Работа психолога в детском саду

Библиографическое описание:

Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного — быть для людей тем, кому можно довериться. И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар ребенка, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

Когда после института человек приходит работать педагогом-психологом в детский сад, у него за плечами есть только багаж теоретических знаний, а во время работы возникает множество практических вопросов, которые необходимо решать, и в данном случае перед теоретиком встают практические вопросы, которые он обязан решать.

Как писал Хорхе Букай, «Как только готов ученик, то появляется учитель». Так и на деле у педагогов-психологов должны быть наставники (учителя) именно практики, а не теоретики, которые обучат своих учеников тому, чему сами в свое время научились.

Открывая должностную инструкцию и читая ее, можно заметить следующие функции педагога-психолога:

  • Индивидуальная и групповая психологическую диагностика различного профиля и предназначения в соответствии с запросом;

  • Наблюдение за характером взаимоотношений детей в группах и определять особенности их развития;

  • Анализ работы педагогов в группе и оказывать помощь при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей;

  • Индивидуальная работа с детьми в процессе их адаптации к ДОУ.

  • Индивидуальная и групповая работа с детьми с целью определения их готовности к обучению в школе;

  • Психологическое обследование ребенка при переходе в новую возрастную категорию с целью определения динамики его психического развития;

  • Специально обучающие, развивающие занятия и игры для детей, а также тренинги для педагогов и родителей по изменению стиля воспитательных воздействий;

  • Определение умственной, личностной и социально-психологической готовности детей к школьному обучению и учебной деятельности для оптимального выбора учебного заведения.

Таким образом, перед педагогом-психологом встают серьёзные задачи, которые решаются только лишь на практике, а не на уровне теории в большинстве в своем случая.

Сегодня игра, без преувеличения, — самый популярный вид психологической работы с детьми, так и с взрослыми. Существует множество подходов к пониманию психологической игры ее назначения и использования. Игрой называют и психотехнические приемы, с помощью которых за несколько минут можно настроить детей на работу в группе, структурированное действие по правилам, большое и сложное действие и многое другое. В свою очередь, как говорил Д. Б. Эльконин, «С ребенком надо делать все через игру».

Российские психологи придерживаются мнения, что в настоящее время дети стали меньше и хуже играть. Игра уходит из жизни детей, а вместе и с ней — и само детство. Сворачивание игры весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Воспитатели отмечают, что дети, приходящие в детский сад, отличаются по показателям волевого и произвольного поведения: зажаты и скованны или же, напротив, расторможены и неуправляемы.

Таким образом, сейчас детям приходится тяжелее, чем раньше. Психологи, в свою очередь, отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к детскому саду. Они говорят о том, что дети сейчас иначе обращаются друг с другом. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. Многим детям все труднее нормально взаимодействовать с другими…… Сегодня у детей и взрослых больше возможностей выбора, что тоже осложняет взаимоотношения. Многие дети ни в семье, ни в детском саду так и не приобретают этого важнейшего социального навыка, но хорошие педагоги-психологи могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и следовать социальным нормам и правилам.

Отечественная психология признала игры и игрушки ценнейшим средством воспитания, содействующим активизации творческой деятельности детей и всестороннее влияющим на развивающуюся личность.

Так и работа педагога-психолога в детском саду строится, в первую очередь, на игре.

Как сказал один священник, «Психологу надо бы не общению учить, а учить любви. Любовь сама научит всему, но для этого надо быть самому сосудом любви, а не порока».

Литература:

  1. Л. И. Лукина. Охрана труда в ДОУ. Организационные документы, контроль, работа с персоналом. ТЦ «Сфера», Москва 2007

  2. Практическая психология образования. И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др., Москва «Просвещение», 2003

  3. Психологическая наука и образования. 1–2002 год. Московский городской психолого-педагогический институт. Психологический институт Российской акдемиии образования. Международный образовательный и психологический колледж.

  4. Хорхе Букай. Любить с открытыми глазами.

  5. www. igra.php.ru

  6. www. stavschool33.edusite.ru›p40aa1.html

Педагог-психолог в детском саду

Психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

Искусство педагога-психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Психологи в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Помочь воспитателям и призваны психологи. Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.

Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка.

Наблюдение за ребенком в группе — за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима — вот основные вопросы, которыми занимается психолог в детском коллективе.

Как работает педагог-психолог

Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Работа идет как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений.

Психологическое консультирование детей — это особенная форма помощи семье со стороны психолога или психотерапевта, ориентированная на преодоление жизненных трудностей детей и их родителей.

Задача детского психолога — создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы.

Цель консультирования — решить проблему, возникаюшую у ребенка и (или) воспитывающего взрослого путем анализа сложившейся ситуации, нахождения баланса во взаимоотношениях и восстановления благоприятного психологического климата в семье.

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи.В процессе общения психолог создает условия для того, чтобы клиент (родитель-ребенок) осознал свою проблему, понял ее причины и нашел решение.

Формы работы педагога-психолога:

· индивидуальная (в том числе игровая, песочная терапия, арттерапия и др.) и групповая (детские тренинги);

· психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей)

В каких направлениях работает детский психолог:

— Детское индивидуальное психологическое консультирование;

— Психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;

— Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;

— Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню подготовленности к школе и профориентация старшеклассников;

— Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.

С какими проблемами работает детский психолог:

— это социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.

— Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;

— Страхи и тревожность ребенка;

— Проблемы адаптации;

— Проблемы общения со сверстниками;

— Патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.;

— Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;

— Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);

— Задержка психического развития, аутизм и др.- Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.

Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей.

Прежде всего, психолог ДОУ имеет возможность наблюдать своих подопечных (детей) не один год в разных видах деятельности, игре, общении со сверстниками, взрослыми, получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада. Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.

Основные обязанности: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психокоррекция, психодиагностика, психолого-педагогический консилиум.

Начинающий психолог строит свою работу со знакомства с детьми, родителями, воспитателями, другими специалистами детсада; объяснения целей и задач своей деятельности.

Основная цель: обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка. Также необходимо подчеркнуть, что принципы «не навреди» и «во имя ребёнка» являются девизом работы каждого педагога-психолога. Это важно, потому что ребёнок сам не может сформулировать свою потребность в профессиональной психологической помощи, отсутствие которой может привести к развитию неврозов и других нарушений психики и поведения дошкольников.

Существует «этический кодекс психолога»:

Необходимо также подчеркнуть, что психолог в своей работе руководствуется не надлежащими обсуждению правилами:

1) строгое соблюдение конфиденциальности информации;

2) невозможность использования этой информации в манипулятивных целях.

При выяснении представлений педколлектива о работе психолога можно задать вопрос: «В чём, на ваш взгляд, заключается работа психолога в вашем детском саду?»

Наиболее типичные ответы (администрации: заведующая, методист) звучат так: «Конечно, это адаптация детей в детском саду, агрессивные дети, дети с задержкой развития, а также проблемы конфликтов в педколлективе, между воспитателями и некоторыми родителями»; «Хорошо бы позаниматься с такими-то детьми, у которых… (перечисление их поведенческих проблем с точки зрения воспитателя группы), также поговорить с такими-то родителями… (перечисление 2-3 мам, пап или бабушек, с которыми воспитателю трудно добиться взаимопонимания)».

Во время проведения наблюдения за поведением детей в группе со сверстниками, в общении с родителями, с воспитателями, — психолог может столкнуться с неприятными явлениями:

1) восприятие некоторыми педагогами детсада психолога как проверяющего, который имеет полномочия критиковать и оценивать их работу;

2) высокомерие, настороженность и нежелание принимать новые знания, которые могут изменить привычные стереотипы работы;

3) опасения, что психолог в личном общении и на семинарах может спровоцировать на высказывание личной, скрываемой информации;

4) применение педагогом неадекватных наказаний детей, сообщение негативной информации о ребёнке его родителям.

Все эти моменты, если их не скорректировать, не развеять сомнения («Кто такой психолог?»), могут помешать сотрудничеству психолога с воспитателем, уменьшить эффективность всей психологической работы в ДОУ.

При проведении диагностической коррекционной работы с детьми, консультаций с родителями (групповых) воспитатель может быть привлечён психологом как наблюдатель, а лучше участник. Этот несложный приём способствует пониманию воспитателем задач и адекватных методов развивающего взаимодействия взрослого с ребёнком, а также сущности и смысла работы психолога в ДОУ.

Специфику работы психолога необходимо учитывать при оказании содействия ему в составлении расписания занятий наравне с занятиями других педагогов детского сада (т.к. специалистам строго запрещено брать детей с основных занятий).

Психолог не имеет возможности в силу распорядка дня пребывания детей в детском саду и своего графика работы детально охватить диагностико-коррекционной работой всех детей дошкольного учреждения. Выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

1. Адаптация ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.

Уровень развития детей младшей группы целесообразно определять в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводить коррекционно-развивающую работу. (Если работа с младшими детьми включается в работу психолога администрацией ДОУ).

В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости можно спланировать ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, спонтанности, креативного воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах.

В старшей и подготовительной к школе группе психолог тестирует детей на предмет готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер проявляется не сразу, а примерно через 3 месяца и больше, если работа будет вестись регулярно (1-2 раза в неделю).

В подготовительной к школе группе проводится родительское собрание, где родителей необходимо познакомить с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настроить на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя.

Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи. Затем психолог разрабатывает свою программу или же может воспользоваться уже имеющимися программами.

Пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду является важной задачей педагога-психолога.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх