Проживание не по месту регистрации

1. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

3. Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от четырех тысяч до семи тысяч рублей.

4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Примечания:

1. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.

2. Наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в указанном жилом помещении без регистрации в случае:

представления таким гражданином документированной информации о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

Содержание

Основные правила регистрации

Если человек снялся с учета на прежнем месте проживания, то ему необходимо оформить регистрацию на новом месте в десятидневный срок. О том, что последует за нарушение правил регистрации по месту жительства, мы поговорим ниже.

Российские нормативные акты называют местом жительства гражданина то место, где последний в данный момент проживает. Речь идет о частном доме, квартире, специализированном доме, служебном жилом помещении. Чтобы оформить регистрацию, необходимо с набором документов обратиться в ответственные за данную процедуру инстанции. В перечень документов входят:

  1. Паспорт, свидетельство о рождении (кому не исполнилось четырнадцати лет).
  2. Военнообязанным лицам не обойтись без предоставления военного билета.
  3. Нужно составить по образцу заявление, в котором приводится просьба поставить на учет по новому месту жительства.
  4. Обязательно нужно помнить о документах, являющихся основанием для регистрации гражданина. Это может быть данное владельцем разрешение вселиться в принадлежащее ему жилье. К этому же перечню относятся свидетельство или договор, которые удостоверяют, что человек является собственником жилой площади. Судебное решение, исходя из которого человек имеет право на пользование помещением. Возможно предоставление иной документации, которая предусмотрена законом.

Если близкие люди регистрируются также по данном адресу, обязательно предоставление и их документов.

Ответственность за нарушение

При отсутствии регистрации уголовная ответственность никому не грозит

Российским законодательством предусмотрен ряд штрафных санкций, которые налагаются на тех граждан, которые в течение длительного времени проживают на определенном месте жительства, но о постоянной регистрации не позаботились. Итак, им нужно быть готовым к наложению административной ответственности. Коснется она и того, кто нарушает миграционное законодательство, и того, кому принадлежит жилое помещение, предоставленное гражданину без оформления прописки.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19.15 КоАП РФ, на таких граждан будет наложен штраф. Установление его размера в каждом отдельном случае происходит индивидуально. Для проживающих в Москве и Санкт-Петербурге, Севастополе (это города федерального значения) он составит от трех до пяти тысяч рублей. Проживающие в других населенных пунктах нашей страны должны быть готовы к уплате штрафа в две-три тысячи рублей.

Гражданин, который проживает в другом городе и не надумал зарегистрироваться в течение девяноста дней, вполне может выложить более крупную сумму (от двух до пяти тысяч рублей).

Собственникам жилых помещений также нужно готовиться к уплате штрафа, его сумма колеблется от трех до пяти тысяч рублей. Юридическим лицам, на чьей территории обнаружен факт проживания граждан без регистрации, грозят весомые штрафы. Российские регионы могут уплатить 50 000 до 757 000 рублей.

Законодательно, при отсутствии регистрации уголовная ответственность никому не грозит. Но если о фиктивной прописке стало известно, то нарушителя могут наказать в соответствии со статьей 322.2 УК РФ опять-таки штрафом. Его размер – от ста до пятисот тысяч рублей. Ему же могут назначить обязательные общественные работы либо лишить свободы (в таком случае срок может доходить до трех лет).

Нюансы

Российским законодательством предусмотрены случаи, когда можно обойтись без наложения штрафных санкций. Это прописано в статье 19.15 КоАП РФ (редакция 2015 года). Если у гражданина, перемещающегося по одному и тому же региону, имеется постоянная регистрация, постановка на миграционный учет в другом месте ему не требуется. Освобождаются от уплаты штрафа те граждане, которые состоят в близком родстве с собственником жилого помещения (в частности, под эту категорию попадают дети, как родные, так и усыновленные).

Невзирая на то, что процедура регистрации сложности не представляет, не стоит ее воспринимать легкомысленно. Ведь нарушение правил регистрации по месту жительства может обернуться административной или уголовной ответственностью. Оплачивать эту процедуру не нужно. Исключение составляют определенные случаи (о них мы сказали выше). По этой причине не следует доверять недобросовестным людям.

О прописке:

Вопросы миграции в России в последние годы стоят очень остро. Люди уезжают на заработки, переселяются из брошенных населенных пунктов. И при этом, зачастую, забывают о правилах уведомления государственных структур о своих перемещениях. В этой статье рассмотрим, какой возможен штраф за проживание без прописки.

Основные правила

В России уже несколько лет, как отменено это понятие «прописка». Сейчас вместо него используется термин «регистрация». Она может быть двух видов:

  • По месту жительства. Т.е. там, где гражданин проживает постоянно.
  • По месту пребывания – на территории, где предполагается временное проживание. Оно может быть краткосрочным и долгосрочным, длящимся ни один год.

Если лицо меняет место жительства, то оно автоматически приобретает обязанность по оповещению государственных органов, осуществляющих регистрацию по месту жительства (например, паспортный стол). Чтобы лицо было зарегистрировано, оно должно представить следующие документы:

  • Заявление установленного образца о проведении регистрации;
  • Общегражданский паспорт;
  • Документ, дающий право на проведение регистрации. Это может быть свидетельство о праве собственности на квартиру или договор найма.

Чтобы зарегистрировать совершеннолетнего гражданина в жилом помещении, которое является частной собственностью, необходимо предварительное получение разрешений от всех собственников.Читайте: Ответственность за отсутствие регистрации несовершеннолетних по месту жительства

Если в качестве таковых выступают несовершеннолетние дети, то разрешение выдают органы опеки и попечительства.

Для регистрации граждан, не достигших 14-летнего возраста никаких согласий не требуется. Главным условием является наличие регистрации в жилом помещении одного из его родителей. Соответственно, кроме свидетельства о рождении для прохождения процедуры потребуется всего лишь паспорт любого из родителей, в котором в качестве места постоянной регистрации обозначена та жилплощадь, на которой собираются зарегистрировать ребенка.

Подать документы на получение регистрации по месту жительства, гражданин обязан в 7-дневный срок после приезда. Для регистрации по месту пребывания этот срок иной, он составляет 90 дней с момента приезда.

Если за указанный период времени лицо покинет хотя бы раз пределы населенного пункта, в который прибыло и сможет представить доказательства такого отъезда (например, билет на автобус), то проходить регистрацию в эти временные рамки ему необязательно. Пока после приезда не пройдут еще 90 дней.

Форма регистраций отличается. Если речь идет о постоянной, то гражданину проставляют специальную отметку в паспорт. Учитывая, что у несовершеннолетних детей имеется только свидетельство о рождении, то к нему при регистрации крепится справка по форме № 8 (с красной печатью).

Свидетельство о регистрации по месту пребывания в другом городе печатается на бумажном носителе. Если лицо регистрируется на срок больше года, то в этот документ вклеивается фотография гражданина.

Куда подается заявление

Конечный получатель заявления о регистрации – это отдел МВД. В настоящее время не обязательно самому являться туда лично и подавать документы. Кроме такого визита предусмотрены следующие формы подачи:

  • Через портал Госуслуг. Эта функция доступна только лицам, которые имеют на представленном сайте личный кабинет. Получение его – процесс не одного дня, поэтому необходимо озаботиться заранее. Для подачи таким способом нет нужды отправлять электронную версию документов, дающих право на регистрацию (договор найма и т.д.).
  • Через МФЦ (сейчас именуется Мои документы). При подаче заявления затребуют такой же пакет документов, что и при личном визите в МВД.

Если гражданин заявлял о своем намерении пройти регистрацию через Госуслуги, или лично обратившись в отдел МВД, то ответ ему дается в течение 3 рабочих дней. При проведении процедуры через МФЦ срок немного увеличивается.

Государственная пошлина

Госпошлину за оформление любой регистрации платить не придется. Но тут имеется небольшой нюанс, о котором «забывают» упомянуть законотворцы, говоря о простоте и доступности получения регистрации. Если она оформляется по месту пребывания на год и более не на близкого родственника, то между хозяином квартиры и лицом, проходящим регистрацию, должен быть заключен договор поднайма помещения. А он требует нотариального заверения, цена которого составит около 2 тыс. руб.

Кто может не регистрироваться

Правила проведения и снятия с регистрационного учета определяют группы граждан, которые имеют право его не осуществлять. К таковым относятся близкие родственники. Это могут быть супруги, дети (в том числе усыновленные), внуки, бабушки и дедушки.

Также необязательно проходить регистрацию в жилом помещении, если она имеется в другой квартире в этом же населенном пункте.

Меры ответственности

Наказание за неполучение временной и постоянной регистрации устанавливается ст. ст. 19.15.1 КоАП РФ. Причем, следует учесть, что к ответственности привлекаются не только лица, не прошедшие регистрацию, но и собственники жилых помещений, в которых проживают данные нарушители.

Административное наказание за данное противоправное деяние установлено такое:

  • Физические лица без регистрации обязаны заплатить штраф от 2 до 3 тыс. руб.
  • Собственники или наниматели жилых помещений, в которых проживают лица без регистрации, обязаны выплатить от 2 до 5 тыс. руб., если они являются физическими лицами.
  • Юридические лица – собственники жилых помещений обязаны внести в качестве штрафа сумму от 250 до 750 тыс. руб.

Читайте: Какие санкции за превышение сроков пребывания иностранных граждан?

При условии, что правонарушение зафиксировано на территории Санкт-Петербурга или Москвы, размер административных штрафов увеличивается:

  • Физические лица без регистрации должны выплатить штраф от 3 до 5 тыс. руб.
  • Собственники (наниматели) физические лица должны внести в казну от 5 до 7 тыс. руб.
  • Собственники (наниматели) юридические лица должны заплатить от 300 до 800 тыс. руб.

Никаких других мер наказаний даже, если лицо проживает без регистрации больше года, не предусмотрено. Указанные меры могут быть применены только к гражданину России. Иностранные граждане и апатриды регистрируются по иным правилам.

Комментарий к Статье 19.15 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданином права на свободу передвижения, права на выбор места жительства и места пребывания.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.15, выражается в проживании по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Правовой статус паспорта гражданина РФ регламентирован Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Основные положения регистрации по месту пребывания или по месту жительства закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.15, состоит в допущении лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущении гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, установлен Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

4. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.15, являются умышленными.

5. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, выступают граждане, частью второй — должностные лица и граждане.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье содержится несколько составов административных правонарушений, имеющих один объект посягательства, — конституционные права и свободы граждан РФ и установленный порядок, предусматривающий обязанность гражданина РФ иметь удостоверение личности гражданина (паспорт) и оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства.

Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории РФ» установлено, что паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, а Федеральный закон от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом ввел регистрационный порядок учета граждан.

2. В ч.1 рассматриваемой статьи закреплены два состава правонарушений. Объективную сторону первого состава составляют противоправные действия, выражающиеся в проживании или пребывании гражданина РФ, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без такового или по недействительному документу. Проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) означает, что лицо не получило в установленном порядке этот документ или, утратив его, не получило нового. Недействительным признается такой документ, который пришел в явную негодность (не имеет фотографий, содержит неточные данные и т.д.), а также поддельное удостоверение личности (паспорт).

Второй состав предусматривает в качестве противоправного действия проживание или пребывание гражданина РФ без регистрации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. и устанавливают обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Субъектами рассматриваемого правонарушения признаются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, виновные в совершении указанных противоправных действий.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета, за их нарушение. Нарушение правил регистрационного учета в рассматриваемом случае выражается в различных противоправных действиях: допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) или по недействительному удостоверению личности (паспорту); проживание гражданина в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности (паспорта); допущение указанным гражданином проживания лиц без регистрации по месту пребывания или месту жительства. Указанные противоправные деяния характеризуют объективную сторону данного правонарушения.

4. Субъектом противоправных деяний признаются лица, ответственные за соблюдение правил регистрационного учета. К ним в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации относятся: граждане, юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, а также должностные лица, ответственные за регистрацию. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержден указанным выше постановлением Правительства РФ. Ответственными за регистрацию являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищностроительных и жилищных кооперативов; гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд.

5. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умышленной виной.

Регистрация по месту жительства

Разделы:

  • История вопроса
  • Переход от прописки к регистрации
  • Регистрация по месту жительства
    • Что такое «место жительства»?
    • Что такое «жилое помещение»?
    • Сроки и порядок регистрации по месту жительства
    • Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства
  • Регистрация по месту пребывания
  • Снятие с регистрационного учета

Что такое «место жительства»?

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-I) к понятию «место жительства» относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Как видно, акцент законодатель делает на том, что зарегистрироваться гражданин может исключительно в жилом помещении. Данная норма вступает в противоречие с п. 1 ст. 20 ГК РФ, который определяет понятие «место жительства» как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, не устанавливая ограничений по признаку признания помещения жилым.

Что такое «жилое помещение»?

Жилым помещением, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.

Требования к признанию помещения жилым установлены в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В случае, если помещение формально не признавалось жилым, в нем невозможно получить регистрацию. Судебное обжалование отказа в регистрации по месту жительства в таком помещении не дает результатов. Так, апелляционным определением Саратовского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-5850 было указано, что в удовлетворении иска о признании дома пригодным для проживания и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, поскольку истцом не соблюдена установленная законом процедура признания принадлежащего ему жилого строения пригодным для проживания граждан.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года № 7-П и Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 года № 13-П регистрация граждан по месту жительства может осуществляться в строениях, пригодных для постоянного проживания, расположенных на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов и землям сельскохозяйственного назначения.

При этом необходимо обратить внимание на использование выражения «пригодных для постоянного проживания». Так, апелляционным определением Московского областного суда от 31 июля 2013 года по делу № 33-16491/2013 было установлено, что в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в регистрации по месту жительства, отказано правомерно, поскольку при обращении в миграционный орган по вопросу регистрации в садовом доме никаких сведений о том, что спорный дом пригоден для постоянного проживания в нем, заявитель не представил.

Почти треть опрошенных готовы зарегистрироваться в жилом доме, расположенном на дачном или садовом участке.
Узнать больше

Аналогичным апелляционным определением Пермского краевого суда от 31 июля 2013 года по делу № 33-7153 было установлено, что суд предыдущей инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию муниципального образования принять решение о регистрации заявителя по месту жительства, поскольку отсутствуют доказательства того, что жилое строение, расположенное в садоводческом товариществе, является жилым домом, пригодным для постоянного проживания. При этом суд указал, что даже регистрация права собственности на дом с указанием на то, что его назначение жилое не исключает того, что спорный дом по своим техническим характеристикам не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предназначенным не для временного пребывания, а для постоянного проживания в них граждан.

В то время, как суды отказывают гражданам в праве на регистрацию в домах на дачных участках, по результатам нашего опроса 29% опрошенных хотели бы зарегистрироваться в своем дачном доме.

Сроки и порядок регистрации по месту жительства

Следует помнить, что в отличие от регистрации по месту пребывания (проживание без которой допускается в течение 90 дней), при изменении места жительства граждане обязаны в семидневный срок подать заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6. Этот срок установлен ст. 6 Закона № 5242-I.

При этом необходимо предъявить:

  • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (письменное заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением). Достаточно представления одного из перечисленных документов или его надлежащим образом заверенной копии.

В настоящее время действующее законодательство не требует обязательно обращаться в территориальный орган МВД России по прежнему месту жительства с заявлением о снятии с регистрационного учета. Снятие с регистрации могут оформить одновременно с регистрацией по новому месту жительства. Однако граждане, самостоятельно снявшиеся с регистрационного учета по прежнему месту жительства вправе представить для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

Можно не предъявлять и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, заявление, а также иные перечисленные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним передают заявление гражданина и представленные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, в орган регистрационного учета.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней. При этом, в паспорте гражданина производится отметка о регистрации по месту жительства, а тем, кто предварительно не обращался с заявлением о снятии с регистрации по прежнему месту жительства, одновременно проставляют оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства

Несмотря на то, что п. 26.1 Приказа Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает в качестве документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение договор (то есть, в том числе и договор аренды или найма), органы ФМС России, когда полномочия по регистрационному учету еще не перешли к МВД России, требовали письменное согласие собственника даже при наличии договора аренды или найма. При этом, судебная практика иногда складывалась не в пользу законопослушных арендаторов.

Так, Апелляционным определением Московского городского суда от 26 сентября 2013 г. по делу № 11-31434 было указано, что в иске о признании права пользования жилым помещением, обязании зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, так как договор найма жилого помещения не содержит волеизъявления наймодателя и собственника жилого помещения на регистрацию истца по месту жительства. При этом суд проигнорировал факт того, что договор найма был заключен представителем собственника.

Однако Верховный Суд Российской Федерации придерживается иной правовой позиции, в соответствии с которой договор является самостоятельным основанием для вселения и регистрации в жилом помещении, а поэтому, исходя из смысла нормы права, при наличии договора на пользование жилым помещением у гражданина возникает право на регистрацию в предусмотренном договором жилом помещении. Подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию. Данная позиция нашла отражение в Решении ВС РФ от 27 августа 2003 года № ГКПИ03-894, которое было оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № КАС 03-489.

Аналогичный смысл имеет апелляционное определение Курского областного суда от 27 сентября 2012 года по делу № 33-2255-2012, который указал, что заявление об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства удовлетворено правомерно, так как заявителем был соблюден порядок обращения к УФМС для регистрации по месту жительства, поскольку были представлены документы, подтверждающие наличие между собственником и нанимателем квартиры соглашения о порядке пользования жилым помещением. При этом, суд отметил, что суд первой инстанции обоснованно применил положения ст. 20 ГК РФ и ст. 6 Закона № 5242-I, правильно указав, что договор найма жилого помещения является основанием для вселения в жилое помещение гражданина и для регистрации последнего по месту жительства.

Стоит отметить и выраженную в Определении КС РФ от 28.03.2003 г. № 102-О позицию: «Указав, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

Кроме того, нормы законодательства, которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства.»

Кроме того, необходимо обратить особое внимание, что если жилое помещение имеет несколько собственников, то согласие должно быть получено от каждого из них. Так, Апелляционным определением Московского городского суда от 14 августа 2013 года по делу № 11-25951 было определено, что в удовлетворении исковых требований о регистрации по месту жительства отказано правомерно, поскольку для регистрации по месту жительства необходимо согласие всех сособственников спорного жилого помещения, между тем согласия второго собственника жилого помещения истцом не было представлено.

По аналогичному спору было вынесено Апелляционное определение Московского городского суда от 14 июня 2013 года по делу № 11-16620, которым было установлено, что в удовлетворении заявления о признании отказа миграционного органа в регистрации по месту жительства незаконным и обязании зарегистрировать по месту жительства отказано, поскольку заявитель не представил в миграционный орган письменное согласие на вселение и регистрацию в квартире, правовые основания для регистрации и проживания заявителя в спорном жилом помещении отсутствовали. Следует отметить, что в данном случае согласие второго собственника не было получено ввиду его смерти, однако суд посчитал, что поскольку его права и обязанности переходят к наследникам, то получать будет необходимо их согласие после вступления в права наследования.

Конституцией Российской Федерации, а именно статьями 27 и 55, дается право всем людям передвигаться по территории страны и выбирать место для проживания. Но некоторыми законами такая возможность ограничена. Власти предусмотрели это для сохранения конституционного строя и отсутствия ущемления прав.

В стране сложился новый экономический уклад. В связи с этим миграция стала намного активнее. Поэтому в государстве отмечается большие количество приезжих лиц. Передвижения отмечаются и самих россиян по различным регионам.

Независимо от того, где решил остановиться человек, он должен соблюдать требования закона относительно прописки. За нарушение правил регистрации по месту жительства предусматривается ответственность.

Нормативные документы

Государственная дума приняла новый проект, который касается правил прописки граждан. Основным направлением является борьба с «резиновыми квартирами», которые появляются при массовой регистрации по одному и тому же адресу.

В законе отмечается понятие фиктивной прописки. Она представляет собой предоставление сведений, которые не являются правдой. Например, человек, зарегистрированный по одному адресу, фактически будет проживать по другому.

Для борьбы с такими нарушениями предусматриваются новые нормы закона. Наказания, которые иногда составляют даже лишение свободы, назначаются за фиктивность регистрации или ее отсутствие. Собственники жилых помещений наказываются в рамках Уголовного кодекса РФ за регистрацию без осуществления проживания иностранных граждан.

Наложение административной ответственности в Москве и Санкт-Петербурге происходит в более жестких рамках. В соответствии с законопроектом вводится статья за проживание без регистрации. Под нее попадают как нарушившие закон граждане, так и владельцы жилых помещений.

Ужесточившиеся правила вызвали всплеск эмоций у граждан. Ведь по закону прописка является исключительно уведомительной. Кто-то считает, что таким образом скоро страна вернется к советской власти с традиционной системой прописки.

Никто не знает, как новый закон будет внедрен в жизнь. Факты фиктивной регистрации могут остаться невыявленными.

Срок регистрации по месту пребывания граждан РФ составляет 90 дней.

Нужна ли временная регистрация по месту пребывания — узнайте все подробности из этой статьи.

Ответственность за нарушение правил регистрации по месту жительства

За нарушение правил регистрации по месту жительства прописываемых граждан и собственников жилых помещений можно привлечь к административной и уголовной ответственности. Отдельным пунктом стоит наказание для иностранцев.

Административная

Административная ответственность предусматривается в рамках Кодекса об административных правонарушениях РФ, в котором содержится статья 19.15.2, которая подробно описывать суть противоправного деяния и наказание:

  • Если гражданин нарушил правила регистрации по месту проживания или пребывания, то он должен будет заплатить штраф. Его размер варьируется в пределах от 2 до 3 тысяч рублей.
  • Должностным лицам придется внести более крупную сумму. Она составит от 25 до 50 тысяч рублей.
  • Самое серьезное наказание предусматривается для юридических лиц. Штраф для них возрастает до 250–750 тысяч рублей.
  • Если физическое лицо проживает в Москве или Санкт-Петербурге и совершает данное деяние, то штраф увеличивается до 3–5 тысяч рублей. Наниматели или собственники, сдавшие в аренду жилье, заплатят 5–7 тысяч рублей. Должностные и юридические лица штрафуются в столицах на 30–50 и 300–800 тысяч рублей соответственно.
  • В случае нарушения собственником или лицом, нанявшем помещение, сроков оповещения ФМС, придется заплатить 2–3 тысячи рублей (физлицам) и 4–7 тысяч рублей (юрлица). Аналогичное деяние в городах федерального значения карается 3–5 (физлицам) и 7–10 (юрлицам).

Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации

Иногда собственники или проживающие не виновны в том, что прописка не оформлена своевременно. Это возможно, если лицо, которое принимает участие в процедуре, вовремя не направило документы в ФМС. Тогда они будут наказаны штрафом в размере 300–5000 рублей.

Близкие владельцу родственники освобождаются от наказания.

Таковыми могут считаться:

  • супруги;
  • дети;
  • родители;
  • бабушки/дедушки;
  • внуки.

В некоторых случаях наниматель или собственник также может избежать наказания.

Это предусматривается при:

  • предоставлении данных о прописке в другом помещении гражданина;
  • подтверждении наличия прописки в Москве или Подмосковье с проживанием по другому адресу, но в тех же населенных пунктах;
  • удостоверении о проживании в Севастополе или Крыму при прописке в данных городах.

Уголовная

Самым серьезным видом ответственности за нарушение правил регистрации является уголовная. Ранее беспрепятственно прописывавшие в своей квартире много человек собственники теперь могут наказываться в рамках Уголовного кодекса РФ.

Часто по УК РФ присуждают оплату штрафа. При более серьезных нарушениях последуют принудительные работы. Серьезным считается лишение свободы.

Уголовная ответственность необходима для сокращения количества случаев, когда готовится фиктивная регистрация. Но собственники, которые знают о наказании, могут стремиться избежать его.

Законопроект не предусматривает выделение сторон, подлежащих уголовной ответственности. Но сказано, что наказание будет применено к владельцам жилья, проводящим фиктивную регистрацию, а также самим квартирантам, которые осознанно идут на данный шаг. В случае содействия преступному деянию должностные лица, подделывающие бумаги, могут получить реальный срок.

Судебная система использует следующие виды наказания:

  • штраф назначается в размере от 100 до 300 тысяч рублей;
  • если присуждаются принудительные работы, то максимальный их срок составит три года;
  • лишение свободы возможно на три года максимум.

Многие считают такие меры очень жестокими за не столь серьезные деяния. Но таким образом власти пытаются усмирить нарушителей, считающих фиктивную прописку нормальным явлением.

Для иностранных граждан

В Кодексе об административных правонарушениях РФ отмечается статья, касающаяся иностранных граждан. Они должны нести материальную ответственность за регистрацию с истекшим сроком действия.

При этом четкого размера штрафа не прописано. На это есть некоторые причины. Сумма может меняться в зависимости от длительности просрочки, субъекта штрафа.

Статья 19.15.1 содержит основные пункты, касающиеся иностранных граждан:

  • Если регистрация не будет оформлена в течение недели, как положено по закону, то гражданин другого государства должен будет заплатить 2–3 тысячи рублей. Но при проживании без прописки в городе федерального значения сумма возрастет до 3–5 тысяч рублей.
  • Также штраф должен будет заплатить собственник помещения, принявший иностранца. Не берется во внимание, знал ли он о намерениях квартиранта. Сумма штрафа составит 5–7 тысяч рублей.
  • За аналогичное деяние привлекаться к ответственности может и юридическое лицо. Ему потребуется внести в казну государства 50–750 тысяч рублей.

Если речь идет о фиктивной регистрации иностранцев, ориентироваться нужно не на Кодекс об административных правонарушениях. В данном случае нормы закона содержатся в Уголовном кодексе РФ. Он прописывает сумма штрафов за противоправное деяние.

Фиктивная регистрация может подразумевать несколько вариантов. Иногда гражданин скрывает факт нахождения длительное время в стране. Также понятие включает в себя подделку документов.

Ответственность за преступление отмечается в статье 322.2 УК РФ. Сумма штрафа составит от 70 до 500 тысяч рублей. Иногда возможно взыскание не с собственника жилья, а с самого иностранца.

Проживание иностранца должно осуществляться только в том месте, где он зарегистрирован. Если эта норма нарушается, то возможно наказание. В соответствии со статьей 18.1 КоАП РФ штраф может достигать 15 000 рублей.

В законе отмечается штраф за неправильность проведения регистрации или несвоевременность подачи документов. Причины, которые считаются уважительными и нет, прописаны в статье 19.15.2. В случае доказывания первого сумма штрафа составит 7 тысяч рублей. При отсутствии умысла размер варьируется в пределах 3–5 тысяч рублей.

Статьи закона и размеры штрафов за нарушение правил регистрации по месту жительства

Конституция РФ позволяет гражданам свободно перемещаться в пределах страны и менять место жительства. Вместе с тем государство, в лице органов ФМС, осуществляет контроль над передвижением граждан и иностранцев.

Закон различает постоянное и временное место жительства гражданина, в которых он должен прописаться по истечении определённого периода времени. Сроки, в которые нужно пройти регистрацию, записаны в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (№713 от 17.07.1995 г.).

Если человек меняет постоянное место жительства (например, продаёт дом в одном городе, покупает квартиру в другом и собирается постоянно проживать в ней) он должен сообщить об этом в органы ФМС в течение 7 дней после переезда (п.16 Правил).

Если гражданин переехал в другой населённый пункт не для постоянного проживания (например, для работы или учёбы), но более чем на 90 дней, то он обязан зарегистрироваться в месте пребывания (п.9 Правил). Местом временного пребывания, как правило, являются съёмные или служебные квартиры.

За нарушение указанных сроков граждане несут административную ответственность.

Кого не привлекают к ответственности за отсутствие регистрации

Согласно примечаниям к ст.19.15.1 КоАП штраф за просрочку регистрации по месту жительства не применяют:

О проживании без регистрации Лица, сменившие место жительства, обязаны в течении недели напистаь заявление и подать документы в ФМС. Подробнее читайте в этой статье

  • Когда человек проживает без регистрации на жилплощади, принадлежащей его супругу, родителям, детям, внукам, бабушке или дедушке. При этом собственник жилья должен быть прописан в нём.
  • Когда у человека есть постоянная регистрация, и он временно меняет место жительства в пределах одного субъекта Федерации. Для городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) подходит также прописка в пределах области (Московской и Ленинградской соответственно).

На практике, привлечь гражданина к ответственности за отсутствие регистрации в месте пребывания достаточно сложно. Связано это с тем, что доказать проживание человека в конкретном жилом помещении более 90 дней крайне проблематично.

Например, гражданин приехал в Москву на заработки из другой области, но постоянного места жительства в столице у него нет. За год он может поменять не одну съемную квартиру, гостить у родственников или друзей, нигде не задерживаясь больше чем на 90 дней. В этом случае нет фактического нарушения существующих правил регистрации по месту жительства и данный факт не может быть наказан штрафом по ст.19.15.1 КоАП. Если участковый всё-таки составит в отношении него протокол, его можно легко оспорить в суде.

Покупка новой квартиры также не означает, что хозяин начнёт постоянно проживать в ней сразу после заключения договора купли-продажи, даже при отсутствии у него в собственности другого жилья. Например, на время ремонта собственник может снимать квартиру или жить у знакомых. После окончания ремонта и непосредственного заселения в квартиру, гражданин должен зарегистрироваться в ней в течение 7 дней. В таком случае в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.19.15.1, даже если ремонт длился целый год.

О сроках прописки после выписки читайте на нашем сайте в статье .

Проблемы административной ответственности за проживание гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания (Егупов В.А.)

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Это важнейшее конституционное право касается не только граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.
К отношениям внутренней миграции применяется Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 (ред. от 31.12.2014) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее по тексту Закон РФ N 5242-1), который вводит понятие регистрационного учета как административной обязанности всех граждан России. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения данной обязанности наступает административная ответственность в соответствии со статьями 19.15.1 и 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ). В отличие от Закона РФ N 5242-1, вступившего в силу еще до принятия Конституции Российской Федерации, административная ответственность за правонарушения, предусмотренные вышеуказанными статьями КоАП РФ, появилась относительно недавно, а именно введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Другими словами, в юридическую силу указанные статьи вступили с 2014 года. Ранее действовала статья 19.15 КоАП РФ, которая предусматривала административную ответственность за проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации. При этом диспозиция части 1 статьи 19.15 КоАП РФ предусматривала ответственность как за отсутствие регистрации по месту жительства, так и по месту пребывания. На первый взгляд, ранее действующая редакция статьи 19.15 КоАП РФ как бы включала в себя действующую ныне статью 19.15.1 КоАП РФ, а в ныне действующей редакции проживание гражданина без регистрации по месту пребывания или по месту жительства регулируется уже отдельной статьей 19.15.1 КоАП РФ. Вот только наказуемым стало данное деяние за проживание без регистрации в жилом помещении, чего раньше не было в диспозиции статьи 19.15. То есть законодатель ограничил административную наказуемость данного деяния отсутствием регистрации не везде, а именно в жилом помещении, иными словами регистрация по месту пребывания или по месту жительства может осуществляться только в жилом помещении, что вполне, на наш взгляд, разумно.
Проблема нами видится здесь в том, что ряд граждан Российской Федерации не имеют жилого помещения ни на праве собственности, ни на каком-либо ином вещном праве, и эта категория лиц не может подлежать ответственности, так как им найти жилое помещение и зарегистрироваться в нем бывает очень сложно, либо их вполне устраивает проживание в нежилых помещениях. Особенно это касается лиц без определенного места жительства. Подлежат ли они административной ответственности по статье 19.15.1 КоАП РФ? Видимо, нет, поскольку они не проживают в жилом помещении, а живут в подвалах, на чердаках, на помойках, где зарегистрироваться им нельзя. А в соответствии с вышеупомянутой ранее действовавшей редакцией статьи 19.15 КоАП РФ данная категория лиц подлежала административной ответственности, в том числе и за проживание (где угодно, а не только в жилом помещении) без регистрации по месту пребывания.
Исходя из этого, мы видим, что законодатель с одной стороны ужесточил обязанность регистрироваться в жилом помещении под угрозой административной ответственности не только по месту жительства (что вполне разумно), но и по месту пребывания свыше установленного срока. С другой стороны, законодатель же ограничил пределы административной ответственности жилым помещением, исключив лиц, не проживающих в жилых помещениях, из субъектов, подлежащих административной ответственности за проживание без регистрации по месту пребывания.
Следует также отметить, что ряд законопослушных граждан России имеют на праве собственности либо ином вещном праве земельные участки с дачными домиками, находящимися на территории других субъектов РФ, которые не признаются жилыми помещениями в соответствии с буквой закона. А значит, привлечь к ответственности по статье 19.15.1 КоАП РФ за проживание без регистрации по месту пребывания в дачном домике данных лиц нельзя, а таких же граждан, но проживающих в жилых помещениях, закон обязывает регистрироваться по месту пребывания под угрозой административной ответственности. Справедливо ли это? На наш взгляд, конечно же, нет.
С давних пор паспортизация населения и регистрационный учет являются формой контроля государства за миграцией граждан в целом, а применительно к гражданам Российской Федерации — за процессами внутренней миграции. Статья 19.15.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или месту жительства в жилом помещении без регистрации, а статья 19.15.2 КоАП РФ — за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении.
В данной статье мы рассмотрим актуальную, на наш взгляд, проблему административной ответственности за проживание граждан РФ без регистрации по месту пребывания, поскольку, по нашему мнению, существование подобной обязанности для законопослушных граждан России создает им массу проблем и неудобств в реализации конституционного права на свободу передвижения и выбор места пребывания. Для того чтобы понять весь спектр этих проблем, возникающих в связи с новым для современного российского законодательства административным правонарушением, предусмотренным статьей 19.15.1 КоАП РФ, разберем его по составу. Как и для преступления, для административного правонарушения характерно наличие следующих элементов состава: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Объектом всегда являются общественные отношения различных видов, выделяют родовой объект и непосредственный объект. Родовым объектом для данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в управленческой деятельности, не зря статья 19.15.1 КоАП РФ входит в главу 19 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за административные правонарушения против порядка управления. Непосредственным же объектом указанной статьи являются отношения регистрационного учета, подробно регламентируемые Законом РФ N 5242-1. Данный Закон в статье 2 дает легальное определение регистрационного учета, под которым понимается государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства .
Ряд исследователей справедливо отмечают, что «в целях более эффективного осуществления паспортно-регистрационного учета граждан России необходимо совершенствовать его административно-правовое регулирование, имея в виду прежде всего принятие Федерального закона «О паспортно-регистрационном учете граждан Российской Федерации в Российской Федерации», по аналогии с ныне действующим правовым регулированием миграционного учета иностранных граждан. Указанный Закон включил бы в себя общие принципы правового регулирования, в том числе прописав уведомительный характер регистрации, основные понятия, вопросы изъятия документов, удостоверяющих личность, а также их проверки» .
В соответствии с ныне действующим законодательством наше, казалось бы, свободное в соответствии с Конституцией РФ передвижение и свободный выбор места пребывания подлежит обязательной фиксации в компетентных государственных органах, причем сам гражданин России обязан зарегистрироваться по месту пребывания, если срок его пребывания составляет более 90 дней .
Данную обязанность устанавливает Закон РФ N 5242-1 в статье 3, где прямо указано, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Там же сказано, что регистрационный учет вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Иными словами, государство как бы оправдывает регистрационную обязанность граждан России необходимостью обеспечить непонятно какие условия для реализации неясных нам прав и свобод, которые якобы без данного учета по месту пребывания реализованы быть не могут. Обязанность регистрации по месту пребывания может быть оправдана, на наш взгляд, лишь в случае обязанности регистрации отдельных категорий граждан РФ (лиц, ранее судимых за умышленные преступления, лиц, состоящих на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах, лиц, состоящих на учете в детской комнате полиции и иных потенциально опасных для общества граждан). Для законопослушных граждан РФ, зарегистрированных по месту жительства на территории РФ, обязанность регистрироваться по месту пребывания должна быть отменена, для чего необходимо внести соответствующие изменения как в Закон РФ N 5242-1, так и в статью 19.15.1 КоАП РФ, исключив ответственность за отсутствие у граждан России регистрации по месту пребывания.
Объективной стороной указанного правонарушения является умышленное деяние в форме бездействия, заключающегося в нежелании являться в регистрирующий орган с пакетом документов для регистрации по месту пребывания, и проживание таким образом в жилом помещении без регистрации по месту пребывания свыше установленного статьей 5 Закона РФ N 5242-1 срока в 90 дней. Обязанность такой регистрации создает особенные неудобства гражданам России, занимающимся садоводством и огородничеством на территории других субъектов Российской Федерации, как граничащих с субъектом, где они зарегистрированы по месту жительства, так и находящихся вдали от этого субъекта. Не совсем ясной представляется ответственность за проживание без регистрации по месту пребывания именно в жилом помещении, поскольку не всякий дачный домик может быть отнесен к жилому помещению. Получается, что лица, проживающие в данном домике, могут не регистрироваться по месту пребывания, поскольку их помещение не является жилым? И в отличие от лиц, проживающих в жилых помещениях, данные лица к ответственности по статье 19.15.1 КоАП РФ привлечены быть не могут. Наиболее часто подобная регистрация создает проблемы для законопослушных граждан, имеющих жилые помещения в разных субъектах Российской Федерации. Не оправдывает законодателя и примечание к статье 19.15.1, где указаны случаи освобождения от административной ответственности за указанное правонарушение. Данные случаи являются разумными обстоятельствами, и привлечение к административной ответственности, например, за проживание без регистрации по месту пребывания в населенном пункте, где гражданин зарегистрирован по месту жительства, было бы вообще абсурдным. В то же время для отдельных потенциально опасных для общества граждан, состоящих на различных специальных учетах по месту жительства, как отмечалось выше, такой учет и такая обязанность под угрозой административной ответственности вполне разумны, и в таком случае это уже будет оправдывать цель регистрационного учета как обеспечения защиты прав и законных интересов других граждан. Как вариант, дабы не отрывать законопослушных граждан от дел и забот, органам и должностным лицам Федеральной миграционной службы РФ следует вменить в обязанность вести учет подобных жилых помещений и выезжать к гражданам к месту их длительного (свыше 90 дней) пребывания для регистрации их на месте и снятия с регистрационного учета. Это позволит гражданам не тратить время на сбор всех необходимых документов и на поездку в регистрирующий орган для регистрации по месту пребывания.
В Законе РФ N 5242-1 дано легальное понятие места пребывания и регистрации по месту пребывания. В соответствии со статьей 2 данного Закона:
— место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
— регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания — постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания .
Регистрация, как справедливо отмечает О.Н. Шерстобоев «…представляет собой административно-правовой режим, складывающийся из ряда правовых средств, обеспечивающих стабильность на определенном участке общественных отношений, в том числе связанных с нахождением в стране граждан (российских, иностранных, лиц без гражданства)» .
Целью регистрации, по мнению О.Н. Шерстобоева, является административный надзор. «Государство желает отслеживать не только общее количество граждан, находящихся в определенной местности, но и адрес каждого жителя, а также его длительное отсутствие в месте постоянного жительства (на срок более 90 суток). Здесь исполнение обязанности связано с необходимостью стабилизации отечественного правопорядка, а поэтому отдельные ограничения и запреты при отсутствии регистрации вполне допустимы. Тем не менее демократические государства не должны ставить административный надзор в основу взаимоотношений со своими гражданами. Получается, что в действительности регистрация, вопреки официальным утверждениям, все равно в той или иной степени ограничивает права граждан» .
Данное мнение мы полностью поддерживаем и считаем необходимым и важным снизить до минимума административный надзор за законопослушными гражданами, ограничив его только регистрацией по месту жительства.
И правильным, на наш взгляд, в данном случае представляется позиция С.Ю. Миролюбовой, которая говорит о том, что «в настоящее время существует проблема, связанная с тем, что субъекты РФ в рамках защиты прав и свобод жителей, проживающих на территории субъекта, осуществляют правовое регулирование права на свободу передвижения, что влечет ограничение реализации данного права тех граждан, которые не проживают на территории соответствующего субъекта» .
А между тем, на наш взгляд, все законопослушные граждане России вне зависимости от субъекта РФ, где они проживают, имеют право свободно передвигаться и выбирать свободно безо всякой регистрации и иных ограничений место пребывания, не опасаясь отрицательных последствий для себя со стороны правоохранительных органов, привлекающих нарушителей регистрационного режима к административной ответственности за проживание в жилом помещении без регистрации по месту пребывания, пусть и свыше установленного Законом РФ N 5242-1 90-дневного срока.
Рассматривая и анализируя объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.15.1 КоАП РФ, в части наличия административной ответственности за проживание гражданина России в жилом помещении без регистрации по месту пребывания свыше 90-дневного срока, нам неясно, в чем состоит противоправность данного деяния как обязательный признак любого административного правонарушения. Противоправным, на наш взгляд, может считаться лишь то деяние, которое непосредственно направлено против прав и законных интересов личности, общества и государства. В данном конкретном случае мы не видим этой направленности, а потому предлагаем законодателю отменить административную ответственность за проживание гражданина РФ без регистрации по месту пребывания в жилом помещении. Сама идея привлечения к данной ответственности противоречит, по нашему мнению, принципу справедливости и принципу равноправия всех граждан перед законом как основополагающим принципам права, поэтому противоправным данное формальное нарушение закона мы назвать не можем. И позиция законодателя о недавнем введении такой ответственности представляется нам излишней и необоснованной даже с точки зрения ведущих принципов права.
Не совсем обоснованной и разумной представляется нам позиция законодателя ограничить административную ответственность отсутствием регистрации по месту пребывания жилым помещением, поскольку многие граждане, как отмечалось выше, проживают на дачном участке в нежилом помещении, и их исходя из диспозиции статьи 19.15.1 привлечь к административной ответственности нельзя. Как нельзя привлечь к данной ответственности цыган и иных лиц, ведущих кочевой образ жизни, а также лиц, у которых нет жилого помещения в собственности и в пользовании, то есть так называемых лиц без определенного места жительства. О необходимости четкого правового регулирования правового статуса бездомных и лиц без определенного места жительства справедливо пишет в своей статье Е.А. Школяренко .
Субъектами данного правонарушения могут быть как сами дееспособные граждане, достигшие возраста 16 лет, проживающие без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, так и собственники и наниматели жилых помещений, которые привлекают данных граждан как поднанимателей или временных жильцов, а также юридические лица, предоставляющие гражданам жилые помещения для проживания. Наказание предусмотрено одно — административный штраф, размер которого зависит как от субъекта (физическое либо юридическое лицо), так и от места правонарушения (в городах Москве и Санкт-Петербурге размер штрафа выше, чем в остальных субъектах РФ).
Поскольку данное административное правонарушение имеет формальный состав (наступление вредных последствий не является обязательным условием привлечения к ответственности), то субъективная сторона этого правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла. Правильно, на наш взгляд, отмечается в специальной литературе, что «обязательным признаком административного правонарушения, посягающего на правила паспортно-регистрационной системы, является виновность совершенного деяния. Для признания деяния административным правонарушением необходимо установить, что оно явилось продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Таким образом, не может оцениваться как административное правонарушение противоправное и административно-наказуемое деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет» .
Здесь также может возникнуть проблема у отдельных граждан, связанная с незнанием либо непониманием диспозиции статьи 19.15.1 КоАП РФ. И хотя незнание законов не освобождает от ответственности за содеянное, принцип справедливости требует, на наш взгляд, доведения данной информации должностными лицами регистрирующих органов до сведения всех граждан через средства массовой информации, в том числе местного уровня.
Таким образом, из всего вышесказанного, опираясь на позицию законодателя и точки зрения ученых-юристов, можно сделать вывод, что актуальных проблем административной ответственности за проживание гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания в жилом помещении свыше установленного законом срока возникает немало. Решить их можно путем либо исключения административной ответственности для граждан РФ в части проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, либо внесения соответствующих изменений и дополнений в статью 19.15.1 КоАП РФ и Закон РФ N 5242-1, обязав регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении только отдельные категории потенциально опасных граждан РФ (ранее судимых за совершение умышленных преступлений, состоящих на учетах в наркологических и психоневрологических диспансерах, ведущих антиобщественный образ жизни и т.д.), что будет полностью соответствовать целям регистрационного учета и не будет создавать неудобств для законопослушных граждан Российской Федерации, а также ограничивать их конституционное право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Библиография
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // Российская газета, N 256 от 31.12.2001.
2. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 21.01.2009.
3. Костенников М.В., Куракин А.В., Сосновская Ю.Н., Зубач А.В. Паспортно-регистрационная система и административно-правовые средства ее обеспечения: Учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2005.
4. Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы науки административного права / Под редакцией Н.А. Овчинникова: Научные школы Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. Т. 2. М.: Маросейка, 2011.
5. Миролюбова С.Ю. Право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации: конституционно-правовой аспект. Монография. Издательство Статут, 2013.
6. Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 (ред. от 31.12.2014) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета, N 152, 10.08.1993.
7. Федеральный закон от 21.12.2013 N 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 23.12.2013, N 51, ст. 6696.
8. Шерстобоев О.Н. Регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства: проблемы теории и практики. // Российский юридический журнал. 2010. N 2.
9. Школяренко Е.А. Статус бездомных и лиц без определенного места жительства: необходимо четкое правовое регулирование // Журнал российского права. 2004. N 5.

Какова ответственность за несоблюдение правил регистрационного учета?

Российские и иностранные граждане обязаны соблюдать установленные правила регистрационного учета. В противном случае они подлежат ответственности (как административной, так и уголовной).

1. Ответственность граждан РФ за несоблюдение правил регистрационного учета

Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ ведет МВД России (пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

Граждане РФ, прибывшие на срок более чем 90 дней для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, обязаны до истечения этого срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов для регистрации (ч. 1 ст. 5 Закона от 25.06.1993 N 5242-1).

Кроме того, при изменении места жительства гражданин РФ обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов, для регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (ч. 1 ст. 6 Закона N 5242-1).

В период проведения в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. (с 25.05.2018 по 25.07.2018) граждане РФ, прибывшие, в частности, в Москву и Санкт-Петербург для временного проживания (за исключением гостиниц, санаториев, домов отдыха и иных мест временного пребывания) или на новое место жительства, обязаны не позднее трех дней со дня прибытия обратиться в территориальный орган МВД России для регистрации. Указанное требование не распространяется на участников мероприятий (пп. «а», «е» п. 4 Указа Президента РФ от 09.05.2017 N 202).

1.1. Административная ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без регистрации

За проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Нанимателя или собственника жилого помещения (физическое лицо) привлекают к ответственности в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб., если он допустил проживание лиц без регистрации по месту пребывания или по месту жительства свыше установленных законом сроков (ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ).

Обратите внимание!

За указанные правонарушения, совершенные в г. г. Москве или Санкт-Петербурге, предусмотрена повышенная административная ответственность в виде штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб. для граждан РФ, проживающих без регистрации, и в размере от 5 000 до 7 000 руб. для нанимателей или собственников жилого помещения (физических лиц) (ч. 2 ст. 19.15.1 КоАП РФ).

При этом граждане РФ освобождаются от указанной административной ответственности в случае (примечание к ст. 19.15.1 КоАП РФ):

  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта РФ, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

Примечание. Основания для освобождения гражданина РФ от регистрации по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении применяются в случае, если непрерывный срок его пребывания в соответствующем месте не превышает 90 дней (ч. 15 ст. 5 Закона N 5242-1);

  • если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

1.2. Административная ответственность за нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

За нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 1, 2 ст. 19.15.2 КоАП РФ):

  • для граждан — в размере от 2 000 до 3 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 3 000 до 5 000 руб.);
  • для нанимателей и собственников жилого помещения (физических лиц) — в размере от 2 000 до 5 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 5 000 до 7 000 руб.).

Если наниматель или собственник, предоставившие жилое помещение гражданину РФ, нарушили без уважительных причин сроки уведомления МВД России о проживании гражданина в жилом помещении без регистрации, а также если представили заведомо недостоверные сведения о его регистрации (если нет признаков уголовно наказуемого деяния), то предусматривается административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 3 000 до 5 000 руб.) (ч. 3, 4 ст. 19.15.2 КоАП РФ).

1.3. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

За фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Примечание. Под фиктивной регистрацией понимается регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации. Это также его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении или регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) гражданина (ст. 2 Закона N 5242-1).

2. Ответственность иностранных граждан за несоблюдение режима пребывания (проживания) в РФ

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, постоянно или временно проживающие в РФ, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, а также выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

2.1. Административная ответственность за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ

Административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с выдворением за пределы РФ или без такового предусмотрена за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, которое выразилось, в частности, в следующем (ч. 1, 2 ст. 18.8 КоАП РФ):

  • нарушены правила миграционного учета;
  • нарушены правила передвижения, порядок выбора места пребывания или жительства;
  • нарушены правила транзитного проезда через территорию РФ;
  • не исполнены обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных законом;
  • заявленная цель въезда иностранца или лица без гражданства в РФ не соответствует деятельности или роду занятий, которые он ведет во время пребывания (проживания) в РФ.

Кроме того, административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с выдворением за пределы РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином в том числе режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в следующем (ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ):

  • отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ;
  • не подано заявление об утрате документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, если такие документы утрачены;
  • иностранный гражданин уклоняется от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.

Обратите внимание!

За указанные правонарушения, совершенные иностранными гражданами в г. г. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, предусмотрена повышенная ответственность, а именно штраф в размере от 5 000 до 7 000 руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ч. 3, 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ).

2.2. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в РФ

За фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Кроме того, уголовная ответственность предусмотрена за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ (ст. 322.3 УК РФ).

Примечание. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в РФ понимается постановка на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов. Также это постановка на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить эти помещения для пребывания (проживания) (примечание к ст. 322.3 УК РФ).

При установлении факта фиктивной регистрации территориальный орган МВД России снимает иностранного гражданина с регистрации по месту жительства или с учета по месту пребывания (пп. «е» п. 16 Правил).

Связанные вопросы

Как гражданину РФ зарегистрироваться по месту пребывания?

Как иностранному гражданину зарегистрироваться по месту пребывания?

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх