Разделение рабочего дня на части

Условия и порядок оформления

В любой организации есть профсоюз либо иные органы, представляющие и отстаивающие интересы сотрудников. На основании обращения к ним, непосредственному работодателю готовится внутренний локальный приказ о разделении рабочего дня на части. Оно обговаривается обеими сторонами трудовых отношений. Изменения в графике должны незамедлительно заноситься в трудовые договоры.

Обязательные условия для оформления:

  1. Обстоятельства, при которых исполнение своих должностных обязательств невозможно или крайне затруднительно. Например, специалисты сферы общественного питания. Повара в школах рано утром приступает к исполнению обязанностей. К началу учебы уже должны быть готовы хлебобулочные изделия и т.д. Позже образовательное учреждение не нуждается в этих ресурсах, либо же спустя нескольких часов. То же самое происходит и с уборщиками коммерческих помещений. Они не могут трудиться во время активной деятельности сотрудников компании. Им необходимо выполнять свою работу рано утром или вечером, после ухода всех сотрудников.
  2. Различная интенсивность в течение дня. Например, работы много только в обед. Утро и вечер работодатель не желает оплачивать. И в этом случае составляется акт разделения смены на части.

Регламент рабочего времени

По закону количество трудовых часов в день, неделю, месяц не должно превышать установленных государством норм и стандартов. Именно это является главным критерием при разделении дня на несколько промежутков.

При этом в каждой организации существует регламент с точно установленными перерывами отдыха и труда. Под последним понимается время, которое сотрудник тратит по своему усмотрению. Бывает нескольких видов:

  • отпуск;
  • дни праздничные;
  • время между рабочими частями;
  • ежедневный отдых;
  • отдых по выходным дням.

В течение трудовой смены отдых может разделяться на обогрев, питание, технологические перерывы, кормление малыша грудью и т.д.

Режим труда – обязательная часть трудового договора (ст. 57 ТК РФ). Контроль за дроблением смены осуществляет ст. 105 ТК РФ. Она контролирует и определяет условия, при которых руководитель (работодатель) может перевести сотрудника в режим раздробленного трудового дня, определяет порядок установления и нормы.

Разная интенсивность работы в течение смены предполагает разрывной график труда. Подходит это для лётного состава, специалистов связи, медиков и водителей автобусов (междугородние и зачастую городские).

Режим подразумевает деление на 2 части трудового дня. При этом общее количество часов не превышает 10. Между частями предусматривается перерыв 2 часа. За него осуществляется доплата около 30% от должностного оклада специалиста.

Документальное оформление

Процесс оформления состоит из нескольких частей:

  1. Разработка внутреннего документа — ЛНА. Регулируется сразу несколькими статьями ТК РФ — ч. 1 ст. 8, абзац 7 ч. 1 ст. 22, ст. 105. Документ представляет нормативное приложение, раздел правил или отдельный акт, входящий в трудовой договор. В него входят конкретные цифры, условия, срок и распорядок режима дробления рабочей смены: количество этих «кусков», точное время начала перерыва и его конца, продолжительность, размеры доплаты и компенсации, место для отдыха и выделяемое время для него, количество неоплачиваемых частей трудового дня, категории и должности работников, у которых будет разделение, остальные дополнительные условия.
  2. Проект ЛНА должен получить одобрение Профкома. Составляется сопроводительное письмо, в котором указываются причины и мотивы разделения смены на несколько этапов, а также сроки ответа, в котором просят объективное мнение на этот счёт. В течение 5 рабочих суток Профсоюз обязан прислать своё решение. Они могут внести поправки, оспорить полностью ЛНА, провести встречу и консультацию с работодателем. Если ответ от Профкома не последует в течение этого срока, то проект утверждается автоматически в первоначальном виде.
  3. Утверждение директором / руководителем / начальников организации. Проект, заверенный Профкомом, попадает на стол к работодателю. Он ставит гриф «Утверждаю» с указанием своих инициалов, должности, даты и подписи. Другой способ – приказ, вводящий в действие ЛНА.
  4. Последний этап – документы, дополняющие ЛНА – дополнительные соглашения к трудовому договору. После того как новые или действующие работники ознакомились с условиями разделения времени, обговариваются и документально фиксируются режимы рабочих частей и отдыха, доплаты и иные нюансы.

Пример для производства, водителей автобусов, метро и электротранспорта

Статья 105 ТК РФ чаще всего применяется к лицам, обслуживающих население: работников связи, общественного питания, водители автобусов, трамваев, троллейбусов, кондукторы, продавцы и менеджеры торговли, специалисты ЖКХ и другие.

Условия работы Законодательная база Разделение на части
Производство Инженеры, техники, старшие техники, электромонтеры, химики и другие специалисты имеют прерывистый рабочий режим. Статья 105 ТК РФ. Работники не должны трудиться больше предусмотренных нормативов.
Водители автобусов Водители рейсовых междугородних транспортных средств обязаны работать точно по установленному графику. Если все рейсы и промежутки посчитать, то получится график, превышающий 40-ка часовую норму. Статьи 101 и 99 ТК РФ запрещают, чтобы ненормированные дни и сверхурочные часы превышали установленные 120 часов в год. Разделение на части трудовой смены руководствуется ст. 105 ТК РФ. Перерыв между частями не более двух часов (исключения при соответствующих локальных актах), первый промежуток свободного времени не позднее, чем через 5 часов после начала смены, любой перерыв не должен быть меньше 15 минут.
Водители электротранспорта Машинисты метро, водители троллейбусов и трамваев, работники локомотивных бригад следуют четко установленному временному графику движения транспортных средств. Приказы Минтранса РФ №63 и №127. Обязательно должно предоставляться помещение для отдыха, включается питание, перерыв составляет максимум 2 часа днем и от 2, 5 до 6 часов ночью. Первый перерыв предоставляется не позднее, чем через 4 часа после начала трудовой смены.

Налогообложение доплат

Нестандартное решение по времени трудового дня подразумевает доплаты. Об этом четко говорит статья 149 Трудового кодекса РФ. Получаемые средства контролируются официальными документами: законодательством, трудовыми актами, нормами трудового права, договором с Профсоюзом или иным коллективом. Все доплаты регулируются налогообложением, а именно:

  • учитываются с общей суммой доходов и облагаются налогом для физических лиц, о чем говорят статьи 209 и 210 Налогового кодекса РФ;
  • из компенсаций часть средств обязательно уходит на страхование от травм, заболеваний и несчастных случаев, которые непосредственно связаны со спецификой рабочей деятельности;
  • происходят отчисления в ФСС, ПФР, ФФОМС.

Законодательные акты регулируют эти процессы: ч. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», пп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ, п. 1 ст. 252 НК РФ, п. 3 ст. 255 НК РФ.

Что собой представляет разделение рабочего дня?

Разделение рабочего дня – это раздробление смены на ряд частей, между которыми полагаются перерывы. Продолжительность рабочего времени не должна превышать установленные нормативы. Данная форма труда регулируется статьей 105 ТК РФ. Она регламентирует:

  • Основания для введения такого графика.
  • Максимальную длительность рабочего времени.

В ТК изложены только самые общие принципы разделения. Однако в кодексе отсутствуют разъяснения касательно количества отрезков в рабочем дне, их продолжительности. Все это устанавливается на усмотрение работодателя. График должен быть вписан во внутренние нормативные акты. Как правило, смена разделяется на две части. Если перерыв между ними составляет меньше 2 часов, рабочий день будет стандартным. Время отдыха предназначается для приема пищи. Если же перерыв больше 2 часов, смену можно признать разделенной. Если требуется, количество этих отрезков может быть большим. Число перерывов зависит от особенностей конкретной работы.

ВАЖНО! Разделенный день не признается сменной работой. Данные формы труда регулируются различными нормативными актами.

ВНИМАНИЕ! Отдельные нюансы раздробленного дня устанавливаются частью 1 статьи 100 ТК РФ.

В каких случаях имеет смысл разделять рабочий день?

Как уже говорилось, в течение дня интенсивность работы может меняться. К примеру, во второй половине дня работы практически нет, но зато утром и вечером заказов крайне много. Раздробление дня в этом случае нужно для того, чтобы сотрудники находились на месте службы только при наличии работы. В обратном случае люди просто будут сидеть в офисе и ничего не делать. То есть главная цель разделения – рациональное распределение времени. Как правило, рассматриваемый график труда практикуется в коммунальных службах, в транспортных компаниях, гражданской авиации. Условия раздробления перечислены в статье 105 ТК РФ:

  • Особая специфика деятельности.
  • Работа с разной интенсивностью, которая изменяется в течение смены.
  • На предприятии присутствует соответствующий внутренний акт, согласованный с профсоюзом.
  • Невозможность работать на протяжении всего рабочего дня. К примеру, офисное помещение невозможно прибирать в присутствии сотрудников. В этом случае уборщица переходит в середине смены. На это время работникам полагается перерыв.

ВАЖНО! Работодатель не имеет права дробить смены по своему желанию. Для разделения нужны объективные основания. При возникновении трудовых споров придется доказывать наличие этих оснований. Работодателю рекомендуется досконально изучить статью 105 ТК РФ.

Особенности перерывов

Перерывы между отрезками трудового дня оплачиваться не будут. Количество их зависит от усмотрения работодателя. Существуют профессии, перерывы для которых регламентируются отраслевыми актами:

  • Участники судов гражданской авиации.
  • Водители трамваев и троллейбусов, автобусов.
  • Сотрудники железнодорожного транспорта, которые обслуживают служебные вагоны.
  • Сотрудники метрополитена, которые занимаются обслуживанием пассажиров.
  • Люди, работающие в образовательных учреждениях в случае, если ученики пребывают там круглосуточно.
  • Сотрудники связи.
  • Люди, которые занимаются уходом за животными.
  • Служащие субъектов Спецстроя.
  • Сотрудники наземного электрического ТС.

Специфика раздробления рабочего дня не должна нарушать права трудящихся. Это правило оговорено в части 2 статьи 329 ТК РФ. Если разделение регулируется нормативными актами отрасли, работодатель должен учесть это при установлении графика.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы ввести раздробление дня, работодатель должен получить согласие профсоюза, а затем составить внутренний акт. Если профсоюз отсутствует, при разработке графика нужно ориентироваться на мнение трудящихся. Если сотрудники против раздробления, однако работодатель настаивает на своем, следует обратиться в трудовую инспекцию.

Что будет с обеденным временем?

Лица с разделенным рабочим днем не лишаются права на обеденный перерыв. Данное право регламентируется частью 1 статьи 108 ТК РФ. Длительность обеда составляет от 30 минут до 2 часов. Время перерыва на обед может присоединяться к времени перерыва между частями смены. Данное правило установлено частью 1 статьи 108 ТК РФ.

Доплата за раздробление дня

Нужно понимать, что разделение дня обычно доставляет множество неудобств для сотрудников. Работнику приходится уходить с работы в разгар дня, а потом возвращаться. По этой причине раздробление должно компенсироваться. Порядок и размер выплат регулируются законами РФ, внутренними нормативными актами, что оговорено статьей 149 ТК РФ. Это именно компенсация, а потому она не входит в размер оклада. Размер выплат зависит от отрасли и устанавливается от оклада или тарифной ставки:

  • Женщины, которые заняты в условиях сельской местности, – 30%.
  • Люди, занятые в ЖКХ, областях бытового обслуживания, – 30%.
  • Руководители РЖД – 30%.

Работодатель не имеет права устанавливать меньшую надбавку. Однако размер компенсации может быть увеличен. Размер выплат фиксируется во внутренних актах.

Ответственность работодателя за уплату компенсации в меньшем размере

Если работодатель устанавливает меньший размер компенсации, работнику нужно пойти с жалобой в Государственную инспекцию труда (ГИТ). На основании жалобы ГИТ предъявляет работодателю предписание об исправлении нарушений, что оговорено статьей 357 ТК РФ. Проводится проверка. Если в процессе ее обнаружены правонарушения, то на работодателя накладывается штраф:

  • Для должностных лиц – от 1 до 5 тысяч рублей.
  • Для ЮЛ – от 30 до 50 тысяч рублей.

Данные штрафы установлены частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Понятие разделенного рабочего дня, его правовая база

Разделенный график трудового дня представляет собой такой порядок исполнения рабочих обязанностей сотрудником, при котором смена делится на конкретные временные отрезки, между которыми существуют перерывы фиксированной длительности. При этом общее количество фактически отработанных часов в день не должно превышать стандартную норму.

В ст. 105 ТК РФ определяются общие условия действия такого режима в рабочем процессе. При этом ТК РФ не регламентирует максимальное или минимальное количество дробных частей одной трудовой смены, как и их длительность.

Однако, как показывает практика, работодатели зачастую предпочитают делить смену на две части с перерывом свыше 2 часов. Также, если направленность предприятия предполагает более частые остановки производственного процесса, то перерывы определяются в большем количестве.

Для того чтобы выявить, является ли рабочий день раздробленным, необходимо определить характер перерыва. Так, пауза на отдых и прием пищи для сотрудников – обеденный перерыв – регламентируется ст. 108 ТК РФ. Исходя из обозначенной статьи, если подобный перерыв длится более двух часов, то рабочий день считается разделенным. При этом работодатель в таких обстоятельствах должен опираться на ст. 105 ТК РФ в процессе ведения дальнейшей трудовой деятельности.

Случаи, в которых актуально разделение рабочего дня на части

Интенсивность работ на протяжении одной трудовой смены может быть изменчива. Например, производство предполагает большое количество заказов в утреннее время, при этом к вечеру остаются единичные клиенты. Деление смены в таких обстоятельствах создано для удобства руководящего аппарата и самих сотрудников, которые смогут находиться на рабочих местах только по факту необходимости, то есть при наличии конкретной работы. Основной целью деления трудового дня выступает оптимизация распределения временных ресурсов.

Представителями подобного рабочего режима являются многие службы коммунальной сферы и транспортные организации.

Условия применения данного режима трудового времени описаны в ст. 105 ТК РФ. К ним относятся:

  • особая направленность производства;
  • наличие в производственном процессе перепадов интенсивности на протяжении одного рабочего дня;
  • фиксация подобного положения в локальном нормативном документе, основываясь на одобрении профсоюзного образования;
  • отсутствие возможности организации беспрерывно работать целый трудовой день. Например, если в середине смены определенное количество времени выделено на уборку офиса. В таких обстоятельствах работникам предоставляется перерыв.

Наниматель не вправе применять подобный режим по собственному усмотрению. Для введения подобного рабочего графика в организации нужны веские причины, а также существенные доказательства, обуславливающие невозможность иного варианта осуществления деятельности. То есть, компании необходимо соответствовать требованиям ст. 105 ТК РФ.

Практика показывает, что в ситуациях, когда между работодателем и подчиненным возникают споры относительно профессиональных отношений, правовые структуры в первую очередь требуют предоставление обоснований для разделенного трудового графика.

Неоплачиваемые перерывы между частями трудового дня

Периоды перерывов при разделенном рабочем графике не подлежат оплате. При этом количество частей, на которые может делиться одна рабочая смена, а также длительность каждого перерыва между частями, определяется руководителем компании и фиксируется в локальном нормативном документе. Возможность управленца самостоятельно определять подобное положение фиксируется в ст. 8, ст. 22, ст. 105 ТК РФ.

Наиболее распространенным вариантом является деление одной смены на две части с одним неоплачиваемым перерывом, длящимся более двух часов.

Также существуют отдельные нормативные документы, регламентирующие частные профессии и порядок их труда при разделенном рабочем графике. В частности, отдельные правила предусмотрены для следующих профессий:

  • водители общественного транспорта (трамваи и троллейбусы);
  • водители автобусов, работающих по междугородним маршрутам.

Важно помнить, что, если деление трудового дня предусмотрено отраслевыми нормативами, то принятие во внимание положений таких документов необходимо при составлении локальных документов.

Существующие доплаты за разделенный рабочий день

Дробление одной трудовой смены обуславливает неудобство для подчиненных, которым приходится покидать рабочее место, чтобы через несколько часов туда вернуться. Подобные обстоятельства являются причиной обеспечения субъектов доплатой за труд при раздробленном трудовом режиме.

Порядок выплат и объем дополнительных начислений фиксируется местным нормативным документом или в коллективном соглашении. Также, в соответствии со ст. 149 ТК РФ, данный вопрос может регулироваться индивидуально, то есть, обозначаться в трудовом соглашении с конкретным подчиненным.

Следует понимать, что доплата представляет собой компенсационные выплаты, которые не входят в объем оклада. Объем таких выплат определяется, исходя из конкретной ситуации, специфики деятельности и труда самого сотрудника. Размер доплаты определяется как процент от оклада или ставки подчиненного.

Ст. 149 ТК РФ предполагает такой объем доплаты конкретным группам работников:

  • женщинам, трудящимся в сельскохозяйственной отрасли, полагаются дополнительные 30% от установленной оплаты труда;
  • гражданам, трудящимся в жилищно-коммунальных организациях, также полагается 30%;
  • управляющему аппарату РЖД – 30%.

При этом наниматель не вправе устанавливать меньшую по объему надбавку. Однако сумма компенсационного процента может увеличиваться, исходя из желания работодателя.

За выдачу доплаты в меньшем объеме работодатель может понести ответственность. Так, сотрудник вправе подать соответствующую жалобу в инспекцию труда. Регулировка данной ситуации будет основываться в своем порядке на ст. 357 ТК РФ.

Если по факту проверки на предприятии были выявлены соответствующие нарушения, на сотрудников компании будет наложена административная ответственность, основываясь на ст. 5/27 КоАП РФ:

  • для должностных лиц – от 1.000 до 5.000 руб.;
  • для юридических лиц – от 30.000 до 50.000 руб.

Порядок оформления разделенного трудового дня

Алгоритм действий по оформлению раздробленного рабочего дня выглядит следующим образом:

  1. Проектировка локального нормативного документа, основываясь на котором, работодатель сможет регулировать порядок режима труда при разделенном рабочем времени.
  2. Предоставление проекта документа в службу профсоюза. После рассмотрения профсоюзом проекта, выносится решение.
  3. Утверждение документа, его официальная публикация.
  4. Обеспечение подчиненных возможностью ознакомиться с документом, получив их подпись в доказательство осуществления указанного действия. Также, в случае необходимости, работникам следует разъяснить детали и подробности нового режима.
  5. Составление дополнительных соглашений с подчиненными. Данный документ призван фиксировать разделенный трудовой график по отношению к каждому сотруднику в частности.

Так, наниматель не имеет права единолично принять решение об использовании подобного режима труда. Ему также необходимо получить согласие профсоюза, который должен убедиться, что принимаемые корректировки не отразятся на служащих негативно, а также не нарушат их права.

Разделение рабочего дня на части для водителей

Деление трудового дня, в частности, характерно для водителей рейсового транспорта. Это обусловлено необходимостью водителя подстраиваться под график движения автобусов, который определяет руководитель организации пассажирских перевозок. Таким образом, трудовой период, включающий все поездки сотрудника, может превышать зафиксированную законом норму. Однако получить надбавку за сверхурочный труди или ненормированный день не представляется возможным ввиду того, что:

  • общее сверхурочное время не должно превышать отметки в 120 часов в год. Поездки между городами осуществляются ежедневно;
  • ст. 101 ТК РФ определено, что использование ненормированного графика только при краткосрочной необходимости (на несколько дней) запрещено.

В данных обстоятельствах трудностью является также посменный график, так как определить нормированную смену проблематично. Помимо этого, труд на протяжении двух рабочих смен подряд законодательно запрещен, но, как показывает практика, имеет место быть. Так, когда водитель осуществляет одну поездку, он ждет необходимое количество времени (зачастую более 2-х часов), после чего осуществляет новую поездку.

Оптимальным решением становится использование дробленного рабочего графика, так как режим работы водителей попадает под положения ст. 105 ТК РФ.

Нюансами данного режима труда для водителей являются:

  1. Перерыв между частями рабочей смены должен начинаться не позднее первых пяти часов с начала рабочего дня.
  2. Когда разрыв рабочего времени достигает более 4 часов, работник имеет право брать перерыв в первой части смены. При этом длительность перерыва не может быть менее 15 минут.
  3. Временной отрезок, находящийся между рабочими частями, не должен быть более двух часов. В него не учитывается законодательно положенный субъекту перерыв на еду и отдых.

Так, для оформления подобного режима труда, наниматель должен получить письменное согласие водителя. В иных случаях привлечение субъекта к подобной деятельности незаконно.

Таким образом, разделенный график труда используется для оптимизации использования рабочего времени. Это характерно для предприятий, у которых существуют сильные перепады интенсивности работы. Для оформления подобного графика нанимателю требуется получить согласие сотрудников и профсоюзного органа.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх