При осуществлении правосудия судьи подчиняются

Новая редакция Ст. 8 ГПК РФ

1. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

4. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по гражданским делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по гражданским делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по гражданским делам.

Комментарий к Статье 8 ГПК РФ

1. В ч. 1 ст. 8 ГПК РФ воспроизводится содержание конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции и ФЗ. В несколько иной редакции этот принцип изложен в ст. 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»: «Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь Конституции Российской Федерации и закону».

2. Постороннее воздействие на судей преследуется по закону. Это положение закреплено в ст. 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (гл. 31 УК РФ).

В частности, в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» независимость судей обеспечивается:

— предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

— запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

— установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

— правом судьи на отставку;

— неприкосновенностью судьи;

— системой органов судейского сообщества;

— предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства.

Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии. Несменяемость и неприкосновенность судей — весьма важные гарантии принципа их независимости. Процессуальные гарантии независимости судей: гласность судебного разбирательства; право заявления отвода судье и его самоотвода по основаниям, предусмотренным законом; правила разрешения судьями всех вопросов, возникающих при разбирательстве дела; особый порядок совещания судей; точно установленные законом пределы обязательности указаний судов кассационной и надзорной инстанций по конкретному делу и др.

Осуществляя полномочия и исполняя обязанности должностного лица, судья состоит в трудовом правоотношении с определенным судебным учреждением и должен подчиняться правилам трудового распорядка в нем. Распределение дел между судьями осуществляет председатель суда либо его заместители. От их воли зависит, какие дела должен рассматривать тот или иной судья. Не исключены ситуации, когда руководитель изымает дело из производства судьи и передает его на рассмотрение другого судьи без каких-либо объективных причин. При этом естественно сомнение: не был ли судья, у которого забрали дело, слишком независим? Хотя возможно и противоположное предположение. Представляется, чтобы не было сомнений, необходимо введение в практику распределения дел между судьями механизма, исключающего волю председателя суда.

Реализация принципа независимости судей и подчинения их только Конституции и ФЗ невозможна благодаря лишь мерам по созданию самых благоприятных материальных условий, социальной защиты, неприкосновенности судей. Независим судья, имеющий хорошую профессиональную подготовку, обладающий умением применять свои знания к фактическим жизненным ситуациям. От судьи требуется обладание высокоразвитым интеллектом, правильным пониманием своих обязанностей, обостренным чувством справедливости, стойкостью и мужеством, умением принимать самостоятельные решения, бескорыстием.

Другой комментарий к Ст. 8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье нашел отражение принцип независимости судей, закрепленный также в ст. 120 Конституции РФ и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно принципу независимости судьи при отправлении правосудия принимают судебные акты без влияния каких-либо других органов и лиц и основываясь только на нормативных актах определенного уровня. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

2. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, а также ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом (ч. 5 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за посягательство на независимость судей. Например, за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. ч. 1 и 3 ст. 294 УК), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295 УК), угрозы или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ч. ч. 1, 4 ст. 296 УК).

3. Гарантии независимости судей подразделяются на политические, экономические и правовые.

К политическим гарантиям относится закрепление в Конституции РФ принципа разделения властей и независимости судебной власти от властей исполнительной и законодательной. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения.

К юридическим гарантиям независимости судей относится целый ряд нормативных предписаний.

Судьи несменяемы (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ). Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным законом (ч. 2 ст. 121 Конституции РФ).

Судьи неприкосновенны (ч. 1 ст. 122 Конституции РФ). Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ч. 2 ст. 122 Конституции РФ).

Ряд процессуальных гарантий независимости судей отражен в статьях ГПК РФ, в частности в правилах об отводах судей, об оценке доказательств, о тайне совещания судей.

Судебный департамент при ВС РФ поставил перед Советом судей РФ вопрос о законности прокурорских проверок, проводящихся в системе Суддепартамента. В частности, прокуроры проверяют сотрудников региональных управлений СД на соблюдение ими антикоррупционного законодательства. По мнению СД, надзор над его работой вообще не входит в компетенцию прокуратуры.

Как говорится в представленной Совету судей справке, руководители региональных управлений Суддепартамента докладывают в Москву о проводящихся у них прокурорских проверках. Чаще всего прокуроры проверяют, исполняется ли законодательство о противодействии коррупции, а также правила содержания подсудимых в камерах временного содержания в судах.

Как указано в справке, «в ходе проведения вышеуказанных проверок в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента имеются случаи дополнительной проверки органами прокуратуры вопросов организации прохождения государственной гражданской службы с доступом к личным делам… и другим документам, содержащим персональные данные».

По мнению СД, проводя подобные проверки, прокуратура превышает свои законные полномочия. Так, в ст. 21 закона «О прокуратуре РФ» (см. в СПС «Право.Ru») приводится исчерпывающий список объектов прокурорского надзора, в который Судебный департамент не входит. В законе говорится, что прокуратура, в частности, надзирает за соблюдением закона в федеральных органах исполнительной власти. Однако, по мнению Суддепартамента, эта норма не распространяется на СД и его территориальные органы, поскольку они «не являются государственными органами исполнительной власти».

В подтверждение своей позиции СД ссылается на п.1 ст.1 закона «О Судебном департаменте при ВС РФ» (см. ), где СД назван «федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности… судов, органов судебного сообщества, а также финансирование мировых судей». При этом все органы Суддепартамента, говорится в справке, «призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей».

Из всего вышесказанного Судебный департамент делает заключение, что прокуратура не уполномочена осуществлять надзор за соблюдением законодательства в Суддепартаменте, а равно и в судах общей юрисдикции.

Напомним, что прокуроры не только проводят «антикоррупционные» проверки в учреждениях Суддепартамента и судах, но и порой отчитываются об их результатах в прессе. Например, в августе 2010 года мы рассказывали о том, что подобные проверки были проведены в управлении СД и администрациях судов в Тюменской области. Тогда прокуроры уличили ряд сотрудников местного суддепартамента и администраторов судов в подаче недостоверных сведений о своих доходах и других нарушениях, в результате чего были наказаны 11 человек.

О решении Совета судей по этому вопросу пока не сообщалось. Однако в четверг, общаясь с прессой после очередного заседания Совета, тему прокурорских проверок прокомментировали председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев и директор Судебного департамента при ВС РФ Александр Гусев.

На вопрос, имеет ли прокуратура право проверять органы Судебного департамента, Вячеслав Лебедев ответил, что «сотрудник СД – не судья, у него нет статуса и специального порядка его привлечения к ответственности, в том числе и к уголовной. Ну, что будет спорить сотрудник Суддепартамента, если у прокурора есть повод и основание для того, чтобы проверять – возбудить уголовное дело или нет?»

После этого глава Верховного суда подозвал Александра Гусева и попросил его дать свой комментарий. «Речь шла о том, — заявил Гусев, — что прокуратура проверяет состояние конвойных помещений, помещений для хранения вещественных доказательств. Собственно, шла речь о порядке совместных проверок Генеральной прокуратуры и Судебного департамента. Мы хотели бы подкрепиться позицией Совета судей, как эти проверки проводить, не более того. Это – право Генеральной прокуратуры, мы к ней относимся с огромным уважением и ни о чем не спорим».

От чего независим казахстанский судья

Судьи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии, должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации — об этом и другом рассказывает в интервью Zakon.kz судья Верховного суда Г. Мусабекова.

— От чего независим казахстанский судья и кому он подчиняется?

— Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции Республики Казахстан и закону. Формулируя указанный принцип в соответствии с конституционными нормами (ст. 77 Конституции Республики Казахстан), уголовно-процессуальным законодательством (ст.22 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан), законодатель обращает внимание не только на то, что судебная власть осуществляется независимо от иных органов, организаций и физических лиц, но одновременно и на то, что единственным ограничением независимости судей является связанность их деятельности с законом.

— Как законодательно обеспечена независимость судей?

— Реализация данного принципа основана на системе соответствующих гарантий, закрепленных в Конституции Республики Казахстан и в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

Независимость судьи обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкосновенностью судьи; установленными Конституцией, Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Законом «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; предоставлением судьям материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение.

— Каковы гарантии независимости судей?

— Гарантии независимости судей принято делить на политические, экономические и юридические.

Когда мы говорим о политических гарантиях независимости судей, то имеем в виду действие принципа разделения властей, а также то, что судьи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии, должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Экономические гарантии независимости судьи основаны на достойном материальном и социальном обеспечении судьи, наличии органов судейского сообщества.

Однако наиболее важными представляются гарантии юридические, среди которых следует отметить определенные законом процедуры осуществления правосудия; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; регламентация особого порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи.

Среди судебных выделяются процессуальные гарантии, то есть те правила судопроизводства, которые способствуют соблюдению принципа независимости судей.

К таковым относятся права участвующих в деле лиц: отвести судью в случаях, предусмотренных законом, в частности ст.87 УПК, обжаловать судебный акт в вышестоящих инстанциях (разделы 8 и 10 УПК, предусматривающие пересмотр приговоров и постановлений в апелляционном и кассационном порядке).

К другим процессуальным гарантиям надлежит отнести установление в законодательстве пределов обязательных указаний вышестоящего суда нижестоящему суду. К таковым относятся обязательные указания суда кассационной инстанции при повторном рассмотрении дела судом нижестоящей инстанции, закрепленные в ст.497 УПК.

Полагаем, что сам по себе факт неисполнения указаний суда вышестоящей инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта. Он лишь рассматривается как причина, повлекшая возникновение того или иного основания для отмены судебного акта из предусмотренных в законе.

— То есть никто не вправе вмешиваться в деятельность суда и судьи?

— Совершенно верно. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. Обращения по судебным делам, поданные вопреки установленному порядку судопроизводства, а также по вопросам, не входящим в компетенцию суда, оставляются судом без рассмотрения или направляются в соответствующие органы. Вышестоящие суды взаимодействуют с судами нижестоящей инстанции только на процессуальной основе.

Также законодательными актами регламентирован особый порядок совещания судей при вынесении судебного акта, что также способствует невмешательству иных лиц в отправление правосудия.

Ограждение суда от проникновения влияния извне еще не решает проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому закон запрещает судьям до оглашения приговора разглашать свои мнения и суждения, определяющие решение по делу (ст.389 ч.3 УПК). Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора (ст.436 ч.3 п.8 УПК).

Исследование обстоятельств дела должно проходить в такой обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления.

Существо принципа независимости судьи при отравлении правосудия состоит в стремлении создать такие условия при осуществлении правосудия, в которых суд смог принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства.

Опыт многих десятилетий показывает, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан, так или иначе заинтересованных в результатах разбирательства конкретных дел. Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых для оказания влияния на суды, которые выработаны многолетней практикой. В том числе, путем публикаций в средствах массовой информации критичных комментариев на не вступивший в силу судебный акт, или незавершенное разбирательство по делу, что равносильно явно незаконным действиям — воспрепятствование нормальной деятельности суда в соответствии с процессуальными нормами.

Таким образом, принцип независимости судей при отправлении правосудия является гарантом правильности и своевременности рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных и административных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, а также прав и охраняемых законом интересов Республики Казахстан, органов государственной власти, прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых, уголовных или иных правоотношений.

— Сами судьи осознают необходимость свято блюсти закон?

— Осознание судьями необходимости свято блюсти закон при отправлении правосудия в силу своего долга, принимать по делу справедливые решения по своей совести и внутреннему убеждению, решительно пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел и в предусмотренном законом порядке ставить вопрос о привлечении виновных в этом к ответственности — это и юридический, и нравственно-этический аспект судебной деятельности.

Исполнение предписаний этого принципа требует от судей высоких профессиональных и морально-психологических качеств, мужества и твердости характера, обостренного чувства справедливости, чтобы противостоять любому посягательству на их независимость и выполнять свой долг так, как повелевает закон и голос совести.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону — проводник законности и справедливости в правосудии, является одним из главных принципов в правовом государстве.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

В защиту прав и свобод

Айдар Смагулов,

судья Северо-Казахстанского областного суда

По иерархии нормативно-правовых актов Конституция Республики Казахстан обладает высшей юридической силой. Являясь Основным Законом государства, Конституция устанавливает основные принципы правосудия и служит гарантией независимости судебной власти в Казахстане.

Вопросы обеспечения и гарантии независимости судей при осуществлении правосудия предусмотрены также Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

Согласно Конституции РК правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть в РК является ветвью государственной власти, взаимодействующей с иными ветвями государственной власти Республики: законодательной и исполнительной, с использованием системы сдержек и противовесов.

Судебная власть в республике принадлежит только судам.

Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров РК.

Суды состоят из постоянных судей, независимость которых защищается Конституцией и законом.

Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью.

Под вмешательством в деятельность суда следует понимать любые формы воздействия на судью в целях воспрепятствования осуществлению им объективного и беспристрастного правосудия по конкретному делу. К таким видам вмешательства, в частности, могут быть отнесены прямое указание или косвенная просьба со стороны того или иного лица о принятии решения в пользу конкретной стороны судебного процесса, умышленное создание условий, при которых судья вынужден принять определенное решение, и другие подобные действия.

Взятие на контроль дела, находящегося в производстве суда, государственными органами или их должностными лицами следует расценивать как вмешательство в судебную деятельность в целях воспрепятствования осуществлению правосудия.

В соответствии со ст. 25 Закона РК от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации», воздействие средств массовой информации на суд влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами РК.

Под предрешением результатов судебного разбирательства применительно к названной норме закона следует понимать такие сообщения средств массовой информации, которые прямо или косвенно направлены на создание общественного мнения о правоте позиции одной из сторон судебного процесса и о законности и справедливости предстоящего судебного постановления лишь в случае вынесения судом определенного решения.

По конкретным делам судьи не подотчетны. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел.

Судебные акты и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных актов и требований судьи влечет установленную законом ответственность.

В случаях неисполнения гражданами, должностными лицами государственных органов и организаций вступившего в законную силу судебного акта, эти лица несут административную ответственность.

В случае же злостного неисполнения вступившего в законную силу судебного акта, а равно воспрепятствования его исполнению, граждане, представители власти и служащие подлежат привлечению к уголовной ответственности по ст. 362 Уголовного кодекса РК.

Никто не вправе произвольно искажать решение суда, порочить его и препятствовать исполнению. Выражение несогласия с судебным решением и его обжалование (опротестование) в вышестоящий суд должны производиться в установленном законом порядке.

Проявление неуважения к суду или судье влечет установленную законом ответственность.

За проявление неуважения к суду, если оно не содержит признака другого специального административного правонарушения или преступления, виновные лица несут административную ответственность по ст. 513 Кодекса РК об административных правонарушениях, в соответствии с которой неуважением к суду признаются любые действия (бездействие), свидетельствующие о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам.

Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи, влечет уголовную ответственность по части 2 статьи 342 Уголовного кодекса.

На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в составы государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка.

Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента РК, основанного на заключении Высшего Судебного Совета республики, либо в случае, установленном п.п. 3) ст. 55 Конституции, — без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность его личности, собственности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РК. Специальные оперативно-розыскные мероприятия в отношении судьи могут быть проведены только с санкции прокурора.

Каждый судья всей своею деятельностью обязан обеспечивать верховенство закона, торжество права и справедливости, осуществлять защиту прав и свобод граждан, конституционного строя, государственных и общественных интересов, являться гарантом законности, демократии и противостоять произволу.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх