Преобразование ФГУП в АО

Реорганизация фгуп

ВажноВ пояснительной записке к документу указано, что по результатам проведенного анализа вариантов реорганизации было установлено, что организационно-правовая форма акционерного общества является оптимальной для привлечения долгосрочных инвестиций в широкий спектр направлений деятельности предприятия, в том числе развитие портовой инфраструктуры. В целях эффективной реализации процедуры реорганизации ФГУП «Росморпорт» и с учетом необходимости обеспечения непрерывности деятельности предприятия, сохранения состава имущества предприятия, проектом федерального закона предлагается закрепить особенности приватизации имущества ФГУП «Росморпорт», распоряжения АО «Росморпорт» указанным имуществом, а также предусмотреть внесение соответствующих изменений в ряд федеральных законов. ИнфоРегистрация акционерного общества в 2018 году: пошаговая инструкция Если вы планируете самостоятельно зарегистрировать АО, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма: Шаг 1: подготовьте заявление о регистрации акционерного общества На первом этапе вам необходимо заполнить заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма №Р11001). Следует обратить внимание, что при создании АО:

  • В разделе 7 заполняется только пункт 7.1 — номинальная стоимость доли (пункт 7.2 не заполняется);
  • Должен быть дополнительно заполнен лист К – сведения о регистраторе.

Что же касается остальных пунктов, то в их отношении действуют те же правила, что и для ООО.

Регистрация ао в 2018 году: пошаговая инструкция

Обращаемся по любому возникающему у нас корпоративному вопросу, зная, что всегда получим грамотный ответ, помогающий избежать возможных корпоративных рисков, и внимательное отношение. За эти годы с сотрудниками АО «Реестр-Консалтинг» у нас сложились теплые дружеские взаимоотношения, компания является нашим надежным и профессиональным партнером.

  • Н.В.

    Еремеева, АО «РОСНО-МС» Руководитель Службы Комплаенс

С АО «Реестр-Консалтинг» нас связывают крепкие деловые отношения уже на протяжении многих лет. За это время был выполнен большой объём работы. Всегда оперативно находились пути решения любых вопросов, по мере необходимости проводились дополнительные консультации.

Хочется отметить профессионализм сотрудников АО «Реестр-Консалтинг», которые с удовольствием идут на контакт, а все работы выполняют своевременно и в полном объёме.

  • Е.Н.

Одним из показателей достижения результатов реализации подпрограммы 1 указанной Государственной программы будет отсутствие федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, к 2018 году. Основными причинами отказа от указанной организационно-правовой формы юридического лица, а также от такого вещного права, как хозяйственное ведение, являются: — непрозрачность хозяйственных операций как для собственника, так и для кредиторов предприятия; — отсутствие предусмотренных законом действенных мер контроля при предельно бюрократически сложной системе принятия любых управленческих решений; — неразработанность корпоративной структуры управления государственного предприятия; — архаичность и несоответствие указанной организационно-правовой формы и вида права современной российской правовой системе.

ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), а также при передаче имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации «Ростехнологии» (Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»). Проектом федерального закона также предусмотрен упрощенный порядок перехода прав и обязанностей по обязательствам при реорганизации ФГУП «Росморпорт».

Предлагаемый проектом федерального закона механизм приватизации позволит сохранить имущественную основу производственно-хозяйственной деятельности ФГУП «Росморпорт», а также привести организационную, правовую и управленческую структуру предприятия в соответствие с современными условиями функционирования экономики. Схожие правовые механизмы приватизации ранее успешно использованы при проведении структурных преобразований железнодорожного транспорта (Федеральный закон от 27 февраля 2003 г.
№ 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»), при передаче имущественного взноса Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (Федеральный закон от 5 февраля 2007 г.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским «кодексом» Российской Федерации, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и иными федеральными законами.

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» или иными федеральными «законами» случаях.

Унитарное предприятие считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным «законом» о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов.

Основными этапами процесса приватизации ФГУП(МУП) при преобразовании их в акционерные общества являются:

  1. Включение ФГУП (МУП) в прогнозный план (программу) приватизации
  2. Подготовка и принятие решения об условиях приватизации ФГУП (МУП)
  3. Государственная регистрация выпуска акций АО
  4. Государственная регистрация АО, созданного путем преобразования ФГУП (МУП)
  5. Размещение акций АО, созданным путем преобразования ФГУП(МУП), и организация ведения реестра акционеров
  6. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций АО

Команда наших профессионалов предлагает провести полный комплекс мероприятий по преобразованию муниципального унитарного предприятия в акционерное общество.

В полный комплекс мероприятий входит полное документальное и консультационное сопровождение процедуры, в том числе:

  1. Консультирование по вопросу включения муниципального унитарного предприятия в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
  2. Правовое сопровождение процесса подготовки МУП (ФГУП) к реорганизации:

Консультирование по вопросам приватизации МУП (ФГУП) путем преобразования в акционерное общество, включая:

— Консультирование по вопросам подготовки Решения об условиях приватизации унитарного предприятия (сроки, этапы, утверждение учредительных документов создаваемого АО, назначение органов управления создаваемого общества и т.д.);

— Разработка проекта Устава акционерного общества, создаваемое в процессе приватизации МУП (ФГУП).

  1. Обеспечение наличия надлежаще оформленных документов (или копий документов) о регистрации выпуска ценных бумаг (акций) и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, в том числе:

— проведение анализа документов и информации на предмет осуществления регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг при учреждении общества;

— составление текста решения о выпуске ценных бумаг и отчета об итогах выпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— консультирование по вопросам утверждения уполномоченным лицом (органом управления) акционерного общества решения о выпуске и отчета об итогах выпуска ценных бумаг (акций), размещенных при учреждении акционерного общества,

— сформирование и направление пакета документов в Центральный Банк Российской Федерации (или его территориальное подразделение) для осуществления государственной регистрации выпуска ценных бумаг (акций) либо получения заверенных копий эмиссионных документов, включая составление текста требуемых документов;

— сформирование и направление пакета документов в Центральный Банк РФ для осуществления государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных (акций) при учреждении акционерного общества (при отсутствии зарегистрированного отчета), включая составление текста требуемых документов;

— осуществление взаимодействия с ЦБ РФ по вопросам возможного аннулирования и/или присвоения номера регистрации выпуска ценных бумаг с получением соответствующих документов, а также в случае возможного отказа в регистрации ценных бумаг.

  1. Подготовка пакета документов для уведомления Центрального банка Российской Федерации (или его территориального отделения) об изменении данных о юридическом лице, связанных с выпуском ценных бумаг, включая:

— оформление документов для предоставления в ЦБ РФ;

— направление документов в установленный действующим законодательством срок.

  1. Подготовка комплекта документов в ФНС России для регистрации изменений в учредительных документах в новой редакции или в форме изменений с учетом пожеланий Эмитента, включая:

— подготовка и подача заявления по форме установленной регистрирующим органом;

— подготовка учредительных документов в новой редакции;

— направление документов в регистрирующий орган (почтовым отправлением с описью вложения, непосредственно, либо в форме электронных документов, подписанных электронной подписью).

  1. Размещение акций акционерного общества, созданного путем преобразования муниципальное унитарное предприятие, включая:

— провести анализ документов и информации на предмет регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

— составить текст отчета об итогах выпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— консультировать по вопросам утверждения уполномоченным лицом (органом управления) акционерного общества отчета об итогах выпуска ценных бумаг (акций);

— сформировать и направить пакет документов в Центральный Банк РФ для осуществления государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных (акций), включая составление текста всех требуемых документов;

  1. Организации ведения реестра акционеров, включая:

— подбор регистратора с оптимальными тарифами и передача ему всех необходимых документов.

Особенности реорганизации и ликвидации унитарных предприятий

Ликвидация УП — это комплекс мер, направленных на прекращение его деятельности (ст.61 ГК РФ). Юристы выделяют такие виды ликвидации данного типа предприятий:

  • добровольная ликвидация. Проводится по решению органа, который создал компанию (орган местного самоуправления либо другой орган государственной власти). Проводится по типичной установленной законом процедуре;
  • принудительная ликвидация. Проводится по решению арбитражного суда, основаниями для которого могут послужить такие моменты в деятельности предприятия:
    • систематическое нарушение законов РФ;
    • отсутствие разрешений на определенные виды деятельности;
    • проведение незаконной деятельности;
    • отказ устранить нарушения в своей деятельности, которые были выявлены государственными органами во время проверок;
  • банкротство. Процедура проходит стандартно. Единственная особенность состоит в том, что руководитель предприятия не является его собственником, поэтому не может по своим полномочиям подать иск в арбитражный суд. При наличии первых признаков несостоятельности организации руководитель официально обращается в орган власти, который создал организацию, и сообщает про кризисную ситуацию;
  • реорганизация. Согласно норм ст.29 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 года №161 процедура реорганизации УП может быть проведена в таких общепринятых формах:
    • слияние;
    • присоединение;
    • выделение;
    • разделение;
    • изменение организационно-правовой формы деятельности предприятия в виде преобразования.

Любой процесс реорганизации (в отличие от преобразования частных предприятий) производится по решению собственника имущества компании.

Как происходит реорганизация

В этом разделе детально рассмотрим как происходит процесс реорганизации отдельных видов унитарных предприятий.

МУП

В процессе преобразования МУП в АО проводится комплекс действий:

  • аудит финансово-экономической деятельности предприятия с целью выявления проблемных зон деятельности и перспектив развития;
  • проведение инвентаризации имущества компании. Цель данной процедуры состоит в анализе стоимости целостного имущественного комплекса, на основе которого ранее функционировало МУП;
  • создание комиссии по приватизации в рамках принятия государственным органом решения о проведении реорганизации. Дело в том, что даже если АО останется в государственной форме собственности, все равно имущество придется передавать на баланс предприятия.;
  • деятельность комиссии. После проведения уведомлений о преобразовании формируется передаточный акт. Стоимость и перечень имущества компании оценивается на основании заключений аудита, актов инвентаризации и документов на земельные участки, которые используются в процессе функционирования общества. После этого также проводится выпуск акций общества;
  • регистрация изменений в органах Росреестра.

Важно отметить, что государство может продать часть выпущенных акций желающим физическим и юридическим лицам.

ГУП

Старт процедуры реорганизации ГУП в ГБУ ничем не отличается от преобразования МУП:

  • выдается приказ о проведении реорганизации. Данный документ составляет руководитель органа государственной власти, который является собственником предприятия;
  • создается реорганизационная комиссия.

Основными задачами данной комиссии являются:

  • проведение инвентаризации;
  • организация и контроль за проведением аудита финансового состояния предприятия.

Государство просто должно понимать какие объемы финансирования будут необходимы для деятельности предприятия. Практически никаких изменений в процессе функционирования предприятия не происходит. Отметим, что в процессе преобразования ГУП в ГБУ не проводится приватизация.

Далее рассмотрим процесс проведения реорганизации ГУП в АО. Согласно норм ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» для возможности старта процесса реорганизации по типу преобразования в АО Правительство РФ вносит объект в План приватизации, который утверждается на период от 1 до 3 лет. После начала процедуры приватизации согласно норм п.3 ст.14 ФЗ о приватизации предприятие должно придерживаться ряда ограничений:

  • невозможность сокращения численности персонала;
  • совершать дорогостоящие сделки ( в размере более чем 50000 МРОТ).

По результатам проведения инвентаризации составляется передаточный акт, в котором указывается сумма стоимости имущества и перечень объектов. После оформления передаточного акта вновь созданное на базе ГУП АО принимает имущество на свой баланс. Параллельно АО, находящееся в собственности государства, проводит выпуск акций, которые потом могут быть проданы физическим и юридическим лицам.

Никакие другие моменты реорганизации не отличаются от общепринятых в законе.

ФГУП

Процедура преобразования ФГУП в АО проходит так:

  • регистрация информации о проведении реорганизации в ЕГРЮЛ;
  • оформление справки из Пенсионного фонда РФ про отсутствие задолженности по уплате налогов и сдаче необходимой отчетности;
  • проведение выпуска акций и государственная регистрация эмиссии;
  • подача регистрационных документов в Росреестр, проведение государственной регистрации преобразованного предприятия;
  • организация хранения реестра акционеров предприятия;
  • после этого производится изготовление новой печати компании;
  • предоставление информации про эмиссию акций в государственные органы;
  • открытие расчетного счета в банке;
  • переоформление всех лицензий и документов, которые были у «старого» предприятия.

ЧУП

Согласно норм закона ЧУП можно реорганизовать только в ООО. Процедура проведения действия такова:

  • проведение собрания с участием потенциальных новых партнеров;
  • создание комиссии по инвентаризации имущества;
  • проведение процедуры уведомления государственных органов о начале реформирования предприятия;
  • уведомление кредиторов о старте реорганизации;
  • период принятия претензий от кредиторов (30 дней с момента старта реорганизации);
  • подведение итогов инвентаризации;
  • подготовка регистрационных документов на новое юридическое лицо и подача документов в органы Росреестра;
  • получение свидетельства о государственной регистрации.

О примере реорганизации ГУПов расскажет данный видеосюжет:

3. Приватизация предприятий путем их
преобразования в акционерные общества

Приватизация крупных и средних государственных и муниципальных предприятий (со среднесписочной численностью работающих более 1000 человек, а по решению трудовых коллективов — и свыше 200 человек, с определенной балансовой стоимостью основных фондов) проводилась путем их преобразования в акционерные общества открытого типа.

Этот способ впоследствии разрешалось использовать и для приватизации относительно небольших предприятий. Действующий Закон о приватизации требует его применения к унитарным предприятиям, уставный капитал которых превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества (т.е. 1000-кратную сумму минимального размера оплаты труда), что практически означает его использование при приватизации даже мелких предприятий.
Решение о приватизации конкретного предприятия на основании утвержденной программы приватизации государственного (муниципального) имущества принимает уполномоченный орган исполнительной власти (ст. 6 Закона о приватизации), который должен также утвердить устав будущего акционерного общества. Ранее в этой роли выступал соответствующий комитет по управлению имуществом. Устав создаваемого в таком порядке акционерного общества обязательно должен содержать указания на предмет и цели его деятельности (п. 3 ст. 37 Закона о приватизации).
Предварительно проводится инвентаризация имущества унитарного предприятия и составляется промежуточный бухгалтерский баланс, на основании данных которых и в соответствии с общими правилами ГК о реорганизации юридических лиц составляется специальный передаточный акт и определяется стоимость чистых активов унитарного предприятия. Утвержденный учредителем-собственником передаточный акт должен отражать все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, т.е. его активы и пассивы, включая долги и исключительные права на объекты «интеллектуальной собственности», а также сведения о размере уставного капитала будущего акционерного общества, количестве и номинальной стоимости его акций (п. 1 ст. 11 Закона о приватизации). Имущество унитарного предприятия, не включенное в передаточный акт и, следовательно, не подлежащее приватизации, изымается публичным собственником в состав своей казны. Следует отметить, что ранее действовавшее законодательство о приватизации не требовало составления каких-либо специальных передаточных документов, а состав приватизируемого имущества определялся на основании утвержденного плана приватизации предприятия.
Уполномоченный государственный орган в качестве единственного учредителя представляет на государственную регистрацию устав создаваемого акционерного общества вместе с передаточным актом. Возникшее после регистрации акционерное общество становится правопреемником государственного или муниципального предприятия в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации; ст. 59 ГК). Одновременно бывший руководитель унитарного предприятия назначается учредителем руководителем (директором) акционерного общества до первого собрания акционеров, а акции созданного акционерного общества выставляются на продажу.
Ранее действовавшие законы о приватизации разрешали работникам (членам трудовых коллективов) приватизируемых предприятий приобретать акции таких обществ на льготных условиях по одному из трех добровольно выбираемых работниками вариантов:
— безвозмездное получение 25% привилегированных (неголосующих) акций (на сумму не свыше 20 минимальных зарплат на одного работника) и покупка еще 10% обыкновенных (голосующих) акций на льготных условиях: по закрытой подписке и с рассрочкой оплаты, а также со скидкой 30% от номинальной стоимости (первый вариант);
— покупка до 51% обычных акций общества (т.е. заведомо контрольного пакета) преимущественно перед другими приобретателями, однако за полную (номинальную) стоимость (второй вариант);
— создание группой работников предприятия с согласия остальных членов трудового коллектива полного товарищества на срок до одного года, с принятием на этот период всей ответственности за деятельность предприятия (в том числе своим личным имуществом), с тем, чтобы по его окончании и выполнении других предусмотренных планом приватизации условий иметь возможность получить половину всех акций общества: преимущественное право на приобретение 30% его голосующих акций по номиналу и еще 20% таких же акций на льготных условиях (в рассрочку и со скидкой 30% от номинала) (третий вариант).
В настоящее время данные возможности уже не предусмотрены законом.
Подавляющее большинство работников предприятий избрали второй вариант, дающий возможность сохранения контроля над приватизированным предприятием. Более того, в ряде случаев свои акции они затем внесли в уставный капитал другого (закрытого) акционерного общества, созданного исключительно с целью контроля над приватизированным предприятием, ставшим открытым акционерным обществом, и недопущения к его управлению сторонних инвесторов. Однако недостаток у работников собственных средств для приобретения акций потребовал привлечения к этому процессу фактических инвесторов (владельцев), при которых работники играли роль подставных лиц, и существенно усилил роль руководителей, получивших возможность различными путями приобрести значительные пакеты акций. В свою очередь, все это породило различные злоупотребления и, по существу, лишило трудовые коллективы перспектив, на которые они рассчитывали.
Для сохранения государственного контроля за рядом приватизированных предприятий, имеющих особо важное народнохозяйственное значение, в федеральной собственности закреплялись контрольные пакеты акций (на срок до трех лет, который в ряде случаев затем продлевался), а также выпускалась «золотая акция», позволявшая и при отсутствии контрольного пакета акций в течение срока ее действия (первоначально — также до трех лет) использовать право вето при принятии решений общим собранием акционерного общества . В настоящее время «золотая акция» рассматривается Законом как специальное право на участие не только РФ, но и ее субъектов в управлении открытыми акционерными обществами, состоящее в возможностях применения права вето при принятии некоторых важнейших решений общим собранием общества, а также внесения предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания (ст. 38 Закона о приватизации) . Данное право используется государством с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего общества, т.е. при отсутствии у него формальных возможностей для контроля за деятельностью акционерного общества.

———————————
См. Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» // САПП РФ. 1992. N 21. Ст. 1731.
См. также: Постановление Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 44 «О порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использования специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» // СЗ РФ. 2003. N 4. Ст. 340.
Эти же потребности вызвали к жизни особенности приватизации имущества государственных предприятий ряда отраслей народного хозяйства (в частности, топливно-энергетического комплекса, включая предприятия энергетики, газового хозяйства, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности и некоторых других). Они устанавливались президентскими указами и содержали многочисленные изъятия из общих правил законодательства о приватизации, нередко обусловленные и ведомственными, и даже лоббистскими, а не только публичными интересами.
В особом порядке проводилась также приватизация совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и материальному обслуживанию агропромышленного комплекса. Она оказалась наименее удачной формой приватизации, ибо навязанная сельскохозяйственным производителям в ходе ее реализации юридическая конструкция акционерного общества в наименьшей мере учитывает особенности организации сельскохозяйственного производства, а подходящие для этих целей производственные кооперативы в то время были прямо исключены из числа участников приватизации. Поэтому от последовательного преобразования всех перечисленных предприятий в акционерные общества фактически все равно пришлось отказаться. Кроме того, объектом приватизации здесь стало имущество колхозов и государственно-кооперативных предприятий агропромышленного комплекса, вообще не относившееся к государственному, что было обусловлено политико-идеологическими, а не экономическими причинами.
Наконец, акции ряда приватизированных предприятий полностью или частично не были проданы из-за отсутствия приобретателей и остались в публичной собственности. Открытые акционерные общества со 100-процентным публичным участием («компании одного лица»), формально будучи частными собственниками своего имущества, фактически находятся под полным государственным контролем, выполняя волю и реализуя интересы своего единственного акционера.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДРИЯТИЙ ПУТЕМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОТКРЫТЫЕ АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА

Одним из наиболее важных положений этого закона является установление минимального размера уставного фонда для УП. Для муниципальных УП (МУП) он равен 100 тыс. руб., для государственных УП (ГУП)- 500 тыс. руб.

Этот же закон обязал все УП привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством.

В связи с этим перед множеством ГУП встала проблема увеличения уставного фонда. Не секрет, что большое количество ГУП работает менее эффективно, чем аналогичные организации частного сектора экономики. Имеющиеся у таких ГУП активы по большей части обременены значительной задолженностью, основные средства крайне изношены, зачастую в собственности не имеется и недвижимости, так как ГУП получали площади либо в аренду, либо в хозяйственное ведение.

Таким образом, привести устав ГУПа «в соответствие» требует закон, а экономическое положение предприятия этого чаще всего не позволяет: нет средств для увеличения уставного фонда. Причем, совсем не факт, что в этом есть вина руководителя. Дело, как известно, в общей неэффективности государственного сектора экономики. Рассчитывать на то, что государство выделит средства, не приходится, так как руководством страны сейчас проводится политика сокращения количества ГУПов до минимального числа с целью оставить только такие ГУПы, которые выполняют действительно необходимые государственные функции.

Конечно, часть ГУПов могут задействовать ресурсы присоединяемых к ним дочерних предприятий, созданных ранее в соответствии со ст. 114 ГК РФ. Закон установил, что эти дочерние предприятия должны быть присоединены к создавшим их УП не позднее 1 июля 2003 г. Понятно, что присоединение «дочек» вместе с их имуществом позволит некоторым ГУПам набрать установленный законом минимум имущества, необходимый для увеличения уставного фонда ОАО.

Для остальных ГУПов, у которых нет таких резервов, одним из способов выхода из создавшейся ситуации является приватизация.

Приватизацией, согласно федеральному закону РФ № 18-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — ФЗ), является возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальных образований — в собственность физических или юридических лиц.

Следует особо отметить, что законодательство императивно установило принцип: возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества (за некоторыми исключениями) возможно только в порядке и способами, установленными ФЗ. Действия, выходящие за пределы ФЗ, чреваты неприятными последствиями для совершивших таковые действия лиц, вплоть до признания приватизации недействительной. Гражданский кодекс РФ устанавливает срок давности для предъявления исков о признании таких сделок недействительными равным десяти годам.

Какие же способы приватизации приемлемы для УП?

Статья 13 ФЗ, определяющая способы приватизации, установила правило: приватизация имущественного комплекса УП в случае, если стоимость его имущества превышает установленный законодательством размер минимального уставного капитала открытого акционерного общества (ОАО), может быть осуществлена только путем преобразования в ОАО, 100% акций которого находится в собственности государственных или муниципальных органов (иначе это именуется акционированием). Федеральный закон «Об акционерных обществах» установил минимальный уставный капитал ОАО в размере 100 тыс. руб. Способ преобразования УП в закрытое акционерное общество (для которого минимальный уставный капитал равен всего 10 тыс. руб.), законодательством не предусмотрен.

Из вышеизложенного следует вывод: все ГУПы или МУПы, имеющие имущество на сумму свыше 100 тыс., но менее 500 тыс. руб., сегодня должны в первую очередь рассмотреть возможность приватизироваться, и приватизироваться только путем акционирования.

Далее нами будет кратко рассмотрен только этот способ приватизации, в наиболее общем виде.

Акционерное общество (АО), согласно законодательству, представляет собой юридическое лицо — коммерческую организацию, уставный капитал которого распределен на акции. Акция позволяет ее обладателю управлять АО путем участия в голосовании на общем собрании акционеров, и получать причитающиеся акции дивиденды. Создание и деятельность АО в целом осуществляется в соответствии с ГК РФ и регулируется федеральным законом РФ «Об акционерных обществах».

Однако ФЗ установил особенности создания и правового положения ОАО, созданных путем преобразования УП. В том числе и для ОАО, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»).

Процедура акционирования УП начинается с появления организатора акционирования. Приватизация государственного или муниципального имущества может быть плановой или инициативной. Имеется в виду, что ФЗ в этом вопросе проявил гибкость, и неограниченно расширил круг лиц, могущих предоставить в уполномоченные государственные или муниципальные органы предложения (заявки) на приватизацию. Более того, статья 10 ФЗ прямо предоставила право органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям определять порядок планирования приватизации имущества, находящегося в их собственности. Статья 14 ФЗ предоставляет им право самостоятельно определять порядок принятия решений об условиях приватизации республиканского или муниципального имущества.

Так, в настоящее время Республика Башкортостан и город Уфа самостоятельно определяют часть процедур приватизации (естественно, в рамках норм ФЗ). Речь идет о законах Республики Башкортостан о программах приватизации государственного имущества на год, а также решениях Уфимского городского совета по аналогичной тематике.

Таким образом, отчетливо просматривается стратегическая линия государства на создание гибкой, учитывающей местные особенности, системы планирования приватизации. Такая стратегия еще раз подтверждает вывод: государство намеренно решительно расстаться с грузом унитарных предприятий. И если кто-либо из руководителей УП, обреченных на акционирование, еще надеется на помощь в высоких кабинетах, то, видимо, это надежда слабая, и с ней следует расстаться, чем раньше, тем лучше.

Наличие прогнозного плана приватизации, или же обоснованной заявки на приватизацию, запускает механизм приватизации. На первом этапе органами по управлению государственным или муниципальным имуществом исследуется вопрос возможности приватизации. Преимуществом в этом плане обладают предприятия торговли, бытового обслуживания, некоторые другие. Законами и иными нормативными правовыми актами установлены категории или перечни объектов государственной или муниципальной собственности, не подлежащие приватизации, или приватизация которых осуществляется с определенными ограничениями. Также существуют нормативные акты, регулирующие порядок рассмотрения заявок на приватизацию.

Если при рассмотрении возможности приватизации УП не выявлены какие-либо ограничения, то орган по управлению соответствующим имуществом (например, Минимущество РБ или КУМС г. Уфы) выносит решение о приватизации данного УП.

При подготовке решения об условиях приватизации УП осуществляются следующие мероприятия:

— осуществляется инвентаризация имущества (включая результаты научно-технической деятельности);

— составляется промежуточный баланс;

— оформляется план земельного участка и иные документы на недвижимость (при ее наличии). План земельного участка оформляется с приложением правоустанавливающих документов на этот участок. Если в отношении подлежащих приватизации земельных участков проведен кадастровый учет, то предоставляется выписка из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана;

Все вышеперечисленные документы подписываются руководителем и главным бухгалтером УП.

Далее органом по управлению государственным или муниципальным имуществом проводятся:

— аудиторская проверка промежуточного баланса. (Аудиторская проверка может быть проведена по инициативе органа по управлению государственной или муниципальной собственностью. С этой целью ими заключается соответствующий договор с аудиторской организацией. В случае выявления аудитором нарушений при составлении документации, может быть назначена дополнительная проверка наличия и состояния имущества и обязательств УП);

решается вопрос о дочерних предприятиях (они должны быть присоединены к основному УП);

— определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса УП (сюда включается все имущество, принадлежащее УП на праве хозяйственного ведения, а также подлежащие приватизации земельные участки, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и пр.);

— определяются объекты (в т. ч. исключительные права), не подлежащие приватизации в составе данного УП, и порядок их дальнейшего использования (например, права на объекты интеллектуальной собственности, которые непосредственно связаны с обороноспособностью и безопасностью страны);

— составляется перечень обременений (ограничений) объектов недвижимости, и определяется необходимость установления при приватизации дополнительных ограничений и публичных сервитутов.;

— определяется балансовая стоимость активов;

— определяется размер уставного капитала создаваемого ОАО (он принимается равным балансовой стоимости подлежащих приватизации активов УП);

-определяются количество и номинальная стоимость акций, состав совета директоров и ревизионной комиссии ОАО, разрабатывается устав ОАО.

Подробнее об инвентаризации.

Инвентаризация имущества УП, а также результатов научно-технической деятельности, в зависимости от принадлежности УП к федеральной, республиканской или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с нормативными актами органов управления имуществом соответствующего уровня. Эти нормативные акты в целом едины в своей методике выявления и оценки активов и пассивов предприятия.

К акту инвентаризации прилагается перечень обязательств УП, существующих на дату завершения инвентаризации. Перечень должен содержать основания возникновения обязательства, предмет обязательства, срок исполнения и контрагент обязательства. Это, в частности, обязательства по векселям, поручительству, и т.д.

При выявлении неучтенных объектов их оценка производится по рыночной стоимости, в большинстве случаев с привлечением независимых оценщиков.

Имущество, не включенное в состав приватизируемого, изымается собственником.

Ответственность за проведение инвентаризации несет руководитель УП.

В случае выявления недостаточности балансовой стоимости активов для формирования минимального уставного капитала ОАО, предусмотренного законодательством, решение будет предусматривать не акционирование УП, а его продажу с аукциона или конкурса.

Вышеизложенные мероприятия завершаются решением об условиях приватизации УП, которое утверждает:

состав подлежащего приватизации имущественного комплекса УП;

перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса УП;

перечень обременений (ограничений) приватизируемого имущества;

расчет балансовой стоимости приватизируемых активов УП.

На основании и в соответствии с решением об условиях приватизации УП составляется передаточный акт, который по форме и содержанию соответствует составу подлежащего приватизации имущества УП. В качестве приложений к передаточному акту прилагаются расчет балансовой стоимости активов, и перечень обременений (ограничений) приватизируемого имущества.

Далее осуществляется государственная регистрация созданного ОАО в порядке, предусмотренном федеральным законом Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц». В соответствии с ФЗ созданное таким образом ОАО становится правопреемником бывшего УП.

После государственной регистрации созданного ОАО представитель органа по управлению государственным или муниципальным имуществом и единоличный исполнительный орган созданного ОАО подписывают передаточный акт.

При этом руководитель бывшего УП назначается директором ОАО до первого собрания акционеров. В соответствии с ФЗ, полномочия высшеего органа управления ОАО (общего собрания акционеров) в данном случае будут осуществляться от имени соответствующего собственника акций – соответствующими органами по управлению государственной или муниципальной собственностью.

Дальнейшие действия исполнительного органа ОАО направлены на переоформление прав, имевшихся у УП (на имущественный комплекс, на недвижимость, на земельные участки), а также организацию деятельности ОАО (ведение реестра акционеров, регистрация акций в ФКЦБ и т.д.).

В будущем продажа государственного пакета акций созданного ОАО будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими такие сделки. При этом, после отчуждения части государственного или муниципального пакета акций (то есть, когда среди акционеров появятся частные лица), «Золотая акция» позволит представителю органа по управлению государственной или муниципальной собственностью налагать вето на следующие решения общего собрания акционеров:

о внесении изменений и дополнений в устав ОАО;

о реорганизации ОАО;

о ликвидации ОАО, назначении ликвидационной комиссии, об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационного балансов;

об изменении уставного капитала ОАО;

о совершении крупных сделок, и сделок, в которых имеется заинтересованность (в определениях, данных Федеральным законом «Об акционерных обществах»).

Председатель Башкирской

республиканской ассоциации

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх