Разновозрастная группа в детском

Хотите понять, каких взглядов на работу с детьми придерживается воспитатель, педагог или психолог? Просто спросите у него, в какую группу детского сада лучше отдать ребенка, скажем, четырех лет. В одновозрастную или в разновозрастную? Так как дополнительной информации в этой задачке нет, специалист начнет подсчитывать все плюсы и минусы, а фундаментом для этих размышлений станут его педагогические принципы.

Сейчас многие передовые педагоги транслируют противоположные взгляды на этот вопрос, а щедрую порцию масла в огонь споров подливают наследники советских принципов воспитания. Вот мы и оказываемся в таком бурлящем пространстве идей, где кто-то кричит одно, кто-то – другое. Поэтому, отвечая на этот вопрос, кто-то скажет, что обучаться малыш должен только в группе одногодок. А кто-то уверен, что разновозрастная группа – это самое плодородное поле для взращивания самых красивых цветов, а также для других смелых экспериментов. Но обо всем по порядку.

Что такое разновозрастная группа?

Разновозрастная группа – это группа детей внутри образовательного учреждения или какого-нибудь досугового центра, которые отличаются друг от друга возрастом, а также, как правило, уровнем предшествующей подготовки и интеллектуального развития. Если мы обратимся к истории, то увидим, что первоначально, когда педагоги начинали работать с разновозрастными группами, причина для этого была одна – экономическая. В маленьких городах или селах, где сложно собрать полноценную одновозрастную группу, намного легче объединить несколько одновозрастных мини-групп в одну большую, но разновозрастную. Внутри таких групп один педагог отдельно работал с каждой мини-группой, происходило разновозрастное общение, но не было разновозрастного обучения.

Разновозрастное обучение – образовательная система, при которой программа строится таким образом, что разновозрастные дети изучают один и тот же материал, но старшие дети – более углубленно. Разновозрастное обучение также предполагает делегирование старшим детям некоторых педагогических задач: самостоятельно объясняя какие-то вещи младшим товарищам, старшие дети получают возможность «закрепить» изученный материал. Именно разновозрастное обучение лежит в основе современных разновозрастных групп.

Независимые исследования разновозрастных групп

В 1984 году американский психолог Доран Френч из университета Пердью провел интересный эксперимент, пытаясь понять, чем отличается социальное восприятие самих себя и окружающих у детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в одновозрастных и разновозрастных группах. Френч показал двум группам подборку фотографий, на которых были запечатлены самые обычные дети. Некоторые из детей на фотографиях были очевидно старше юных респондентов, некоторые – младше. Тогда исследователь попросил каждого ребенка из каждой группы присвоить детям с фотографий определенные роли, соотнести каждый портрет с ярлыком, на котором написаны какие-то качества. После этого в разговоре с психологом дети могли прокомментировать и объяснить свой выбор – это было важно для чистоты эксперимента.

Что же удалось выяснить? Оказалось, что абсолютно все воспитанники одновозрастных групп, рассматривая фотографии старших детей, называли их «лидерами», говорили, что эти дети сильнее и умнее, что именно они должны быть ведущими во всех играх. Младшим же детям доставались ярлыки со словами «маленький», «слабый», «ведомый» и тому подобными. В разновозрастной группе результаты эксперимента оказались очень похожими, но все-таки с одним принципиальным отличием. Воспитанники разновозрастной группы в процессе распределения ролей и при последующем общении с психологом называли старших детей «помогающими», а младших – «нуждающимися в помощи». Этот эксперимент показал, что дети из разновозрастной группы воспринимали себя как часть социальной ячейки, смотрели на младших детей с ответственной позиции помощников, а при взаимодействии со старшими ребятами хорошо понимали, что у этих детей можно чему-то учиться. Это было не первое и не последнее исследование, автор которого пришел к выводу, что разновозрастная группа – это оптимальная среда для воспитания ребенка, если ваша цель – вырастить человека, который хорошо ориентируется в социуме, умеет действовать «на вклад» и стремится помогать другим. Цель, согласитесь, достойная.

Преимущества разновозрастных дошкольных групп

Но давайте договоримся сразу: единственного верного ответа на вопрос о том, какое устройство детского коллектива выигрышнее, нет. Просто нет. Под руководством чуткого и вдумчивого преподавателя в одновозрастной группе дошколята могут получить максимум и даже больше. При этом взрослому очевидно легче выстроить работу именно в такой группе: в помощь и одинаковый уровень развития детей, и мировой педагогический опыт, описанный во многих книгах. В разновозрастной группе педагогу предстоит столкнуться с определенными трудностями, но и преимуществ у этого формата – вагон и маленькая тележка. Например:

  • В разновозрастной группе младшие дети будут развиваться быстрее, ориентируясь на успехи старших участников.
  • Старшие дети в разновозрастной группе могут учиться ответственности, помогая младшим.
  • Участники такой группы получают ценный опыт общения с детьми, которые на три-четыре года старше или младше их самих. Этот опыт, часто недоступный для детей, у которых, например, нет братьев и сестер, очень важен для развития эмпатии и эмоционального интеллекта.
  • Разновозрастная группа – живая модель социального организма, в котором естественным образом происходит распределение ролей. Такое пространство может стать очень благоприятным для развития лидерских качеств в детях уже этого возраста, если, конечно, ведущий группы вовремя проведет грамотный анализ и работу.

Кроме того, от педагога работа в разновозрастной группе требует неформального подхода, живого ума, чуткого сердца и быстрой реакции. А поэтому, если педагог успешно справляется с работой в разновозрастной группе, ему можно доверить многое. Вот только по-настоящему справляются далеко не все.

Грамотная теория не всегда переходит в практику

Самые «модные» образовательные стратегии, которые предполагают работу в разновозрастных группах, – это, пожалуй, Вальдорфская педагогика и педагогика Монтессори. Популярные принципы этих методик – индивидуальный подход, поощрение естественного развития, уважение свободы и выбора ребенка – косвенно оказали влияние даже на тех воспитателей, которые никогда не работали в Вальдорфских садиках, или на тех преподавателей, которые никогда не работали в школе Монтессори.

Но как прекрасна ни была бы теория, она не всегда переходит в столь же прекрасную практику. Поэтому, пообщавшись с разными людьми, которые своими глазами видели, как проходит день в условном садике Монтессори, вы услышите как восторженные отзывы, так и критические замечания. К примеру, от критиков порой приходится слышать, что мягкий, «либеральный» подход оборачивается отсутствием в занятиях какого-либо подобия порядка, дисциплины и, как следствие, результатов для детей. А ведь они достойны самых лучших результатов.

Но, как мы уже говорили, единственного правильного ответа нет. Это значит, что нет одного подхода, одной педагогики. Но каждый преподаватель, каждый воспитатель должен сам найти путь, следуя по которому, его или ее подопечные достигнут самых лучших результатов. А чтобы не заблудиться в процессе поисков, все-таки нужно уметь ориентироваться в дорожных знаках, то есть понимать, какие вещи обязательно должны осуществляться на практике, чтобы работа не завела в тупик.

Симметрия и баланс: принципы формирования и требования к организации разновозрастных групп

Как коллектив, состоящий из сотни русских и одного китайца, нельзя назвать интернациональным, так и группу, в которой преимущественное число одногодок разбавлено парой-тройкой младших или старших детей, нельзя назвать разновозрастной. При формировании такой группы необходимо соблюдать «возрастную симметрию»: внутри одной большой группы должно быть примерно равное количество сверстников. Допустим, в одной возрастной группе занимаются 7 трехлеток, 6 пятилеток и 5 детей семи лет. Такую группу вполне реально поделить на несколько мини-групп, внутри которых окажутся маленькие представители всех возрастов. Оптимальное количество детей в дошкольной группе – 15. Но при формировании группы важно понимать, что в целях безопасности на одного даже очень опытного педагога не должно приходиться больше 15 детей. То есть если в группе занимается, к примеру, 20 детей, с этой группой должны работать два взрослых человека.

Педагогу, который только начинает работать с разновозрастной группой дошколят, предстоит хорошенько подумать об обустройстве среды, в которой проходят занятия, и о режиме дня. Впрочем, второе относится только к детским садам и другим местам, в которых дети проводят большую часть дня. С первым пунктом все понятно: в комнате для занятий должна быть мебель, которая подходит детям разных представленных в группе возрастов. Необходима комфортная и безопасная среда. Но что делать, если в одной детсадовской группе находятся дети с разными потребностями, которые привыкли к разному распорядку дня? Что если младшим детям требуется больше времени на еду и сон? В продумывании расписания внутригрупповых активностей нужно соблюдать баланс затраченного времени. Если младшим детям требуется больше времени на прием пищи, пусть они первыми отправляются на обед, в то время как старшие, обладая большими ресурсами усидчивости и внимательности, могут задержаться на 10-15 минут и продолжить заниматься. Если младшим детям нужно больше времени на дневной сон, возможно, первыми будить стоит старших.

Продумывая расписание, можно прибегать к разным стратегиям балансировки затраченного времени. Определите своеобразную «сердцевину» каждого занятия, его основную смысловую часть. Ориентируйтесь на эту сердцевину – это именно та часть программы, на которой должны присутствовать все дети всех возрастов. В остальное время вы можете прибегать к принципу вариативности, заботясь о самочувствии и потребностях своих подопечных.

Практические шаги в организации работы группы

Теперь перейдем к обсуждению практических шагов, которые должны реализовываться в работе с разновозрастной дошкольной группой. Для педагогов это кирпичики, лежащие в фундаменте дальнейшей работы – успешной, творческой, вдохновляющей, неформальной и глубокой. Эти шаги актуальны как для организации занятий в детском саду, где дети проводят ежедневно большую часть дня, так и для работы с детьми в кружках, студиях и группах дополнительного образования, где малыши могут проводить всего один час в неделю.

1. Деление на мини-группы

Неважно, сколько детей в группе. Важно, чтобы половину общего времени они проводили в мини-группах, состоящих из 3-5 человек. Причем состав этих групп желательно постоянно менять, придерживаясь лишь одного правила: в каждой группе должны оказаться разновозрастные дети. Почему? Представьте себе комнату, а в комнате – 20 детей дошкольного возраста, которым дали полную свободу, не привлекая их ни к какой организованной активности. Что они станут делать? Каждый будет играть в одиночестве, или вся маленькая двадцатка быстро приступит к одной игре? Очевидно, ни то и ни другое. Вполне естественно, что некоторые дети вообще не пожелают взаимодействовать с другими, а все остальные разделятся на небольшие группки. Но по какому принципу они разделятся? Часто дети без опыта взаимодействия со старшими или младшими друзьями выбирают в напарники по игре сверстников. А разновозрастная группа – это очень ценная возможность получить опыт совершенно другого взаимодействия. При регулярном делении большой группы на мини-группы у ведущих-педагогов будет возможность посмотреть, как каждый ребенок проявляет себя в разных компаниях, в разных ситуациях.

2. Активности для всей группы и повторяющиеся ритуалы

Итак, допустим, мы освоили первый шаг, и маленькие участники уже выполняют игровые, творческие и другие практики в мини-группах. Но от этого большая группа существовать не перестала, она по-прежнему остается живым социальным организмом. Мы можем это понимать, потому что прочли об этом в учебнике или почерпнули из собственного богатого жизненного опыта. Но дошкольники только начинают обучаться социальному взаимодействию, и важно напоминать им о том, что каждый из них – маленькая частичка большой команды. И совершать эти напоминания лучше всего в игровой форме во время необходимых перерывов между основными занятиями. Придумайте простые игровые ритуалы, которые с удовольствием будут выполнять дети, и регулярно возвращайтесь к ним. К примеру, дети только что закончили рисовать в мини-группах, и всей группе необходимо вместе переместиться в соседнюю комнату для игры. Сделайте минутную паузу, во время которой малыши вместе повторят простое стихотворение или совершат несколько хорошо знакомых всем физических упражнений. Такой простой прием поможет создать дисциплину и привнести в расписание упорядоченность.

3. Индивидуальное общение

Как бы ни были распределены роли внутри детского коллектива, главным лидером группы всегда остается взрослый ведущий. Поэтому катастрофически важно, чтобы каждый ребенок каждый раз получал порцию индивидуального и искреннего внимания. Опытный педагог всегда держит в голове, с кем из детей он уже пообщался лично, а с кем – еще нет. При этом речь вовсе не о длинных беседах тет-а-тет, а о маленьких деталях, из которых строится прочная связь наставника и ученика: о личных вопросах, о словах поощрения, об улыбке, о разных мимолетных формах вербального и невербального контакта.

4. Обучение, творчество, игра

Главная цель абсолютно любых дошкольных занятий, курсов, кружков – развитие в детях внимательности, усидчивости и стремления к познанию. Мало кто не согласится, что идеальное обучение – это приятное, интересное, игровое, ненасильственное обучение. Дети дошкольного возраста могут сохранять внимание на одном объекте или занятии в течение разного времени. В разновозрастной группе нужно учитывать возможности всех детей и на каждую отдельную форму деятельности выделять средний показатель комфортного времени. Допустим, в одной группе занимаются дети четырех лет, которые могут заниматься чем-то одним в течение двадцати минут, и шестилетки, которые сохраняют внимание более получаса. В таком случае ведущему группы стоит проконтролировать, чтобы участники занимались чем-то одним не дольше двадцати пять минут, а после этого переходили к другой форме.

Формула успешного занятия: обучение + игра + творчество. Опытный преподаватель должен уметь совмещать эти формы в одном занятии. Допустим, вам необходимо изучить вместе с группой дошкольников названия основных цветов и их оттенки. Пусть занятие будет состоять из мини-лекции и чтения вслух тематической сказки, активной игры и рисования или лепки из пластилина. Если на каждую форму выделять выбранное комфортное время, занятие пройдет максимально комфортно и полезно для маленьких участников.

***

Эти четыре правила работы с разновозрастной группой помогут начинающим преподавателям организовать работу с детьми. Но стоит помнить, что любая практика всегда идет дальше теории, поэтому многие опытные преподаватели воплощают в своей работе и другие эффективные принципы, которых очень и очень много.

О ПЕДАГОГИКЕ.
Разновозрастная группа – живой социальный организм

Лариса Зарецкая
Воспитатель г. Москва

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе.

Гармоничные, правильные отношения индивидуальности и социума очень важны, крен в ту или иную сторону пагубен как для человека, так и для общества. Поэтому так важно не только создать условия для развития индивидуальности ребенка, но и воспитывать в нем уважение к другому человеку – не за какие-то особые достоинства, а просто потому, что он человек.

Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. В два с половиной – три года наступает первый в его жизни кризис, связанный с осознанием собственного «Я”. Как непривычно и неожиданно для родителей звучат слова еще недавно такого послушного малыша: «Я сам”, «Я хочу”. Ребенок начинает ярко проявлять свой характер, свою волю. В то же время появляется потребность во взаимодействии с другими людьми. Поскольку ребенок учится всему через подражание (творческое повторение), очень важно для него получить в это время пример правильных социальных отношений.

Раньше, когда ребенок рос в большой семье, в окружении младших и старших братьев и сестер, проблем с этим не было. У каждого члена семьи, в зависимости от возраста, были свои права и обязанности. Подражая старшим, младшие неосознанно усваивали способы социального поведения. Сама атмосфера семьи воспитывала ребенка.

Потом, когда уже ушли в историю многодетные семьи, но еще не наступила телевизионная эпоха, люди часто собирались вместе с детьми разного возраста, и во время такого общения осуществлялось социальное воспитание. Были еще и разновозрастные детские компании во дворах.

Современный ребенок чаще всего в семье один и первый опыт общения получает в детском саду. Причем в традиционных детских садах ребенок ходит в группу, где собраны дети одного возраста. Получается, что его круг общения, кроме взрослых, ограничивается только сверстниками. В таких условиях воспитатель вынужден учить детей определенным нормам поведения как с младшими, так и со старшими. А поскольку дети, общаясь в основном с ровесниками, не имеют возможности применить эти нормы на практике, они плохо усваиваются и ребенок, придя в школу, далеко не всегда хорошо адаптируется.

Альтернативой традиционным одновозрастным группам, по нашему мнению, является разновозрастные группы, принятые в вальдорфских детских садах. Вальдорфская разновозрастная группа – живой социальный организм, большая дружная семья. В ней есть старшие дети «предшкольного” возраста и малыши трех с половиной – четырех лет. Как в настоящей семье, здесь все в движении, в развитии; дети растут, меняются: старшие уходят в школу, несмышленые малыши постепенно становятся старшими в группе и уже сами опекают маленьких.

Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год – сильным умным, справедливым. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они главные помощники воспитателя, им разрешается то, что не разрешено младшим. Кроме того, старшие дети знают много интересных игр, умеют прыгать через скакалку, ловко кидать и ловить мяч, быстро бегать. Они могут прийти на помощь, успокоить и помирить малышей.
Со временем ребенок постепенно осваивает все эти сложные действия, как бы дорастает до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьезные дела – например, порезать фрукты и овощи для обеда, помочь взрослым в починке деревянной мебели, организовать игру и т.п. Ребенок становится «взрослым”, теперь уже он сам помогает воспитателю, он сам может прийти младшим на выручку. И это ощущение – что очень важно! – созревает в самом ребенке. Воспитателям не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребенок получает такой опыт, творчески повторяя действия старших детей.

Приведу пример. В прошлом году зимой к нам пришел четырехлетний мальчик Ильхам. Тогда он не умел сам одеться для прогулки, а сейчас, год спустя, он не только одевается самостоятельно, но еще успевает и другим помочь. И это стремление родилось у него без каких-либо наставлений со стороны взрослых, только из подражания старшим ребятам.

Старшие дети – наши активные помощники в течение всего дня. Им уже можно давать конкретные задания и требовать их выполнения. Например, убрать игровое место после свободной игры. В принципе к этой уборке мы привлекаем всех детей, но по-разному. Малыши трех с половиной – четырех лет участвуют в уборке, подражая воспитателю. Допустим, я ставлю игрушку на место и приговариваю: «Лошадка вернулась на свою полочку, ей надо отдохнуть, а рядом поставим тележку. А как там поживают наши котята – надо посмотреть. А где у нас живет эта птичка?” Малыши охотно сопровождают меня и на первых порах только смотрят, как я расставляю игрушки по местам. Четырех-пятилетних детей можно вовлечь в процесс уборки с помощью игры – сегодня они превращаются в трудолюбивых муравьев, завтра становятся шустрыми белочками, пчелами или веселыми кузнечиками и т.д.

Однако и те и другие участвуют в уборке только до тех пор, пока у них сохраняется интерес к самому процессу. А вот для старших детей это работа, которую им надо довести до конца, и воспитатель должен проконтролировать это. Я всегда говорю старшим, довольна ли я их работой, а маленьких просто хвалю за усердие. Так старшие учатся быть снисходительными к тем, кто младше и слабее их.

После прогулки старшие сервируют стол к обеду: отсчитывают нужное количество столовых приборов, наливают компот в чашки и аккуратно расставляют их. Малыши с удовольствием помогают, но главным в этой работе назначается старший ребенок, он отвечает за подготовку к обеду.
В течение дня есть такие переходные моменты, когда нужно собраться вместе, успокоиться – к примеру, после свободной игры и уборки, перед сказкой, после прогулки и т.п. В таких случаях очень помогают небольшие игры: пальчиковые, жестовые, звуковые, игры-ожидания. И здесь старшие дети могут взять на себя роль ведущего. Важно подобрать такие игры, которые интересны всем ребятам, независимо от возраста. Допустим, игры на звукоподражание нравятся всем. Кроме того, они помогают освоить произношение некоторых сложных звуков. Сюжет таких игр обычно связан с временем года. Например, весной мы играем в «майского жука”.

«Наступил май – проснулся майский жук, расправил свои крылья и полетел: ж-ж-ж. Сел на лист березы (на ладошку), сидит, смотрит по сторонам, слушает, о чем птицы говорят.

  1. Фью-фью-фью, ля-ля-ля, – говорит зяблик.
  2. Крути-крути-верти, – говорит мухоловка.
  3. Чок-чок-чок, – отвечает сорокопут-жулан.

Но подул ветер (дуем на ладошку), березовый лист закачался и высоко подбросил жука. Расправил жук крылья и полетел: ж-ж-ж. Присел на цветок на лесной поляне, а там со всех сторон:

  1. Тр-р-р, тр-р-р.

Полетел жук дальше. А это что еще за птица? Подобрался любопытный жук поближе, присел на ветку да тут услышал:

  1. Кар-кар-кар!

Да это же ворона! Уж-ж-жас! Уж-ж-жас! Испугался жук, забился от страха под кору дерева и притих. А ворона головой повертела, расправила крылья и улетела”.
Такие игры сопровождаются жестами, младшие дети воспринимают их как сказки. Старшие же не просто получают удовольствие, но и стараются четко и правильно воспроизвести услышанные звуки.
С удовольствием участвуют все дети в жестовых играх. Для них мы выбираем обычно стихи небольшие по объему, но очень яркие, образные – например, «Дождь” Самуила Маршака:

По небу голубому

Проехал грохот грома, (хлопаем в ладоши над головой)
И снова все молчит. (палец к губам)
А миг спустя мы слышим, (ладонь к уху, прислушиваемся)
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям, (соединяя ладони, шуршим)
По всем железным крышам, (топаем ногами)
По цветникам, скамейкам, (стучим пальчиками по стульям)
По ведрам и по лейкам (стучим пальчиками по полу)
Пролетный дождь стучит.

В такой игре для каждого ребенка разновозрастной группы есть что-то привлекательное: для старших – ритм и содержание, для малышей – разнообразные движения.

И конечно, дети всех возрастов любят подвижные игры, которые важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старшим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быстрыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим.

Скажем еще несколько слов о свободной игре, которая является основным видом деятельности для дошкольников. Через игру ребенок постигает мир, учится устанавливать связи с другими людьми, в игре развивается фантазия ребенка.

Однако в наше время дети, окруженные невероятным количеством самых разнообразных игрушек, почти не умеют играть. Их игры примитивны и однообразны и часто сводятся к простому манипулированию предметами. Детей просто никто не учит играть. В разновозрастной группе иное положение. Здесь младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль. Например, старшие устраивают для маленьких кукольный театр, или сооружают парк с аттракционами, куда можно пройти по купленным в кассе билетам. Или строят поезд и везут всех желающих к морю, а малыши с радостью становятся пассажирами. В таких играх большие дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. И это очень важно, особенно для тех ребят, у которых нет младших сестер и братьев.

Хотелось бы остановиться на еще одном аспекте разновозрастной группы. В такой группе у ребенка есть возможность меняться. Даже если ребенок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе. Он – на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он действительно становится помощником воспитателя, он помогает освоиться в группе новым детям. Иногда его просят организовать и провести небольшую игру. Вместе с воспитателем он показывает кукольный спектакль всем детям. Так ребенок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми, что очень важно для будущего школьника.

Я вспоминаю одного робкого мальчика, который пришел к нам два года назад, в четырехлетнем возрасте. Детей он боялся и общался только с воспитателями. Играл он тоже только с воспитателями, не отходя от нас ни на минуту. Если кто-то из детей неосторожно задевал его, он пугался и плакал. Мы старались помочь нашему трусишке, осторожно вовлекая его в игры с детьми – сначала с теми, кто младше его, а затем и с ровесниками. Сейчас ему шесть, и он один из старших в группе. Поведение его заметно изменилось: теперь он может придумать и организовать интересную игру, вовлечь в нее других старших детей, он не боится быть в центре внимания, пропала его неуверенность в себе. Не думаю, чтобы в традиционной группе он так же успешно справился со своими проблемами.

Конечно, работа в разновозрастной группе требует от воспитателя повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка, то есть крайне серьезной подготовки. В такой группе собраны вместе дети трех, а иногда и четырех возрастных ступеней. При этом очень важно, чтоб в каждой возрастной подгруппе было достаточное количество детей (особенно это важно для старших). Поэтому разновозрастная группа не должна быть малочисленной – не менее двенадцати человек. Необходимо постоянное присутствие в группе двух воспитателей: один поддерживает игру малышей, другой выполняет текущую работу, привлекая к этому старших детей. Тогда в группе не будет скуки, в ней поселятся тепло и радость.

Таким образом, мы видим, что в разновозрастной группе без каких-либо специальных разъяснений воспитателей, только путем творческого подражания младших детей старшим у ребенка формируется действительно правильное социальное поведение.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх