Прекращение права собственности

Глава 15. Прекращение права собственности (ст.ст. 235 — 243)

Глава 15. Прекращение права собственности

ГАРАНТ:

См. схему «Прекращение права собственности»

  • Статья 235. Основания прекращения права собственности
  • Статья 236. Отказ от права собственности
  • Статья 237. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника
  • Статья 238. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать
  • Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится
  • Статья 239.1. Отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка
  • Статья 239.2. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 240. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей
  • Статья 241. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними
  • Статья 242. Реквизиция
  • Статья 243. Конфискация
<< Статья 234.
Приобретательная давность
Статья 235. >>
Основания прекращения права собственности
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

Основания прекращения права собственности на недвижимое имущество

Право собственности в отношении имущества прекращается в следующих ситуациях (ст. 235 Гражданского кодекса РФ):

  • При отчуждении названного имущества собственником другим субъектам (например, по сделке купли-продажи недвижимости, при дарении и т. д.).
  • При отказе собственника от права (например, от права собственности на земельный участок или долю).
  • В связи с гибелью или уничтожением имущества (например, после сноса здания, см. постановление ФАС Северо-Западного окр. от 28.05.2010 по делу № А56-34920/2009). К этому же основанию можно отнести и утрату объектом свойств, позволяющих использовать его в соответствии с первоначальным предназначением (см. постановление ВАС РФ от 20.10.2010 № 4372/10).
  • В иных регламентированных законом случаях, в т. ч. при принудительном отчуждении имущества в силу закона (см. п. 2 названной статьи). Например, если на недвижимость было обращено взыскание по решению суда и т. д.

Единый государственный реестр недвижимости включает информацию не только о правах и обременениях, существующих в данный момент, но и о тех, которые уже погашены (подп. 2 п. 2 ст. 7 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ). Согласно п. 12 Порядка ведения ЕГРН, утв. приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, записи о существовавшем ранее праве погашаются путем присвоения записи реестра статуса «погашенная».

Список необходимых документов для проведения процедуры

Основанием для предоставления рассматриваемой госуслуги является обращение правообладателя, его представителя либо иного лица в установленных законом случаях (например, представителя органа госвласти, судебного пристава-исполнителя и т. д.) с комплектом необходимых документов.

В такой комплект входят:

  • Заявление о госрегистрации прекращения права собственности (его форма и правила заполнения утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920).
  • Документы, подтверждающие личность заявителя (или учредительная документация, если заявителем выступает юрлицо) или его представителя, а также документы, удостоверяющие правомочия представителя заявителя (доверенность или иной приравненный к доверенности документ, приказ юрлица, свидетельство о рождении несовершеннолетнего лица и т. п. — в зависимости от ситуации).
  • Документы — основания для проведения процедуры (согласно положениям ст. 14 закона № 218-ФЗ).
  • Правоустанавливающая документация на объект недвижимости (договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, судебный акт и т. д.). Не требуется, если право было зарегистрировано в надлежащем порядке. Такие документы обязательно представляются, например, если надлежит зарегистрировать прекращение ранее возникшего права, госрегистрация которого не была произведена в надлежащем порядке (п. 3 ст. 69 закона № 218-ФЗ), и т. д.

Выписку из ЕГРН включать в данный комплект документов необязательно, т. к. регистратор может запросить ее в порядке межведомственного взаимодействия.

Госрегистрация прекращения права собственности в связи с ликвидацией объекта недвижимости

Процедура госрегистрации прекращения права собственности на объект по данному основанию производится:

  • параллельно с процедурой снятия его с государственного кадастрового учета, если права на такой объект недвижимости в надлежащем порядке зарегистрированы в ЕГРН (подп. 3 п. 3 ст. 14 закона № 218-ФЗ);
  • без одновременного кадастрового учета объекта, если в ЕГРН уже имеются сведения о таком объекте недвижимости, но право на него регистрируется в связи с прекращением существования такого объекта (подп. 3 п. 4 ст. 14 закона № 218-ФЗ).

При этом государственный кадастровый учет объекта в связи с прекращением его существования производится без госрегистрации права, если в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на такую недвижимость (подп. 2 п. 5 ст. 14 закона № 218-ФЗ).

ВАЖНО! Для подтверждения факта прекращения существования объекта недвижимости требуется акт обследования, проводимого кадастровым инженером (п. 1 ст. 23 закона № 218-ФЗ). Порядок оформления такого акта регламентирован приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861. Данный акт также должен быть включен в пакет документации, представляемой для госрегистрации прекращения права собственности или снятия объекта с кадастрового учета (подп. 7 п. 2 ст. 14 закона № 218- ФЗ).

Судебный акт как основание для регистрации прекращения права собственности на недвижимость

Одним из оснований для проведения госрегистрации прекращения права собственности на тот или иной объект недвижимости закон называет вступившие в законную силу акты, изданные судом (подп. 5 п. 2 ст. 14 закона № 218- ФЗ). Главное, чтобы из их содержания явствовало, что на основании таких актов надлежит произвести госрегистрацию прекращения права.

Например, постановление судебного органа о необходимости осуществить возврат объекта недвижимости продавцу служит основанием для госрегистрации прекращения права собственности покупателя и госрегистрации права собственности на этот объект за продавцом (см. п. 65 постановления «О некоторых вопросах…» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22).

Кроме того, отсутствие в резолютивной части судебного решения прямого указания о прекращении права собственности на спорный объект предыдущего собственника и аннулировании соответствующей записи в ЕГРН в его отношении не является основанием для отказа в госрегистрации права собственности надлежащего субъекта права в связи с имеющимися противоречиями между заявленными и уже зарегистрированными правами (см. определение ВС РФ от 04.06.2014 № 22-КГ14-1).

ВАЖНО! Если заявитель представит в комплекте документов для госрегистрации копию решения суда без отметки о вступлении акта в силу или не удостоверенную гербовой печатью суда либо число копий не будет соответствовать установленным требованиям, то на этом основании допустимо приостановление процедуры (п. 1 информационного письма президиума ВАС РФ от 21.07.2009 № 132).

Государственная регистрация прекращения права собственности: порядок проведения процедуры

В целом рассматриваемая в статье процедура госрегистрации сходна по своей структуре с процедурой госрегистрации возникновения или перехода вещного права.

Срок предоставления госуслуги — максимум 12 рабочих дней с момента приема надлежащего пакета документов, при условии что госрегистрация прекращения прав и постановка на учет в ГКН в отношении данного объекта производятся одновременно, а сами документы передаются через многофункциональный центр (подп. 6 п. 1 ст. 16 закона № 218-ФЗ).

Если документы были удостоверены нотариусом, то срок проведения процедуры сокращается до 3 дней, в случае подачи удостоверенных документов в электронной форме процедура проводится в течение 1 рабочего дня (подп. 9 названной нормы).

При условии, что право собственности не переходит к новому правообладателю, госпошлина за рассматриваемые регистрационные действия составляет (данные актуальны на январь 2018 года):

  • 2 000 руб. — для физлица;
  • 22 000 руб. — для юрлица (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

При этом надлежит учесть, что размер пошлины может быть скорректирован в зависимости от категории ее плательщика (см., например, подп.15 п.1 ст. 333.35 НК РФ).

Если же право собственности переходит к новому правообладателю, либо прекращается в связи с ликвидацией либо преобразованием (реструктуризацией) объекта недвижимости, государственная пошлина уплате не подлежит — в силу прямого указания подп.8.1 п.3 ст.333.35 НК РФ (см. также Письмо Минфина РФ от 12.11.2015 №03-05-06-03/65291). Аналогично госпошлина не платится в случае отказа лица от права собственности на объект недвижимости.

В результате проведения названной процедуры бывший правообладатель в качестве подтверждения внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН получит выписку из ЕГРН.

Форма получения выписки зависит от формы предоставления документов на госрегистрацию (бумажная или электронная) и соответствующих указаний в заявлении правообладателя.

***

Итак, госрегистрация прекращения права собственности на объект недвижимости производится на основании соответствующего заявления от надлежащего лица и комплекта документации, включающего в т. ч. и документы — основания прекращения права.

Срок поведения процедуры составляет от 1 до 12 дней — в зависимости от необходимости осуществить параллельно с ней и процедуру постановки объекта на государственный кадастровый учет, а также способа подачи документов и оснований для проведения процедуры.

Добровольное прекращение права собственности гражданами

09.04.2012 15843

Итак, добровольное прекращение права собственности происходит при отчуждении собственником своего имущества другим лицам; использование собственником имущества по прямому назначению и в связи с этим уничтожении его; добровольном отказе собственника от своего имущества. Под отчуждением собственником своего имущества другим лицам понимаются различные сделки, направленные на прекращение права собственности одного лица и приобретение его другим лицом. Это, прежде всего купля-продажа во всех ее разновидностях, мена, дарение, аренда с выкупом и т. п. Порядок прекращения права собственности отчуждателя и возникновения права собственности у приобретателя регулируется главным образом нормами о сделках и договорах.

Прекращение права собственности происходит и при использовании собственником имущества по прямому назначению, иными словами, при полном потреблении вещи, извлечении всех ее полезных свойств и качеств. При этом исчезает сам объект данного права. Возможно прекращение права собственности на вещь и при ее переработке.

В экономических отношениях встречаются ситуации, когда в силу тех или иных обстоятельств конкретный объект гражданского оборота перестает иметь какую-либо ценность для его собственника и он отказывается от права собственности на него. Формально данное основание прекращения права собственности является новым для нашего законодательства, хотя, по существу, оно и ранее могло использоваться в имущественных отношениях. В соответствии с правилом ст. 236 ГК РФ допускается добровольный отказ собственника от принадлежащего ему права, а по сути — его отказ от конкретной вещи или вещей. Важно отметить, что отказ от права собственности может исходить только от гражданина или юридического лица. Следовательно, государство и его органы, органы местного самоуправления не вправе отказаться от права собственности на принадлежащее им имущество (хотя они могут утратить его по другим основаниям). Это возможно путем публичного объявления об этом либо совершения реальных действий, бесспорно свидетельствующих о намерении не сохранять в дальнейшем какие-либо права на это имущество. Второй способ наиболее близок к понятию «брошенные вещи», которое применяется в ст. 226 ГК РФ.

Важно иметь в виду, что до приобретения права собственности на вещь, от которой отказался ее прежний владелец, другим лицом права и обязанности первоначального собственника не прекращаются. Собственник сохраняет бремя содержания имущества, должен платить налог на имущество. Собственник, который отказался от своей вещи, может затем изменить свое намерение и вновь принять вещь во владение, пользование и распоряжение, но только до момента возникновения права собственности на эту вещь у другого лица. Кроме того, существует возможность возложения на прежнего собственника ответственности, например, за причиненный данной вещью вред (если выброшенная собственником вещь обладала какими-либо вредоносными свойствами). Следовательно, отказ от права собственности не рассматривается законом как окончательный.

Исходя из смысла ГК РФ, можно прийти к выводу о том, что можно отказаться от права собственности, как на движимую вещь, так и на недвижимую. Но, как известно, правовой режим указанных вещей различен. Как будут применяться нормы ГК РФ об отказе от права собственности к недвижимым вещам? Интересным представляется рассмотрение данной ситуации на примере такого частного случая, как отказ гражданина от земельного участка.

Так, Земельный кодекс РФ предусматривает в качестве одного из оснований прекращения права на землю отказ от права на земельный участок. Условия и порядок отказа определены ст. 53 ЗК РФ. Юридически он оформляется заявлением об отказе от права на земельный участок.

В отличие от Гражданского кодекса РФ (ст. 236) Земельный кодекс РФ не допускает возможности отказа от права путем совершения фактических действий; основанием отказа от права на земельный участок по ЗК РФ будет только подача заявления надлежащей формы. Устные заявления не могут быть приняты во внимание, а если лицо просто не использует участок, то в ряде случаев это может образовывать состав земельного правонарушения (например, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение трех лет).

Вместе с тем подача заявления об отказе от права на земельный участок еще не влечет за собой автоматического прекращения права на него. ГК РФ устанавливает, что при отказе от права собственности права и обязанности собственника в отношении соответствующего имущества не прекращаются до приобретения права на данное имущество другим лицом. Аналогичная норма есть и в ЗК РФ (согласно п. 2 ст. 43 отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст. 42). По модели ст. 53 ЗК РФ до тех пор, пока не будет решена судьба участка, прежний собственник, землевладелец, землепользователь несет ответственность за состояние земельного участка и может при желании им пользоваться.

Земельный кодекс РФ, указывая в п. 2 ст. 53 на то, что при отказе от права собственности на земельный участок он приобретает статус бесхозяйной вещи, отсылает к Гражданскому кодексу РФ, отмечая, что порядок прекращения права собственности па бесхозяйные вещи регулируется гражданским законодательством. Однако ГК РФ (ст. 236) допускает осуществление отказа от права собственности на вещь как путем подачи специального заявления, так и путем совершения фактических действий, свидетельствующих об устранении лица от осуществления правомочий собственника. В связи с тем что ГК РФ и ЗК РФ имеют одинаковую юридическую силу, а ЗК РФ (ст. 53) напрямую указывает на необходимость применения в этом случае гражданского законодательства, возникает вопрос: можно ли отказаться от права собственности на земельный участок способами, предусмотренными ст. 236 ГК РФ (без подачи заявления и без внесения записи о прекращении соответствующего права на земельный участок в ЕГРП)? Представляется, что при решении данного вопроса необходимо исходить из следующего.

1. Очевидно, что норма п. 1 ст. 53 ЗК РФ о необходимости подачи заявления об отказе имеет целью информирование органов муниципальной власти о том, что собственник земельного участка отказывается от осуществления правомочий в отношении этого земельного участка и соответственно земельный участок приобретает статус бесхозяйной вещи. Данное заявление служит основанием для того, чтобы орган муниципальной власти обратился в учреждение юстиции с заявлением о постановке на учет земельного участка в качестве бесхозяйного. Может ли земельный участок приобрести статус бесхозяйного, если собственник от него фактически отказался, но соответствующее заявление не подал? Полагаем, что может.

2. Вправе ли орган муниципальной власти обратиться в учреждение юстиции с заявлением о постановке на учет земельного участка в качестве бесхозяйного, если земельный участок фактически оказался бесхозяйным, но соответствующее заявление не подано? Если строго следовать содержанию п. 1 ст. 53 ЗК РФ, то нет. Тогда вполне реальна ситуация, когда орган муниципальной власти, выявив бесхозяйный земельный участок, не будет иметь возможности обратиться в учреждение юстиции с заявлением о постановке на учет земельного участка в качестве бесхозяйного и не сможет возбудить процедуру перехода земельного участка в муниципальную собственность. Разумеется, это существенно ущемляет имущественные интересы муниципальных образований, создавая препятствия для появления добросовестного владельца.

3. По смыслу п. 3 ст. 225 ГК РФ обязанность муниципальных органов ставить на учет бесхозяйные объекты недвижимости возникает независимо от того, каким образом этот объект стал бесхозяйным, а значит, на наш взгляд, такая обязанность существует и в случае совершения собственником земельного участка фактических действий, свидетельствующих об отказе от земельного участка.

4. Пункт 1 ст. 53 ЗК РФ в силу нечеткости своих формулировок может быть истолкован двояко:

— во-первых, отказ от права на земельный участок может осуществляться только путем подачи соответствующего заявления (однако такое толкование противоречит ст. 236 ГК РФ);

— во-вторых, отказ от права на земельный участок может осуществляться как путем совершения фактических действий, свидетельствующих об отказе, так и путем подачи соответствующего заявления (такое толкование не будет противоречить ст. 236 ГК РФ и обеспечит соблюдение имущественных интересов муниципальных образований).

Второе, на наш взгляд, предпочтительнее. Таким образом, очевиден факт, что формулировка п. 1 ст. 53 ЗК РФ нуждается в доработке.

Поскольку закон не предусматривает возможности прекращения права собственности на земельный участок одновременно с подачей собственником заявления об отказе от него или фактическим устранением от владения, пользования и распоряжения земельным участком, право собственности прекращается только с внесением соответствующей записи в ЕГРП и возникновением права на земельный участок у другого лица. В данной ситуации стоит согласиться с мнением М. Ромадина и Я. Кошелева, которые считают, что у собственника практически отсутствует стимул для юридического оформления отказа от своего права на землю, поскольку, пока у земельного участка не появится новый собственник, он вынужден будет нести все права и обязанности в отношении земельного участка.

Рассматривая добровольное прекращение права собственности гражданами, нельзя оставить без внимания и понятие «деприватизация». Так, сущность указанного понятия раскрывается в ст. 9.1 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Термин «деприватизация» следует понимать как расторжение договора приватизации квартиры (комнаты), который заключается между гражданином — нанимателем жилого помещения и местной администрацией.

Указанной статьей устанавливается, что граждане, приватизировавшие жилье, являющееся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Для того чтобы расторгнуть договор приватизации, необходимо соблюдение ряда условий:

1) деприватизируемое жилое помещение должно являться для граждан единственным местом постоянного проживания;

2) деприватизируемое жилое помещение должно быть свободно от каких-либо обязательств.

Второе условие вполне понятно. Первое же условие имеет определенный смысл, поскольку в соответствии с действующим законодательством с гражданином может быть заключен только один договор социального найма, то есть если гражданин занимает еще одно жилое помещение по договору социального найма, требование законодателя обоснованно. В ситуации, когда гражданин имеет еще одно жилое помещение на праве собственности, он может быть одновременно и собственником, и нанимателем жилых помещений. В связи с этим следует согласиться с мнением Н.В. Перепелкиной, что «первое условие, выдвинутое законодателем, нелогично и не должно препятствовать гражданину в деприватизации им жилого помещения, в котором он проживал до приватизации как наниматель».

Для деприватизации сохранен заявительный характер, так как соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять жилые помещения в собственность и заключить с гражданами договоры социального найма в отношении указанного жилья.

Таким образом, на федеральном уровне урегулированы отношения по расторжению договора приватизации жилого помещения или деприватизации. Деприватизация должна осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Представляется, что, пока учреждения юстиции субъектов не столкнутся с расторжением договоров приватизации жилого помещения, разрабатываться механизм передачи жилья в государственную или муниципальную собственность не будет. Можно предположить, что будет заключаться соглашение (договор) о передаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, не подлежащее государственной регистрации (по аналогии с договором приватизации жилого помещения), переход права собственности на объект должен быть зарегистрирован и именно с этого момента будет прекращено право собственности гражданина на жилое помещение.

Закон о приватизации не упоминает, о восстановлении гражданина права на приватизацию жилья. Представляется, что поскольку гражданин воспользовался своим правом на приватизацию, затем добровольно отказался от частной собственности на жилое помещение (деприватизировал его), то о восстановлении права на приватизацию речь не идет.

Таким образом, при добровольном прекращении права собственности гражданами имеют место такие основания, как договоры, направленные на отчуждение имущества, отказ от права собственности, а также потребление имущества.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх