Представительство в налоговых правоотношениях

Представительство в налоговых правоотношениях: порядок оформления

Надлежащее оформление полномочий представителя организации, предприятия, учреждения при предъявлении исков в арбитражный суд либо в суд общей юрисдикции имеет большое значение. При рассмотрении дел могут быть заявлены требования о проверке полномочий руководителя организации на подписание любых видов доверенностей, что может повлечь возврат судами исковых заявлений как не соответствующих действующему законодательству.

Представительству и оформлению полномочий представителя в налоговых правоотношениях посвящена гл. 4 НК РФ. В ст. 26 закреплено, в частности, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. В силу ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации могут быть признаны лица, которые уполномочены представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченными представителями налогоплательщика могут выступать физические и юридические лица. Они должны быть уполномочены налогоплательщиком на совершение тех или иных действий и представлять его интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ).

Представитель налогоплательщика-организации вправе осуществлять свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, а уполномоченные представители налогоплательщика — физического лица — на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной (п. 3 ст. 29 НК РФ).

По вопросам представительства в налоговых отношениях и его оформления даны разъяснения в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Пленум разъяснил, что договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Если учредитель управления и доверительный управляющий достигли договоренности по представительству в этой сфере, соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью с учетом требований п. 3 ст. 29 НК РФ.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) данной организации (ст. 28 НК РФ).

Налоговые органы вправе требовать устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований не только от налогоплательщиков, налоговых агентов, но и непосредственно от их представителей.

В предусмотренных Кодексом случаях налоговые органы могут передавать налоговые уведомления непосредственно руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю), а также физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. При уклонении названных лиц от получения налогового уведомления оно может быть направлено по почте заказным письмом. Аналогичным образом налогоплательщику передается требование об уплате налога.

В налоговых правоотношениях весьма актуален вопрос о представлении в налоговые органы деклараций. Статьей 80 НК РФ предусмотрена возможность представления в налоговый орган налоговой декларации как непосредственно самим налогоплательщиком, так и через его представителя.

Подтверждение полномочий представителя в налоговых правоотношениях непосредственно связано и с оформлением счетов-фактур. В силу п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

При проведении должностными лицами налогового контроля, в частности при осмотре территорий, помещений налогоплательщика, документов и предметов, вправе присутствовать не только лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, но и его представитель, специалисты.

Заслуживают внимания нормы Кодекса, регламентирующие порядок вручения акта налоговой проверки. Акт налоговой проверки может быть вручен непосредственно руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю, а также их представителям под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате получения акта налогоплательщиком или его представителем (п. 4 ст. 100 НК РФ). Рассмотрение материалов налоговой проверки может осуществляться в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.

В случае совершения налогоплательщиком налогового правонарушения налоговый орган должен определить формы вины (умысел либо неосторожность). Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Согласно ст. 103 НК РФ при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

В отношении транспортного налога правоустанавливающим документом, подтверждающим признание лица налогоплательщиком, является доверенность.

Так, по зарегистрированным на физических лиц транспортным средствам, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения до момента вступления в силу гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ, налогоплательщиком выступает лицо, указанное в доверенности. О передаче транспортных средств на основании доверенности лица, на которых они зарегистрированы, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства.

Доверенность в гражданском и арбитражном процессе

Юридические и физические лица могут защищать и отстаивать свои интересы в арбитражном и гражданском процессе лично либо с использованием института представительства (представителей).

В ст. 37 ГПК РФ дано определение гражданской процессуальной дееспособности как способности граждан (достигших возраста восемнадцати лет) и организаций осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности, а также поручать ведение дела в суде представителю.

ГПК и АПК устанавливают определенные требования к оформлению полномочий представителей для их участия в судопроизводстве. Полномочия представителей должны быть закреплены в доверенности. От того, каким образом она оформлена, при рассмотрении споров в суде общей юрисдикции или арбитражном суде зависит принятие судом соответствующего решения по делу.

Согласно ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь представителя.

Применительно к ведению судебных дел организациями в ч. 2 ст. 48 ГПК РФ закреплено, что дела организаций в суде ведут их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.

Представителями в суде могут выступать только дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в ст. 51 ГПК РФ.

Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Ведение гражданами дела в суде общей юрисдикции допускается на основании доверенности в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 53 ГПК РФ.

Так, доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке организацией, в которой работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной конторой по месту его жительства, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, где он лечится. Кроме названных лиц, доверенности могут удостоверяться командирами (начальниками) соответствующих воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих подразделений, военно-учебного заведения или членами их семей.

Если доверенность выдается от имени организации, она заверяется подписью руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью организации (ч. 3 ст. 53 ГПК РФ).

Данная статья допускает определение полномочий представителя посредством устного заявления, занесенного в протокол судебного заседания, или письменного заявления доверителя в суде.

Выполнение различных процессуальных действий в суде общей юрисдикции должно быть в определенных случаях непосредственно оговорено в доверенности, несмотря на то что представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия.

Аналогичные требования к доверенности предъявляются ст. 62 АПК РФ.

В доверенности должны быть специально оговорены права представителя. Различия и сходство в таких правах, указанных в ГПК и АПК, наглядно представлены в таблице.

N Статья 54 ГПК РФ Статья 62 АПК РФ
1 Подписание искового заявления Подписание искового заявления
и отзыва на него
2 Предъявление искового
заявления в суд
Подписание заявления об
обеспечении иска
3 Передача спора на
рассмотрение третейского суда
Передача дела в третейский суд
4 Предъявление встречного иска
5 Полный или частичный отказ от
исковых требований
Полный или частичный отказ от
исковых требований и признание
иска
6 Уменьшение размера исковых
требований
Изменение основания или
предмета иска
7 Признание иска
8 Изменение предмета или
основания иска
9 Заключение мирового
соглашения
Заключение мирового соглашения
и соглашения по фактическим
обстоятельствам
10 Передача полномочий другому
лицу (передоверие)
Передача своих полномочий
представителя другому лицу
(передоверие)
11 Обжалование судебного
постановления
Обжалование судебного акта
арбитражного суда
12 Предъявление исполнительного
документа к взысканию
Право на подписание заявления
о пересмотре судебных актов по
вновь открывшимся
обстоятельствам
13 Получение присужденного
имущества или денег
Получение присужденных
денежных средств или иного
имущества

Статья 100 ГПК РФ предусматривает возмещение расходов на оплату услуг представителя стороне, в пользу которой состоялось решение суда. По ее письменному ходатайству суд взыскивает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Распределение судебных расходов допускается при отказе от иска и заключении мирового соглашения. Если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика (ч. 1 ст. 101 ГПК РФ).

Очень важно грамотно оформить полномочия представителя при подаче заявления о вынесении судебного приказа. Судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ.

В ст. 124 ГПК РФ закреплены требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа. Представляемое в суд заявление должно быть подписано взыскателем или его представителем, имеющим соответствующие полномочия. К заявлению, поданному представителем, прилагается документ, удостоверяющий его полномочия.

Обязательным документом, прилагаемым к исковому заявлению при его подаче в суд общей юрисдикции, является доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя истца. При отсутствии этих документов судья выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещается лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для устранения недостатков (ч. 1 ст. 136 ГПК РФ).

На стадии судебного разбирательства председательствующий в судебном заседании обязан установить личность явившихся участников процесса, а также проверить полномочия должностных лиц, их представителей.

Арбитражная практика свидетельствует, что в судебных заседаниях, в том числе в процессе обжалования принятых судами решений, выявляются факты подделок доверенностей.

ОАО «Искож» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к индивидуальному частному предприятию «Фирма «Сармак» (далее — предприятие) о взыскании суммы долга и процентов за пользование чужими денежными средствами. Решением от 27.05.1999 исковые требования удовлетворены частично. Постановлением апелляционной инстанции от 19.07.1999 решение оставлено без изменения.

В протесте первого заместителя Генерального прокурора РФ предлагается указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. Президиум ВАС РФ посчитал, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, истец в обоснование своих требований сослался на передачу им согласно доверенности, выданной ответчиком своему представителю (Л.П. Меликяну), декоративно-отделочного материала.

Ответчик отрицал факт выдачи доверенности Л.П. Меликяну, не состоявшему в каких-либо отношениях с предприятием, и факт получения товара, указав, что подписи руководителя и главного бухгалтера под текстом доверенности подделаны. Наличие на бланке доверенности печати предприятия, утерянной летом 1996 г., могло быть вызвано ее использованием другими лицами (справка ОВД МО «Тимирязевский» САО г. Москвы от 15.12.1996 подтверждает обращение предприятия в милицию в связи с потерей печати).

Кроме доверенности, подлинность которой оспаривается ответчиком, в материалах дела нет других данных, свидетельствующих о договорных отношениях между обществом и предприятием и о получении последним товара.

При таких обстоятельствах суды необоснованно отказали в удовлетворении ходатайства ответчика о проведении экспертизы на предмет определения подлинности подписей, выполненных на доверенности от имени руководителя и главного бухгалтера предприятия.

Поскольку судами достоверно не установлено, что доверенность на получение товара исходила от предприятия и подписана его уполномоченными работниками, судебные акты как принятые по недостаточно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела, Президиум ВАС РФ отменил, а дело направил на новое рассмотрение (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2001 N 6659/99).

Одним из обязательных требований, предъявляемых к содержанию апелляционной жалобы или представления при их подаче представителем, является приложение к ним доверенности или иного документа, удостоверяющих полномочия представителя. Апелляционная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.

Аналогичные требования предъявляются при подаче кассационной и надзорной жалоб, к заявлениям об отмене заочного решения суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отмене решения третейского суда (ст. ст. 238, 339, 378, 419, 424 ГПК РФ).

Кроме того, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 279 Кодекса отзыв на кассационную жалобу должен быть подписан лицом, участвующим в деле, или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.

Данные требования также следует соблюдать при оформлении заявления в ВАС РФ о пересмотре судебного акта, подписании отзыва на заявление или представление о пересмотре судебного акта, в том числе о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.

Оформление полномочий представителей в арбитражном процессе

Для руководителей и главных бухгалтеров предприятий, учреждений и организаций принципиально важен порядок оформления исковых заявлений при их представлении в арбитражный суд, а также оформление полномочий представителя.

Статьей 59 АПК РФ регламентирован порядок ведения дел через представителей. Дела организаций в арбитражном суде ведут их органы, руководствуясь федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами и учредительными документами организаций.

Согласно ч. 3 названной статьи представителями организаций в арбитражном суде могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.

Полномочия руководителей должны подтверждаться представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Если дело ведется другими представителями, их полномочия должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом, в ином документе (ч. 4 ст. 61 АПК РФ).

При оформлении полномочий представителя для участия в арбитражном процессе руководителям организаций следует иметь в виду, что представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в ч. 2 ст. 62 АПК РФ, если иное не предусмотрено в доверенности или другом документе. В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должны быть специально оговорены некоторые права представителя.

Как свидетельствует арбитражная практика, превышение полномочий представителя в арбитражном суде влечет за собой направление дел на новое рассмотрение.

ООО «Фирма «Татария» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ИМНС России о возврате излишне уплаченного НДС в сумме 2 019 882 руб. В судебном заседании представитель истца заявил отказ от иска. Производство по делу было прекращено определением суда согласно п. 6 ст. 85 АПК РФ 1995 г. ФАС Поволжского округа отклонил кассационную жалобу ООО и оставил оспариваемое определение без изменения.

В протесте заместителя Председателя ВАС РФ предлагалось принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. Президиум посчитал, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Истцом представлена доверенность, выданная директором ООО Г.Д. Степановой, на право представлять интересы фирмы в арбитражном суде. В доверенности не было предусмотрено право представителя на отказ от иска. Между тем в силу ст. 50 АПК РФ полномочия представителя на совершение такого процессуального действия должны быть специально оговорены в доверенности.

Ходатайство об отказе от иска подписано представителем истца Г.Д. Степановой. По заявлению истца, его представитель превысил данные ему полномочия. ВАС РФ отменил Определение Арбитражного суда Республики Татарстан и Постановление ФАС Поволжского округа, дело направил на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Татарстан (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2002 N 498/02).

Статьей 63 АПК РФ предусмотрена обязанность арбитражного суда проводить проверку полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей. Названные субъекты допускаются к участию в судебном заседании на основании исследования арбитражным судом документов, предъявленных указанными лицами суду.

Согласно ч. 4 ст. 63 АПК РФ в случае непредставления лицом, участвующим в деле, его представителем необходимых документов в подтверждение полномочий либо представления документов, не соответствующих требованиям, установленным настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных ст. ст. 59 и 60 Кодекса, арбитражный суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в деле, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Подтверждением полномочий на подписание искового заявления при его подаче в арбитражный суд является доверенность или иные документы. К представленному в арбитражный суд исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее надлежаще заверенная копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица.

Если в исковом заявлении наряду с иными сведениями либо прилагаемыми документами отсутствует доверенность, арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без движения (ст. 128 АПК РФ). В данном случае арбитражный суд выносит определение, в котором должны быть указаны основания для этого и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения. При неустранении недостатков арбитражный суд возвращает исковое заявление.

Направляя в арбитражный суд отзыв на исковое заявление, ответчик или представитель должны его подписать. К отзыву, подписанному представителем, надлежит приложить доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.

Главой 15 АПК РФ предусмотрен порядок заключения мирового соглашения. Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта (ч. 1 ст. 139 АПК РФ).

Необходимо иметь в виду, что мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них полномочий на заключение мирового соглашения, специально предусмотренных в доверенности или ином документе, подтверждающих полномочия представителя.

Немаловажным представляется решение вопроса о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 2 ст. 110).

В судебно-арбитражной практике имели место коллизии, когда арбитражные суды отказывали в принятии искового заявления, ссылаясь на то, что представленные иностранными фирмами документы о регистрации фирмы и доверенность на предъявление иска оформлены ненадлежащим образом и не прошли процедуру легализации.

Для устранения нарушений со стороны арбитражных судов и недопущения необоснованных отказов в принятии необходимых документов было дано разъяснение в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.12.1996 N 10 «Обзор практики рассмотрения споров по делам с участием иностранных лиц, рассмотренных арбитражными судами после 1 июля 1995 года». Так, арбитражный суд принимает иностранные документы без их легализации в случаях, предусмотренных Гаагской конвенцией 1961 г., отменяющей требования легализации официальных иностранных документов.

Защиту нарушенных прав юридических лиц в арбитражных судах осуществляют сотрудники их юридических служб (юрисконсульты). Наличие правовых знаний о порядке оформления и выдачи доверенностей, условиях прекращения их действия, несомненно, позволит избежать многих ошибок, возникающих на практике, и прежде всего предотвратить серьезные негативные последствия, которые могут возникнуть при получении и выдаче материальных ценностей неуполномоченным лицом.

Доверенность — это не только вид сделки, но и документ, предоставляющий определенные права. Поэтому подделка, изготовление или сбыт таких документов влекут уголовную ответственность, предусмотренную ст. 327 УК РФ.

Е.В.Виговский

Советник налоговой службы

III ранга

г. Москва

Представительство в налоговых правоотношениях

Налогоплательщик вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя (если иное не предусмотрено НК).

Личное участие налогоплательщика (плательщика сборов) в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, и наоборот, участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Законными представителями налогоплателъщика-организации являются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, как правило, руководитель организации и его заместители.

Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (родители для несовершеннолетних детей, включая усыновленных, опекуны для опекаемых, попечители для подопечных). Законный представитель физического лица действует от его имени без доверенности.

Например, в случае участия налогоплательщика (организации или физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем) в договоре инвестиционного товарищества (Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. № 335-Φ3 «Об инвестиционном товариществе»), в части всех возникающих в связи с этим налоговых отношений (за исключением обязанностей по уплате налога на прибыль организаций и НДФЛ), его законным представителям на основании ст. 24.1 НК становится управляющий товарищ по этому договору, ответственный за ведение налогового учета.

Кроме того, любой налогоплательщик (плательщик сборов) вправе уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений. Такой представитель именуется уполномоченным представителем. Уполномоченный представитель действует по доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Основные отличия законного представителя от уполномоченного:

  • 1) право представлять налогоплательщика в налоговых правоотношениях у законного представителя возникает без специального на то волеизъявления фискальнообязанного лица, а исключительно в силу возникновения, изменения или прекращения соответствующих юридических фактов (например, для организации – принятие, изменение или отмена соответствующей нормы закона; внесение изменения в учредительные документы; для физического лица – назначение или смена опекуна или попечителя, и т.д.);
  • 2) право представлять налогоплательщика в налоговых правоотношениях у законного представителя носит универсальный характер, т.е., как правило, он представляет фискальнообязаниое лицо во всех отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, без изъятий.

В свою очередь уполномоченный представитель может представлять интересы фискальнообязанного лица в отношениях с конкретным налоговым органом (подразделением налогового органа), в определенных временных рамках или перед конкретно определенными участниками налоговых отношений, в связи с обложением конкретными налогами и сборами (группами налогов).

Специфическим представительским статусом налоговый закон наделяет ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. В п. 4–6 ст. 29 НК такой участник именуется уполномоченным представителем, который может представлять «всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона». При этом, во всех случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права участников консолидированной группы, он представляет их вне зависимости от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а значит и фактически помимо волеизъявления объединившихся в консолидированную группу субъектов. Более того, в силу положений закона, ответственный участник сохраняет свои представительские полномочия и по окончании срока действия, и при досрочном расторжении или прекращении указанного договора (п. 5 ст. 29 НК).

Представляется, что в данном случае законодатель несколько неточен. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков скорее выступает их законным представителем, а не уполномоченным. При этом в соответствии с п. 6 ст. 29 НК он может делегировать предоставленные ему законом полномочия по представлению интересов участников консолидированной группы налогоплательщиков по доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, третьему лицу. В этом случае третье лицо, а не ответственный участник будет выступать тем самым уполномоченным представителем субъектов договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Представительство в налоговых правоотношениях.

Представительство в налоговых правоотношениях – это юридические действия, совершаемые налоговым представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены, от имени представляемого субъекта в пределах его полномочий, которые создают, изменяют или прекращают налоговые права и обязанности представляемого.

Налоговый кодекс РФ допускает совместное участие представителя и налогоплательщика в налоговых правоотношениях.

Признаки института представительства:

-представитель оказывает юридическое содействие представляемому в приобретении и реализации субъективных прав и обязанностей последнего в его отношениях с третьими лицами, и такое содействие осуществляется в интересах представляемого;

возможность, содержание и пределы указанного содействия определяются субъективным правом представителя (полномочием);

в процессе осуществления полномочия представитель действует по отношению к третьим лицам;

-в результате осуществления полномочий для представителя не возникает правовых последствий по отношению к третьим лицам.

Институт представительства в налоговом праве имеет свою специфику, которая определяется, прежде всего, императивным методом регулирования налоговых отношений.

Институт представительства в налоговых правоотношениях делится на два вида:

-законное представительство;

-уполномоченное представительство.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются в соответствии с гражданским законодательством его родители, усыновители или опекуны.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Относительно налогоплательщиков — юридических лиц в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Единоличный исполнительный орган управляющего вправе подписывать налоговые декларации (расчеты) управляемых обществ без доверенности.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено НК РФ.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

20.Лица, способствующие уплате налогов: понятие, виды, права и обязанности.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.
Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.
Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.
Обязанности налоговых агентов отличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержанию. Согласно НК налоговые агенты обязаны:
1) исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги;
2) информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности;
3) вести в установленном порядке учет;
4) обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно:
– право на информацию;
– право на получение официального письменного разъяснения;
– право на управление налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);
– право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;
– право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;
– право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений;
– право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;
– право не соблюдать незаконные предписания и требования;
– право на обжалование;
– право на возмещение неправомерно нанесенных убытков;
– право на защиту нарушенных прав и законных интересов.
Ответственность налогового агента. В налоговых отношениях налоговый агент в отличие, например, от представителя налогоплательщика, представляет не интересы налогоплательщика, а собственные интересы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за допущенные налоговым агентом ошибки и нарушения при исполнении последним своих обязанностей, в том числе при исчислении им, удержании у налогоплательщика или перечислении в бюджетную систему налогов.

21. Органы, обязанные предоставить информацию о налогоплательщике: понятие, виды, их обязанности.

Налоговые органы обязаны:1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;

7) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

8) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа;

9) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Информацию налоговым органам в настоящее время предоставляют:
• – органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности;
• – советы адвокатских палат субъектов РФ;
• – органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства;
• – органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
• – органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества;
• – органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств;
• – органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;
• – органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия;
• – нотариусы, осуществляющие частную практику;
• – органы, производящие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами;
• – органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ;
• – органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

22. Лица, привлекаемые к осуществлению мероприятий налогового контроля: понятие, виды, права и обязанности.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.
В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик. При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, вызываются понятые.

23. Способы обеспечения налогового обязательства: залог, поручительство.

Залог применяется в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем (налогоплательщик, плательщик сбора или иное лицо). При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.
Поручительство может применяться в качестве обеспечительной меры:
– при принятии решения об изменении срока уплаты налога, сбора;
– в иных случаях, предусмотренных НК.
В юридической литературе поручительство понимается как ответственность, принимаемая кем-либо на себя для обеспечения исполнения обязательства другого лица. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства за исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем, составленным в соответствии с гражданским законодательством РФ.В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов (сборов), если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога или сбора и соответствующих пеней.

Применение залога и поручительства в сфере налогообложения ограничивается случаями изменения сроков исполнения налоговой обязанности, то есть отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Пеня, приостановление операций по счетам в банке и арест имущества применяются во всех случаях, когда налоговому органу необходимо осуществить принудительное взыскание налога.

Залог – это соглашение между залогодателем и налоговым органом (залогодержателем), в силу которого последний имеет право в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и начисленных пеней осуществить исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. При этом залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо.

Предметом залога выступает любое имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству, за исключением имущества, выступающего предметом залога по другому договору. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение сделок в отношении заложенного имущества может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

Поручительство – обязательство третьего лица перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем (юридическим или физическим лицом). Допускается одновременное участие нескольких поручителей.

При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность: налоговые органы вправе направить требование об уплате непосредственно поручителю без выставления соответствующего требования налогоплательщику.

Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. После исполнения поручителем своих обязанностей к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

Институт представительства в налоговых правоотношениях

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей.

Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:

1) законные – представители, которые наделены соответствующими полномочиями законом или учредительными документами организации;

2) уполномоченные – представители, которые наделены соответственными полномочиями доверенностями, оформленными по правилам ст. 185 ГК РФ.

В соответствии со ст. 27 НК РФ законное представительство предприятий осуществляется в двух формах:

– путем закрепления полномочий представителя в учредительных документах;

– представительство на основании закона.

В первом случае сведения о представителе должны быть включены в учредительные документы предприятия (устав, учредительный договор). Тогда представительство этого предприятия сможет осуществлять только указанный в ее учредительных документах представитель.

Во втором случае представительство возможно на государственных и муниципальных предприятиях, где собственником является государство. Налоговый представитель таких предприятий должен быть указан в качестве такового в акте соответствующего государственного органа (представительного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления и т. п.).

Законный представитель организации имеет право осуществлять все те действия, которые может производить в связи с уплатой налогов и сборов и сам налогоплательщик. Законный представитель обладает, в том числе и правом уплаты налога за предприятие.

А потому в соответствии со ст. 28 НК РФ, как действие, так и бездействие законных налоговых представителей организации признаются действиями (бездействием) самой организации.

В соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченными представителями налогоплательщиков могут быть как юридические, так и физические лица, как граждане РФ, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Кроме того, уполномоченными представителями могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица.

Не могут быть уполномоченными представителями должностные лица государственных органов власти и служащие контролирующих и правоохранительных органов – работники налоговых инспекций и таможенных служб, налоговые полицейские, судьи, следователи, прокуроры. Все эти лица могут представлять интересы государства и вправе заниматься только профессиональной, а также преподавательской, научной, литературной и другой творческой деятельностью. Также не могут быть уполномоченными представителями граждане, признанные судом недееспособными. Ограниченно дееспособные могут выступать представителями только с согласия попечителя.

Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, заверенной руководителем представляемого предприятия или другим лицом, наделенным учредительными документами правом подписи. Нотариально заверять такую доверенность не нужно.

Представительство прекращается по следующим причинам:

– если истек срок действия доверенности;

– если доверенность отменена выдавшим ее доверителем;

– если прекращена деятельность юридического лица, от имени которого выдана доверенность;

– в случае смерти физического лица, которому выдана доверенность, или в случае признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Представительство в налоговых правоотношениях

По общему праву субъекты любых правоотношение участвуют в таких правоотношениях лично. Однако, кае писал известный немецкий юрист К. Юсти, «незыблемост] любого рода правил достигается наличием исключений и: него…».
Налоговый кодекс Российской Федерации с учетом норм ражданского законодательства предусматривает возмож- ;ость использования в налоговых правоотношениях инсти- ута представительства.

В соответствии со ст. 26 НК РФ галогоплателыцик (т.е., как мы помним, лицо, на которое озложена обязанность по уплате налогов) вправе участво- ать в отношениях, регулируемых законодательством о на- югах и сборах через законного или уполномоченного пред- тавителя, (если иное не предусмотрено НК РФ).
Личное участие налогоплательщика (плательщика сбо- юв) в налоговых правоотношениях не лишает его права шеть представителя, и наоборот, участие представителя не ;ии. Как правило, законным представителем организации, уполномоченным действовать от ее имени без довереннос- ‘и, выступает исполнительный орган управления соответ- :твующей организации.
Налоговым кодексом Российской Федерации на сферу тлоговых правоотношений распространяются основные, (акрепленные гражданским законодательством положе- шя, и, в частности, норма о том, что действия (бездействие) !аконных представителей организации, совершенные в свя- ш с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации. Для опреде- 1ения правового статуса участников налогово-правовых от- !ошений это означает, например, следующее. В соответствии с п. 4 ст. 110 HK РФ в случаях выявления юридических фактов нарушения организацией налогового законодательства вина такой организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, деяния которых вызвали правонарушение.
Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Поэтому в налоговых правоотношениях в качестве законных представителей физический лиц могут выступать родители для несовершеннолетних детей, включая усыновленных, опекуны для опекаемых, попечители для подопечных. Законный представитель физического лица действует от его имени без доверенности.
Кроме того, любой налогоплательщик (плательщик сборов) вправе уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений. Такой представитель именуется уполномоченным представителем.
Уполномоченный представитель налогоплательщика- организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. При этом следует отметить, что действие либо бездействие уполномоченного представителя налогоплательщика-орга- низации не признается автоматически действием либо бездействием самого налогоплательщика, как это имеет место для законного представителя.
Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Лицам, которые в силу служебного положения могут влиять на выполнение налогоплательщиком своих обязанностей, не дано права быть его представителями по назначению. К таким лицам относятся должностных лиц налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции, судей, следователей и прокуроров.

17. Налоговый представитель

Налогоплательщик вправе участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через представителя. Личное участие в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Общее количество представителей у одного налогоплательщика законом не ограничивается. Представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика – представляемого лица (Постановление КС РФ 2004 г.).

Налоговый кодекс выделяет два вида налоговых представителей – законные и уполномоченные.

Законные представители – представители, уполномоченные представлять налогоплательщика на основании закона или учредительных документов организации. Законными представителями налогоплательщика-организации являются его органы – единоличные (директор, его заместители и др.) и коллегиальные (правление, совет директоров и др.). Действия или бездействие законных представителей организации, совершенные в связи с ее участием в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой организации. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством: родители, усыновители, опекуны и попечители. Законное представительство в сфере налогообложения физических лиц необходимо в связи с отсутствием у некоторых категорий налогоплательщиков (несовершеннолетние, недееспособные) налоговой дееспособности.

Уполномоченные представители – представители, уполномоченные представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками налоговых правоотношений. При этом не могут быть уполномоченными представителями должностные лица государственных и муниципальных органов. В настоящее время многие адвокаты, налоговые консультанты, аудиторы и их объединения специализируются на представительстве интересов налогоплательщиков.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх