РАО защита авторских прав

Российское авторское общество (РАО)

Сообщите всем о своих авторских правах
Депонирование произведения Оформление авторского права

Российское Авторское Общество (РАО) — общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. РАО является организацией по управлению авторскими правами на коллективной основе.

Российское Авторское Общество (РАО) создавалось путем неоднократной реорганизации и в советское время имело название ВААП (Всероссийское агентство по авторским правам)

Как общественная организация (ОО) РАО действует на основе принципов членства авторов физических лиц. Юридические лица не могут становиться членами РАО.

Общество осуществляет коллективное управление авторскими правами на всей территории Российской Федерации и имеет представительства в большинстве регионов России.

Устав РАО зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 г.

Тел. : +7 (495) 697-3777
Факс: +7 (495) 609-9363
Почтовый адрес: 123995, ГСП-5, г. Москва, ул. Большая Бронная, д. 6А (м. Пушкинская), сайт РАО: www.rao.ru

Главные задачи Российского авторского общества — РАО

  • Управление имущественными авторскими правами авторов на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи);
  • Содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе, а также регистрацию авторских прав;
  • Представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях, а также за рубежом в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми обществами — партнерами РАО.

На сегодняшний день РАО — крупнейшая из российских организаций по охране и реализации авторских прав. Имеет договоры более чем с 20 000 авторов, преимущественно композиторов и авторов текстов песен.

РАО осуществляет коллективное управление правами и масштабное лицензирование использования произведений при:

  • телевизионном вещании
  • радиовещании
  • концертной и театральной деятельности
  • публичном исполнении в барах, ресторанах, гостинницах и других общественных местах
  • механической записи, т.е. записи на носителях музыкальных произведений
  • других аналогичных видах использования

Портал Копирайт.ru осуществляет независимый обзор и мониторинг информации о деятельности Российского Авторского Общества:

26.07.2010 Авторы могут быть довольны сборами, распределением гонораров и налогами

Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) за 2009 год собрали авторских отчислений приблизительно на 3,3 млрд. рублей >>>

08.07.2010 Кабельное вещание против условий РАО

Оператор кабельного вещания выступает против полномочий Российского авторского общества устанавливать финансовые условия лицензионного соглашения >>>

24.06.2010 Малый бизнес обсуждает РАО

Вопрос защиты авторских прав в нашей стране — один из самых насущных, и деятельность Российского авторского общества требует к себе повышенного внимания >>>

21.06.2010 Новые инициативы Российского авторского общества

Российский союз правообладателей усиливает позиции как претендент на получение государственной аккредитации на сборы вознаграждения >>>

17.05.2010 Предприниматели ждут разъяснений от Российского авторского общества

Большинство предпринимателей в принципе готовы платить за публичное исполнение музыки, но только в том случае, когда в договоре будет все четко регламентировано и обосновано, включая тарифы вознаграждения>>>

14.04.2010 РАО прошло с очередными проверками

В Волгограде провели проверки в торговых организациях, на предмет законности исполнения музыкальных композиций>>>

08.04.2010 РАО оправдывают сторонники

Композиторы, исполнители и актеры подписали открытое письмо Владимиру Путину в защиту РАО>>>

25.03.2010 РАО предлагает изменить Гражданский кодекс ко Дню Победы

РАО адресовало обращение в Госдуму с просьбой рассмотреть предложение внести изменения в Гражданский кодекс РФ.>>>

17.03.2010 Новая строка расходов — отчисления правообладателям и авторам музыки

Это рождение нового «налога за воздух» — полагают эксперты в области авторского права. >>>

04.03.2010 Российское авторское общество РАО предлагает новые пути борьбы с пиратством в Сети

Для борьбы с пиратами, незаконно скачивающими музыку из Интернета, РАО собирается создать новую организацию>>>

01.02.2010 Кабельное ТВ хочет соблюдать авторские права

Ассоциация кабельного телевидения и Российское авторское общество РАО планируют подписать лицензионное соглашение об авторских отчислениях>>>

25.01.2010 Кинотеатры опять нарушают авторские права композиторов

Директора кинотеатров считают, что производить отчисления в РАО они должны когда сами авторы музыкальных произведений к фильмам лично потребуют авторского вознаграждения>>>

05.01.2010 Авторские права в концертной деятельности и взаимоотношения с РАО

Концертные организации надеются найти общий язык и выработать нормальные рабочие взаимоотношения между концертными организациями и Российским Авторским Обществом

Финансы за романсы — Российская Газета рассматривает «новую» для сферы авторского права проблему использования музыки в местах общественного питания. Одним из участников, принимавших непосредственное участие в обсуждении и решении данной проблемы, была РАО. В статье присутствует мнение специалистов Ассоциации по вопросу, краткий экскурс в историю образования РАО и обзор направлений деятельности организации.

Российское авторское общество собрало в 2005 году для вознаграждения авторов более миллиарда рублей — название заметки говорит само за себя. Краткое информационное сообщение о том, как работала РАО в 2005 г.оду.

В России процветает «подпольное» караоке — статья РБК: о караоке в целом и об определении понятия «караоке» в Уставе РАО в частности.

РАО взыскало авторские отчисления с концерта Gipsy Kings (Manolo) — о незаконном использовании названия известной группы и о том, что в связи с этим предприняла Российская Авторская Организация.

Авторские права и их защита в интернете — большой материал о защите авторских прав на просторах мировой сети, есть информация и о возможностях, которые предоставляет в этом отношении РАО.

Мосгордума объявляет бой пиратству — об участии РАО и других организаций по защите авторских прав в «противопиратских» акциях Мосгордумы.

Статьи и новости по теме:

27.09.2018 Роскомнадзор заявляет президенту о гигантской работе

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался

03.12.2014 Конституционный суд о противоречиях коллективного управления правами и ВТО

Конституционный Суд остался в стороне от разрешения правовой коллизии – противоречий между положениями Гражданского кодекса РФ и международным договором ВТО (Всемирная торговая организация) в части бездоговорного коллективного управления авторскими правами, но определил обязательства

02.12.2014 Юрий Антонов и РАО предупреждают нарушителей прав в интернете

Один из самых популярных советско-российских композиторов Юрий Антонов всегда отличался непримиримым отношением к пиратам, о чем не уставает напоминать последние четверть века. Теперь Маэстро выступил с претензиями к iTunes (принадлежит корпорации Apple), требуя от него 450 миллионов рублей компенсации за нарушения авторских прав

31.10.2014 Автор Илья Резник изымает права из РАО и просит государственного контроля

Один из самых известных отечественных поэтов-песенников Илья Резник отказался продлить делегирование РАО прав на управление всеми своими произведениями. Информация стала доступной через твиттер-сообщение адвоката Сергея Жорина. Который объяснил поступок маэстро размером получаемых авторских отчислений — «смехотворных и унизительных»

25.11.2013 Российского авторское общество (РАО) освободили от крупного налогового бремени

Собранное, но нераспределенное в течение трёх лет авторское вознаграждение, хранящееся на счетах организации по коллективному управлению, не должно облагаться налогами. Соответствующее решение было принято Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по заявлению РАО 19 ноября 2013 г.

28.08.2013 500 миллионов долга налогов от РАО: быть или не быть?

ВАС (Высший Арбитражный суд Российской Федерации) пошел навстречу РАО (Российское авторское общество) и признал целесообразным передать в президиум ВАС в порядке надзора дело о взыскании с крупнейшего российского коллективного правообладателя недоначисленных налогов (плюс штрафы и пеня) на сумму в 500 миллионов рублей. Истцом выступает ФНС (Федеральная налоговая служба) РФ

19.08.2013 Российское авторское общество получит продление аккредитации

Министерство культуры Российской Федерации собирается продлить полномочия Российского авторского общества — РАО по сбору авторских отчислений за публичное исполнение музыкальных произведений от имени всех авторов

05.06.2013 РАО выплатит 550 миллионов доначисленных налогов

Представителем Федерального арбитражного суда Московского округа, где рассматривалась кассация на решение суда первой инстанции о выплате Российским авторским обществом в бюджет государства доначисленных ему налогов в размере более 550 миллионов рублей*.

03.06.2013 Владимир Мединский: Меняем стереотипы и движемся в регионы

Об успехах Министерства культуры РФ и стратегических целях на предстоящий год рассказал Министр культуры РФ Владимир Ростиславович Мединский

15.05.2013 Как министерство культуры регулирует коллективное управление правами

С 2008 года 4-ая часть Гражданского Кодекса РФ содержит нормативно-правовую базу системы коллективного управления авторскими и смежными правами: ст. 1242 регламентирует правовое положение, функции и обязанности организаций, которые осуществляют коллективное управление имущественными правами от имени авторов и иных правообладателей. Подобную схему контролирует и всецело поддерживает Министерство культуры РФ

С кем нужно заключать договор об использовании авторских песен: с РАО или ВОИС?

Здравствуйте.

К сожалению и с ВОИС надо заключать договор если песню Вы не купили у авторов или у исполнителя, аранжировщика фонограмму песен. По авторским правом надо платить Российскому Авторскому Обществу, а по смежным правам в Всероссийское Организации Интеллектуальной Собственности.Так как в РАО оформляют договора авторами песен: поэтами(автор слов) и композиторами(автор музыки), а в ВОИС с исполнителями и аранжировщиками кто изготавливает фонограмму. А Вы в свою очередь с РАО и с ВОИС.

ГК РФ

Статья 1304. Объекты смежных прав
1. Объектами смежных прав являются:
1)исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

ГК РФ Статья 1259. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.

С Уважением

Предназначение РАО

Но механизм получился замысловатый. Чиновники сами не взялись контролировать все концертные площадки. Эту функцию по конкурсу получили специально аккредитованные организации, у которых есть стимул: часть сборов они оставляют себе. В конце концов все наладилось: каждое объединение определило для себя фронт работы. К примеру, созданное еще в 1993 году Российское авторское общество стало собирать дань с театров, концертных площадок, ресторанов и отдавать эти деньги тем, кто написал песни.

А в прошлый понедельник Росохранкультуры определила, кто будет контролировать взимание налога с электроники и носителей информации. По данным источников Newsweek, им стал Российский союз правообладателей. Среди его учредителей те же РАО и ВОИС, а также Союз кинематографистов Никиты Михалкова, который уже несколько лет выступает за введение антипиратского налога с импортных носителей информации. Пока все защитники авторских прав будут распределять около 6,5 млрд рублей в год. А ведь сейчас сборы платят далеко не все, и через несколько лет эта сумма может вырасти в несколько раз. На что пойдут эти деньги?

Отличие РАО от ВОИС

РАО занимается сбором и защитой авторских прав, то есть тех, кто непосредственно написал произведение. Созданная РАО дочерняя организация ВОИС работает на рынке смежных прав. То есть распределяет выплаты между исполнителями и изготовителями фонограмм. Два года назад в состав совета ВОИС вошел бывший министр культуры Александр Соколов. Его появление в организации связывают с очень выгодным для ВОИС контрактом. С 2009 года РЖД перечисляют ВОИС и РАО по $7,2 млн — это за всю музыку, которая звучит в поездах и на вокзалах.

«Люди поняли, что за использование авторских произведений надо платить», — заключает Александр Логвиненко, гендиректор «Равноправного фонографического альянса», бывшей «Российской фонографической ассоциации». Постепенно многие крупные компании — ретейловые сети, гостиницы — заключили договор с РАО и ВОИС. И стали отчислять каждый месяц небольшие суммы. В среднем это около 120 рублей со стула в кафе, рассказывает Логвиненко. На радио и телевидении действуют другие расценки. Но они тоже не обременительны — около 1,5% от суммы рекламных доходов. Методики, по которым рассчитывают сборы, составляют сами авторские общества.

Налог на болванки

Российский союз правообладателей, созданный при участии РАО, ВОИС и Союза кинематографистов Никиты Михалкова, рассчитывает в первый год работы получить с импортеров электроники и носителей около $100 млн — если, конечно, таможенники помогут. РСП предлагает впускать товар в Россию только в том случае, если импортер оплатит авторский сбор — 1% стоимости. Правда, величина сбора еще должна быть утверждена специальным решением правительства.

Сами импортеры не в восторге. Повышение цены на 1,18% (авторский сбор плюс НДС), конечно, не будет заметно. «Но так можно все что угодно обложить налогом в 1%. И кто-то на этот 1% будет хорошо жить», — говорит генеральный директор «Евросети» Александр Малис. Фактически вводится новый налог. «Но налоги взимает государство. Я бы понял, если бы государство эти деньги направило на поддержку авторов. А так эти деньги пойдут организации», — отмечает Малис.

Его опасения не безосновательны. РСП действительно будет жить неплохо. По уставу, организация может тратить до 25% сборов на обеспечение своей деятельности. А это уже $25 млн в год. Кроме того, до 60% может быть направлено в специальный фонд, который займется «поддержкой национальной культуры». Что это будет за фонд, кто его будет контролировать и как распределять средства — неизвестно. «Если правообладатели, учредившие РСП, решат, что это надо сделать, — фонд будет создан», — говорит Кричевский.

Авторов это также беспокоит. «Я не знаю, как будет построен механизм распределения, — рассказывает писатель Григорий Остер. — Это такая яма, куда будут стекаться деньги». А вот получат ли что-то из этой «ямы» авторы, он не уверен.

Как РАО обманывает авторов

Действительно, бизнес на авторских правах прозрачностью никогда не отличался. РАО было создано с одобрения Бориса Ельцина еще в 1993 году. Авторские сборы — относительно легкий и прибыльный бизнес, и за эти деньги развернулась настоящая война.

Поскольку РАО в те времена была единственным защитником авторских прав, битва шла за пост ее директора. Занять его хотел предприниматель Ахмед Тагибов, вошедший в правление общества в 1994 году, и его конкуренты — семья Федотовых. Вера Федотова была начальником отдела валютного контроля РАО. Потом в эту же организацию был устроен ее сын — Сергей Федотов. В 1999 году Тагибов устранили с поля боя практиковавшимся тогда способом: его арестовали по подозрению в вымогательстве средств у руководителя РАО Владимира Твердовского, а при задержании нашли героин. Сейчас Тагибов уверен, что его заказали бывшие коллеги, а наркотики просто подбросили. В тюрьме он провел 10 месяцев. В 2000 году его обменяли на пятерых российских солдат, находившихся в чеченском плену. Тагибов сегодня достаточно откровенно рассказывает, как делались дела в конце 1990-х. По его словам, $25 млн, поступивших тогда от правительства в счет выплаты гонорарам западным авторам за исполненные в России произведения, в итоге просто исчезли.

Сколько РАО оставляет себе

Эксперты на рынке считают, что и со своими основными обязанностями защитники авторских прав справляются плохо. То есть собирать деньги они научились, а вот с распределением гораздо хуже. Есть несколько способов обмануть авторов. Во-первых, просто не поставить в известность о том, что деньги для них собраны. Через три года автор их уже и не получит — прошел срок давности. Во-вторых, можно выделять деньги не тем исполнителям, кто на самом деле их заработал. Ведь далеко не все рестораны ведут статистику — какие песни звучали в течение месяца. Если таких данных нет, то ресторан просто отчисляет некую сумму, а сколько получит Леди Гага, а сколько какая-нибудь звезда российского шансона, определяет РАО или, если речь идет об исполнителях чужих произведений, ВОИС. Впрочем, Кричевский подчеркивает, что есть объективная методика. Часть площадок все-таки дают статистику, и можно понять, чьи записи сейчас входят в топ. Анонимные деньги распределяются пропорционально между 120 самыми популярными фонограммами. И, наконец, есть схема прямого обмана. Можно просто придумать авторов и перечислять им деньги за никогда не написанные песни. «Мне кажется, что большинство таких авторов имеют прописку на Северном Кавказе», — шутит один из экспертов. Когда деньги начнут собирать с пустых дисков, встанет та же проблема распределения. «Как будут определять, на скольких дисках, ввезенных в Россию, будут записаны мои произведения или произведения Эдуарда Успенского?» — недоумевает Остер.

Что такое авторское вознаграждение – правовое регулирование

Под авторским вознаграждением в Российской Федерации подразумевается гонорар или иная выплата, обеспечиваемая за использование творческого произведения, изобретения, научного открытия его автору, его наследникам, а также иным лицам, которые обладают исключительными правами на объект авторства.

Непосредственно нормативы законодательства в вопросах защиты интеллектуальной собственности не рассматривают такое понятие как авторское вознаграждение, а затрагивают вопросы вознаграждения в целом. То есть – вознаграждение не обязательно предусматривает его выплату только самому автору, а не обладателю авторских прав. Под авторским же вознаграждением, в зависимости от ситуации, могут подразумевать как исключительно гонорары в пользу авторов интеллектуальной собственности, так и все фактические платежи за использование чьих-то произведений или изобретений.

Преимущественно, авторское вознаграждение и иные нюансы возможных связанных с ним правоотношений в основных своих принципах раскрываются в положениях Гражданского кодекса РФ. При этом вопросам авторского права посвящена отдельная, четвертая часть всего документа. Особое же внимание в контексте вознаграждения следует обратить на положения следующих статей:

  • Ст.1234. В этой статье рассматриваются основные принципы отчуждения, то есть – передачи исключительных прав на произведение. В частности, предполагается обязательная возмездность данного акта при составлении договора об отчуждении авторских прав.
  • Ст.1235. Её нормативами рассматривается понятие лицензионного договора как одного из способов вознаграждения автора и использования его произведения или иных результатов творческого и интеллектуального труда.
  • Ст.1285. Принципы, изложенные в этой статье, рассматривают непосредственно договор для полного отчуждения исключительных прав.
  • Ст.1286. Означенной статьей рассматриваются правовые нюансы заключения лицензионного договора.
  • Ст.1287. В этой статье предусматривается порядок выплаты авторского вознаграждения и заключения издательского договора.
  • Ст.1288. Ее положения рассматривают в качестве способа вознаграждения договор авторского заказа.
  • Ст.1295. Данная статья рассматривает такое понятие как служебное произведение и авторское вознаграждение за него, если создание произведения было составляющей частью трудовой функции.
  • Ст.1370. Принципы этой статьи рассматривают понятие служебного изобретения и вознаграждения за него.

Вознаграждение автора может предоставляться за передачу исключительных прав на объект интеллектуальной собственности или за его полное или частичное использование на любых условиях. Однако непосредственно авторские права, такие как право на имя и на доступ к произведению или изобретению, не могут быть предметом передачи и всегда принадлежат автору, а любые сделки, в том числе с вознаграждением за отчуждение означенных прав, считаются ничтожными.

Следует отметить, что Гражданский кодекс регламентирует преимущественно вопросы, связанные непосредственно с передачей, возникновением авторских прав и их использованием. Для разрешения ситуаций, которые касаются налогов на авторское вознаграждение, следует обратиться к нормативам Налогового кодекса, которые будут рассмотрены далее.

Виды авторских вознаграждений

Соответственно нормативам ГК РФ, авторское вознаграждение может иметь различные виды и формы. И в зависимости от непосредственного характера формы вознаграждения могут отличаться и условия его предоставления, и права сторон на интеллектуальную собственность. К основным видам авторских вознаграждений и ситуациям, в которых они выплачиваются, можно отнести следующие способы использования авторских прав:

  • Отчуждение исключительного права. В этом случае за вознаграждение передается исключительное право на объект интеллектуальной собственности, и дальнейшее распоряжение интеллектуальными правами на него переходит к новому собственнику, в том числе и право на получение иных видов авторских вознаграждений.
  • Лицензирование. Договор лицензирования предполагает передачу части прав на использование объекта интеллектуальной собственности без полного отчуждения исключительных прав. При этом особенности правового регулирования такового использования будут регламентироваться непосредственно договором или лицензионным соглашением и могут принимать различные виды.
  • Издательство. Само по себе издательство как формат авторского вознаграждения является частным случаем лицензирования, однако имеет особенности правового регулирования. Так, издатель обязуется обеспечить за вознаграждение публикацию или распространение объекта интеллектуальной собственности, но при неисполнении этого обязательства всё равно не вправе требовать возмещения потраченных средств или возврата оплаты за использование авторских прав.
  • Авторский заказ. Подобный договор предусматривает изначальное создание автором объекта интеллектуальных прав по заказу третьей стороны с последующей передачей исключительного права или отдельных прав на творение.

Вне зависимости от конкретной формы авторского вознаграждения, оно может быть выплачено различными способами. Например – как в натуральной, так и в денежной форме, как в виде разового платежа, так и процентных отчислений или регулярных платежей.

Авторское вознаграждение за служебное изобретение или произведение

Особое регулирование имеют случаи, когда произведение искусства, науки или изобретение создаются в рамках исполнения человеком его рабочих обязанностей в рамках трудовых взаимоотношений. Вне зависимости от условий договора, право на имя, авторство и доступ к произведению принадлежат автору, однако работодатель в общих ситуациях должен обладать исключительными правами на изобретение и произведение с определенными ограничениями.

Так, использовать свое исключительное право работодатель может в течение трех лет после создания произведения. Если же в течение этого срока автор не получил от работодателя сведений о сохранении произведения в тайне, передаче исключительных прав третьим лицам, а само произведение не было обнародовано или использовано, то исключительные права переходят к самому автору.

Для служебных изобретений, промышленных образцов и полезных моделей действуют более короткие сроки. Работодатель в данном случае обязан получить патент на подобные объекты интеллектуальных прав в течение четырех месяцев или не передаст это право иным лицам, то они перейдут к изобретателю.

Кроме этого, текст трудового договора, предусматривающего совершение сотрудником изобретений или создание иных объектов интеллектуальных прав, должен предполагать и механизмы отдельного авторского вознаграждения за служебное изобретение или произведение, которые не должны входить в оклад или тарифную ставку сотрудника. При отсутствии факта выплаты вознаграждения, работодатель и сотрудник вправе урегулировать наличествующие споры в судебном порядке.

Использование интеллектуальной собственности без авторского вознаграждения

В большинстве случаев, использование объектов интеллектуальной собственности должно обязательно сопровождаться выплатой авторского вознаграждения или получением от автора разрешения на таковое использование на безвозмездной основе. Однако есть ряд ситуаций, в которых допускается пользование интеллектуальной собственностью и без приобретения прав на это, выплаты авторских вознаграждений или даже уведомления самого автора либо обладателя интеллектуальных прав. К таким случаям можно отнести:

  • Использование информации для цитирования не в полном виде всего конкретного объекта авторского права.
  • Применение интеллектуальной собственности в целях обучения или науки в отдельных случаях.
  • Создание копий для пользования произведением лицами с особыми потребностями, например – дублирование литературы шрифтом Брайля.
  • Упоминание сведений о произведении или изобретении в СМИ.

Использование произведений в личных, непубличных и некоммерческих целях – это исключение не распространяется на компьютерные программы и ряд иных схожих объектов интеллектуальной собственности.

Полный перечень возможных ситуаций является более широким, но также может подразумевать наличие слабо урегулированных или спорных моментов, для разрешения которых обладатель исключительных прав на произведение может подать в суд и потребовать выплаты авторского вознаграждения, если его права фактически были нарушены.

Налогообложение авторского вознаграждения в 2018 году

Многих практикующих авторов в первую очередь интересуют вопросы того, как проводится налогообложение авторского вознаграждения в 2018 году. Ответы на них присутствуют в нормативах действующего Налогового кодекса, а именно – в положениях следующих его статей:

  • Ст.208. Её нормативы относят доходы от авторских вознаграждений как к доходам от российских, так и от зарубежных источников – авторы вправе получать выплаты и за пределами РФ.
  • Ст.209. Данная статья устанавливает, что доходы, полученные как на территории РФ, так и за её пределами, облагаются НДФЛ.
  • Cт.210. Означенной статьей устанавливается обязанность уплаты НДФЛ на все виды доходов, в том числе и от авторской деятельности. Налог на авторское вознаграждение составляет 13% от его объемов для резидентов РФ и 30% — для нерезидентов.
  • Ст.221. В данной статье рассматривает право на получение налоговых вычетов, в том числе и по отношению к расходам на реализацию прав интеллектуальной собственности в проценте от суммы дохода в зависимости от вида деятельности и при условии наличия подтверждения понесенных расходов.

Помимо вопросов, связанных с уплатой налогов, рекомендуется обратить внимание и на аспекты обложения авторского вознаграждения страховыми взносами. Правовое регулирование в данном случае обеспечивается положениями ФЗ №212 от 24.07.2009. Так, страховые взносы в ФСС, ФФОМС и ПФР осуществляются в полной мере, если вознаграждение было получено в ходе трудовой деятельности. Но освобождаются от взносов выплаты в пользу правообладателей, если те не являются авторами, а наследниками автора. Также, нет необходимости выплачивать взносы в ФСС тем лицам, которые получают авторские вознаграждения не в рамках работы по трудовым договорам, но от взносов в ПФР и ФФОМС они не освобождаются.

При расчете взносов, автор произведения или правообладатель может также учитывать понесенные им на его создание или опубликование расходы для снижения суммы таковых платежей.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх