Распятие, что это?

Традиционно большинство памятников оформляется портретом, текстом, словами памяти и крестом. При выборе креста на памятник у заказчиков достаточно часто возникают затруднения: какой крест выбрать? Кресты бывают четырёхконечные, шестиконечные, восьмиконечные. Какой из них православный, какой католический, в чём разница между крестами? – читайте в нашей статье.

Как выбрать крест на памятник

В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи и в современности для выражения различных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.

В христианской традиции почитание креста берёт начало от предания о мученической смерти Иисуса Христа. Казнь через распятие существовала и до Христа – так распинали обычно разбойников, — однако в христианстве крест приобретает смысл не только орудия казни, но спасения христиан через смерть Иисуса.

Чтобы определиться с видом креста на памятник, необходимо понимать разницу между различными видами крестов. Учитывая, что большинство белорусов идентифицирует себя с христианством, более подробно остановимся на разновидностях христианских крестов, использующихся на территории Беларуси.

Разновидности христианских крестов

В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Спаситель.

Самые распространённые виды крестов в Беларуси:

  • Шестиконечный русский православный крест
  • Восьмиконечный православный (крест святого Лазаря)
  • Восьмиконечный крест — Голгофа
  • Четырёхконечный латинский (или католический). Как вариант – это также и православный крест.

В чём разница между этими крестами?

Шестиконечный русский крест

Шестиконечный русский крест – это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.

Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Однако, нужно отметить, что распространение такого типа креста более характерно для Беларуси. В России гораздо чаще можно встретить восьмиконечный православный крест.

Нижняя перекладина шестиконечного русского креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.

Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.

Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны. По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Спасителя ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.

Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).

Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.

Восьмиконечный крест-Голгофа

Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.

Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа.
Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).

Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха.
Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.

Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.

За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.

Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.

Четырёхконечный крест

Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.

Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге. Если говорить о Беларуси, то четырёхконечный крест с полумесяцем можно увидеть на куполе храма Свято-Елисаветинского монастыря в Новинках. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.

Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.

Выбирая крест для памятника усопшего, который исповедовал католическую веру, лучше всего выбрать именно четырёхконечный латинский крест.

Отличие православного и католического распятия

Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.

Отличия православного и католического распятий:

  • Число гвоздей, визуально различимых в распятии
  • Положение тела Христа

Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.

Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.

Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.

Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22). В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью. Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.

На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках по собственной тяжестью.
Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.

Правильное расположение креста на памятнике

На самом деле как такового «правильного» расположения на кресте нет. Самое большое значение имеет само наличие креста, если усопший был христианином.

Безусловно, весь памятник может быть выполнен в форме креста, и этот вариант, вероятно, был бы лучшим надгробием для христианина. Однако в современных памятниках крест чаще используется в виде гравировки на стелах разнообразных геометрических форм. Крест может быть гранитным, как составная часть монумента, может быть накладным металлическим или гравированным.

Обычно крест располагается чуть выше портрета или медальона, при их наличии, в более высокой части памятника. Если изображение отсутствует, то крест располагается над текстом (над ФИО умершего).

На симметричной стеле крест лучше расположить справа, потому как иконы Спасителя на иконостасах православных храмов располагаются с правой стороны. Традиционно правая часть внутреннего пространства церкви считается «мужской», женщинам в храме отводится левая часть, хотя данное правило более строго соблюдается в храмах при монастырях.

Форму перекладин креста можно выбрать, принимая во внимание шрифт текста. Если текст печатный, форма перекладин также может быть прямая, без декоративных элементов. К тексту, выполненному курсивом, можно выбрать крест с фигурными перекладинами.

Что делать, если маленький размер гранитного креста не позволяет сделать его шести или восьмиконечным?

В таком случае на четырёхконечную форму наносится гравировка шестиконечного или восьмиконечного православного креста. Очень часто нательные православные крестики выполнены именно по такому принципу.

Надеемся, наша статья поможет Вам сделать правильный выбор формы креста на памятник. Если у Вас будут затруднения – советуйтесь с приёмщиками заказов. По возможности мы поможем Вам определиться с выбором креста на памятник.

9. Распятия в Греции
В 332 году до н.э. Александр Великий захватил финикийский город Тир, который персы использовали в качестве базы для своего флота. Город был взят после длительной осады, которая длилась с января по июль.
После того, как армия Александра прорвала оборону, армия тирйцев была разбита и, согласно некоторым древним источникам, в тот день погибло около 6000 человек. Древние римские авторы Диодор и Квинт Курций, ссылаясь на греческие источники, сообщают, что после победы Александр приказал распять 2000 юношей из числа горожан, установив распятия вдоль всего морского побережья.
8. Распятия в Риме
В соответствии с римским правом распятие не было общепринятой формой смертной казни, оно применялось только в определённых случаях. Рабов могли распять только за грабёж или мятеж.
Римские граждане изначально не приговаривались к распятию, если только они не были признаны виновными в государственной измене. Тем не менее, в более поздние имперские времена, рядовые граждане могли быть распяты за отдельные преступления. В провинциях римляне использовали распятие для наказания так называемых «непокорных» людей, которые были осуждены за разбой и другие виды преступлений (Метцгер и Куган, 1993, с. 141-142).
7. Восстание Спартака
Спартак, римский раб фракийского происхождения, сбежал из школы гладиаторов в Капуе в 73 году до н.э. и с ним бежали ещё 78 рабов. Спартак и его люди, воспользовавшись ненавистью к сверхбогатым членам римского общества и к его социальной несправедливости, привлекли в свои ряды тысячи других рабов и бедняков со всей страны. В конце концов Спартак создал армию, которая противостояла военной машине Рима в течение двух лет.
Римский военачальник Красс подавил восстание, закончив войну одним из самых известных случаев массового распятия в римской истории. Спартак был убит, а его люди пали сражаясь за жизнь. Более 6000 оставшихся в живых рабов были распяты вдоль Аппиевой дороги, ведущей из Рима в Капую.
6. Распятие в еврейской традиции
Хотя в еврейской Библии практика распятия и не упоминается как еврейская форма наказания, во Второзаконии (21.22-23) есть строки: «Если в ком найдётся преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлён, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день».
В древней раввинской литературе («Мишна», Синедрион 6.4), это было интерпретировано как выставление тела напоказ после того, как человек будет казнён. Но эта точка зрения противоречит тому, что написано в древних «Кумранских рукописях» (64,8), в которых говорится, что израильтянин, который совершает государственную измену, должен быть повешен так, чтобы он умер.
В Еврейской истории есть записи о численности жертв распятия. О самом заметном из них сообщает древнееврейской писатель Иосиф Флавий («Древности», 13.14): царь Иудейский Александр Яннай (126-76 г.г. до н.э.) распял 800 евреев — своих политических противников, которые были признаны виновными в государственной измене.

5. Месторасположение гвоздей
Идея о том, что ладони жертвы прибивались к распятию гвоздями, является доминирующей на тех картинах и скульптурах, которые изображают распятие Иисуса. Но сегодня мы уже знаем, что ладони с вбитыми в них гвоздями не в состоянии выдержать вес тела и, вероятнее всего, гвозди прорвут плоть между пальцами.
Поэтому вполне вероятно, что верхние конечности жертвы привязывались к перекладине верёвками, и это обеспечивало основную поддержку. Но существует и более простое решение. Гвозди могли быть вбиты между локтями и запястьями, а не в ладони. Кости и сухожилия запястья достаточно крепки, чтобы выдержать вес тела.
Но есть проблема, касающаяся отверстий возле запястий: это противоречит описанию травм Иисуса в Евангелиях. Например, в Евангелии от Иоанна 24:39, говорится, что Иисус имел продырявленные ладони. Большинство учёные пытаются объяснить это противоречие с помощью скучных и предсказуемых претензий по поводу ошибок при переводе.
Реальность такова, что ни один из авторов Евангелий не был непосредственным свидетелем событий. Самое раннее из Евангелий, Евангелие от Марка, относится к 60-70 г.г. н.э., когда после распятия Иисуса сменилось уже целое поколение, так что не следует ожидать высокой степень точности в таких деталях.
4. Римская методика распятия
Стандартного способа распятия не существовало. Самым распространённым способом в римском мире было сперва привязать осужденного к поперечной балке. Литературные источники указывают на то, что осужденный нёс на себе не весь крест, он должен был нести к месту распятия только поперечную балку, а вкопанные в землю столбы повторно использовались для многочисленных казней.
Это было и практичным и экономически эффективным. Согласно древнееврейскому историку Иосифу, в первом веке нашей эры в Иерусалиме и его окрестностях древесина была дефицитным товаром.
Затем осужденного раздевали и прикрепляли балку к столбу с помощью гвоздей и веревок. Балку на верёвках тянули вверх до тех пор, пока ноги осужденного не отрывались от земли. Иногда после этого ноги связывали или прибивали.
Если осужденный мучился слишком долго, палачи могли сломать ему ноги, чтобы ускорить смерть. В Евангелии от Иоанна (19.33-34) упоминается, что римский солдат пронзил бок Иисуса копьём, когда тот был на кресте — такая практика гарантировала смерть.
3. Причины смерти
В некоторых случаях осужденный мог умереть ещё на стадии бичевания, особенно если применялись плети с костяными или свинцовыми наконечниками. Если распятие происходило в жаркий день, потеря жидкости от потоотделения в сочетании с потерей крови от бичевания и травм могла привести к смерти от гиповолемического шока. Если казнь происходила в холодный день, осужденный может умереть от переохлаждения.
Но главными причинами смерти были не травмы от гвоздей и не кровотечения. Положение тела во время распятия обеспечивало постепенный и болезненный процесс асфиксии. Межрёберные мышцы и диафрагма, участвующие в процессе дыхания, постепенно уставали и начинали слабеть. Учитывая длительность казни, через какое-то время жертва была просто не в состоянии дышать. Перелом ног был способом ускорения этого процесса.
2. Данные медицинских экспертов
Анализ костей распятой жертвы, опубликованный в израильском журнале «Exploration Journal», показал способ распятия, который редко отображается на картинах или упоминается в литературных источниках. Травмы костей показали, что при этом способе гвоздями прибивались пяточные кости.
Исследователи предполагают, что вместо традиционного положения ног, которое мы видим на многих изображениях распятия, «ноги жертвы прикреплялись к вертикальному столбу креста, по одной с каждой из сторон, и гвоздём пробивались их пяточные кости».
Результаты этого исследования также объясняют, почему иногда встречаются останки жертв распятия с гвоздями. По-видимому, родственники казнённого понимали, что невозможно удалить гвозди, которые обычно загибались вследствие ударов, не разрушая пяточной кости. «Это нежелание нанести дальнейший ущерб пятке привело к возможности открытия способа распятия».
1. Упразднение распятия императором Константином
Христианство в Римской империи претерпело удивительное превращение. Оно зародилось как ответвление от еврейской религии, превратилось в противозаконный культ, добилось терпимости к себе, переросло в религию, спонсируемую государством и, наконец, стала главной религией поздней Римской империи.
Римский император Константин Великий (272-337 н.э.) в 313 г. н.э. провозгласил Миланский эдикт, установивший терпимость к христианской вере и предоставивший христианам все юридические права. Этот решающий шаг помог христианству стать официальной государственной религией Римской империи.
После столетий применения распятия в качестве пытки и казни в 337 году император Константин упразднил его, мотивировав это почитанием Иисуса Христа.

Подпишись на канал youtube.com/channel/UCLL17aux2…
Все для единоборств здесь: f.ua/shop/edinoborstva
Защита для единоборств: f.ua/shop/zaschita-dlya-edinob…
Шлема для защиты твоей головы: f.ua/shop/shlemy-dlya-edinobor…
Спортпит: f.ua/shop/sportivnoe-pitanie
Инструктор #ММА и Самообороны: Альберто Кортес
Зал Cortez MMA Fight Team: микс-файт.com
Адрес: Киев, №1 пр-т Оболонский 32 Б, №2 ул. Мишуги 2
Записаться на тренировки по тел.: +3(068) 404-03-03
Приветствую на канале МаксФайт. Сегодня у нас уроки борьбы, приемы грепплинга, бразильское джиу-джитсу болевой прием на руку — Болевой приём в ММА — РАСПЯТИЕ. болевой прием распятие мма является одним из редчайших приемов. по сути это двойной болевой прием на руку в партере, и если вы практикуете смешанные единоборства, то с этой позиции можно провести не только болевой, а еще и разбивание противника. если практикуете чисто грэпплинг, то это очень разнообразит ваши болевые приемы.
0:46 — Первый вариант выхода на распятие
5:21 — Второй вариант выхода на распятие когда вам проходят в ноги
Подписывайся на наши крутые паблики в:
➔ Facebook — facebook.com/fotos.ua
➔ VK — vk.com/fotosgroup
➔ Twitter — twitter.com/_f_ua
➔ Google+ — plus.google.com/u/0/+FotosUaVi…


Казнь на кресте.

Нет, пожалуй, человека, который не знает о распятии Иисуса Христа на Голгофе. И пока люди верующие и атеисты спорят о достоверности этого факта, историки утверждают, что казнь через распятие существовала на Востоке долгое время и считалась самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Кроме нестерпимой боли и удушья, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Сегодня в обзоре о том, как это происходило на самом деле.

Распятие на кресте — одна из самых известных казней.

Римляне практиковали распятие (в буквальном смысле «прикрепление к кресту») в течение почти тысячелетия. Подобно смерти на гильотине во времена Французской революции, распятие было публичной казнью. Но в отличие от моментальной казни при помощи гильотины, распятие предполагало длительную и мучительную смерть. Распятие по сути было не только казнью, но и выступало в роли «сдерживающего фактора» для потенциальных преступников, ведь они своими глазами видели боль и унижение умирающего человека, проводящего последние часы или дни своей жизни обнажённым, прибитым к кресту, который обычно устанавливали возле людной дороги. При этом человек на кресте чаще всего умирал от обезвоживания, удушья или инфекции. Римский оратор Цицерон называл этот вид казни «самым жестоким и самым страшным».

Распятие в могло быть таким.

Историки полагают, что практика распятия возникла в Персии, римляне же просто переняли впоследствии этот вид казни. В Древнем Риме использовались либо Crux immissa (примерный аналог христианского креста) или Crux commissâ (Т-образный крест). Как правило, сначала жертву привязывали или прибивали гвоздями за руки к поперечной перекладине лежащего на земле креста, после чего крест поднимали и вкапывали в землю.

И ещё варианты распятия.

Над головой жертвы прикрепляли табличку, на которой было написано имя казненного и его преступление. Руки жертвы прибивали к поперечной перекладине длинными квадратными гвоздями (около 15 см в длину и 1 см в толщину). Ноги же прибивали либо по сторонам вертикального столба, либо скрещивали их перед столбом и вбивали один гвоздь посередине. Затем руки и ноги дополнительно привязывали веревками. Для ускорения смерти (в результате кровоизлияния, болевого шока и затрудненного дыхания, поскольку человек не мог больше опираться на ноги) жертве иногда ломали ноги.

Распятие на кресте.

Подобный способ казни римляне практиковали, по крайней мере до 3 века нашей эры, пока в 337 г. н.э. распятие не запретил император Константин. Что удивительно, сейчас не существует почти никаких прямых археологических свидетельств распятия. Ученые предполагают, что тому есть несколько объяснений:
— Деревянные кресты не сохранились, поскольку прошли тысячелетия и они давным давно разрушились.
— Жертвы распятия были преступниками и, следовательно, их не хоронили. Тела чаще всего просто выбрасывали в реку или на мусорную свалку. Поэтому такие тела практически невозможно найти.

— Считалось, что гвозди, которыми прибивали человека к распятию, имеют магические или медицинские свойства, поэтому их за века просто разворовали.
— В процессе распятия повреждались в основном мягкие ткани, которые естественно разлагались с течение времени. На скелете же явных повреждений не оставалось.


Реконструкция лица Иоханана Бен-Хагалгола, сделанная учёными в 1970 году.

Был найден только один пример распятия. В 1968 году при раскопках гробницы в северо-восточной части Иерусалима были найдены останки человека, который, судя по всему, был распят. На склепе было написано его имя — Иоханан Бен-Хагалгол. После анализа останков был установлен примерный возраст человека на момент смерти — 24-28 лет.

В 1968 году в пещере Гиват-ха-Мивтар были найдены кости человека, что считается доказательством того, что в первом веке н. э. в Иудее практиковалось распятие.

Его рост составлял примерно 167см, что было средним показателем для мужчин той эпохи. Верхняя челюсть скелета была расколота, а ступни полусогнутых ног были вывернуты наружу. Через пяточные гости был вбит 19-сантиметровый гвоздь. Дальнейшие исследования останков Иоханана Бен-Хагалгола невозможны, поскольку они были перезахоронены после предварительных анализов в середине 1980-х годов.

Реконструкция распятия Иоханана Бен-Хагалгола.

Еще одним историческим свидетельством практики распятия являются упоминания о восстании Спартака (73-71 года до нашей эры). После подавления восстания все захваченные в плен рабы (около 6 000 человек) были распяты на крестах, установленных вдоль дороги из Капуи в Рим.
В продолжение зловещей темы казней мы расскажем про 5 самых любимых методов казни Ивана Грозного. Реалии того времени просто ужасны.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2011 НИСАН 5771 – 4(228)

Распятие в еврейской традиции

Юрий Табак

В течение многих веков христианской эры символика распятия была табуирована для евреев. В отличие от христианского мира, где архетипы «Иисус», «распятие», «Голгофа», «крест» получили сотериологическое (спасительное) содержание, в еврейском религиозном сознании, на­оборот, они естественным образом ассоциировались со страхом, гонениями, страданиями и смертью. Если христианские канонические фигуры и сюжеты получали негативное толкование (имя Йешу считалось аббревиатурой слов йимах шмо ве-зихро — «да сотрутся имя его и память о нем») или пародийно инверсировались (см. еврейское контревангелие Толдот Йешу), то христианская символика зачастую табуировалась.

Христофор. Хорст Сакуловский. 1987 год

Однако в начале XX века произошел поворот, связанный со сложными процессами культурной интеграции евреев в жизнь окружающего христианского мира, волнами погромов, глобальными потрясениями, вызванными, прежде всего, первой мировой войной. Ряд еврейских поэтов и художников, прежде всего символистов, начали переосмыслять не только древнееврейские архетипы — Синай, Храм, Завет, — но и христианские, раскрывая их в контексте судеб еврейского народа. Как отмечает известный исследователь идишской литературы Дэвид Роскес, прежде неприкасаемая христианская топика стала для них не менее важным источником вдохновения, чем хасидский фольклор. Еврейский поэт-символист Дер Нистер (сб. «Мысли и мотивы», 1907) обращается к Марии с молитвой о рождении ее Сына, несмотря на ожидающую того трагическую судьбу: для поэта рождество Иисуса есть победа евреев и всего человечества над страданиями, Б-га над Сатаной, и Иисус мыслится как универсальный символ страданий и даже как искупитель, равный еврейскому Мессии. В повести Шолома Аша «Карнавальная ночь», действие которой происходит в Риме XVI века, когда евреи подвергаются оскорблениям в ходе папской процессии, Иисус соскальзывает с креста в соборе Св. Петра, чтобы стать одним из мучеников, а Мария присоединяется к матери Рахели, чтобы вместе ткать саван. Поэт Ури Гринберг рассматривает окопы второй мировой войны с вершины Голгофы. На картине Эфраима-Моше Лилиена 1903 года, посвященной мученикам кишиневского погрома, изображен распятый на кресте старик в талите, держащий свиток Торы, и его поддерживает ангел. Еще более пронзительное звучание приобрели для евреев христианские символы в свете Холокоста. В знаменитом романе Андре Шварц-Барта «Последний праведник», главный герой, которому суждено погибнуть в газовой камере, говорит об Иисусе — еврее и праведнике: крест, на котором он был распят, перевернули и использовали в качестве меча для уничтожения его соплеменников. На картине художницы Кэт Мюнцер «Мадонна с младенцем» младенца держит на руках еврейка из гетто с желтой звездой на груди. Широко известен также цикл распятий Марка Шагала.

Можно было бы сказать, что перед нами очередной пример взаимопроникновения культур, актуализации христианских символов в еврейской парадигме (причем этот процесс в немалой степени обусловлен еврейским происхождением Иисуса). Однако такой вывод, с нашей точки зрения, будет верным лишь отчасти, поскольку крест и распятие — это отнюдь не эксклюзивно христианские понятия. По существу, это древние еврейские архетипы, выпавшие из магистральной еврейской традиции и возрожденные к жизни почти через два десятка веков. И в данной статье мы попробуем обосновать этот парадоксальный на первый взгляд тезис.

Казнь через распятие была хорошо известна евреям еще с глубокой древности. Этот вид казни употреблялся задолго до римлян другими народами, в том числе персами, египтянами, ассирийцами, греками, о чем есть многочисленные свидетельства античных авторов. Сообщает об этом и Библия: так, согласно книге Эзры (6:11), в декрете царя Дария говорилось, что всякий человек, совершивший преступление против Храма и культа, «будет поднят и пригвожден (йитмехе) к бревну», то есть распят. Здесь, по-видимому, речь идет о неевреях. Хорошо известно, что в римские времена и сами евреи многократно испытали на себе этот способ казни. Иосиф Флавий пишет, что сотни евреев были распяты на крестах во время гонений Антиоха Эпифана в 167–164 годах до н. э. (Древности, XII, 5:4). Многочисленные распятия евреев-инсургентов римлянами зафиксированы в период, предшествующий Иудей­ской войне (Древности, XVII, 10:10; XX, 5:2) и в ходе самой войны, о чем свидетельствует тот же Иосиф Флавий (Иудейская война, V, 11:1). Ну и, разумеется, главное свидетельство о практике распятий в Палестине в период римского правления — это евангельский рассказ о распятии Иисуса и двух разбойников. Только в IV веке император Константин отменил распятие как вид казни.

Пьета. Абрахам Ратнер.
1949 год. Музей Хиршхорна
и Сад скульптур. Вашингтон

Считается, что в римском уголовном праве казнь через распятие считалась наиболее позорным видом казни, применявшимся по отношению к рабам, ворам и разбойникам. Обычно евреи, которые имели римское гражданство, не подвергались распятию: их казнили иным образом. Так, Савл из Тарса (новозаветный апостол Павел), по преданию, был обезглавлен. Однако в случае особо тяжких преступлений перед Империей (например, предательства) распятие могло применяться и к римским гражданам. Это обстоятельство еще более оттеняет трагизм смерти Иисуса, которая, в глазах большинства ев­ре­ев-со­вре­­мен­ни­ков, свидетельствовала о бессилии его проповеди и подрывала веру в его мессианское достоинство, разделяемую лишь небольшой группой его первых последователей. Именно поэтому распятие Христа (то есть машиаха, помазанника), по словам Павла, было для иудеев скандалон ту стауру — «соблазном креста» (Гал., 5:11). В целом же идея страданий, смерти и последующего воскрешения машиаха бытовала и в еврейской литературе первых веков христианской эры (см., например, Сукка, 52а: о мессии — сыне Йосефа, который будет убит, а потом воскрешен пророком Элияу). Обсуждение этой обширной и важной темы выходит, однако, за рамки нашей статьи.

Вместе с тем в еврейской литературе конца эпохи Второго храма и периода Мишны можно найти примеры того, что распятие рассматривалось не только как не умаляющее высокое достоинство распятого, а даже еще больше его подчеркивающее.

Прежде всего, рассмотрим, была ли казнь через распятие чужда юридической и исторической практике самих евреев. Действительно, в библейском и талмудическом праве казнь через распятие не упоминается. В Торе за особо тяжкие преступления предусматривается побиение камнями и сожжение (Дварим, 13:10; Ваикра, 20:14). В качестве еще одного вида казни в Танахе фигурирует «повешение» (Берешит, 40:22; Эстер, 7:9, и т. д.), причем Тора предписывает повешение уже мертвого тела в качестве публичного наказания (Дварим, 21:21-23). В Мишне (Сангедрин, 7:1) говорится о четырех видах казни: побиении камнями, сожжении, удушении, обез­главливании. И все же распятие евреи тоже практиковали. Во всяком случае, мы имеем недвусмысленное свидетельство об этом Иосифа Флавия (Древности, XIII, 14:2; Иудейская война, I, 4:6): Александр Янай в 88 году до н. э. распял (анастауроса) 800 видных фарисеев. Существует еще одно свидетельство Иосифа Флавия — о распятии Яакова и Шимона, сыновей Иуды Галилеянина, прокуратором Тиберием Юлием Александром (46–48 годы н. э.), выходцем из еврейской семьи, племянником Филона Александрийского (Древности, XX, 5:2; XVIII, 8:1).

Кроме того, в позднейших еврейских источниках тала («вешать») используется взаимозаме­ня­емо с еврейско-арамейским глаголом цалав («рас­пи­нать»). Не случайно в Септуагинте фраза из книги Эстер «повесьте (талу) » (Эстер, 7:9) переведена как «распните (стауротэто)». И в Новом Завете глаголы стауроо («распинать») и креманнюми («вешать») используются взаимозаменяемо: в Евангелии от Луки об одном из разбойников, распятых вместе с Иисусом, говорится эйс де тон кремастентон («один из повешенных») (Лк., 23:39). Слово «повесили» применено и к распятому Иисусу — в Деяниях (Деян.,10:39) и в Послании к Галатам (Гал., 3:13).

Поэтому, когда в раввинистической литературе встречаются сообщения о казнях через повешение, не всегда легко понять, о каком именно наказании идет речь — повешении (распятии) живого человека или же выставлении трупа на всеобщее обозрение. Так, в Сифре к Дварим, 21:23, уточняется известный рассказ из мишнаитского трактата Сангедрин (6:4) о том, что Шимон бен Шетах, глава Синедриона, в царствование Александра Яная повесил 80 колдуний: «»Ты повесишь” <…> Может быть, его вешают живым, как это делает правительство ? — Нет, сказано: «и он будет умерщвлен”». Однако во внеалахической еврейской традиции имеются и прямые указания на практику повешения (распятия) живых людей: так, в Таргуме на книгу Рут (1:17) вместо одного из четырех традиционных мишнаитских способов казни фигурирует «распятие на кресте». Чем объяснить такие расхождения в законодательстве? Возможно, мы имеем дело с многообразием ранних правовых традиций Устного закона, лишь часть из которых впоследствии вошла в Талмуд.

Дерево, на котором повешены Аман
и его 10 сыновей. Лейпцигский махзор.
Начало XIV века

Новый импульс спорам о практике распятия (или повешения) живых людей в еврейском мире придало опубликование кумранских рукописей. Согласно «храмовому свитку», за наиболее тяжкие преступления человек должен подвергнуться повешению, причем заживо: «Повесишь его на дереве, и он умрет» (11Qtemple_a). Арамейский вариант завещания Левия (4QapocrLevi_b) прочитывается некоторыми исследователями так: «Не покарай лишенного сил посредством повешения, и гвоздь не приближай к нему». Но, к сожалению, все перечисленные фрагменты испорчены, в текстах присутствуют многочисленные лакуны, и любое их прочтение может носить лишь гипотетический характер.

Особое значение в этом смысле имеет сравнительно хорошо сохранившийся фрагмент комментария на книгу пророка Наума 4QpNah, в котором прямо говорится о человеке, который «вешал живых людей» (йитле анашим хаим). Большинство исследователей согласны, что речь в этом комментарии идет именно об Александре Янае, который фигурирует в кумранском произведении под именем «яростный молодой лев». Таким образом, подтверждается как практика повешения заживо (распятие), так и достоверность свидетельства Флавием.

Остается, правда, вопрос, имеем ли мы дело с устойчивой традицией или же распятия у евреев были исключительным явлением. В пользу второго предположения говорят известные нам законы о повешении уже мертвого тела, а также возмущение Флавия поступком Яная (Древности, XIII, 14:2). Увы, рукопись комментария на Книгу Наума как раз после фразы «вешал живых людей» испорчена (отсутствует несколько слов). Подавляющее большинство ученых, исходя из вышеприведенных соображений, восстанавливают лакуну следующим образом: «что не делалось прежде в Израиле» (­ бисраэль ми-лефаним). Такое прочтение дает нам еще одно подтверждение исключительности распятия у евреев. Однако выдающийся израильский исследователь Игаэль Ядин восстанавливает лакуну прямо противоположным образом: «что делается в Израиле издавна» ( бисраэль ми-лефаним), — связывая содержание стиха с законами «храмового свитка» и утверждая, что распятие — традиционный в Израиле вид казни. В любом случае, представляется несомненным, что распятие имело место в еврейской традиции, хотя и неясно, в еврейском ли мире в целом, у каких-то определенных течений внутри еврейства и на каком историческом этапе.

Распятие и крест могли ассоциироваться у евреев конца эпохи Второго храма как с внешним насилием, так и с глубокими конфликтами внутри еврейства, служить как символом мужественного отстаивания своей веры перед внешним врагом, так и символом невинного страдания от рук «своих» злодеев и тиранов.

Приведем два примера, иллюстрирующих первый аспект. В Завете (Успении) Моисея, еврейском псевдо­эпиграфе, написанном незадолго до времен Иисуса и сохранившемся в латинской рукописи VI века, говорится о распятии обрезанных в будущие времена, когда «царь царей земли» (вероятно, нееврейский царь) «распнет исповедующих обрезание» (Завет Моисея, 8:1-2).

Археолог Игаэль Ядин на раскопках в Кумране. 1957 год

В Мехильта де-рабби Ишмаэль (не позже второй половины IV века) приводится комментарий выдающегося законоучителя II века н. э. рабби Натана на Шмот, 20:6: «Слова «Любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои” относятся к тем, кто поселился на земле Израиля и рискует жизнью ради исполнения заповедей. Тебя вывели из рабства, а ты будешь обезглавлен — почему? Потому что я обрезал моего сына в израильтяне. Тебя вывели из рабства, а ты будешь сожжен — почему? Потому что я читаю Тору. Тебя вывели из рабства, а ты будешь распят — почему? Потому что я ем опресноки…» То есть евреи готовы были принять мученическую смерть на кресте за право соблюдать свои традиции.

Другой аспект темы распятия в раввинистической литературе затрагивает рассказ о приговоренном к распятию праведном Йоси бен Йоэзере из Цереды, жившем в первой половине II века до н. э. Направляясь к месту казни, праведник тащил на себе крест, в то время как его племянник Якум ехал рядом на коне и издевался над дядей: «Смотри, на какого коня посадил меня мой повелитель, и на какого коня посадил тебя твой повелитель» (Берешит раба, 65:22). Здесь крест выступает атрибутом невинного страдания, и можно провести очевидные параллели с евангельским рассказом о том, как Иисус­ нес свой крест (Ин., 19:17).

В Тосефте к Сангедрин, 6:4, приводится притча выдающегося законоучителя II века н. э. рабби Меира: «Что значит (Дварим, 21:23) «ибо проклятие Б-га повешено” (синодальный перевод: «проклят пред Б-гом повешенный ”)? Придумали притчу, чему это подобно: двум братьям, которые были похожи друг на друга: один царствовал над всем миром, а другой вышел разбойником. По истечении некоторого времени тот, который вышел разбойником, был пойман и распят на кресте, и всякий проходивший говорил: «Кажется, что царь распят”. Поэтому сказано: «Ибо проклятие Б-гa повешено”». Под царем вселенной в притче явно подразумевается сам Г-сподь, и по сути рабби Меир высказывает следующую мысль: если распинается созданный по образу Б-жьему человек, то распинается сам образ Б-жий.

Известен рассказ о рабби Элеазаре бен Шимоне, в результате сговора которого с римскими властями повесили (или распяли) вора-еврея. Рабби Йеошуа бен Карха гневно упрекнул его: «До каких пор ты будешь посылать народ Б-га нашего на бойню?!» Рабби Элеазар ответил: «Я вырываю сорняки из виноградника». Потом по настоянию рабби Элеазара повесили еще одного преступника, и рабби Элеазар плакал под виселицей (Бава мециа, 23б).

Наконец, внимание мно­гих христианских и еврейских экзегетов привлек эпизод из рассказа об акедат Ицхак (принесении Авраамом в жертву Ицхака) в Берешит, 22:6: «Он взял дрова для всесожжения и положил их на плечи Ицхаку». В Берешит раба, 56:3, эта деталь разъясняется следующим образом: «подобно тому, кто нес свой крест на плечах…» То есть крест в мидраше выступает символом высокой жертвенности, готовности служить Всевышнему даже ценой своей жизни. Здесь напрашиваются очевидные параллели с евангельским эпизодом следования Иисуса на Голгофу, а в еще большей степени — с речениями Иисуса: «отвергни себя и возьми крест свой» (Мф., 16:24); «последуй за Мною, взяв крест» (Мк., 10:21); «кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф., 10:38, Лк., 14:27).

К сказанному выше остается добавить, что само распятие и его части приобрели не только у христиан, но и у евреев символическо-сакральное значение — и не только негативное. Тому же рабби Меиру (по другой версии — рабби Йоси) приписывается способ лечения раны, в соответствии с которым «можно носить <…> гвоздь от распятого» (Шабат, 6:10). Таким образом, по крайней мере некоторые евреи подобно христианам (верящим в чудодейственную силу древних христианских реликвий) приписывали кресту исцеляющую силу: орудие мучений становилось средством излечения.

Без названия (из проекта «Снятия с креста»). Ади Нес. 1995 год

Какой вывод можно сделать из вышесказанного? Прежде всего тот, что крест и распятие — древние еврейские архетипы, в начале XX века вновь обретенные еврейским сознанием. В свете этого наполняется новым содержанием конкретно-национальный и универсальный аспект служения Иисуса и его учеников. Иисус обращается к своим ученикам, соплеменникам-евреям: «Идите, научите все народы» (Мф., 28:19) в полном соответствии с заповедями Торы, согласно которым евреи должны нести свет народам: «в этом мудрость ваша и разум ваш перед глазами народов» (Дварим, 4:6). Крест же, принятый ими на себя, — это крест евреев, которых будут преследовать на протяжении многих веков, и апофеоз гонений придется на Холокост. Одновременно крест выступает универсальным символом мучений и гибели невинных страдальцев — как самого Иисуса, так и миллионов евреев до и после него. Не случайно для еврея Эли Визеля, пережившего нацистские лагеря, Б-г ассоциировался с ангелоподобным мальчиком, повешенным в концлагере, и этот эпизод так поразил друга Визеля, французского писателя-католика Франсуа Мориака.

И наконец, евангельская тема крестных мук предстает в новом свете и еще раз обнаруживает всю абсурдность юдофобных клише — «народ-богоубийца», «евреи, распявшие Христа» и т. п., положивших начало христианскому антисемитизму. Если антисемитизм хотя бы частично может дрогнуть под напором историко-рационалистических опровержений (что совсем не очевидно), то еврейская теология распятия могла бы сыграть здесь позитивную роль.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх