Проверка товара

Потребители привыкли к тому, что на упаковке любого товара, помимо состава и бренда производителя, приводится несколько специальных значков, несущих ту или иную информацию о продукте. Но зачастую даже производители и импортеры не до конца понимают, зачем требуется нанесение иконо- и пиктографических маркеров на упаковку, какую информацию они в себе несут, какие знаки нужно наносить обязательно, а какие — нет.

Требования к упаковке и маркировке товаров в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз был создан тремя странами — Россией, Казахстаном и Белоруссией. В соответствии с концепцией объединения, государства-участники должны привести к единообразию таможенное и иные виды законодательства, в том числе в сфере технического регулирования. Многое уже сделано: в частности, за период существования ЕАЭС на всей территории союза были установлены единые таможенные требования, требования к безопасности ключевых видов продукции, к ее маркировке и упаковке.

Основная идея маркировки — донесение до потребителей полной, корректной и достоверной информации о товаре. Эта обязанность вменяется продавцу не только нормами ЕАЭС, но и внутренним законодательством: в России это законы «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании». За нарушение правил маркировки наступает административная ответственность, в России она установлена ст. 14.7 и 14.8 КоАП.

Основные правила маркировки указаны в техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС) 005/2011. Например, упаковка должна содержать обозначение материала, из которого она изготовлена, для продукции какой категории она предназначена, а также может содержать информацию о возможности ее утилизации (Петля Мебиуса) (рис. 1).

Рис. 1. Маркировка, указывающая на особенности упаковочного материала

Еще одно обязательное требование к маркировке: вся продукция, находящаяся в обращении на территории государств-членов ЕАЭС, должна быть отмечена единым знаком «EAC» (рис. 2). Знак наносят на каждую единицу товара контрастным цветом. Он должен быть читаем на всем протяжении срока службы или годности продукта. Место нанесения установлено соответствующими каждой категории продукции ТР ТС.

Рис. 2. Знак обращения продукции на рынке ЕАЭС

Что касается порядка маркирования разных категорий продукции — список требований установлен в техническом регламенте для каждой группы в отдельности. Мы рассмотрим нескольких основных групп товаров.

В настоящее время ЕАЭС включает в себя пять стран: Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию. Еще два кандидата на вступление — Сирия и Таджикистан, проявляет интерес к участию Тунис. Многие противопоставляют ЕАЭС Европейскому союзу, однако это некорректно: Евразийский союз имеет сугубо экономический характер, в то время как ЕС по своим принципам близок к конфедерации.

Правила маркировки пищевой продукции

Они установлены в ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Согласно ТР ТС любой товар этой категории должен иметь этикетку со следующими сведениями:

  • название продукта;
  • вес, количество штук или объем;
  • состав. Не нужен в случаях, если продукция состоит из одного компонента без добавок и состав понятен по названию: например, «тушка куриная», «стейк из семги». Можно не указывать в составе ингредиенты, которые присутствуют в ничтожно малом количестве (кроме химических добавок и аллергенов) или исчезают в процессе производства;
  • пищевая ценность. Необязательно для ряда товаров: воды, чая, мяса и субпродуктов, рыбы, овощей, ягод, специй и т.п.;
  • дата производства и срок годности;
  • правила хранения, в том числе годность после вскрытия упаковки (если необходимо);
  • наименование и адрес производителя, место упаковки или производства (если не совпадает с местонахождением изготовителя), а также представителя или импортера, рассматривающего обращения граждан по продукции (если есть);
  • советы по приготовлению, а также ограничения (если необходимо);
  • данные о наличии ГМО.

Для кофеиносодержащих безалкогольных напитков необходимо разместить на этикетке предупреждение о вреде их употребления для несовершеннолетних, при беременности, а также ряде заболеваний.

Дополнительно законодатель разрешает указание особых свойств товара (например, «без консервантов», «со вкусом краба»), однако некоторые из них при этом должны быть подтверждены документально (например, «не содержит ГМО»)

Особенности маркирования некоторых категорий непродовольственных товаров

Парфюмерно-косметическая продукция

Правила маркировки этой категории товаров определены в п. 9 статьи 5 ТР ТС 00 9/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». Регламент содержит следующие требования к содержанию этикетки:

  • название продукции;
  • назначение, если оно не понятно из названия;
  • данные о производителе;
  • страна изготовления, если она не совпадает с местоположением производителя;
  • наименование и контакты импортера или представителя, по которым можно обратиться с претензиями по товару (если изготовитель не принимает их самостоятельно на территории ТС);
  • объем или масса продукции в упаковке (не распространяется на пробники и товары менее 5 мл или 5 г);
  • срок годности;
  • указание на особые условия хранения (если они есть);
  • меры предосторожности при использовании (если необходимо) и/или предупреждения;
  • сведения о партии и код для идентификации;
  • способы применения (если необходимо);
  • состав продукта. Парфюмерную композицию указывают одним ингредиентом, без уточнения состава.

Некоторые сведения обязательны только для отдельных групп товаров этой категории: например, детская косметика должна иметь соответствующую надпись, декоративные и окрашивающие средства — указание тона, фторсодержащие средства для чистки зубов, десен и полости рта — массовую долю фторида.

Продукция легкой промышленности

В ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» требования к маркировке разделены на общие, обязательные для всех товаров категории и специальные, применимые к конкретным группам. Первые включают в себя стандартные данные: название товара, изготовителя, адрес производителя или представителя, состав, дату изготовления, при необходимости — товарный знак, гарантии и номер партии.

Специальные требования установлены для следующих товаров легкой промышленности:

  • одежды и текстильных изделий (состав с указанием в процентах натурального и химического сырья, модель, знаки-правила ухода за товаром, при необходимости — инструкция по использованию);
  • изделий и полотен из трикотажа и текстиля, ковров, штор, покрывал и одеял (состав с указанием вида и массы сырья, вида отделки, правил ухода, для полотен — массы, устойчивости окраски);
  • обуви (модель, материал верха, низа, подкладки, символы-правила ухода, при необходимости — инструкция по эксплуатации; для обуви с мехом должен быть указан вид меха и его обработки);
  • кожгалантерейных изделий (модель, материал верха, правила использования);
  • кож (площадь и масса куска, сорт, если необходимо — толщина);
  • шкурок меховых (тип меха и его обработки, сорт, марка, размер).

Порядок стикирования упаковки импортируемой продукции

Итак, мы рассмотрели сведения, которые должна содержать этикетка самых распространенных категорий товаров. Согласно требованиям к маркировке импортных товаров, все указанные данные на продукции должны быть приведены на русском языке, а также (при необходимости) на языке государства-участника ЕАЭС. Информация должна быть легкочитаемой, понятной и достоверной. Допускается размещение части данных на прилагаемом к продукции ярлыке или наклеенном поверх «родной» (иноязычной) маркировки стикере.

Наличие маркировки является обязательным условием выпуска товара при импорте. Стикировку можно произвести в любое время до начала таможенного оформления груза силами производителя или импортера. Этому этапу предшествует процедура оценки соответствия требованиям ТР ТС. Продукция, подлежащая обязательной сертификации (декларированию), должна пройти процедуру оценки соответствия в аккредитованных на территории ЕАЭС органах оценки соответствия. Инициирует процедуру компания-изготовитель или компания-грузополучатель, а также их законные представители.

Сложности с маркировкой товара могут возникнуть у каждого участника ВЭД: крупные европейские и азиатские изготовители зачастую отказываются от самостоятельного нанесения данных, необходимых для проведения таможенной очистки на территории ЕАЭС, и осуществлять этот процесс приходится импортеру. Ошибки в маркировке, в свою очередь, часто приводят к запрету выпуска товара и большим финансовым потерям компании.

Очень часто, обращаясь к продавцу с претензией на качество товара, в ответ мы слышим предложение передать товар на проверку качества.

Давайте разберемся, насколько обоснованно это требование, что представляет собой проверка качества и какой порядок ее проведения.

В соответствии п. 5 ст. 18 Закона продавец (изготовитель, сервисный центр, импортер) обязан принять у потребителя товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества.

Цель проверки качества – установление факта наличия или отсутствия в товаре недостатков и выяснение причин их возникновения. Без получения товара от потребителя продавец не имеет объективной возможности проверить обоснованность его притязаний и, соответственно, исполнить предусмотренное законом обязательство – вернуть денежные средства, произвести замену или отремонтировать товар.

Таким образом, предлагая потребителю передать товар на проверку, продавец (изготовитель, сервисный центр, импортер) намеревается убедиться, что товар действительно неисправен и недостаток носит производственный характер. Особенно актуально это в отношении технически сложных товаров, сбои в функционировании которых могут быть не следствием неисправности, а объясняться сложностью в настройке и эксплуатации для рядового потребителя.

В некоторых случаях, особенно когда речь идет о технически сложных товарах, проверка качества может быть проведена только в условиях авторизованного сервисного центра. Продавец, как правило, не является организацией, уполномоченной изготовителем на вскрытие и разборку оборудования, вмешательство в его конструкцию. Совершение сотрудниками магазина подобных действий, согласно условиям гарантии, может повлечь отказ в дальнейшем гарантийном обслуживании.

Следует заметить, что в соответствии с п. 10.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 № 1-794/32-5) обмен или прием недоброкачественных товаров производится только на основании оригинала справки мастерской гарантийного ремонта (акта сервисного центра). Поэтому направление товара для исследования в уполномоченную изготовителем организацию зачастую является необходимым и обязательным условием.

Несмотря на эти особенности и кажущуюся сложность, сроки проверки качества полностью соответствуют срокам, установленным для выполнения тех или иных требований потребителя, и не могут их превышать. Например, если потребитель предъявил требование о замене товара с недостатком, срок проверки качества не может превышать 20 дней, вне зависимости от того, сколько участников задействованы в исследовании товара.

Следует помнить, что проверка качества – это не прихоть продавца (сервисного центра, импортера), с помощью которой он старается оттянуть момент расчетов с потребителем. В конечном итоге, если предусмотренный законом порядок соблюден, приняв товар у потребителя, продавец благополучно вернет его изготовителю (импортеру, поставщику). Но для возврата товара необходимы доказательства производственного характера неисправности, а в некоторых случаях – существенности выявленного недостатка. Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев продавец (сервисный центр) вынужден проводить проверку качества.

На незнании потребителем данных правил паразитируют множество общественных объединений потребителей. Они склоняют граждан к отказу от передачи товара на проверку качества, навязывают множество дополнительных услуг и в конечном итоге, вынуждают обращаться в суд, хотя внесудебные возможности еще не исчерпаны. При этом за представительство в суде они, разумеется, также просят значительные суммы. Подробнее о недобросовестных объединениях потребителей и юристах Вы можете узнать в соответствующем разделе.

В каких случаях проводится экспертиза товара?

Если в результате проверки качества установлены причины возникновения недостатка, но возникает спор по поводу этих причин, продавец (изготовитель, сервисный центр, импортер) обязан провести экспертизу.

Например, в результате проверки качества выясняется, что недостаток товара возник по причине механического повреждения. Однако потребитель не согласен с такими выводами и заявляет об этом продавцу (изготовителю, сервисному центру, импортеру). В этом случае продавец (изготовитель, сервисный центр, импортер) обязан провести экспертизу.

На что обязательно нужно обращать внимание:

  1. Экспертиза проводится только в случае возникновения спора о причинах появления недостатка. Поэтому если проверка качества еще не проведена или в результате проверки качества факт наличия недостатка не нашел подтверждения, основания для проведения экспертизы отсутствуют.
  2. Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить все расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Поэтому требовать проведения экспертизы целесообразно только в том случае, если Вы убеждены, что недостаток в товаре возник не по Вашей вине. В ином случае высока вероятность дополнительных затрат.

Напоминаем, что продавец (изготовитель, сервисный центр, импортер) не отвечает за недостатки товара, если они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. К обстоятельствам, освобождающим продавца (изготовителя) от ответственности за возникновение недостатка относятся случаи, когда недостаток возник вследствие механического и термического повреждения товара, воздействия жидкости на товар, перепада напряжения в сети электропитания, неквалифицированного вмешательства в программную или аппаратную части товара и т.п. Подробный перечень оснований, как правило, приводится в условиях гарантии, передаваемых вместе с товаром.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх