Расходы по исполнительным действиям

Утверждаю

Директор Федеральной службы

судебных приставов —

главный судебный пристав

Российской Федерации

А.О.ПАРФЕНЧИКОВ

24 июля 2013 г. N 01-10

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ РАСХОДОВ ПО СОВЕРШЕНИЮ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

I. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий (далее — Методические рекомендации) подготовлены в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <1>.

<1> С 1 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1.2. Настоящие Методические рекомендации определяют последовательность действий начальников отделов — старших судебных приставов, заместителей начальников отделов — старших судебных приставов, судебных приставов-исполнителей, работников структурных подразделений аппаратов управления территориальных органов ФССП России и работников структурных подразделений центрального аппарата по возмещению расходов по совершению исполнительных действий.

II. Расходы по совершению исполнительных действий

2.1. Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

2.2. В соответствии со статьей 116 Закона к расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на:

перевозку, хранение и реализацию имущества должника;

вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов;

перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;

розыск должника, его имущества, розыск ребенка;

проведение государственной регистрации прав должника;

совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа (в том числе расходы по исполнению исполнительных документов неимущественного характера: снос незаконно возведенного строения, устранение неполадок и т.д.).

2.3. В соответствии со статьей 117 Закона взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (либо об отказе в возмещении таких расходов) выносится судебным приставом-исполнителем в течение десяти рабочих дней после предъявления документов, подтверждающих факт понесения расходов.

В мотивировочной части постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий должно содержаться указание на документы, подтверждающие понесенные расходы.

Копия вынесенного постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется должнику (иным лицам, чьи права и обязанности оно затрагивает).

III. Подтверждение возникновения расходов по совершению

исполнительных действий

3.1. Подтверждением возникновения расходов по совершению исполнительных действий являются соответствующие документы.

3.1.1. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по оценке арестованного имущества, является постановление об оценке вещи или имущественного права, акт сдачи-приемки выполненных работ, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по оценке арестованного имущества.

3.1.2. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по хранению имущества должника, является акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по хранению (охране) арестованного имущества.

3.1.3. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по перевозке имущества должника (транспортировке), является акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по перевозке имущества должника.

3.1.4. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий и компенсации понесенных ими расходов, является акт выполненных работ, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по переводу или иных услуг, оказанных специалистами и иными лицами, привлеченными в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий.

3.1.5. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, являются документы об оплате проезда, найме жилого помещения и суточных.

3.1.6. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по переводу (пересылке) взыскателю денежных средств, являются платежные поручения, чеки и иные платежные документы.

3.1.7. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по сносу незаконно возведенного строения, устранение неполадок и т.д., является акт выполненных работ, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по сносу незаконно возведенного строения, устранению неполадок и т.д.

3.1.8. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по проведению государственной регистрации имущества и имущественных прав, является квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины, а также иные платежные документы, связанные с оформлением имущества перед государственной регистрацией.

IV. Возмещение расходов по совершению исполнительных

действий за счет средств федерального бюджета

4.1. В соответствии с частью 2 статьи 117 Федерального закона расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета в случае прекращения исполнительного производства в связи:

с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона);

с отменой или признанием недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство (п. 5 ч. 2 ст. 43 Закона).

4.2. В течение трех рабочих дней после вынесения постановления о прекращении исполнительного производства по вышеуказанным обстоятельствам судебный пристав-исполнитель готовит справку-информацию в аппарат управления территориального органа ФССП России с обоснованием оплаты данных расходов за счет средств федерального бюджета. В течение 10 рабочих дней со дня поступления справки-информации, при подтверждении информации судебного пристава-исполнителя, ответственное подразделение управления территориального органа ФССП России направляет заявку на выделение финансирования на оплату расходов по совершению исполнительных действий в центральный аппарат ФССП России.

4.3. После доведения лимитов бюджетных обязательств аппарат управления территориального органа ФССП России производит оплату расходов по совершению исполнительных действий.

V. Возмещение расходов по совершению исполнительных

действий за счет средств должника

5.1. В соответствии с частью 1 статьи 117 Федерального закона расходы по совершению исполнительных действий возмещаются за счет должника.

5.2. Расходы по совершению исполнительных действий возникли в результате оказания услуг на основании заключенного территориальным органом ФССП России государственного контракта (договора), в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <1>.

<1> С 1 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5.2.1. Отдел аппарата управления территориального органа ФССП России, являющийся ответственным по привлечению специалиста, после подписания акта приемки выполненных работ в течение трех рабочих дней направляет соответствующие документы в структурное подразделение территориального органа ФССП России. На основании подписанного сторонами акта приемки выполненных работ судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании расходов (в случае проведения оценки имущества судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании расходов после вынесения постановления об оценке вещи или имущественного права).

5.2.2. В случае реализации арестованного имущества и достаточности денежных средств для погашения не только суммы основного долга, но и суммы расходов по совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель в порядке очередности, установленной частью 3 и 4 статьи 110 Закона, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов выносит постановление о перечислении денежных средств, в том числе на оплату расходов по совершению исполнительных действий.

В течение трех рабочих дней судебный пристав-исполнитель уведомляет аппарат управления территориального органа ФССП России во избежание недопущения повторной оплаты расходов и обеспечения достоверности и актуальности сведений о взыскании расходов по совершению исполнительных действий.

5.2.3. В случае если денежных средств, вырученных от реализации арестованного имущества должника, недостаточно для оплаты расходов по совершению исполнительных действий, или нереализации имущества должника, а также в тех случаях, когда оплата расходов должна быть произведена ранее момента реализации имущества должника, судебный пристав-исполнитель в течение трех рабочих дней готовит справку-информацию в аппарат управления территориального органа ФССП России с обоснованием оплаты данных расходов за счет средств федерального бюджета. В течение 10 рабочих дней со дня поступления справки-информации, при подтверждении информации судебного пристава-исполнителя, ответственное подразделение управления территориального органа ФССП России направляет заявку на выделение дополнительного финансирования на оплату расходов по совершению исполнительных действий в центральный аппарат ФССП России.

После доведения дополнительных лимитов бюджетных обязательств аппарат управления территориального органа ФССП России производит оплату расходов по совершению исполнительных действий, о чем уведомляет судебного пристава-исполнителя в течение трех рабочих дней.

В случае окончания основного исполнительного производства (в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; возврата взыскателю исполнительного документа в порядке пункта 3 части 1 статьи 47, пунктов 1, 2, 5, 6 части 1 статьи 46 Закона; направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом; истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении) и прекращения исполнительного производства (в случае принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа; утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником; прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшим исполнительный документ) судебный пристав-исполнитель возбуждает отдельные исполнительные производства о взыскании расходов по совершению исполнительных действий.

При поступлении на депозитный счет структурного подразделения территориального органа ФССП России сумм расходов по совершению исполнительных действий, понесенных федеральным бюджетом, судебный пристав-исполнитель распределяет их в доход федерального бюджета и в обязательном порядке уведомляет об этом аппарат управления территориального органа ФССП России в течение трех рабочих дней.

5.3. Расходы по совершению исполнительных действий, возникшие при исполнении постановления о даче поручения по совершению отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения, несет структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполняющее данное постановление, при этом судебный пристав-исполнитель осуществляет сбор документов, подтверждающих понесенные расходы.

Указанные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП России, в котором вынесено постановление о даче поручения по совершению отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения, для последующего взыскания расходов по совершению исполнительных действий с должника.

Управление организации

исполнительного производства

Содержание

Судебная практика и законодательство — «Методические рекомендации по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий» (утв. ФССП России 24.07.2013 N 01-10)

<Письмо> ФССП России от 31.03.2014 N 8 (ред. от 31.07.2015) «Методические рекомендации по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений»

Последовательность действий работников территориальных органов ФССП России по возмещению расходов по совершению исполнительных действий, определена Методическими рекомендациями по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24.07.2013 N 01-10.

<Письмо> ФССП России от 18.04.2014 N 0014/10 (ред. от 15.09.2014) «Методические рекомендации по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов» (утв. ФССП России 17.04.2014)

Взыскание с должника расходов по розыску должника, имущества должника, розыску ребенка, а также возмещение расходов лицам, их понесшим, производится на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем, в соответствии с Методическими рекомендациями по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24.07.2013 N 01-10.

Суммы, подлежащие взысканию на основании решения арбитражных судов, увеличиваются ежегодно: под данным газеты «Коммерсантъ» в 2016 году сумма на взыскания составила 2,68 трлн руб., а в 2017 – уже 3,04 трлн.руб. Рост суммы взыскания влечет за собой увеличение расходов в исполнительном производстве, и как следствие – появление ряда проблем, сопровождающих процедуру взыскания по решению суда. Что нужно знать об «исполнительских» расходах, чтобы не оказаться в неприятной ситуации?

Понятие расходов в исполнительном производстве.

Определение расходов регламентируется законом «Об исполнительном производстве», закрепляющем два вида расходов: исполнительский сбор и расходы, связанные с совершением исполнительных мероприятий.

Ст. 112 ФЗ: исполнительский сбор – сумма, накладываемая на должника при отказе от исполнения полученного исполнительного документа. Взыскание налагается при добровольном неисполнении обязательств в определенный срок либо в случае отказа от исполнения обязательств, подлежащих немедленному исполнению. При неисполнении должник обязан уведомить об уважительных причинах, препятствующих исполнению.

Помимо сбора, ФЗ закрепляет и другие виды расходов:

  • Транспортные затраты, расходы на промежуточное хранение и реализацию имущества должника.
  • Оплата услуг переводчиков и других специалистов, задействованных в осуществлении исполнительного производства.
  • Оплата расходов, связанных с отправкой средств взыскателю: перевод, пересылка и т.д.
  • Оплата мероприятий по розыску должника либо его имущества. Также в исполнительные расходы входит розыск ребенка должника.
  • Оплата процедуры государственной регистрации прав должника.

Процедура по взысканию денежных средств начинается с момента передачи исполнительного листа в ФССП. Согласно нормам закона, судебный пристав обязан применить все допустимые меры для исполнения исполнительного листа.

Проблемы определения и взыскания»исполнительских» расходов.

Проблема определения расходов по исполнительному производству заключается в расширенном списке видов расходов. Помимо 5 основных видов, закон закрепляет и взыскание дополнительных «исполнительских» расходов, правильность отнесения которых остается на усмотрение суда.

В определении соответствия расходов главный вопрос вызывает оплата услуг представителя. По статистике, в 30% случаев первой инстанции отказывают во взыскании затрат на представителя. Неоднозначно мнение по «представительскому» вопросу и в службе судебных приставов – зачастую приставы считают оплату услуг представителя судебными издержками, что порождает необходимость обращаться в суд. Например, постановление по делу № А75-12876/2016, согласно которому компании-истцу удалось взыскать оплату услуг представителя по делу о возврате задолженности.

Еще одной проблемой взыскания расходов является определение их соразмерности. В этом случае конфликт заключается в отсутствии у судебного пристава-исполнителя полномочий для проверки обоснованности и соразмерности расходов. Невозможность проверить соразмерность расходов порождает многочисленные жалобы на сотрудников ФССП, затягивающие процесс взыскания задолженности.

Также важно и соблюдение сроков в исполнительном производстве. Особенно, когда дело касается сроков для подачи жалобы на действия либо бездействия судебных приставов. При пропуске «жалобного» срока необходимо ходатайствовать о его восстановлении, указывая причины пропуска срока.

Что учитывается при включении затрат в исполнительные расходы?

Чтобы избежать проблем при определении исполнительных расходов, не включенных в основной перечень, необходимо проверять соответствие затрат трем показателям:

  • Осуществляются ли траты на организацию и осуществление действий, непосредственно связанных с процедурой исполнительного производства.
  • Являются ли спорные средства расходами, направленными на осуществление взыскания по исполнительному листу. Например, оплата услуг специалиста-переводчика для перевода документов на родной язык должника.
  • Затраты направлены на обеспечение своевременных и законных действий в исполнительном производстве.

Определение расходов регламентировано законом, однако в каждом конкретном случае перед включением дополнительных затрат в перечень исполнительных расходов необходимо проверить их соответствие указанным критериям.

Для работы с исполнительным производством используйте XSUD: храните исполнительные листы в одном месте, связывайте с делами и не пропускайте установленные сроки.

НАЧАТЬ РАБОТУ В XSUD

Глава 12. Расходы по совершению исполнительных действий и порядок их возмещения

Статья 113. Расходы по совершению исполнительных действий

1. Расходами по совершению исполнительных действий являются затраченные на их организацию и проведение бюджетные средства, средства сторон исполнительного производства, иных лиц и организаций, привлеченных судебным исполнителем в процессе исполнения.

2. К расходам по совершению исполнительных действий относятся средства, затраченные на:

1) выявление, осмотр, оценку имущества должника;

2) организацию и проведение описи и ареста имущества должника, перевозку и хранение такого имущества;

3) организацию реализации арестованного имущества;

4) оплату переводчиков, специалистов и других лиц, привлеченных в установленном порядке к совершению исполнительных действий;

5) перевод (пересылку) по почте взыскателю взысканных сумм;

6) банковские расходы, связанные с выдачей взысканных сумм с контрольного счета наличности и текущего счета;

7) розыск должника;

8) авансовый взнос взыскателя;

9) проезд судебного исполнителя при совершении исполнительных действий на всех видах общественного транспорта — городском, пригородном и местных сообщений (кроме такси), в том числе оплата командировочных расходов судебных исполнителей;

10) другие необходимые действия в процессе исполнения исполнительного документа;

11) иные вознаграждения лицам, привлеченным судебным исполнителем в процессе исполнения.

Статья 114. Порядок возмещения расходов по совершению исполнительных действий

1. Расходы по совершению исполнительных действий взыскиваются с должника в пользу лиц или организаций, понесших эти затраты.

2. При прекращении исполнительного производства ввиду отмены акта, на основании которого был выдан исполнительный документ, расходы по совершению исполнительных действий возмещаются за счет средств республиканского бюджета.

3. При прекращении исполнительного производства из-за безосновательного отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, и возвращении исполнительного документа взыскателю, если он своим действием или бездействием препятствовал исполнению, расходы по совершению исполнительных действий взыскиваются со взыскателя.

4. Взыскание расходов по совершению исполнительных действий и возмещение их органу или лицу, понесших затраты, производятся на основании постановления государственного судебного исполнителя, утвержденного руководителем территориального отдела — старшим судебным исполнителем, или постановления частного судебного исполнителя и документов, подтверждающих произведенные затраты.

5. Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий с иском об отсрочке или о рассрочке их взыскания, об уменьшении их размера или освобождении от взыскания.

6. Методика расчета расходов по исполнительному производству утверждается уполномоченным органом.

Примечание

Статья 115. Авансирование расходов взыскателем

В целях обеспечения исполнения исполнительных документов взыскатель вправе произвести авансовый взнос, который подлежит отнесению к расходам по совершению исполнительных действий на контрольный счет наличности территориального органа либо текущий счет частного судебного исполнителя в размере, достаточном для производства соответствующих расходов.

Статья 116. Финансирование деятельности по исполнению исполнительных документов частным судебным исполнителем

1. Частный судебный исполнитель самостоятельно финансирует свою деятельность.

2. Из полученных денег в качестве оплаты за свою деятельность частный судебный исполнитель производит обязательные платежи по оплате расходов по приобретению (аренде) конторы, ее содержанию, оборудованию, ремонту и охране, по созданию рабочих мест и выплате заработной платы сотрудникам, приобретению оборудования, необходимого для работы конторы, обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности, уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, обеспечению сохранности архива конторы, взносов в региональную палату частных судебных исполнителей, на целевые программы развития частной исполнительской деятельности, а также возмещает другие расходы, связанные с организационно-хозяйственным, транспортным и техническим обеспечением своей деятельности. Оставшиеся средства остаются в распоряжении частного судебного исполнителя и расходуются по его усмотрению.

3. Оплата деятельности частного судебного исполнителя должна учитывать необходимость самофинансирования его деятельности.

Примечание

Статья 117.

Примечание

Статья 118. Правила определения размеров оплаты деятельности частного судебного исполнителя

1. Оплата деятельности частного судебного исполнителя производится за счет средств, взысканных с должника, и устанавливается в размере от трех до двадцати пяти процентов в зависимости от категории дел и суммы взыскания. По исполнительным документам неимущественного характера оплата деятельности частного судебного исполнителя устанавливается в месячных расчетных показателях.

2. Оплата деятельности частного судебного исполнителя производится только в случае полного или частичного исполнения исполнительного документа. Если исполнительный документ имущественного характера исполнен частично, то частному судебному исполнителю выплачивается только часть оплаты его деятельности, пропорционально взысканной сумме или стоимости имущества.

3. Частный судебный исполнитель вправе взимать суммы за оплату своих услуг только в размерах и в порядке, установленных нормативными правовыми актами. Частному судебному исполнителю запрещается изменять установленные размеры сумм оплаты своей деятельности.

4. Размер оплаты деятельности частного судебного исполнителя утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

5. Льготы для взыскателей — физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, распространяются на этих лиц при совершении исполнительных действий.

Примечание

Статья 119. Авансирование расходов частного судебного исполнителя

1. До возбуждения исполнительного производства взыскатель по указанию частного судебного исполнителя обязан внести на текущий счет сумму, необходимую для осуществления исполнительных действий. При возбуждении исполнительного производства частный судебный исполнитель может назначить для взыскателя более поздний срок внесения этой суммы.

Если частным судебным исполнителем возбуждено исполнительное производство и назначен более поздний срок для внесения вперед суммы, необходимой для осуществления исполнительных действий, то в случае ее невнесения к назначенному сроку он может приостановить исполнительное производство.

Если в ходе исполнительного производства внесенных на текущий счет средств окажется недостаточно для проведения дальнейших исполнительных действий, то взыскатель по указанию частного судебного исполнителя обязан внести на текущий счет дополнительную сумму.

2. От внесения авансовых сумм, необходимых для осуществления исполнительных действий, освобождаются взыскатели:

1) физические лица, представляющие для исполнения исполнительный документ, выданный на основании судебного решения по делу, по которому лицу была предоставлена юридическая помощь бесплатно или оно было освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

2) физические лица, представляющие для исполнения исполнительный документ, выданный по вынесенному в уголовном судопроизводстве решению, по которому было удовлетворено требование о возмещении вреда, причиненного уголовным правонарушением;

2-1) государственные органы по взысканиям в пользу государства;

3) по исполнительным документам, выданным на основании судебных актов о взыскании алиментов.

3. Частный судебный исполнитель возвращает взыскателю внесенную вперед сумму для осуществления исполнительных действий, если она была взыскана с должника.

4. Условия авансирования, предусмотренные настоящей статьей, регулируются на основании соглашения (договора), заключаемого между частным судебным исполнителем и взыскателем в соответствии с пунктом 4 статьи 37 настоящего Закона.

Примечание

Статья 120. Порядок взыскания сумм оплаты деятельности частного судебного исполнителя с должника

1. Если в ходе исполнения не была произведена оплата деятельности частного судебного исполнителя, не возмещены расходы по исполнению, авансовые взносы, внесенные взыскателем, частный судебный исполнитель выносит и направляет должнику постановления, указанные в подпунктах 9) и 10) пункта 1 статьи 9 настоящего Закона.

2. Исполнение исполнительного документа не освобождает должника от уплаты фактически понесенных расходов по исполнению и оплаты деятельности частного судебного исполнителя, если он исполнен после предъявления его на принудительное исполнение.

3. Исполнение должником исполнительного документа, минуя частного судебного исполнителя, не освобождает его от уплаты фактически понесенных расходов по исполнению и оплаты деятельности частного судебного исполнителя.

Примечание

Статья 121. Возврат сумм оплаты деятельности частного судебного исполнителя

В случае признания судом действий частного судебного исполнителя при взыскании или определении размера оплаты деятельности незаконными частный судебный исполнитель в течение десяти дней со дня вступления судебного акта в законную силу возвращает необоснованно полученные суммы лицу, с которого они были взысканы или которым были уплачены.

Статья 122. Контрольный счет наличности территориального органа и текущий счет частного судебного исполнителя

1. Для временного хранения сумм, взысканных с должников, и других сумм, предназначенных для заинтересованных лиц, в том числе авансовых сумм по возмещению расходов по исполнению:

1) территориальный орган открывает в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета контрольные счета наличности временного размещения денег в национальной и иностранной валютах;

2) частный судебный исполнитель должен иметь текущий счет в национальной и при необходимости в иностранной валюте.

2. Перечень банков, в которых частные судебные исполнители открывают текущие счета, определяется территориальным органом совместно с региональной палатой частных судебных исполнителей.

Банки не вправе без разрешения частного судебного исполнителя производить какие-либо операции со средствами, находящимися на текущих счетах.

3. Деньги, находящиеся на контрольных счетах наличности и текущих счетах, не являются средствами территориального органа и доходом частного судебного исполнителя. В случае смерти частного судебного исполнителя деньги, находящиеся на текущем счете, не включаются в наследственную массу.

4. Для ведения расчетов по содержанию конторы, выплате заработной платы сотрудникам конторы и другим операциям, не охватываемым текущим счетом, частный судебный исполнитель должен открыть на свое имя счет в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

Примечание

Статья 123. Учет сумм на контрольных счетах наличности временного размещения денег и текущем счете

1. Территориальным органом учет сумм на контрольных счетах наличности временного размещения денег в национальной и иностранной валютах осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

2. Частным судебным исполнителем ведется книга учета сумм на текущем счете (далее — депозитная книга).

Порядок ведения депозитной книги устанавливается уполномоченным органом.

3. Невостребованные денежные средства, хранящиеся на контрольном счете наличности территориального органа, текущих счетах частного судебного исполнителя, взысканные с должников, и другие суммы, предназначенные для заинтересованных лиц, в том числе авансовые суммы по возмещению расходов, по истечении пяти лет с момента перечисления на контрольный счет наличности или текущие счета частного судебного исполнителя перечисляются в республиканский бюджет на основании судебного акта по представлению территориального органа.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Министерство юстиции РФ сообщило о начале разработки проекта поправок в Закон об исполнительном производстве, направленных на совершенствование порядка взыскания с должника расходов по совершению исполнительных требований неимущественного характера. Авторы законопроекта обосновали его разработку тем, что в данный момент имеются проблемы в этой сфере.

Так, в Минюсте отметили, что в ряде случаев исполнение таких производств напрямую зависит от совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения. Расходы на их проведение в соответствии с действующим законодательством взыскиваются с должника путем обращения взыскания на расчетные счета, пенсию и заработную плату, изъятия денежных средств из кассы, обращения взыскания на иное имущество должника. Минюст указал, что ввиду значительности сумм, необходимых для проведения исполнительных действий и совершения мер принудительного исполнения, и длительности их взыскания с должника в ряде случаев этот процесс существенно затягивается.

В этой связи Министерство юстиции РФ предлагает предусмотреть возможность предварительного взыскания с должника денежных средств, необходимых для совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а также самостоятельной оплаты взыскателем указанных расходов с последующим их взысканием с должника. «Так, например, при сносе строения расходы взыскателя по его демонтажу могут быть возмещены за счет денежных средств, полученных от реализации строительных материалов снесенного строения», – пояснил Минюст.

Советник юстиции РФ 3-го класса Алексей Шарон согласился, что вопросы оплаты расходов и возможности авансирования расходов на совершение исполнительных действий являются актуальными.

«Ранее, в Законе об исполнительном производстве в редакции от 21 июля 1997 г., существовала норма (ст. 83) о возможности авансирования расходов взыскателем. Но на практике она почти не действовала в связи с отсутствием подзаконных актов, регулирующих движение денежных средств в казначействе. В редакции закона от 2 октября 2007 г. эта норма исчезла вовсе. В то же время исполнительные производства могут не исполняться, так как нет средств на оплату специалистов: например, чтобы снести незаконно построенный дом, необходимо оплатить работу строительной организации», – разъяснил Алексей Шарон.

По словам эксперта, сейчас оплата труда специалистов производится в зависимости от ситуации. В случае если взыскатель заинтересован в исполнении, он оплачивает расходы напрямую специалистам, а впоследствии судебный пристав-исполнитель взыскивает эти расходы с должника. Как отметил Алексей Шарон, это не совсем удобно и может вызвать споры, а также породить новые иски.

Эксперт уверен, что законодательное упорядочивание процесса оплаты расходов на совершение исполнительных действий положительно отразится на эффективности исполнения судебных актов.

Председатель Ассоциации профессиональных взыскателей Вадим Супрун также напомнил, что ранее существовала практика взыскания расходов и исполнительского сбора перед взысканием основного долга: «Это зачастую приводило к тому, что денежных средств должника было недостаточно для погашения долга. Решением Конституционного Суда РФ эта практика была признана неправомерной».

Эксперт добавил, что поддерживает инициативу о введении возможности предварительного взыскания расходов, их резервирования для целей последующего возмещения. Он сделал предположение, что в первую очередь она будет полезной в рамках исполнительных производств о сносе самовольных построек.

«По этой категории производств снос чаще осуществляется за счет средств бюджета или взыскателя, а возможность возмещения понесенных расходов на момент сноса минимальна. Принятие проекта позволит улучшить ситуацию по взысканию и усилить реальную ответственность должника за неисполнение судебных решений», – сообщил Вадим Супрун.

Однако адвокат АБ «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Виктор Глушаков считает, что предложенные нововведения ситуацию не улучшат. «Проблема исполнения судебных актов многогранна. Самые очевидные причины: отсутствие денежных средств у должника, перегруженность судебных приставов, банальное нежелание работать и выполнять большой объем исполнительных действий, отсутствие инструментов реального воздействия на должника», – сообщил адвокат.

По мнению Виктора Глушакова, предложенные Минюстом меры по предварительному взысканию денежных средств с должника не только не ускорят процедуру, но, возможно, даже замедлят ее. Самостоятельная оплата расходов взыскателем также вызвала у эксперта сомнения. «Если сумма будет существенной для взыскателя, не думаю, что последний станет ее выплачивать. Спорным является и предложение о возможности последующей компенсации таких расходов за счет должника, у которого может не быть денежных средств», – пояснил эксперт.

«Низкая эффективность системы, обеспечивающей исполнение судебных решений, – актуальная проблема нашей судебной системы. Однако вместо необходимых кардинальных реформ профильное ведомство предлагает косметические изменения, которые не позволят решить проблему в целом», – заключил Виктор Глушаков.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх