Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне
. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее именуются — организации) к категориям по гражданской обороне*.
2. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранения этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне.
3. Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат важнейшие Действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и Проектируемые организации:
имеющие мобилизационное задание (заказ);
и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.
4. Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне:
особой важности, первой категории, второй категории.
Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в зависимости от показателей, определяющих их роль в экономике государства, а также особых условий, характеризующих:
степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
месторасположение организации;
значимость организации как объекта культуры.
* Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятия и иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются:
численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.
Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-территориальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствующего объекта.
Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.
5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, объединений организаций (далее именуются — объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или объединение.
Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.
Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской обороной в субъектах Российской Федерации.
6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по гражданской обороне.
7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:
утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов и объединений или которые находятся в сфере их ведения;
направляют соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне.
8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью этих органов или которые находятся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;
направляют соответствующие выписки из утвержденных, ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.
9. Федеральные органы исполнительной власти и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийные бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.
10. Сведения о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются соответствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти категории.
Организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это юридические лица, которые в силу специфики своей деятельности и экономических показателей имеют особые обязательства по отношению к обороне. Они выполняют мероприятия по ГО за свой счет и силами работающих.
Содержание
Основные положения
Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:
- организовывать и вести работу по гражданской обороне;
- быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.
Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:
- сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
- умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
- обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
- ограничение масштабов бедствия или катастрофы.
Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:
- планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
- готовиться к работе в военное время;
- обучать работников.
ВАЖНО! Дополнительные обязанности накладывает отнесение организаций к категориям по гражданской обороне. В том числе и финансовые — мероприятия по ГО и ЧС такие юрлица проводят за свой счет (п. 4 ст. 18 ФЗ № 28).
Классификация по гражданской обороне
В соответствии с правилами правительства РФ (постановление № 804 от 16.08.2016), законодатель определил категории организаций по ГО и ЧС, которые подразделяются на 3 группы:
- особой важности;
- первая категория;
- вторая категория.
Для определения категории объектов по ГО используют следующие критерии:
- показатели роли в экономике и обороне государства и региона;
- наличие мобилизационного заказа (задания);
- степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
- местоположение предприятия;
- наличие уникальных историко-культурных объектов.
Ранжирование предприятий по гражданской обороне производится:
- федеральными органами исполнительной власти;
- государственными корпорациями;
- государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Показатели категорирования устанавливает и согласовывает с заинтересованными госорганами, корпорациями и компаниями МЧС РФ (п. 4 постановления № 804). Статус присваивается по наивысшему показателю организации и ее обособленных подразделений независимо от месторасположения. Перечень организаций уточняется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 10 постановления № 804).
ВАЖНО! МЧС самостоятельно сообщает предприятиям о внесении их в перечень и какова категория объекта по гражданской обороне. Информация поступает в течение месяца со дня обновления.
Как уточнить статус ГО
Перечислим перечень ограничений, с которыми вы столкнетесь, решив самостоятельно ответить на вопрос, как узнать категорию по ГО и ЧС для своего предприятия:
- перечень таких предприятий закрыт, он содержит военную тайну;
- список не опубликован на сайте МЧС или субъекта РФ;
- МЧС координирует и проводит категоризацию на основе постановления № 804, методических рекомендаций № 2-4-71-69-11 от 11.11.2016 (письмо ГУ МЧС России по г. Москве № 817-1-1-8 от 22.06.2017);
- министерства и ведомства после обновления списков категорированных предприятий в течение месяца доводят их до органов исполнительной власти субъектов.
Вот несколько шагов, как определить категории по гражданской обороне организаций:
Шаг 1. Подготовьте письменный запрос в произвольной форме.
Шаг 2. Направьте его в отдел мобилизационной подготовки администрации вашего города или района.
Шаг 3. В течение месяца вам придет ответ, несет ли ваше предприятие дополнительные обязанности по гражданской обороне.
Обязанности категорированных МЧС юрлиц
От статуса предприятия зависит работа многих служб и систем. Организации с категорией по ГО создают и поддерживают в готовности:
- нештатные формирования для выполнения мероприятий по ГО (приказ МЧС № 701 от 18.12.2014);
- внештатные аварийно-спасательные формирования — организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (приказ МЧС России № 999 от 23.12.2005);
- локальные системы оповещения — организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (постановление правительства РФ № 178 от 01.03.1993 и методические рекомендации МЧС № б/н от 24.12.2002);
- запасы продовольственных, материально-технических, медицинских и иных средств (постановление правительства № 379 от 27.04.2000).
Такие организации имеют специальный штат работников:
Численность работающих | Количество освобожденных работников ГО, человек |
До 1000 человек | 1 |
От 1000 до 5000 человек | Не менее 2 |
От 5000 и более человек | Не менее 4 |
ВАЖНО! Руководитель и сотрудники, ответственные за ГО, проходят дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение по ГО один раз в пять лет. Организации, не отнесенные к категориям по ГО, имеют меньше требований к работе служб ГО и ЧС на своей территории. По мере развития предприятия этот статус корректируется.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»
В настоящее время существуют 3 категории по гражданской обороне: особой важности, первая и вторая категория.
Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 N 804. Документ определяет порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения. До этого времени действовало Постановление Правительства РФ от 19.09.1998 N1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне».
Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат:
— организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение;
— организации, имеющие мобилизационные задания (заказы);
— организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
— организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.
Для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, устанавливаются следующие категории по гражданской обороне:
— категория особой важности;
— первая категория;
— вторая категория.
Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее – показатели).
Показатели устанавливает МЧС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.
Категория по гражданской обороне устанавливается для организации по наивысшему показателю ее обособленных подразделений вне зависимости от ее месторасположения.
Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет, в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.
ОТНЕСЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ К ГРУППАМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
классификация территорий городов, иных населённых пунктов в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на их территориях объектов, представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций. Осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объёме, необходимом и достаточном для защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от поражающих факторов возможных чрезвычайных ситуаций.
Для территорий городов и иных населённых пунктов устанавливаются: особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне. К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга. К первой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов, если: численность населения превышает 1 000 тыс. чел.; численность населения составляет от 500 тыс. чел. до 1000 тыс. чел. и на ней расположены не менее трёх организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. Ко второй группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов, если: численность населения составляет от 500 тыс. чел. до 1000 тыс. чел.; численность населения составляет от 250 тыс. чел. до 500 тыс. чел. и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов, если: численность населения составляет от 250 тыс. чел. до 500 тыс. чел.; численность населения составляет от 50 тыс. чел. до 250 тыс. чел. и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.