Прибытие полиции на место происшествия

Довести начатое до конца в случае, если Вы стали участником уголовного или административного правонарушения, достаточно непросто, а особенно тогда, когда не знаешь алгоритма действий как со стороны органов Национальной полиции, так и со стороны заявителей.

Каков порядок заявления (оповещения) о правонарушении? Где чья компетенция? Как должны действовать заявители? Комментирует Третий днепровский местный центр по оказанию вторичной правовой помощи.

Куда звонить?

ЗАПОМНИТЕ, что единым номером, который является надежным и достоверным для вызова полиции — это «102», а не любые другие номера, которые возможно найти в интернете (например, телефон Главного управления Национальной полиции Украины в Днепропетровской области, Управления полиции охраны, районных отделений полиции и т. д., которые начинаются на + 38 (056).

Вызов полиции именно по номеру «102» в дальнейшем поможет Вам установить факт осуществления такого вызова в случае, если полиция не приехала или не предприняла надлежащих мер.

Набрали «102»: что дальше?

1. В течении двух минут работник службы «102» должен принять от Вас, как от заявителя, информацию следующего характера:

— вид правонарушения или происшествия (например, домашнее насилие, грабеж, разбой, изнасилование, распитие алкогольных напитков и т. д.);

— время, место (адрес), обстоятельства совершенного правонарушения или происшествия (в случае невозможности назвать точный адрес совершения правонарушения, Вам необходимо уточнить приблизительный адрес, где совершено правонарушение (район, направление въезда или выезда из города, расположенные вблизи магазины, торговые центры, парки или другие ориентиры);

— данные о потерпевшем или заявителе (фамилия, имя, отчество, дата рождения, регистрация места жительства (пребывания), местонахождение, абонентский номер телефона, а также, нуждается ли потерпевший, заявитель или другие лица в медицинской помощи.

2. Далее информация передается диспетчеру, который в срок до одной минуты должен назначить и направить наряд патрульных полицейскихна место происшествия. Этот срок могут продлить до 10 минут в случае, если отсутствуют свободные наряды.

В какие сроки должен прибыть наряд патрульной полиции?

Ориентировочное время прибытия наряда полиции на место происшествия с момента назначения наряда для реагирования на правонарушение (с учетом средней скорости движения автомобиля 40 — 50 км /ч) составляет:

1) в пределах города:

— до 7 минут — при нахождении наряда в зоне оперативного реагирования (зона оперативного реагирования — условное разделение территории обслуживания на отдельные секторы, которые закреплены за конкретным нарядами полиции);

— до 10 минут — в случае, если задействовано наряд с другой (соседней) зоны обслуживания;

2) в сельской местности:

— до 20 минут — при нахождении наряда в зоне оперативного реагирования;

— до 40 минут — в случае, если задействовано наряд с другого участка.

В случае осложнения погодных условий, дорожной обстановки и особенностей местности или других непредвиденных обстоятельств, общий срок прибытия наряда полиции на место совершения правонарушения или происшествия не должно превышать времени, минимально необходимого для преодоления расстояния от места дислокации наряда полиции к месту происшествия (конкретные временные рамки в таком случае законодательством не установлены).

Какие действия должен осуществить патрульный полицейский при прибытии на место происшествия?

В первую очередь полицейский должен:

1. Если на месте происшествия есть лица, которые нуждаются в медицинской помощи, вызвать экстренную медицинскую помощь до прибытия которой принимать неотложные действия, направленные на спасение и сохранение жизни человека;

2. При наличии на месте происшествия заявителя (пострадавшего) выяснить обстоятельства правонарушения или происшествия;

В случае уголовного правонарушения:

1. В случае подтверждения признаков совершенного уголовного преступления, проинформировать диспетчера о необходимости направления следственно-оперативной группы (далее — СОГ) и находиться на месте происшествия до её прибытия;

2. До прибытия СОГ обеспечить охрану места происшествия и следов совершенного уголовного преступления, сделать невозможным доступ на место происшествия посторонних лиц; при необходимости — оградить место происшествия специальной лентой «полиция»;

3. Установить личности потерпевших, свидетелей или очевидцев уголовного преступления, приметы лиц, подозреваемых в его совершении, и принять меры по их задержанию.

В случае административного правонарушения:

1. Собрать необходимые материалы проверки (например, пояснения заявителей, свидетелей);

2. Выяснить у заявителя (потерпевшего) абонентский номер телефона и адрес электронной почты, а также удобный для него способ получения ответа о результатах рассмотрения его заявления или сообщения;

3. При возможности составить по месту происшествия протокол об административном нарушении. (Стоит обратить внимание, что протокол составляется НЕ во всех случаях, а лишь в тех, что прямо предусмотрены Кодексом Украины об административных нарушениях)

Как действовать заявителю?

Одним из главных правил для заявителя — это фиксация информации о полицейских, которые осуществляли реагирования на обращение: фамилия, имя и отчество уполномоченного лица, полное наименование должности согласно номенклатуры Национальной полиции Украины с указанием специального звания и номера полицейского жетона.

Например:Иванов Иван Иванович, капрал полиции, полицейский взвода 2 роты 2 батальона 4 Управления патрульной полиции в Днепропетровской области Департамента патрульной полиции Национальной полиции Украины, полицейский жетон № 0000000.

В дальнейшем эта информация поможет оспорить действия полиции, в случае возникновения спорных моментов.

Следующее правило — отслеживайте стадии рассмотрения и результаты проверки своих заявлений об административных правонарушениях, если вопрос не был решен на месте пришествия.

Например: Вы стали жертвой домашнего насилия, вызвали наряд патрульной полиции, но по прибытию на место преступления обидчика уже не оказалось, а следовательно, протокол составлять было не на кого, но пояснения от Вас, как от заявителя, отобрали. Как правило, материалы дела (пояснения, факт правонарушения) передаются участковому, который проводит их проверку: профилактические беседы с обидчиком, составления протокола об административном правонарушении и т. д. В конце такой проверки Вам обязаны дать заключение.

Последнее и самое золотое правило — не бойтесь жаловаться на неправомерные действия полицейских (например, на факт не реагирования на вызов или ненадлежащим образом реагирования на вызов). Такая жалоба подается в Управление патрульной полиции в Днепропетровской области Департамента патрульной полиции Национальной полиции Украины, которая дальше рассматривается отделом мониторинга.

Унификация оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений со стороны российского Правительства должна пресечь необоснованное занижение зарплат на местах, считает председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

Сейчас регулирование систем оплаты труда госучреждений в регионах и муниципальных структур входит в полномочия субъектов РФ и органов МСУ. При этом нередко принятие решения о принципах оплаты труда и о размерах окладов полностью или частично передано на уровень организаций, что приводит к существенным различиям в размерах зарплат на одинаковых должностях.

Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, наделяющий его правом установить общие требования к системам оплаты труда бюджетников.

«В целом я позитивно отношусь к данной инициативе, — сказал Ярослав Нилов в беседе с «Парламентской газетой». — Закон достаточно рамочный — предполагается регулирование на уровне подзаконных актов, но в целом некая федеральная унификация будет правильной. Чтобы не допускать ситуаций, когда у нас отраслевой принцип так работает, что в одном регионе получают 15 тысяч, а где-то — 115 тысяч. С точки зрения социальной справедливости нужно вырабатывать общие подходы».

Критически важным при пересмотре принципов оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций, по мнению депутата, станет их дальнейшее правовое регулирование.

«Надо понять, как все это будет реализовано, чтобы не получилось, как, например, с повышенными пособиями по безработице, — напомнил законодатель. — Когда Правительство на своем уровне увеличило их только для тех, кто после 1 марта потерял работу, а все, кто потерял её до 1 марта, такие пособия получать не смогут. И это всё было отрегулировано как раз на уровне нормативных правовых актов. Поэтому теперь нужно посмотреть, каким образом всё это будет формализовано. Нужно учесть и то, что в регионах разный прожиточный минимум. Это должно отражаться на зарплатах. Но всё равно есть территории, где уровень оплаты труда необоснованно занижен региональными решениями и абсолютно неоправдан».

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в сентябре.

В первую очередь они должны быть направлены на установление преступников, их розыск и задержание, а также розыск похищенного, обнаружение следов и орудий преступления, поиск и получение криминалистической информации, которая могла бы способствовать установлению события и обстоятельств совершенного деяния. Именно слаженностью работы следователя и оперативных работников по осуществлению необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий достигается эффективность в раскрытии тяжких преступлений, совершенных в условиях неочевидности1.

ТАКТИКА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ХИЩЕНИЙ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ

ПУТЕМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ ВРЕЗОК

Милюс А.И., СО Следственного управления УМВД России по г. Иркутску

В настоящее время на территории России совершается большое число преступлений, направленных на хищение нефти и нефтепродуктов. К ним относятся, прежде всего, кражи, мошенничества и присвоение. В то же время нельзя не отметить того, что основным видом преступлений в этой отрасли являются хищения, совершаемые организованными преступными группами путем кражи, как нефти, так и уже готовой продукции, произведенной из нефти, из нефтепроводов с целью их последующей реализации2.

Одним из наиболее распространенных способов хищения нефти и нефтепродуктов являются хищения путем изготовления несанкционированных врезок в магистральные и иные нефтепродуктопроводы

путем изготовления несанкционированной врезки. При этом тактика осмотра места происшествия по преступлениям рассматриваемого вида имеет свои особенности.

Несанкционированная врезка (далее НСВ) — это незаконное вмонтирование специально изготовленного устройства в нефтепро-дуктопровод для осуществления несанкционированного (незаконного) отбора нефти или нефтепродуктов. НСВ представляет собой, как правило, приваренный патрубок к трубопроводу по которому осуществляется транспортировка нефти либо нефтепродуктов, к которому в свою очередь присоединен через резьбовое соединение шаровой кран. НСВ является самым простым и в то же время удобным приспособлением для осуществления хищений из нефтепродуктопрово-дов. На изготовление НСВ не требуется длительного времени, затраты на изготовление и монтаж НСВ по сравнению с получением возможного обогащения незначительны.

НСВ, как правило, бывают вмонтированы в нефтепродуктопро-воды располагающиеся на поверхности почвы, либо если трубопровод расположен на небольшой глубине в грунте, в противном случае монтаж НСВ без привлечения постороннего внимания невозможен. К НСВ, как правило, присоединен отвод — это пластиковый либо резиновый шланг, через который осуществляется налив нефти либо нефтепродуктов. Длина отвода может быть от 1 метра до нескольких километров. При этом непосредственно сами отводы могут быть предназначены для отбора под высоким давлением (пластиковый или резиновый отвод с металлической — армированной сеткой для увеличения прочности), либо не высоким давлением (резиновый шланг или пластиковый патрубок).

Согласно ст. 176 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) основными задачами осмотра места происшествия являются обнаружение следов преступления и выяснение других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Решение указанных задач возможно путем непосредственного восприятия и исследования следователем (дознавателем) объектов материальной обстановки в целях обнаружения следов преступления, вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия и иных обстоятельств, имеющих отношение к происшедшему событию1.

1 Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ, 2001. — С. 206.

Для установления механизма совершения кражи из нефтепро-дуктопровода, а также получения доказательственной базы необходимо тщательное и качественное проведение осмотра места происшествия, направленное на установление механизма хищения, сил и средств, использованных при подготовке и осуществлении хищения, а также установления иных значимых данных.

В ходе осмотра места происшествия следователь (дознаватель) самостоятельно исследует место, где обнаружены следы и иные доказательства, которые позволяют судить как о произошедшем событии, так и лицах, к нему причастных. Фиксация хода осмотра места происшествия должна осуществляться таким образом, чтобы в дальнейшем иные участники уголовного процесса могли понять сущность произошедшего.

Так, по прибытию на место при проведении осмотра места происшествия на эстакадах, нефтепродуктопроводах, предприятиях одним из важнейших вопросов является вопрос обеспечения безопасности лиц, участвующих при проведении осмотра места происшествия.

При осмотре места повреждения нефтепродуктопроводов необходимо строго соблюдать меры предосторожности. При проведении осмотра запрещается производить какие-либо действия с НСВ и иным оборудованием — стучать по трубе или НСВ, крутить вентили или задвижки, снимать надетые на устройства приспособления, шланги и т.п.1. Кроме этого, нередко НСВ вмонтированы на глубине до нескольких метров под землей. В связи с этим необходимо принимать дополнительные меры предосторожности, включая привлечение к участию в осмотре специалистов — техников, инженеров, которые дать оценку безопасности проводимых действий при осуществлении осмотра конструкции, вмонтированной в нефтепродуктопровод.

В случае, если на прилегающей к осматриваемому объекту имеется значительны розлив нефти или нефтепродуктов, то к непосредственному месту необходимо подходить с подветренной стороны, в противном случае испарения углеводорода будут вместе с ветром активно попадать на слизистые оболочки участников осмотра места происшествия, что крайне негативно скажется на здоровье.

Также при возникновении розлива нефти или нефтепродукта на

1 Раскрытие и расследование преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса… — С. 70.

обширной территории необходимо привлечение специальной техники и специалистов в области сбора и локализации последствий розлива с целью недопущения нанесения окружающей среде невосполнимого ущерба.

При осмотре места происшествия, необходимо достижение следующих целей:

а) обнаружение следов преступления и других вещественных доказательств;

Следы преступления и иные доказательства полученные на первоначальном этапе расследования очень часто являются ключевыми, в связи с чем к сбору доказательственной базы, особенно на первоначальном этапе расследования, необходимо подходить с высокой степенью ответственности для того, чтобы в дальнейшем недопустить возможности исключения полученных доказательств в ходе судебного разбирательства по уголовному делу.

б) выяснение обстановки происшествия;

При изучении обстановки места происшествия следователь (дознаватель) устанавливает конкретные обстоятельства, при которых было совершено преступление (место совершения преступления, способ совершения и т.д.). При этом место совершения преступления, время, способ, согласно статьи 73 УПК РФ, являются обстоятельства, подлежащие доказыванию в ходе расследования уголовного дела, в связи с чем эти обстоятельства являются обязательными для установления.

в) выявление иных значимых по делу обстоятельств1.

У иных значимых обстоятельств нет конкретных названий. Иными они являются в силу того, что каждая конкретная ситуация складывается из определенного комплекса факторов. Так, в одном случае необходимо установить автомобиль, который находился на месте происшествия в период совершения преступления, а в другом случае необходимо определить случайного свидетеля.

Достижение указанных целей необходимо для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию при расследовании уголовного дела. Так, обнаружение следов и доказательств напрямую

может указывать на причастность конкретного лица к совершению преступления, установление обстановки происшествия напрямую указывает на факт совершенного преступления, а установление иных обстоятельств по делу нередко приводит к установлению свидетелей и очевидцев совершенного преступления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При проведении осмотра НСВ необходимо установить:

• координаты НСВ с привязкой к километражу трассы нефтепровода — необходимо установление конкретной отметки километража нефтепродуктопровода;

• конструкция НСВ — из каких конструктивных элементов состоит НСВ;

• наличие отвода и его конструкция — длина, направление, материал из которого изготовлен;

• участки замазученности либо розлива;

• следы преступления (следы обуви, транспортных средств, окурки, шланги, металлические трубы, ориентиры для определения места врезки в темное время суток, др. вещественные доказательства, имеющие отношение к преступлению и лицам, его совершившим)1.

В связи с тем, что нефтепродуктопроводы нередко пролегают на открытых местностях, например на полях, где отсутствуют неподвижные ориентиры (дома, столбы и т.д.) по которым осуществляется привязка по местности, допускается привязка обнаруженных следов и объектов к нефтепродуктопроводу как к статически неподвижному объекту.

Для установления всех обстоятельств произошедшего нередко требуется продолжительное время. Так, например, при обнаружении автотранспорта на месте происшествия, многочисленных шлангов, специальных приспособлений необходимо детально зафиксировать местоположение каждого из обнаруженных предметов, тщательно описать и изъять каждый из них. При этом не всегда это возможно выполнить в кратчайшие сроки.

Для качественного и полного осмотра места происшествия, связанного с хищениями из нефтепродуктопроводов требуется:

• незамедлительное прибытие на место происшествия — для недопущения утраты следов преступления, а также для своевременного

1 Раскрытие и расследование преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса. — С. 74.

реагирования на слаживающуюся ситуацию при проведении первоначального этапа расследования;

• неукоснительное соблюдение техники безопасности при проведении работ на месте — прибывать на место происшествия осуще-ствлть непосредственный осмотр в сопровождении инженеров и техников, кроме того необходимо соблюдать правила техники безопасности по работе со сложными производственными объектами;

• фиксация, изучение и изъятие предметов и следов окружающей обстановки, имеющих доказательственное значение необходимо для того, чтобы на первоначальном этапе расследования качественно, своевременно, с учетом действующего законодательства собрать первоначальную доказательственную базу по уголовному делу;

• в случае возникновения необходимости необходимо принять меры, направленные на сбор разлитого нефтепродукта — необходимо проводить в целях недопущения экологического загрязнения окружающей среды, а также для того, чтобы разлитый нефтепродукт не уничтожил следы на месте происшествия, например, чтобы в зону розлива нефти или нефтепродукта не попали следы транспортных средств, обуви человека и т.д.;

• детальный осмотр места НСВ, фиксация посредствам фото и видеосъемки, установление координат, конструкции и т.д. — осуществляется для качественной фиксации следов окружающей обстановки, а также для дальнейшей квалификации совершенного деяния, кроме того требуется для закрепления доказательственной базы по уголовному делу на первоначальном этапе расследования;

• изъятие образцов и предметов со следами нефти (нефтепродукта) для проведения дальнейшего исследования — указанный тактический прием необходим для проведения экспертных исследований в ходе расследования уголовного дела и получения подтверждения эксперта о том, что на материальном объекте содержится конкретный нефтепродукт (нефть), кроме того проведение данного тактического приема направлено на получение в ходе предварительного расследования неопровержимых доказательств (например, экспертное заключение о том, что на одежде, грунте, ином объекте имеются следы нефти из конкретного источника)

Проведение осмотра места происшествия при обнаружении НСВ требует повышенного внимания, высокой ответственности в приня-

тых решениях, полной самоотдачи, а также качественного взаимодействия как самих членов СОГ между собой, так и сотрудников полиции с лицами, со стороны потерпевшей стороны. При соблюдении указанных тактических приемов на первоначальной стадии расследования уголовных дел указанной категории, достигается высокий уровень качества расследования уголовных дел на последующем этапе предварительного следствия. Это позволяет достичь высоких результатов по закреплению доказательственной базы по уголовным делам, а также неоспоримости полученных доказательств еще на первоначальной стадии расследования.

Необходимо помнить, что нефть и нефтепродукты являются объектами повышенного внимания со стороны преступных групп, в связи с чем при расследовании уголовных дел, связанных с хищениями нефти и нефтепродуктов не следует упускать из вида незначительные детали окружающей обстановки, ведь именно эти детали могут нести в себе ключевую информацию о тех лицах, которые совершили данное преступление.

УДК 342.951 ББК 67.401.133

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ПОЛИЦИИ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БОЧАРОВ,

профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, профессор; ОЛЬГА МАРКОВНА ДОРОШЕНКО, преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: mosu-apiadovd@mail.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Рецензент: доктор юридических наук, профессор С.М. Зырянов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Дается характеристика административно-правовых мер пресечения в практике сотрудников органов внутренних дел в сфере правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: административно-правовые меры пресечения; государство; полиция; органы внутренних дел; правонарушения несовершеннолетних.

Keywords: administrative and legal measures of restraint; state; police; law-enforcement bodies; offenses of minors.

Говоря об административном пресечении, как разновидности проявления административно-правового принуждения, применяемого полицией при противодействии правонарушениям несовершенн-нолетних, обычно выделяют следующие сущностные признаки, позволяющие в совокупности сформулировать его понятие.

Во-первых, это наиболее распространенная разновидность административного принуждения, применяемого в самых разнообразных ситуациях в отношении различных субъектов. Во-вторых, меры административного пресечения используются различными должностными лицами полиции. В-третьих, обеспечивая реализацию административной ответственности, эти меры непосредственно не сопряжены с наказанием и не содержат в себе

тех правовых ограничений субъективных прав, которые влекут за собой административные наказа-ния1. В-четвертых, указанным мерам присущ упрощенный порядок процессуального оформления.

Сказанное позволяет сделать вывод, что мерами административного пресечения правонарушений несовершеннолетних, используемых полицией, являются регламентируемые нормами административного права средства принудительного полицейского воздействия, направленные на прекращение противоправных деяний со стороны несовершеннолетних правонарушителей, устранение связанных с такими деяниями негативных последствий, а также создание оптимальных условий для последующего привлечения лиц, виновных в содеянном, к юридической ответственности, реализации воспи-

тателъных и иных предупредительно-профилактических мер.

Как свидетельствует практика, меры административного пресечения — это наиболее простой, доступный, эффективный и широко разветвленный комплекс средств административного принуждения, используемый для противодействия правонарушениям несовершеннолетних.

С учетом распространенности этих мер в деятельности полиции, полагаем уместным подвергнуть их дополнительной дифференциации, которую можно использовать при совершенствовании действующего законодательства, направленного на обеспечение процессуальнойстрогого составляющей их реализации. Системное восприятие указанных мер поможет также более полно уяснить их правоохранительную сущность, правильно приме-ненять соответствующие нормативные ению предписания в конкретных противоправных ситуациях.

Полагаем, что в настоящее время наиболее приемлемой является система мер административного пресечения, выстроенная с учетом: степени их самостоятельности (автономности); используемых методов воздействия; характера объектов применения; специфики сферы воздействия2.

В соответствии с указанными факторами меры административного пресечения уместно классифицировать на четыре самостоятельные группы: а) по степени соподчиненности — самостоятельные и вспомогательные; б) по методам воздействия — в виде средств психического, физического и смешанного воздействия3; в) по объектам воздействия — меры личностного и имущественного характера; г) по характеру сферы воздействия — меры пресечения: общего и специального4 назначения.

Как свидетельствуют проведенные нами исследования, у сотрудников полиции более всего неясностей имеется относительно последней группы мер. Подобное обусловлено различными обстоятельствами, в том числе тем, что при законодательном регулировании их реализации используется много оценочных категорий, требующих дополнительного толкования и разъяснения5. Кроме того, результаты опросов сотрудников полиции позволяют заявить, что большинство из них не решаются применять указанные меры пресечения даже при наличии к тому законных оснований, опасаясь по-

следующего уголовного преследования. Полагаем, что устранить подобную неуверенность полицейских возможно, если при изучении соответствующих положений закона «О полиции» использовать предлагаемую нами методику, позволяющую не только надежно запомнить содержание соответствующих правовых установлений и правильно оценивать ситуацию, обусловливающую применение специальных мер пресечения, но и уверенно вспомнить и изложить содержание правовых норм, которыми руководствовался сотрудник полиции, при последующем определении законности его действий. Суть данной методики состоит в дифференциации указанного правового материала и изучении его в определенной последовательности.

Мы исходим из того, что профессиональная деятельность полицейского не всегда может быть изначально пошагово смоделирована, в следствие чего не исключена вероятность наступления нежелательных последствий от действий сотрудников полиции, особенно в процессе реализации специальных мер пресечения, что обычно происходит в условиях высокого эмоционального напряжения, когда обстановка требует быстрой реакции на происходящие события. В этих ситуациях тщательно оценить правомерность своих решений и поступков нет времени, а от правильности выбора меры пресечения и быстроты ее реализации зависят жизнь и здоровье граждан и самого сотрудника полиции. Поэтому, крайне важно выработать устойчивый навык анализа ситуации и поведения полицейского.

Собственныйого опыт службы в органах внутренних дел, учет мнения коллег, работников прокуратуры, адвокатов и представителей судебного корпуса о причинах неправомерного применения специального административного принуждения позволили сделать вывод о необходимости формирования в правосознании полицейского четкого представления о структуре процесса реализации рассматриваемых мер, как о совокупности трех основных составляющих: основания, порядка и правил применения специальных мер административного пресечения.

Универсальное основание применения указанных мер представляет собой совокупность закрепленных в правовых нормах юридических фактов, наличие которых в реальной действительности пре-

доставляет полицейскому право применить физическую силу, специальное средство или огнестрельное оружие и складывается из двух элементов: цели и условия. Комбинации этих элементов могут быть разными: а) несколько целей и одно условие — для применения физической силы; б) одна цель и одно условие, одна цель и два условия, три цели и три условия — для применения специальных средств;

в) одна цель и одно условие, одна цель и два условия, одна цель и три условия, одна цель и четыре условия, одна цель и пять условий, две цели и два условия — для применения огнестрельного оружия;

г) одна цель и одно условие, одна цель и два условия — для применения служебного огнестрельное оружия ограниченного поражения.

Общей целью применения данных мер выступает — прекращение противоправной деятельности, в том числе — поведения, создающего сотрудникам полиции помехи выполнения предусмотренных законом обязанностей. Однако, законодатель в каждом конкретном случае конкретизирует целевую установку, используя следующие категории:

• пресечь — для применения огнестрельного оружия, служебного огнестрельное оружия ограниченного поражения, специальных средств, физической силы;

• отразить, остановить, освободить, задержать — для применения огнестрельного оружия, служебного огнестрельное оружия ограниченного поражения, специальных средств;

• доставить — для применения специальных средств, физической силы;

• защитить, обезвредить, разрушить — для применения огнестрельного оружия, служебного огнестрельное оружия ограниченного поражения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• блокировать, выявить, конвоировать, охранять — для применения специальных средств;

• преодолеть — для применения физической силы.

Следует иметь в виду, что содержание перечисленных категорий обладает временными параметрами, так как пресечь, остановить, преодолеть и т.д. возможно лишь только то поведение, которое началось и еще не завершилось. В процессе применения рассматриваемых мер важно уяснить, что при достижении определенной цели, конкретное осно-

вание применения конкретной меры исчерпывается, иными словами — оно прекращает свое существование. Однако при этом не исключена возможность, используя иное основание, продолжить применять ту же меру либо прибегнуть к помощи иной меры воздействия, преследуя, таким образом, достижение иной конкретной правоохранительной цели.

Что касается общего условия, выделенного нами в качестве второго элемента оснований применения мер административного пресечения, то его можно представить в виде следующей формулы: «если ненасильственные способы не позволяют достигнуть желаемого правоохранительного результата».

Кроме того, глава 5 Федерального закона «О полиции» содержит множество вариантов частных условий применения мер административного пресечения, однако общая цель и общее условие остаются неизменными вне зависимости от вида мер или средств воздействия.

Особое внимание также следует обращать на юридическое, логическое, грамматическое и прочее толкование частных условий применения конкретных мер административного пресечения. Представленные в нормативных формулировках окончания слов, предлоги, знаки препинания и прочие технико-юридические приемы имеют огромное значение для понимания замысла законодателя и характеристики конкретных фактических обстоятельств, изложенных в качестве гипотез правовых норм, содержащих основания применения рассматриваемых мер административного принуждения. Так, например, пункт 4 части 1 статьи 23 Федерального закона «О полиции» предусматривает применение полицейским огнестрельного оружия для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки не любого преступления, а лишь преступления, относящегося к разряду тяжкого или особо тяжкого. Кроме того, оно должно быть направлено против жизни, здоровья или собственности. При этом лицо, совершающее подобное посягательство, обязательно должно пытаться скрыться, а не бездействовать и ожидать дальнейшего развития событий. Еще один наглядный пример касается применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия по основанию, содержащемуся в пункте 1 части 3 статьи 23 Федерального закона «О полиции», согласно которому полицейский, преследуя частную цель —

«остановить транспортное средство путем его повреждения», обязан учитывать наличие нескольких частных условий: а) неоднократность требований об остановке; б) требования об остановке исходят от одного сотрудника полиции, именно того, который собирается применить огнестрельное оружие;

в) пытаясь скрыться, водитель создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Важно помнить, что подобные нюансы чаще всего становятся предметом пристального анализа со стороны надзирающих за законностью полицейской деятельности властных структур.

Характеризуя обстоятельства, лежащие в основании применения специальных мер административного пресечения, надлежит учитывать, что в процессе разбирательства по фактам применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, не достаточно ограничиваться упомянутыми выше категориями, используемыми законодателем6. Необходимо прибегнуть к их детальному описанию, позволяющему раскрыть их истинное содержание. Так, заявляя о том, что сотрудник полиции отражал «нападение», следует иметь в виду, что «нападению» свойственны: а) внезапность действий (ворвался, схватил, выхватил, выпрыгнул и т.п.); б) агрессивность действий; в) наступательность действий;

г) опасность, вредность действий. При этом агрессивность, наступательность и опасность противоправного поведения обычно подтверждают: а) слова; б) сами действия; б) используемые предметы; в) следы, появившиеся в результате совершенных действий, в том числе — с использованием определенных предметов.

Наряду с основанием, следующей составляющей рассматриваемого процесса применения специальных мер административного пресечения является порядок их применения, который для всех мер является практически одинаковым и включает три стадии (этапа): предварительную (до применения), текущую (само применение) и последующую (после применения).

На первой стадии (до применения) происходит определение наличия юридического основания, о котором мы говорили выше. Кроме того, на данной стадии закон требует, чтобы полицейский: а) сообщил лицам, в отношение которых он предполагает

применять специальные меры административного пресечения, что он является сотрудником полиции;

б) предупредил о своем намерении применить конкретную меру воздействия в определенных целях и

в) предоставил нарушителю возможность и время для выполнения своих законных требований. Какой-либо единственный способ предупреждения в законе не указан, что предоставляет сотруднику полиции право предупреждать о последующем применении специальных мер административного принуждения любым образом. Вместе с тем, обязательное требование об упомянутом предупреждении законодатель сформулировал с некоторой оговоркой, а именно — сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия7.

Вторая стадия непосредственно связана с действиями по пресечению противоправного поведения, где полицейский, во-первых, должен учитывать: создавшуюся обстановку, характер и степень опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характер и силу оказываемого ими сопротивления. Во-вторых, сотрудник полиции в рамках всей второй стадии, должен учитывать одно из ключевых требований закона — стремиться к минимизации причиняемого вреда, что продиктовано гуманистической основой деятельности полиции. При этом важно понимать необходимость последующего обоснования своих действий, чтобы доказать наличие такого стремления и объяснить почему, например было нанесено именно 3 удара, а не один, и так далее.

Заметим, что служебные занятия по огневой и физической подготовке в органах внутренних дел направлены как раз на выработку тех навыков, которые позволяют обеспечить успешное пресечение с учетом стремления к минимизации вреда.

Однако, полагаем, все же не лишним будет обратить внимание на то серьезное обстоятельство, что закон указывает на требование именно «стремиться»8 к минимизации ущерба, а не на обязательность его минимизации. В этой связи сотруднику полиции

следует сконцентрировать свое внимание на том, каким образом он «стремился» к тому, чтобы выполнить предписание нормативного правового акта.

Вторая стадия заканчивается в тот момент, когда противоправные действия прекращены. Достаточность меры пресечения — это еще одно из обязательных условий законности правоприменения. Не редки случаи, когда сотрудники полиции обоснованно применяя огнестрельное оружие или специальные средства, своевременно не останавливаются, чем нарушают законодательно предусмотренные пределы административно-правового пресечения, и, как следствие, несут за это справедливую ответственность.

Третью стадию, обусловленную наступившими последствиями, уместно представить в виде двух последовательных этапов: первоначальные действия и этап процессуальной фиксации (документирования).

На первоначальном этапе сотрудник полиции, во-первых, обязан оказать первую помощь пострадавшим, а также принять меры по предоставлению им медицинской помощи в возможно короткий срок; во-вторых, о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции.

Обращаем внимание на то, что обязательность подобного сообщения о применении физической силы, закон детерминирует дополнительным условием в виде причинения вреда здоровью гражданина или материального ущерба гражданину либо организации. Таким образом, если в результате применения физической силы физический либо материальный вред отсутствуют, то обязанность сообщать непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции о применении данной специальной меры административного принуждения перед сотрудником полиции не возникает. Подобное, как свидетельствуют результаты исследования, создают у полицейских иллюзию вседозволенности и бесконтрольности в применении физической силы, тем более, что закон не связывает ее применение с какими-то конкретными формами (действиями, приемами) и объектами (одушевленными, не одушевленными).

Определенные обязательства в связи с применением сотрудником полиции специальных мер административного пресечения, причинившим гражданину ранение либо смерть, возникают у их руководителей, которые в течение 24 часов уведомляют прокурора о происшедшем. Они также в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляют близких родственников или близких лиц гражданина о причинении ему телесных повреждений в рассматриваемых обстоятельствах.

В-третьих, сотруднику необходимо помнить о собственной личной безопасности, о сохранности вверенных ему специальных средств и огнестрельного оружия.

Этап процессуальной фиксации (документирования) необходим для принятия последующего решения о правомерности реализации сотрудником полиции специальных мер административного пресечения.

На данном этапе, сотруднику на месте следует позаботиться о доказательствах правомерности своего поведения в рамках применения специальных мер пресечения (установить свидетелей, зафиксировать обстановку с помощью фото- или видеосъемки, определить свое место и расстояние до нарушителя (нарушителей), обеспечить сохранность следов нападения, сопротивления, используемых орудий, предметов и т.д.). Кроме того, сотрудник полиции, в случаях, указанных выше, в 24-х часовой срок обязан сообщить все известные ему обстоятельства применения им специальных мер административно-правового пресечения в форме рапорта.

С учетом изложенного, в целях усиления контроля за соблюдением сотрудниками полиции требований действующего законодательства, регулирующего применение специальных мер административного пресечения и повышения ответственности сотрудников полиции, осуществляющих применение указанных мер принуждения, считаем целесообразным изменить часть 8 статьи 19 Федерального закона «О полиции», исключив из нее в качестве обязательного условия информирования о факте применения физической силы наступление последствий в виде «причинения вреда здоровью гражданина или причинения материального ущерба гражданину либо организации», изложив ее в следующей редакции:

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«8. О каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.»

Третья составляющая рассматриваемого нами процесса — это правила применения специальных мер пресечения, под которыми мы понимаем предусмотренные Федеральным законом «О полиции» ограничения и запреты, касающиеся применения указанных мер.

Проведенные исследования свидетельствуют, что набор таких ограничений и запретов легче запомнить и проще воспроизвести, если рассматривать их применительно к конкретным видам мер пресечения.

Относительно физической силы такие запреты и ограничения Федеральным законом «О полиции» не предусмотрены вообще.

В случае же применения специальных средств и огнестрельного оружия эти запреты имеют схожее содержание, когда речь идет об общих правилах так как они связаны с теми лицами, в отношении которых специальные меры применять нельзя. К таким лицам Федеральный закон «О полиции» относит: а) относительно специальных средств: женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (до 14 лет); б) относительно огнестрельного оружия: женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних (до 18 лет).

Вместе с запретами законодатель нормативно закрепил и исключения из названных правил, если указанные лица: а) оказывают вооруженное сопротивление (для огнестрельного оружия и специальных средств); б) совершают групповое или вооруженное нападение, угрожающее жизни, здоровью граждан или полицейского (для огнестрельного оружия); в) совершают групповое или иное нападение, угрожающее жизни, здоровью граждан или полицейского (для специальных средств)9. На наш взгляд, использованный законодателем прием изложения исключения из общих правил применения специальных средств является неудачным, так как

включение в разряд исключительных случаев наличия со стороны указанных лиц иного нападения, угрожающего жизни, здоровью граждан или полицейского, фактически предполагает возможность совершения любого нападения подобной целевой направленности. В данном случае дополнительное упоминание группового нападения является излишним, усложняющим и без того непростой для восприятия текст закона.

Относительно конкретных правил применения отдельных видов специальных средств и остальных правил применения огнестрельного оружия, как показало проведенное нами исследование, у сотрудников полиции сложностей и неясностей нет. Со стороны ученых-административистов состояние правового регулирования данных вопросов также нарекания не вызывает.

Таким образом, полагаем, что предложенный алгоритм понимания процесса применения специальных мер административного пресечения будет способствовать систематизации знаний и навыков сотрудников полиции в этой сфере профессиональной деятельности.

1 См.: КуракинА.В., ТюринВ.А. Меры административного пресечения // Юрист. 2001. № 10. С. 34.

2 См.: Куракин А.В., Тюрин В.А. Меры административного пресечения // Юрист. 2001. № 10. С. 34.

3 В отношение несовершеннолетних законодатель допускает дополнительное регулирование данных вопросов, предусматривая специальные запреты и ограничения для правоприменителей. См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

4 Традиционно под данной категорией мер понимается применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия.

5 Именно так оценили качество указанного законодательства 57% опрошенных респондентов из различных подразделений полиции, участвующих в противодействии правонарушениям несовершеннолетних.

6 Анкетирование сотрудников полиции показало, что подавляющее большинство из них (более 90%) во время дачи объяснений относительно обстоятельств, послуживших основанием применения специальных мер административного пресечения, ограничиваются лишь законодательными формулировками, затрудняясь выделить в поведении нарушителя необходимые сущностные признаки и изложить их письменно.

7 В данном случае необходимо ориентироваться на положения уголовного законодательства России и судебную практику Верховного Суда Российской Федерации.

8 87% опрошенных сотрудников полиции на данную важную деталь не обращали внимания.

9 Для детальной характеристики указанных категорий следует обратиться к положениям уголовного законодательства России и судебной практике Верховного Суда Российской Федерации.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх