Проверки юридических лиц

Содержание

Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В процессе своей хоз. деятельности каждая организация/ИП сталкивается с обязательными проверками надзорных органов. В помощь бизнесу был разработан журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя – типовой бланк утвержден Минэкономразвитием в Приказе № 141 от 30.04.09 г. Какие именно данные отражаются в этом документе? Как регулируется порядок ведения журнала в компаниях? Ответим на все вопросы подробно.

Точный регламент организации и проведения различных проверок юрлиц, ИП уполномоченными контрольными органами по государственному и муниципальному надзору утвержден в Законе № 294-ФЗ от 26.12.08 г. Этот нормативный документ регулирует правила осуществления плановых, внеплановых, документарных, выездных проверок, включая рейдовые (плановые) осмотры. Здесь установлены сроки проверок, ограничения по их организации, а также порядок оформления итоговых результатов контрольных мероприятий.

Одновременно в Законе № 294-ФЗ перечислены основные права юрлиц и предпринимателей во время контрольных действий надзорных органов. Согласно подп. 4 п. 3.1 стат. 1 сфера действия Закона не распространяется на налоговый контроль, проводимый по глав. 14 НК РФ. На практике эта норма интересна для тех предпринимателей, которые прекращают деятельность, – камеральная проверка ИП после закрытия будет проводиться не по требованиям Закона № 294-ФЗ, а в соответствии с налоговым законодательством. Прочие случаи неприменения Закона № 294-ФЗ указаны в п. 3, 3.1 стат. 1.

Виды проверок по Закону № 294-ФЗ:

  • Плановые – проводятся не чаще 1 раза в каждые 3 года на основании утвержденных ежегодно надзорных планов, которые должны быть направлены в органы прокуратуры до 1 сентября текущего года (п. 2, 3, 4 стат. 9 № 294-ФЗ). Основания для включения компании в план перечислены в п. 8 стат. 9 – это, к примеру, истечение 3-летнего срока со дня открытия бизнеса; завершение проведения последней проверки и т.д.
  • Внеплановые – проводятся на предмет проверки соблюдения законодательных требований при осуществлении деятельности по утвержденным основаниям (п. 1, 2 стат. 10 № 294-ФЗ).
  • Документарные – проводятся на предмет проверки информации в используемых в процессе деятельности документах юрлица/ИП (п. 1 стат. 11 № 294-ФЗ). С момента получения соответствующего запроса на предоставление в виде заверенных надлежащим образом копий документов компании отводится 10 дней – рабочих (п. 5, 6 стат. 11 № 294-ФЗ). Со стороны проверяющих органов истребование нотариального заверения документации запрещается (п. 7 стат. 11 № 294-ФЗ).
  • Выездные – проводятся в целях обширной проверки документации и деятельности хозяйствующего субъекта на предмет соответствиям законодательным требованиям (п. 1 стат. 12 № 294-ФЗ). Могут осуществляться как по адресу нахождения компании/ИП, так и по фактическому адресу деятельности (п. 2 стат. 12 № 294-ФЗ).

Обратите внимание! Максимальные сроки документарных и выездных проверок составляют 20 рабочих дней (п. 1 стат. 13 № 294-ФЗ). При этом для одного субъекта СМП установлен годовой лимит на общее число часов по плановым выездным мероприятиям – 50 ч; для микропредприятия – 15 ч (п. 2 стат. 13 № 294-ФЗ). Для определения времени проверки используется специальный журнал учета.

Журнал учета проверок ИП и юрлиц

Обязанность организации/ИП вести по утвержденной типовой форме журнал по учету проверок установлена в п. 8 стат. 16 Закона № 294-ФЗ. Бланк можно найти в Приказе № 141 от 30.04.09 г. Если компания не будет вести такой документ, на данный момент никаких мер ответственности не предусмотрено, то есть отсутствие журнала нарушением не считается. Но лучше все-таки организовать подобный учет, так как составление этой формы, прежде всего, защищает интересы предприятий и предпринимателей. Ведь без точного подсчета числа часов проверок в год сложнее доказать, что проведение новых контрольных мероприятий уже неправомерно.

Как же правильно формируется журнал? Записи в хронологическом порядке делают проверяющие – порядок внесения данных утвержден в п. 9 стат. 16 № 294-ФЗ. Журнал в обязательном порядке прошивается, страницы нумеруются, удостоверение проводится с помощью печати юрлица или ИП (при ее наличии у предпринимателя). Если в компании журнал не ведется, этот факт фиксируется в соответствующем акте проверки.

Какие данные отражаются в журнале (сведения по Приказу № 141):

  • Даты контрольного мероприятия – начало и завершение надзорной проверки.
  • Совокупное время контрольного мероприятия – по СМП и микропредприятиям данные приводят в часах; для всех прочих субъектов – в днях (рабочих).
  • Наименование надзорного органа (государственного или муниципального).
  • Номер и дата распорядительного документа на выполнение проверки.
  • Вид, предмет и цели проверки с обязательными ссылками на план или согласование.
  • Номер и дата заключительного акта о результатах, дата вручения его проверяемому субъекту.
  • Перечень выявленных при проверке нарушений с законодательными ссылками.
  • Реквизиты предписания на предмет устранения выявленных нарушений.
  • ФИО/должность уполномоченного проверяющего лица.
  • ФИО/должность эксперта (при его привлечении).
  • Личная подпись уполномоченного должностного лица.

Ведением журнала на предприятии/ИП может заниматься ответственный сотрудник, срок хранения ограничен 5 годами. Заполнение выполняют проверяющие органы в лице уполномоченного лица, который вносит записи «от руки». Заверяет документ непосредственный руководитель. Образец типовой формы журнала проверок – .

Внеплановые выездные проверки проводятся в соответствии с нормами, установленными законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ. Регламент назначения и реализации проверок на территории субъектов хозяйствования прописан в ст. 10 закона № 294-ФЗ. Контролирующие органы могут заинтересоваться деятельностью как юридического лица, так и ИП.

Внеплановая выездная проверка предпринимателей и юрлиц нацелена на выявление фактов несоблюдения требований действующих федеральных и муниципальных правовых актов в соответствующем сегменте бизнеса. Предметом исследования может стать выполнение предписаний госорганов. Задачи проверки включают и обеспечение условий для выполнения законодательных норм, минимизации риска причинения ущерба жизни, здоровью людей и животных, причинения вреда культурному наследию, окружающей среде, предупреждение чрезвычайных ситуаций (техногенного и природного характера), ликвидации их последствий.

Основания проведения внеплановой выездной проверки

Инициировать внеплановые проверочные мероприятия можно по следующим причинам (ст. 10 закона № 294-ФЗ):

  • В случае, когда субъекту хозяйствования ранее выдавались предписания об устранении нарушений. На дату истечения срока, отведенного на исправление недочетов, контролирующая структура может навестить юрлицо или ИП и ознакомиться с результатами «работы над ошибками».
  • Когда внеплановые выездные проверки проводит надзорный орган при получении им аргументированного представления от должностного лица органа госконтроля (надзора). В ходатайстве может быть озвучена информация о наличии угрозы или свершившемся факте нанесения урона здоровью или жизни людей, животных, государственной безопасности, сохранности музейных экспонатов, редких растений, архивной документации, научных изобретений, при нарушении прав потребителей (если в надзорный орган обращались граждане, чьи права нарушены), требований к маркировке товара.
  • По нормам закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка может быть проведена на основании приказа или распоряжения руководителя государственного надзорного органа, изданного по поручению Президента или Правительства России.
  • Проверка возможна если имеется требование прокурора, основанное на материалах обращения в органы прокуратуры третьих лиц.

О проведении проверки предприятие или ИП уведомляются не менее чем за 24 часа любым способом (телефонограммой, письмом, в т.ч. электронным, подписанным ЭЦП, нарочным и т.д.). Исключение – угроза жизни, здоровью людей, животным, окружающей среде, культурным объектам, безопасности страны, угроза чрезвычайных ситуаций. В таких экстренных случаях о проверке надзорные инстанции заранее могут не уведомлять (п. 16, 17 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Согласование внеплановой выездной проверки с прокуратурой

Проверочные мероприятия, которые не были заложены в план на предстоящий год, должны быть отдельно согласованы с прокуратурой (п. 5-10 ст. 10 закона № 294-ФЗ). Обращение требуется направлять в отделение прокуратуры по месту реализации коммерческой деятельности ИП или юридического лица, к которому намереваются наведаться проверяющие. Согласование внеплановых выездных проверок осуществляется в таком порядке:

  • оформляется заявление на согласование проверки по типовой форме;
  • заявление с документами, подтверждающими необходимость незапланированного визита на предприятие, направляется в прокуратуру;
  • поступившие заявки сотрудники прокуратуры рассматривают день в день;
  • в этот же день или на следующие рабочие сутки выносится решение о возможности или невозможности проведения проверки.

Читайте также: Генпрокуратура (план проверок на 2018 год)

Поводом для отказа может послужить отсутствие оснований для внеплановой проверки, отсутствие документальных подтверждений позиции надзорной организации или неправильно оформленное решение о проверке. Разрешение не будет получено и в случае, если контролирующая структура пытается проверить сегмент работы компании, который выходит за рамки компетенции госоргана, либо если разные надзорные структуры собираются проверять соблюдение субъектом одних и тех же требований (п. 11 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

В исключительных случаях (когда требуются неотложные меры при угрозе причинения вреда или возникновения чрезвычайных ситуаций) проверка может быть начата в срочном порядке, в прокуратуру при этом направляется уведомление в течение суток после ее начала (п. 12 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Внеплановые выездные проверки государственной инспекции труда

Трудовая инспекция может появиться на предприятии с внеплановой проверкой, если подошел к концу срок исправления недочетов, зафиксированных во время предыдущей проверки, или поступила жалоба от работника фирмы/ИП. Поводом для проверки не может стать анонимная жалоба.

Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции реализуется только в том случае, если нельзя дать объективную оценку действиям работодателя на основании документального анализа. Проход на территорию проверяемого субъекта хозяйствования возможен после удостоверения личности проверяющего и представления копии приказа на проведение проверочных мероприятий. Трудовой инспектор может посещать рабочие объекты в любое время суток, запрашивать документы, получать пояснения должностных лиц в письменном виде, производить изъятие образцов материалов, выдавать предписания по выявленным недочетам и участвовать в расследовании несчастных случаев. Трудовой кодекс предписывает инспектору сохранять в тайне все полученные сведения о работе компании.

Проведение внеплановой выездной проверки Госпожнадзором

Органы пожарного надзора могут инициировать внеплановый визит на предприятие, если на территории его расположения действует специальный противопожарный режим. Основанием для проверки в т.ч. может стать завершение капстроительства, изменение класса функциональной пожароопасности объекта, ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, поступившие от третьих лиц жалобы.

Внеплановая выездная проверка проводится органом пожарного надзора путем осмотра помещений, эксплуатируемых фирмой зданий и сооружений. В ходе проверки могут быть изучены документы о проведении инструктажа персонала по пожарной безопасности, обследованы комнаты для курения или хранения горючих материалов. Обязательно анализируется доступность аварийных выходов и исправность противопожарного инвентаря, фиксируется наличие схем эвакуации. Порядок проведения внеплановой выездной проверки Госпожнадзора регламентировано п.п. 66-79 приказа МЧС РФ от 30.11.2016 № 644.

Читайте также: Внеплановая выездная проверка налоговой инспекции

Статья 56. Правовые основания проведения проверок

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 26

1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, правовым основанием проведения проверок является решение руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, также наличие решения о согласовании проведения проверок органами прокуратуры.

2. Типовая форма решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом

3. В решении руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора) указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (надзора);

2) фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора), а также привлекаемых к проведению мероприятий экспертов, переводчиков, специалистов;

3) фамилия, имя, отчество гражданина, наименование организации, место жительства гражданина, место нахождения организации (обособленных подразделений), место фактического осуществления деятельности индивидуальным предпринимателей, место нахождения производственного объекта, в отношении которых осуществляется государственный и муниципальный контроль (надзор);

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) основания проведения проверки;

6) обязательные требования, соблюдение которых оценивается в ходе проверки;

7) перечень мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора), необходимых для достижения целей и задач проведения государственного и муниципального контроля (надзора);

8) перечень положений об осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля (надзора);

9) перечень документов, представление которых гражданином, организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

10) даты начала и окончания проведения проверки.

4. Уведомление граждан, организаций о дате начала проведения проверки осуществляется в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

5. Заверенные печатью копии решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора) вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора), проводящими проверку, гражданину, руководителю организации, их представителям одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора) обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах и специалистах в целях подтверждения своих полномочий.

6. По просьбе гражданина, руководителя организации, их представителей должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора) обязаны ознакомить лиц с положениями об осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), административными регламентами осуществления государственного и муниципального контроля (надзора), порядком проведения проверки на объектах, используемых гражданином, организацией при осуществлении деятельности.

7. Мероприятия государственного и муниципального контроля (надзора) могут проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в решении руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора).

Статья 57. Порядок организации и проведения плановых проверок

1. Если иное не установлено федеральными законами, плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых проверок разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями.

2. В ежегодных планах проведения плановых проверок граждан, организаций (их обособленных подразделений) указываются следующие сведения:

1) фамилии, имена, отчества граждан, наименования организаций (их обособленных подразделений), деятельность которых подлежит плановым проверкам, места жительства или места фактического осуществления деятельности граждан (без конкретизации, достаточной для идентификации гражданина), места нахождения организаций (их обособленных подразделений);

2) наименования производственных объектов, места нахождения или фактического использования производственных объектов, иные идентифицирующие производственные объекты признаки, а также фамилии, имена, отчества граждан, наименования организаций (их обособленных подразделений), владеющих данными производственными объектами на правах собственности или ином законном основании, в случае, если предметом проверки, проводимой на основании оценки рисков, является соответствие используемых производственных объектов обязательным требованиям;

3) категория риска (класс опасности) производственного объекта, в отношении которого планируется плановая проверка;

4) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

5) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

6) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (надзора), осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении совместной плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

3. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (надзора) в сети «Интернет» либо иным доступным способом.

4. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (надзора) направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

5. Для организации совместных (межведомственных) плановых проверок органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (надзора) представляют друг другу в порядке обмена информацией проекты ежегодных планов проведения плановых проверок и в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют их в органы прокуратуры.

6. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля (надзора) в соответствии с частью 2 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

7. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (надзора) рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

8. Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляют до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

10. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора), до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), указанными в части 8 настоящей статьи.

11. Включение плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок осуществляется в соответствии с периодичностью проведения плановых проверок, определяемой в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

12. Плановая проверка проводится в форме документарной (камеральной) проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 59 и 60 Статья 60 настоящего Федерального закона.

13. О проведении плановой проверки гражданин, организация уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

14. В случае, если проведение плановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием гражданина, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица организации либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности гражданином или организацией, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (надзора) составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности проведения проверки. В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (надзора) вправе в течение 6 месяцев со дня составления акта о невозможности проведения проверки провести в отношении такого юридического лица или индивидуального предпринимателя внеплановую выездную проверку без соблюдения требований, предусмотренных частью 13 настоящей статьи.

Статья 58. Порядок организации и проведения внеплановых проверок

1. Если иное не установлено федеральными законами, основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения гражданином, организацией ранее выданного предписания (представления) об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (надзора) уведомления от гражданина или организации об исполнении ими выданного ранее предписания (представления) об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

3) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) причинение вреда охраняемым законом ценностям;

б) возникновение угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

4) решение руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора), изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) невозможность проведения плановой проверки в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 57 настоящего Федерального закона;

6) выявление при проведении рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, проведения оперативно-розыскной деятельности нарушений обязательных требований;

7) выявление признаков нарушения обязательных требований в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 59 настоящего Федерального закона,

8) выявление при проведении наблюдения и мониторинга нарушений обязательных требований или признаков нарушения обязательных требований в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 27.

2. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (надзора), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

3. Информация, полученная в рамках обращений и заявлений граждан, организаций, от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 27 , не может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

3. Внеплановая проверка проводится в форме документарной (камеральной) проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 59 и 60 настоящего Федерального закона.

4. Внеплановая выездная проверка граждан, организаций, производственных объектов может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 1 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту жительства (месту осуществления деятельности) таких граждан, осуществления деятельности таких организаций, месту нахождения производственных объектов, если иное не установлено федеральными законами.

5. Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки гражданина, организации, производственного объекта устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки гражданина, организации, производственного объекта, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

7. В день подписания решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки гражданина, организации, производственного объекта в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (надзора) представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту жительства (месту осуществления деятельности) гражданина, месту осуществления деятельности организации заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

8. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки гражданина, организации, производственного объекта и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

9. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки гражданина, организации, производственного объекта и прилагаемых к нему документов не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

10. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки гражданина, организации, производственного объекта;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 1 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (надзора);

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований, в отношении одного и того же гражданина, одной и той же организации, одного и того же производственного объекта несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора).

11. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по государственному и муниципальному контролю (надзору) посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

12. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (надзора).

13. В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (надзора) с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

14. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

15. Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

16. В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения гражданином, организацией предписания (представления) об устранении выявленного нарушения обязательных требований или поступление уведомления от гражданина или организации об исполнении ими выданного ранее предписания (представления) об устранении выявленного нарушения обязательных требований, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля (надзора) предписания (представления).

Date: 2015-09-22; view: 147; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Правило № 1. Не паниковать и вести себя нейтрально-добродушно

Каким бы банальным не казался данный совет, сдержанное и нейтральное поведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Нужно понимать, что сотрудники проверяющих органов – простые люди, выполняющие свою работу. Они, разумеется, вам не друзья, но и врагами они также не являются.

Агрессивное поведение лишь отвлечет ваше внимание и не позволит контролировать ситуацию, что зачастую является залогом успеха. Умеренно добродушная беседа позволит вам выяснить прямую, а может быть, и косвенную цель проверки, что даст вам дополнительное время для планирования дальнейших шагов.

Правы вы или нет, но запомните навсегда – никогда не оказывайте сотрудникам проверяющих органов силового противодействия. Ни к чему хорошему это не приведет и может вылиться в ответственность по ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), вплоть до лишения свободы сроком в 10 лет. Если по вашему мнению в ходе проверки допускаются грубые нарушения закона, это может стать основанием для оспаривания результатов такой проверки и привлечения контролеров к ответственности. Смотрите в этой связи правило № 6.

Правило № 4. Отвечать на вопросы контролеров строго в рамках трудовой функции

Представители контролирующих органов любят задавать наводящие вопросы и выпытывать нужную им информацию. При этом отличным источником такой информации выступают сами сотрудники проверяемой компании, готовые делиться своими мыслями и догадками. Такая сговорчивость усугубляется стрессом и в итоге может дорого обойтись работодателю.

Поэтому важно, чтобы каждый работник отвечал только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях. Например, штатный программист по характеру работы не должны знать о том, с какой целью компанией приобретались прокатные станки и сколько они стоили. Даже если он догадывается, лучше всего ответить «Не уверен, это не входит в круг моих должностных обязанностей».

Разумеется, следует заблаговременно провести беседу с работниками, рассказать им, как стоит себя вести при общении с контролерами, успокоить тем, что ст. 307 УК РФ («Заведомо ложные показания») к ним неприменима и для верности грамотно оформить должностные инструкции работников. Более того, каждый работник компании всегда может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

Правило № 5. Передавать документы только по описи

Все документы компании должны передаваться контролерам строго по акту приема-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц, а также обозначением того, передаются оригиналы или копии документов. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями компании и контролирующего органа. Один экземпляр акта остается в компании. Это необходимо для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Обратите внимание, что оригиналы документов подлежат изъятию в исключительных случаях. Например, налоговые органы вправе произвести выемку подлинников лишь в случае, если для осуществления контроля недостаточно копий, и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ). При этом при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Такое же правило установлено для работников полиции (п. 1 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Также помните, что документы, в отношении которых в компании установлен режим коммерческой тайны, могут изыматься только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). При правильном оформлении режим коммерческой тайны может «покрывать» значительный объем сведений, как минимум, например, клиентскую базу и внутренние производственные политики.

Правило № 6. Выявить, зафиксировать, обжаловать

Порядок и условия проведения проверок разнятся в зависимости от типа проверок (плановых или внеплановых, выездных или документарных), проверяющего органа и обстоятельств конкретного дела. Для информации, можете проверить, планируется ли в отношении вашей организации проведение плановой проверки в 2016 году в Едином реестре плановых проверок. В настоящем пункте затрону только внеплановые выездные проверки, поскольку в силу своей срочности и непредсказуемости к ним сложнее всего подготовиться.

За некоторыми исключениями, требующими незамедлительной реакции со стороны контролирующего органа, внеплановая выездная проверка должна быть согласована с органом прокуратуры. Такое требование распространяется на проверки Роскомнадзора, трудовой инспекции, Роспотребнадзора, МЧС и другие. Убедитесь, что данное согласие на проверку было заранее получено контролером.

Проводимая проверка должна относиться к полномочиям проверяющего органа. При этом сам орган не должен выходить за пределы, установленные специальными правилами для данного вида проверок. Например, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Иначе говоря, если решение вынесено в 2016 году, то проверка может охватывать только периоды с 2013 по 2016 годы. При этом налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ).

О внеплановой выездной проверке проверяемое лицо должно быть предупреждено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Неисполнение данного требования является грубым нарушением закона. Однако следует отметить, что данное требование применяется далеко не ко всем видам внеплановых проверок. Налоговые органы и прокуратура, например, не обязаны предупреждать о выездных проверках.

Большинство проверок заканчивается составлением итогового документа: протокола или акта. Такие документы чрезвычайно важны, поэтому перед их подписанием убедитесь в том, что все изложенное в них соответствует действительности. Если вы считаете, что в ходе проверки были нарушены требования закона, а зафиксированные в протоколе или акте обстоятельства недостоверны, сделайте об этом запись в итоговом документе — не стесняйтесь. Помните, отказ от подписания хуже, чем подписание с детальным изложением всех нарушений и несогласий.

После подписания следует безотлагательно обратиться с жалобой в вышестоящие надзорные инстанции, а также в прокуратуру, изложить все обстоятельства, а также приложить заверенные копии подтверждающих доказательств.

ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ

Проверки, осуществляемые контролирующими органами (плановая и внеплановая проверки)

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ, Закон о проверках) устанавливаются, в частности:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Организация и проведения плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Ежегодный сводный план проведения плановых проверок формируется Генеральной прокуратурой РФ и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года. Сводный план проверок на 2017 г. размещен по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года, за исключением случаев:

  • осуществления деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в вышеуказанных сферах, плановые проверки могут проводиться не менее 2-х раз в 3 года.

Перечень видов деятельности, в отношении осуществления которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 г. N 944.

  • осуществления деятельности, в отношении проведения проверок которой применяется риск-ориентированный подход. В таком случае периодичность проведения плановых проверок устанавливается Положением о конкретном виде контроля (надзора) в зависимости от отнесения объекта контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

Основание для включения проверки в ежегодный план — истечение 3 лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, ИП;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, ИП;
  • начала осуществления юридическим лицом, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, форма и порядок представления уведомленияПлановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, предусмотренном ст. 11 и 12 Закона о проверках. утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 584 (ред. от 04.03.2017 г.) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Положением о конкретном виде надзора (контроля) может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов), требования к которым утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 г. N 177.

Проверочные листы включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, ИП обязательных требований, составляющих предмет проверки. Утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных сайтах контролирующих органов.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, ИП уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, ИП, если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был представлен юридическим лицом, ИП в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, ИП в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основания для проведения внеплановой проверки:

  • Истечение срока исполнения юридическим лицом, ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
    • Поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий.
  • мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, предметам Музейного фонда РФ, особо ценным документам Архивного фонда РФ, документам национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда вышеуказанным объектам, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, ИП по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б», проводится органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с предпринимателями при осуществлении видов контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, параметров деятельности предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

  • приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. При наличии обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления должностное лицо контролирующего органа обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

При рассмотрении обращений и заявлений должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, ИП.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются следующие меры:

  • запрос дополнительных сведений и материалов у лиц, направивших заявления, обращения, представивших информацию;
  • рассмотрение документов юридического лица, ИП, имеющихся в распоряжении контролирующего органа;
  • при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований контролирующих органов;
  • запрос у предпринимателей пояснений в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки.

По общему правилу юридическое лицо, ИП уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля о проведении внеплановой проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, ИП, если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был представлен в контролирующий орган.

Проверяемые лица не уведомляются о начале внеплановой выездной проверки в следующих случаях:

  • если в результате деятельности предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
  • при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в отношении предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»);
  • в случае выявления должностными лицами антимонопольного органа нарушений в результате проводимого наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 6 ст. 35.1 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»);
  • в иных установленных законом случаях.

Срок проведения проверки

Срок проведения каждой из проверок (документарной и выездной) не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать:

  • 50 часов в год — для малого предприятия;
  • 15 часов в год — для микропредприятия.

В исключительных случаях (при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц контролирующего органа, проводящих выездную плановую проверку), срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа:

  • не более чем на 20 рабочих дней;
  • не более чем на 50 часов в отношении малых предприятий;
  • не более чем на 15 часов в отношении микропредприятий.

Срок проведения документарной и выездной проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Права предпринимателя при проведении проверки

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, ИП, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Законом о проверках;
  • знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
  • представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;
  • привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке;
  • иные права в соответствие с главой 3 Закона о проверках.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

1.1) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

1.2)проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством РФ;

  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя, за исключением случая:
  • проверки по факту причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства;
  • проверки по факту возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу юридическим лицам, ИП предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
  • требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;
  • требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Порядок оформления результатов проверки

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в 2-х экземплярах.

В акте проверки указываются:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  • дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество ИП, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя ИП, присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, ИП указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

К акту проверки прилагаются:

  • протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды;
  • протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
  • объяснения работников юридического лица, работников ИП, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов), если проверка проводилась с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов);
  • предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, ИП, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Акт проверки также может быть направлен заказным почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В исключительных случаях (если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз) акт проверки составляется в срок, не превышающий 3-х рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

Журнал учёта проверок

Юридические лица, ИП вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 г. N 141.

В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая следующие сведения:

  • наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • дата начала и окончания проведения проверки;
  • время проведения проверки;
  • правовые основания;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • выявленные нарушения и выданные предписания;
  • фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, ИП (при наличии печати). При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Возражения в отношении акта проверки

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо (ИП) в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.

Обжалование результатов проверки

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом о проверках требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, ИП обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, ИП.

Грубыми нарушениями являются (ч. 2 ст. 20 Закона о проверках):

  • отсутствие оснований проведения плановой проверки;
  • нарушение срока уведомления о проведении проверки;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, ИП и не аттестованных в установленном порядке граждан;
  • отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки;
  • отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, ИП;
  • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверок;
  • непредставление акта проверки;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и ИП, в отношении которых проводятся проверки.

В настоящей статье мы попытались проанализировать какие органы могут осуществлять проверку юридических лиц. Следует заметить, что процедура проверки регулируются помимо ведомственных нормативных актов, также следующими документами: Федеральным законом от 26.12.08 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.10 № 489 .
На сайте Генеральной прокуратуры РФ размещен сводный план проверок юридических лиц и предпринимателей http://plan.genproc.gov.ru/plan2016/. С помощью этого сервиса компании и предприниматели смогут выяснить, какие плановые проверки в отношении них могут быть в текущем году. Но если ведомство получит сведения о нарушении, оно может инициировать внеплановую проверку. Информации о них в данном сервисе нет. До 2018 года для малого и среднего бизнеса установлен мораторий в отношении проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.08 № 294‑ФЗ . Но это касается только плановых мероприятий (ст. 26.1 данного закона). Если госорган получит информацию о нарушении законодательства, от внеплановой проверки мораторий не спасет.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх