Утверждено
на педагогическом совете:
______________________
Директор______________
Г.А. Максимова
ПРОГРАММА «КАНИКУЛЫ»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
центр детского творчества
г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
на
2011 – 2015 годы
Актуальность
В одном из циркуляров Министерства просвещения дореволюционной России, изданном более века назад, есть удивительная строка: «Каникулы – есть время для отдохновения ребенка».
Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Детям просто необходима смена деятельности и впечатлений.
Понятие «Каникулы» произошло от названия одной из звезд созвездия Большого Пса. В конце XIX века оно было связано с жарким летним временем и означало праздную пору в учебных заведениях. Следуя определению В.И.Даля, каникулами надо было называть время, «когда нет дела, когда нечего работать». В XX столетии слово «каникулы» стало употребляться в ином смысле, сохранив основную характеристику: это время, когда дети не занимаются в учебных заведениях общего среднего или профессионального образования.
Учреждения дополнительного образования, наоборот, в каникулярное время, как правило, продолжают свою деятельность. Центр детского творчества г. Николаевска-на-Амуре имеет положительный опыт организации каникулярного времени детей и подростков. В центре накоплен достаточный опыт по организации и проведению оздоровительной, образовательной, культурно — досуговой деятельности в период каникул. Работа в этом направлении ведется круглогодично, обеспечивая включение каникулярного времени в единый воспитательно-образовательный процесс.
Главная задача организации работы с детьми в каникулярное время – оздоровление детей и создание условий для развития личности ребенка во время каникул.
Пояснительная записка.
«В воспитании нет каникул» — эта педагогическая формула является главным правилом для педагогического коллектива ЦДТ. Организация каникулярного времени детей – важный аспект образовательной деятельности ЦДТ. Организованная деятельность детей в период каникул позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего календарного года. Основная цель в этот период – организация отдыха и оздоровления детей. Эта цель может быть выполнена при наличии необходимых социальных, педагогических, экономических, психологических и материально-технических условий. Поэтому при разработке программы мы учитывали возможность максимального использования условий ЦДТ, как целесообразно устроенной среды для организации жизнедеятельности детей. Программа учитывает пожелания и запросы детей и родителей, возможности социума. При реализации данной программы дети приобретают дополнительный социальный опыт, учатся самостоятельности, реализуют себя в творческой и организаторской деятельности. Сегодня каждый ребёнок нуждается в социальной защите, педагогической поддержке, оздоровлении, духовно-нравственном обогащении и личностном развитии. Педагогическое содержание программы отвечает потребностям детей и их родителям.
Цель работы педколлектива центра детского творчества в каникулярное время – создание целостной системы каникулярного отдыха детей, обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, активизацию их творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность.
Задачи:
-
организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
-
совершенствовование психолого-педагогического сопровождения и программно-методического обеспечения по вопросам организации каникулярного отдыха;
-
поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества; привитие полезных навыков; развитие инициативы, самоуправления и самостоятельности;
-
профилактика асоциального поведения.
Ожидаемые результаты:
-
расширение возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализация его интересов; формирование опыта социального взаимодействия;
-
создание атмосферы сотворчества, сотрудничества, взаимопонимания;
-
улучшение отношений в детской и подростковой среде, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек;
-
положительное отношение к социально значимой деятельности, проявление потребности работать в коллективе;
-
осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности; определение степени и форм своего участия в нем;
-
реализация новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей и подростков;
-
профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
-
интеграция деятельности образовательных и социальных учреждений.
Содержание
Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность
Анализируя практику деятельности нашего учреждения, мы выделяем в структуре содержания каникулярного периода основные виды деятельности, имеющие свое специфическое и конкретное наполнение. Среди них:
-
оздоровительная деятельность;
-
развлекательная;
-
игровая;
-
образовательная;
-
трудовая.
В полной мере реализовать указанные виды деятельности в МОУ ДОД ЦДТ позволяют следующие условия:
-
месторасположение (центр города: на небольшом расстоянии находятся школы №1, № 2, № 5, парковая зона, набережная, площадь Победы, РДК, городская библиотека, Межпоселенческий краеведческий музей им. В.Е.Розова, киноцентр «Родина»);
-
благоприятное экологическое окружение;
-
высокопрофессиональный кадровый состав;
-
достаточная материальная база (кабинеты для деятельности отрядов, игровые комнаты, актовый и танцевальный залы, кабинеты для работы творческих объединений, спортивная площадка, спортинвентарь, музыкальная аппаратура).
Успешной деятельности учреждения в каникулярное время способствуют:
-
постоянный поиск совершенствования форм и содержания деятельности отдыха, оздоровления и занятости детей;
-
модернизация программно-методического обеспечения;
-
формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов детского отдыха и оздоровления, обеспечивающих взаимодействие между участниками оздоровительно-воспитательного процесса и всеми ведомствами;
-
создание целостной системы оценки качества отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время.
Деятельность учреждения в каникулярное время строится на основе принципов:
-
Принцип признания права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора направлений и форм творческой деятельности.
-
Принцип единства и целостности воспитательно-образовательного пространства (обучение, воспитание, развитие).
-
Принцип развития индивидуальности каждого ребенка в практике воспитательно-образовательного процесса.
-
Принцип творческого сотрудничества.
Педагогическая технология
Организация каникулярного отдыха детей — один из важных аспектов образовательной деятельности центра детского творчества.
Возможности ЦДТ способны удовлетворить самые разные запросы детей и их родителей:
— дополнительные занятия;
— концертная деятельность;
— работа юных корреспондентов;
— общественная деятельность;
— работа на детской бирже труда;
— художественное творчество;
— участие в спортивных соревнованиях, посещение бассейна;
— общение по интересам, любимые занятия, игры.
Используя многолетний опыт организации каникулярного отдыха детей, мы организуем и проводим деятельность по следующим направлениям:
— нормативно- правовое и информационное обеспечение;
— программно-методическое обеспечение каникулярного отдыха;
— кадровое обеспечение;
— материально-техническое и финансовое обеспечение;
— организация контроля.
В ходе реализации данных направлений предусмотренны мероприятия:
-
педагогический совет учреждения по вопросам организации каникулярного отдыха детей;
-
участие в районном семинаре-совещании организаторов летнего отдыха детей;
-
разработка положения об оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей центр детского творчества г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края;
-
разработка и утверждение профильной программы летнего оздоровительного лагеря «Город мастеров» и программы по дополнительному образованию «Пленер»;
-
подбор кадров из числа педагогов центра и вожатых;
-
инструктаж по соблюдению правил техники безопасности и охране жизни и здоровья детей;
-
разработка программ оздоровления и производственного контроля.
В дни школьных каникул центр детского творчества работает в напряженном режиме с целью максимальной занятости детей и подростков досуговыми, спортивно-оздоровительными, культурно-просветительскими, экскурсионными и другими мероприятиями. Работа педагогического коллектива направлена на решение задач:
-
создать систему интересного, разнообразного, активного и познавательного отдыха детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью неформального общения и участия во всех видах практической творческой деятельности;
-
укрепить физическое и психическое здоровье детей, используя разнообразные формы организации оздоровления.
Циклограмма программы «Каникулы»
ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ
Новогодние утренники, рождественские встречи, игровые программы в Снежном городке и в ЦДТ
ОСЕННИЕ
КАНИКУЛЫ
«Планета творчества»
ВЕСЕННИЕ
КАНИКУЛЫ
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ
-
Реализация программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Город мастеров».
-
Городские массовые мероприятия.
-
Выступление концертной бригады.
-
Группа мастеров (клуб по интересам «Рукодельница»).
-
Работа творческих объединений.
-
Занятия по программе «Пленер».
-
Работа юных корреспондентов.
-
Бригада подростков при детской бирже труда.
В основе организации каникулярного отдыха детей и подростков лежит вариативно-программный подход, который предоставляет детям и подросткам возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации ребенка. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы учитывают возраст и широкий диапазон интересов и потребностей детей.
Так педагоги дополнительного образования, работающие в центре детского творчества в летний период, реализуют образовательные программы различной направленности через работу летнего оздоровительного лагеря «Город мастеров», в котором дети применяют знания, полученные на занятиях в творческих объединениях в течение учебного года, выступают с концертной программой «Здравствуй, лето!», делают зарисовки на природе. Новички имеют возможность познакомится с основами той или иной деятельности. В условиях каждой смены летнего оздоровительного периода ребенок может реализовать свои интересы и потребности по нескольким направлениям.
Большой популярностью у детей пользуются дополнительные образовательные программы «Пленер», «Рукодельница», «Юнкоры в действии».
Многообразие программ — подтверждение профессионализма педагогического коллектива, так как свидетельствует о возможности удовлетворения широкого круга интересов детей и подростков, реализуемых в деятельности отрядов, творческих объединений. Содержание каждой программы обуславливается спецификой деятельности и возможностями приобретения ребенком знаний, умений и навыков, позволяющих ему быть успешным в деятельности и авторитетным среди сверстников и взрослых.
В сферу организации деятельности в каникулярное время также включены многие учреждения социального комплекса: образовательные учреждения, учреждения культуры и спорта, отдел по молодёжной политике, физической культуре и спорту, ГИБДД, психолого-консультационная служба «Доверие», государственная противопожарная служба, городское телевидение и радиовещание и др.
В организации каникулярного отдыха детей и подростков выделены 4 этапа:
I этап — осенние каникулы
Традиционной формой работы в осенние каникулы стали: индивидуальные занятия с детьми из неблагополучных, многодетных, неполных и малообеспеченных семей, проведение традиционного праздника посвящения в кружковцы «Планета Творчества».
II этап — зимние каникулы
Во время зимних каникул акцент делаем на проведение новогодних утренников, рождественских встреч, проведение игровых программ на свежем воздухе, участие в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку, конкурсе рисунков «Ах ты, Зимушка-Зима».
III этап – весенние каникулы
На весенних каникулах проходят игровые программы на спортивных базах и площадках города, районная выставка-конкурс изобразительного творчества детей «Картинки с выставки» и детского творчества «Созвездие талантов», личное первенство города по шахматам среди школьников, кинофестиваль «Каникулы без скуки», проводы зимы, смотр художественной самодеятельности творческих коллективов, благотворительные акции.
IV этап — летние каникулы
Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей и занимают наиболее важное место в структуре каникулярного времени. Каждое лето при ЦДТ открывается летний оздоровительный лагерь. Основная миссия в это время – организация отдыха и оздоровления детей.
Формы организации работы с детьми в каникулярное время:
-
детский оздоровительный лагерь «Город мастеров»;
-
массовые мероприятия различного уровня;
-
выступление концертной бригады с программой «Здравствуй, лето!»;
-
работа творческих объединений;
-
группа мастеров (клуб по интересам «Рукодельница»);
-
занятия по программе «Пленер»;
-
отряд юных корреспондентов;
-
бригада подростков при детской бирже труда.
В летний период проходят традиционные мероприятия:
— праздник, посвященный Международному Дню защиты детей;
— концертно-игровая программа ко Дню России «А Россия Россией останется»;
— детская концертно-развлекательная программа «Солнышко в ладошке»;
— конкурс рисунков на асфальте «Мир удивительного детства», «Любимый уголок»;
— фестиваль книги к Пушкинскому дню в России;
— концертная программа «Здравствуй, лето!», «Любимый мой город»;
— интеллектуальная игра «Я люблю свой край родной», викторина «Мой город»;
— мероприятия, посвящённые Дню государственного флага;
Творческие познавательные, интеллектуальные игры, конкурсы, концертные программы:
— литературный час «Россия- родина моя», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Знай, люби и уважай свой родной любимый край»;
— спортивно- игровые программы «Сильные, смелые, ловкие, умелые «Самый-самый»;
— конкурсы рисунков на асфальте «Это звонкое, яркое лето!», «Мир удивительного детства», «Моя семья»;
— районный конкурс юных дарований «Звёздочки Нижнеамурья»;
— пешеходная экскурсия «Памятники и памятные места»;
— викторина «Мой город»;
— конкурс «Любим. Помним. А знаем?».
Оздоровительная работа
Одна из главнейших задач каникулярного периода — оздоровление детей. Спортивные состязания на протяжении всех смен способствуют сохранению и укреплению физического здоровья детей. Программа по оздоровлению реализуется через проведение утренней зарядки на свежем воздухе, подвижные игры, проведение и участие в спортивных соревнованиях, занятия в бассейне. Дети получают трёхразовое полноценное и разнообразное питание на базе МОУСОШ №5.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность деятельности
Педагогический коллектив ЦДТ видит в рамках реализации программы «Каникулы» следующие ориентиры:
-
полноценное проживание каждым ребенком каникулярного времени как самоценного этапа жизни;
-
использование каникул для позитивной социализации детей и подростков, их физического, интеллектуального и нравственного развития;
-
сотрудничество и сотворчество участников совместной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческих интересов детей, подростков и педагогов.
Наибольшую эффективность деятельности по организации каникулярного отдыха детей и подростков обеспечивают:
1. Материально-технические условия:
а) финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, родительской платы, спонсорской помощи;
б) наличие отрядных комнат, актовый и танцевальный зал, игровая спортивная площадка, спортивный и игровой инвентарь, наличие музыкальной аппаратуры.
2. Кадровые условия:
в реализации программы участвуют:
— заведующий организационно-массовым отделом, методист – обеспечивают функционирование лагеря;
— педагоги-воспитатели – организуют работу отрядов, ведут кружковую работу;
— музыкальный работник – обеспечиваем музыкальное сопровождение мероприятий; 3. Педагогические условия:
— соответствие направления и формирования работы целям и задачам смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в общих мероприятиях;
— отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
— обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
— единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
4. Методические условия:
— наличие необходимой документации, положения о летнем оздоровительном лагере, программы, плана работы;
— проведение семинара по летнему отдыху.
Результаты работы по программе «Каникулы» за 2005-2010гг.
Результативность деятельности центра по организации каникулярного отдыха детей и подростков систематически отслеживается через сбор информации и диагностику.
Главный показатель результативности работы – личностный рост детей и подростков, который выражается в:
— приобретении новых знаний и умений (71%);
— развитии личностных качеств и способностей (69%);
— развитии ценностных отношений к окружающему миру, людям, к себе самому (-61%);
— положительном отношении к социально-значимой деятельности (76%).
По итогам организации каникулярного времени детей и подростков можно выделить следующие результаты:
2008г.
-
2-е место в краевом конкурсе летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей и подростков;
2008г.
-
Грамота управления образования администрации Николаевского муниципального района победителю районного смотра-конкурса на лучшее летнее оздоровительное объединение «Лето-2008»;
2009г.
-
Благодарность управления образования администрации Николаевского муниципального района Кушнарёвой О.Н. за большой вклад в организацию летней занятости детей»
2010г
-
Благодарственное письмо администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края за проведение детской развлекательной программы, участие в шествии, посвящённом празднованию 160-летия со дня основания г.Николаевска-на-Амуре и 45-летоия со дня образования Николаевского района.
Ожидаемые результаты.
1. Создание атмосферы сотворчества, сотрудничества, взаимопонимания.
2. Приобретение новых знаний и умений.
3. Развитие личностных качеств и способностей.
4. Улучшение отношений в детской и подростковой среде, устранение негативных проявлений.
5. Формирование социальной потребности «Быть личностью», развитие ценностных отношений к окружающему миру и людям.
6. Положительное отношение к социально-значимой деятельности, проявление потребностей работать в коллективе.