Провозная плата за перевозку грузов

Статья 790 ГК РФ. Провозная плата

Текущая редакция ст. 790 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией* за счет средств соответствующего бюджета. * Текст соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

Комментарий к статье 790 ГК РФ

1. Плата за перевозки, по общему правилу, определяется соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования — на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 181 КТМ РФ, 24 УАТиНГЭТ). Плата за перевозку вносится до приема груза к перевозке. Однако по соглашению между перевозчиком и заказчиком грузы могут быть приняты к перевозке до внесения провозной платы в установленный срок. На морском транспорте провозная плата именуется фрахтом. За груз, утраченный при его перевозке, плата (фрахт) не взимается и, если он уплачен вперед, возвращается. В случае если утраченный груз окажется впоследствии спасенным, перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном пройденному судном расстоянию. Провозная плата за не пройденное расстояние возвращается грузоотправителю или грузополучателю, оплатившему перевозку груза.

2. Тарифом считается система установленных ставок провозной платы и дополнительных сборов, а также правила их взимания. Тарифы строятся на базе себестоимости, т.е. действительных расходов транспорта.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 N 204 Федеральная служба по тарифам (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для удобства пользования тарифами они систематизируются и издаются в виде специальных тарифных руководств. Тарифы дифференцированы по условиям тарификации грузов на тарифные классы, которые обусловлены свойствами грузов. При расчете тарифов в зависимости от условий выполнения соответствующих услуг применяются поправочные коэффициенты. На перевозки грузов могут устанавливаться исключительные тарифы, связанные с особыми условиями их перевозок.

Приморской перевозке груза на линиях фрахт взимается по линейным тарифам, разработанным перевозчиками или конференциями перевозчиков.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим в том числе функции по утверждению правил формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки.

В пассажирский тариф при воздушных перевозках включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

Тарифы на перевозку грузов на железнодорожным транспорте традиционно формируются по двуставочной системе, которая помимо ставок тарифов за перевозку включает ставки за начально-конечные операции (уведомление о прибытии груза, выполнение приемо-сдаточных операций; маневровая работа). Размер провозной платы устанавливается в зависимости от ценности груза, который может быть сдан к перевозке с объявлением ценности и без такого объявления.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Правило п.4 комментируемой статьи носит специальный характер по отношению к правилу ст. 359 ГК РФ о праве удержания и имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки.

5. Компенсация перевозчику расходов по предоставлению установленных законодательством льгот и преимуществ по провозной плате производится за счет средств соответствующего бюджета. Споры о взыскании образовавшихся у перевозчика в результате предоставления льгот убытков носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду. При исключении федеральным законом действующих льгот должна быть предусмотрена соразмерная компенсация, связанная с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования. Государством на субъект РФ возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту РФ в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

6. Применимое законодательство:
— ВзК РФ;
— КВВТ РФ;
— КТМ РФ;
— УАТиНГЭТ;
— УЖТ РФ.

7. Судебная практика:
— постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23;
— решение ВС РФ от 05.04.2013 N АКПИ13-115;
— решение ВС РФ от 14.06.2013 N АКПИ13-485;
— постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95;
— постановление Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 N 2508/11 по делу N А40-134843/09-56-768;
— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 81;
— решение ВС РФ от 19.05.2003 N ГКПИ 2003-353.

Консультации и комментарии юристов по ст 790 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 790 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

5. Провозная плата.

За перевозку груза отправитель обязан уп-латить провозную плату (на морском транспорте — фрахт), которая

Глава 37

согласно п. 1 ст. 790 ГК устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

В соот-ветствии с п. 2 ст. 790 ГК плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов.

Тарифы на перевозки, осуществляемые субъектами естественной монополии на железнодорожном транспорте, регулируются государ-ством. Это положение вытекает, в частности, из ст. 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». УЖТ отсылает стороны договора перевозки к специальным сборни-кам (тарифным руководствам), в которых публикуются утвержден-ные в установленном порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта (подробнее см. § 2 настоящей главы).

На других видах транспорта размер провозной платы, как прави-ло, определяется соглашением сторон. При этом перевозчики само-стоятельно устанавливают тарифные ставки исходя из себестоимо-сти перевозок. Правилами перевозок определяется порядок приме-нения и построения тарифов.

По общему правилу плата за перевозку грузов взимается за крат-чайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки, незави-симо от фактического расстояния (если оно увеличивается по при-чинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры). Однако плата, например, за железнодорожные перевозки негабарит-ных грузов определяется за фактически пройденное расстояние.

Провозные платежи не ограничиваются уплатой тарифа; они включают различного рода сборы за дополнительные услуги пере-возчика (выполнение погрузочно-разгрузочных работ, взвешивание груза, его переадресовку, специализированную охрану, сопровожде-ние и др.). При сдаче груза к перевозке отправитель вправе объявить его ценность с уплатой соответствующего сбора, ставка которого зависит от заявленной суммы. В ходе перевозки могут начисляться штрафы за простои по вине отправителя или вызванные неправиль-ным оформлением им перевозочных документов.

Перевозка грузов в кредит не осуществляется. При несвоевре-менном внесении платы отправление груза может быть задержано. Получатель в пункте назначения оплачивает дополнительные расхо-ды, возникшие в ходе перевозки. Однако по соглашению с перевозчи-ком на отдельных видах транспорта, в частности морском (ст. 163 КТМ), с соблюдением определенных условий допускается перевод всех платежей на получателя груза. В силу общих норм гражданского

Как сдать билет Аэрофлота эконом класса

У отечественных путешественников самой большой популярностью, безусловно, пользуется компания «Аэрофлот». Этот авиаперевозчик создает максимально комфортные условия для передвижения своих клиентов в любую точку земного шара. Еще одной причиной, почему большая часть жителей нашей страны выбирают «Аэрофлот» – это доступная стоимость билетов и разнообразие полетных маршрутов. Однако все мы прекрасно понимаем, что иногда возникают обстоятельства, в связи с которыми человек не может отправиться в запланированное путешествие. Особенно если учитывать тот факт, что билеты чаще всего приобретаются заранее (за 2-3 месяца до рейса).

Опытные путешественники знают, что заблаговременная покупка билетов – гарантия экономии финансов.

Поэтому многих клиентов «Аэрофлота» весьма волнует вопрос, как осуществляется возврат билетов Аэрофлот эконом класса, и насколько эта процедура является трудоемкой. Процедура возврата авиабилетов обычно осуществляется на менее выгодных условиях по сравнению с другими видами транспорта.

Самолет самой популярной российской авиакомпании

Как выбор тарифа отражается на возврате билета

Компания «Аэрофлот» осуществляет классификацию билетов в соответствии со своим тарифным планом. От того, какому тарифу пассажир отдаст предпочтение, зависит, прежде всего, стоимость перелета. Но немаловажно знать, что каждый тариф имеет свои правила применения, которые оказывают влияние на то, на каких условиях пассажир сможет сдать билет Аэрофлот при возникновении такой необходимости.

Компания может похвастаться наличием развернутой сеткой авиабилетов. Также клиенты должны учитывать, что в билетах типа «туда-обратно», бронирование мест может производиться с применением разных тарифов в каждую из сторон перелета.

Действующие тарифы делятся на несколько уровней (классов) бронирования:

  1. Билеты бизнес-класса делятся на «премиум» и «оптимум».
  2. Билеты «премиум-комфорт».
  3. Билеты экономического класса подразделяются на «премиум», «оптимум», «бюджет» и «промо».

Правило, которое следует запомнить любому путешественнику: чем ниже тариф, тем меньше его стоимость и тем более жесткие ограничения он имеет на использование и возвратные процедуры.

На билеты типа «туда-обратно», купленные с применением разных тарифов, действуют условия возврата, использующиеся для более дешевого тарифного плана. Иными словами, процедура будет проводиться по наиболее строгим правилам.

Тарифные планы разделяют авиабилеты на две большие группы – возвратные и невозвратные.

Разновидности возврата приобретенных авиабилетов

Сейчас принято выделять два вида возврата:

  • вынужденный;
  • добровольный.

Возврат билетов — достаточно простая процедура

Первый тип возврата осуществляется в тех случаях, когда клиент попадает в непредвиденную ситуацию, заставившую его полностью поменять свои планы. Иными словами, это независящие от человека обстоятельства, требующие от него вынужденной реакции. К таким обстоятельствам компания «Аэрофлот» относит:

  • задержку, перенос или полную отмену рейса;
  • внесение изменений в маршрут перелета авиакомпанией;
  • смерть или серьезную болезнь пассажира или кого-то из числа его близких родственников;
  • отсутствие кресел или других удобств, заявленных в проездном документе;
  • замену тарифа перелета;
  • необеспечение стыковки рейса в конкретном пункте назначения, если такая информация была указана в билете;
  • полную отмену заявленной перевозчиком пересадки.

Вышеперечисленные ситуации приводят к тому, что возврат эконом билета Аэрофлот происходит без применения штрафных санкций, и пассажиру возвращается его полная стоимость.

Второй тип возврата предполагает, что пассажир без каких-либо веских причин принял решение об отказе от перелета или захотел внести изменения в текущие условия бронирования. При таком раскладе избежать штрафных санкций уже не получится. Разумеется, каждая компания имеет свои штрафные санкции за добровольный возврат авиабилетов. Что касается «Аэрофлота», то самые жесткие условия компания применяет в отношении дешевых чартерных рейсов. Штрафы на билеты, купленные по минимальной себестоимости, могут достигать до 80%.

Штрафные санкции неприменимы к авиабилетам, приобретенным по полному (годовому) тарифу. Например, к брендовой группе билетов «Премиум-эконом».

В конце 2014 года Воздушным кодексом РФ было введено такое понятие, как «невозвратный тариф». Некоторое время спустя у «Аэрофлота» также появились авиабилеты, попадающие под эту категорию. Главным их преимуществом является привлекательная цена. Но такие билеты не подлежат обмену и возврату, а также у пассажира нет права на возвращение их стоимости.

Особенности возврата билетов экономического класса в «Аэрофлоте»

Для начала следует отметить, какие билеты класса «эконом» являются невозвратными. Сюда входят билеты брендовых групп «бюджет-эконом» и «промо-эконом». Если пассажир примет решение о возврате такого билета, то он сможет получить только таксы и уплаченные сборы. Классы этих билетов имеют буквенные обозначения Q, T, E, N, R.

А вот вернуть билет Аэрофлота брендовой группы «Оптимум-эконом» (M, U, K, H, L) можно только с учетом применения штрафных санкций. При этом на условия возврата оказывает влияние такие факторы, как маршрут перелета и дата сдачи.

Правила возврата авиабилетов при внутренних перевозках класса «Оптимум-эконом»

Пассажиру потребуется уплатить штраф в размере 1 500 руб., если его рейс осуществлялся между пунктами, находящимися в европейской части нашего государства. 2 500 руб. уплачивается, если рейс осуществлял перелет между пунктами европейской и азиатской частей РФ, или если перевозка должна была произойти только в ее азиатской части.

Иногда запланированные поездки отменяются

Правила возврата авиабилетов при международных перевозках класса «Оптимум-эконом»

Если перевозка должна была осуществляться между пунктами Российской Федерации, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Европы, Ближнего и Среднего Востока, то размер штрафа составит 50 EUR или 50 USD. Пассажир должен будет уплатить штраф в размер 100 EUR или 100 USD в случае всех других перевозок, за исключением, если рейс должен был произойти от Японских пунктов. При осуществлении перевозок от пунктов Японии размер штрафа составляет 15 000 JPY.

Правила возврата авиабилетов в зависимости от даты сдачи

Отказ от перелета за 24 часа до рейса обернется для пассажира штрафом в 35 EUR. А вот если возврат производится менее, чем за сутки, то путешественник должен будет уплатить сумму, равняющуюся 25% от общей стоимости приобретенного авиабилета.

Дополнительные нюансы при осуществлении возврата авиабилетов

Добровольный возврат авиабилета, который был куплен через представительство авиакомпании, может быть произведен только при наличии следующих документов:

  • заявление на возвратную процедуру;
  • копия документа, по которому производилось оформление авиабилета;
  • маршрутная квитанция, содержащая отметку об аннуляции брони.

Также пассажиры должны помнить, что возврат билета с помощью официального сайта доступен только тем клиентам, которые не вносили в бронирование какие-либо изменения с момента приобретения. Информацию о сумме возврата и удержанных средствах можно увидеть после перехода в соответствующий раздел. Интернет-возврат производится с учетом тарификации в любой валюте. Онлайн-возврат не совершается в отношении оплаченных услуг и неиспользованных такс.

Сумма денежных средств за возврат частично использованных авиабилетов рассчитывается с учетом разницы между примененным тарифом и тарифом по уже проделанному маршруту. Стоит учитывать, что помимо этого удерживается еще и плата, установленная правилами примененного тарифного плана.

Условия возврата билетов Аэрофлот достаточно прозрачны. Чтобы эта процедура не внушала страх, следует заблаговременно изучить всю информацию, связанную с покупкой авиабилетов на официальном сайте компании.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх