Принципы политики государства в области образования

УДК 37.014

Агаркова ДА,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, старший преподаватель кафедры международно-правовых дисциплин

(Российская Федерация, г. Москва)

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В статье рассматриваются принципы реализации государственной политики в сфере образования на основании нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года и вступающего в силу с 1 сентября 2013 года. Дается сравнительный анализ принципов государственной образовательной политики действующего и нового законов.

Ключевые слова: государственная политика, образование, принципы государственной политики в сфере образования.

Государственная политика в сфере образования предполагает нацеленность государственных и общественных институтов на всемерное развитие образования как всеобщей формы человеческой жизни. Одновременно государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку

— сопровождение (наряду с политической, финансово-экономической, правовой, организационной и т.д.) проводимых в стране преобразований: перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и так далее.

При формулировании государственной политики в сфере образования, как правило, учитываются все ее социальные функции, в том числе и такая, как консолидация образовательными средствами местных территориальных, региональных и общенациональных сообществ в интересах развития страны и ее административных единиц (регионов). Являясь сферой, в

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

которой концентрируются многочисленные и разнообразные интересы личности, общества и государства, образование и формируемая как общественное соглашение образовательная политика провозглашают и закрепляют в общественном сознании те целостные ориентации, которые нормируют, задают этические основы складывающихся заново общественных отношений.

Наконец, государственная политика в сфере образования является неотъемлемой составной частью политики по обеспечению государственной безопасности. В этом смысле государство призвано проявлять постоянную заинтересованность в развитии системы образования1.

По мнению М.В. Михайлова, современная государственная образовательная политика должна быть сердцевиной системы правовой политики Российского государства. Эта политика должна учитывать баланс традиций развития национального образования, национальной психологии, зарубежного опыта в сфере образования и прогнозирования моделей образовательных систем2.

Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (принята Программа на период 2011—2015 годы).

Основные принципы государственной политики в области образования закреплены в действующем в настоящее время Федеральном законе от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственнообщественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений3.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

2012 года и вступающий в силу с 1 сентября

2013 года в значительной степени увеличивает перечень принципов государственной политики в сфере образования.

Так, законодателем на первое место выдвигается принцип приоритетности образования, что в полной мере соответствует части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации, поскольку государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях4. Приоритеты государственной политики в сфере образования на период до 2020 года определены в государственной программе «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы5, где определено, что миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала и в конечном итоге — социальноэкономическое развитие России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. Задачи доступности образования на основных уровнях (общее образование, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование) в России в значительной степени сегодня решены.

Еще одним новым для государственной политики в сфере образования становится принцип обеспечения права каждого человека на образование, что дублирует норму статьи 43 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на образование»6. Вторая часть принципа — недопустимость дискриминации в сфере образования — дуб-

лирует норму Всеобщей декларации прав человека, закрепляющей «недопустимость дискриминации права каждого человека на образование»7. Указанный принцип соответствует и положениям Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, в частности статья 1 Конвенции определяет, что выражение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования, и в частности:

— закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;

— создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц;

— положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц8.

Принцип, закрепляющий гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, не является нововведением. Гуманистический характер образования нормирует его обращенность к потребностям, интересам, психофизиологическим возможностям личности, направленность учебно-воспитательного процесса на развитие личности и общества, формирование чувства терпимости и стремления к сотрудничеству в отношениях между людьми. Понятие «свободное развитие личности» означает создание условий для ненасильственного, не обусловленного каким-то надличностным интересом развития индивида в соответствии с его способностями и психофизиологическими возможностями, интересами и потребностями,

которые не несут в себе асоциальной направленности. Свободное развитие личности подразумевает также признание за ней субъектной позиции и права на самоопределение в процессе образования9.

Также не является новшеством и принцип, закрепляющий единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Принцип, вытекающий из конституционного определения Российской Федерации как федеративного и многонационального государства, и обозначенный в Федеральном законе от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федера-ции»10. Россия исторически объединила в своем составе множество стран и народов, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию. В то же время Российская Федерация не составляет исключения по полиэтничности и мультикультурности

— это условия, в которых живет большая часть человечества. Действительное отличие России от большинства других стран заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, различающихся уровнем социального и культурного развития. Полиэтнический состав населения, свободное сосуществование и активное взаимовлияние разных этнических традиций и языков придают общему культурно-цивилизационному потенциалу России особую устойчивость и открытость. Поэтому в основу российского образования положен указанный принцип, позволяющий превратить государственную политику в сфере образования в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества и решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации.

Новым принципом для государственной политики в сфере образования в Российской Федерации стал принцип, направленный на создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Указанный принцип отражает вступление Российской

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федерации в Болонский процесс. Как следствие, интеграция российского образования в общеевропейское образовательное пространство требует модернизации общего и высшего профессионального образования с учетом целей и задач, заявленных Болонским процессом. Политический механизм реализации этих целей предполагает:

— ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора;

— повышение конкурентоспособности российской системы образования;

— переход к обществу знаний со значительным расширением академической мобильности и масштабов межкультурного взаимодействия11.

Новым не стал принцип, определяющий светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Данная норма закреплена и в части 2 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», закрепляющей, что, в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства, государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Светский характер образования означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного (конфессионального) воздействия12. Светский характер образования основывается на свободе совести граждан, а также на том, что Российская Федерация согласно ст. 14 Конституции РФ является светским государством. По мнению доктора Ж. Боберо, автора многих научных книг и статей, посвященных содержанию светскости, истории правового закрепления светскости во Франции: «Хотя фундаментальные принципы светскости уже давно созданы, школьные учреждения все еще остаются сферой, где их применение требует большой гибкости. И это логично, ведь светскость предполагает уважение к свободе совести в широком смысле слова, которая включает в себя свободу отправления религиозных культов и свободу религиозных убеждений. В то же время она предполагает и свободу мнения, т. е. равенство права на религиозную принадлежность и на отказ от нее»13.

В то же время сам по себе светский характер образования не предусматривает запрета на реализацию в государственных и муниципальных образовательных учреждениях преподавания знаний, касающихся религии.

Принцип, определяющий свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания расширяют принцип «старого» закона о свободе и плюрализме в образовании. Свобода в образовании — это свобода выбора пути получения образования, а также выбора образовательного учреждения (государственного, муниципального или частного).

Немаловажным является и закрепление принципа, направленного на обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека, что также является одной из целей, определенных в Национальной доктрине образования в Российской Федерации14. Интеграция российской системы образования в европейскую включает и положения Лиссабонской стратегии. Так, в Лиссабонской стратегии отмечается ключевая роль обучающегося в образовании и обучении, важность равенства возможностей получения образования и обучения, качества обучения, а также необходимость расширения возможностей получения образования и обучения.

Концепция обучения в течение всей жизни возникла в Европейском союзе в 1970-х годах ХХ века, окончательно оформилась в новую парадигму, или стратегию, развития образования в 90-е годы прошлого века и является основой для реализации задач Лиссабонской стратегии. Обучение в течение всей жизни:

— предполагает любое целенаправленное обучение, осуществляемое на посто-

янной основе с целью совершенствования знаний, умений и компетенций, необходимых для личностного и социального развития и трудоустройства;

— допускает свободное перемещение граждан между сегментами системы образования, рынком труда, регионами и странами;

— охватывает все формы образования (формальное, неформальное и спонтанное) и обучение на всех этапах жизни, начиная с дошкольного возраста до ухода на пенсию и далее.

В этом принципиальное отличие понятий обучения в течение всей жизни и непрерывного образования и обучения, которое в международной практике изначально ассоциируется только с формальным образованием и обучением, как правило, следующим за обязательным средним и начальным профессиональным образованием15.

Следующим новым принципом государственной политики в сере образования является автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций. В законе впервые был введен понятийный аппарат, определяющий, что автономия образовательной организации заключается в самостоятельности образовательной организации в принятии решений и осуществлении образовательной деятельности в пределах, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и утвержденным в установленном порядке уставом образовательной организации. Академические права и свободы — это права и свободы, предоставляемые педагогическим работникам при осуществлении педагогической деятельности, а также обучающимся при получении образования в пределах, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Важным и позитивным является тот факт, что авторы закона озабочены гласностью деятельности образовательных организаций, для чего в него включена статья 30 «Информационная открытость образовательной ор-

ганизации», где дается подробный перечень информации, которая должна быть общедоступна (в первую очередь через Интернет). Наличие у образовательной организации, в том числе, например, и у детских садов, собственного сайта становится обязательным16.

Информационная открытость образовательных организаций будет осуществляться посредством мониторинга в ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на

2013 — 2020 годы17. Планируется проведение мониторинга экономики образования, в рамках которого будет собрана и проанализирована информация, характеризующая поведение, мотивацию и стратегию потребителей и производителей на рынках образовательных услуг. Также будет обеспечена (по мере необходимости) поддержка организации мониторинга готовности образовательных организаций к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов. В целях повышения эффективности использования результатов мониторинговых исследований, их доступности и прозрачности будет обеспечена возможность доведения полученных данных до заинтересованных научно-исследовательских групп и общественности с помощью унифицированных информационных систем, интернет-ресурсов и других методов, обеспечивающих информационную открытость системы образования. При этом основными каналами открытости будут публичные доклады и сайты образовательных организаций.

В свою очередь принцип, определяющий демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями, заменит принцип демократического и государственно-общественного характера управления образованием, закрепленный в Федеральном законе «Об образовании» 1992 года. Демократизм управления образованием предполагает выборность органов управления (например, избрание ректора, деканов факультетов, заведующих кафедрами в высших учебных заведениях), коллегиальный характер управления (педагогический совет, ученый совет и т.д.), представительство в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

органах управления образованием обучающихся, представителей общественных организаций и т.д., публичность и гласность при принятии управленческих решений, создание системы эффективного контроля и т.д.18.

Новым является и принцип недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования. Конкуренция — это объективные отношения, возникающие между субъектами рынка в условиях ограниченности ресурсов. И в первую очередь в качестве ресурсов здесь следует рассматривать не столько материальные ресурсы, сколько сам рынок, т.е. группу людей, обладающих определенной потребностью. Конкурентная борьба ведется именно за этот ресурс, т.к. при его отсутствии все остальные ресурсы теряют смысл. И причина того, что конкуренция — динамичное и непрерывное явление, состоит в том, что хотя численность потребителей ограниченна, их потребности, напротив, неограниченны. Цель хозяйствующих субъектов, пытающихся завоевать рынок, — открыть новые потребности и предложить свое решение потребительской проблемы. В России в сфере образования еще не созданы условия для эффективной конкуренции. К факторам, тормозящим развитие конкуренции образовательных учреждений, можно отнести такие, как высокий уровень госрегулирования, низкая платежеспособность населения, низкий уровень мобильности населения и другие19.

И последний принцип государственной политики в сфере образования — сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Государственное регулирование отношений в сфере образования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Правительством Российской Федерации). Договорное регу-

лирование подразумевает договорные отношения между органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регулирующими сферу образования.

На сегодняшний день только на федеральном уровне непосредственно затрагивают отношения в сфере образования нормы более пятидесяти действующих законов. Наряду с изменениями, касающимися принятия нового закона «Об образовании в Российской Федерации»20, прекращения действия Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»21, большое значение на практике приобретают и многочисленные так называемые косвенные изменения, которые не находят отражения непосредственно в тексте самих законодательных актов, однако могут существенно изменить практику применения законодательной нормы. Речь идет о многочисленных подзаконных актах, принимаемых в развитие положений актов образовательного законодательства, без учета которых невозможно представить, как функционирует реальный механизм правового регулирования в сфере образования. Таким образом, государственная политика в сфере образования должна быть разработана с учетом обеспечения процесса модернизации страны, необходимости государственной поддержки развития социальной сферы и активизации деятельности высших учебных заведений. При формировании образовательной политики приобретает особое значение ее нацеленность на возможность использования всех механизмов прямого и косвенного регулирования государства и других институтов с учетом реальных ресурсов для ее осуществления.

1 Жердин А.В. Принципы государственной политики в сфере образования / А.В. Жердин // Право и образование. — 2004. — № 2. — С. 103.

3 Об образовании: Фед. закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // Справочноправовая система «КонсультантПлюс» / Компания «КонсультантПлюс». -Последнее обновление от 12.11.2012 № 185-ФЗ.

4 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее изменение от 30.12.2008 № 7-ФКЗ.

5 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» / Компания «КонсультантПлюс».

6 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее изменение от 30.12.2008 № 7-ФКЗ.

7 Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» / Компания «Кон-сультантПлюс».

8 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования: заключена в г. Париже 14 декабря 1960 года // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» / Компания «КонсультантПлюс».

10 О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федер. закон Российской Федерации от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление от 05.04.2009 г.

11 Пещеров В.Г. Государственная политика интеграции российского образования в общеевропейскую систему образования. Автореферат — Москва, 2011. — С. 13.

12 О свободе совести и о религиозных объединениях: Фед. закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление от 05.12.2012 г.

14 О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04 октября 2000 года № 751 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» / Компания «КонсультантПлюс».

15 Основы обучения в течение всей жизни — предпосылки возникновения и история развития в странах ЕС. Связь с Лиссабонской стратегией — . — Режим доступа — www. fgosvpo.ru/uploadfiles/npo/20120629235944.pdf — Загл. с экрана.

17 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» / Компания «КонсультантПлюс».

19 Машкова Н.В., Байраншин А.Ю. Влияние развития конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ дополнительного профессионального образования / Н.В. Машкова, А.Ю. Байрашин // Журнал «Современная экономика». — 2010. — № 11 (11).

20 Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 декабря 2012 года № 273 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» / Компания «КонсультантПлюс».

21 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничений полномочий: Федер. закон от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление от 01.02.2012 г.

Agarkova DA., vestnik.gmu@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

Комментарий к Ст. 3 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичные положения содержались в ст. 1 Закона N 3266-1. Между тем название указанной статьи ограничивалось лишь указанием на «принципы государственной политики», в то время как комментируемая статья 3 Закона Об образовании России именуется как «Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования». Эта статья призвана играть ключевую роль в содержании комментируемой главы. Часть 1 статьи содержит собственно перечень обозначенных принципов. Первый — это признание приоритетности образования. Очевидно, по мысли авторов Закона, право на образование должно занимать первое место в числе прав и свобод человека и пользоваться преимущественным правом на обеспечение. На наш взгляд, это не верно как в теоретическом, так и в практическом смысле. С точки зрения теории права приоритетом для человека обладают личные права человека, поскольку в отсутствии адекватного обеспечения их реализации все остальные права не имеют никакого смысла. Например, если в стране и обществе не защищено право человека на жизнь (ст. 20 Конституции), ни о каком адекватном обеспечении иных прав человека не может быть и речи. Что касается практической составляющей обеспечения этого права, то его финансирование по остаточному принципу, в десятки раз меньшее, чем процент от ВВП, выделяемый на образование в лучшие годы существования Советской власти, не подтверждает фактического выполнения этого принципа.

А вот второй принцип может быть поддержан. Он запрещает дискриминацию в сфере образования (п. 2). На наш взгляд, это означает неукоснительное обеспечение конституционного права каждого на образование и ответственность родителей за получение образования их несовершеннолетними детьми. Механизм реализации этого принципа, помимо настоящего Закона, заложен ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Несмотря на незначительный штраф, налагаемый этой нормой на виновное лицо,*(12) сам факт установления такой ответственности показателен.

Во исполнение ст. 2 Конституции РФ о приоритете прав и свобод человека и гражданина третьим принципом государственной политики в области образования комментируемой статьёй объявлен гуманистический характер образования, приоритет защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека. Учитывая поликультурный и многонациональный характер российского общества, Закон устанавливает принцип сочетания единства образовательного пространства с защитой и развитием национальных культур, культурных традиций и интеграцией России в мировое образовательное пространство.

Логичным продолжением названного выше выступает 4-й принцип — единства образовательного пространства. Очевидно, он означает, что вся территория Российской Федерации (включая заполярные территории, военные базы, городки, территории посольств и консульств и иные расположенные за пределами России объекты, находящиеся под её юрисдикцией, включая морские и иные суда) образует единое образовательное пространство, на которое распространяется (что очевидно), но и в которых реализуется комментируемый Федеральный закон, а также действуют иные, вытекающие из него, подзаконные акты. Иными словами, каждому гражданину Российской Федерации, где бы он не находился, должна быть обеспечена адекватная его потребностям и возможностями реализация права на образование. Более подробно этот вопрос урегулирован нормами гл. 11 настоящего Закона (подробнее см. комментарий).

Необходимо отметить, что наряду с единством образовательного пространства при реализации этого принципа должны учитываться этнокультурные традиции народов Российского многонационального государства.

Учитывая нарастающие процессы интеграции России в мировое образовательное пространство, а также свободное перемещение обучаемых и научных кадров в другие государства, пятым принципом комментируемой статьёй 3 Закона Об образовании в Российской Федерации заявлен принцип создания благоприятных условий для интеграции системы образования России с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе (п. 5). Попутно заметим, что эта интеграция зачастую проводится в ущерб сохранению национальных образовательных традиций нашей страны и без учёта накопленного ею положительного опыта, накопленного за многие столетия, чем в немалой степени способствует содержание комментируемого Закона.

В последнее время в России остро стоит вопрос обеспечения свободы совести с учётом тяготения отдельных граждан к религиозной жизни и религиозному образованию. Закон в целом не препятствует этому, однако соответствии со ст. 28 Конституции России, становится на защиту светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях (п. 6 ст. 3). Очевидно, он не отрицает возможности создания частных религиозных образовательных учебных заведений.

Одним из принципов демократического государства и общества является свобода в выборе убеждений и поведения его граждан (п. 7). Применительно к сфере образования речь в комментируемом Законе идёт о свободе выбора обучаемыми форм получения образования и форм обучения в пределах, предоставляемых системой образования. Не забывают авторы Закона и об обеспечении такого конституционного права человека, как свобода преподавания (ч. ст. 44 Основного закона РФ). В рамках реализации этого права педагогическим работникам предоставляется свобода в выборе форм обучения, а также методов обучения и воспитания. Однако, поскольку последняя свобода конституционно не закреплена, очевидно, выбор этих методов педагогами должен осуществляться в рамках настоящего и иных действующих Федеральных законов.

Также важным принципом современного образования является его непрерывность (п. 8). Закон гарантирует его получение на протяжении всей жизни, но с учётом индивидуальных способностей и потребностей человека.

Одним из главных принципов деятельности учебных заведений Западной Европы, Северной Америки и других цивилизованных государств на протяжении столетий является так называемая «университетская автономия». В условиях глобализации и интеграции мирового образовательного пространства, комментируемый Закон впервые в истории нашего государства гарантирует принцип автономии образовательных организаций (п. 9) в сочетании с академическими правами и свободами педагогических работников и обучающихся (подробнее см. комментарий к гл. 4 и 5 Закона). Одним из проявлений действия этого принципа выступают закреплённые ниже принципы демократического характера управления образованием; государственно-общественного его характера; привлечения к управлению им обучающихся и их родителей (законных представителей); равенства прав и свобод участников отношений в сфере образования; а также принцип сочетания государственного и договорного регулирования отношений в этой сфере (п. 10-12 комментируемой статьи).

Часть 2 комментируемой статьи 3 устанавливает обязанность Правительства России ежегодно предоставлять Федеральному Собранию Российской Федерации, а также публиковать в сети «Интернет» его доклад. На наш взгляд, комментируемая норма весьма далека от совершенства. Во-первых, в ней не чётко указан предмет доклада: «о реализации государственной политики в сфере образования». Поскольку в соответствии с п. «в» ст. 114 Конституции Российской Федерации выработка такой политики и так возложена на Правительство России, у него есть большой соблазн выработки такой политики, о которой можно отчитаться, а не такой, которая необходима российскому обществу.

Во-вторых, предоставление отчёта, очевидно, предполагается в письменном виде, поскольку Конституция России не предусматривает возможности совместного заседания Палат парламента для его заслушивания. В этом случае депутаты и сенаторы лишены возможности прямого диалога с Правительством и даже возможности задать вопрос его Председателю по содержанию доклада. В-третьих, комментируемая норма не устанавливает формы реагирования Парламента на представленный доклад. В силу этого он превращается в формальность, не имеющую практического смысла.

В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании » установлены основные положения государственной политики в области образования. По существу, это исходный пункт, основа государственной концепции образования.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах :
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа России, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических возможностей государства). Она предполагает направленность деятельности государственных и общественных институтов на всемерное развитие личности. Государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т. д.).
Механизмом реализации государственной политики в сфере образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.
Пункт 1 ст. 2 Закона «Об образовании» РФ включает несколько позиций, отражающих в совокупности общую тенденцию гуманизации образования в мире. Они отвечают духу и букве Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г. Часть 2 ст. 26 Декларации утверждает, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Эти позиции закона созвучны и принципам Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1959 г., где принцип 7 гласит, что ребенку «должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».
Тенденция гуманизации образования находит отражение и в тексте п. 2 ст. 9 комментируемого Закона, где рассматривается содержание образования в контексте образовательных программ, которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
Гуманистический характер образования. По общенаучному философскому определению гуманизм в широком смысле — это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.
В соответствии с принципом гуманизма гуманистический характер образования предполагает, что в центре образовательного процесса находится развивающийся человек. Этот принцип в образовании определяется как принцип гуманизации. Он рассматривается в настоящее время наряду с принципами демократизации, индивидуализации, технологизации, автономизации и др. Цель гуманистически направленного образования, основывающегося на принципе гуманизации, состоит в развитии человека, его гражданском, нравственном воспитании, его общекультурном становлении как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса к человеку, ребенку как личности, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства. Достоинство человека есть смыслообразующая общей системы личностных ценностей человека. В настоящее время разграничиваются понятия общечеловеческого, национального, гражданского, профессионального и личностного достоинства человека. Каждое из этих проявлений достоинства является объектом направленного воспитания в семье, школе, институте, в жизни.
Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность на обучающегося, но и предполагает субъектно-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения.
Гуманистический характер образования меняет саму природу образовательной педагогической среды, наполняя ее духом сотрудничества, сотворчества, развития человека. Воспитывающая функция учителя становится ведущей по отношению к таким его функциям, как обучающая, информационная, контролирующая.
Гуманистический характер среднего и высшего профессионального образования предполагает системное включение дисциплин гуманистического цикла в естественно-научное и техническое образование, т. е. его гуманитаризацию. В то же время гуманизация гуманитарного образования предусматривает включение дисциплин естественно-научного цикла в подготовку специалистов гуманитарного профиля. Подобный процесс гуманизации профессионального образования способствует формированию у будущих специалистов более полной и адекватной картины мира, что соотносится с общей целью образования человека (развитием личности) и результатом образования — общей образованностью, общей и профессиональной культурой специалиста.
Прокомментируем далее каждую из включенных в п. 1 ст. 2 Закона позиций, определяющих гуманизацию образования в этом контексте.
Приоритет человеческих ценностей означает определение того, что выступает в качестве таких ценностей для всего человечества. Наиболее общим является определение, согласно которому общечеловеческими признаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития человечества. Со времен глубокой древности и до наших дней точное определение этих ценностей общественного сознания каждого народа, их количества является одной из проблем, требующих дальнейшего решения. Понятие добродетели соотносится людьми с понятием общечеловеческих ценностей так же, как и прозвучавшие во времена Великой французской революции ценности свободы, равенства и братства. Общечеловеческими ныне также являются такие ценности, как жизнь, добро, истина и красота (гармония).
Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе. В качестве такой основы могут выступать общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты.
Ценность жизни, бытия означает отношение к космосу, Земле, природе, другим людям как носителям бытия. Эта ценность лежит в основе подлинного экологического сознания, развитие которого также является одной из целей образования.
Такая ценность, как «добро «, означает альтруистическую направленность человека, его сострадание и милосердие как проявление его высшей человеческой способности — любви. Призыв «спешите делать добро» становится определенным жизненным принципом организации социальных отношений, который противостоит тенденции насилия, разрушения, зла.
Общечеловеческая ценность истины — это ценность познания, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность проникновения в суть явлений предметной и высшей реальности, понимания лежащих в основе природных и социальных явлений закономерностей и есть базисная ценность познания. Формирование приоритетности знания, ценности познания, установление истины является одной из важных задач образования.
Общечеловеческая ценность красоты, гармонии лежит в основе этического воспитания человека. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему, что соотносится с афоризмом «красота спасет мир». Общечеловеческие ценности общественного сознания, будучи интернационализированы индивидуальным сознанием человека, определяют национальные ценности, ценности общества, семьи, труда, образования и т. д., формируя в образовательном процессе человека-гражданина, человека нравственности и культуры, человека-созидателя.
Приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности определяет первостепенность создания в образовательной системе условий для нормальной жизнедеятельности обучающегося; охрану здоровья всех субъектов образовательного процесса; соблюдение норм физиологически и психологически допустимой нормы учебной нагрузки. Воспитание физически и психологически здорового человека есть основа формирования специалиста.
Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя членом общества, представителем народа, страны, гражданином. Гражданин страны, гражданин России — это означает, что человек принимает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользуется всеми правами, предоставляемыми ее Конституцией.
Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека, это знание основных законов своей страны, понимание их роли в развитии общества и обязанности их соблюдения. Формируемое с самых ранних лет в семье чувство гражданственности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой общественно-исторических и правовых учебных дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой.
Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу. Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Организация освоения культуры своей страны в общем контексте мировой культуры, понимание и уважение народных традиций и обычаев наполняют конкретным патриотическим содержанием воспитание гражданственности в образовательном процессе. Кроме того, важно отметить, что воспитание гражданственности соотносится с формированием политического мышления и политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и правовой культуры — с другой.
Воспитание трудолюбия основывается на удовлетворении собственной человеческой потребности в труде как естественном условии человеческой жизни. Воспитание и развитие этой потребности с раннего дошкольного возраста является одной из основных воспитательных задач. Включение ребенка в непосредственное бытовое обслуживание себя, помощь другим формирует основные трудовые действия, создает предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия. Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебной деятельности, учебном труде, будущий взрослый человек учится разграничивать цель, средства, результат труда. Различные посильные формы трудового обучения (в процессе художественно-изобразительной и собственно технологической деятельности), такие как лепка, вышивание, починка предметов и др., развивают желание и умение трудиться, приносят радость от полученного результата и положительной оценки. Особую роль в развитии трудолюбия играет учебная деятельность, в процессе которой ребенок формируется как субъект организованной, целенаправленной деятельности, обладающий такими важными для развития трудолюбия качествами, как организованность, ответственность, целеустремленность, самостоятельность. Воспитание трудолюбия представляет собой сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, достижение положительного результата которого есть функция согласованного взаимодействия семьи, самого ребенка, школы и всех форм дошкольного образования.
Адаптивность системы образования подразумевает не ограничение творчески преобразующего действительность потенциала личности, а усвоение индивидом культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации. Адаптивность системы образования может пониматься и как соответствующим образом представленное содержание образования, отличающее его от научного знания.
Светский характер образования означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного (конфессионального) воздействия. Светский характер образования основывается на свободе совести граждан, а также на том, что ч. 1 ст. 14 Конституции РФ предполагает светский характер государства.
Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на понимании цели воспитания прежде всего как воспитания свободы и ответственности. Свобода человека определяется свободой воли, тем, насколько его намерения и поступки обусловлены и связаны с внешними факторами. Это философско-этическая проблема самоопределяемости, или детерминированности, человеческого поведения. Общепринятым является положение, что свобода всегда относительна, она всегда соотнесена с необходимостью. Свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по своей социальной сути является человек. Абсолютной свободы человека, живущего в обществе, полного своеволия не может быть. Свобода одного человека есть всегда ограничение свободы другого (других). У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода определения жизненного пути — свобода быть самим собой. Уважение другого как человека, который также свободен быть самим собой, есть уважение самого себя. Права человека и его обязанности, т. е. ответственности и обязанности, закрепленные в Конституции России, являются предметом правового целенаправленного воспитания в школе. Свобода человека связана с его ответственностью перед самим собой, семьей, обществом. Ответственность есть реализация чувства долга и обязанности. Воспитание уважения ребенка к этим правам начинается в раннем дошкольном возрасте в семье с формирования чувства признания и принятия другого как личности.
Воспитание любви к окружающей природе основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира — частью живой (растительной и животной) и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и жизни человека. Любовь к природе означает переживание чувства красоты, гармонии. Любовь к природе означает сохранение и приумножение ее богатства. Достижения научно-технического прогресса, интенсивная эксплуатация ресурсов Земли создают реальную угрозу для сохранения природы, сохранения самой нашей планеты. Угроза экологической катастрофы приобретает реальное звучание. В этих условиях воспитание любви к окружающей природе есть воспитание борьбы за нее, воспитание потребности активного участия в экологических движениях. В настоящее время любовь к природе есть не пассивное созерцательное отношение к ней, а действенная, активная работа по ее сохранению и улучшению, работа по формированию экологического сознания. Воспитание любви к окружающей природе начинается в семье с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям в процессе ухаживания за ними, помощи им. Оно продолжается в школе, в жизни как осознание определяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохранения — это основа экологического сознания.
Воспитание любви к Родине основывается на воспитании гражданственности, патриотизма. Любовь к Родине — это активная гражданская позиция гордости и, может быть, страдания за то, что не соответствует представлению человека о Родине. Любовь к Родине — это знание ее истории и умение использовать это знание в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий; готовность защищать ее от любых посягательств, беззаветно служить ей. Воспитание любви к Родине есть патриотическое воспитание, которое включает особую атрибутику (государственные символы — флаг, герб, гимн и др.), духовную стойкость, честь и национальное достоинство человека. Патриотическое воспитание не противоречит интернациональному, космополитическому — оно есть целенаправленное воспитание человека, уважающего себя как гражданина России, как человека Вселенной, в которой Земля, Россия — только микрочастица.
Воспитание любви к семье является одним из важнейших направлений всего образовательного процесса. Семья является первой и самой значимой для развития ребенка образовательной средой. Формирование эмоционально-позитивного, доверительного отношения к семье есть ценность благодарения, ценность добра. Вступая в жизнь, ребенок вступает в две системы взаимосвязанных отношений «ребенок — предмет, предметный мир, мир вещей» и «ребенок — взрослый». Семья служит моделью этих отношений и сама целенаправленно формирует их, организуя и направляя познавательную творческую активность ребенка в предметных, сюжетных и ролевых играх. Семья создает атмосферу свободного творческого развития ребенка. В семье формируется отношение человека к себе — его самооценка на основе оценки взрослых. Общение со взрослыми является основой развития понятийного мышления ребенка, его речевого развития, его личностного становления, формирования Я-концепции. Любовь ребенка к своей семье воспитывается прежде всего самой семьей, всей системой семейных отношений. В силу этого воспитание любви ребенка к своей семье начинается с воспитания родителей, формирования у них чувства ответственности за ребенка.
Роль семьи как источника формирования человека не уменьшается в период школьного детства человека — она трансформируется в роль советчика, помощника, в роль дружеской, доверительной поддержки. Соответственно, расширяется и изменяется глубина и эмоциональная насыщенность отношения человека к семье, его любви к близким.
Все рассмотренные выше позиции раскрывают и детализируют гуманистический характер образования в целом.

Принципы государственной политики в области образования

Современное образование – это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целью государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

В статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется:

1. право каждого жителя РФ на образование;

2. общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

3. право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или предприятии;

4. основное общее образование является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования;

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает основные формы образования и самообразования .

Осуществление декларированных Конституцией РФ социальных гарантий, основным субъектом социальной политики, государством через следующие функции (главные задачи, направления):

1)обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;

2)обеспечение политической устойчивости власти;

3)определение законодательной и нормативной базы социальной политики;

4)разработка целостной концепции, включающей ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (нормы, принципы, ресурсы, методы, координацию, контроль, прогноз);

5)непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики; невозможно без учета основополагающих ориентиров и руководств к действию, т. е. без принципов.

В настоящее время в России образовательная политика строится на следующих принципах сформулированных и Законе «об образовании»:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

· светский характер образования в государственном и муниципальном образовательных учреждениях;

· свобода и плюрализм в образовании;

· демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений .

· сюда же можно добавить и принцип толерантности, предполагающий проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения (открытое общество для инвалидов).

Ключевым в условиях демократического общества является реализация принципа гуманистического характера образования. Для российского общества это требует перестройки сознания: раньше интересы общества были выдвинуты на первый план, а сегодня в центр поставлены интересы личности ребенка. В соответствии с этим необходимо признать каждого ребенка как личность вне зависимости от его развития, социального статуса и т. п.; ребенок должен быть признан субъектом права, то есть должна произойти гуманизация отношений общества и государства к детям, интересы детей должны решаться, прежде всего. Вышеупомянутые общеметодологические принципы конкретизируются через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

Неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей – доминирующая тенденция современности. Одно из проявлений этой тенденции – сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом; традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой — в желании сохранить свою самобытность (культурную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка в работе над международными проектами ведут к стиранию границ в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития сферы образования .

Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное во всех звеньях — от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов как госзаказ станут распределяться на конкурсной основе между образовательными учреждениями, как государственными, так и негосударственными. Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой.

Развивается нормативная правовая база в области образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

Таким образом, образование напрямую связано с политической сферой и его содержание и направления деятельности образовательных учреждении зависят от неё и закрепляются в Конституции РФ. Принципы государственной политики в области образования основываются на Конституционных нормах и являются базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Федеральная программа развития образования ре является исключением.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх