Проблемы госзакупок

Алексей Васильевич Тебекин

Виталий Геннадьевич Жигулин

Аннотация: рассмотрены общие проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России. Описаны перспективы системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации за счет использования возможностей участия в этих процессах стран-участниц Единого экономического пространства ЕАЭС. Выявлены основные проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России. Разработан алгоритм решения проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России.

Введение. В современных условиях проблема совершенствования системы государственных и муниципальных закупок, носящая многоаспектный характер, приобретает все большую актуальность. Рост актуальности решения проблемы совершенствования системы государственных и муниципальных закупок обусловлен для национальной экономики обусловлен тем, что в Российской Федерации доля государственной собственности в хозяйственной системе страны очень велика (около 60%), и в динамике она имеет тенденцию к росту.

При этом с одной стороны необходимо решать традиционную проблему повышения уровня открытости и прозрачности системы государственных и муниципальных закупок, что призвано обеспечить достижению максимальной эффективности указанных закупок по соотношению их цены и качества.

С другой стороны, в условиях непрекращающихся санкций Запада в отношении России возникает необходимость в поиске новых путей поддержания конкурентной среды при осуществлении государственных и муниципальных закупок с учетом возможностей таких закупок в дружественных странах, в частности, в странах, образующих Единое экономическое пространство (ЕЭП) в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Развитие системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации за счет использования возможностей участия в этих процессах стран-участниц Единого экономического пространства ЕАЭС позволит:

— повысить в отечественной экономике уровень конкуренции при осуществлении закупок в интересах государственных и муниципальных нужд;

— демпфировать негативное влияние на систему государственных и муниципальных закупок, обусловленное перманентными экономическими санкциями Запада в отношении России.

Необходимо отметить, что развитие системы государственных и муниципальных закупок в России с участием стран-участниц Единого экономического пространства имеет не только непосредственный, но и опосредованный эффект, связанный с вкладом процессов развития системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации в интеграционные процессы развития ЕАЭС.

Ожидаемый макроэкономический эффект от интеграции стран-участниц в ЕАЭС в целом подразумевает:

— снижение цен на товары в результате уменьшения логистических издержек в рамках ЕЭП;

— развитие свободной конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет роста уровня экономического развития и вхождению новых стран-участниц в ЕЭП;

— рост уровня заработной платы благодаря снижению непроизводственных издержек и росту производительности труда при взаимодействии производителей в рамках ЕЭП;

— увеличение объемов производства благодаря росту потребительского спроса в рамках ЕЭП;

— рост благосостояния населения стран-участниц ЕАЭС благодаря увеличению уровня занятости населения в импортозамещающих и экспортно-ориентированных отраслях;

— сокращение производственно-сбытового цикла за счет уменьшения периода перемещения товаров в системе транспортной логистики в рамках ЕЭП;

— повышение темпов окупаемость новых товаров и технологий в условиях роста общего рынка в рамках ЕЭП;

— и др.

Задача развитие системы государственных и муниципальных закупок в России с участием стран-участниц Единого экономического пространства является новой по своей постановке и на сегодняшний день не имеет инструментов оценки интеграционных перспектив Единого экономического пространства.

Таким образом, оценка интеграционных перспектив Единого экономического пространства в части развития системы государственных и муниципальных закупок представляет собой актуальную научную задачу. Ее решение сопряжено с рассмотрением международных торгово-экономических процессов в рамках ЕАЭС как международной организации, и направлено на изучение современных проблем и закономерностей интернационализации государств-участников ЕЭП в системе экономических отношений в интересах развития механизмов регулирования их эффективности на региональном межгосударственном уровне.

Проведенные, с учетом обобщения ранее полученных результатов других авторов, исследования показали, что основные проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России заключаются в следующем.

Во-первых, это проблемы, ограничивающие эффективное развитие контрактной системы как нового института в сфере закупок. Дело в том, что значительная часть инноваций, предусмотренных проведенной реформой института госзакупок, несмотря на кардинальность запланированных изменений, пока не продемонстрировали свою значимую результативность. Так по-прежнему не решены проблемы обеспечения конкуренции на рынке государственных закупок, достаточной информационной прозрачности системы, недостаточно проработаны инструменты госзакупок.

Кроме того, необходимо отметить, что Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по сути охватывает своим регулированием закупки не только государственных и муниципальных заказчиков, но и ряда организаций, которые правовому статусу заказчика не соответствуют. Такие организации специалисты нередко именуют «псевдозаказчиками». Хотя, исходя из логики госзакупок, если деятельность института государственных закупок нацелена на обеспечение государственных и муниципальных нужд, то закупки товаров работ, услуг лицами, которые подобных нужд не имеют, не должны регулироваться данным институтом. И так далее.

Во-вторых, сохраняется проблема реализации концепции эффективного осуществления госзакупок как таковой.

Как известно эффективность любой системы определяется соотношением результата деятельности на выходе к затратам на ее функционирование на входе. Применительно к системе государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации эффективность ее функционирования пока не доказана, поскольку не демонстрируются операционные расходы на содержание системы, а также издержки ее функционирования. В связи с этим и сохраняются вопросы об эффективности системе государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации в целом. Демонстрация экономии бюджетных средств при снижении цены в процессе госзакупок не сопровождается оценкой возможной потери качества, и т.д.

В-третьих, существует проблема развития регулирующих функций контрактной системы.

Нормы института государственных закупок, как и нормы любого государственного института должны иметь однозначное применение. Они не должны проникать за пределы сферы его регулирования. Сегодня это не так. Наблюдается разделение институциональных основ и самого института государственных закупок, который по своей логике должен быть выстроен логически и структурированно, между ФЗ N 44 от 05.04.2013 и ФЗ № 223 от 18 июля 2011.

Сохраняется проблема «условного применения закона» о госзакупках, или «раздвоения закупочной деятельности», когда выбор применимого закона осуществляется в зависимости от источника происхождения финансовых ресурсов. Так, например, все денежные средства автономных учреждений расходуются с соблюдением требований Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Однако, расход тех средств, которые получены автономным учреждением на осуществление капитальных вложений должен осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В-четвертых, необходимо отметить, что государственные закупки фактически выступают одним из ключевых процессов, который определяет качество отношений между государством, бизнесом и обществом. Существующее качество этих отношений, определяемой характером развития системы государственных и муниципальных закупок в России достаточно четко сформулировал руководитель Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС) РФ И.Ю. Артемьев на заседании Государственной Думы 16 ноября 2016 года: 95% всех государственных закупок (торгов) – это имитация конкуренции.

Не случайно рынок государственных и муниципальных закупок считается одним из наиболее проблемных секторов российской экономики.

В-пятых, как показывает практика, в частности по результатам проверок Счетной палаты, большинство особо крупных государственных контрактов (на сумму более 1 млрд руб.), на финансирование которых выделяется более 20% всех средств федерального бюджета, заключается с нарушениями норм Бюджетного и Гражданского кодексов, законодательства в сфере размещения заказов и защиты конкуренции. При этом негативную динамику демонстрирует как количество таких контрактов, так и ценовые пороги их заключения.

Несмотря на то, что данные о нарушениях при госзакупках, выявленные ФАС и Счетной палатой по абсолютному показателю отличаются на порядок, необходимо отметить, что обе структуры при этом выявили двукратный рост нарушений при госзакупках.

И если общая доля госзакупок у единственного поставщика превышает 40%, то по особо крупным контрактам, заключаемым в стратегических для развития государства отраслях: оборонная промышленность, авиационная промышленность, судостроение, космическая отрасль, отрасль дорожного строительства, до 70% подобных контрактов (как в количественном, так и в стоимостном выражении) размещаются посредством заключения контракта с единственным поставщиком, то есть вне конкурсных процедур.

В-шестых, значимой проблемой эффективного развития контрактной системы в РФ является проблема реализации принципа инновационной активности закупок в рамках государственной контрактной системы, обусловленная отсутствием необходимых институциональных условий.

Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал государственные закупки инструментом общественного регулирования, который, однако, еще используется неэффективно и не ориентирует поставщиков на инновационное развитие.

Высокая весомость в конкурсной документации цены, предлагаемой исполнителем, уменьшает шансы закупки инновационной продукции, которая объективно дороже (и порой существенно), чем морально устаревшая продукция (товар, работа, услуга).

С указанной проблемой тесно связана проблема обеспечения с помощью системы государственного заказа эффективного преодоления разрыва между созданием инновационных разработок в форме изобретений и внедрением инноваций в производстве.

В-седьмых, это проблема разработки и реализации механизмов использования системы государственных закупок для стимулирования инновационного развития экономики посредством:

— рационального встраивания механизма государственных закупок в национальную инновационную систему, призванную реализовать политику инновационного развития;

— определения отраслей национальной экономики, в которых применение механизмов государственных закупок способно обеспечить достижение наибольшего социально-экономического эффекта;

— увязки механизмов государственных закупок с особенностями функционирования основных инструментов национальной инновационной политики.

В-восьмых, одной из центральных проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России является недостаточная конкуренция потенциальных поставщиков товаров и услуг на внутреннем рынке при госзакупках.

До настоящего времени сохраняется практика формирования заказчиками требований к объекту закупок таким образом, чтобы ему мог удовлетворять только один конкретный поставщик. И нормы, которые могли бы устранить этот изъян, присущий процедурам госзакупок, пока не отработаны должным образом.

Существуют и другие проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России, но именно проблема недостаточной конкуренции потенциальных поставщиков товаров и услуг на внутреннем рынке при госзакупках представляется сегодня ключевой.

С учетом выявленных проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России в работе был сформирован алгоритм их решения, представленный на рисунке 1.

Рисунок 1. Алгоритм решения проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России

Таким образом, в результате проведенных исследований разработан алгоритм решения проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России, включающий:

— аналитический блок, направленный на анализ вариантов развития системы государственных и муниципальных закупок стран-участниц ЕЭП;

— синтетический блок, направленный на определение рационального варианта развития системы государственных и муниципальных закупок стран-участниц ЕЭП и экономического механизма его реализации;

— научно-практический блок, направленный на реализацию экономических механизмов регулирования в сфере закупок для государственных нужд при дальнейшем развитии отношений России и стран участниц ЕЭП и ТС.

Выводы. Проведенные исследования показали, что основные проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России заключаются в следующем.

Во-первых, это проблемы, ограничивающие эффективное развитие контрактной системы как нового института в сфере закупок.

Во-вторых, сохраняется проблема реализации концепции эффективного осуществления госзакупок как таковой.

В-третьих, существует проблема развития регулирующих функций контрактной системы.

В-четвертых, государственные закупки фактически выступают одним из ключевых процессов, который определяет качество отношений между государством, бизнесом и обществом.

В-пятых, по результатам проверок Счетной палаты и Федеральной Антимонопольной Службы, большинство особо крупных государственных контрактов заключается с нарушениями норм Бюджетного и Гражданского кодексов, законодательства в сфере размещения заказов и защиты конкуренции. При этом негативную динамику демонстрирует как количество таких контрактов, так и ценовые пороги их заключения.

В-шестых, значимой проблемой эффективного развития контрактной системы в РФ является проблема реализации принципа инновационной активности закупок в рамках государственной контрактной системы, обусловленная отсутствием необходимых институциональных условий.

В-седьмых, это проблема разработки и реализации механизмов использования системы государственных закупок для стимулирования инновационного развития экономики.

В-восьмых, одной из центральных проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России является недостаточная конкуренция потенциальных поставщиков товаров и услуг на внутреннем рынке при госзакупках.

С учетом выявленных проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России сформирован алгоритм их решения, включающий:

— аналитический блок, направленный на анализ вариантов развития системы государственных и муниципальных закупок стран-участниц ЕЭП;

— синтетический блок, направленный на определение рационального варианта развития системы государственных и муниципальных закупок стран-участниц ЕЭП и экономического механизма его реализации;

— научно-практический блок, направленный на реализацию экономических механизмов регулирования в сфере закупок для государственных нужд при дальнейшем развитии отношений России и стран участниц ЕЭП и ТС.

Список использованной литературы:

УДК 338

А. В. Тебекин — доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, Москва, Россия

В. Г. Жигулин — соискатель Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

E-mail: Tebekin@gmail.com

V. Zhigulin — applicant of Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, Russia

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Тебекин А. В., Жигулин В. Г. Проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России и потенциальные пути их решения в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС // Маркетинг и логистика. – 2018. – №2 (16). – с. 93-105.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх