Приватизация земельного

Получить дачный земельный участок в Украине желают многие, однако не все знают, что его можно получить бесплатно. Главными в этом случае являются вопросы о том, какие документы для приватизации дачного участка нужны, куда обращаться, и, несомненно, сколько стоит приватизация дачи.
Бесплатная передача земли
Земельное законодательство Украины не предусматривает термина «приватизация», однако исходя из других законодательных актов страны, это понятие все-таки можно применять к бесплатной передаче земельного участка от государства к частным лицам. Отличием приватизации дачного участка в Украине, например, от приватизации квартиры является то, что земля может быть переведена в собственность гражданина только посредством бесплатной приватизации. Если земельный участок выкупается у государства, то это считается совершением сделки купли-продажи. К таким правоотношениям применяются иные нормы. Итак, с чего начать приватизацию дачи?
Пределы предоставления участков
Перед тем как начать процедуру приватизации садового участка нужно знать пределы, в соответствии с которыми он может безвозмездно перейти в собственность украинца. Земельный кодекс Украины, а в частности, ст. 121, устанавливает, что граждане могут оформить приватизацию дачного участка бесплатно:
· для садоводства – площадью, не превышающей 0,12 га;
· для постройки индивидуального жилого дома на приусадебном участке – площадью не больше 0,25 га (в деревенской местности) и 0,1 га (в городской местности);
· для постройки дачного дома – площадью не более 0,12 га.
Примечательно, что использование права на приватизацию дачного земельного участка с одним целевым назначением, не ограничивает прав гражданина на получение бесплатной земли с другой целью. Другими словами, если лицо получило бесплатно землю для садоводства, то оно может также обратиться в уполномоченные органы с заявлением о приватизации еще одного участка, например, для строительства дачного домика. Эти положения закреплены в статье 116 указанного кодекса.
Приватизация используемого участка
Приватизацию дачи в Украине возможно символически подразделить на 2 типа. В первом случае объектом приватизации является земля, находящаяся в пользовании гражданина. Во втором – земля не используется. Использование земельного участка предполагает один из нескольких вариантов:
1. Лицо построило или купило дом и считается его владельцем. Земля, на которой этот дом построен была выделена ему еще при Советском Союзе, однако своевременно он право собственности не оформил.
2. Лицо состоит в членах дачного или садового общества, кооператива. В этом случае земля ему была выделена этим кооперативом, соответственно, она находится у него в пользовании, а не в собственности.
3. Лицо фактически пользуется участком. Чтобы приватизировать такой участок требуется, чтобы срок пользования был более 15 лет. При этом пользование должно быть открытое, непрерывное и добросовестное. В этом случае действует принцип приобретательской давности.
Этапы приватизации
Приватизация земельного дачного участка, находящегося в пользовании, осуществляется в несколько этапов. Первым шагом будет направление соответствующего заявления в районную администрацию по месту нахождения земли. Заявление оформляется в вольной форме, главное, не забыть определить в нем характеристики участка, то есть его местонахождение, площадь, а также основание для приватизации и данные самого заявителя.
Какие документы для приватизации дачи нужны еще? Прикладываются копии паспорта и индивидуального кода, копии документов, подтверждающих требования заявителя (договоры о приобретении дома, справки из садового общества, подтверждающие членство и выделение участка в пользование, выкопировка и т. п.). В случае приватизации по основанию приобретательской давности потребуются показания нескольких свидетелей, которые подтвердят этот факт.
Сдав документы, необходимые для приватизации дачного участка, нужно ждать положительного решения государственного органа. После получения этого решения останется только изготовить технические документы, получить акт на землю, для этого вновь нужно обращаться в специализированную компанию, осуществляющую подготовку технических документов при приватизации дачного участка, услуги которой платные. Стоимость приватизации дачного участка в таких организациях разнится и определяется сложностью работ.
Приватизация земли, не находящейся в пользовании
Правила приватизации дачных участков предусматривают, что приобретение земли, необязательно должно быть связано с ее нахождением в пользовании. Достаточно желания использовать ее в будущем. Порядок приватизации дачи в этом случае почти идентичен первому варианту. Для этого нужно так же обратиться в соответствующую администрацию, где расположена земля, и подать заявление на приватизацию дачного участка (образец можно взять в этой администрации). В прошении нужно указать желаемый размер участка и цель его использования, а также желаемое место его расположения (лучше приложить карту или выкопировку, на которой указать точное место). Все так же потребуется представить копии паспорта и индивидуального кода.
После дачи положительного решения будет нужно оформить всю документацию на землю. Следует отметить, что этот этап более сложен, чем при приватизации используемого участка, так как потребуется составление землеустроительного проекта, согласование специальной комиссией, экспертиза этого проекта. Соответственно, цена на приватизацию дачного участка возрастет. Более того, в предоставлении такого участка в собственность может быть отказано по различным причинам, в числе которых может быть, например, запрет на предоставление участка в выбранном месте, обоснованный какими-либо нормативными актами.
Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы помочь. Обращайтесь по указанным контактам

Приватизация — это отчуждение имущества государственных предприятий, учреждений, организаций, жилищного и земельного фонда, находящегося в государственной и коммунальной собственности, в пользу физических и юридических лиц, которые могут быть покупателями согласно законодательству о приватизации.

Приватизация осуществляется с целью повышения социально-экономической эффективности производства, привлечения средств на структурную перестройку экономики, привлечения граждан к участию в содержании и сохранении жилья, формирования рыночных отношений, стимулирования эффективного использования земель и содействия предпринимательской деятельности.

В соответствии с Земельным кодексом Украины передача земельных участков в частную собственность (приватизация) производится местными Советами народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки.

Правом на бесплатную приватизацию земли (получение в собственность) из земель государственной и коммунальной собственности могут воспользоваться только граждане Украины, а также жилищно-строительные, гаражно-строительные кооперативы и объединения собственников многоквартирного дома.

При этом обязательным основанием для приобретения права на приватизацию земли является решение органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или государственных органов приватизации в отношении земельных участков, на которых расположены приватизируемые объекты, принятое в пределах их полномочий, определенных Земельным кодексом Украины.

Бесплатная передача земельных участков (приватизация земли) в собственность граждан совершается в случаях:

  • приватизации земель, находящихся в их пользовании;
  • получения земельных участков при приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
  • получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации.

Граждане, заинтересованные в приватизации земли, подают заявление в соответствующий Совет народных депутатов, в котором указывается желаемый размер и место расположения земельного участка, цель его использования и состав семьи.

Местный Совет рассматривает заявление о приватизации земли и в случае согласия заказывает землеподрядной организации разработку проект отвода земли, который согласовывается с Советом народных депутатов, землеустроительным, природоохранными и санитарными органами, органами архитектуры и подается в городской Совет народных депутатов для принятия решение о приватизации земли.

Содержание

Приватизация земли: необходимые документы

Для приватизации земли необходимы следующие документы

  • Копия паспорта (все страницы) и идентификационного кода;
  • Решение соответствующего органа местного самоуправления о разрешении на приватизацию земли;
  • Справка соответствующего органа самоуправления о пользовании данным земельным участком;
  • Викопирования из генплана застройки (или проекта формирования) с нанесением места расположения земельного участка, заверенные соответствующим органом местного самоуправления;
  • Акт установления и согласования пределов земельного участка (с подписями соседних землепользователей и заверенный соответствующим органом местного самоуправления);
  • Документы на недвижимость, расположенную на данном земельном участке.

Приватизация земли: подробно юридические аспекты

Согласно Конституции Украины земля является основным национальным богатством. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они от его имени распоряжаются землями и обязаны реализовывать право граждан на безвозмездную приватизацию земли согласно закону.

В соответствии с Земельным кодексом Украины обретения права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование.

Порядок бесплатной приватизации земли гражданами определен в ст. 118 Земельного кодекса Украины, в соответствии с которой гражданин, заинтересованный в приватизации земли, находящегося в его пользовании, должен подать заявление на приватизацию земли в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. На основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка, указанный орган в месячный срок должен принять решение о приватизации земли.

На получение земельных участков при приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций имеют право только работники сельхозпредприятий и пенсионеры из их числа путем подачи ходатайства в сельский, поселковый, городской совет либо районную администрацию, которые в месячный срок должны его рассмотреть и предоставить разрешение на разработку проекта приватизации земли. При этом передача земельных участков указанным лицам осуществляется только после утверждения проекта приватизации земель в порядке, определенном ст. 25 Земельного кодекса Украины.

Госкомзем в письме от 20.10.2004 г. № 14-17-13/9024 акцентирует внимание на том, что согласно ст. 5 Закона Украины от 10.07.96 г. № 290/96-ВР «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе» приватизация имущества государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляется путем преобразования их в коллективные сельскохозяйственные предприятия или в открытые акционерные общества по решению общих собраний (собраний уполномоченных).

В связи с этим в письме сделан вывод о том, что вопрос приватизации земли, которая находится в постоянном пользовании коммунального сельскохозяйственного предприятия, можно решать только после решения общего собрания о приватизации предприятия и положительного решения владельца предприятия (областного совета) о такой приватизации земли.

Все граждане Украины имеют право на основании решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления получить бесплатно из земель коммунальной и государственной собственности в собственность земельные участки для ведения фермерского хозяйства или личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, дачного и гаражного строительства в пределах норм, определенных статьей ст. 121 Земельного кодекса Украины:

  • приватизация земли для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство;
  • приватизация земли для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2,0 гектара;
  • приватизация земли для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка) в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;
  • приватизация земли для индивидуального дачного строительства — в размере не более 0,10 гектара;
  • приватизация земли для ведения садоводства — не более 0,12 гектара;
  • приватизация земли для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара.

При этом, размер земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства может быть увеличен в случае получения в натуре земельной доли (пая) членами коллективного сельскохозяйственного предприятия, ее наследования членами личного крестьянского хозяйства и в соответствии с законом. Бесплатная приватизация земли не зависит от местожительства граждан — членов фермерского хозяйства.

Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут передаваться в частную собственность или предоставляться в пользование земельные участки, размер которых не должен превышать 50 гектаров пашни и 100 гектаров всех земель, а в местностях с труднодоступными населенными пунктами, определенными КМУ, — 100 гектаров

Работники социальной сферы села имеют право на приватизацию земли сельскохозяйственного назначения и получение в пользование, в частности, для ведения личного крестьянского хозяйства, независимо от места проживания только при наличии свободных земель.

Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земель принимается на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка. Технические материалы на земельный участок разрабатываются по заказу граждан организациями, которые имеют соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки и на условиях, которые определяются соглашением сторон.

Приватизация земли на основе добросовестного владения

Согласно Земельному кодексу граждане, которые добросовестно, открыто и непрерывно пользуются земельным участком на протяжении 15 лет, но не имеют документов, которые бы свидетельствовали о наличии у них прав на этот земельный участок, могут обратиться в орган государственной власти или органа местного самоуправления с ходатайством о передаче ее в собственность (приватизацию земли) или предоставление в пользование. Размер этого земельного участка устанавливается в границах норм, определенных Земельным кодексом.

В данном случае процедура обращения подобная описанной выше, за исключением того, что необходимо доказать пользование земельным участком на протяжении 15 лет.

Если администрация Вам не поверит, насчет пользования земельным участком в течение 15 лет придется доказывать в судебном порядке. В этом случае результат будет зависеть от достоверности и убедительности представленных доказательств

Приватизация земли: размеры платы за землеустроительные работы

Утверждены предельные размеры платы за выполнение землеустроительных работ в случае бесплатной приватизации земли или передачи в пользование гражданам Украины земельных участков, а именно:

  • за изготовление документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок, при выделении в натуре земельного участка владельцу земельной доли (пая) не может превышать 5 необлагаемых минимумов доходов граждан;
  • за изготовление документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок, при бесплатной приватизации земли гражданами Украины в соответствии со ст. 121ЗКУ, кроме случаев, определенных ч. 1 этой статьи, не может превышать 9 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Сверх норм бесплатной приватизации земель или передачи в пользование граждане могут приобретать в собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и гаражного строительства только по гражданско-правовым соглашениям. Что касается приобретения земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) или личного подсобного хозяйства сверх норм, установленных ст. 121 ЗКУ, то процедура выкупа указанных земель определена постановлением КМУ от 24.01.2000 г. № 118.

Для приватизации земли для вышеуказанных нужд гражданин должен подать заявление в сельский, поселковый, городской совет либо районную администрацию по местонахождению земельного участка, в котором указываются желательные размеры земельного участка и цель его использования. При этом в заявлении о приватизации земли заявитель должен указать, приобретал ли он право на земельную долю (пай)

Для бесплатной приватизации земли для ведения фермерского хозяйства, членам фермерского хозяйства необходимо в установленном порядке обратиться с заявлением в райгосадминистрацию или в сельский, поселковый, городской совет.

После рассмотрения заявления о приватизации земли, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству также и заключения конкурсной комиссии, в случае согласия предоставляется разрешение на разработку проекта его отвода. Порядок разработки проектов землеустройства относительно отвода земельных участков утвержден постановлением КМУ от 26.05.2004 г. № 677. Проект согласовывается и утверждается в порядке, определенном ст. 118 Земельного кодекса Украины.

При этом, если земельный участок передан бесплатно в собственность для ведения фермерского хозяйства в размере земельной доли (пая) из земель, которые находятся в пользовании фермерского хозяйства, в государственном акте на право собственности на землю указывается его льготное назначение — для ведения фермерского хозяйства, а не для товарного сельхозпроизводства.

В ряде случаев возникает необходимость проверки на месте соответствия фактического размера земельного участка, размерам, указанным в документах. Следует обратить внимание, что как за принятие решения совета, так и за указанные проверки граждане не должны платить, то есть передача земельных участков в собственность на основании соответствующих решений советов проводится бесплатно

В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка гражданину в частную собственность или оставления заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.

В соответствии со ст. 41 Земельного Кодекса Украины жилищно-строительные и гаражно-строительные кооперативы могут бесплатно осуществлять приватизацию земли для гаражного или жилищного строительства на основании решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления только в размере, установленном в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.

Объединение граждан, не может быть кооперативом и на него не распространяется действие указанной статьи, то есть оно не может бесплатно приватизировать земельный участок для гаражного или жилищного строительства.

Объединение совладельцев многоквартирного жилого дома согласно ст. 42 ЗКУ может бесплатно приватизировать землю, на которой расположен многоквартирный жилой дом, а также относящиеся к нему здания, сооружения и придомовые территории только в случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома и создания объединения совладельцев, при этом размеры и конфигурация указанного земельного участка определяются на основании проектов распределения территории квартала, микрорайона и соответствующей землеустроительной документации.

Следует отметить, что, проанализировав ряд нормативных документов Госкомзем в письме от 16.07.2002 г. № 14-21-11/3777 пришел к выводу, что поскольку передача части придомовой территории (земельного участка) в собственность владельца встроенного помещения многоквартирного жилого дома не предусмотрена законами Украины, то оформлять государственный акт на право собственности на землю должны совладельцы или пользователи вместе, а платить земельный налог в зависимости от части в собственности на здание или сооружение, хотя данный вывод противоречит ст. 42 Земельному кодексу Украины.

Необходимо обратить внимание на то, что нормы ст. 41 и ст. 42 Земельного кодекса Украины не ограничивают права жилищных кооперативов или объединений совладельцев многоквартирного жилого дома на получение земельного участка в собственность в случае если одним из участников кооператива или собственником квартиры в многоквартирном жилом доме будет иностранный гражданин.

Для создания статьи об приватизации земли использованы материалы из следующих источников:

  • Земельный кодекс Украины
  • Закон Украины «О приватизации»
  • Закон Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе»
  • Закон Украины «о приватизации государственного имущества»
  • Закон Украины от 16.06.92 г. № 2460-XII «Об объединениях граждан»
  • Постановление КМУ от 24.01.2000 г. № 118
  • Письмо Госкомзема Украины от 30.08.2002 г. № 14-20-6/4403
  • Электронный журнал «Аверс-Бухгалтерия»
  • Закон Украины «О плате за землю»
  • Закон Украины «Об аренде земли»

Перепечатка материалов только с письменного разрешения редакции

Просмотров: 280360

Приватизация земельных участков — оформление в собственность граждан бесплатно, предоставленных им ранее земельных наделов на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, в том числе находящихся по частными жилыми домами.

Закон о приватизации земли

Закона о приватизации земельных участков не существует. Отсутствие нормальной законодательной базы при приватизации земельных наделов, разнообразных по целевому назначению, режиму, правообразующим документам, и т. д., вызывает большое количество споров при принятии необходимых решений органами местного самоуправления, а также правоприменительные сложности при их рассмотрении судами Москвы и области.

Трудности при рассмотрении судами земельных дел данной категории заключаются в том, что требуется обращаться к законодательству, действовавшему во время предоставления данных земельных участков.

В некоторых случаях приватизация невозможна, если даже никем не оспаривается нахождение земли у гражданина на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного (бессрочного) пользования.

Приватизация земельных участков не возможна

Земельные участки не предоставляются в собственность граждан в случае:

  • изъятия земли из оборота;
  • федеральным законом установлен запрет на приватизацию земли;
  • земельные участки зарезервированы для нужд государства.

Однократное право приватизации

В соответствии с земельным кодексом граждане имеют право на бесплатную приватизацию один раз в жизни. На практике не совсем понятно, что означает однократность бесплатной приватизации, например требуется ли учитывать приватизацию, возможно осуществленную при действии старого земельного законодательства. Зачастую на местах органы местного самоуправления отказывали в приватизации гражданам на основании того, что они ранее уже пользовались данным правом. Не смотря на то, что действия производились во время действия уже нового земельного кодекса, которым также, непосредственно, предоставляется возможность однократной бесплатной приватизации.

Законы должны применятся к спорным отношениям, возникающим уже после принятия и введения в действия этих законов. На спорные отношения возникшие после введения нового закона, нормы предыдущего законодательства могут действовать при условии, когда это прямо предусмотрено законом. Ни новый земельный кодекс, ни закон о его введение в действие, не имеет норм придающим обратную силу ограничениям по приватизации проведенной ранее. Таким образом, не имеет значение и не учитывается приватизация земельного участка, осуществленная до принятия нового земельного кодекса, как возможное основание отказа органов местного самоуправления в праве приватизации.

Все произведенные ранее приватизации не учитываются и не приниматься во внимание при приватизации физическими лицами земельных участков сейчас.

Возникновение прав собственности на земельные участки

Приобретение собственности на участки не является результатом заключения гражданско-правового договора. Основанием возникновения прав является решение госорганов или местной администрации, принимаемое в рамках их полномочий. Другими словами, способом возникновения прав и обязанностей, в отношении земельных участков, является административно-правовой способ.

Долевое право собственности на землю

Когда неделимый земельный участок находится в пользовании нескольких лиц, эти лица имеют право на приобретение данного участка в общую долевую собственность, как правило, пропорционально долям в праве собственности на строение. Но возможен и другой вариант — стороны сами определяют долевое соотношение в праве на общий земельный участок, в том числе с отступлением от размера долей в праве собственности на строение.

Основание регистрации прав собственности на землю

Основанием для государственной регистрации являются акты о предоставлении гражданину земельного участка, изданные органами государственной власти или местного самоуправления в пределах компетенции либо выданные уполномоченным органом государственной власти, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органами местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права (для участков, выделенных для ведения личного подсобного хозяйства); иные документы, устанавливающие или удостоверяющие право гражданина на земельный участок.

Площадь оформляемого земельного участка

Наряду с документом, удостоверяющим право гражданина на земельный участок, в обязательном порядке должен прилагаться соответствующий кадастровый план земельного участка. Расхождения сведений о площади фактически занимаемого земельного участка, выявленные при межевании и постановке на кадастровый учет, по сравнению с правоустанавливающими документами, не являются основанием для отказа в государственной регистрации права гражданина на земельный участок. В этом случае следует исходить из кадастрового плана земельного участка при условии, что превышение (запользование) не выходит за рамки минимальных норм предоставления земельного участка соответствующего целевого назначения.

Обращение в Администрацию при приватизации земли не требуется

В сложившейся практике приватизации земельных участков однозначного плана действий сформировать довольно сложно. Зачастую граждане добросовестно заблуждаясь, оформляют земельный участок в органах местного самоуправления за плату. Таким образом данный порядок не совсем подпадает под понятие «Приватизация».

Некомпетентные юристы по земельным вопросам

Данная практика в последнее время нашла свое обширное применение. Указанное положение дел стало заложником некомпетентности посредников, которые может и не намеренно, ведут своих клиентов по заведомо дорогостоящему и долговременному пути. В этом их винить сложно, т.к. по определению они в первую очередь обращаются в Администрацию населенного пункта, где им конечно рады, так как органы местного самоуправления могут предоставлять участки только за плату.

Оформления земли без согласия долевых совладельцев

В свою очередь упрощённый порядок оформления земельных участков через органы Россреестра тоже не всегда возможен, в силу ненадлежащего оформления землеотводов в предыдущие годы. Да и как часто бывает, многие домовладения уже находятся в долевой собственности у нескольких семей, которые пользуясь неоднозначной практикой «Приватизации» земельных участков оформляют свою часть землеотвода не учитывая, что данное действие в свою очередь означает о разделе общего земельного участка без раздела дома.

Отмена прав собственности на неправильно оформленные земельные участки

Указанная ситуация встречается довольно часто, даже можно сказать в подавляющем числе случаев. Нужно иметь ввиду что в данной ситуации, для грамотного юриста отменить все ранее произведенные действия с земельным участком в судебном порядке не составит большого труда, т.к. органы местного самоуправления выделяют вам ваш же земельный участок не только за плату, но и без учета прав и законных интересов соседей, а это является нарушением прав собственников объектов общей долевой собственности.

Бесплатная консультация Юриста по Земельному праву ОНЛАЙН!

При осуществлении всевозможных сделок по отчуждению или приобретению земли, граждане выбирают одну из двух зол, и тут уж кому как повезет. Заплатить за относительно недешевые услуги Адвоката (юриста) по Земельным делам или рискнуть, и без затрат приобрести в собственность «Кота в мешке».

Так или иначе подавляющее число данных граждан, тем кому не повезет выиграть в такой рулетке, в последствии обращаются за разрешением возникших спорных правоотношений к Земельному Адвокату.

Зачастую специалистам компаний «Статус» приходится исправлять положение в которое попадают наши клиенты по своей вине или вине некомпетентных посредников, но следует учитывать что в некоторых случаях исправить можно не все. Например, запользованную землю, то есть, если участок превышает размер указанный в правообазующих документах, по основаниям приведенным выше, оформить можно бесплатно и только в судебном порядке. Данная возможность существует если подойти к процедуре оформления очень скрупулезно, конечно же с необходимым багажом знаний и наработанной практики.

Профессиональный подход к оформлению (Приватизации) земельного участка позволит не только сэкономить ваши деньги, но и существенно сократить данную процедуру во времени.

В ряде случаев, юристы компаний «Статус» осуществляли «Приватизацию» земельных участков всех участников долевой собственности на домовладения за два месяца.

Задать вопрос Земельному Юристу БЕСПЛАТНО ОНЛАЙН!

Вы можете не отходя от компьютера:

  • Воспользовавшись одним из мессенджеров;
  • Заполнить форму обратного звонка имеющуюся в конце читаемого текста;
  • Заполнить фомру писменного вопроса перейдя

Сколько стоят услуги Юриста (Адвоката) по Земельным делам

Юридическая компания «Статус» предлагает своим клиентам два варианта оплаты услуг:

Предварительный

Данный способ оплаты является довольно распространенным в сфере оказания адвокатских услуг, так как предполагает комплексный подход к ведению судебного дела.

Фактический

Данный способ является объективно более справедливым для обеих сторон Адвокатского соглашения, так как предполагает оплату за каждое фактическое действие Юриста и легко контролируется клиентом. Здесь исключена переплата или недоплата конечного объема юридических действий.

С вариантами оплаты Юридических услуг Вы можете ознакомиться перейдя

Адрес и Телефон Земельного Юриста

Офис Юридической компании «Статус» находится непосредственно возле станций метро Измайлово (МЦК) или Партизанская, через дорогу от выхода. Великолепная транспортная доступность сэкономит ваше время и деньги на дорогу городским транспортом.

Также до нас легко добраться на автомобиле, так как офис находится вдоль Северо-Восточной хорды —новой магистрали, которая связывает три округа столицы: север, восток и юго-восток.

Часы приема Юриста (Адвоката) по Земельным вопросам

Прием и консультации ведутся
  • В рабочие дни с 09:00 до 23:00
  • В выходные и праздничные — по предварительной договоренности

Разрешение Земельных споров рекомендуем доверить профильному Земельному Юристу (Адвокату), во избежание наступления неблагоприятных последствий, влекущих существенные финансовые и имущественные потери!
Многолетний практический опыт судебных разбирательств в Земельных делах, является безусловным основанием нашей уверенности в том, что

Мы поможем Вам!

В настоящее время в периодической печати и по телевидению освещаются факты противостояния общественности отводу земельных участков строительным предприятиям для строительства нового жилья.

Органы исполкома городского совета то ли из-за некомпетентности должностных лиц, то ли по другим неизвестным причинам допускают ошибки при решении вопросов отвода земельных участков как для аренды, так и для застройки жилых домов.

По решениям горсовета у жителей домов, в которых они приватизировали квартиры, изымают земельные участки, находящиеся в их пользовании, без учета их мнения и ­нормативов пользования, таким образом, нарушаются обязательные пред­писания действующего законодательства и Конституции Украины.

Так, Закон «О приватизации государственного жилищного фонда» определил ­правовые основы приватизации жилья, ­находящегося в ­государственной собственности, его дальнейшего использования и содержания.

Приватизация государственного жилищного фонда — это отчуждение квартир (домов), комнат в квартирах и одноквартирных домов, где проживают два и более нанимателя, относящихся к ним хозяйственных сооружений и помещений (подвалов, сараев, лестничных клеток, лифтовых, котельных и т.д.) государственного жилищного фонда в пользу граждан Украины, которые пользовались этими жилыми квартирами и нежилыми помещениями на правах найма.

Статья 10 Закона Украины № 2482-ХII закрепила порядок содержания приватизированных квартир (домов), в частности, их содержание осуществляется за счет средств их собственников в соответствии с Правилами пользования помещениями жилых домов и придомовой территорией, утвержденными КМУ, независимо от их форм собственности.

При приватизации квартир оформлялось свидетельство о праве собственности на жилье, технический паспорт на квартиру, находящуюся в собственности, а также заключался договор об участии в затратах на содержание дома и придомовой территории, к которому прилагался расчет ежемесячных платежей за обслуживание и ремонт дома и другие услуги.

Законность требования договора по содержанию дома и придомовой территории впоследствии подтвердил Закон Украины № 498-5 «О реструктуризации задолженнос­ти за предоставленные услуги по содержанию домов и сооружений, придомовых территорий и коммунальные услуги, образовавшиеся по состоянию на 1 декабря 2006 года» от 20 декабря 2006 года.

Согласно пункту 2 статьи 10 Закона Укра­ины № 2482-ХII, собственники квартир многоквартирного жилого дома являются собственниками вспомогательных помещений дома, технического оборудования, элементов внешнего благоустройства и обязаны принимать участие в общих затратах, связанных с содержанием дома и придомовой территории, в соответствии со своей долей в имуществе дома.

На основании данной статьи законодатель — собственник земли передал земли придомовой территории в платное, бессрочное постоянное пользование жителям, приватизировавшим жилье.

Данное право постоянного пользования придомовой территорией является бессрочным до момента реализации, то есть перехода права собственности, и собственник земли не имеет права ее отдавать в пользование другому лицу, не проживающему в этом доме, без согласия пользователей, приватизировавших квартиры в этом доме.

Это подтверждается пунктом 3 статьи 415, пунктом 2 статьи 345, статьей 377 Граждан­ского кодекса (ГК) Украины, пунктом 5 статьи 116, статьей 120 Земельного кодекса (ЗК) Украины.

По нашему мнению, если по закону и договору придомовая территория передается в бессрочное платное пользование жителям, приватизировавшим квартиры в этом доме, то без их ведома и согласия она не может передаваться собственником никакому другому лицу ни в аренду, ни под строительство, так как это будет грубым нарушением законодательства и договора. Данное обстоятельство должны учитывать не только местные органы власти и управления, но и суды, решая такие спорные вопросы. Нам представляется, что суды всех инстанций при рассмотрении подобных вопросов должны изначально выяснять, было ли согласование с жителями, приватизировавшими квартиры в этом доме, и в случае его отсутствия отменять решения местных органов власти и управления о предоставлении данных земельных участков под застройку. Отмене также подлежат решения в случае отсутствия экспертизы о возможности такого строительства по нормативам на этом земельном участке.

Многие законы Украины требуют согласования отвода земельных участков с жителями домов, где земельные участки будут отводиться. Это — Закон Украины №2780-ХII «Об основах градостроительства» от 16 нояб­ря 1992 года, Закон Украины № 280/97/ВР «О местном самоуправлении на Украине» от 21 мая 1997 года, Закон Украины № 1699-III «О планировании и застройке территорий» от 20 апреля 2000 года (в частности, статьи 8, 10, 18 и др.), Типовые региональные правила застройки, утвержденные приказом Госстроя Украины № 219 от 10 декабря 2001 года, зарегистрированном в Минюсте Украины 3 января 2002 года № 4/6292 (раздел 4 «Соблюдение государственных, общественных и частных интересов во время планирования и застройки территорий») и др.

Статья 18 «Учет общественных и частных интересов во время планирования и застройки территорий на местном уровне» Закона Украины №1699-III «О планировании и застройке территорий» от 20 апреля 2000 года предусматривает следующее: «При осуществлении планирования и застройки территорий на местном уровне учет общественных интересов заключается в определении пот­ребностей территориальной общины в территориях, необходимых для расположения, содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры, решения других задач по обеспечению устойчивого развития населенного пункта.

При осуществлении планирования и застройки территорий на местном уровне учет частных интересов заключается в обеспечении физических и юридических лиц равными возможностями приобретения в собственность либо в пользование земельных участков, защиты имущественных прав, а также безопасного функционирования объектов недвижимости».

Статья 19 «Режим застройки и другого использования земель, определенных для градостроительных нужд» этого Закона в части 6, определяет: «Установление режима застройки и другого использования земель, определенных для градостроительных нужд, не влечет за собой прекращение права собственности или права пользования земельным участком…».

Если бы местные органы власти и управления при решении земельных вопросов исходили из перечисленных выше принципов, то можно было бы гарантировать отсутствие противостояния общественности их решениям по отводу земельных участков в пользование под застройку.

Однако следует заметить, что не всякое противостояние общественности является правомерным.

Часть 4 статьи 8 этого Закона Украины устанавливает права территориальных общин при планировании и застройке территорий: на получение информации о планировании территорий; на внесение предложений и замечаний к схемам планирования на региональном уровне; на защиту собственных интересов во время проектирования и застройки, а также эксплуатации существующих объектов архитектуры.

Даже в случае, когда местные органы влас­ти и управления неверно, противозаконно вынесли решение об отчуждении земельного участка придомовой территории, жители дома имеют право, на основании статей 17, 18, 50 Кодекса административного судопроизводства на Украине, обратиться в местный районный суд города с требованием отмены противозаконного решения местного совета, но не более того.

Но бывают «земельные войны» и между жителями двора и собственниками приватизированных и купленных квартир за участки придомовой территории, предназначенные для обслуживания этих квартир.

На основании решения городского совета № 36/21 от 14 декабря 2001 года ООО НВЦ «А» был передан в аренду земельный участок двора по ул. Потемкинской, 84 площадью 902 м2 в общую долевую аренду сов­местно с жителями сроком на 10 лет. Долевая площадь арендатора, за которую он платил арендную плату, составляет 61/100, что равняется 550 м2. Земельный участок согласно пункту 4.1 договора передается в аренду для обслуживания квартиры (квартир №№ 1, 2, 3, принадлежащих арендатору).

Предоставление земельного участка общей площадью 902 м2 в общую долевую аренду с остальными собственниками квартир №№ 4, 5, 6, 7, 8 ни горисполкомом, ни арендатором не было согласовано, что противоречило пункту 6 статьи 123, статье 118 и статье 40 Земельного кодекса Украины.

Арендатор, возомнив из себя собственника всего земельного участка двора, благодаря неправильному решению и договору, начал «терроризировать» остальных собственников квартир.

Так, 8 декабря 2005 года ООО НВЦ «А» предъявило в районный суд иск к гр-ну М. о якобы самовольно построенном им гараже во дворе по ул. Потемкинской, 84 с требованием его сноса.

Как впоследствии выяснилось в судебном заседании, гр-н М. не строил самовольно никакого гаража. В данной квартире № 4 он проживает уже 34 года и пользовался сараем для хранения угля, дров и хозяйственной утвари. В 1990 году, приобретя автомобиль «Запорожец», он обратился в райжилкомхоз (тогда был такой порядок) с просьбой о переоборудовании сарая (уже была газификация) в гараж, на что получил разрешение и платил за пользование этим гаражом установленную плату в ЖЭК, о чем представил суду документы.

После выхода Закона Украины № 2482-ХII «О приватизации государственного жилищного фонда» он на основании статьи 10 приватизировал квартиру № 4 и гараж, стал их собственником и пользователем двора в размере 13/100 доли, или 117,3 м2. ООО НВЦ «А» этим пренебрегло и считало себя пользователем всей земли двора площадью 902 м2.

31 октября 2007 года районный суд вынес решение, которым в удовлетворении иска ООО НВЦ «А» отказал на основании части 7 статьи 376 Гражданского кодекса Украины, руководствуясь статьями 10, 60, 88, 212 — 215 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины.

Однако истец не согласился с решением районного суда от 31 октября 2007 года и 9 ноября 2007 года подал апелляционную жалобу по делу № 2-3-2089/07, в которой указал, что он является пользователем земельного участка 902 м2, за что платит арендную плату, ссылаясь на решение горсовета № 16/7 от 31 октября 2003 года, которое не содержит в себе понятия права пользования идеальной долей земельного участка. Очевидно, истец забыл, что существует пункт 4 статьи 355 ГК Украины, где записано: «Общая собственность считается долевой, если договором или законом не установлена общая совместная собственность на имущество».

Законом и договором это не установлено, следовательно, имеет место общая долевая собственность. Согласно пункту 2 статьи 377 ГК Украины, «если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, предоставленном в пользование, то в случае их отчуждения к приобретателю переходит право пользования той частью земельного участка, на которой они размещены, и частью участка, необходимой для их обслуживания».

Истец платил арендную плату только за 550 м2 и был пользователем лишь этой площади двора, а не всей площади 902 м2.

21 января 2008 года коллегия судей Судебной палаты по гражданским делам апелляционного суда области рассмотрела данную апелляционную жалобу в присутствии сторон и третьих лиц и вынесла определение, которым отказала истцу в удовлетворении его жалобы, а решение районного суда от 31 октября 2007 года оставила без изменений.

31 января 2008 года истец обратился в апелляционный суд области за разъяснением определения этого суда от 31 января 2007 года.

Дело слушалось в присутствии сторон и третьих лиц 25 февраля 2008 года, вынесено определение, которым в разъяснении определения апелляционного суда облас­ти от 21 января 2008 года отказано и указано: «Определение вступает в силу с момента оглашения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит».

Так для ООО НВЦ «А» закончилась бесславная трехгодичная эпопея о сносе гаража ответчиком — гр-ном М.

23 января 2008 года истец — ООО НВЦ «А» — обратился с иском в хозяйственный суд области к ответчику — городскому совету, третье лицо: ООО СК «К‑Ж», — о признании недействительным и аннулировании решения городского совета.

В обоснование иска было положено решение городского ­совета № 20/44 от 20 декабря 2007 года, согласно пункту 18 которого ООО СК «К-Ж» для составления землеустроительного проекта был отведен земельный участок ориентировочной площадью 1 044 м2 во дворе по ул. Потемкинской, 82. Площадь земельного участка следовало уточнить землеустроительным проектом по отношению к отводимому земельному участку.

Пунктом 19 решения ООО СК «К‑Ж» отводился земельный участок двора по ул. Потемкинской, 84 из общей площади 902 м2.

Оба эти смежные участки сдавались в аренду на 10 лет.

Как следует из решения, земельные участки еще не отводились, а только было указано, какие земельные участки имелись в виду, и было дано задание уточнить размеры отводимых земельных участков путем составления проекта землеотвода.

Таким образом, никакие права истца на землепользование этим решением не нарушены. В своем ­исковом заявлении истец указывает, что квартиры №№ 5, 6, 7, 8 не расположены на земельном участке двора улицы Потемкинской, 84, в то время как ООО НВЦ «А» само их снесло 13 сентяб­ря 2005 года бульдозером до фундамента, о чем у третьего лица по данному делу — ООО СК «К‑Ж» имеется акт и кинофотосъемка этого процесса.

Касательно земельного участка двора по ул. Потемкинской, 82 истец не имел права обращаться в суд, так как его собственность (квартиры №№ 1, 2, 3) находятся во дворе по ул. Потемкинской, 84 и не являются с ним даже смежной.

Истец умышленно исказил факты относительно данного решения.

По решению городского совета № 36/21 от 14 декабря 2001 года истцу была передана по договору аренды от 23 мая 2002 года территория двора площадью 550 м2, за которую он платил арендную плату, но не 902 м2,, как он это представил в суде, возомнив себя хозяином всего двора.

Когда он заключал договор аренды, то не спрашивал согласия на данный земельный участок у ООО СК «К-Ж», как у собственника квартир №№ 5, 6, 7, 8, и у собственника квартиры № 4 гр-на М. Решение относительно аренды земельного участка было аналогичным, и он тогда не говорил, что оно неправильное, так как вполне удовлетворяло его интересы, а по этому решению обратился в суд, присвоив себе функцию органа по надзору.

В суде он не доказал, что его права пользования земельным участком 550 м2 были нарушены.

11 апреля 2008 года суд вынес определение по делу № 6/53/08, которым, в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины, прекратил производство по делу в связи с тем, что одним из собственников строения, который должен быть привлечен к участию по делу в качестве одной из сторон, является физическое лицо. Суд счел, что дело не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде и в порядке административного судопроизводства, и прекратил его слушание.

В статье «Вопросы земельных правоотношений собственников квартир в общем дворе» в газете «Юридическая практика» № 36 от 2 сентября 2008 года на страницах 12, 13 приводился пример «земельных войн» между жителями двора, ОСМД «Айланд» — с одной стороны и городским советом и ООО «Пивденьинвестбуд» — с другой.

В судебном заседании, состоявшемся 27 ноября 2008 года, представители жителей двора по улице Фалеевской, 91 в г. Н. и ОСМД «Айланд» в своих требованиях сослались на следующее.

Согласно части 2 статьи 509 ГК Украины, «обязательство возникает из оснований, установленных статьей 11 ГК Украины, где записано: «3. Гражданские права и обязанности могут возникать непосредственно из актов гражданского законодательства».

Таковым является статья 10 Закона Украины № 2482-ХII «О приватизации государственного жилищного фонда».

Следовательно, на основании статьи 10 этого Закона с собственником земельного участка, ныне ответчиком, 15 декабря 1993 года были заключены договоры об учас­тии в затратах на содержание дома и придомовой территории, один из которых представлен суду и в деле имеется.

Договоры об участии в затратах на содержание дома и придомовой территории, заключенные сторонами на основании статьи 10 Закона Украины № 2482-ХII, являются долгосрочными (бессрочными) договорами в соответствии с Правилами пользования помещениями жилых домов и придомовыми территориями.

Если между сторонами были заключены бессрочные договоры об участии в затратах на содержание дома и придомовой территории, то для передачи этого земельного участка придомовой территории в аренду другому пользователю необходимо было расторгнуть договор от 15 декабря 1993 года, а уже потом заключать новый договор аренды с новым арендатором.

Согласно статье 651 ГК Украины «Осно­вания для изменения или расторжения договора», изменение или расторжение договора допускается лишь с согласия сторон, если иное не установлено договором или законом.

Договор может быть изменен или расторгнут одной из сторон в случае существенного нарушения договора второй стороной и в других случаях, установленных договором или законом.

Односторонний отказ от договора возможен, если он прямо предусмотрен законом или договором. В договоре от 15 декабря 1993 года такой односторонний отказ не предусмотрен.

Статья 652 ГК Украины «Изменение или расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств» устанавливает следующее: «Изменение обстоятельств является существенным, если они изменились настолько, что если бы стороны могли это предусмотреть, они не заключили бы договор или заключили бы его на других условиях».

Если стороны не достигли согласия относительно изменения или расторжения договора, в связи с существенным изменением обстоятельств договор может быть расторгнут (изменен) лишь по решению суда, по требованию заинтересованной стороны, при обязательном наличии следующих условий:

1. Стороны не могли заранее предусмот­реть возможность наступления таких условий.

2. Если есть причины, которые сторона не смогла устранить после их появления.

3. Если эти обстоятельства настолько нарушают соотношение сторон, что лишают заинтересованную сторону того, на что она рассчитывала при заключении договора.

Необходимо также учитывать при расторжении или изменении договора, не противоречит ли такое изменение, расторжение или нерасторжение договора общественным интересам, повлечет ли нанесение для сторон (или одной из них) вреда, значительно превышающего затраты, необходимые для выполнения договора на прежних условиях.

Статья 653 ГК Украины «Правовые последствия изменения или расторжения договора» определяет в части 5, что если нарушение договора одной из сторон будет признано существенным и договор будет изменен или расторгнут, другая сторона имеет право требовать возмещения убытков, вызванных изменением или расторжением договора.

Для договоров, заключаемых на основании обязательного для сторон правового акта, как правило, характерен особый порядок их заключения, который определяется специальными актами законодательства.

Таким договором является договор об участии в затратах на содержание дома и придомовой территории, заключаемый при приватизации квартир государственного жилищного фонда на основании статьи 10 Закона Украины № 2482-ХII «О приватизации государственного жилищного фонда» от 19 июня 1992 года и Правил пользования помещениями жилых домов и придомовой территорией, утвержденных постановлением КМУ, а также Закона Украины № 498-V «О реструктуризации задолженности за предоставленные услуги по содержанию домов и сооружений, придомовых территорий, и коммунальные услуги, образовавшиеся по состоянию на 1 декабря 2006 года» от 20 декабря 2006 года.

Другого законодательства об аренде земли, переданной в пользование жителям, приватизировавшим квартиры государственного жилищного фонда, тогда еще не существовало, так как Закон Украины «Об аренде земли» появился лишь спустя пять лет — 6 октября 1998 года.

Право пользования земельным участком подтверждается пунктом 3 статьи 415 ГК Украины «Права и обязанности землепользователя».

Если было передано право пользования по закону, то оно и ликвидироваться должно по закону либо с согласия землепользователя. Такого согласия у землепользователей никто не спрашивал, а должны были.

Представитель ответчика — городского совета — ссылался, что статья 377 ГК Украины и статья 120 ЗК Украины не предусматривают автоматического перехода права пользования на придомовую территорию.

В данном случае о таком автоматическом переходе истец не говорил и не требовал его признания. Полагаем, что это мнение ответчика является ошибочным, не основанным на законах Украины, во-первых, а во вторых — взаимоотношения ответчика с жителями приватизированных квартир построены на договорных взаимоотношениях, регулирующих вопросы оплаты оказываемых услуг по обслуживанию квартир и придомовой территории, и этим договором пренебрегать нельзя.

Ответчики ссылались на то, что жители двора не имели правоустанавливающих документов на спорную земельную площадь двора, что этот земельный участок является излишним, и в нем не нуждаются жители двора.

Прокурор, принимавший участие в судебном заседании, счел, что иск граждан — представителей двора подлежит удовлетворению.

Заключая договор аренды, ответчик, очевидно, подумал, что имеет право распоряжаться спорным земельным участком. Однако согласиться с этим нельзя.

Суд в решении отметил, что, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 42 Земельного кодекса Украины, в случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома соответствующий земельный участок может передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование объединению сособственников (ОСМД «Айланд»).

Порядок использования земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним строения, сооружения и придомовая территория, определяются сособственниками. Суд указал, что Пленум Верховного Суда Украины в пункте 19 постановления № 7 от 16 ноября 2004 года разъяснил, что при приватизации гражданами одноквартирного или многоквартирного дома государственного жилищного фонда порядок пользования закрепленной придомовой территорией, согласно пункту 5 статьи 10 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда», осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных частью 3 статьи 42 ЗК Украины.

При этом Верховный Суд Украины неоднократно указывал, что другое толкование норм статьи 42 ЗК Украины противоречит требованиям действующего законодательства.

При таком пользовании спорным земельным участком его можно передать в иное пользование лишь после его изъятия в установленном законом порядке, причем с согласия землепользователей. Без него заключение договора аренды земельного участка противоречит статье 761 ГК Украины.

Суд установил, что при заключении договора ответчик распорядился спорным земельным участком, не получив согласия жителей дома, таким образом, нарушил их право распоряжаться и пользоваться земельным участком.

Суд также отметил в своем решении, что возражения ответчиков по поводу того, что спорный земельный участок является излишним и не нужен истцу, противоречат закону и здравому смыслу, поскольку нуждаемость в имуществе, право на которое имеет лицо, определяет само это лицо.

Таким образом, оспариваемый договор следует признать недействительным в соответствии со статьями 203, 215 ГК Украины, удовлетворив иск в этой части. При этом, согласно статье 216 ГК Украины, спорный земельный участок подлежит возврату в состав земель города, переданных в пользование гражданам, приватизировавшим квартиры.

Руководствуясь статьями 10, 213 — 215 ГПК Украины, суд решил иск к городскому совету, ООО «Пивденьинвестбуд» о признании договора аренды недействительным — удовлетворить, признать недействительным договор аренды земельного участка, заключенный 15 сентября 2007 года между городским советом и ООО «Пивденьинвестбуд», земельный участок возвратить в состав земель города….

Так справедливо закончилась еще одна «земельная война» в городе Н.

Этой статьей мы хотели привлечь внимание к данной проблеме высших органов влас­ти и управления, а также общественности с целью недопущения нарушений законодательства в землепользовании.

ЛУЦКИЙ Михаил — юрист, г. Николаев

Разделы статьи

  • Что такое приватизация земельных участков?
  • Чьи интересы защищены новой «дачной амнистией» 2015-2018-2020 годов?
  • Возможна ли приватизация участков для ИЖС и ЛПХ?
  • Приватизация земельных участков в садоводческих объединениях:
    1. Перечень документов для приватизации садоводческого участка
    2. Если из документов только книжка члена садоводства
  • Приватизация домов и построек на участках ИЖС, ЛПХ, садовых участках
  • Куда подаются документы для приватизации?
  • Когда приватизация земельных участков невозможна?

Вопросы приватизации используемых земельных участков остаются актуальными для огромного числа людей и компаний, ведь они касаются прав собственности на землю, с которой полноправный владелец может поступать по своему усмотрению — продать или подарить, заложить в банк для получения денежных средств, совершить обмен и т.д.

Но прежде, чем разбираться с некоторыми тонкостями приватизации, определимся с этим понятием.

Что такое приватизация земельных участков?

Это способ приобретения в частную собственность муниципальных или государственных земельных участков, которыми уже давно пользуются как граждане, так и юридические компании.

Приватизация – передача муниципалитетом или государством прав собственности на участок на бесплатной основе. Попутно можно заметить, что часто употребляемое выражение «бесплатная приватизация» звучит как «масло масляное».

Другим способом получения в собственность земельных участков, которые много времени назад были предоставлены муниципалитетами и государством в пользование – в аренду, для бессрочного пользования или в пожизненно наследуемое владение, – является выкуп земель.

Порядок предоставления используемых участков в собственность, устанавливаемый государством, периодически менялся, далеко не всегда был удобным и зачастую представлял весьма дорогостоящий и очень длительный процесс.

Эти обстоятельства создавали сложности в оформлении собственности на земельные наделы, на которых люди строили дома или просто занимались выращиванием ягод и овощей. А для части пользователей участков нежелание приватизировать или выкупать землю мотивировалось их откровенным стремлением избежать будущей уплаты налогов.

Ситуация с регистрацией собственности на используемые участки, существенно изменилась в очередной раз, когда 1 марта 2015 года вступили в силу поправки к Земельному кодексу РФ, прослывшие как новая Земельная реформа 2015, как «дачная амнистия» (после вступления в силу Федерального Закона № 171-ФЗ от 23.06.2014 г., а с 1 января 2017 года – ФЗ-218).

Превратившееся уже практически в термин популярное название лояльных изменений в земельном законе «дачная амнистия» стало означать упрощённый порядок регистрации прав собственности на объекты недвижимости – земельные участки, дома и постройки на этих участках.

Чьи интересы защищены новой «дачной амнистией» 2015-2018-2020 годов?

ФЗ №171-ФЗ, не только изменил упрощённый порядок оформления в собственность земельных участков, которые ранее можно было приватизировать по предшествующему закону, но и сузил круг приватизируемых объектов.

По этому закону, приватизации до 31.12.2020 года, минуя торги, подлежали земельные участки в садовых объединениях – некоммерческих садоводческих и дачных товариществах, дачных партнёрствах и хозяйствах (СНТ, ДНП, ДНТ). Возведённые дома и постройки на участках более широкого класса — для ИЖС, ЛПХ и на тех же земельных наделах в садоводствах, зарегистировать которые можно будет до 01.03.2018 года.

Изменения с 2017 года

Вступивший в силу с 1 января 2017 года ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внёс очередные поправки:

  • По земельным участкам – упрощённый порядок оформления распространяется на земельные участки, предоставленные до 30.10.2001 года:
    1. для садоводства
    2. для огородничества
    3. для дачного хозяйства
    4. для индивидуального строительства (жилищного и гаражного)
    5. для ведения личного подсобного хозяйства
  • По возведённым постройкам на таких участках, включающих:
    1. садовые и дачные дома
    2. хозяйственные постройки
    3. бани
    4. индивидуальные гаражи
    5. индивидуальные жилые дома
  • По регистрации построек:
    1. изменения затронули срок упрощённой регистрации индивидуальных жилых домов, ограничив его датой 1 марта 2018 года,
    2. для других строений, попадающих под действие «дачной амнистии», регистрация остаётся бессрочной.
  • В условиях кадастрового учёта и регистрации построек:
    1. для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права земельного участка и построек на нём, кроме Выписки из ЕГРН о собственности на объекты или правоустанавливающих документов (если объекты не были поставлены на учёт в ЕГРН), требуется технических план
    2. технический план готовится кадастровым инженером, состоящим в СРО (реестр кадастровых инженеров размещён на официальном сайте Росреестра,
    3. для изготовления технического плана на жилой дом необходимо предоставить один из документов:
      1. разрешения на строительство
      2. проектной документации
      3. декларации (при отсутствии проектной документации)
    4. введённый принцип экстерриториальности регистрации (независимо от места нахождения объектов) позволяет произвести их одновременную постановку на кадастровый учёт и госрегистрацию в любом удобном офисе приёма документов (отделения или интернет-ресурсы Росреестра или Кадастровой палаты, МФЦ)

Примечание

Не следует считать вид разрешённого использования участков «для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)» идентичным виду «для малоэтажной жилой застройки».

Несмотря на то, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (статья 49 ) существует 3 вида жилых домов, относящихся к малоэтажным:

  • индивидуальные жилые дома — отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем 3, предназначенные для проживания одной семьи
  • блокированные жилые дома — жилые дома с количеством этажей не более чем 3, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования
  • многоквартирные жилые дома — жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок- секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из кото­рых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования

А особенностью строительства малоэтажных жилых домов является отсутствие обязательных требований по государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий по всем этим типам объектов, участки с разрешённым видом использования «для малоэтажной жилой застройки» и, соответственно, возведённые на них постройки, под действие «дачной амнистии» не попадают.

Возможна ли приватизация участков для ИЖС и ЛПХ?

На участки, предоставленные на условиях аренды или различных прав пользования после введения нового закона, и на те, что не приватизированы по предшествующей «дачной амнистии» и не находящиеся в СНТ ДНП, ДНТ, новые условия приватизации не распространяются.

Это означает, что право собственности на них можно будет получить только за плату — по стоимости, не превышающей кадастровую стоимость земли, установленной на основе государственной оценки в каждом муниципалитете для конкретных видов использования участков (ИЖС, ЛПХ, дачные и т.д.).

Приобрести арендуемый у государства участок под домом владельцы капитальных загородных домов смогут, минуя торги, за 60% кадастровой стоимости — так установлено Постановлением Правительства РФ № 279 «Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности», при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов» от 26 марта 2015 года и вступившем в силу 07.04.2015 г.

Возможность каждого из 2-х указанных направлений приватизации садовых участков и домов основывается на соответствующих им статьях нового закона с детализацией особенностей их реализации.

Рассмотрим каждое направление по-отдельности.

Приватизация земельных участков в садоводческих объединениях

По закону, можно приватизировать, то есть получить на безвозмездной основе (бесплатно) и в упрощённом порядке зарегистрировать право собственности только на участки в садоводческих и дачных некоммерческих товариществах (в СНТ и в ДНП, ДНТ), предоставленных садовым товариществам и объединениям до 30 октября 2001 года.

Условиями приватизации участков в садоводствах стали следующие:

  • территория некоммерческого садоводства и земельные участки в нём должны быть сформированы из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона №171 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение
  • участки на территориях садоводств должны быть образованными, то есть:
    1. все земельные участки должны быть отмежёваны (иметь границы)
    2. территории общего пользования должны быть отмежёваны (иметь границы)
    3. должен быть утверждён проект организации застройки территории садоводства
    4. на общем собрании членов садоводства должно быть принято решение о распределении образованных участков между членами садоводства в соответствии с проектом организации застройки территории садоводства
  • территория садоводства и земельный участок члена садоводства не изъяты из оборота, не ограничены в обороте и в их отношении не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Садовые участки, на которые распространяется действие закона по приватизации, могут иметь разные виды прав:

  • бессрочное пользование
  • пожизненно наследуемое наследование
  • право собственности по документу не определено (в документах обычно без указания каких-либо прав или вида использования написано: «земельный участок предоставлен тому-то»)

Перечень документов для приватизации садоводческого участка

  • заявление будущего собственника земли на проведение регистрации права собственности
  • личный документ (паспорт или заменяющее его удостоверение личности
  • правоустанавливающие бумаги любого рода на приватизируемую землю, которыми могут быть:
    1. свидетельство о праве собственности
    2. свидетельство о предоставлении участка на праве пожизненно наследуемого владения
    3. свидетельство о предоставлении участка на праве бессрочного пользования
    4. свидетельство о регистрации права аренды участка
  • любой правоустанавливающий документ на земельный участок:
    1. договор купли/продажи
    2. договор мены
    3. договор дарения
    4. свидетельство о вступлении в право наследства
    5. государственный акт
    6. постановление городского или сельского совета о предоставлении участка на праве аренды, пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного пользования
    7. свидетельство Земельного комитета о предоставлении участка на праве аренды, пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного пользования
    8. выписка из похозяйственной книги
  • технический план участка
  • оригинал квитанции на уплаченную государственную пошлину, в которой должен быт указан адрес участка, но не адрес, по которому проживает (зарегистрирован) заявитель

Примечание 1

Предоставление правоустанавливающего документа не понадобится в случае, когда есть свидетельство о собственности на садовый участок старого образца — от 1997 года.

Примечание 2

Получить выписку из ЕГРН с 1 января 2017 года на участок, на который не будут предоставлены правоустанавливающие документы, не получится. С введённым в 2017 году новым порядком постановки на кадастровый учёт и регистрации объектов недвижимости можно ознакомиться , а регистрацией по декларации -.

Точно так же будет отказано в регистрации права собственности на кусок земли, самовольно прирезанный к ранее выделенному участку в садоводстве. С порядком оформления прирезок можно ознакомиться .

С расчётом налогов на недвижимость в 2017 году можно ознакомиться.

С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года, можно ознакомиться .

Если из документов только книжка члена садоводства

Членские книжки выдавалась председателями садоводств, когда земля предоставлялась садоводческому товариществу, а не конкретно садоводу.

В этом случае для приватизации участка дополнительно к перечисленным выше документам потребуются:

  • копия постановления о выделении земли садоводческому товариществу
  • выписка из протокола общего собрания садоводческого товарищества, в котором находится приватизируемый земельный участок, с печатью садоводства и заверенная подписью председателя, о принятии в члены садоводства
  • список членов садоводческого товарищества, заверенный подписью председателя и скрепленный его печатью
  • книжка садовода
  • справка из садоводческого товарищества об отсутствии задолженности по членским взносам
  • паспорт или удостоверение личности.

Приватизация домов и построек на участках ИЖС, ЛПХ, садовых участках

Для регистрации права собственности на дом, баню, сараи, хозяйственные постройки на безвозмездной основе (для приватизации) до 1 марта 2018 года к перечню документов на земельный участок необходимо добавить следующие:

  1. заявление будущего собственника строения на проведение регистрации права собственности
  2. личный документ (паспорт или заменяющего его удостоверения личности)
  3. технический план самого строения (дома, построек) — без него регистрация права на строение невозможна (вместо техплана строения можно подать мнее точный точный документ — декларацию, форма которой утверждена Минэкономразвития)
  4. оригинал квитанции на уплаченную государственную пошлину, в которой должен быт указан адрес дома на участке, но не адрес, по которому проживает (зарегистирирован) заявитель

Куда подать документы для приватизации?

Документы для приватизации садовых участков и возведённых строений на участках для ИЖС, ЛПХ, подаются в любое подразделение Росресстра или в любой из многофукциональных центров (МФЦ), работающих в границах соответствующего субъекта РФ — в границах областей, краёв, автономных республик, к которым относится участок или в территориальные подразделения Росреестра и МФЦ.

В течение 14 дней ведётся их поверка и принимается решение о регистрации права собственности и выдачи свидетельства на право собственности или делается отказ по мотивированным обстоятельствам.

Когда приватизация земельных участков невозможна?

Перечень вполне понятных причин, не позволяющих приватизировать или выкупить используемый земельный участок, остался прежним, как и до введения нового земельного закона:

  • участок находится на земле, охраняемой государством
  • на участок федеральными законами наложены ограничения
  • закон запрещает передачу территорий в частные владения
  • участок попадает в земли, зарезервированные для государственных и муниципальных задач
  • участок исключён из оборота земель
  • запрет местных властей на приватизацию определённых угодий

В заключение стоит заметить, что если по каким-то причинам недвижимость осталась в «подвешенном» состоянии, самое время заняться приватизацией, ведь продление закона о «дачной амнистии» оказалось как нельзя кстати.

Полезная информация

  • Земельный налог для физических лиц с 2020 года —
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться
  • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно
  • ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться
  • С 1 января 2017 года одним из главных документов для получения разрешения на строительство дома и его регистрации в ЕГРН стал технический план
  • С расчётом налогов на недвижимость в 2017 году можно ознакомиться
  • С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года, можно ознакомиться здесь

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх