Принципы валютного контроля

Валютные ограничения и валютный контроль

При валютном регулировании могут использоваться так называемые протекционистские меры. Данные меры направлены на защиту некоторых сегментов национальной экономики и регламентацию отдельных банковских операций, в данном случае операций с валютой. Основной протекционистской мерой являются валютные ограничения, которые представляют собой законодательное или административное запрещение, а также регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. К основным видам валютных ограничений следует отнести валютную блокаду, запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты, регулирование международных платежей, движения капиталов, золота, ценных бумаг, репатриации прибыли и др. .

Сущность валютных ограничений заключается в установлении определенных границ относительно осуществления разных операций с валютными ценностями, в том числе текущих и финансовых.

Валютный контроль — это контроль соблюдения валютного законодательства, за нарушение которого предполагается ответственность главным образом в виде штрафов и лишения лицензий. Сущность валютного контроля заключается в обеспечении соблюдения валютного законодательства, а основная задача — в недопущении незаконного отлива капитала из государства за границу. Объектом валютного контроля являются валютные операции с участием резидентов и нерезидентов. Основной орган валютного контроля — Национальный банк. Агенты валютного контроля — налоговые и таможенные органы, а также другие организации, которые соответственно законодательству осуществляют функции валютного контроля.

Цель валютных ограничений:

· обеспечение государства валютой;

· поддержание валютного курса национальной денежной единицы;

· поддержание платежного баланса.

В условиях валютного регулирования регламентируется деятельность валютного рынка. Основные усилия направляются на обеспечение стабильности валютного курса денежной единицы государства.

Валютные ограничения отмечаются определенным дискриминационным характером, поскольку оказывают содействие перераспределению валютных ценностей в пользу государства или определенных предприятий за счет других предприятий, главным образом больших экспортеров. Это обусловлено тем, что обязательная продажа части валютных поступлений является вынужденным мероприятием, поскольку отказ от него может отрицательно обозначиться на состоянии валютного рынка.

К основным ограничениям, которые определяют общие принципы валютного регулирования и валютного контроля, принадлежат:

1. централизация валютных операций в центральном и уполномоченных коммерческих банках;

2. лицензирование валютных операций (предоставление разрешения), при этом должна быть доказана необходимость выполнения валютной операции; существует даже полный запрет определенных валютных операций;

3. ограничение конвертируемости валют — соответственно этому вводятся разные категории валютных счетов;

4. обязательное декларирование зарубежных авуаров;

5. контроль над валютными позициями коммерческих банков;

6. изоляция внутреннего рынка национальной валюты от внешнего;

7. контроль над игрой сроков операции на валютном рынке;

8. выдача банкам лицензии на осуществление валютных операций лишь при наличии определенных объемов уставного капитала.

Соответственно платежному балансу нужно выделить две основные сферы валютных ограничений: текущие операции и финансовые операции (движение капиталов, инвестиций и др.). Формы валютных ограничений отображают их содержание и структуру соответственно сферам применения этих ограничений.

За текущими операциями используются такие формы ограничений:

1. блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товара в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

2. обязательные возвращения и продажа валютной выручки или ее части экспортерами-резидентами через центральный или уполномоченный банк, который имеет валютную лицензию; ограничение относительно сроков этой продажи;

3. ограничение на продажу иностранной валюты импортерам; в некоторых странах импортер обязан внести на депозит определенную сумму национальной валюты для получения валютной лицензии;

4. ограничение на форвардную куплю импортерами иностранной валюты;

5. запрет продажи товаров за границей за национальную валюту;

6. запрет оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;

7. регулирование сроков платежей за экспортом и импортом товаров и сроков поступления импортных товаров в случае осуществления предыдущей оплаты;

8. наличие нескольких валютных курсов — дифференцированные курсовые соотношения по разным видам операций, товарных группах и регионах.

По финансовым (капитальным) операциям платежного баланса валютные ограничения выступают в следующих формах:

запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на предоставление резидентами нерезидентам займов и кредитов в иностранной валюте;

запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на открытие юридическим и физическим лицам текущих и других счетов за границей;

запрет или ограничения на инвестиции нерезидентов (как правило, портфельных) во внутреннюю экономику;

запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на осуществление резидентами прямыми (или) портфельных инвестиций за пределами страны;

запрет или установление лимита на продажу национальных ценных бумаг нерезидентам;

запрет или лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;

запрет или ограничение ввоза иностранной валюты в страну;

уведомительный или регистрационный порядок при привлечении нефинансовым сектором займов и кредитов в иностранной валюте от нерезидентов;

депонирование на беспроцентном счете в центральном банковских финансовых обязательств.

Стоит также отметить, что в основном отмена валютных ограничений, в частности по оттоку капитала из страны, начиналась с операций, наиболее важных для обеспечения производственной деятельности, и лишь затем распространялась на операции, которые могли быть связаны с движением краткосрочного спекулятивного капитала. Так, прямые иностранные инвестиции разрешались раньше, чем портфельные, а товарные и коммерческие кредиты — раньше, чем финансовые кредиты. Снятие ограничений по операциям с акциями проходило раньше, чем по операциям с долгосрочными облигациями. При этом возможность контроля над инструментами финансового рынка сохранялась как можно дольше. Наконец, в последнюю очередь разрешалось открытие счетов резидентов в банках-не-резидентах .

По внутреннему обороту валютных ценностей финансовые власти устанавливают валютные ограничения, касающиеся:

установления количественных ограничений при покупке-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты;

установления списка товаров, услуг, реализуемых за иностранную валюту на внутреннем валютном рынке страны.

При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов для поддержания курса валюты:

1. лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;

2. контроль над деятельностью рынка ссудных капиталов: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при предоставлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом;

3. привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля (в частности, на выпуск займов) с тем, чтобы они не оказывали негативного воздействия на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в обращении;

4. полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности либо разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу.

При активном платежном балансе в целях сдерживания притока капиталов и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютного контроля по финансовым (капитальным) операциям:

1. депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков. Так, в ФРГ в 1978 г. минимальные резервы кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в Бундесбанке, были повышены до 100% прироста иностранных обязательств банков;

2. обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке (например, практиковалась в Швейцарии);

3. запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцам в национальной валюте. Такой запрет действовал в Швейцарии с ноября 1974 г. по февраль 1980 г. для перераспределения капиталов из страны на рынок еврофранков и снижения курса национальной валюты;

4. введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте (от 12 до 40% годовых)

Выводы.

Валютное регулирование — это комплекс мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на установление порядка проведения операций с валютными ценностями и включения национальной валюты в мировой валютный рынок. В узком смысле это понятие предусматривает собой комплекс мер, осуществляемый политиками государств на национальном уровне.

Методы валютного регулирования делятся на административно-правовые и экономические, но на практике в основном данные методы не используются друг без друга. Наибольший интерес представляют, прежде всего, экономические методы валютного регулирования, которые влияют на участников внешнеэкономических отношений путем экономической заинтересованности в определенных формах осуществления тех или иных валютных операций.

Инструменты валютного регулирования — это конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения. Их можно разделить на прямые и косвенные. К инструментам прямого валютного регулирования можно отнести валютные интервенции, валютные ограничения, девальвацию либо ревальвацию, регулирование процентной ставки, девизную политику и резервирование. Также выделяют косвенные инструменты такие, как денежно-кредитные, налогово-бюджетные и внешнеторговые инструменты.

Наибольший интерес в рассмотрении инструментов валютного регулирования вызывают валютные ограничения, которые представляют собой законодательное или административное запрещение, а также регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Соответственно платежному балансу нужно выделить две основные сферы валютных ограничений: текущие операции и финансовые операции.

Валютный контроль — это контроль соблюдения валютного законодательства, за нарушение которого предполагается ответственность главным образом в виде штрафов и лишения лицензий. Сущность валютного контроля заключается в обеспечении соблюдения валютного законодательства, а основная задача — в недопущении незаконного отлива капитала из государства за границу.

Валютное регулирование помогает предотвращать негативные воздействия мирового рынка на снижение национального валютного курса, следить за потоком национальных и иностранных инвестиционных капиталов, защищать национальных производителей и экспортеров от международной конкуренции. Следовательно, валютное регулирование — важная часть механизма, обеспечивающего экономическую безопасность национального хозяйства.

5.3. Валютный контроль и валютные ограничения

Валютный контроль является важным элементом процесса валютного регулирования. Анализ законодательных и нормативно-правовых актов исполнительных органов власти позволяет сформулировать общую цель валютного контроля следующим образом: обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций.

Основные направления валютного контроля включают:

  • проведение проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

  • проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Кроме того, в области валютного контроля у банков есть ещё одно направление

деятельности, которое они предпочитают не афишировать: в рамках проводимой государством кампании по борьбе с «отмыванием» незаконных доходов любой коммерческий банк (КБ) должен своевременно сообщать в Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) о следующих «подозрительных» внешнеторговых операциях, проводимых клиентами:

  • о возврате клиентом–резидентом ранее уплаченного аванса нерезиденту (в том числе в объеме меньше суммы, эквивалентной 600 000 руб.) по договору поставки товаров, если операция резидента с нерезидентом носит разовый характер (не повторяется в течение, по меньшей мере, 6 месяцев) и (или) не связана с основной деятельностью клиента;

  • об уплате резидентом нерезиденту штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, если размер неустойки превышает 10% от суммы договора;

  • о сделке, в которой получателем денежных средств, товаров или услуг становится нерезидент, не являющийся стороной по внешнеэкономическому контракту;

  • о контракте, предусматривающем экспорт резидентом товаров (услуг) либо платежи по импорту товаров (услуг) в пользу нерезидентов, зарегистрированных на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим;

  • о сделке, когда товарные позиции в товарораспорядительных документах, грузовых таможенных декларациях (ГТД) и внешнеэкономических контрактах оформлены на разные наименования или если товарораспорядительные документы, поступившие в банк, не содержат четкого (со ссылкой на ТН ВЭД) описания товаров.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

  1. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

  2. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Основные направления валютного регулирования и валютного контроля:

1. Таможенно-банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспортных операций:

Первой задачей, поставленной правительством РФ перед Центральным Банком России (ЦБ РФ) и ГТК России в 1993 году, было обеспечение возврата валютной выручки по экспортным операциям. Правовой поддержкой этого мероприятия было утверждение 12.10.1993 г. совместной инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20-10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» (далее Инструкция). В инструкции установлен порядок осуществления и механизм реализации валютного контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, организаций-резидентов, осуществляющих экспорт товаров, на основе организации обмена информацией между таможенными органами и уполномоченными банками.

В совместном письме ЦБ РФ № 73 и ГТК РФ № 01-20/746 от 21.01.1994 «О некоторых вопросах организации валютного контроля и применения инструкции» уточнена сфера применения инструкции. Действие последней распространяется на все сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта, по которым:

  • расчеты между резидентами РФ и нерезидентами осуществляются в валютах иных, чем валюта Российской Федерации;

  • хотя бы часть требований российского экспортера к иностранному покупателю будет удовлетворена платежами в иностранной валюте, т.е контроль предусматривает компенсацию экспортируемого товара частично платежом в иностранной валюте и частично встречными поставками товаров либо платежами в рублях.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через таможенную границу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления валютной выручки. В инструкции определен перечень учетной документации, с помощью которой обеспечивается контроль как за прохождением товаров через таможенную границу, так и за поступлением валютной выручки на счета экспортера.

В перечень обязательных документов входит:

— паспорт сделки (ПС) – базовый документ валютного контроля, оформляемый экспортером в уполномоченном банке, по стандартизованной форме. Паспорт сделки (ПС) – всеохватывающий документ, включающий все реквизиты уполномоченного банка, предприятия-экспортера, иностранного покупателя и все условия экспортного контракта

(сумма, валюта платежа, форма расчетов и сроки поступления выручки). Заверенный банком ПС предъявляется экспортером на таможне при оформлении товара. Вся информация в ПС и таможенной декларации тщательно сверяется и заносится в учетную карточку.

  • учетная карточка (УК) – возвратный документ, составляемый таможенными органами на основании ГТД и направляемый ими для контроля в уполномоченные банки;

  • реестр – документ, объединяющий УК и включающий информацию об отгрузках товаров на экспорт, ожидаемых сроках и суммах поступления выручки;

  • досье – специальная подборка документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

2. Валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортным товарам.

Необходимость введения таможенно — банковского контроля за импортными операциями была вызвана широким применением отечественными импортерами при расчетах – предоплаты, завышением импортных цен по сравнению с мировыми и т.п., что привело к значительным переводам валютных средств за рубеж, не подтвержденных поставками товаров.

Методическое и техническое решение задачи организации валютного контроля при импорте товаров базировалось на опыте, приобретенном таможенными органами и уполномоченными банками при осуществлении контроля за поступлением валютной выручки от экспорта.

Правовой основой для создания эффективной системы валютного контроля по импортным операциям явилось создание совместной инструкции ЦБ РФ №30 и ГТК России № 01-20/10538 от 26.07.95 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», далее инструкция. Действие инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт» по которым:

  • расчеты осуществляются в валютах иных, чем валюта РФ;

  • контракт предусматривает передачу российским резидентом компенсации за поставленных товар хотя бы частично в виде денежных средств в иностранной валюте;

Инструкция жестко предписывает в обязанности отечественным предприятиям и организациям-импортерам в обеспечение ввоза в Россию товара, эквивалентного по стоимости уплаченными за него средствами в иностранной валюте, а в случаях не поставки товара должны добиться возврата этих средств в установленные контрактом сроки.

Указом Президента Российской Федерации от 21.11.93 № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» предписано: в случаях, когда импортеры-резиденты не обеспечили или не полностью обеспечили ввоз уже оплаченного товара или не добились возврата средств в иностранной валюте в установленные контрактом сроки, то они должны нести ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее произведенной в оплату товаров.

В Постановлении Правительства России от 26 февраля 1996 года №206 «О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации» указано импортерам-резидентам, что в случаях, когда они по объективным причинам не могут обеспечить возврат денежных средств в иностранной валюте, переведенных из России за границу в целях приобретения товаров, что подтверждается соответствующими документами, представляемыми указанными импортерами-резидентами, рассмотрение этих документов осуществляет МВЭС РФ.

При импорте товаров также оформляется паспорт импортной сделки (процедура аналогична).

Валютный контроль был призван для борьбы с несанкционированным вывозом капитала. Однако, разработанная схема вовсе не обеспечивает противодействия такому вывозу. Совершенно легально несанкционированный вывоз капитала возможен при экспорте и импорте услуг по простой причине: услуга не может быть зафиксирована таможенными органами, так как она – виртуальный товар. Кроме того, существуют бесчисленные способы движения мнимых услуг.

3. Осуществление валютного контроля при бартерных операциях

Следующим шагом в деле создания эффективной системы валютного регулирования и контроля ВЭД в России стало принятие в 1996 г. ряда законодательных и нормативных документов, устанавливающих действенный контроль над бартерными сделками. Необходимость принятия мер по упорядочению бартерный операций диктовалась стремлением сократить неоправданно высокий их удельный вес во внешнеторговом обороте страны, приносящий большие косвенные валютные потери, особенно из-за неэквивалентного обмена и несбалансированности экспорта и импорта бартерных товаров.

Правовой основой создания эффективной системы валютного контроля за бартерными операциями явились Указ Президента России от 18.07.96 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и постановление Правительства России от 31.10.96 № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок»

Во исполнение Указа Президента РФ и постановления Правительства РФ по регулированию внешнеторговых бартерных сделок 03.12.96 Минфином РФ (№01-14/197)МВЭС РФ (№10-83/3225) и ГТК РФ (№01-23/2197) введен в действие «Порядок оформления, учета паспортов бартерных сделок».

Под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Российские лица, заключившие бартерную сделку, обязаны в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций, обеспечить ввоз в Российскую Федерацию эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подтвердив это соответствующими документами.

Экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности производится только после оформления паспорта бартерной сделки (ПСб), который является основным документом контроля и учета бартерных операций.

4. Осуществление валютного контроля в неторговом обороте.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль в неторговом обороте с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами — резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу. В противном случае необходима подача письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты.

Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами — резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается.

Кроме того, согласно новому закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 29.06.04 г. юридические лица и физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между юридическими лицами резидентами. При этом они представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Физические лица — резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории Российской Федерации по состоянию на начало каждого календарного года.

Таким образом, последняя редакция Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» значительно уменьшила валютный контроль со стороны государства. Это было одним из условий вступления России в ВТО. Так, например, в настоящее время установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Нерезидентам позволено проводить любые валютные операции на территории РФ, значительно увеличились возможности резидентов в области осуществления валютных операций на территории РФ и за рубежом.

2. Понятие и принципы валютного регулирования

Валютное регулирование представляет собой деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю валютных операций, установлению валютного контроля и воздействию на валютный курс, а также ограничению использования иностранной валюты.

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» основными принципами валютного регулирования и валютного контроля являются:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

  1. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

  2. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

  3. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Рассмотрим подробнее эти принципы.

Принцип приоритета экономических мер при реализации государственной политики в области валютного регулирования означает, что государство отдает предпочтение не политическим (как было в бывшем СССР), а экономическим мерам для регулирования обращения иностранной валюты. К таким мерам следует отнести: развитие и поощрение внешних торговых отношений юридических и физических лиц, предоставление им различных льгот (в том числе налоговых), разрешение открытия счетов в банках за рубежом, целевое финансирование из бюджета предприятий и организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции, и др. Государственную политику в сфере валютного регулирования также называют валютной политикой.

Валютная политика является составной частью государственной экономической политики и представляет собой законодательно закрепленные меры воздействия государства, направленные на установление порядка обращения валюты внутри страны и за ее пределами. Разработка основных направлений валютной политики государства, как правило, возлагается на Правительство, центральные финансовые органы и национальный банк страны и осуществляется с учетом мировой валютной политики, проводимой международными валютно-финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международным и Европейским банками реконструкции и развития).

Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов является составной частью общего принципа невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Следует помнить, что валютные отношения имеют свою специфику и могут оказать существенное влияние на экономику государства. Поэтому вмешательство государства в проводимые валютные операции резидентов и нерезидентов допускается только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты и недопущения проведения незаконных валютных сделок и действий.

Единство внутренней и внешней валютной политики Российской Федерации означает, что государство придерживается общих основ в сфере регулирования валютных операций, осуществляемых внутри страны и на мировом валютном рынке. Не должны устанавливаться различные механизмы воздействия на валютный курс, а также вводиться валютные ограничения в отношении отдельных субъектов по сравнению с другими.

Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля предполагает формирование общей структуры регулирования валютных операций. Валютное регулирование осуществляется только на основе федеральных законов, нормативные правовые акты могут регулировать валютные правоотношения в случаях, непосредственно предусмотренных валютным законодательством.

Государство, обеспечивая эффективность валютного регулирования, одновременно устанавливает и единую систему валютного контроля, включающую в себя государственные и уполномоченные органы, полномочия которых строго определены.

Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций является конституционным положением. Государство гарантирует административную и судебную защиту прав и интересов участников валютных правоотношений. В то же время резиденты и нерезиденты могут выбрать и иные способы защиты своих интересов, например обращение в международные судебные органы (арбитражи). Законодательством обеспечивается и право на защиту интересов государства как при осуществлении валютных операций резидентов и нерезидентов, так и при непосредственном участии государства (как субъекта) в валютных правоотношениях.

Составными частями (элементами) валютного регулирования являются валютная интервенция, формирование валютных резервов и валютные ограничения.

Валютная интервенция представляет собой целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс. Осуществляется валютная интервенция, прежде всего для регулирования курса иностранных валют в интересах государства.

Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другого государства. Например, если курс евро составляет 1,2 доллара США, то это означает, что на валютном рынке евро и доллар будут обмениваться именно в такой пропорции.

Различают два вида валютного курса: биржевой (гибкий, плавающий) и фиксированный. Биржевой курс устанавливается в результате рыночных колебаний, в условиях свободной купли-продажи валюты на валютных торгах. Валютные торги проводятся на валютных рынках (например, ММВБ), т.е. на рынках, где совершается купля-продажа иностранной валюты на основе спроса и предложения. Фиксированный курс вытекает из установленного международными организациями или государством валютного паритета, обменного соглашения. Валютный паритет представляет собой твердое, официально устанавливаемое соотношение обмена одной валюты на другую.

Государство в целях своевременного осуществления международных расчетов, а также для получения дохода и регулирования валютного рынка формирует валютные резервы (международные резервы). Международные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства РФ и складывающиеся из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.

Валютное регулирование осуществляется специально уполномоченными органами государства. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Для реализации функций, предусмотренных валютным законодательством, им предоставляется право издавать нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям порядок и сроки их представления, готовит и публикует статистическую информацию. Правительство РФ устанавливает порядок расчетов и переводов по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Центральный банк РФ и Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти (Служба внешней разведки РФ, Министерства обороны РФ и др.) без ограничений осуществляют все виды валютных операций.

Общим средством осуществления валютной политики является введение валютных ограничений. В материалах Исполнительной дирекции МВФ говорится: «При решении вопроса о том, являются ли принимаемые меры ограничениями платежей и переводов… следует, прежде всего, определить, влекут ли они за собой сохранение прямых государственных ограничений свободного распоряжения и использования иностранной валюты как таковой» Эбке В. Международное валютное право: Учебник./ В.Эбке.-М.: Юрист, 2003.-С. 176..

Валютные ограничения — это характеристики условий и пределов осуществления валютных операций, связанные с защитой национальной валюты. Они включают ограничения общей возможности распоряжаться валютой или ее конкретным использованием.

Классификация валютных ограничений представлена на рис. 2.2.

Рис. 2.2 Классификация валютных ограничений Иванов В.В. Деньги. Кредит. Банки. / В.В. Иванов, Б.И. Соколов. — М.: Проспект, 2004. — С. 319.

Современные способы валютных ограничений представляют собой:

  • 1) лицензирование приобретения иностранной валюты и проведения валютных операций;
  • 2) дифференциацию (множественность) валютных курсов и валютных счётов;
  • 3) количественные и временные ограничения на проведение валютных операций.

К формам валютных ограничений относятся ограничения на:

  • 1) конвертируемость национальной валюты (на использование валютной выручки, на приобретение иностранной валюты);
  • 2) прямые и портфельные инвестиции (ввоз/вывоз капитала и репатриация прибыли);
  • 3) обращение наличной национальной и иностранной валюты (ввоз/вывоз, перевод, пересылка);
  • 4) получение кредитов от нерезидентов и выдачи кредитов нерезидентам;
  • 5) проведение операций с золотом и иными драгоценными металлами.

Валютные ограничения устанавливаются главным образом на «входящий» или «уходящий» из страны капитал. Они могут прилагаться к текущим или финансовым операциям платежного баланса, операциям резидентов и нерезидентов. Ограничения могут вводиться в форме полного запрещения на проведение операции (например, запрещение покупки/продажи национальных товаров, услуг за иностранную валюту) или ограничений по количеству и времени проведения операций. Некоторые операции могут строго регламентироваться, например, проводиться только при оформлении определенных документов или предъявлении справки из налоговых органов. Текущие валютные операции осуществляются без ограничений. Перечень и ограничение на их проведение не может быть изменен ведомственными нормативными документами. Валютные операции, связанные с движением капитала, не разрешенные к свободному проведению, а также не запрещенные Банком России, осуществляются резидентами на основании разрешений, выдаваемых Банком России в каждом отдельном случае Пункт 4 положения Банка России от 24 апреля 1996 г. №39 «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций».. Указанные разрешения выдаются Департаментом валютного контроля Банка России или (в случаях, установленных нормативными актами Банка России) территориальными учреждениями Банка России.

При этом в России без ограничений осуществляются следующие валютные операции:

  • — расчеты за экспорт определенного круга товаров2 при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не будет превышать три года с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы;
  • — расчеты за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые в соответствий с условиями заключенных договоров превышают 90 дней, при условии, что срок возврата валютной выручки за произведенные строительные и подрядные работы не будет превышать пять лет с даты заключения такого договора;
  • — расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия соответствующего договора, при условии, что срок действия указанного договора не будет превышать пять лет с даты его заключения;
  • — переводы физическим лицом — резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75 тыс. долл., осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения физическим лицом — резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом — резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги. Указанные переводы осуществляются физическим лицом — резидентом через счет в уполномоченном банке, порядок открытия и ведения которого определяется законодательством Российской Федерации. При переводе физическим лицом — резидентом иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, указанное лицо и уполномоченный банк, через который был совершен указанный перевод, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты осуществления такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица — резидента, приложив банковские выписки по указанному счету.

Порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), за некоторым исключением, определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком.

Валютный контроль. Условия осуществления валютного контроля: наличие валютных ограничений на валютном рынке; регламентация учета и отчетности по валютным операциям. Валютный контроль — это определение степени соответствия (несоответствия) реального процесса ведения валютных операций законодательно установленным валютным ограничениям. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник. / Л.Н. Красавина. — М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 37. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля в Российской Федерации являются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в национальной валюте.

Следует различать валютный контроль в широком и узком смысле. Валютный контроль в узком смысле (валютный надзор) — это проверка регламентов проведения валютных операций в целях приведения их в соответствие с разработанными нормами, предъявляемыми требованиями.

Валютный контроль в широком смысле — это контроль за введенными государством валютными ограничениями, обусловленными целями и планами валютной политики, осуществляемый на основе действующего законодательства.

Методы валютного контроля Иванов В.В. Указ. сочинение. — С. 325.

Основные составляющие системы валютного контроля в РФ

Прямые методы контроля

Контроль валютных операций по внешнеторговым сделкам

  • 1) Ограничения и лицензирование операций по нетоварным сделкам
  • 2) Система таможенно-банковского контроля по товарным сделкам. «Замыкание» информации о пересечении таможенной границы и движениях денежных средств. Контроль (путем сравнения) получения эквивалента товаров (полученной выручки) за перечисленные средства (вывезенные товары)

Контроль валютных операций (покупки, продажи, расчётов) на территории РФ

Дифференциация счетов. Установление режимов счетов. Контроль над зачислением и использованием средств

Контроль обращения наличной иностранной валюты

Строгая регламентация и отчетность. Полный контроль над ввозом-вывозом, покупкой-продажей иностранной валюты

Контроль над «бегством» и «отмыванием» капитала

Установление перечня «подозрительных» сделок. Информирование федеральных органов о таких сделках коммерческими банками через Банк России

Методы валютного контроля. Методы валютного контроля подразделяются на прямые и косвенные. Косвенные методы представляют собой контроль уровня цен, объемами и направлением валютных платежей. Прямые методы состоят в контроле обоснованности проведения валютных операций.

Понятие регулирования валютных операций (валютного регулирования). Отметим, определения понятия «валютный контроль» и «валютное регулирование» не содержат ни Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», ни международные документы, в том числе и нормы Договора о МВФ.

Предпосылки (основания) для валютного регулирования, являющегося элементом государственного управления национальной экономикой, создают целевые установки валютной политики и наличие валютного контроля. Валютное регулирование — это процесс реализации валютной политики государства путем устранения выявленных в ходе валютного контроля отклонений от законодательно установленных валютных ограничении на валютные операции. Этапы валютного контроля и валютного регулирования валютного рынка отражает рис. 2.3.

Часто в процессе государственного управления функции валютного контроля и валютного регулирования совмещают. Обычно органы валютного контроля наделяются функциями регулирования.

Национальное валютное регулирование юридических лиц проводится путем:

  • а) регламентирования внешнеэкономических операций и расчетов в иностранной валюте фирм. С этой целью осуществляется лицензирование их внешнеэкономических операций и дифференциация валютных счетов;
  • б) регламентирования валютных операций кредитных организаций. Лицензируется банковская деятельность, и вводятся лимиты открытой валютной позиции.

Рис. 2.3 Этапы валютного контроля и валютного регулирования валютного рынка Иванов В.В. Указ. сочинение. — С. 326.

Важнейшими направлениями валютного регулирования являются:

  • а) защита валюты Российской Федерации;
  • б) защита прав собственности на валютные ценности;
  • в) регулирование внутреннего валютного рынка;
  • г) движение средств на счетах резидентов в иностранной валюте;
  • д) внутренние валютные операции резидентов;
  • е) выдача разрешений на вывоз иностранной валюты;
  • ж) движение средств на счетах нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации;
  • з) валютные операции нерезидентов в Российской Федерации Свиридов О.Ю. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения: Учеб. пособие / О.Ю. Свиридов. — М.: МарТ, 2006.-С. 92..

Валютное регулирование осуществляется с использованием государством следующих инструментов:

  • а) учетной ставки для регулирования движения капиталов;
  • б) валютных интервенций центрального банка;
  • в) диверсификации валютных резервов;
  • г) установления режима валютного курса;
  • д) девальвации и ревальвации курса национальной валюты.

Принципы валютного контроля

Валютное законодательство представляется, как уже было отмечено, как комплексная отрасль, которая содержит нормы разнообразных отраслей права. Прежде всего, валютное законодательство формируется из норм финансового, гражданского и административного права. То есть, другими словами, заключает в себе публичные и частные области правового регулирования.

Именно поэтому при интерпретации и использовании норм валютного законодательства допустимы разночтения, которые контролируются принципами, утвержденными Законом о валютном регулировании.

Статья 3 данного Закона содержит в себе существенные принципы валютного регулирования и валютного контроля.

Приоритет экономических мер в воплощении в жизнь государственной политики в сфере валютного регулирования

Указанный принцип закреплен законодательством. Это, безусловно, значимое направление правового творчества государства в момент процесса, когда происходит отказ от преобладания влияния администрации на валютные отношения и переход к рыночным инструментам, которые их регулируют.

Частью 3 статьей 80 Конституции установлено, что центральный ориентир внутренней и внешней политики государства определяет Президент РФ. Президент при своем определении опирается на Конституцию и федеральные законы. Он адресует к Федеральному Собранию России каждый год письма о положении в стране, об стержневых течениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции).

Замечание 1

Важно отметить, что принятый Закон о валютном регулировании разработали с целью проведения в жизнь постановлений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России «О бюджетной политике на 2001 год и среднесрочную перспективу». В нем обозначилась необходимость отступления от административных мер воздействия в сфере валютного регулирования к экономическим.

Данный принцип устанавливает юридически оформленную возросшую экономическую независимость России, а также смену административных предписаний и запретов, которые не приносят эффекта на регулятивный способ воздействия на валютные отношения.

Элиминирование неоправданного вторжения государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов

Основой для подобного принципа выступает вышеназванный. То есть, он следует из правовой направленности валютного регулировки и валютного контроля, и, безусловно, подтверждает ориентир государственных валютных политических понижений уровня начальственного регулирования валютных операций.

Именно данным принципом отражена общая либерализация нынешнего российского валютного законодательства.

Результат анализа валютного законодательства помогает прийти к выводу о том, что в Российской Федерации:

  • касаемо валютных операций между резидентами и нерезидентами функционирует принцип «разрешается все, что не запрещается»;
  • применительно валютных операций между резидентами – «запрещается все, что не разрешается»;
  • касаемо валютных операций между нерезидентами – «разрешается то, что прямо предписывается».

Органы валютного регулирования следят за соблюдением подобных принципов.

Экономические, политические причины и законодательство обуславливают и закрепляют присутствие государства в лице осведомленных органов в области валютных операций резидентов и нерезидентов.

Согласно данному принципу, участие государства в валютных операциях, прямым участником которых оно не выступает, ограничивается. Подобная установка отвечает либерализации российской экономики и следует из конституционных гарантий экономических прав и свобод человека и гражданина.

Пример 1

Так, например, в статье 8 Конституции установлена гарантия свободного перемещения финансовых средств и свобода деятельности в экономической среде.

Частью 1 статьей 17 Основного закона России утверждается извещение о том, что в России права и свободы человека и гражданина признаны и гарантированы соответственно всеобщим узнанным принципам, а также нормам международного права и Конституции. Каждый человек обладает неотъемлемыми правами и свободами, которые зафиксированы за ним от рождения. Это прописано в части 2 статье 17 Конституции.

Согласно части 1 статьи 19 Конституции, все обладают равными полномочиями перед законом и судом. В части 2 статьи 19 Основного Закона Российской Федерации дается гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина. Важным моментом здесь является независимость от половой принадлежности, либо расового распределения, национального происхождения, языкового барьера, обладания имуществом либо должностных положений. Также не имеет значения к какому общественному объединению принадлежит лицо. Помимо этого данной статьей наложен запрет на всякие формы, которые могут ограничивать права граждан касаемо признаков их социального статуса, расовой принадлежности, национальности, языка либо религии.

Любой человек обладает правом на свободу использования собственных способностей и имущества для предпринимательской и прочей экономической деятельности, которая не обременена запретом по закону. Все это прописано в части 1 статье 34 Конституции. Также в дано части, но статье 35 Конституции установлено обладание правом имущества в собственности, владение, пользование и распоряжение им как самостоятельно, так и вместе с другими лицами.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации выражена в пункте 3 мотивировочной части его Постановления от 14.05.2003 № 8-П «Дело о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа». Она указывает на то, что права, которые указаны в ее части 1 статье 34 и части 2 статьи 35, отмечаются в РФ как существенные и неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина. Их, в свою очередь, реализуют граждане и их объединения на основании общих правовых принципов юридического равенства, неприкосновенности имущества и независимости договора, элиминирующих всякое вмешательство государства в исполнение этих прав.

В статье 55 Конституции указан факт прав и свобод граждан, а также ограничение подобных свобод. Ограничить их может только федеральный закон, при том, что мера ограничения устанавливается также данным законом. Мера определяется для того, чтобы защитить основные принципы конституционного строя. Защита налагается также и на нравственность, здоровья, права и интересы других лиц по закону. Данный закон не только обеспечивает защиты всему вышесказанному, но и обеспечивает оборону и безопасность государства.

Названное конституционное положение развивается с помощью примененного валютного регулирования только для того, чтобы были достигнуты общие и специальные цели. Подобные цели находят свою трактовку и утверждение в преамбуле и 6 статьи Закона о валютном регулировании.

Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации

Определение 1

Валютная политика – это составная часть внутреннего и внешнего политического занятия государства, сосредоточенная на обеспечении стабильности национальной валюты и постоянстве внутреннего валютного рынка как факторов результативного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Внешняя и внутренняя валютная политика обладают взаимозависимостью, которая в свою очередь, предопределена наличием у представленных видов государственной деятельности общей цели. Это, бесспорно, должно обладать согласованием и сочетанием мер государственного регулирования валютных операций, которые реализуются на территории Российской Федерации, а также валютных операций, которые обладают связью с внешнеэкономической деятельностью.

Анализируемый принцип находит свое согласие с Концепцией внешней политики РФ, которая была утверждена 12.07.2008 № Пр-1440.

Концепция внешней политики РФ – это система воззрений на содержание и центральные направленности внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Названный документ рассматривает защиту интересов личности, общества и государства как высший приоритет внешнеполитического курса РФ.

Неделимость системы валютного регулирования и валютного контроля

Об этом принципе название говорит само за себя, так и из его статьи 2, в которой данным Законом установлены правовые основы и принципы и валютного регулирования, и валютного контроля. Таким образом, структура Закон о валютном регулировании в некоторой степени совпадает с НК и БК, которые также обладают содержанием норм налогового и бюджетного регулирования. Помимо этого они содержат положения о финансовом контроле в подобающих областях правового регулирования.

Закономерны единство и согласованность системы валютного регулирования и валютного контроля, потому как государство обладает возможностью обеспечения соблюдения условий и последовательности проведения валютных операций существенным образом контролем над выполнением и использованием мер ответственности к нарушителям валютного законодательства.

Подобный принцип находит свою реализацию в нормах, которые утверждены в Законе о валютном регулировании. Они трактуют установку правового статуса органов валютного регулирования и валютного контроля.

Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при исполнении валютных операций

Этот принцип есть дополнение принципа об исключении неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов. Законодатель занимается предписанием государству обеспечения защиты прав и экономических интересов участников валютных операций. При этом, он выводит государство из естественного «ежедневного» нахождения в области валютных отношений частных субъектов. Таким образом, государственная деятельность по валютному регулированию должна обеспечивать права и экономические интересы резидентов и нерезидентов как участников валютных операций.

Преамбулой Закона о валютном регулировании предопределена цель валютного законодательства. Это, главным образом, обеспечение осуществления единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и устойчивости внутреннего валютного рынка России. Упомянутые цели правового регулирования отвечают кругу интересов подавляющего большинства участников валютных операций.

Вывод 1

Это дает возможность сделать вывод о том, что цели валютного регулирования, которые заявлены Законом о валютном регулировании, совпадают с интересами резидентов и нерезидентов в момент реализации валютных операций.

Экономические права и свободы человека

Принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов в момент осуществления валютных операций полагается на следующие конституционные гарантии защиты экономических прав и свобод человека и гражданина:

  • право частной собственности находится под охраной закона. Никого нельзя лишать своего имущества. Лишь суд способен на это. Принудительно забрать имущество для государства можно только в том случае, если существует условие предварительного и равноценного возмещения. Это прописано в частях 1 и 3 статьи 35 Конституции РФ;
  • существует гарантия на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России. Всякий обладает правом защиты своих прав и свобод различными способами, которые находятся не под запретом закона. Это прописано в статье 45 Конституции РФ;
  • гарантия на судебную защиту его права и свобод предоставляется каждому. Можно обжаловать в суде какие-либо решения, бездействия представителей государственной власти, а также представителей местного самоуправления и других должностных лиц. Подобная информация упоминается в статье 46 Конституции РФ.

Вывод 2

Таким образом, часть 3 статья 62 Конституции Российской Федерации дает возможность пользоваться всеми перечисленными конституционными правами. Также, согласно данной статье, иностранные граждане и лица без гражданства в России обладают правами и исполняют обязанности наряду с гражданами РФ, помимо ситуаций, которые устанавливаются федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Субъекты валютного права

Как субъекты валютного права, все граждане России, коллективные и территориальные субъекты обладают между собой равной и полной по объему финансовой правоспособностью. Для иностранных субъектов российским валютным законодательством могут быть установлены отдельные ограничения для защиты финансового суверенитета государства.

Отдельные ограничения:

  • предъявление наиболее строгих условий аккредитации филиалов кредитных организаций иных стран;
  • введение ограничений на участие капитала иных стран в уставном фонде банков Российской Федерации;
  • определение особого порядка лицензирования валютных операций, участия нерезидентов в налоговых отношениях и т.д.

Финансово-правовой статус внутренних и иностранных субъектов подобным образом соотносится во многих странах, в особенности с развитой экономической деятельностью и стабильной национальной валютой.

Замечание 2

Важно отметить, что государство обеспечивает равную защиту прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при помощи установленной статьи 23 Закона о валютном регулировании ответственности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Субъекты валютных операций обладают правом обжалования неправомерных действий органов и агентов валютного контроля в общепринятом порядке.

Как видно, принципы, которые закреплены в Законе о валютном регулировании, подтверждают склонность законодателя применить валютное регулирование и валютный контроль в качестве сложных элементов системы, которая регулирует национальную экономику.

Принципами валютного регулирования и валютного контроля раскрываются важные моменты, когда интерпретируются и используются акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования. В подобном правовой ориентировке нуждаются органы валютного регулирования и прочие субъекты нормотворчества. Также не остаются в стороне и правоприменительные органы, особенно на момент рассмотрения дел, обладающими связью с юридическими коллизиями – разногласиями либо противоречиями между некоторыми нормативными правовыми актами, которые регулируют валютные отношения.

Принципы валютного регулирования

Валютное законодательство, как отмечалось ранее, является комплексной отраслью, в которой содержатся нормы различных отраслей права. Преимущественно валютное законодательство складывается из норм финансового, гражданского и административного права, т.е. охватывает как публичную, так и частную сферы правового регулирования. В связи с этим при толковании и применении норм валютного законодательства возможны разночтения, нивелировать которые призваны принципы, установленные Законом о валютном регулировании.

Статьей 3 названного Закона определены следующие основные принципы валютного регулирования и валютного контроля:

1. Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

Законодательное закрепление указанного принципа является исключительно важным ориентиром правотворчества государства в процессе отказа от преобладания административного воздействия на валютные отношения и перехода к рыночным инструментам их регулирования.

Согласно ч. 3 ст. 80 Конституции основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Президент РФ обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции).

Возвращаясь к истории принятия Закона о валютном регулировании, отметим, что он был разработан в целях реализации положений Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2001 год и среднесрочную перспективу», в котором была обозначена необходимость отхода от административных к экономическим мерам воздействия в области валютного регулирования.

В рассматриваемом принципе юридически оформлена возросшая экономическая самостоятельность Российской Федерации, переход от не приносящих эффекта административных предписаний и запретов к регулятивному способу воздействия на валютные отношения.

2. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

Данный принцип вытекает из вышеназванного правового ориентира валютного регулирования и валютного контроля и подтверждает направленность государственной валютной политики на снижение уровня императивного регулирования валютных операций.

Рассматриваемое правовое предписание отражает общую либерализацию современного российского валютного законодательства. В результате анализа валютного законодательства можно сделать вывод, что в Российской Федерации в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами действует принцип «разрешено все, что не запрещено»; в отношении валютных операций между резидентами – «запрещено все, что не разрешено»; применительно к валютным операциям между нерезидентами – «разрешено то, что прямо предписано».

Присутствие государства в лице компетентных органов в сфере валютных операций резидентов и нерезидентов должно быть обусловлено экономическими, политическими причинами и закреплено законодательством.

Рассматриваемый принцип ограничивает участие государства в тех валютных операциях, непосредственным участником которых оно не является. Подобное предписание соответствует либерализации российской экономики и вытекает из конституционных гарантий экономических прав и свобод человека и гражданина.

Так, ст. 8 Конституции гарантирует свободное перемещение финансовых средств и свободу экономической деятельности.

Часть 1 ст. 17 Основного закона России устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Частью 1 ст. 19 Конституции закреплено, что все равны перед законом и судом. Согласно ч. 2 ст. 19 Основного закона России государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

На основании ч. 1 ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Часть 2 ст. 35 Конституции устанавливает право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в п. 3 мотивировочной части его Постановления от 14.05.2003 № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона “О судебных приставах” в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа», из ч. 1 и 2 ст. 17 и ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции следует, что права, закрепленные в ее ч. 1 ст. 34 и ч. 2 ст. 35, гарантируются в Российской Федерации в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина и реализуются гражданами и их объединениями на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, исключающих произвольное вмешательство государства в осуществление этих прав.

Согласно ст. 55 Конституции ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. В развитие названного конституционного положения федеральное законодательство допускает применение валютного регулирования (посредством валютных ограничений) исключительно для достижения общих и специальных целей, закрепленных в преамбуле и ст. 6 Закона о валютном регулировании.

3. Единство внешней и внутренней валютной политики РФ.

Валютная политика представляет собой составную часть внутренней и внешней политической деятельности государства, которая направлена на обеспечение устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов эффективного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Взаимозависимость внешней и внутренней валютной политики государства предопределяется наличием у данных видов государственной деятельности общей цели, что, несомненно, предполагает согласование и сочетание мер государственного регулирования валютных операций, осуществляемых на территории РФ, и валютных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Рассматриваемый принцип согласуется с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной 12.07.2008 № Пр-1440. Она, напомним, представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. В названном документе защита интересов личности, общества и государства названа высшим приоритетом внешнеполитического курса России.

4. Единство системы валютного регулирования и валютного контроля.

Этот принцип вытекает как из самого названия Закона о валютном регулировании, так и из его ст. 2, согласно которой данный Закон устанавливает правовые основы и принципы и валютного регулирования, и валютного контроля. В этом отношении Закон о валютном регулировании по своей структуре отчасти совпадает с НК и БК, которые также содержат в себе нормы налогового и бюджетного регулирования, а также положения о финансовом контроле в соответствующих сферах правового регулирования.

Необходимость единой и согласованной системы валютного регулирования и валютного контроля является закономерной, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения валютных операций главным образом путем контроля за их соблюдением и применением мер ответственности к нарушителям валютного законодательства.

Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля реализован в нормах Закона о валютном регулировании, устанавливающих правовой статус органов валютного регулирования и валютного контроля.

5. Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Рассматриваемый принцип является дополнением принципа об исключении неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов. Выводя государство из непосредственного «ежедневного» присутствия в сфере валютных отношений частных субъектов, законодатель тем не менее предписывает ему обеспечить защиту прав и экономических интересов участников валютных операций. Следовательно, государственная деятельность по валютному регулированию должна обеспечивать права и экономические интересы резидентов и нерезидентов как участников валютных операций.

В преамбуле Закона о валютном регулировании установлено, что целью валютного законодательства является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ. Названные цели правового регулирования соответствуют интересам подавляющего большинства участников валютных операций, что позволяет сделать вывод о совпадении целей валютного регулирования, заявленных в Законе о валютном регулировании, и интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций основан на следующих конституционных гарантиях защиты экономических прав и свобод человека и гражданина:

  • – право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 1 и 3 ст. 35 Конституции);
  • – государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции);
  • – каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции).

Возможность использования перечисленных конституционных прав нерезидентами обеспечивается ч. 3 ст. 62 Конституции, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В качестве субъектов валютного права все граждане России, коллективные и территориальные субъекты имеют между собой равную и полную по объему финансовую правоспособность. Для иностранных субъектов российское валютное законодательство может устанавливать некоторые ограничения, защищающие финансовый суверенитет государства: предъявлять более жесткие условия аккредитации филиалов иностранных кредитных организаций; вводить ограничения на участие иностранного капитала в уставном фонде российских банков; определять особый порядок лицензирования валютных операций, участия нерезидентов в налоговых отношениях и т.д. Подобное соотношение финансово-правового статуса внутренних и иностранных субъектов присуще многим странам, в том числе с развитой формой экономики и устойчивой национальной валютой.

Обеспечение государством равной защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов достигается посредством установления ст. 23 Закона о валютном регулировании ответственности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. Субъекты валютных операций вправе обжаловать неправомерные действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля в общеустановленном порядке.

Как видим, закрепленные в Законе о валютном регулировании принципы валютного регулирования и валютного контроля свидетельствуют о стремлении законодателя использовать валютное регулирование и валютный контроль как составные элементы системы регулирования национальной экономики.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля имеют важное значение при толковании и применении актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Данные правовые ориентиры необходимы как для органов валютного регулирования и других субъектов нормотворчества, так и для правоприменительных органов, в том числе при рассмотрении дел, связанных с юридическими коллизиями – расхождениями или противоречиями между отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими валютные отношения.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх