Премия ко дню МВД 2018

Силовикам меняют правила игры? Как изменится пенсионный возраст у сотрудников МВД с 2019 года. Еще одна категория россиян, выходящих на пенсию по особенным правилам, – это силовики.

Дело в том, что пенсионная реформа может распространиться и на них. К 2019 году вкупе с повышением пенсионного возраста обычным россиянам готовятся еще изменения для содержания сотрудников МВД, ФСБ и Росгвардии. Вопрос стоит ребром: приведет ли это к социальным потрясениям? Ответ между строк.

Новые правила игры

Разрабатываемый сейчас правительством проект закона о повышении пенсионного возраста не распространяется на силовиков. Однако источники в коридорах власти заявили, что параллельно сейчас обсуждаются изменения по выплате ведомственной пенсии сотрудникам силовых структур, сообщает портал gosrf.ru

Есть три сценария пенсионной реформы касаемо силовиков:

  • Повышение минимального возраста выхода на пенсию с 45 лет до 50 лет с 2019 года
  • Повышение выслуги до 25 лет для сотрудников полиции с 2019 года
  • Повышение сотрудникам полиции в будущем выслуги до 30 лет

В середине июня стало известно, что Минфин совместно с Министерством обороны РФ обсуждают увеличение минимального для выхода на пенсию стажа у военнослужащих и силовиков.

Об этом заявил первый вице-премьер Антон Силуанов, который попутно является министром финансов. Это одно из предложений, которые прорабатывает сейчас министерство. Отметим, что при подготовке пенсионной реформы именно сценарий министерства Силуанова был взят на вооружение правительством, потому что его команда предлагала повысить пенсионный возраст женщинам до 63 лет, а мужчинам до 65-ти.

Сейчас минимальный стаж силовиков, дающий им право получать ведомственную пенсию, составляет 45 лет, как у сотрудников МВД, так и у ФСБ. За счет разницы стажа на севере и во время боевых действий рассчитывать на государственную пенсию бойцы и офицеры могут с 40 лет. Для выхода на пенсию сейчас сотрудникам двух силовых ведомств достаточно наработать трудовой стаж в 20 лет. Однако известно, что поправки об увеличении минимального стажа для сотрудников внутренних дел уже подготовлены, только правительство пока медлит с их принятием. Поэтому пенсионная реформа не обойдет МВД стороной.

Судя по всему, соответствующий законопроект будет одобрен правительством в 2019 году. Три года назад Кабмин уже рассматривал сценарий повышения минимального срока службы с 20 до 30 лет, но этот вариант был отвергнут. Вообще предложения о повышении нижнего предела выслуги лет для сотрудников МВД звучат с 2013 года, когда экономика страны начала откровенно стагнировать, к чему спустя год прибавились санкции и упавшие цены на нефть.

Увеличение выслуги лет связывают с чрезмерными затратами МВД на зарплаты и пенсии в 400 млрд рублей. Ожидаемой индексации в 2017 году сотрудники внутренних сил так и не дождались. Зато на 6% (на уровень инфляции) повысили доходы сотрудникам Федеральной службы безопасности, а отставникам ФСБ — еще на 4% проиндексировали пенсии. Если бы МВД не приходилось содержать Росгвардию, то, возможно, они могли тоже участвовать в «аукционе невиданной щедрости” правительства. Или хотя бы им могли бы индексировать доходы и пенсии своих сотрудников.

Кардинальный вариант пенсионной реформы силовиков — отмена ведомственной пенсии как таковой. Самый жесткий сценарий развития событий, который предлагает Минфин, это переход от пожизненных выплат силовых ведомств на единовременное пособие с последующим трудоустройством на гражданке.

Уже подсчитано, если подобное предложение будет касаться не только сотрудников правоохранительных органов и органов уголовно-исполнительной системы, но также служащих службы безопасности и внешней разведки, пожарных подразделений, следователей, прокуроров, а также военных, то ежегодно в бюджете будут экономить 500-700 млрд рублей (!). Широкую российскую общественность может эта новость только порадовать: тогда нет нужды всем поднимать пенсионный возраст, когда за счет силовиков, и так рано выходящих на пенсию и работающих на гражданке, можно добиться такой экономии. Но не все так однозначно.

Дифференцированный подход

Действительно, есть среди силовиков категория штабных сотрудников, которые мало чем отличаются от офисных сотрудников, и тем не менее выходят на пенсию раньше. К тому же по совершенно другим правилам, чем обычные россияне. Но есть и другие – те, которые работают «в поле”: в горячих точках, отслеживают террористов, годами работают под прикрытием в преступной среде, работают с радиоактивными материалами. Служат в Заполярье или на подлодках.

Условия работы этих людей, которые рискуют собой, выполняя задание, не сравнить с теми, что у руководящего состава: они годами сидят в офисе, занимаясь бумажной работой. Однако, при обсуждении грядущей пенсионной реформы силовиков, никто не собирается обращать внимание на специфику работы.

Сейчас один год службы на севере идет в трудовой стаж за два, а месяц во время боевых действия — за три. И это справедливо, потому что работа в таких условиях протекает с повышенными рисками и должна быть вознаграждена больше чем труд тех, кто работает в спокойных привычных условиях. Именно этот льготный трудовой стаж силовиков сказывается впоследствие на здоровье и ведет к инвалидности.

Чтобы воспользоваться этими гарантиями, их еще нужно доказать. Пособие по инвалидности получают сотрудники МВД, если будет установлено, что причиной причисления их к одной из трех групп инвалидности было трудовое увечье или заболевание, полученное не позднее трех месяцев после увольнения со службы или от травмы, полученной при службе. Инвалидам I и II групп по причине военной травмы пособие составит 85% всего ежемесячного денежного довольствия, инвалидам III группы — 50% довольствия. Инвалидность от заболевания, полученного в период службы, оценивается на 10% ниже у соответствующих категорий.

Надо понимать, что пенсии силовикам выплачиваются не из дефицитного Пенсионного фонда России (ПФР), как всем обычным россиянам, а напрямую из федерального бюджета. Расходы на выплаты пенсий сотрудникам полиции и другим силовикам внесены в бюджетные статьи профильных ведомств. И это справедливо, что расплачиваться за покалеченное здоровье силовиков приходится именно структурам, в которых они проходили службу. И если кому-то в таких трудных условиях все-таки удалось уцелеть, то они должны получать достойное вознаграждение, чтобы в принципе сохранять материальный бонус от выполнения этих государственных задач. Редко кто захочет рисковать своим здоровьем на одном лишь патриотизме.

Между прочим на МВД России, с появлением ФС Росгвардии, были наложены дополнительные обязательства. Пенсионная служба гвардейцев еще не создана, поэтому все моменты относительно выплат возлагаются на МВД. Бойцы Росгвардии отнесены к сотрудникам МВД, что и позволяет им иметь все доплаты силовиков.

Вместе с тем расходы на «полевых” сотрудников внутренних сил становятся все менее приоритетными для чиновников. Несмотря на то, что дополнительные расходы на МВД превысили в 6 раз расходы на здравоохранение, зарплатный фонд сотрудникам, «осуществляющим оперативно-служебную деятельность”, был урезан на 8,9 млрд рублей, чем предполагалось ранее. Зато большую часть составили траты на руководящий состав: 7,3 млрд рублей из 11,4 млрд рублей дополнительно выделенных.

Теперь вообразите гнев сотрудников МВД, которые узнают, что эти не самые благоприятные условия им придется терпеть на 5 лет дольше, чтобы получить свою ведомственную пенсию. Почему? Просто потому что правительство решило сэкономить на них бюджетные деньги.

Путин делает ставку на гвардейцев

Политологи считают, что с самого начала своих полномочий Владимир Путин нацелился на силовиков: армию, ВВ, милицию, следователей, прокуроров и сотрудников ФСБ. Он активно взращивал электорат, всегда преданно голосующий за него на выборах (и не только сами сотрудники, но и их семьи, родня, друзья и т.д.). Начиная с 2016 года, когда внутренние войска МВД были преобразованы в Росгвардию, органы внутренних дел стали получать все меньше привилегий.

Запланировано, что гвардейцы будут получать самые высокие доходы среди всех силовиков. К этому постепенно и идём. Не успели в январе 2016 года создать саму структуру, как уже в конце года президент решил повысить доплаты к пенсии бывшим сотрудникам национальной гвардии сразу на 1200 рублей — с 2500 рублей до 3700 рублей. А с 1 января 2017 года президент решил еще увеличить пособие вышедшим в отставку гвардейцам до 4900 рублей.

Зачем Владимиру Путину нужна Росгвардия? Ответ прост: чтобы не терять контроль.

В ноябре 2017 года Владимир Путин внес в Госдуму проект закона, по которому в задачи национальной гвардии президентом было предложено включить охрану глав регионов. В феврале этого года проект был утвержден депутатами. «Опричники” могут быть приставлены к губернатору или мэру города федерального значения только по поручению президента. Причем платить за свою охрану должны будут главы субъектов из региональных бюджетов в федеральную казну.

Помимо охраны губернаторов, основной функцией гвардейцев остается разгон митингов и устранение других акций протеста. Вероятными акциями против повышения пенсионного возраста будет заниматься как раз эта структура. Понятно, что поощрение работы таких силовиков для власти важнее, чем содержание органов внутренних дел, которые не имеют права заявлять о своем недовольстве, как обычные россияне. Разговор в таких структурах короткий: что-то не нравится — уходи и сдай оружие. После этого безработным, вышедшим в отставку по служебному несоответствию, он может идти митинговать. Готовых пойти на такие условия — единицы.

Пенсионная реформа, как видим, коснется даже силовиков, но оставит в стороне чиновников, депутатов, сенаторов, высших представителей власти и судей. За счет оптимизации расходов на себя наши министры и правительство решать задачу экономии бюджетных средств не готовы. За чужой счет реформы всегда масштабнее.

Назначение пенсии сотрудникам МВД

На основании закона Российской Федерации № 4468-1 от 12.02.1993 года и статьей 8 «О страховых пенсиях», когда сотрудники МВД выходят на заслуженный отдых, они могут претендовать на следующие пенсионные выплаты: Пенсия за выслугу лет, Страховая пенсия по старости, Пенсия по инвалидности.

Кто относится к сотрудникам МВД

В системе МВД в настоящее время трудятся более 1 миллиона человек (хотя в период с 2016 года Президент сократил около 164 тысяч человек и предельная численность личного состава сократилась до чуть более 900 тысяч), причем структуру постоянно реорганизуют, сокращая Центральный аппарат и сливают ранее не принадлежавшие к министерству службы (как это произошло с ФМС и ФСИН, которые с 2016 года являются структурными подразделениями Министерства Внутренних Дел РФ).

Ту же Росгвардию, которая ранее входила в МВД в виде Внутренних Войск, не так давно вывели из-под контроля полиции и у неё свои полномочия и своя организационно-правовая база. В том числе и для начисления денежного содержания, льгот и пенсионных выплат. В настоящее время в структуру МВД следует относить сотрудников полиции, несущих службу в: Отделах МВД, ЛОВД (на транспорте) Управлениях МВД Министерствах внутренних дел в субъектах Российской Федерации Оперативных бюро Центрах Спецназа МВД Следственном департаменте МВД ГИБДД Оперативно-поисковом управлении Управлениях на транспорте Управлениях на базе ФСКН и ФМС

Пенсия по выслуге лет сотрудникам МВД

Для назначения данного вида пенсии, сотрудникам МВД необходимо соответствовать двум условиям: Иметь необходимый стаж за выслугу лет Достичь предельно необходимого возраста для выхода на пенсию Когда сотрудники МВД выходят на пенсию, то им: Засчитывается время учебы в ВУЗах Засчитывается период работы в иных силовых ведомствах РФ. К этим силовым ведомствам относятся: Росгвардия; Федеральная службе исполнения наказаний; Государственная противопожарная служба; Вооруженные Силы Российской Федерации; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Существует льготное исчисление пенсии, если бывший сотрудник МВД: Участвовал в контртеррористических операциях Северного Кавказа. Проходил службу в подразделениях уголовного розыска. Проходил службу в зоне действия военного конфликта.

Последние новости о выплате пенсии сотрудникам МВД

Пенсии МВД в 2018 году повышаются в рамках индексации. Согласно указу Владимира Путина, в 2018 году бывшие работники МВД получают прибавку к своим пенсиям в размере индексации. По последним новостям, сумма доплаты разная.

Работа сотрудников МВД сложная, рискованная, но простые граждане ее практически не замечают. Однако сами служащие понимают, за что им положена более высокая пенсия. По закону они получают пенсионные выплаты по выслуге лет и в связи с инвалидностью, а их семьи — по потере кормильца. Такие пенсии получают все, кто служили не только в МВД, а и в Минобороны, Нацгвардии, ФСИН, ГПС.

Пенсии в связи с инвалидностью получают сотрудники МВД, ставшие инвалидами во время службы. Выплаты назначают независимо от того, какой стаж заработал служащий. Он может выбрать: или получать пенсию по инвалидности, или по выслуге лет. Некоторые силовики получают две пенсии: вторая – страховая по старости. По инвалидности рассчитывают так: суммируют размер должностного оклада, оклада по званию и надбавки, после полученную сумму умножают на 69.45%, а затем на размер пенсии, выраженный в процентах, установленный с учетом группы инвалидности.

Пенсия МВД по потере кормильца назначается его семье. Ее размер не зависит от выслуги лет умершего или погибшего во время службы сотрудника. Расчет ее практически такой же, как и по инвалидности: суммировать размер оклада по должности, по званию и премию к прибавке, умножить на 69.45% и на размер пенсии в процентах.

Получателем пенсии по выслуге лет можно стать, если есть стаж в двадцать лет минимум службы в ведомствах, и двадцать пять лет общего, при этом достигнут соответствующий возраст (45 лет). Если стаж составляет двадцать лет, то размер пенсии составит 50% от величины ДД, если более – то за каждый последующий год будет добавлено 3% от размера ДД, но не более чем 85%. Рассчитывают такую пенсию следующим образом: (ОВД + ОВЗ + НВЛ) х 50% + 3% х 56% (и +2% каждый год, если ДД не индексировали).

Повышение пенсий МВД уже началось на уровень индексации – 4%.

Правительство РФ внесло в Государственную Думу поправки в Федеральный закон «О полиции». Законопроект, как подчеркивается в пояснительной записке, был разработан в целях уточнения полномочий полиции, а также усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан.

«Законопроект направлен на усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан, совершенствование практической деятельности сотрудников полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, уточнение и детализацию их обязанностей и прав, исключение из отраслевого законодательства норм, которые носят неопределенный характер», — сказано в документе.

Так, в частности, законопроектом прописывается норма, в соответствии с которой «сотрудники полиции вправе осматривать места происшествия, местности, помещения, транспортные средства, предметы, документы и иные объекты в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях».

Также законодательство предлагается дополнить нормой, предусматривающей возможность проникновения сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления.

«Кроме того, полиция в целях спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность (например, лицо, находящееся в транспортном средстве, нуждается в оказании первой или медицинской помощи либо в машине без присмотра оставлен младенец и другие), наделяется правом осуществлять вскрытие транспортного средства. Полиция также получает право вскрытия транспортного средства в случае, если в нем заблокировалось лицо, совершившее (совершающее) преступление», — подчеркивается в законопроекте.

«Для пресечения хищений чужого имущества предлагается наделить полицию полномочием осуществлять досмотр граждан, в том числе при наличии оснований полагать, что они скрывают при себе предметы кражи», — отмечают авторы инициативы.

«Комитет внимательно изучит и детально проработает с заинтересованными ведомствами, экспертным сообществом, общественными организациями внесенные сегодня Правительством РФ в ГД поправки в Федеральный закон «О полиции», — прокомментировал законопроект Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев Пискарев
Василий Иванович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» .

Парламентарий отметил, что принятый девять лет назад Федеральный закон «О полиции» в целом оправдал свою эффективность, создана качественная правовая основа деятельности полиции, однако, как показывает всесторонний анализ правоприменительной и судебной практики, ряд положений нуждается в уточнении.

Среди важных нововведений, предложенных в поправках, Председатель Комитета отметил «предоставление полицейскому возможности представляться задержанному уже после прекращения им опасных, угрожающих жизни и имуществу, противоправных действий, а также новую норму о праве полицейских досматривать граждан и автомобили при оцеплении зданий или участков местности».

«При пресечении терактов и в ряде других критических ситуаций, когда счет идет на минуты и секунды, такие полномочия полиции помогут спасти жизнь десяткам, а может быть, и сотням людей, а также усилить защищенность сотрудников правопорядка, закрепить в более четких и понятных для граждан формулировках порядок их действий», – пояснил Василий Пискарев.

Он также подчеркнул, что «при обсуждении поправок, безусловно, приоритетным для Комитета является обеспечение безопасности граждан, общества и государства. Законопроект будет рассмотрен в установленном регламентом порядке».

Главной темой минувшей среды стала публикация отдельных поправок, подготовленных правительством к закону «О полиции». Законопроект, помимо давно назревших дополнений и уточнений, предлагает новшества, которые вызвали у юристов немало вопросов. К примеру, российских полицейских хотят наделить иммунитетом от уголовного преследования, упростить правила применения оружия и разрешить вскрывать личные автомобили граждан без лишних формальностей. Правозащитники уже заявили, что такие поправки в случае их принятия окончательно развяжут полиции руки. К стражам порядка и теперь много претензий, а дальнейшее расширение их прав без адекватного усиления ответственности способно лишь повысить градус противостояния представителей власти и гражданского общества. Подробности резонансного законопроекта выяснила «Лента.ру».

Без паспорта не обращаться

Утром в среду, 22 апреля, «Интерфакс» сообщил, что правительство России подготовило законопроект, вносящий изменения в федеральный закон (ФЗ) «О полиции». По данным агентства, текст его уже поступил в Госдуму, однако к рассмотрению не принят. Вместе с тем ни на сайте правительства России, ни в единой государственной «Системе обеспечения законодательной деятельности» официальных данных о законопроекте нет.

Источники в Федеральном собрании России передали «Ленте.ру» копию документа. Она имеет все внешние реквизиты настоящего, однако уверенности в том, что это именно тот текст, что подготовлен в недрах кабинета министров, в настоящий момент нет. Но все перечисленные в сообщении «Интерфакса» данные в нем присутствуют.

Анализ текста законопроекта позволяет сделать вывод: подготовленные поправки можно разделить на три группы. Первая часть — редакторская, с формальными правками. Например, вместо «полицейский обязан пресекать» предлагается формулировка: «полицейский пресекает».

Вторая группа поправок важнее: она обобщает результаты практической работы и возникающие при этом правовые коллизии.

Подобные изменения действительно нужны. Так, новый пункт под номером 5.1, который законопроект вносит в статью 5 ФЗ «О полиции». В нем указано, что в случае угрозы жизни и здоровью полицейского или кого-то из граждан сотрудник МВД имеет право сначала пресечь действия нарушителя и лишь потом представиться и разъяснить ему права.

Дело в том, что адвокаты часто требуют признать задержание их подзащитных незаконным лишь потому, что формально полицейские не представились — хотя задерживали, к примеру, вооруженных убийц.

Но третья группа поправок вызывает наибольший интерес: она коренным образом меняет закон «О полиции». И меняет не в лучшую сторону: если эти поправки примут — и граждане, и сами сотрудники полиции окажутся существенно поражены в правах.

Исчезающая анонимность

Первая из важных новелл — дополнение в статью 13 «Права полиции». В ее пункте 2 слова «проверять документы» предлагается заменить словами: «требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы (…), принимать меры по идентификации указанных лиц».

Иначе говоря, если это положение пройдет, то теперь к сотруднику полиции без паспорта подходить не имеет смысла. Более того: это значит, что при обращении на пульт «102» гражданин должен полностью представиться и пройти идентификацию, в том числе цифровую.

В реальной жизни внедрение этого пункта означает, что частое сейчас анонимное сообщение «на улице женщину насилуют» (или «муж жену в соседнем доме бьет») перестанет быть анонимным

Это неизбежно повлечет резкое сокращение таких звонков — и неизбежно приведет к росту бытового насилия. Опытные оперативники знают: почти всегда информация поступает на условиях анонимности, и в нынешнее время это единственная по сути защита сообщающего. По мнению юристов, это положение, пусть даже формально обозначенное как «права полиции», но превратившееся в обязательное условие, еще больше разобщит граждан и сотрудников правоохранительных органов.

Огромное удивление вызывает и придуманный авторами термин «личный осмотр граждан». Сейчас существует юридический термин «осмотр», который подразумевает осмотр вещей и предметов. И есть термин «личный осмотр» — собственно, добровольное предъявление содержимого карманов. Термин «личный осмотр граждан» юриспруденции неизвестен, и его появление без разъяснения — очень опасная вещь.

Почти все юристы, в том числе и действующие сотрудники МВД, с которыми поговорили корреспонденты «Ленты.ру», в один голос пришли к мнению, что «личный осмотр граждан» быстро превратится в обыск без понятых

Авторы законопроекта предлагают переименовать статью 15 «Проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории» на просто «Проникновение». Но под этой формулировкой значительно расширяется перечень поводов для проникновения: вместо короткого «задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления», формулировка пункта теперь звучит так:

«Для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления».

Эта формулировка не просто спорна — она допускает двоякое толкование, что, мягко говоря, и создает широкое поле для злоупотреблений.

Автомобили под ударом

В ФЗ «О полиции» законодатели предлагают внести и новую статью 15.1 — она расписывает порядок вскрытия транспортного средства. Если этот законопроект примут, то, по сути, любой автовладелец (включая юридические лица) окажется беззащитным: прописанные в нем формулировки имеют двойное толкование. А никакой ответственности за вскрытие автомобиля полицейские не понесут — это также прописано в законе.

«Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства, если данная мера применялась по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим федеральным законом и другими федеральными законами»

Нетрудно догадаться, что среди оснований для вскрытия автомобиля — просто подозрение, которое ничем юридически не обосновано.

— В истории со вскрытием автомобилей нужно просчитывать все последствия, чтобы это не превратилось в произвол: вскрыл машину, а потом позвонил владельцу, — говорит в беседе с «Лентой.ру» Сергей Петров, профессор кафедры безопасности Московского педагогического госуниверситета, полковник МВД в отставке. — Я думаю, что надо оповещать владельца до вскрытия, а если он не отзовется, тогда уже производить вскрытие без его согласия.

По мнению Петрова, необходимо обязательно информировать владельца машины до вскрытия, а также обязательно прописать, кто несет ответственность, если автомобиль получил повреждения при вскрытии. Ведь умельцев, которые могут открыть машину и ничего не повредить, найдешь далеко не в каждом отделе полиции.

— Если четко не прописать все эти нюансы, то нагрузка на суды возрастет в разы: при том, что и сейчас они перегружены от исков владельцев машин, которые будут оспаривать действия полицейских, вскрывших незаконно автомобили, — отмечает эксперт.

«Мне показалось — и я его застрелил»

Значительно расширяют права полицейских и при оцеплении местности. Вот как это видят авторы законопроекта:

«Полиция имеет право проводить оцепления (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего. (…) В границах оцепления (блокирования) полиция может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), осмотр транспортных средств, и перевозимых грузов…»

Проще говоря, любой начальник отдела полиции может своей властью оцепить любую территорию, от площади до рынка или лесного массива, и буквально раздеть догола любого находящегося внутри человека (или разобрать до винтика автомобиль).

— Право блокировать дома дает полицейским возможность удерживать людей и нарушать их конституционные права на передвижение, — считает адвокат Людмила Айвар. — Например, при блокировании нельзя будет выйти или войти в жилище без личного досмотра, который не допускается без согласия гражданина или без предъявления документа, которое тоже не всегда обязательно.

Чуть ниже в законопроекте — одна строчка: «в части 5 слова «частях 2-4» заменить словами «части 2″». Казалось бы, просто техническая правка. На самом же деле это изменение разрешает полиции при оцеплении и блокировании не обращать внимание на нормальную жизнедеятельность населения на этом «участке местности» или «территории».

Значительно и не в лучшую сторону, по мнению юристов, предлагается изменить и статью 24, которая называется «Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции». Так, существенно расширяется спектр условий, при которых полицейский может применить оружие: авторы просто пишут «действия, дающие основания расценивать их как угрозу нападения на сотрудника полиции».

— На мой взгляд, в нашей полиции, к сожалению, не работают идеальные сотрудники, которые пунктуально соблюдают закон, — отмечает адвокат Людмила Айвар. — Давайте вспомним майора Евсюкова, который расстрелял людей в супермаркете, и других сотрудников правоохранительных органов, обладающих властно-распорядительными полномочиями и при оружии — что не мешает им убивать людей на улицах, отбирать у несчастных мигрантов деньги и творить произвол. А теперь мы даем им еще и такую неприкосновенность, когда полицейский скажет: я так считал, мне показалось, поэтому я застрелил преступника, а у него, несчастного, и пистолета не было.

«Полицейские у нас не безгрешные»

Между тем инициативные законотворцы наносят существенный удар и по самим полицейским. Они предлагают исключить из закона часть 8 статьи 28 («Основные права сотрудника полиции») право «на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов».

То есть если сейчас полицейский может знать, что о нем пишет начальник, то в случае принятия закона он об этом не узнает никогда. Впрочем, есть для сотрудников МВД и утешительный приз — настоящая вишенка на торте нового законопроекта: его авторы отдельно прописывают, что действующий сотрудник полиции обладает иммунитетом от любого преследования, если суд не решит по-другому. В законопроекте это прописано так:

«Сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции, если эти действия осуществлялись по основаниям и в порядке, установленным федеральными конституционными законами, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности полиции».

По мнению руководителя правозащитной организации «Агора» Павла Чикова, предложение об иммунитете полицейского фиксирует многолетнюю тенденцию снижения числа осужденных сотрудников МВД. Наказать зарвавшегося сотрудника полиции в России становится труднее с каждым годом — так говорит судебная статистика. С ним согласны и другие юристы.

— Этот законопроект дает крайне широкие полномочия сотрудникам полиции, но приведет к тому, что они, и так не безгрешные, еще больше почувствуют безнаказанность и вседозволенность, — утверждает Людмила Айвар. — В итоге стражи порядка будут использовать свою профессию не во благо, а во вред — это очень страшно для обычных граждан. Предлагаемые поправки развязывают руки полицейским при проведении нежелательных для властей митингов, ведь всегда можно прикрыться тем, что полиция действовала во благо граждан.

Иными словами такие формулировки, как превышение должностных полномочий или злоупотребление ими могут полностью потерять актуальность. Единичные пока случаи, когда стражи порядка калечат граждан, которые не представляли угрозы для окружающих, могут стать массовыми. Ведь решающее слово в таких делах будет за судами (если дело туда вообще попадет). А у судей, как показывает практика, нет оснований не доверять сотрудникам правоохранительных органов, которые испытывают физические и моральные страдания от любого прикосновения.

***

Между тем, по мнению опрошенных «Лентой.ру» юристов, главное, что не прописано в новом полицейском законопроекте, — это видеофиксация всех действий стражей порядка. О необходимости оснастить всех сотрудников полиции видеорегистраторами говорят уже несколько лет, а четыре года назад появились отечественные технические средства.

В Москве эта система начинает внедряться — но пока на птичьих правах. Хотя опыт тех же Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и ГИБДД показали эффективность персональных регистраторов — причем, в первую очередь, как средства юридической защиты самих сотрудников.

И правозащитники, и полицейские, и надзирающие органы уже три года говорят о крайней необходимости объективных регистраторов.

Но в очередной раз самое важное опять оказалось забытым.

Обратная связь с отделом «Силовые структуры»: Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: crime@lenta-co.ru

Одним сокращением МВД не отделается?

Говорят, что понедельник — проблемный день. И, возможно, что-то в этом поверье есть. Вот, к примеру, в этот понедельник, 13 июля, из Москвы пришло «пренеприятнейшее известие»: своим указом Владимир Путин на 10% урезал штат российских полицейских. После решения президента у многих сразу возник вопрос: что будет с безопасностью нашего общества, когда из силового ведомства уйдет каждый десятый сотрудник?

Надо сказать, что решение президента было во многом ожидаемо, ведь еще в феврале главный полицейский страны Владимир Колокольцев приостановил прием в органы внутренних дел, в результате чего в силовом ведомстве получился недокомплект.

На этот раз в Министерстве внутренних дел сообщили, что сокращение численности штата МВД будет происходить только за счет управленческих структур — от областного уровня и выше и не коснется подразделений, работающих непосредственно с гражданами, добавив при этом, что «будут предприняты исчерпывающие меры, чтобы сохранить штатную целостность служб и подразделений, которые напрямую работают с населением». Фразу «исчерпывающие меры» в пресс-службе полиции комментировать отказались. Между тем депутат Госдумы Александр Хинштейн, не являющийся оголтелым противником сокращения силовиков, недвусмысленно написал в твиттере: «Пресс-секретарь МВД утверждает, что сокращения «рабочих” должностей не будет. Но умалчивает, что началась подготовка к новой волне сокращений».

В МВД РФ нам не удалось ничего узнать про «новые сокращения». И не только нам. Тот же Хинштейн отметил, что ему неясно, почему «руководство МВД готовит и реализует важнейшие для системы решения в обстановке секретности».

Зачем нам «антиреформы»?

Нельзя не отметить, что это уже второе сокращение силовиков за последние пять лет. После сокращения в 2010 году глобальных улучшений в борьбе с криминалом в России, естественно, не произошло. Напротив, многие жители вдруг потеряли из виду своих ближайших заступников — участковых, которых сокращение коснулось больше всего. При этом полицейским, оставшимся в органах, работы прибавилось, и поэтому ее качество стало ухудшаться. О реальной профилактике правонарушений в полиции стали забывать, зато стало больше бумажной волокиты. Как вы думаете, почему в фильмах про полицию не показывают ворохи бумаг на рабочих столах оперативных сотрудников? Все просто. В кадре из-за наслоений циркуляров невозможно будет увидеть самих полицейских.

«Я бы разогнал этих гопников во дворе, позакрывал бы притоны. Только у меня времени на это нет. Только и делаю, что принимаю заявления граждан и составляю отчеты», — жаловался несколько лет назад корреспонденту «Общественного контроля» один из сотрудников Уголовного розыска УМВД по Невскому району.

Как отметил в личной беседе другой, более высокопоставленный сотрудник полиции, людей для работы «на земле» действительно не хватает, зато непомерно разросся аппарат главка, и специалистов «кабинетного профиля» стало больше… чем в СССР.

На вопрос, зачем нам нужны были такие «антиреформы», которые довели полицию до нынешнего состояния, сегодняшние собеседники в погонах с недоумением указывают вверх и… отказываются комментировать происходящее.

Общественная палата спросит с генералов

Сокращение численности полицейских привлекло внимание и членов Общественной палаты РФ. Сейчас там намерены провести слушания, где потребуют у руководства полиции в цифрах и подробностях рассказать о предстоящем сокращении.

Как пояснил корреспонденту «Общественного контроля» председатель комиссии ОП РФ по безопасности Антон Цветков, увольнение 10% сотрудников силового ведомства не должно привести к увеличению преступности. «На следующей неделе обсудим с руководством МВД дату общественных слушаний, на которых мы хотели бы услышать, почему предприняты именно меры по сокращению. В свою очередь мы открыто выскажем свою позицию», — сказал Цветков, добавив, что пока, например, непонятно, как сможет экономить бюджетные средства, скажем, сокращение «доходного» подразделения — вневедомственной охраны. «Насколько мне известно, будут сокращены подразделения, которые несут охрану государственных объектов, но ведь не со всех подобных объектов можно убирать полицию без негативных последствий», — считает председатель комиссии по безопасности.

Также нельзя не отметить, что сама цифра сокращения в 10% чем-то похожа на формальную разнарядку. Интересно, серьезно ли задумывались над количеством оставшихся «боевых единиц» первые лица нашего государства? А то вот информация ради сравнения: расходы на чиновников Смольного в начале года было предложено секвестрировать на все те же 10%. Или вот еще: финансирование телеканала «Санкт-Петербург» также хотели сократить на десятую часть. Правда, через непродолжительное время, журналистов пожалели. А вот сотрудников полиции, видимо, жалеть нынче некому.

Мнение эксперта OK-inform

Коровин Игорь Владимирович, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя комиссии по социальной политике и здравоохранению:

— Я не сторонник сокращения полиции. При этом надеюсь на то, что данные действия нашей федеральной власти как-то обоснованы. Хотя, скорее всего, это не так. Например, не так давно сократили бюджет, а сегодня, по-видимому, решили сократить полицейских и отчитаться о сэкономленных средствах.

Не понимаю также, зачем сокращать сотрудников вневедомственной охраны, одной из самых работоспособных полицейских структур. На мой взгляд, такое решение просто абсурдно. Сейчас необходимо возрождать нормальную систему работы наших участковых. Их мало. Поэтому и работа на местах не настолько эффективная, как всем нам хотелось бы.

Считаю, что в органах внутренних дел нужны настоящие реформы, при которых можно сократить только тех сотрудников, которые переносят бумажки из кабинета в кабинет, где-то заменить полицейских современными техническими средствами, например камерами видеонаблюдения.

Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации

Генерал полиции Российской Федерации Владимир Александрович Колокольцев родился 11 мая 1961 г. в городе Нижний Ломов Пензенской области. На службу в органы внутренних дел поступил в 1982 г. в отдел милиции по охране дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в г. Москве.

В 1984 г. был назначен на должность командира взвода отдельного батальона ППСМ УВД Гагаринского райисполкома г. Москвы.

В 1985 г. поступил на очное отделение Высшего политического училища имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР на факультет по специальности «Правоведение», который закончил в 1989 г. По окончании учёбы вернулся на службу в ОВД на должность оперуполномоченного отдела уголовного розыска УВД Кунцевского райисполкома г. Москвы.

После этого был назначен заместителем начальника 20 отделения милиции г. Москвы, затем начальником 8 отделения милиции г. Москвы.

В 1992 г. Владимир Александрович направляется в Управление уголовного розыска на должность старшего оперуполномоченного 2 отдела УУР ГУВД г. Москвы. В начале 1993 г. назначается начальником 108 отделения милиции г. Москвы. Через 2 года утверждён в должности начальника отдела уголовного розыска
2 РУВД Центрального административного округа г. Москвы.

В 1997 г. переходит на службу в МВД России на должность начальника 4 регионального отдела РУОП по г. Москве при МВД России. Спустя два года назначен на должность начальника регионального оперативно-розыскного бюро по Юго-Восточному административному округу г. Москвы Центрального регионального управления по борьбе с организованной преступностью при Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД России.

В 2001 г. становится начальником 3 отдела оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу. Впоследствии назначается заместителем начальника оперативно-розыскного бюро ГУ МВД России по Центральному федеральному округу.

В 2007 г. назначен начальником Управления внутренних дел по Орловской области. В апреле 2009 г. становится первым заместителем начальника Департамента уголовного розыска МВД России.

7 сентября 2009 г. Указом Президента РФ генерал-майор милиции Владимир Александрович Колокольцев назначен начальником Главного управления внутренних дел по г. Москве.

10 июня 2010 г. Указом Президента РФ присвоено специальное звание «генерал-лейтенант милиции».

24 марта 2011 г. после прохождения переаттестации Указом Президента РФ назначен на должность начальника Главного управления МВД России по г. Москве с присвоением специального звания «генерал-лейтенант полиции».

21 мая 2012 г. Указом Президента РФ Владимира Путина генерал-лейтенант полиции Владимир Александрович Колокольцев назначен Министром внутренних дел Российской Федерации.

12 июня 2013 г. Указом Президента Российской Федерации № 556 Владимиру Александровичу Колокольцеву присвоено специальное звание «генерал-полковник полиции».

10 ноября 2015 года Указом Президента Российской Федерации № 554 Владимиру Александровичу Колокольцеву присвоено специальное звание «генерал полиции Российской Федерации».

18 мая 2018 года Указом Президента Российской Федерации № 230 Владимир Александрович Колокольцев назначен Министром внутренних дел Российской Федерации.

21 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации № 33 Владимир Александрович Колокольцев назначен Министром внутренних дел Российской Федерации.

Колокольцев Владимир Александрович женат, имеет сына и дочь. Доктор юридических наук. Заслуженный сотрудник ОВД. Имеет государственные и ведомственные награды.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх