Принятие законов в РФ

Процедура(порядок)принятия закона в РФ

Принятие законов в Российской Федерации — процедура очень сложная. Нелегкий процесс принятия законов — гарантия того, что непродуманные и скороспелые нормативно — правовые акты не будут создавать коллизии и противоречия в правовой системе.

Этапы законодательного процесса в РФ

Законодательный процесс — это принятие, и вступление в силу нормативно — правовых актов. Началом законодательного процесса является законодательная инициатива, завершением — опубликование нового закона в специализированных СМИ.

Также законодательный процесс включает в себя такие стадии как рассмотрение проекта закона в Думе, его принятие депутатами Думы, одобрение нормативно-правового акта Советом Федерации и согласование с Президентом РФ.

Законодательная инициатива и одобрение проекта закона

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения

Готовый законопроект отправляется на принятие в Государственную Думу. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Простые федеральные законы принимаются простым большинством депутатов Государственной Думы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Одобрение законов СФ, подписание Президентом

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном

голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Опубликование закона

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Для регулирования, контроля и регламентирования разных сфер жизни, устройства государства, военной службы принимаются законы. Для контроля и урегулирования правоотношений между гражданами, государством, служащими и прочими лицами используются принятые ФЗ. При помощи Федеральных законов можно избежать конфликтов, беспорядков и разрешить возникшие споры в лучшую сторону.

Порядок принятия закона в РФ

Порядок принятия Федеральных законов в РФ регулируется и регламентируется Правительством Российской Федерации и Федеральным собранием. Принятие происходит при помощи голосования в Государственной Думе. В случае, если большинство депутатов проголосовало «за» принятие, он будет принят. Проекты Федерального масштаба должны быть одобрены Советом Федерации. Так вступил в силу закон о госслужбе. Подробности

Схема принятия законов в РФ:

  • Первым делом закон составляется. Он может быть составлен Президентом России, Верховным, Конституционным или Высшим судом, депутатами Гос. Думы, Правительством России или Советом Федерации. (ФЗ о конституционном суде в РФ читайте );
  • Затем в трех этапах ФЗ анализируется депутатами Гос. Думы. Во время первого этапа депутаты рассматривают общие положения, основные принципы, цели и задачи. Во время второго этапа рассматриваются дополнительные положения, вносятся дополнительные нюансы и детали, корректировки. Во время третьего этапа проходит голосование и законопроект одобряется или не одобряется Правительством РФ или Гос. Думой;
  • Обязательно при принятии каждого закона проходит голосование депутатов в Гос. Думе. Депутаты голосуют «за» или «против» него. Если большинство депутатов проголосовало «за» принятие, то он передается на рассмотрение Совету Федерации. В случае срочных Федеральных законов достаточно голосов трех или четырех человек «за» и он будет принят;
  • ФЗ принят в случае, если голосов на заседании Совета Федерации больше половины. В случае Федеральных конституционных законов количество голосов во время голосования должно превысить 70% для вступления в силу. Совет Федерации одобряет или отклоняет законопроект в течение 14 дней. В случае, если он был отклонен, его отправляют обратно в Гос. Думу для повторного рассмотрения или внесения поправок;
  • Когда закон прошел все инстанции и каждый совет принял его, он передается Президенту Российской Федерации. Президент в течение 14 дней проверяет его, рассматривает и в конце подписывает или отклоняет и отправляет обратно. Документ снова должен пройти через Государственную Думу для повторного голосования и внесения необходимых изменений. Если повторно закон набрал более 66% голосов в Гос. Думе, то он принимается без согласия Президента, он обязан подписать его в течение семи дней;
  • Президент ставит подпись на документах законопроекта и в течение недели он должен быть открыто опубликован и передан в СМИ. А в течение десяти дней ФЗ вступает в силу.

При публикации и принятии Федерального закона ему присваивается идентификационный номер, буквы «ФЗ» и дата его подписания Президентом. Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ №324

О ФЗ 25 в последней редакции читайте

Кто разрабатывает проект закона?

Проекты законов РФ рассматриваются и разрабатываются Правительством Российской Федерации. После разработки проекта он отправляется вместе со всей документацией в Государственную Думу для проведения голосования.

Среди необходимых бумаг, отправляющихся вместе с ФЗ в Гос. Думу:

  • Отчет экономической и финансовой составляющей вместе с предварительной информацией о социальной стороне, прогнозами и анализом;
  • Дополнительные бумаги, в которых составлены сведения об изменениях или поправках, необходимых для принятия или положениях, анализ и изменения которых нужно произвести;
  • Бумаги с оформленными отчетами и информацией о финансовой составляющей государства в будущем году;
  • Документы с исполненным или подлежащим исполнению минимумом бюджета за прошлые кварталы.

Согласно Конституции Российской Федерации объекты законодательных инициатив имеют право предлагать и подавать документы на рассмотрение для внесения изменений в определенные положения Федеральных законов. В случае, если по предоставленным документам социальная статистика и предполагаемый бюджет на будущий год выше, чем есть на самом деле, то есть социальная и экономическая составляющая снижаются, проводится анализ примерного дохода на будущее по Федеральному бюджету.

О последних изменениях в ФЗ 220 читайте

Когда законодательный акт вступает в силу?

Согласно последовательности принятия закона в РФ по Федеральному закону номер 5 о публикации и вступления в силу федеральных конституционных проектов, ФЗ и актам палат Федерального Собрания, он вступает в силу в момент одобрения его Государственной Думой. Но по настоящему положению вещей закон вступает в силу только через 10 дней после подписания бумаг Президентом России.

Согласно ФЗ номер 5, Конституционные проекты считаются принятыми и вступают в силу после одобрения его членами Парламентом России. В этот момент законопроект получает юридическую силу.

Порядок принятия законов РФ

Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституционным порядком. Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы.

В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

  • — законодательная инициатива и предварительное рассмотрение,
  • — рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,
  • — рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой,
  • — рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий,
  • — повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации,
  • — повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ,
  • — повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ,
  • — подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Некоторые из вышеперечисленных стадий являются только возможными, а не обязательными. Так, например повторное рассмотрение закона в Государственной Думе возможно только в случае неодобрения этого закона Советом Федерации или отклонения Президентом РФ. В соответствии с Конституцией РФ особый порядок предусмотрен для одобрения в обеих палатах федеральных конституционных законов (эти законы соответствующим большинством одобряются двумя палатами и после этого подлежат подписанию Президентом и обнародованию, т. е. без возможности вето Президента).

Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к законопроектам, законодательных предложений о разработке и принятии новых законов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо признании этих законов утратившими силу, предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой.

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях, если палатой применительно к конкретному законопроекту не принимается другое решение.

В ходе рассмотрения заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, полномочного представителя Президента РФ, представителей Правительства РФ, субъектов РФ и других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

По результатам обсуждения законопроекта Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении во втором или третьем чтении Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Решение об этом оформляется постановлением Государственной Думы.

В случаях если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106 или ст. 108 Конституции РФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой.

Члены Совета Федерации организуют обсуждение федерального закона в субъектах РФ и при наличии замечаний по федеральному закону направляют их в комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона.

Конституции РФ (ч. 4 ст. 105) устанавливается четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • а) федерального бюджета;
  • б) федеральных налогов и сборов;
  • в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • д) статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации;
  • е) войны и мира.

Комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, вправе рекомендовать Совету Федерации одобрить его или отклонить.

Рассмотрение закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения комитета и проекта постановления, внесенного комитетом. Затем палата большинством голосов от общего числа членов принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. По результатам обсуждения закона Совет Федерации может одобрить или отклонить его. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов палаты.

По результатам рассмотрения закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

Постановление Совета Федерации об отклонении закона в пятидневный срок направляется в Государственную Думу. Одобренный Советом Федерации закон вместе с текстом постановления в пятидневный срок направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Рассмотрение законов в согласительной комиссии.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, создается согласительная комиссия. Она образуется на паритетных началах из представителей двух палат. Члены согласительной комиссии и ее сопредседатель от каждой палаты избираются палатами и образуют их депутации в комиссии.

Согласительная комиссия рассматривает лишь те положения закона, по которым возникли разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей рассматриваемого закона. Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования представителей Совета Федерации и Государственной Думы. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовали обе депутации. Если согласительная комиссия добивается преодоления возникших разногласий, то решение об этом вносится на рассмотрение Государственной Думы. Постановление о принятом решении не позднее чем через пять дней направляется в Государственную Думу.

Федеральный закон в редакции, учитывающей предложения согласительной комиссии, которые были одобрены Государственной Думой, направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.

Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации.

По результатам работы согласительной комиссии Государственная Дума обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии.

Решения принимаются по каждому предложению согласительной комиссии отдельно большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающей предложения согласительной комиссии, которые были одобрены Государственной Думой, направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительной комиссии он ставится на голосование в ранее принятой редакции. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ.

Согласно Конституции РФ, если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает данный закон в течение 10 дней. По итогам рассмотрения комитет или комиссия могут рекомендовать Государственной Думе одобрить закон в редакции, предложенной Президентом РФ,

согласиться с предложением Президента РФ о нецелесообразности принятия данного закона или одобрить закон в ранее принятой редакции.

Предложение Президента РФ о нецелесообразности принятия отклоненного им федерального закона может быть поставлено на голосование. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если первое предложение не принято, на голосование палаты ставится вопрос об одобрении закона в ранее принятой Государственной Думой редакции, т. е. о преодолении президентского вето. Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После принятия данного решения закон в тот же день направляется в Совет Федерации. Но если не принято ни одно из решений, палата проводит голосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом РФ. Решение в каждом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов.

Повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

Процедура преодоления в Совете Федерации президентского вето начинается с того, что Комитет Совета Федерации, который давал ранее заключение по закону, отклоненному Президентом РФ, рассматривает высказанные в письме Президента РФ замечания, а также текст закона, одобренного Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и дает по нему повторное заключение.

При повторном рассмотрении закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, Совет Федерации вправе не открывать обсуждения и поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции или открыть обсуждение. По окончании обсуждения вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции ставится на голосование. Закон считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если же за его одобрение проголосовало менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, закон считается отклоненным палатой. Постановление Совета Федерации об одобрении закона, отклоненного Президентом РФ, в течение 5 дней направляется Президенту РФ, который согласно ч. 3 ст. 107 Конституции РФ обязан его подписать и обнародовать.

Президент РФ в законодательном процессе.

Согласно Конституции РФ Президент РФ подписывает и обнародует законы, принятые Федеральным Собранием. Только после того, как глава государства обнародует принятый федеральный закон, этот закон приобретает юридическую силу, обязывающую исполнять его.

В силу ч. 2 ст. 107 Конституции РФ Президент РФ обязан подписать принятый федеральный закон, если в течение четырнадцати дней с момента поступления не отклонит его. Он также не вправе не подписать отклоненный им ранее федеральный закон после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации в течение семи дней со дня получения постановлений палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции и обязан обнародовать этот закон (п. «д» ст. 84, ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

Президент РФ обладает правом вето, преодоление которого при повторном рассмотрении палатами Федерального Собрания требует большинства в две трети голосов депутатов (членов) в каждой палате. Закон устанавливает порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания. Они вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

4. Процедура принятия федеральных законов в россии.

В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации федераль­ные законы принимаются Федеральным Собранием по строго определенной процедуре, состоящей из нескольких стадий.

Законодательный процесс начинается со стадии законодательной инициативы, т.е. определенного Конституцией порядка представления проектов законов. Проекты законов представляются в Государственную Думу только органами и должностными лицами, перечисленными в ст. 104 Конституции. Среди них: Президент Российской Федерации, члены и депутаты Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Россий­ской Федерации. Право законодательной инициативы имеют также законодательные органы субъектов федерации.

Законопроекты предварительно рассматриваются в комитетах Государственной Думы и в первом чтении (для одобрения общей концепции законопроекта) на заседаниях Государственной Думы.

Федеральный закон принимается путем голосования депутатов. Для принятия закона необходимо, чтобы за него проголосовало больше половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой закон передается на одобрение Совета Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если он не был рассмотрен ею в 14-дневный срок. Однако некоторые законы (о бюджете, налогах, ратификации между­народных договоров и иные) требуют обязательного рассмотрения в Совете Федера­ции.

Закон, не одобренный Советом Федерации, считается не принятым. Однако он вновь может быть рассмотрен Государственной Думой и принят уже без одобрения Советом Федерации, если за него проголосует не менее двух третей депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации (или принятый повторно Государственной Думой квалифицированным большинством) закон передается для подписания Президенту Российской Федерации. Президент в течение 14-ти дней подписывает закон, либо отклоняет его.

В случае отклонения Президентом закона, Государственная Дума и Совет Федерации повторно рассматривают его. Президент обязан подписать закон, если он будет повторно принят большинством не менее двух третей состава Государственной Думы и Совета Федерации.

Определенные особенности имеет порядок принятия федеральных конституционных законов, а также процедура внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации.

5. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В РОССИИ.

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ — официальные акты, принимаемые различными органами государства во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила, конкретизирующие первичные нормы законов.

Подзаконные нормативные акты по своей роли в системе нормативных актов составляют ее вторичное звено, которое дополняет первичные нормы законов, более детально регламентирует различные группы общественных отношений. Вместе с тем, это также нормативные акты, представляющие официальные письменные документы, содержащие нормы права (общеобязательные правила поведения). В количественном отношении система подзаконных нормативных актов значительно превосходит систе­му законов.

Подзаконные нормативные акты принимаются в основном органами, входящи­ми в исполнительную ветвь власти и, как правило, имеют специфическое для органа название. Так, в Российской Федерации Президент принимает Указы, Правительство -Постановления, Министерства — Приказы. На уровне субъектов Российской Федерации подзаконные нормативные акты принимают Главы субъектов Федерации, их исполнительные органы: правительства, администрации, министерства, управления, департа­менты. Такими нормативными актами могут быть указы, постановления, приказы, рас­поряжения.

В качестве подзаконных выделяют правовые нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления: решения и распоряжения их представительных и исполнительных органов, а также локальные нормативные акты, принимаемые в рамках отдельных организаций: их уставы, положения, инструкции.

Порядок принятия различных подзаконных актов определяется законами и положениями о соответствующих исполнительных структурах.

Любые подзаконные нормативные акты по своему содержанию не должны противоречить законам. В случае такого противоречия действуют нормы, закрепленные в законах. Кроме того, подзаконные нормативные акты имеют собственную иерархию, определяемую местом принимающего их органа в системе государственной власти, и должны соответствовать подзаконному акту более высокой юридической силы.

6. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ — определенные в нормативных ак­тах общие правила их вступления в силу, распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия.

Действие нормативного акта (вступление его в силу) начинается со срока, указанного при его издании. Если такой срок не указан, то российские законы начинают действовать по истечении 10 дней, а Указы Президента и Постановления Правительст­ва — но истечении 7 дней после их первой официальной публикации (в “Российской газете” или в специальном журнале — “Собрание законодательства Российской Федера­ции”). Акты федеральных министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней после публикации и подлежат обязательной регистрации Министерством юсти­ции Российской Федерации.

По общему правилу действие нормативных актов распространяется только на те отношения, которые возникли после их вступления в силу. Обратная сила нормативного акта, т.е. его распространение на ранее возникшие отношения, специально в нем оговаривается. При этом не могут иметь обратной силы нормативные акты, устанавли­вающие новые виды санкций или усиливающие предусмотренную ими ответствен­ность. Напротив, нормативные акты, отменяющие санкции или смягчающие преду­смотренную ими ответственность, имеют безусловную обратную силу.

Действие нормативных актов в пространстве определено территориальными границами государства, а также сферой властной компетенции органа, принявшего нормативный акт. Федеральные нормативные акты действуют, как правило, на всей территории страны, нормативные акты субъектов федерации и органов местного самоуправления — в пределах соответствующих административных границ.

Особый статус экстерриториальности имеется у посольств и консульств иностранных государств. На их территориях действуют источники права соответствующе­го иностранного государства.

Вступивший в силу нормативный акт действует в отношении всех субъектов, находящихся на территории государства. Исключения касаются лиц, обладающих должностной неприкосновенностью (они не могут быть привлечены к уголовной и некоторым видам административной ответственности без согласия соответствующего органа, например, парламента для депутатов), а также лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом (они не привлекаются на территории страны пребывания к уголов­ной и административной ответственности).

Действие нормативного акта прекращается путем его официальной отмены или фактической замены, когда для регулирования данных общественных отношений принимается новый нормативный акт той же или более высокой юридической силы.

ВОПРОС 21: Каков порядок принятия законов в нашей стране?

ОТВЕТ: В соответствии с Конституцией РФ порядок принятия закона следующий. Нижняя палата Федерального собрания, Госдума после обсуждения проекта закона в соответствующем комитете (например, по охране здоровья граждан) принимает его большинством голосов.

После этого закон передается в верхнюю палату — Совет Федерации. Последний рассматривает только наиболее важные законы. Остальные — если не были рассмотрены в течение 14 дней — считаются принятыми. После принятия, не позднее 5 дней, закон направляется Президенту, который в течение 14 дней подписывает или отклоняет закон. Важно, что все законы обязательно и полностью публикуются в доступной для населения печати: «Собрание законодательств РФ» и «Российская газета». Закон действует на всей территории РФ, пока не будет отменен или заменен другим или не истечет срок действия, если он указан. Закон не имеет обратной силы, т. е. на события, происшедшие ранее его принятия, за исключением положений, смягчающих наказание или его отмену.

ВОПРОС 22: Каковы активность законодательства и приоритет по сферам применения законов в области охраны здоровья?

ОТВЕТ: Следует отметить, что по данным Госдумы процент принятия законов в области охраны здоровья граждан не превышает 0,1 % от общего числа принятых законов. Это самый низкий процент: например, в области образования, где также мало законов, за то же время принято их 1,8%.

В 1995-1997 гг. в субъектах Федерации был принят 51 закон в области охраны здоровья граждан в 32 регионах, а в 1998 г. — 86 законов в 67 регионах.

Анкетирование субъектов РФ (Герасименко и др., 1999) показывает перечень федеральных законов, которые следует принять в первоочередном порядке. Перечисляются 23 наименования законопроектов, среди которых:

о здравоохранении РФ — 19,79%;

о правах пациента — 11,46%;

о частной медицинской практике — 11,42%;

о страховании профессиональной ответственности медработника — 6,2%.

Систематизируются законы для удобства их использования путем кодификации, что означает создание единого законодательного сборника по определенным отраслям права (например, Гражданский, Уголовный, Семейный кодексы). К их разновидностям относятся Основы законодательства, уставы, правила. Другой способ систематизации — инкорпорация, т. е. расположение законов в хронологическом порядке (например, указанное выше «Собрание законодательств РФ»).

Совокупность разнообразных нормативных актов является источником права. Им могут быть законы, Указы Президента, Постановления Правительства, уставы, решения, приказы.

Имеются общие принципы правовой системы, которые должны быть соблюдены. Прежде всего это конституционное положение о верховенстве закона. Так, в ст. 15 Конституции РФ отмечается, что Основной Закон имеет юридическую силу и применяется на всей территории РФ. Иные правовые акты на этой территории не должны противоречить Конституции. Такой же принцип, т. е. верховенство закона, касается и федеральных законов по отношению к ведомственным приказам, указаниям, инструкциям или актам местного самоуправления в виде уставов, постановлений, распоряжений. Между тем и в области здравоохранения встречаются ведомственные территориальные документы, которые входят в противоречие с федеральными законами, например с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. По данным Министерства юстиции, 30% всех правовых актов, принятых в субъектах РФ, не соответствуют Конституции РФ и федеральным законам.

Поэтому Президент издал специальный Указ о приведении в соответствие нормативных документов субъектов федерации с федеральными законами.

Еще одно конституционное требование, обеспечивающее верховенство закона, — официальное опубликование для всеобщего сведения текста законов, — соблюдается. Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства РФ опубликованы в Ведомостях Верховного Совета РСФСР (1991-1993 гг.) и регулярно публикуются в Собрании законодательств РФ (после 1993 г.).

Другим важным положением является создание демократических профессионально грамотных законов, имеющих различные подзаконные акты, обес- печивающие возможность их применения на практике. Так, для обеспечения исполнения закона о медицинском страховании уже принято более 60 документов — от Постановления Правительства, Центробанка, налоговой службы до Приказов и Инструкций Министерства здравоохранения. Например, в развитие Основ законодательства об охране здоровья граждан должны быть приняты различные положения, правила, на которые имеются ссылки в некоторых статьях, с помощью которых можно реализовать закон. Однако известны примеры ссылки на то или иное положение закона, которые долго не разрабатываются или не доводятся до исполнителя.

Помимо законотворчества не менее важным является беспрекословное исполнение закона. Демокрит писал, что закон может хорошо устроить жизнь людей только в том случае, если люди сами этого хотят, ибо закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется. Человек, знающий закон, но не исполняющий его, гласит восточная мудрость, подобен человеку, который пашет, но не сеет. На Руси стремление к вольнице всегда приводило к игнорированию законов. Преклонение перед законом, жизнь в строгом соответствии с правопорядком (как у каких-нибудь немцев) высмеивались.

Следует отметить, что и в настоящее время довольно распространенный правовой нигилизм противопоставляется строгому подчинению закона, как стесняющему свободу. Конечно, причин, в том числе объективных, для формирования подобного менталитета российского человека много, но следует отметить, что польза закона подвергалась сомнению независимо от необходимости своевременности и качества, потому что он не исполнялся. Петр I, выступая в Сенате, возмущенно отметил: «Всуе законы писати, когда их не исполняти».

Исполнение законов, т. е. их применение на практике, осуществляется органами государственного управления или их должностными лицами. К органам исполнительной власти относятся и правоохранительные органы: прокуратура, милиция, ФСБ. Эти органы могут возбуждать уголовное дело путем вынесения соответствующего постановления, проводить предварительное расследование или дознание. Судебная система в РФ состоит из трех ветвей: Конституционный суд — высший орган судебной власти, рассматривающий дела о конституционности законов и других нормативных актов; суды общего назначения, первой инстанцией которых является районный народный суд; возглавляет систему судов Верховный суд РФ. В каждой республике (в составе РФ) есть Верховные суды, в краях и областях — краевые и областные суды. Гражданские хозяйственные дела разбираются также и в арбитражных судах.

Задание №17 ЕГЭ по обществознанию

Задания № 17 ЕГЭ по обществознанию по теме «Право» для 11-х классов.

№ 1. Одной из форм вы­ра­же­ния права яв­ля­ет­ся….

1) тра­ди­ция 2) дис­по­зи­ция 3) ги­по­те­за 4) пре­це­дент

№ 2. Про­ти­во­прав­ны­ми обы­ча­я­ми на­зы­ва­ют­ся обы­чаи, ко­то­рые…

1) рас­про­стра­не­ны в малой пер­вич­ной груп­пе

2) не со­от­вет­ству­ют си­сте­ме со­ци­аль­ных цен­но­стей об­ще­ства

3) со­хра­ни­лись как пе­ре­жи­ток родо­пле­мен­ных от­но­ше­ний

4) рас­про­стра­не­ны среди людей одной эт­ни­че­ской общ­но­сти

№ 3. Ис­клю­чи­тель­ным при­зна­ком фе­де­раль­но­го за­ко­на как ис­точ­ни­ка права в РФ яв­ля­ет­ся…

1) при­ни­ма­ет­ся Фе­де­раль­ным Со­бра­ни­ем РФ

2) не дол­жен про­ти­во­ре­чить Кон­сти­ту­ции РФ

3) обя­за­те­лен к ис­пол­не­нию на тер­ри­то­рии РФ

4) при­ни­ма­ет­ся на ос­но­ва­нии указа Пре­зи­ден­та РФ

№ 4. В си­сте­ме ис­точ­ни­ков со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го права при­о­ри­тет имеют…

1) указы Пре­зи­ден­та РФ

2) по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ

3) пра­во­вые пре­це­ден­ты

4) фе­де­раль­ные за­ко­ны РФ

№ 5. Одним из ис­точ­ни­ков (форм вы­ра­же­ния) со­вре­мен­но­го права яв­ля­ет­ся…

1) су­деб­ный пре­це­дент 2) блан­кет­ная норма 3) мо­раль­ное пра­ви­ло 4) тех­ни­че­ская ин­струк­ция

№ 6. Какое из пе­ре­чис­лен­ных по­ня­тий обо­зна­ча­ет форму (ис­точ­ник) права?

1) ин­струк­ция 2) пре­це­дент 3) ри­ту­ал 4) це­ре­мо­ния

№ 7. Все­об­щая де­кла­ра­ция прав че­ло­ве­ка, при­ня­тая Ге­не­раль­ной Ас­сам­бле­ей ООН в 1948 г., яв­ля­ет­ся при­ме­ром…

1) до­го­во­ра с нор­ма­тив­ным со­дер­жа­ни­ем

2) нор­ма­тив­но-пра­во­во­го акта

3) ад­ми­ни­стра­тив­но­го пре­це­ден­та

4) нормы де­ло­во­го обык­но­ве­ния

№ 8. Субъ­ек­том за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы яв­ля­ют­ся(-ется)…

1) мэры го­ро­дов фе­де­раль­но­го зна­че­ния

2) де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ

3) ми­ро­вой судья

4) пол­но­моч­ные пред­ста­ви­те­ли Пре­зи­ден­та РФ в фе­де­раль­ных окру­гах

№ 9. В Рос­сии к под­за­кон­ным актам от­но­сят….

1) ко­дек­сы 2) за­ко­ны субъ­ек­тов РФ 3) по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ 4) Кон­сти­ту­цию РФ

№ 10. Ка­ко­ва пра­виль­ная по­сле­до­ва­тель­ность при­ня­тия за­ко­на в РФ?

1) пред­ло­же­ние за­ко­на Пра­ви­тель­ством — рас­смот­ре­ние его Пре­зи­ден­том — утвер­жде­ние в Фе­де­раль­ном Со­бра­нии — опуб­ли­ко­ва­ние

2) при­ня­тие за­ко­но­про­ек­та Го­су­дар­ствен­ной Думой — одоб­ре­ние Со­ве­том Фе­де­ра­ции — под­пи­са­ние Пре­зи­ден­том — опуб­ли­ко­ва­ние

3) пред­ло­же­ние за­ко­на Пре­зи­ден­том — утвер­жде­ние Пра­ви­тель­ством — под­пи­са­ние гла­ва­ми палат Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния — опуб­ли­ко­ва­ние

4) рас­смот­ре­ние за­ко­но­про­ек­та Пре­зи­ден­том — об­суж­де­ние в Фе­де­раль­ном Со­бра­нии — под­пи­са­ние Пра­ви­тель­ством — опуб­ли­ко­ва­ние

№ 11. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже субъ­ек­тов по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти об­ла­да­ет пра­вом за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы?

1) ини­ци­а­тив­ные груп­пы граж­дан

2) де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Думы

3) об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции

4) по­ли­ти­че­ские пар­тии

№ 12. От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью пра­во­вой нормы яв­ля­ет­ся…

1) охра­на ин­те­ре­сов со­ци­аль­но не­за­щищённых слоёв на­се­ле­ния

2) фор­маль­ная опре­делённость

3) из­би­ра­е­мость при­ме­не­ния

4) на­прав­лен­ность на уста­нов­ле­ние спра­вед­ли­во­сти

№ 13. Путём ре­фе­рен­ду­ма в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­нят(-а)…

1) Тру­до­вой ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

2) Кон­сти­ту­ция

3) Закон «О сред­ствах мас­со­вой ин­фор­ма­ции»

4) фе­де­раль­ный бюд­жет

№ 14. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к прин­ци­пам юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти?

1) выс­шая юри­ди­че­ская сила, все­на­род­ное го­ло­со­ва­ние, вер­хо­вен­ство

2) пра­во­вой обы­чай, пре­це­дент, нор­ма­тив­ный до­го­вор

3) об­ще­ствен­ная опас­ность, про­ти­во­прав­ность, ви­нов­ность

4) це­ле­со­об­раз­ность, гу­ман­ность, спра­вед­ли­вость

№ 15. Га­ран­том Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции вы­сту­па­ет….

1) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

2) Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

3) Кон­сти­ту­ци­он­ный суд Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

4) Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

№ 16. Устой­чи­вую пра­во­вую связь че­ло­ве­ка с го­су­дар­ством, вы­ра­жа­ю­щу­ю­ся в со­во­куп­но­сти их вза­им­ных прав и обя­зан­но­стей, на­зы­ва­ют….

1) не­ма­те­ри­аль­ны­ми бла­га­ми

2) пра­во­вым го­су­дар­ством

3) со­ци­а­ли­за­ци­ей

4) граж­дан­ством

№ 17. Юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что она…

1) ос­но­ва­на на при­ме­не­нии к на­ру­ши­те­лю мо­раль­ных норм

2) на­ла­га­ет­ся за дей­ствия субъ­ек­та

3) на­ла­га­ет­ся лю­бы­ми го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми

4) имеет го­су­дар­ствен­но-при­ну­ди­тель­ный ха­рак­тер

№ 18. Нормы граж­дан­ско­го права ре­гла­мен­ти­ру­ют….

1) за­щи­ту па­мят­ни­ков куль­ту­ры

2) ком­пен­са­цию мо­раль­но­го ущер­ба

3) по­ря­док вы­пла­ты али­мен­тов на ре­бен­ка

4) по­ря­док об­ра­ще­ния граж­дан в ор­га­ны вла­сти

№ 19. Как на­зы­ва­ет­ся юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность, уста­нав­ли­ва­е­мая в тру­до­вом праве?

1) граж­дан­ско-пра­во­вая 2) ад­ми­ни­стра­тив­ная 3) дис­ци­пли­нар­ная 4) уго­лов­ная

№ 20. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже ре­гла­мен­ти­ру­ют нормы граж­дан­ско­го права?

1) за­щи­ту па­мят­ни­ков куль­ту­ры

2) ав­тор­ское право

3) по­ря­док вы­пла­ты али­мен­тов на ре­бен­ка

4) об­ра­ще­ние граж­дан с ор­га­на­ми вла­сти

№ 21. С ка­ко­го мо­мен­та граж­да­нин РФ ста­но­вит­ся субъ­ек­том пра­во­от­но­ше­ний?

1) с мо­мен­та рож­де­ния

2) с мо­мен­та по­лу­че­ния пас­пор­та

3) с мо­мен­та на­ступ­ле­ния со­вер­шен­но­ле­тия

4) с на­ча­ла тру­до­вой де­я­тель­но­сти

№ 22. Кто осу­ществ­ля­ет за­щи­ту прав об­ви­ня­е­мо­го во время су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства?

1) при­сяж­ные за­се­да­те­ли 2) ад­во­кат 3) судья 4) упол­но­мо­чен­ный по пра­вам че­ло­ве­ка

№ 23. Воз­ме­ще­ние убыт­ков, при­чи­нен­ных граж­да­ни­ну в ре­зуль­та­те не­за­кон­ных дей­ствий го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов или ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, яв­ля­ет­ся видом юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти, при­ме­ня­е­мой в праве….

1) ад­ми­ни­стра­тив­ном 2) граж­дан­ском 3) уго­лов­ном 4) тру­до­вом

№ 24. Со­глас­но за­ко­но­да­тель­ству РФ бес­плат­ную су­деб­ную за­щи­ту ад­во­кат обя­зан осу­ществ­лять по делам…..

1) о раз­во­де 2) не­со­вер­шен­но­лет­них 3) о за­щи­те прав по­тре­би­те­лей 4) о за­щи­те чести

№ 25. Какое из пра­во­на­ру­ше­ний яв­ля­ет­ся ад­ми­ни­стра­тив­ным?

1) сбор под­пи­сей из­би­ра­те­лей в за­пре­щен­ном месте

2) хи­ще­ние иму­ще­ства, при­над­ле­жа­ще­го пре­ступ­ни­ку

3) фаль­си­фи­ка­ция ито­гов из­би­ра­тель­ной кам­па­нии

4) пуб­ли­ка­ция ста­тьи, по­ро­ча­щей честь граж­да­ни­на

№ 26. По­ня­тие «ис­ко­вое за­яв­ле­ние» от­но­сит­ся к де­я­тель­но­сти….

1) Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния 2) Пра­ви­тель­ства 3) суда 4) Со­ве­та без­опас­но­сти

№ 27. Как на­зы­ва­ет­ся от­расль права, ко­то­рая ре­гу­ли­ру­ет об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния в сфере го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния, воз­ни­ка­ю­щие в сфере управ­ле­ния, в про­цес­се ис­пол­ни­тель­ной де­я­тель­но­сти ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти?

1) кон­сти­ту­ци­он­ное право 3) граж­дан­ское право

2) ад­ми­ни­стра­тив­ное право 4) се­мей­ное право

№ 28. Как на­зы­ва­ет­ся от­расль права, ко­то­рая ре­гу­ли­ру­ет иму­ще­ствен­ные и свя­зан­ные с ними лич­ные не­иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния?

1) кон­сти­ту­ци­он­ное право 3) граж­дан­ское право

2) ад­ми­ни­стра­тив­ное право 4) се­мей­ное право

№ 29. По­ня­тие «арен­да» яв­ля­ет­ся одним из ос­нов­ных по­ня­тий…

1) се­мей­но­го права 2) граж­дан­ско­го права 3) обя­за­тель­ствен­но­го права 4) тру­до­во­го права

№ 30. Со­во­куп­ность од­но­по­ряд­ко­вых пра­во­вых норм, ре­гу­ли­ру­ю­щих целую сферу од­но­род­ных об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, на­зы­ва­ет­ся…..

1) нор­мой права 2) ин­сти­ту­том права 3) ис­точ­ни­ком права 4) от­рас­лью права

№ 31. Обя­за­тель­ное пра­ви­ло по­ве­де­ния, вы­ра­жен­ное в го­су­дар­ствен­ных актах, охра­ня­е­мое го­су­дар­ством, на­зы­ва­ет­ся…….

1) нор­мой мо­ра­ли 2) эс­те­ти­че­ской нор­мой 3) нор­мой права 4) тра­ди­ци­он­ной нор­мой

№ 32. Право как со­ци­аль­ный ре­гу­ля­тор все­гда….

1) ис­пол­ня­ет­ся всеми граж­да­на­ми

2) яв­ля­ет­ся во­пло­ще­ни­ем иде­а­ла спра­вед­ли­во­сти

3) охра­ня­ет­ся силой го­су­дар­ства

4) под­дер­жи­ва­ет­ся об­ще­ствен­ным мне­ни­ем

№ 33. Со­во­куп­ность обя­за­тель­ных к ис­пол­не­нию пра­вил (норм), уста­нав­ли­ва­е­мых го­су­дар­ством. Ка­ко­му по­ня­тию со­от­вет­ству­ет это опре­де­ле­ние?

1) граж­дан­ство 2) по­ли­ти­ка 3) власть 4) право

№ 34. В Уго­лов­ном ко­дек­се РФ со­дер­жат­ся нормы, преду­смат­ри­ва­ю­щие от­вет­ствен­ность за….

1) на­ру­ше­ние усло­вий до­го­во­ра по­став­ки.

2) пре­вы­ше­ние уста­нов­лен­ной ско­ро­сти дви­же­ния для во­ди­те­лей.

3) от­сут­ствие на ра­бо­чем месте без ува­жи­тель­ной при­чи­ны.

4) раз­ме­ще­ние в Ин­тер­не­те по­ро­ча­щей граж­да­ни­на ин­фор­ма­ции.

№ 35. Про­из­вод­ствен­ное объ­еди­не­ние предъ­яви­ло иск фирме-по­став­щи­ку о не­над­ле­жа­щем ис­пол­не­нии до­го­во­ра по­став­ки. Дан­ное дело будет рас­смат­ри­вать­ся в суде….

1) кон­сти­ту­ци­он­ном 2) ар­бит­раж­ном 3) ми­ро­вом 4) уго­лов­ном

№ 36. Низ­шим, пер­вич­ным, струк­тур­ным зве­ном в си­сте­ме рос­сий­ско­го права яв­ля­ет­ся

1) ин­сти­тут права 2) от­расль права 3) пра­во­вая норма 4) по­до­т­расль права

№ 37. В каком слу­чае не­об­хо­ди­мо об­ра­тить­ся к но­та­ри­усу?

1) граж­дан­ке К. не­об­хо­ди­мо со­ста­вить жа­ло­бу на ру­ко­вод­ство учре­жде­ния, в ко­то­ром она ра­бо­та­ет

2) граж­да­нин М., бу­дучи сви­де­те­лем пра­во­на­ру­ше­ния, решил по­лу­чить кон­суль­та­цию о своих пра­вах, если он решит дать по­ка­за­ния в суде

3) граж­дан­ке Д. нужно за­ве­рить до­ве­рен­ность на право управ­лять при­над­ле­жа­щим ей ав­то­мо­би­лем сво­е­му сыну

4) граж­дан­ка М. ре­ши­ла по­дать жа­ло­бу на дей­ствия со­труд­ни­ков ми­ли­ции, ко­то­рые, по ее мне­нию. на­ру­ши­ли ее права

№ 38. Право — это ре­гу­ля­тор об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, обес­пе­чи­ва­е­мый….

1) ис­клю­чи­тель­но силой об­ще­ствен­но­го мне­ния

2) мне­ни­ем ав­то­ри­тет­ных людей

3) при­выч­ка­ми и тра­ди­ци­я­ми людей

4) силой го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния

№ 39. По­ря­док вза­и­мо­дей­ствия му­ни­ци­паль­ных ор­га­нов управ­ле­ния об­ра­зо­ва­ни­ем со сред­ней об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лой ре­гу­ли­ру­ет­ся пра­вом……

1) граж­дан­ским 2) го­су­дар­ствен­ным 3) ад­ми­ни­стра­тив­ным 4) тру­до­вым

№ 40. К от­рас­лям част­но­го права юри­сты от­но­сят право…..

1) граж­дан­ское 2) ад­ми­ни­стра­тив­ное 3) фи­нан­со­вое 4) кон­сти­ту­ци­он­ное

№ 41. Граж­дан­ско-пра­во­вая от­вет­ствен­ность на­сту­па­ет за….

1) на­ру­ше­ние са­ни­тар­ных норм, уста­нов­лен­ных для очист­ных со­ору­же­ний

2) на­ру­ше­ние тру­до­вой, учеб­ной, во­ин­ской, слу­жеб­ной дис­ци­пли­ны

3) со­вер­ше­ние пре­ступ­ле­ния, свя­зан­но­го с хи­ще­ни­ем иму­ще­ства

4) на­ру­ше­ние до­го­вор­ных обя­за­тельств иму­ще­ствен­но­го ха­рак­те­ра

№ 42. На­ру­ше­ние пра­вил по­жар­ной без­опас­но­сти в лесах от­но­сит­ся к пра­во­на­ру­ше­ни­ям………

1) граж­дан­ским 2) ад­ми­ни­стра­тив­ным 3) дис­ци­пли­нар­ным 4) фи­нан­со­вым

№ 43. Видом от­вет­ствен­но­сти, при­ме­ня­е­мой толь­ко при дис­ци­пли­нар­ном пра­во­на­ру­ше­нии, яв­ля­ет­ся…..

1) вы­го­вор 3) ли­ше­ние спе­ци­аль­но­го права

2) кон­фис­ка­ция иму­ще­ства 4) воз­ме­ще­ние рас­хо­дов по­тер­пев­шим

№ 44. Право не­со­вер­шен­но­лет­не­го в воз­расте от 14 до 18 лет рас­по­ря­жать­ся своим иму­ще­ством ре­гу­ли­ру­ет­ся нор­ма­ми…

1) на­след­ствен­но­го права 3) ад­ми­ни­стра­тив­но­го права

2) жи­лищ­но­го права 4) граж­дан­ско­го права

№ 45. Какой вид от­вет­ствен­но­сти при­ме­ня­ет­ся толь­ко при граж­дан­ском пра­во­на­ру­ше­нии?

1) ад­ми­ни­стра­тив­ный арест 3) огра­ни­че­ние сво­бо­ды

2) ис­пра­ви­тель­ные ра­бо­ты 4) пуб­ли­ка­ция опро­вер­же­ния

№ 46. Какая от­расль права ре­гу­ли­ру­ет управ­лен­че­ские от­но­ше­ния, скла­ды­ва­ю­щи­е­ся в сфере ис­пол­ни­тель­ной вла­сти?

1) граж­дан­ское право 3) кон­сти­ту­ци­он­ное право

2) ад­ми­ни­стра­тив­ное право 4) уго­лов­ное право

№ 47. Право не­со­вер­шен­но­лет­не­го в воз­расте от 14 до 18 лет рас­по­ря­жать­ся своим иму­ще­ством ре­гу­ли­ру­ет­ся нор­ма­ми….

1) граж­дан­ско­го права 3) ад­ми­ни­стра­тив­но­го права

2) на­след­ствен­но­го права 4) жи­лищ­но­го права

№ 48. Нормы права, в от­ли­чие от норм мо­ра­ли….

1) от­ра­жа­ют пред­став­ле­ние о гар­мо­нии че­ло­ве­ка с при­ро­дой

2) вы­ра­жа­ют об­ще­ствен­ное мне­ние

3) пре­пят­ству­ют со­ци­аль­ным из­ме­не­ни­ям

4) со­дер­жат­ся в нор­ма­тив­ных актах

№ 49. Какая от­расль права ре­гу­ли­ру­ет управ­лен­че­ские от­но­ше­ния, скла­ды­ва­ю­щи­е­ся в сфере ис­пол­ни­тель­ной вла­сти?

1) граж­дан­ское право 3) ад­ми­ни­стра­тив­ное право

2) кон­сти­ту­ци­он­ное право 4) уго­лов­ное право

№ 50. При­зна­ком права, от­ли­ча­ю­щим его от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм, яв­ля­ет­ся….

1) фор­маль­ная не­опре­делённость

2) ра­ци­о­наль­ный ха­рак­тер

3) обес­пе­чен­ность ис­пол­не­ния силой го­су­дар­ства

4) со­ци­аль­ная зна­чи­мость

Ответы на задания № 17 ЕГЭ по обществознанию по теме «Право»

№1. 4

№2. 2

№3. 1

№4. 4

№5. 1 №6. 2

№7. 2

№8. 2

№9. 3

№10. 2

№11. 2

№12. 2

№13. 2

№14. 4

№15. 2

№16. 4

№17. 4

№18. 2

№19. 3

№20. 2

№21. 1

№22. 2

№23. 2

№24. 2

№25. 1 №26. 3

№27. 2

№28. 3

№29. 2

№30. 4 №31. 3

№32. 3

№33. 4

№34. 4

№35. 2 №36. 3

№37. 3

№38. 4

№39. 3

№40. 1

№41. 4

№42. 2

№43. 1

Законодательный процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту’ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат. veto — запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето — когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено2/, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса — обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.


Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх