Работа уполномоченного по правам ребенка в школе

Основными целями и задачами уполномоченного образовательного учреждения являются:

  • правовое просвещение участников образовательного процесса;
  • защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении;
  • формирование правового пространства в образовательном учреждении;
  • формирование правовой культуры и правового сознания;
  • формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;
  • совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.
  • всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
  • оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
  • профилактика нарушений прав ребенка;
  • Школьный уполномоченный содействует исполнению законов «Об образовании» РФ и области, совершенствованию Правил школьной жизни и входит в систему взаимоотношений учреждения.

Кто может стать школьным уполномоченным?

Уполномоченным может быть только совершеннолетний участник образовательного процесса (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель). Уполномоченным не может быть избран участник образовательного процесса, занимающий административную должность в школе.

Он избирается на общем собрании участников образовательного процесса путем тайного голосования большинством, не менее 2/3 голосов участников собрания и на срок, установленный собранием, но не менее одного учебного года. Уполномоченный может назначать себе помощников из числа участников образовательного процесса, в том числе не менее 3-х школьников. При вступлении в должность уполномоченный приносит присягу, в которой обязуется действовать, руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Уставом школы, Правилами школьной жизни. Уполномоченный при осуществлении своих функциональных обязанностей независим и неподотчетен школьным органам и должностным лицам, но его деятельность не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра.

В то же время, уполномоченный не принимает административных решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.

Обращения по вышеуказанным вопросам направляются Уполномоченному по правам ребенка или Уполномоченному по правам человека области. В случае, когда школьный уполномоченный не может достичь соглашения сторон при разрешении жалобы, он также обращается к Уполномоченному по правам ребенка.

По окончании учебного года школьный уполномоченный представляет совету школы, педагогическому совету и Уполномоченному по правам ребенка в области доклад о своей деятельности.

Поскольку уполномоченные работают на общественных началах, для них предусматривается доплата из фонда экономии оплаты труда образовательного учреждения с целью материального поощрения.

Каковы результаты работы школьных уполномоченных?

В Саратовской области только за 2006-2007 учебный год в адрес уполномоченных поступило 7289 обращений по вопросам разъяснения прав и обязанностей участников образовательного процесса, защиты их прав и достоинства. Наибольшее количество обращений принадлежит учащимся 4301 (59% от общего количества), 1654 (22,69%) жалоб поступило от родителей и 1334 обращения (18,3%) написаны учителями.

Мониторинг обращений, проводимый на протяжении ряда лет в образовательных учреждениях обоих субъектов, показал, что ситуация меняется в лучшую сторону. С каждым годом уменьшается количество обращений, связанных с внутренними конфликтами и увеличивается количество консультаций по правовым вопросам. Это характеризует изменения самой школьной среды: переключение на конструктивность в решении конфликтов, повышение интереса участников образовательного процесса к правовому образованию.

А самое главное – конечный результат: он позитивный. Деятельность уполномоченных способствовала не только защите прав несовершеннолетних, но и улучшению психологического климата в учреждениях в целом, уменьшению числа правонарушений среди подростков, развитию инновационных форм правовой работы и, как следствие, повышению правовой осведомленности. Дети, родители и педагоги в большей степени осознали, что закон – не цель, а средство для развития толерантных отношений.

Источник: Администрация Ростовской области

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Должность Уполномоченного по правам человека (ОМБУДСМАН) учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года (предусмотрена пунктом «д» части 1 статьи 103) и призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод, «лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц»(Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации»)
Уполномоченный по правам участников образовательного процесса (ОМБУДСМЕН) — это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом наделяется полномочиями по соблюдению законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения нрав всех участников образовательного процесса.

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

Уполномоченный по правам в образовательном учреждении — ЭТО взрослый участник образовательного процесса, к которому можно обратиться:
» если считаете, что Ваши права или права Вашего ребенка нарушены как участника образовательного процесса
» если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребенком и учителем, классным руководителем, администрацией школы
» за правовой консультацией (в рамках функционирования школы)
» за информацией о существующих нормативных гигиенических требованиях к организации учебного процесса
» если хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию образовательного учреждения.

Организационно-правовые основы деятельности Уполномоченного:
В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, иными российскими и международными документами, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.

Основные цели и задачи Уполномоченного

» всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса
» оказание помощи законным представителям в регулировании детско-родительских взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у участников образовательного процесса навыков самостоятельной жизни
» обеспечение взаимодействия семей, учителей, законных представителей и участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав
» содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

Права и обязанности Уполномоченного

Уполномоченный имеет право:
» посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления и педагогического совета и совещания при директоре общеобразовательного учреждения
» получать пояснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса
» проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку фактов нарушения прав, свобод и интересов участников образовательного процесса
» заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательного процесса
выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса.
Уполномоченный обязан:
» содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров
» вносить рекомендации (письменные и устные), предлагать меры для разрешения конфликта
» предоставлять свое мнение, оценки и ‘ предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса органам самоуправления образовательного учреждения, педагогическому совету и администрации образовательного учреждения
» предоставлять педагогическому совету образовательного учреждения, Уполномоченному по правам человека в Московской области отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями по окончании учебного года
» не разглашать конфиденциальные сведения, без согласия заявителя.

Выписка из протокола заседания Управляющего Совета ГБОУ СОШ №597 от 19.03.2012

П.1 Управляющий Совет рассмотрел и обсудил Положение об Уполномоченным в ГБОУ СОШ № 597.

П.2 Кандидатура Ильиной Е.Г., заместителя директора по социальной защите, предложенная на должность уполномоченного по правам ребенка в ГБОУ СОШ № 597 была утверждена в результате тайного голосования.

Управляющий Совет единогласно решил:

П.1 Принять положение об уполномоченном по правам ребенка в ГБОУ СОШ №597.

П.2 Назначить Ильину Е.Г. уполномоченным по правам ребенка ГБОУ СОШ №597 сроком на три года.

Реализация заданных направлений:

Основной работой уполномоченного является рассмотрение жалоб и разрешение конфликтных ситуаций. Но параллельно с этим необходима профилактическая линия в работе, т.е. проведение ряда мероприятий, направленных на изучение правовых норм поведения, законодательных актов. Профилактическая работа позволит не только усвоить свои права и обязанности, как гражданина, но и научит грамотно выходить из конфликтных ситуаций.

Администрация школы относится с большим вниманием к становлению института уполномоченного в школе. Руководитель учреждения постоянно проявляет интерес ко всем мероприятиям, связанным с деятельностью уполномоченного в школе, оказывает психологическую поддержку.

Права участников образовательного процесса

Положение об уполномоченном по правам ребенка в образовательного учреждения САО г.Москвы ГБОУ СОШ № 597

План основных мероприятий «Соблюдение и защита прав ребенка на 2014-2015 учебный год

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх