Работать психологом без образования

Особенности работы психолога

Многие из тех, кто задумывается о получении специальности психолога, достаточно слабо представляют себе, чем они могут заниматься. Различные области применения психологических знаний часто смешиваются в голове. Согласитесь, работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому, еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может работать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы заниматься. Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в работе с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто-то с самого начала знает, что его путь — это частная психологическая практика, со своим кабинетом. Кто-то выбирает научно-исследовательское направление.

Все эти направления — очень разные. В каждом их них необходимы разные навыки, умения, опыт. Даже внутри одной сферы деятельности можно заниматься самыми разными вещами. Например, частнопрактикующий психолог может работать с детьми, с семьями, или с конкретными проблемами. Психолог в школе может работать с родителями, с детьми и с педагогами, проводить занятия, заниматься психологической диагностикой.

Если направление будущей профессиональной деятельности известно заранее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если определиться очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред — они, скорее, позволят расширить кругозор, лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы заниматься.

В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной. Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление). Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умеющие общаться, востребованы везде и всегда.

Окончив обучение, молодой специалист может работать:

    • психологом-консультантом в системе образования и дошкольного воспитания в социальной сфере; в службе психологического консультирования (семейное, индивидуальное, коучинг);
    • в больницах и поликлиниках;
    • преподавать психологию в вузах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах;
    • в кадровой службе (помощник директора, рекрутер, менеджер или директор по персоналу);
    • в торговле (от продавца в элитном бутике, администратора и супервайзера до корпоративного тренера).

Получение диплома для психолога — только начало. Нужно выбирать сферу приложения сил, терпеливо накапливать опыт и «учиться, учиться и еще раз учиться». Хороший психолог без работы не останется.
Психолог с образованием, но без опыта работы может рассчитывать на работу в школах, детских садах, государственном психологическом центре и т.д.
Психолог-специалист с опытом работы от трех лет, может продолжать совершенствоваться профессионально или, поменяв сферу деятельности, может заняться кадровой работой, администрированием, продажами, начиная с низшей или средней ступени.
Психолог-профессионал с опытом работы от пяти лет может работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием, устроится бизнес-тренером, стать директором по персоналу или генеральным директором.

Чтобы добиться успеха, психолог должен быть: личностно зрелым человеком (аутентичным), обладать жизненным опытом, высоким интеллектом, эрудицией, эмоциональной устойчивостью и компетентностью, чувством юмора и обаянием.

Представим, что вы решили работать в области психологии, в сфере образования, бизнеса, культуры, социальной сфере. Известно ли вам, какие специалисты нужны в этих областях, и чем конкретно они занимаются? Вот неполный их список:
Организационный психолог — решает задачи оптимизации использования человеческих ресурсов в учреждениях, фирмах, общественных объединениях. Это, прежде всего, все виды кадровой работы — от подбора персонала до разработки кадровой политики фирмы, помощь руководителям, обеспечение внешних связей организации с общественностью.
Юридический психолог работает в сфере правовых взаимоотношений, чаще всего в тесном контакте с юристами различного профиля. Это может быть работа с личным составом правоохранительных органов, включая специальные подразделения, в учреждениях исполнения наказаний. Юридический психолог может стать незаменимым помощником адвокатов, участвуя в судебных процессах как со стороны истца, так и со стороны ответчика.
Клинический (медицинский) психолог — это специалист, который берет на себя ответственность за организацию специального процесса, в ходе которого клиент приобретает способность решать свои жизненные затруднения. Традиционно клинический психолог занимается психодиагностикой (например, в ходе медико-социальной экспертизы), консультированием (неврачебной психотерапией) и реабилитацией (восстановлением утраченных психических и физических возможностей). В последнее время все большее развитие получают такие современные направления работы клинического психолога как нейропсихология, психофармакология.

Где может работать клинический психолог?

В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей.
Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля.
Третья важная сфера — это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате произошедших чрезвычайных событий: катастроф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д.
Еще одна важная сфера и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога — это пенитенциарная система, активно развивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов.
Наконец — это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии.
Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.

Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная профессиональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентноспособными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.

Кем работают специалисты практической психологии? В большинстве своем клиническими психологами в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологических диспансерах, детских реабилитационно-восстановительных центрах, центре патологии речи, а также на предприятиях в отделах по управлению персоналом.

Психолог в системе образования проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).

Практический психолог — специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психолог-консультант. Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе».

В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов:

    • улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
    • изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
    • способность принять решение;
    • способность осуществить принятое решение;
    • подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
    • получение поддержки;
    • приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
    • поиск и изучение альтернатив;
    • получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
    • развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
    • получение информации;
    • реагирование на действия других людей и ситуацию.

Консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.
Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.
Безусловно, что, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.

Владимир Реданский 286 3 года назад Криминалист. Юридический психолог. Стар и ворчлив. Пользователю можно задать вопрос

В основном юридическая психология — это некое совмещение психологии и деятельности следователей, деятельность исправительных учреждений, сферы судопроизводства. В свою очередь юридическая психология делится на криминологическую, пенитенциарную и судебную.

Криминологическая психология занимается изучением личности преступника, его психологическими проблемами, изучает поведение и мотивы.

Судебная психология изучает психологический аспект поведение всех участников судебного процесса, в частности — психологию дачи показаний свидетелями, особенности поведения обвиняемого, психологические аспекты допроса. Часто обращаются к психологам для проведения психологической экспертизы.

Пенитенциарная психология занимается изучение психологию заключенных, занимается коррекцией их поведения и личности, проводят разные психологические тесты и эксперименты, по типу пет-терапии.

Это в общих чертах, с удовольствием отвечу на интересующие вопросы.

Владимир Реданскийотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 7 -1

Кажется, что в работе психолога главное ー уметь выслушать пациента и направить его мысли в нужное русло. Разве врождённая чуткость и жизненная мудрость не заменят таланту университетскую скамью? Разберёмся, нужно ли психологу высшее образование или можно обойтись профильными курсами.

В профессии существует ряд специализаций, каждая из которых подразумевает разный уровень образования и профессиональный опыт.

Медицинское образование нужно психотерапевту. Этот специалист работает в поликлиниках и больницах. Лечит расстройства психики: депрессии, навязчивые состояния, неврозы и фобии. Имеет право выписывать рецепты на лекарства. Может выполнять функции психолога, так как хорошо знаком с методиками работы этого специалиста.

Детский психолог может иметь как высшее медицинское, так и гуманитарное образование. Коррекционной работой с детьми и лечением может заниматься только специалист с медицинским образованием. Работать с личностными, семейными проблемами может психолог, имеющий специализацию или прошедший дополнительное обучение по детской психологии.

Организационный психолог консультирует персонал или работает в кадровой службе. Такой специалист подбирает персонал, оценивая личностные качества соискателя, проводит профессиональные тренинги, консультирует руководителей по вопросам управления. Организационному психологу достаточно иметь оконченное образование по профилю «Общая психология» и прохождение курсов дополнительного профессионального образования или окончание университета по специальности «Психология служебной деятельности».

Психолог‑консультант занимается помощью людям, столкнувшимся с жизненными или профессиональными проблемами. Специалист проводит с клиентом беседы, которые способствуют нахождению новых путей для выхода из сложной ситуации. Такие специалисты получают высшее психологическое образование, работают в консультациях или ведут частную практику.

Педагог‑психолог работает в детских садах, школах, училищах, колледжах. Специалист помогает детям справиться с личными и учебными трудностями, находит индивидуальный подход к обучению, занимается профориентацией. Работать педагогом‑психологом может человек с базовым психологическим образованием или педагог, прошедший соответствующий курс профессиональной переподготовки.

О том, может ли стать психологом человек без профильного образования и кому подойдут курсы дополнительного образования по психологии, мы спросили у Марии Бородиной, ректора «Института профессионального образования».

Можно ли работать психологом без образования в области психологии?

– На этот вопрос можно ответить по‑разному. Мы все считаем себя лучшими психологами, врачами, учителями. Но именно в тех вопросах, которые касаются нас самих, наших родных и близких. Мы скорее любители, бытовые консультанты, «жилетки». Незнакомые человек не доверит вам решение своих психологических проблем и проблем близких людей, если вы не профессионал.

С юридической точки зрения работать психологом без профильного образования нельзя. Должности «Психолог», «Психолог в социальной сфере» или «Педагог‑психолог» может занять только специалист, имеющий профильное высшее образование.

С 2016 года происходит ужесточение требований к соответствию сотрудников занимаемой должности. В скором времени человек без психологического образования не сможет работать психологом.

Можно ли работать психологом после окончания курсов профессиональной переподготовки, не имея психологического образования?

– Такая практика действительно есть. Обычно подобная ситуация касается малой части педагогов или педагогов‑воспитателей, которые сначала занимали должность психолога по совместительству. Особенно это было характерно для малокомплектных школ в России.

Кому подойдут курсы профессиональной переподготовки по психологии?

– Курсы профессиональной переподготовки по психологии подойдут в первую очередь педагогам, воспитателям, педагогам‑психологам, психологам.

Педагогам и воспитателям эти курсы необходимы, поскольку для эффективного процесса обучения и воспитания детей, подростков, молодых людей требуются знания о психологических особенностях каждого возраста, особенностях когнитивных процессов.

Педагогам‑психологам и психологам курсы профессиональной переподготовки могут потребоваться, если с момента получения диплома о профильном образовании и начала профессиональной деятельности проходит несколько лет. Также курсы профессиональной переподготовки по профилю желательно проходить один раз в пять лет.

Важно ли для психолога непрерывное обучение?

– Скажем так, непрерывное обучение необходимо каждому человеку в независимости от его должности. Постоянно обучение и развитие должно быть направлено как на развитие личностных качеств, так и профессиональных.

От профессионализма психолога зависит решение внутренних проблем человека, а значит его карьера, личная жизнь и внутренний мир. Экономика, образование, наука – все отрасли нашей жизни меняются постоянно, это непрерывный процесс развития. Появляются другие точки зрения на существующие процессы и явления, новые результаты психологических исследований. И всё это необходимо знать уважающему себя и своих клиентов специалисту.

Мы узнали, что без профильного образования работать психологом не получится. Для начала карьеры необходимо закончить высшее образование хотя бы по профилям «Общая психология» или «Клиническая психология». Далее профессионально развиваться можно на курсах и тренингах для психологов.

Декан

БУБНОВ Юрий Александрович

Адрес: г. Воронеж, пр. Революции, 24, корпус 3, к. 301(3)

Телефон: +7 (473) 220-82-52

E-mail: deanery@phipsy.vsu.ru

Официальный сайт: www.phipsy.vsu.ru

Кафедры

  • Кафедра общей и социальной психологии
  • Кафедра истории философии и культуры
  • Кафедра онтологии и теории познания
  • Кафедра педагогики и педагогической психологии

Краткая история

Факультет философии и психологии был создан в 1996 году и в этом же году состоялся первый набор студентов на отделения философии и психологии.

В августе 1998 г. была организована и включена в состав факультета кафедра психологии (путем разделения общеуниверситетской кафедры педагогики и психологии на две самостоятельные). В 2004 году кафедра психологии была переименована в кафедру общей и социальной психологии.

В сентябре 1998 г. были организованы и вошли в состав факультета кафедра истории философии и кафедра систематической философии (последняя на базе общеуниверситетской кафедры философии). В 2006 году кафедра систематической философии была переименована в кафедру онтологии и теории познания.

Общеуниверситетская кафедра культурологии (год создания – 1994) получила лицензию на открытие специальности «Культурология» в 1998 году и с 1999 года вошла в состав факультета философии и психологии. Первый набор студентов на отделение культурологии состоялся в 2000 году.

В 2002 году была включена в структуру факультета общеуниверситетская кафедра педагогики, в 2003 году переименованная в кафедру педагогики и педагогической психологии. В 2003 году была переведена с филологического на факультет философии и психологии специальность «Социальная педагогика». Самостоятельный набор на эту специальность факультет начал осуществлять с 2003 года.

В 1998 году был создан Ученый совет факультета и состоялись первые выборы декана факультета. Им был избран и.о. декана, доцент кафедры истории философии Ю.А. Бубнов. До настоящего времени Ю.А. Бубнов, ныне доктор философских наук, профессор, проректор по контрольно-аналитической и административной работе, является бессменным руководителем факультета.

На факультете имеется аспирантура по философским (09.00.01 – онтология и теория познания, 09.00.05 – этика, 09.00.08 – философия науки и техники, 09.00.11 – социальная философия), педагогическим (13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования), психологическим (19.00.05 – социальная психология, 19.00.07 – педагогическая психология) и культурологическим специальностям (24.00.01 – теория и история культуры).

На факультете действуют два диссертационных совета:

  • по философским специальностям Д 212.038.01 (09.00.01 – онтология и теория познания, 09.00.11 – социальная философия)
    председатель – доктор философских наук, профессор А.С. Кравец,
    зам. председателя – доктор философских наук, профессор Е.Н. Ищенко;
  • по педагогическим специальностям Д 999.010.03 (13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – теория и методика профессионального образования)
    председатель – доктор педагогических наук, профессор Н.И. Вьюнова,
    зам. председателя – доктор педагогических наук, профессор Т.М Давыденко,
    зам. Председателя – доктор педагогических наук, профессор В.К. Елисеев.

Сегодня факультет реализует основные образовательные программы высшего образования по специальности «Психология служебной деятельности» и по пяти направлениям бакалавриата и магистратуры: «Философия», «Психология», «Культурология» и «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование» и по четырем направлениям аспирантуры: «Философия, этика и религиоведение», «Психологические науки», «Культуроведение и социокультурные проекты», «Образование и педагогические науки».

В структуру факультета входят 4 кафедры, кабинет психологии, лаборатория практической психологии, кабинет информационных технологий.

С 1996 по 2016 годы факультет осуществил 16 выпусков, из них: 314 философов, 957 психологов, 173 культуролога, 131 социальный педагог, 39 педагогов-психологов. Таким образом, всего подготовлено 1614 специалистов, из которых 366 получили дипломы с отличием. За эти годы из выпускников факультета 53 философа, 27 психологов, 11 культурологов, 9 социальных педагогов обучались в аспирантурах по философским, психологическим, педагогическим специальностям в Воронежском государственном университете, других вузах Воронежа, Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском городском психолого-педагогическом университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Институте психологии РАН. Всего выпускниками факультета защищены 42 кандидатские диссертации.

За годы существования факультета существенно вырос его научно-методический потенциал. Преподавателями факультета защищено 38 диссертаций, из них 11 диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, 27 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.

Факультет неоднократно был организатором ряда крупных научных мероприятий. Ежегодно весной на факультете проводится традиционная Научная сессия, включающая в себя кафедральные конференции преподавателей, студенческую научную конференцию и факультетскую (заключительную) конференцию преподавателей, аспирантов и студентов.

За последние 5 лет преподавателями факультета опубликовано 1600 печатных работ: учебников, учебных и учебно-методических пособий, методических указаний, научных и научно-методических статей, вышли в свет 52 индивидуальные и коллективные монографии.

Специальность

  • Психология служебной деятельности

Направления бакалавриата

  • Философия (профили «Теоретико-методологический» и «Социально-аксиологический»)
  • Психология («Социальная психология», «Военная психология» и «Психология личности»)
  • Культурология (профиль «Управление в социокультурной сфере»)
  • Психолого-педагогическое образование (профиль «Специальная психология и педагогика»)

Направления магистратуры

  • «Философия» (программа «Онтология и теория познания»)
  • Психология (программы «Социальная психология», «Клинико-психологическое сопровождение личности», «Психология личности», «Психологические и психолингвистические основы социально-ориентированного общения»)
  • Психолого-педагогическое образование (программы «Психология образования» и «Психология и педагогика творческой деятельности»)
  • Культурология (программа «Управление в социокультурной сфере»)
  • «Педагогическое образование» (программы «Педагогический менеджмент и инновации в образовании», «Педагогический дизайн»)

Направления аспирантуры

  • Философия, этика и религиоведение (направленности «Онтология и теория познания», «Социальная философия», «Этика»)
  • Психологические науки («Социальная психология», «Педагогическая психология»)
  • Культуроведение и социокультурные проекты (направленность «Теория и история культуры»)
  • Образование и педагогические науки (направленность «Общая педагогика, история педагогики и образования»)

Формы обучения

  • Очная (специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура)
  • Очно-заочная (магистратура)
  • Заочная (аспирантура)

Продолжительность обучения

Профессорско-преподавательский состав

  • 14 докторов наук, профессоров и 35 кандидатов наук, доцентов

Образовательная база/ресурсы

  • Кабинет психологии
  • Лаборатория практической психологии
  • Кабинет информационных технологий

Дополнительная информация

  • Выпускники факультета трудоустраиваются в сферах общего, высшего и специального образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, социально-политического консалтинга, производственного и банковского менеджмента, в различных силовых структурах.

Научная база/ресурсы

  • Кабинет психологии
  • Лаборатория практической психологии
  • Кабинет информационных технологий

Международное сотрудничество

Международные программы и проекты

  • Европейский проект ТЕМПУС/ТАСИС совместно с Институтом Философии Католического университета г. Лёвен (Бельгия), Университетским колледжем г. Гэлуэй (Ирландия), Университетом г. Гранада (Испания)
  • «Консорциум для гуманитарных и социальных наук» (грант IREX), грант IREX для Targeted Exchanges Program (Международный Консорциум по Гуманитарным и Социальным Наукам при финансовой поддержке Карнеги Корпорейшн, г. Нью-Йорк
  • Грант Калифорнийского университета для иностранных ученых «University of California Grand for foreign publications»
  • Международный Конвент Американской Ассоциации Славянских Исследований AAASS (г. Бостон, США)
  • Международный Конгресс «Человек и общество: перспективы в ХХI веке», организованный Центром Философских Исследований философского факультета Католического университета г. Брага (Португалия)
  • Научный форум в Восточно-Мичиганском университете (США)
  • Историко-образовательный форум «Future world´s image of educational system» (Китай)
  • Международная программа повышения квалификации руководящих работников и специалистов по курсу «Менеджмент в образовании» (Италия)

Международное сотрудничество в области образования

Факультет активно взаимодействует с Центрально-Европейским Университетом (г. Будапешт, Венгрия). В настоящее время активно развивается сотрудничество с университетом г. Монастир (Тунис). Налажено сотрудничество с психологами зарубежных вузов и профессиональных психологических организаций: с профессором М. Баниюнесом из университета г. Амман (Иордания), с доктором Е. Бороховским из университета Конкордия г. Монреаль (Канада), с профессором университета Адельфи г. Нью-Йорка, доктором Р. Борнштейном (США), с вице-президентом Европейской ассоциации Гештальт-терапии, директором Французского Гештальт-института Ж.-М. Робином (Франция), с президентом Итальянской ассоциации Гештальт-терапии М. Спаньоло-Лоб (Италия).

Активно развивается студенческая мобильность. Студенты факультета ежегодно обучаются по программам включенного обучения в университетах Бельгии, Венгрии, Германии, Китая, США, Эстонии и других стран. Одновременно западноевропейские студенты приезжают на стажировки по направлениям «Психология», «Культурология» (из вузов Германии, Венгрии, Эстонии и др.). Образовательные программы факультета становятся все более популярными среди зарубежных студентов. Число иностранных обучающихся на факультете выросло с одного в 2007 г. до десяти в последние годы. Это представители Бенина, Вьетнама, Ганы, Замбии, Израиля, Сербии. Кроме того, начиная с 2012 г., в магистратуре по направлению «Психология» ежегодно обучаются иностранные студенты (Израиль, Ирак, Иран, Палестина, Таиланд).

Выпускники факультета философии и психологии успешно реализуют свои профессиональные навыки и компетенции не только на территории различных регионов России, но и в других странах, в частности в Великобритании (детский и семейный психолог), Израиле (клинические психологи), США (детский психолог), Японии (социальный психолог), Киргизии (юридический психолог), Украине (школьные психологи), Таджикистане (психолог университета г. Душанбе).

Клинический психолог – человек, специализирующийся на психологической диагностике, консультировании, разных видах психотерапии. Изучает психические явления и нарушения через призму их взаимосвязи с различными заболеваниями. Клиническим психологом может стать абитуриент, который любит биологию, математику, обществознание.

Краткое описание

Методы клинической психологии используются в классической медицинской практике. Эта область стала активно развиваться в конце XIX века, она тесно связана с психиатрией. Существует несколько разделов клинической психологии: психотерапия, нейропсихология, психосоматика и другие. Клинические психологи обладают глубокими знаниями в сфере анатомии и медицины. Направление широкопрофильное, ведь специалисты несут ответственность за гармоничное развитие психики, адаптацию, психологическую поддержку и реабилитацию пациентов.

Особенности профессии

Клинические психологи чаще всего взаимодействуют с людьми, которые испытывают сложности в вопросах, связанных с адаптацией, самореализацией, становлением личности. Эти процессы зависят от социального, духовного и физического состояния пациента. Клинические психологи используют следующие методы:

  • беседы, наблюдение;
  • психофизические, анамнестические, биографические, экспериментально-психологические методы;
  • изучение продуктов деятельности и творчества.

Клинический психолог в вузе изучает целый комплекс естественнонаучных дисциплин, а также анатомию ЦНС, нейропсихологию и нейрофизиологию, психодиагностику и т. д. Дипломированные специалисты выполняют следующие виды работ:

  • сбор анамнеза, выполнение психодиагностики;
  • разработка мер, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния пациента;
  • оказание помощи в самоидентификации, социальной адаптации, налаживании внутрисемейных отношений;
  • подготовка схемы медикаментозного лечения при необходимости;
  • проведение психологической экспертизы;
  • социальная деятельность в рамках помощи незащищенным слоям населения: дети, инвалиды и т. д.;
  • составление заключений по итогам выполненной работы.

Они работают с разными группами людей. Оказывают помощь пациентам, которые перенесли психологическую травму, страдают от приобретенных или врожденных заболеваний, испытывают потребность в социальной адаптации, например, после отбывания наказания в тюрьме. Обратите внимание на то, что клинические психологи не работают с тяжелыми психическими состояниями: шизофрения, биполярное аффективное расстройство и другие.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Клиническая психология – популярное направление, в услугах этих специалистов заинтересованы пациенты любого возраста.
  2. Огромный выбор форм профессиональной деятельности: частная практика, корпоративная или научная работа, вебинары и т. д.
  3. Высокий уровень дохода, который напрямую зависит от активности и профессионализма клинического психолога.
  4. Профессия подходит для людей с ограниченными возможностями (нарушение функции верхних и нижних конечностей), ведь можно предоставлять услуги в формате Skype-конференций.

Минусы

  1. Выпускники вузов, не имеющие опыта, испытывают сложности при поиске постоянной работы или частных клиентов.
  2. Длительный и сложный процесс установления коммуникативных связей, доверительных отношений с пациентами.

Важные личные качества

Клинический психолог является собранным, внимательным и очень корректным человеком. Он склонен к длительному общению, постоянному мозговому штурму, умеет держать дистанцию и правильно расставлять приоритеты. Отличается объективностью, терпеливостью, деликатностью, порядочностью.

Обучение на клинического психолога

Профессию невозможно освоить на курсах или в ссузе, поэтому путь абитуриента, решившего изучать этот раздел психологии, лежит в вуз. Стоит сделать выбор в пользу специальности «Клиническая психология» (код: 37.05.01). Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по следующим предметам:

  • биология – профильный экзамен;
  • русский язык – обязательный экзамен;
  • обществознание, математика, иностранный язык – на выбор вуза.

Направление подготовки имеет множество профилей: «Патопсихологическая диагностика и психотерапия», «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология» и другие. Срок обучения составляет 5 лет, профессия не требует прохождения последующей подготовки в ординатуре. Документы можно подавать в медицинские или многопрофильные вузы, в которых открыта рассматриваемая программа.

Вузы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Клиническая психология (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Клиническая психология (Уральский гуманитарный институт УрФУ) Челябинский государственный университет Клиническая психология (Факультет психологии и педагогики) Российский государственный гуманитарный университет Клиническая психология (Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ) Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова Клиническая психология (Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова)

Лучшие вузы для клинического психолога

  1. РНИМУ им. Н. И. Пирогова.
  2. РГГУ.
  3. МГМСУ им. А. И. Евдокимова.
  4. МГУ им. М.В. Ломоносова.
  5. МГППУ.
  6. РГПУ им. А. И. Герцена.
  7. ПСПбГМУ.
  8. УрФУ.
  9. КФУ.
  10. ЮУрГУ (НИУ).

Курсы

ВГАПС

В академии открыто более 20 программ, которые могут заинтересовать клинического психолога. Доступны курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, форма обучения – дистанционная.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх