительного органа работников при расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя

Согласно ст. 373 мнение профсоюза учитывается при увольнении в связи с:

· сокращением штатов (ст. 81 п. 2);

· отсутствия нужной квалификации (ст. 81 п. 3б);

· неоднократных дисциплинарных нарушений (ст. 81 п. 5).

При этом работодатель направляет в профсоюз не только проект приказа, но и «копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения».

Важно отметить, что увольнение по сокращению штатов, несоответствию должности или за дисциплинарные взыскания руководителей профкомов и их заместителей возможно лишь при согласии профсоюза. Законом не запрещено, чтобы весь актив профсоюза получить должности председателей и зампредседателей (ст. 376). Причем, такая же гарантия на протяжении двух лет распространяется на бывших профлидеров (ст. 377). Так что принцип ротации кадров должен быть запущен в ход.

Сохраняется право на помещение для заседаний, а в организациях численностью более ста человек – и на комнату для постоянной работы (ст. 377).

Причем помещение, естественно, обеспеченное отоплением и электроэнергией. Сохраняется право на пользование средствами связи и необходимым оборудованием.

Кроме того, определенные права профсоюзов предусмотрены теми статьями ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»» 10-ФЗ от 12.01.1996, которые не противоречат ТК РФ.

В первую очередь следует отметить, что профсоюзы неподотчетны и неподконтрольны органам государственной власти и местного самоуправления, работодателям, другим профсоюзам и общественным организациям (ст. 5 ФЗ), самостоятельно разрабатывают и утверждают уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, образуют профсоюзные органы и деятельность в целом (ст. 7 ФЗ).

Важно отметить, что профсоюз может осуществлять профсоюзную деятельность без образования юридического лица (ст. 8 ФЗ), то есть без регистрации в Управлении юстиции. В таком случае он не может обладать обособленным имуществом, счетом в банке или быть истцом (ответчиком) в суде (ст. 48 ГК РФ), но в полном объеме осуществляет обычную профсоюзную деятельность, то есть реализует право на коллективный договор или учет мнения.

Кроме того, согласно ст. 11 ФЗ профсоюз даже без образования юридического лица может выступать в органах власти, включая суд, в интересах своих членов. В этом случае он не является стороной процесса (то есть истцом или ответчиком выступает работник), но представляет интересы работника. Та же ст. 11 ФЗ дает право представителям профсоюзов беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов.

Важно отметить, что работодатели, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с профсоюзами по социально-трудовым вопросам (ст. 13 ФЗ).

Это, кстати, продублировано в ст. 19 ФЗ, согласно которой в случае, если профсоюз обнаружил нарушение законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, работодатели обязаны в недельный срок сообщить профсоюзу о принятых мерах.

Наконец, члены выборных профсоюзных органов, включая уполномоченных по охране труда, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию или переведены на другую работу без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа (ст. 25 ФЗ). Тот факт, что этой нормы нет в ТК РФ, не означает противоречия между законами, поскольку в ТК РФ нет и прямого отказа от согласования приказов о дисциплинарных взысканиях, как, например, произошло с отказом от согласования увольнений рядовых членов профсоюза при сокращении штатов.

Какой-либо утвержденной формы мотивированного мнения не существует, поэтому профсоюзный комитет может представить его в виде любого письменного документа (выписки из протокола заседания, отдельного документа и т. д.).

На сайте размещены варианты образцов:

1. Примерный образец обращения работодателя к выборному органу первичной профсоюзной организации о получении мотивированного мнения и обоснования к нему

2. Примерный образец мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по проекту локального нормативного акта

3. Примерный образец протокола разногласий к проекту локального нормативного акта

4. Выписка из протокола №___ заседания профсоюзного комитета (по проекту локального нормативного акта)

5. Обращение о даче мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в соответствии со статьей 373 Трудового кодекса РФ

6. Выписка из протокола №___ заседания профсоюзного комитета (по вопросу прекращения трудового договора)

Сущность представительского органа

Представительский орган часто называют профсоюзом, в сущности это может быть представитель трудового персонала или объединение представителей, возможно, с разных отделов или подразделений.

На законодательном уровне деятельность профсоюзных организаций, их права и обязанности регулируются Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Иногда представительский орган и профсоюз отождествляют, но это не совсем верное понимание. Профсоюзы представляют интересы всех работников в целом по предприятию, а представительский орган создается при отсутствии первого или когда профсоюз не выражает интересов всех работников. В последнем случае возможно существование двух органов.

При этом в разных статьях Трудового кодекса прописаны нормы, которые содержат учет мнения именно профсоюза или представительского органа либо на выбор того и другого. Но данные органы работников не являются взаимозаменяемыми, при том что профессиональные союзы имеют больше полномочий.

Работники предприятия самостоятельно решают, создавать подобное объединение или нет. В случае использования трудовым коллективом права на создание профсоюза необходимо следовать определенной процедуре.

Важным является первый этап, предполагающий организацию общего собрания, на которое должны явиться все работники или большая их часть, чего будет достаточно для кворума. Для больших предприятий будет достаточно присутствия представителя филиалов или подразделений на таком собрании. Важно, чтобы выбранные сотрудники присутствовали на собрании в количестве не менее 2/3 от избранных представителей.

На собрании выдвигается кандидатура, которая будет приемлема для трудового персонала и сможет отстаивать его интересы перед руководством компании. Далее происходит тайное голосование за одного из кандидатов. После подсчета голосов побеждает кандидатура, набравшая стандартно 50% + 1 голос. Процесс голосования и его результат обязательно протоколируется, для чего предварительно избирается секретарь.

Из истории профессиональных союзов

В Англии в конце XVIII века начали появляться первые профсоюзы. Их цель заключалась в улучшении условий труда рабочего персонала. Данное объединение набирало обороты и постепенно появлялось в США, Франции, Германии и прочих европейских странах.

Подобным движением были недовольны предприниматели. В основном требования профсоюзов касались заработной платы, что неминуемо сказывалось на постоянных издержках предпринимателей и уменьшении прибыли. С целью уменьшить давление профессиональных союзов на руководство зачастую увольнялись сотрудники, которые вступали и поддерживали данное движение.

Пробовали пресекать профсоюзное движение в США и на государственном уровне. 1890 год запомнился появлением законодательного акта, который приравнивал данное движение к преступному сговору. Спустя годы профсоюзы были легализованы, хотя долгое время не воспринимались как законные на предприятиях, особенно при забастовках и бойкотах рабочего персонала.

В России появление первого профсоюза зафиксировано в 1905 году после революции. Простые объединения рабочих изменили свой формат действий и форму деятельности. В этот же год появляются и первые законодательные акты, регулирующие подобные движения для предприятий конкретных отраслей экономической деятельности. С приходом Первой мировой войны в России создаются запреты на профсоюзы, по ее окончании все запреты были сняты.

Компетенция представительского органа

Трудовым кодексом предусмотрено принятие некоторых решений и утверждение локальных нормативных актов только в тандеме с представителями коллектива.

Под локальными трудовыми актами подразумевают внутренние документы, которые разрабатываются специально для предприятия в соответствии с трудовым законодательством. Сюда относят различного рода должностные инструкции, внутренний распорядок, систему оплаты труда, документы о проведении аттестации и пр.

Учет мнения представительного органа работников происходит стандартно по предписанному законодательством порядку. При составлении административным персоналом нового внутреннего документа, который требует прислушаться к мнению делегата органов работников, достаточно предоставить черновой вариант данного документа и его обоснование профсоюзу.

Получив проект предполагаемого документа, делегат работников имеет 5 дней на его обработку и предложение собственных комментариев по данному документу. Все возникшие комментарии или положительное мнение необходимо изложить в письменной форме, мотивируя свои доводы. Когда мнения работодателя и профсоюза по предложенному проекту расходятся, на протяжении 3 дней можно обговорить моменты, которые не устраивают стороны, и прийти к компромиссу, после чего утвердить документ.

Если согласие между сторонами не достигается, это обязательно протоколируется. После этого работодатель может принимать разработанный нормативный документ на предприятии. В таком случае представители работников имеют право обжаловать принятый документ в суде или в инспекции труда.

Работники предприятия, которые принимают непосредственное участие в профсоюзе, имеют право на освобождение от работы с сохранением среднего заработка на время выполнения профсоюзных обязательств. В этот период такого работника не могут уволить или осуществить перевод на другую должность.

Многие большие компании зачастую сами заинтересованы в создании и поддержке профсоюзного органа. Такой орган работников создает хорошую репутацию предприятию, поскольку автоматически подразумевает внимательное и лояльное отношение к персоналу. Профсоюз реализует потребность кадров в общении и защите собственных прав перед администрацией фирмы.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх