Принципы государственной политики в информационной сфере

Принципы государственной информационной политики представляют собой базовые положения, которыми руководствуются государственные органы и должностные лица при выполнении задач государственной информационной политики.

Эти принципы, с одной стороны, отражают подходы к организации выполнения основных функций государства (общие принципы), а с другой — конкретизируют положения теоретико-концептуальной предметной области информационной политики субъекта, обладающего публичной властью (специальные принципы).

К числу общих принципов государственной информационной политики следует отнести, прежде всего:

  • • принцип законности при формировании и реализации государственной информационной политики заключается в строгом соблюдении норм законодательства с верховенством норм Конституции РФ и федеральных законов;
  • • принцип научной обоснованности — в использовании при подготовке предложений по содержанию и форме государственной информационной политики результатов научных исследований в соответствующих областях знаний;
  • • принцип единства заключается в разработке и соблюдении единых для всех субъектов информационной деятельности подходов и требований к разработке программных мероприятий государственной информационной политики и их реализации в практике информатизации;
  • • принцип системности — в учете при определении мероприятий государственной информационной политики и их реализации всех основных факторов, оказывающих существенное влияние па выполнение задач политики, включая объемы необходимых для этого финансовых, материальных, технологических, кадровых и иных ресурсов;
  • • принцип эффективности — в использовании государством для реализации политики методов и средств, являющихся наиболее рациональными применительно к конкретным социально-политическим и иным условиям реализации государственной деятельности (например, минимизирующих затраты материальных и финансовых средств для достижения цели государственной информационной политики, сокращающих сроки ее достижения, уменьшающих объемы привлекаемых для этого ресурсов и т.п.).

К числу специальных принципов государственной информационной политики относятся положения, определяющие прежде всего развитие информационного общества в Российской Федерации: партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; свобода и равенство доступа к информации и знаниям; поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Специальные принципы государственной информационной политики можно найти, например, в Концепции формирования вертикально-интегрированной автоматизированной системы государственного управления (ГАС «Управление»):

  • • принцип стандартизации, состоящий в рациональном применении типовых (унифицированных или стандартизированных) проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом;
  • • принцип полноты, актуальности и достоверности информационных ресурсов, обеспечивающих эффективную информационно-аналитическую поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении полного комплекса функциональных задач в рамках планирования, исполнения, мониторинга, контроля и прогнозирования всех управленческих решений;
  • • принцип комплексной интеграции и рационального применения существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, типовых решений и технологий, реализованных в интересах управления приоритетными национальными проектами.

Специальные принципы государственной информационной политики зафиксированы и в Концепции информатизации органов внутренних дел до 2012 г., например:

  • • принцип направленного развития, основанный на осуществлении взаимосвязанных процессов проектирования и поэтапной модернизации структурных составляющих единой информационно-телекоммуникационной системы, обеспечивающих возможность ее постоянной адаптации к изменяющимся задачам МВД России и требованиям пользователей;
  • • принцип консолидации данных, основанный на приведении всех данных к единой терминологии, обеспечении их единообразной интерпретации и точного сопоставления.

Направления государственной информационной политики представляют собой конкретные области деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению одной или нескольких задач государственной информационной политики.

В каждом направлении государство определяет в зависимости от сроков (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) самостоятельные мероприятия или проекты, т.е. конкретные запланированные комплексы действий или их упорядоченную совокупность, в результате выполнения которых решаются главные задачи по достижению целей государственной информационной политики.

Например, на ближайшую и среднесрочную перспективу приоритетными направлениями в области использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти являются комплексы планируемых мероприятий в конкретных областях модернизации развития страны:

  • • в области социально-экономического развития;
  • • в сфере государственного управления;
  • • по области обеспечения информационной открытости;
  • • в области обеспечения информационной безопасности.

Приоритетными направлениями государственной политики в области формирования электронного правительства на среднесрочную перспективу (в ближайшие пять лет) являются:

  • • развитие системы обеспечения удаленного доступа граждан к официальной информации на основе использования информационно-коммуникационных технологий;
  • • предоставление государственных услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Итак, сделаем выводы.

1. Цель государственной информационной политики характеризует достижимую в реальных условиях социально-политического развития общества степень проявления сущности рассматриваемой политики и представляет собой духовные блага общественного развития и результаты программы деятельности властвующего субъекта в информационной сфере, в том числе по разрешению наиболее острых проблем и противоречий информационного общества.

Цель государственной информационной политики России заключается в содействии устойчивости общественного развития, а также в обеспечении общественной поддержки мероприятий государственной политики.

  • 2. Задача государственной информационной политики представляет собой желаемый результат деятельности государственных органов и должностных лиц в информационной сфере, связанной с достижением цели государственной информационной политики на определенном, относительно стабильном интервале или в некоторый конкретный момент общественного развития.
  • 3. Принципы государственной информационной политики представляют собой базовые положения, которыми руководствуются государственные органы и должностные лица при выполнении задач государственной информационной политики.

К числу общих принципов государственной информационной политики относятся законность, научная обоснованность, единство, системность и эффективность, взаимодействие государства и гражданского общества. К числу специальных — положения, определяющие отраслевые начала особенности информационной политики в отдельных областях ее реализации.

4. Направления государственной информационной политики представляют собой область деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению одной или нескольких задач государственной информационной политики.

Комитетом по информационной политике Государственной Думы 15 октября 1998 года одобрена Концепция государственной информационной политики РФ, которая была затем и принята.

Цель Концепции – определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (далее просто политики), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия политики на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в начале века.

Концепция базируется на:

  • Конституции РФ;
  • «Декларация прав и свобод человека и гражданина»;
  • Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (уже утратил силу);
  • Законе РФ «О средствах массовой информации»;
  • Законе РФ «Об участии в международном информационном обмене»;
  • Законе РФ «О связи»;
  • Законе РФ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в РФ»;
  • Законе РФ «О государственной тайне»;
  • Гражданском Кодексе РФ;
  • других трудах и документах.

Концепция разработана по инициативе Госкомитета РФ по связи и информатизации и Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи.

На протяжении многих лет политика охватывала, главным образом, СМИ. С конца прошлого века формулируются и развиваются принципы и положения государственной политики информатизации, которые были рассмотрены нами выше.

Новый импульс в развитии политики получен в связи с осознанием необходимости построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы.

Важны также и процессы развития мирового информационного сообщества и построения информационного общества, в котором Россия как государство с развитой ИКТ инфраструктурой на Евроазиатском пространстве, могла бы стать мостом между Европой и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Это позволило бы ей стать ключевым звеном мирового информационного пространства.

В рамках политики должны быть заложены основы для формирования единого информационного пространства РФ, ее вхождения в мировое информационное пространство, развития отрасли информационных услуг, расширения правового поля регулирования общественных отношений.

Необходимость решения столь масштабных задач требует эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, государственной поддержки отечественного рынка ИКТ, продуктов и услуг, регулирования деятельности государственных электронных и традиционных СМИ.

Политика – важная движущая сила проведения в России демократических преобразований общества и государства, в новых информационно-коммуникационных реалиях построения открытого информационного общества.

Она должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур, географические, временные, социально-экономические, научно-технические, культурные особенности развития субъектов РФ.

Она – важная составная часть внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Долгосрочной стратегической целью информационной политики является построение демократического информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество.

Основными задачами политики являются:

  • развитие ИКТ и модернизация ИКТ-инфраструктуры;
  • эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов;
  • обеспечение свободного доступа к национальным информационным ресурсам;
  • развитие СМИ;
  • подготовка человека к жизни и работе в информационном веке;
  • создание нормативно-правовой базы информационного общества.

Основные положения политики фиксируются в нормативно-правовых актах, гармонизированных с законодательством развитых стран.

Решение основных задач политики должно осуществляться посредством различных форм воздействия на объекты информационной сферы.

Политика должна опираться на следующие базовые принципы:

  • открытости политики;
  • равенства интересов;
  • системности;
  • приоритетности отечественного производителя;
  • социальной ориентации;
  • государственной поддержки;
  • приоритетности права.

Информационные ресурсы России являются громадным по объему, стоимости и сложности. Они включают базы данных, электронные информационные массивы, библиотечные и архивные фонды и т.п. Однако, по одному из важнейших показателей движения страны по пути к информационному обществу – степени использования информационных ресурсов для обеспечения потребностей общества, Россия отстает от развитых стран мира.

Причины этого весьма разнообразны: дороговизна ресурсов; сложности навигации; несовместимость платформ и приложений; плохая товарная форма и реклама и др.

Поэтому основная цель политики по отношению к информационным ресурсам такова:

  • разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения системы управления информационными ресурсами и соответствующих правовых механизмов;
  • разделение полномочий по владению и распоряжению государственными информационными ресурсами между центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
  • разработка и реализация организационных и финансово-экономических мер по координации и регулированию деятельности в сфере формирования и использования государственных информационных ресурсов;
  • создание государственной системы аудита и мониторинга состояния информационных ресурсов;
  • разработка и реализация федеральных, региональных и межотраслевых программ, направленных на формирование и использование научно-технической информации, информатизации библиотек, архивов и др.;
  • бюджетное финансирование социально значимых информационных систем;
  • создание экономических условий для поддержки отечественного производителя в развитии сектора предоставления различных информационных услуг населению;
  • стимулирование создания и развития национальных корпоративных сетей и коммерческих систем;
  • защита прав граждан на личную жизнь и на доступ к информации;
  • реализация концепций, программ и проектов развития информационных и телекоммуникационных систем и сетей, согласованных с международными стандартами;
  • поддержка перспективных научных исследований в области создания отечественной конкурентоспособной элементной базы.

Развитие информационного пространства требует наличия в стране необходимого научно-производственного потенциала.

Необходимо решить следующие задачи:

  • поддержка национальных научных школ;
  • поддержка продвижения продуктов отечественных разработок и производства на мировой рынок;
  • регулярный мониторинг состояния отраслей информационной сферы;
  • разработка соответствующих правовых положений и сертификация продукции отечественных разработчиков и производителей;
  • поддержка и развитие государственной системы подготовки научно-производственных кадров.

Основную цель политики по отношению к российскому информационному рынку – создание и эффективное применение нормативной правовой базы.

Политика в области развития бытовой (домашней) информатизации предусматривает:

  • дальнейшее развитие различного типа информационных и телекоммуникационных сетей с целью доведения их до домашнего потребителя в большинстве регионов России;
  • ориентацию государственных и общественных социальных служб на возможности использования домашних компьютеров в информационном и информационно-справочном обслуживании населения и др.

Переход к информационному обществу неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни.

СМИ – важнейший социальный институт и объект государственной информационной политики, инструмент воздействия на общественное и индивидуальное сознание.

Основные направления политики в области СМИ:

  • недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и влияния на СМИ;
  • регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ;
  • защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;
  • совершенствование национального законодательства;
  • баланс государственного и общественного регулирования деятельности СМИ.

В настоящее время законодательная деятельность по регулированию информационных отношений в РФ развивается, но действующее законодательство не дает однозначного ответа на ряд принципиальных вопросов, в частности, на какую информацию есть права у граждан, каков состав этих прав, и, наконец, как эти права реализовывать. Поэтому исполнительная и правоприменительная деятельность по реализации указанного законодательства сталкивается с трудностями.

Реализация правовой компоненты политики может осуществляться по следующим направлениям:

  • разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;
  • согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с законодательством в других областях;
  • разработка подзаконных актов и руководящих документов, обеспечивающих эффективность законодательства;
  • активное участие в разработке международного законодательства в сфере информационных отношений.

При этом первоочередными мероприятиями являются анализ процессов развития информационной сферы и определение областей, не имеющих правового обеспечения.

Политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны.

Меры информационной безопасности были рассмотрены выше.

Необходимо проводить анализ существующей нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности с целью ее корректировки и выработки соответствующе информационно-технологической политики.

Необходимо активное участие России в проектах развития мировых информационных сетей, в работе соответствующих международных организаций, общественных комитетов и комиссий.

В области экономики осуществление политики позволит быстрее и точнее построить стратегию социально-экономического развития страны.

В сфере государственного управления реализация политики позволит обеспечить все субъекты системы управления своевременной, полной и достоверной информацией.

В области образования, науки и культуры политика должна способствовать серьезным преобразованиям этих сфер. Информатизация образования ведет к радикальному изменению сущности и организации процессов обучения и развития человека. Формируется система непрерывного, дистанционного и открытого образования.

В области охраны здоровья, защиты окружающей среды и природопользования политика должна оказать серьезное влияние на эффективность функционирования используемых в этих областях информационных систем и сетей.

Должны получить широкую государственную и общественную поддержку новые информационные технологии в медицине.

Большое внимание в этом плане необходимо уделять мониторингу физического и психического здоровья населения, контролю различных групп риска.

Широкие перспективы развития должны получить системы передачи метеорологической информации, а также информации о состоянии окружающей среды по спутниковым сетям связи, прежде всего из отдаленных и экологически опасных регионов.

Должны быть предусмотрены меры по повышению экологической безопасности, базирующиеся на современной информационно-телекоммуникационной базе.

Необходимо обеспечить переход к ресурсосберегающим технологиям, улучшения деятельности природоохранных организаций.

Несмотря на сложность перечисленных выше проблем, их анализ и решение должны быть увязаны с особенностями текущих экономических процессов и долгосрочной экономической политики.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какова цель Концепции государственной информационной политики РФ?
  2. Каковы основные задачи государственной информационной политики?
  3. Каковы цели государственной информационной политики в науке?
  4. Каковы цели государственной информационной политики в технике?
  5. Каковы цели государственной информационной политики в экономике?
  6. Каковы цели государственной информационной политики в политике?
  7. Каковы цели государственной информационной политики в СМИ?
  8. Каковы цели государственной информационной политики в демократизации?
  9. Каковы цели государственной информационной политики в безопасности?
  10. Каковы цели государственной информационной политики в социальной сфере?
  11. Каковы цели государственной информационной политики в образовании?
  12. Каковы цели государственной информационной политики в культуре?
  13. Каковы цели государственной информационной политики в медицине?
  14. Каковы цели государственной информационной политики в охране здоровья?
  15. Каковы цели государственной информационной политики в защите среды?
  16. Каковы цели государственной информационной политики в правовой сфере?

Задачи и упражнения

  1. Написать эссе на тему: «Первоочередные задачи государственной информационной политики в области образования».
  2. Написать эссе на тему: «Первоочередные задачи государственной информационной политики в области права».
  3. Написать эссе на тему: «Первоочередные задачи государственной информационной политики в области экономики».

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх