Рассмотрение и утверждение бюджета

15.2. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов

Составлению проектов бюджетов предшествует работа по подготовке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов.

Кодекс предусматривает, что проекты бюджетов должны составляться с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов. Однако федеральный закон о данных стандартах не принят и поэтому ряд статей Бюджетного кодекса, содержащих нормы о стандартах по состоянию на вторую половину 2003 года в действие не введены.

Планирование доходов и расходов бюджетов рассмотрено в 5-7 главах, в настоящем разделе охарактеризуем организацию процесса подготовки проекта бюджета.

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Необходимо подчеркнуть исключительную важность приведенной нормы, которая однозначно определяет, что никакой другой орган, кроме Правительства РФ и органов исполнительной власти других уровней, не вправе разрабатывать проекты бюджетов. Никаких альтернативных проектов от фракций, партий и иных групп быть не может.

Составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории, основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год, прогнозе сводного баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год, плане развития государственного или муниципального сектора экономики на очередной финансовый год.

В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета: общий объем доходов, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета, прогнозируемые доходы бюджета по группам , подгруппам, и статьям классификации доходов бюджета, нормативы отчислений от собственных доходов, передаваемых бюджета других уровней бюджетной системы РФ.

Законопроектом должны быть установлены расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации, общий объем капитальных расходов и текущих расходов, расходы и доходы целевых бюджетных фондов, объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы, распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств, в соответствии с ведомственной классификацией.

Кроме того, в проекте закона (решения) должны быть определены параметры государственного (муниципального) долга, государственных (муниципальных) заимствований.

Составление проекта федерального бюджета Правительством РФ начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Конкретный порядок и сроки подготовки документов и материалов федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством РФ.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта бюджета и предоставляемых с ним документов завершается не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

С 15 июля до 15 августа Правительство рассматривает прогноз социально-экономического развития России на очередной год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета, другие документы к бюджету и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Порядок подготовки проектов бюджетов в субъектах РФ и муниципальных образований в основном повторяет этапы федерального уровня. Отличия наблюдаются преимущественно в сроках подготовки, которые несколько короче, а также имеются отличия в объеме и перечне предоставляемых документов.

Сроки предоставления проекта бюджета и документов к проекту в законодательный (представительный) орган определяется Бюджетным кодексом для федерального уровня или законами (решениями) других уровней бюджетной системы.

На федеральном уровне Правительство РФ должно внести проект федерального закона на очередной год в Государственную Думу не позднее 15 августа текущего года.

Одновременно проект данного федерального закона вносится Президенту Российской Федерации.

Комитет по бюджету Думы дает заключение о соответствии представленных материалов требованиям законодательства (или не соответствии) и Совет Государственной Думы принимает законопроект для рассмотрения (или возвращает в Правительство РФ на доработку).

Закон о федеральном бюджете рассматривается в четырех чтениях. Рассмотрение законопроекта в первом чтении должно пройти в течение 30 дней после внесения законопроекта в Государственную Думу.

При рассмотрении проекта в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также основные характеристики федерального бюджета:

— доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов;

— распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

— дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета, источники его покрытия; общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

При рассмотрении проекта в первом чтении Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады профильных комитетов Думы, а также доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии в первом чтении или об отклонении законопроекта.

В случае принятия утверждаются вышеперечисленные основные характеристики бюджета.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Государственная Дума может передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик, вернуть законопроект на доработку в Правительство РФ или поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

При передаче законопроекта в согласительную комиссию, в течение 10 дней указанная комиссия разрабатывает новый вариант основных характеристик бюджета, согласовывая эти характеристики с изменениями в законопроектах в области налогового законодательства, внесенных Правительством РФ вместе с законопроектом.

По окончанию работы согласительной комиссии проект вновь рассматривается Государственной Думой. В случае принятия проект переходит во второе чтение, а в случае повторного отклонения проекта в первом чтении Государственная Дума ставит вопрос о недоверии Правительству РФ.

В случае возвращения проекта на доработку в Правительство РФ, проект в течение 20 дней должен быть доработан Правительством с учетом предложений, изложенных в заключениях профильных комитетов Думы. Повторное рассмотрение законопроекта Думой осуществляется в течение 10 дней со дня повторного внесения.

Если по результатам выражения недоверия Правительству РФ Президент Российской федерации отправит Правительство в отставку, вновь сформированное Правительство представляет новый проект федерального бюджета не позднее 30 дней после сформирования.

Следует отметить, что Президент Российской Федерации может не согласиться с решением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ и в соответствии с Конституцией Российской Федерации может принять решение о роспуске Государственной Думы и о назначении новых выборов.

При таком варианте, а также когда бюджет не утвержден до начала финансового года вступает в действие механизм временного управления бюджетом.

В этом случае исполнительные органы осуществляют расходование бюджетных средств в размере одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал, по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации, при условии, что в предыдущем году средства на эти цели выделялись.

При рассмотрении бюджета во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 15 дней после принятия в его первом чтении. В ходе рассмотрения проекта во втором чтении рассматриваются внесенные субъектами права законодательной инициативы поправки по разделам функциональной классификации.

Если проект принимается во втором чтении, он переходит для подготовки к третьему чтению, если отклоняется , то он передается в согласительную с комиссию.

При рассмотрении в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств по всем четырем уровням функциональной классификации расходов, распределение средств фонда финансовой поддержки субъектов РФ, расходы федерального бюджета на целевые программы, расходы на федеральную адресную инвестиционную программу, программы представления государственных гарантий, программы государственных заимствований.

К третьему чтению направляется наибольшее число поправок, поскольку затрагиваются интересы конкретных бюджетополучателей.

Государственная Дума рассматривает проект в третьем чтении в течение 25 дней после принятия во втором чтении.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия в третьем.

При рассмотрении законопроекта в четвертом чтении он голосуется в целом. Внесение поправок не допускается.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете передается на рассмотрении Совета Федерации, который в течение 14 дней со дня представления государственной Думой выносит решение об одобрении закона в целом. Одобренный Советом Федерации закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

В случае отклонения Советом Федерации закона о бюджете он направляется в согласительную комиссию для преодоления разногласий. После чего Государственная Дума рассматривает согласованный вариант в одном чтении.

В случае отклонения закона Президентом Российской Федерации, закон передается в согласительную комиссию, в состав которой включается представитель Президента РФ. Дальнейшее рассмотрение аналогично, изложенному выше.

На уровне субъектов Российской Федерации бюджеты рассматриваются в четырех или трех чтениях. В субъекте, который мы рассматриваем в качестве примера, бюджет рассматривается в трех чтениях.

В первом чтении рассматривается концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, доходы по группам, статьям и подстатьям классификации доходов, ставки налогов, утверждаемых законодательным органом, нормативы отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты, общий объем расходов бюджета субъекта РФ, объем дефицита и источники его покрытия.

Результатом рассмотрения в первом чтении может быть принятие, возвращение на доработку или отклонение. В случае принятия в первом чтении создается согласительная комиссия из представителей законодательного и исполнительного органов, которая рассматривает внесенные поправки и готовит проект ко второму чтению.

На уровне субъекта, как правило, не предусматриваются меры, связанные с отставкой органов исполнительной власти. Уточнение показателей осуществляется путем проведения согласительных процедур.

Во втором чтении рассматривается распределение расходов по разделам функциональной классификации, объем сумм дотаций и их распределение по бюджетам муниципальных образований, расходы по распорядителям кредитов, расходы на финансирование целевых программ и целевой инвестиционной программы.

В третьем чтении проект рассматривается в целом, поправки не допускаются.

После принятия в третьем чтении проект направляется для подписания и обнародования главе Администрации (Президенту) субъекта РФ, который может возвратить проект в законодательный орган с соответствующей мотивировкой.

Законодательный орган может согласиться с замечаниями или преодолеть вето большинством в две трети голосов от численности депутатов законодательного органа.

Местные бюджеты рассматриваются в двух или трех чтениях в соответствии с местным документом о бюджетном процессе.

При рассмотрении в первом чтении рассматривается прогноз социально-экономического развития, объем доходов по группам, статьям и подстатьям,

общий объем расходов, дефицит и источники его покрытия.

После принятия в первом чтении может создаваться согласительная комиссия, которая рассматривает поступившие поправки и готовит проект ко второму чтению.

Во втором чтении утверждается распределение расходов по разделам функциональной классификации, по главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств, на целевые программы и на инвестиционную программу. Во втором чтении бюджет может приниматься и в целом.

После утверждения в целом, решение о бюджете направляется для подписания и обнародования главе местного самоуправления, который также как и глава исполнительной власти субъекта может возвращать акт на доработку. Дальнейшая процедура аналогична описанной выше для субъекта РФ.

8 октября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко проведет парламентские слушания на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». В преддверии рассмотрения в парламенте основного финансового документа страны мы решили рассказать о том, как формируется и как принимается федеральный бюджет.

Традиционно рассмотрение проекта федерального бюджета — основной законодательный приоритет осенней сессии. Недаром его всегда называют главным финансовым законом страны. Впрочем, процедура его рассмотрения время от времени изменялась.

Так, в мае 2006 года президент страны Владимир Путин в своем Бюджетном послании заявил о необходимости реформировать бюджетный процесс. И прежде всего разрабатывать и утверждать госбюджет не только на будущий год, но и на два последующих года, а также сократить число чтений при рассмотрении Госдумой с четырех до трех, что и было сделано законодателями. Так открылась новая глава в государственном бюджетировании.

Бюджетная история

Впрочем, у государства не всегда существовал бюджет в отличие от системы налогообложения. А бюджет появился тогда, когда государство стало планировать свою финансовую деятельность, то есть составлять систему доходов и расходов на определенный период. Одной из первых стала Англия. Когда в XVI-XVII веках палата общин утверждала субсидию королей, то по окончании заседания канцлер казначейства (тогдашний министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось «открытие бюджета» (budget — в английском тогда можно было перевести как «мешок»). Уже позже, с конца XVII века, название этого портфеля было перенесено на сам документ, содержащий утверждаемые парламентом план доходов и расходов государства.

В России начало бюджетирования (или порядок государственной росписи доходов и расходов) отсчитывается с 1863 года. В то время был учрежден Государственный банк, а единственным распорядителем бюджета стал министр финансов. Кстати, «роспись доходов и расходов» стала публиковаться для всеобщего сведения. Учрежденная Первая Государственная дума сразу была привлечена к рассмотрению госбюджета. И после издания 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России впервые возникает официальное бюджетное право.

После Октябрьской революции с первых же дней подготовка бюджета была объявлена важной и срочной задачей. 28 января 1918 года появились Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь — июль 1918 г., в соответствии с которыми и был сверстан первый советский бюджет, утвержденный Советом народных комиссаров. Он положил начало формированию системы полугодовых бюджетов, действовавших в течение двух лет. В 1920-1921 годах правительство вернулось к годовому планированию. Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 года, в которой раздел 5-й так и назывался: «Бюджетное право».

Планирование доходов и расходов

В экономическом смысле федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств страны. Именно через него идет перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта, формируются финансовые ресурсы для экономического развития, реализации социальной политики и укрепления обороноспособности. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а порядок его формирования и исполнения детально регламентирует Бюджетный кодекс РФ.

Отечественная бюджетная система состоит из бюджетов разных уровней: федеральный, региональные и местные. Бюджет разрабатывается на каждый финансовый год, который начинается с 1 января и планируется на двухлетний период.

Разработка и формирование госбюджета — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов и муниципальных образований.

Основным документом, в котором отражаются и стратегические, и тактические планы бюджетной политики государства, является ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В нем, частности, глава государства формулирует главные задачи бюджетной политики на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы. Именно этим прежде всего и руководствуется Правительство РФ при работе над формированием госбюджета.

После утверждения проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год на заседании Правительства РФ он вносится на рассмотрение Госдумы (до 2007 года — в конце августа, сейчас — не позднее 1 октября). Совет Госдумы в течение трех дней направляет его в Совет Федерации, думские комитеты, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Парламентские чтения

С июля 2007 года, когда Госдумой был принят федеральный бюджет на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, законопроект о госбюджете депутаты стали рассматривать в трех чтениях (до этого — в четырех).

В первом чтении рассматриваются основные параметры (размер доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета, расходов, дефицит) и концепция госбюджета (главные направления бюджетной и налоговой политики; основные принципы и расчеты во взаимоотношениях федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; пределы внешних заимствований; объем нефтегазового трансферта). При этом обязательно указываются прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции.

Так в Госдуму в прямом смысле слова вносили бюджет вплоть до этого года, когда весь проект был размещен на цифровом носителе. Фото: ПГ/Игорь Самохвалов

Также обсуждается прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год. Он разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемые годы.

Причем по Бюджетному кодексу Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит госбюджета, если на это отсутствует положительное заключение Правительства.

Если депутаты не принимают проект бюджета в первом чтении, то они могут:

  • передать его в согласительную комиссию, формируемую из представителей Госдумы, Совета Федерации, Правительства и обязанную в течение 10 дней представить согласованный вариант;
  • вернуть его в Правительство РФ, обязанное в течение 20 дней доработать проект и представить его на рассмотрение в Госдуму.

Если по итогам работы согласительной комиссии или дополнительной работы с Правительством РФ решение не принято, то проект федерального бюджета считается повторно отклоненным. Причем это уже равносильно постановке вопроса о доверии Правительству РФ и его роспуске.

Если законопроект принят в первом чтении, то основные параметры бюджета не могут быть изменены в последующих чтениях.

Во втором чтении Госдума рассматривает и утверждает различные приложения к закону о госбюджете, устанавливающие, в частности, источники финансирования дефицита бюджета; бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов; распределение межбюджетных трансфертов; программы государственных внутренних и внешних заимствований, госгарантий в рублях и иностранной валюте; долгосрочные (федеральные) целевые программы с суммами ассигнований.

При этом до второго чтения должны быть приняты федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчете государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда.

Госдума рассматривает проект бюджета во втором чтении в течение 35 дней после его принятия в первом. Основную работу по сбору и обобщению поправок ведет Комитет по бюджету, который готовит сводные таблицы поправок и направляет их в профильные комитеты и Правительство РФ, которые, в свою очередь, должны определиться, какие поправки они одобряют к принятию, а какие — к отклонению. Поправки по межбюджетным трансфертам рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету.

Если Госдума не поддерживает предложения Комитета по бюджету, она может рассмотреть альтернативные варианты бюджета.

Если законопроект отклоняется во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию.

В третьем чтении Госдума рассматривает и утверждает расходы госбюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, предусмотренным отдельными приложениями, принятыми во втором чтении. Утверждается также ведомственная структура расходов. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации.

Совет Федерации рассматривает закон в целом в течение 14 дней со дня его представления Госдумой. В случае отклонения закон передается в согласительную комиссию, в течение 10 дней она выносит на повторное рассмотрение Госдумы согласованный вариант, который обсуждается только в одном чтении. Закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовали не менее 2/3 общего числа депутатов.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент РФ отклоняет федеральный бюджет, то он передается в согласительную комиссию, куда включается также представитель Президента РФ.

Если до 15 декабря текущего года закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не принят или по другим причинам не вступил в силу до 1 января, то орган, исполняющий бюджет, правомочен выделять средства не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал или не более 1/12 в расчете на месяц.

Если закон о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, то орган, исполняющий бюджет, не имеет права: предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели, выделять бюджетные средства на возвратной основе, предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам, осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал, формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов.

Бюджетные правки

Ситуация в экономике, особенно в условиях глобализации рынков и сегодняшних антироссийских санкций, может складываться по-разному, в том числе и негативно, когда рушатся ранее сделанные прогнозы социально-экономического развития, а значит, и основные параметры принятого бюджета. Впрочем, возможна и обратная ситуация, когда фактические доходы бюджета значительно превышают запланированные.

В этих случаях Правительство РФ обязано внести в Госдуму проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о госбюджете, который подлежит приоритетному и внеочередному рассмотрению.

Например, при форс-мажорной ситуации, когда произошло снижение ожидаемых поступлений доходов в федеральный бюджет более чем на 10 процентов годовых назначений. Если в этом случае правительственный законопроект не принимается Госдумой, кабмин имеет право на пропорциональное сокращение бюджетных расходов до момента принятия законодательного решения по данному вопросу (подобная процедура получила название «секвестр»). Например, так случилось в мае 1996 года, когда Правительство внесло в Госдуму проект закона «О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год», который через полтора месяца в итоге был отклонен депутатами. Это достаточно редкая процедура и применяется она в исключительных случаях, которые любое государство старается не допустить.РФС

Сергей Рябухин председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам — Нулевое чтение проекта федерального бюджета — это своеобразный момент истины для Правительства и в то же время эффективный инструмент предварительного рассмотрения документа для депутатов и сенаторов. Здесь парламентарии имеют возможность вне жестких привязок к Бюджетному кодексу обменяться мнениями, подискутировать, услышать и понять. Это дает возможность без жестко регламентированных процедур, прописанных в самом регламенте рассмотрения бюджетных заявок, рассматривать альтернативные точки зрения по целевому использованию федеральных денег. Ведь важно не просто добиться утверждения бюджетной росписи в законе о бюджете, а чтобы эта роспись достигала наивысшего результата с точки зрения эффективности расходования средств. Однако должен заметить, работа законодателей начинается задолго до нулевого чтения. Последние внесенные на рассмотрение Правительства предложения в концепцию бюджета на ближайший трехлетний период были сформированы на заседании нашего комитета в конце июня.
Как правило, предложения к нулевому чтению проекта федерального бюджета готовятся всеми комитетами палаты регионов, которые потом собираются в профильном комитете по бюджету и финрынкам и оформляются как предложения Совета Федерации. В дальнейшем Правительство рассматривает заявки отраслевых министерств, главных распорядителей бюджетных средств, с учетом мнения палаты регионов и майского указа президента, в котором определены приоритетные направления развития государства. После этого проект бюджета вносится в Государственную Думу в виде окончательного документа, который рассматривается на парламентских слушаниях в режиме нулевого чтения.
В текущем году, к примеру, мы надеемся увидеть документ вместе с первыми его оценками Счетной палаты в Совете Федерации, куда будут приглашены первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Максим Орешкин, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин, губернаторы, председатели региональных законодательных собраний и эксперты из ВШЭ и МГУ. В ходе слушаний мы сравним документ, который внес кабмин, с заключением Счетной палаты и теми рекомендациями, которые были внесены нами ранее, выясним, какие из них были учтены, а какие отклонены и по какой причине, и уже по итогам этого нулевого чтения выработаем рекомендации Правительству.

Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления.

Сроки внесения в Государственную Думу РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете РФ и порядок его рассмотрения регламентируется гл. 22 Бюджетного кодекса РФ. При этом срок окончания рассмотрения и утверждения федерального бюджета Бюджетного кодекса РФ не устанавливает, а регламентирует только временные границы между отдельными этапами рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета, допуская при этом, что к моменту начала соответствующего финансового года бюджет на него еще не будет утвержден. В случае неутверждения бюджета при наступлении очередного финансового года Бюджетного кодекса РФ предусматривает режим временного управления бюджетом.

Сроки и порядок рассмотрения проектов законов (решений) о бюджете субъектов РФ и муниципальных образований регламентируются соответственно законом субъекта РФ и правовыми актами органа местного самоуправления. При этом порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта РФ и правовыми актами органа местного самоуправления, должен обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного проекта закона (решения) до начала очередного финансового года.

Законы о внесении изменений в налоговое законодательство РФ вносятся на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) органом до принятия закона (решения) о бюджете.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях:

  1. в первом чтении обсуждается его концепция, а также основные характеристики федерального бюджета: доходы федерального бюджета, дефицит федерального бюджета и источники его покрытия, общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год;
  2. во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
  3. в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета;
  4. в четвертом чтении указанный проект федерального закона о федеральном бюджете обсуждается в целом.

После этого проект федерального закона о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации и поступает на подпись Президенту РФ.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы страны. Он утверждается в форме федерального закона.

Порядок формирования и исполнения бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Этап 1

Проект бюджета вносится в Государственную Думу каждый год до 1 октября. Одновременно с этим он направляется Президенту РФ.

После внесения в Государственную Думу проект бюджета в течение трех дней направляется в комитеты ГД для внесения замечаний и предложений, Совет Федерации и в Счетную палату РФ для подготовки заключения.

Государственная Дума рассматривает проект бюджета в течение 60 дней в трех чтениях. Таким образом, бюджет на 2019 год и на плановый период 2020–2021 годов должен быть принят до 29 ноября 2018 года.

Этап 2

Рассмотрение документа в первом чтении.

На этом этапе обсуждается:

  • концепция закона;
  • прогноз социально-экономического развития страны, объем ВВП и уровень инфляции;
  • направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики;
  • объем доходов и расходов;
  • предельный размер внутреннего и внешнего долга.

Этап 3

Прохождение второго чтения.

Во втором чтении рассматриваются текстовая часть проекта бюджета и приложения:

  • бюджетные ассигнования по направлениям;
  • основные показатели государственного оборонного заказа;
  • перечень субсидий бюджетам субъектов РФ;
  • программа государственных внутренних и внешних заимствований страны и др.

Этап 4

Принятие в третьем чтении.

В третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом с учетом бюджетных ассигнований, принятых во втором чтении.

Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня принятия Государственной Думой передается на рассмотрение Совета Федерации.

Этап 5

Рассмотрение в Совете Федерации.

Совет Федерации в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой рассматривает закон о бюджете.

Этап 6

Последний этап в утверждении главного финансового документа страны — подписание бюджета Президентом РФ.

22. Порядок составления проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета

осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает разработку прогноза социально—экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально—экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.

Министерство финансов РФ организует разработку:

1) проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

2) проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Первый этап формирования федерального бюджета – это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана—прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

Министерство финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределение расходов федерального бюджета.

Министерство финансов в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределения расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:

1) направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

2) уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ. Второй этап формирования федерального бюджета – это распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх