Прохождение предрейсового медицинского осмотра

Порядок проведения

В соответствии со ст. 23 ФЗ “О безопасности дорожного движения” одной из превентивных медицинских мер, по обеспечению безопасности на дороге, является прохождение предрейсовых, предсменных, послерейсовых и послесменных осмотров. Все они должны проводиться в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минздрава № 835н от 15.12.2014.

Целью данных мероприятий является проверка состояния здоровья, водителя, садящегося за руль ТС на наличие заболеваний, которые препятствуют возможности водить автомобиль, на наличие алкоголя или токсических веществ, в том числе и остаточных явлений, после злоупотребления ими.

Проводить осмотр обязательно перед и после каждого рейса, если водитель осуществляет перевозку пассажиров или опасных грузов. Исключение касается лишь водителей, которые управляют ТС оперативных служб.

Как проводится предрейсовый медицинский осмотр водителей? При проведении осмотра осуществляется сбор данных состояния здоровья: осматриваются слизистые, кожные покровы, измеряется давление, пульс, опрашивается проверяемый.

По результату медицинского осмотра на руки водителю может быть выдано заключение либо об отсутствии оснований для отстранения его от работы, либо об их наличии.

В документе в первом случае, прописывается, что работник допущен к выполнению своих обязанностей, обязательно проставляются координаты лица, проводившего исследование.

Если исследование проводил работник, имеющий среднее медицинское образование, и выявил наличие заболеваний, препятствующих продолжению профессиональной деятельности, то он обязан отстранить водителя от работы и отправить его в медицинскую организацию для получения помощи.

Проверка на состояние опьянения

Для целей проверки наличия состояния опьянения проводится сначала визуальный осмотр, если есть основания полагать, что в поведении водителя есть признаки опьянения или остаточных явлений, проводится проверка на количество алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Если исследование будет отрицательным, то медицинский работник должен обеспечить исследование мочи, для определения наличия или отсутствия в организме психотропных веществ.

Данный анализ должен проводиться точно в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 40 от 27.01.2006.

В этом документе утверждены рекомендации по отбору мочи. Предусмотрена необходимость контролировать процесс таким образом, чтобы исключить вероятность подмены исследуемого материала. Объем тары для сбора не должен быть менее 200 мл., а объем исследуемого материала, не более 100 мл, но не менее 30 мл.

Медицинский работник должен сначала провести первичное исследование, в первые 5 минут: замерить температуру, провести иммунохроматографический тест, определить плотность. Если показатели будут отклоняться от нормы, тогда моча отправляется на химико-токсикологическую экспертизу. Пересылка должна произойти в течение 2 суток, при условии, что в это время материал хранится в холодильнике.

Требования к медицинскому работнику

Осуществлять процедуру прохождения предрейсового медосмотра водителей могут люди, имеющие среднее или высшее медицинское образование.

Такие сотрудники могут включаться в штрат по правилам ч.4 ст 24 ФЗ № 323 от 21.11.2011. Либо для осуществления данной деятельности могут привлекаться сторонние медицинские организации. Оплата их работы должна производиться за счет работодателя.

В соответствии с п. 46 ст. 12 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” работа в медицинской сфере подлежит лицензированию, однако, по правилам ст. 3 этого же документа, получателем лицензии может быть только юридическое лицо или предприниматель.

Если обратиться к ст. 100 ФЗ № 323 от 21.11.2011, то можно узнать, что до 2026 года установлена возможность для специалистов заниматься медицинской деятельностью, если у них есть соответствующий сертификат.

Иными словами, если фирма взяла на работу медработника для осуществления осмотров, то ему получать лицензию не нужно. Но по правилам п.3 Постановления Правительства № 291 “О лицензировании медицинской деятельности” предрейсовые осмотры подпадают под определение медицинской деятельности, соответственно должны лицензироваться.

С другой стороны, получать лицензию должны фирмы, которые нанимают таких сотрудников. Но так как эта деятельность не является для них основной, то данное условие не является обязательным. На данный момент нет четкой регламентации данного вопроса, нет единой позиции и у судов.

Ответственность

Ответственность за нарушение правил прохождения предрейсового медицинского осмотра наступает по ст. 11.32 КоАП.

В соответствии с нормой назначается наказание в виде административного штрафа.

Гражданам придется отдать 1-1,5 тыс. рублей, должностным лицам 2-3 тыс. руб., юридическим лицам — 30-50 тыс. ИП будут отвечать в данном случае, как юридические лица.

Описанное выше наказание предусмотрено за невыполнение осмотра, а вот если в результате такого упущения на рейс был выпущен водитель, который находился в состоянии опьянения, тогда это правонарушение будет квалифицироваться по ст. 12.32 КоАП. Размер штрафа в этом случае будет существенно больше.

На должностных лиц, которые должны были освидетельствовать водителя может быть наложено взыскание в размере 20 тыс., а на фирмы — 100 тыс. рублей.

Проведение медицинских осмотров водителей, как перед работой, так и после ее завершения, — это обязанность, которая закреплена за их работодателями. Выполнять данные действия могут только люди имеющие медицинское образование.

Их можно нанять в штат фирмы или воспользоваться услугами сторонней организации, предварительно проверив у нее наличие лицензии. За нарушение правил КоАП предусматривает штраф. Относительно не большой — за невыполнение данных действий, и более существенный — за допуск к ТС водителя в состоянии опьянения.

Предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году – нововведения

Рассмотрим, будут ли иметь какие-то особенности предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2019 году. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины.

В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей. Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью.

Скачайте документы из статьи:

Договор на предрейсовый медосмотр водителей (образец)

Другие обязательные документы

Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав. С этой целью должны быть дополнены п. 7-8 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Предрейсовый медицинский осмотр водителей – законодательство 2019

Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах (далее – ПМО) менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

внимание

Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2019 году.

Как установлено п. 9 «Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (далее – Порядок), все расходы по осуществлению медосмотра несет на себе наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.

Помимо указанного Приказа № 835н, вопрос ПМО регулируется:

  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.

Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О дорожном движении». Положения в перечисленных нормативных актах в отношении ПМО совпадают. В частности, в них содержится норма о необходимости вести журнал учета медосмотров. Однако только приказ Минздрава СССР № 555 разъясняет рекомендуемую форму такого документа.

Не пропустите!

В справочной Системе «Охрана труда»

Скачайте бланк и образец поименный список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам>>>

Предрейсовый медосмотр водителей – порядок проведения

ПМО обязаны проходить все водители, трудоустроенные в организации, независимо от вида транспортного средства, которым они управляют. Проверка состояния сотрудника должна быть проведена непосредственно перед рейсом. Время, которое тратит работник на осмотр, считается его рабочим временем.

В соответствии с п. 10 Порядка осмотр должен включать:

  • опрос водителя на предмет жалоб, недомоганий;
  • визуальный осмотр, измерение артериального давления, пульса и температуры тела;
  • выявление алкогольной, наркотической и другой интоксикации, а также остаточных явлений (возможно проведение лабораторных исследований).

Результаты осмотра вносятся в путевой лист водителя на текущую дату и в журнал предрейсовых медицинских осмотров.

При выявлении нарушений в состоянии работника его отстраняют от управления транспортным средством и направляют в медучреждение для оказания первичной помощи. Основанием для такого решения могут служить следы алкоголя или наркотиков, повышенное давление, учащенный пульс, признаки острого заболевания.

Одной из целей предрейсового медосмотра является недопущение к управлению ТС лиц, находящихся под воздействием токсических препаратов, таких как алкоголь или наркотики, опасных тем, что у водителя резко повышается оценка своих возможностей, а необходимые на дороге внимательность и тревожность притупляются.

Как правило, если предварительный тест на наркотики ничего не показал, подтверждения уже не требуется, но если на первой стадии был получен положительный результат, работника направляют к врачу-наркологу, чтобы точно определить вид наркотиков и дозу, а также избежать ошибок, когда анализ показывает наличие следов наркотиков у человека, их не употребляющего.

важно

Осмотры водителей могут проводиться только в помещении, к которому применяются особые требования – в медицинском кабинете. Это помещение должно состоять не менее чем из 2-х комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред.

Также потребуется оснащение медоборудованием, приборами и мебелью:

• кушетка медицинская;
• письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
• прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.;
• прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.;
• алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики, постоянный запас в количестве: алкометры – 2 шт., экспресс-тесты на наркотики – 10 шт.;
• столик для медицинского оборудования – 1 шт.;
• шпатели медицинские – 10 шт.;
• сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.;
• оборудованная комната для отбора биологических сред.

Минимальный список оснащения приведен в п. 4 ч. 2 Приложения № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32.

Организация может пойти двумя путями:

  • привлечь в штат медработника;
  • заключить договор со специализированным медицинским учреждением, имеющем в обязательном порядке лицензию.

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей на предприятии

Для крупных автотранспортных предприятий намного удобнее содержать собственный медкабинет. Ведь это позволит избежать дополнительных перемещений сотрудников по городу и снизить время на осмотр.

Прежде чем начать проведение освидетельствований, компании предстоит решить ряд вопросов:

  • Организовать помещение для осмотров водителей.
  • Принять в штат медицинского специалиста.
  • Получить лицензию на ПМО.

До 2015 года многие компании избегали получения лицензии, принимая в штат врача с необходимой действующей лицензией. При возникновении споров суды, как правило, вставали на сторону организации (Постановление ФАС МО от 17.03.2010 г. № КА-А40/2021-1, ФАС СКО от 24.11.2010 г. № А53-6995/2010).

внимание

После вступления в силу Приказа № 835н правила проведения предрейсового медицинского осмотра водителей ужесточились. Теперь все работодатели, желающие проводить ПМО на своей территории, должны иметь лицензию (п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н).

Осуществляет выдачу лицензий территориальный орган Росздравнадзора или органы исполнительной власти субъектов РФ.

Сначала оплачивается государственная пошлина за выдачу медицинской лицензии, заполняется заявление на получение лицензии. Этот документ является бессрочным (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании) и, при необходимости, позволяет оказывать услуги по проведению ПМО сторонним организациям.

Предрейсовый медосмотр водителей по договору

Для тех компаний, в штате которых имеется один-два водителя, содержание собственного медицинского кабинета и врача (фельдшера) нецелесообразно экономически. Оптимальным решением будет заключение договора на оказание услуг с организацией, имеющей лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров.

При выборе обслуживающей компании стоит обратить внимание на:

  • территориальное расположение;
  • стоимость предрейсового медицинского осмотра водителей;
  • репутацию медицинского центра.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Медицинское учреждение (индивидуальный предприниматель), с которым заключен договор на проведение медосмотров, должно иметь лицензию на этот вид деятельности (подп. 46 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 1, 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291).

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?

Для допуска к освидетельствованию медперсонал должен пройти специализированный курс обучения и получить сертификат или диплом. Без этого он не имеет права осуществлять ПМО.

Цены на ПМО могут кардинально отличаться от региона к региону. В Новосибирской области цены начинаются от 50 руб. за один осмотр одного водителя. В Москве же начальная цена – от 100 руб.

Многие медучреждения предоставляют услугу выезда к работодателю, что снимает проблему доставки туда водителей. Однако цена при этом увеличивается.

Договор на обслуживание должны составлять юристы компании. Тем не менее, здесь мы проводим пример договора предрейсового медицинского осмотра.

Скачать договор на предрейсовый медосмотр водителей – образец>>>

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Оформление результатов ПМО

Медицинский работник по итогам проверки состояния здоровья дает свое заключение. Пункт 14 Порядка подразумевает внесение заключения в журнал.

В нем указывается следующая информация:

  • время проведения осмотра;
  • данные работника (ФИО, пол, дата рождения);
  • результаты исследования;
  • заключение мед. работника;
  • подписи водителя и мед. работника.

Читайте подробнее, как правильно оформить журнал предрейсового медосмотра водителей

Печать «Медосмотр пройден» проставляется на путевом листе только в том случае, если состояние здоровья водителя не вызывает сомнения у врача. Такая печать должна содержать данные о времени проведения освидетельствования, а также подпись и расшифровку ФИО медработника.

Без штампа путевой лист будет не действительным. Об итогах проверки сообщают руководителю. При отклонении в состоянии сотрудника ему выдается справка о его состоянии, он отстраняется от работы и направляется в медучреждение для оказания помощи.

Чем чреваты нарушения в проведении ПМО

Нарушение установленных норм влечет за собой наложение ответственности на должностное лицо или организацию. Так, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предполагает ответственность в виде административного штрафа за отсутствие ПМО в размере:

  • от 15 до 25 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
  • от 110 до 130 тыс. руб. для ЮЛ.

Не пропустите!

В журнале «Справочник специалиста по охране труда»

Узнайте, какие 3 частых нарушения в медосмотрах выявляют проверки ГИТ>>>

Повторное нарушение приведет к увеличению административной ответственности:

  • для должностных лиц и ИП – до 40 тыс. руб. или дисквалификация на период до 3 лет;
  • для ЮЛ – до 200 тыс. руб. или приостановка действия организации до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Нарушение порядка также грозит штрафом, однако в меньшем размере (ст. 11.32 КоАП РФ):

  • должностные лица – 20-30 тыс.руб.;
  • организации и ИП – 30-50 тыс.руб.

Статья 12.32 КоАП РФ регулирует размер наказания за допущение водителя в состоянии опьянения или при неисправном транспортном средстве (20 тыс. руб. на ответственное лицо и 100 тыс. руб. на ЮЛ).

Состояние здоровья водителя – это ключевой фактор безопасности на дорогах. Поэтому так важно внимательно относиться к проведению ПМО.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх