Ребенок из роддома

— Только в одном Саратове на учете состоит две тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — сообщил замминистра образования Михаил Орлов. — Однако и число приемных семей выросло почти в два раза. Только в этом году их число увеличилось на 45 единиц, новые семьи были переданы 108 детей.
Однако, присутствуют и факты освобождения опекунов от своих обязанностей. Это связано с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей. В этом году детей пришлось отобрать у 13 нерадивых воспитателей.
Поднимался на коллегии и вопрос усыновления российских детей иностранцами.
— В Саратовской области у нас приоритетное усыновление — российское, — подчеркнул чиновник. — Это отвечает законодательству. Перед тем как ребенка усыновит иностранец, от него трижды должны отказаться наши (русские) родители. Все дети которые были усыновлены иностранцами на территории области имеют серьезнаые хронические заболевания. Все они требуют лечения. Дети отдаются под международное усыновление только в те страны, которые выдают гарантии о заботе над детьми. Это страны Западной Европы и Скандинавии.
Михаил Орлов подчеркнул, что на территории Саратовской области не было ни одного случая лишения родительских прав иностранцев, усыновивших местных детей.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты дочь,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

…Палата на минуту кажется пустой. Три маленькие девочки, которым нет и месяца, лежат тихо. Замечаю, что одна из них сосредоточенно куда всматривается. Она слышит голос взрослых, но чувствует, что обращаются не к ней, поэтому молчит. Рассматриваю веселое разноцветное белье, на котором лежат малыши, но от этого еще больше не по себе. Одна кроватка пуста, она как раз вызывает у меня самые приятные чувства. Пусть так и будет, пусть в больничных палатах не лежат дети, от которых отказались их самые родные и близкие люди — мамы.

Первые дни

— К нам везут младенцев из всех родильных домов Минска, — говорит главный врач 3-й городской детской клинической больницы Максим Очеретний. — Женщины, которые отказываются от своих детей в роддоме, представляют совершенно разные слои населения: студентки и учащиеся, женщины с высшим образованием и те, кто ведет маргинальный образ жизни… Недавно у нас был ребенок совсем молоденькой студентки, жила она в другом городе , а в Минске родила. Ее родители не знали о том, что она беременна, и, соответственно, даже не догадывались, что у них родился красивый и здоровый внук. Но это история с хорошим концом. Молодая мать через двадцать дней приехала к нам и написала отзыв отказа от мальчика.

Кстати, любая женщина, которая решила отказаться от своего ребенка, может забрать свое заявление назад, но времени на это немного — только до суда, на котором ее лишат родительских прав. Такие истории бывают, и, как признались сотрудники больницы, они очень укрепляют веру в людей.

Одинокая жизнь

Женщины после родов отказываются брать их на руки, предупреждают акушеров, чтобы им не приносили на кормление малыша. Почему? Если нет чувств к ребенку, не волнует судьба новорожденного, чего бояться? Но мне самой было страшно. Страшно увидеть глаза брошенных детей, их одиночество. Женщины обычно пишут отказ сразу в роддоме. Причиной указывают «тяжелое материальное положение» или «состояние здоровья младенца». В больницу привозили детей не только здоровых, но и с синдромом Дауна, и паллиативных малышей.

— Паллиативными считаются дети с неизлечимыми заболеваниями, которые приведут к смерти или пожизненной инвалидности, — объясняет главный врач больницы. — Но хотел бы подчеркнуть, что от больных детей отказываются не чаще, чем от здоровых.

Когда женщина пишет отказ, она должна указать, от кого отказывается. В смысле, написать фамилию малыша, дать имя… Сотрудники родильных домов уже сами регистрируют оставшихся малышей. И только потом везут в 3-ю детскую больницу. Юристы учреждения связываются с органами опеки и сообщают о поступлении такого малыша в клинику.

В среднем дети-«отказники» находятся в больнице примерно месяц. За это время решается их судьба. У малышей три варианта развития событий: детский дом, усыновление или опека.

— За прошлый 2019 год непосредственно из больницы были усыновлены четверо «отказников», — рассказывает юрисконсульт больницы Ирина Герасимова. — Двоих детей взяли под опеку, а восьмерых направили на государственное обеспечение в детский дом. После того как женщина написала отказ на свое чадо, она пишет заявление, где соглашается на его усыновление другими людьми. В органах опеки есть информация об усыновителях, у которых подготовлены все документы. Они направляют этих людей к нам. Будущие родители приезжают, знакомятся с ребенком, могут покормить его, переодеть, поменять памперс, покачать на руках. Обычно это подготовленные и очень чувствительные люди. Они к малышам относятся как к большой ценности. В самом лучшем случае дети, которых выбирают усыновители, через 20–22 дня уже едут домой.

Вот и сейчас одну из девочек в палате для отказников «нашли» родители. Я посмотрела на малышку. Она уже проснулась и начала кряхтеть. Педиатр сразу достала ее из кровати и начала качать на руках.

— А одежда для малышей откуда? — спросила я, удивившись, что все детки хорошо и чисто одеты.

Когда проходила мимо других палат, где лежат на лечении малыши с мамами, через стекло видела, с какой любовью переодевают те своих младенцев, как-то им говорят и смеются. Другие кормили или просто качали малышей на руках.

— Привозят детей из роддома в одежде, — объясняет педиатр-неонатолог Виктория Хотько. — Здесь на месте мы их переодеваем в одежду нашу. Нам много жертвуют волонтеры. Переодеваем малышей ежедневно обязательно или по мере загрязнения одежды. Кормят их каждые три часа медсестры, которые закреплены почти за каждым ребенком.

В палату заходит совсем молоденькая медсестра. Она работает всего два с половиной года. Сразу берет девочку, которой только две недели от роду, на руки. Малышка не плачет — тревожно прислушивается к разговору.

— Я всегда хотела работать с детьми, — рассказывает медсестра Галина Острейко. — Но осознать, что есть брошенные дети, тяжело. Помню, в первые дни своей работы я ухаживала за мальчиком. Он такой ладненький был, здоровый, но… Его никто не забрал. Мне лично пришлось везти его в детский дом. Это тяжело.

Девушка во время рассказа инстинктивно прижимает к себе девочку, которую держит на руках. Я начинаю смотреть в окно. Там голые деревья подняли свои ветви к небу, словно застыли в немом вопросе.

— Приходилось ли вам давать имена этим детям?

— Да, бывает и такое. Но не часто, — признается юрисконсульт Ирина Герасимова. — Обычно это случается, когда нам привозят малыша, от которого мать официально не отказалась в роддоме, но во время выписки просто исчезла. Нам приходится регистрировать таких деток самим и придумывать им имена. Таких матерей непросто найти, когда они в «бегах»… Затягивается оформление детей от иностранных гражданок, которые отказались от малышей — здесь подготовка документов занимает больше времени. Но в этом году было аж два случая, когда женщины до суда о лишении родительских прав успевали передумать, писали заявление о расторжении отказа и забирали своих детей домой. Это явление редкое, но оно приносит много радости, потому что избавляет нас от неестественного долга — везти малышей в детский дом.

…Выйдя из больницы, я огляделась. Вокруг много детей: кого-то выписали, кто-то приехал лечиться…. Но все с матерями, отцами, бабушками… Идут, крепко держат родных за руку, самые маленькие едут в красивых колясках. Они все под защитой, с сильной опорой в жизни. Но есть в этом большом здании палата, где лежат три здоровые девочки, оставленные в тревожном молчании и ожидании. Неужели их судьба — детский дом?

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Фото автора

Приемные семьи — как хорошая альтернатива детскому дому. Такая форма устройства детей в семью на воспитание получает развитие и в Омске. В приёмных семьях сейчас живут 180 детей.
В семье Житеневых — четверо приемных детей. Первой 12 лет назад у них появилась Ксюша. Татьяна Жжитенева очень хотела детей, поэтому решилась взять девочку из детского дома. Потом был Валера — родной брат Ксении. В 2008 на воспитание взяли Кирилла, ему был год. А в марте этого года в их квартире появился Илья. «Съездила в больницу, посмотрела — глаза хорошие. Двух недель нет, как у нас живет, а как-будто он всю жизнь здесь жил», — говорит приёмная мама.
В трехкомнатной квартире место нашлось всем. У детей есть свои комнаты. В прихожей под детские курточки сделали вешалку. Количество обуви в коридоре говорит, что здесь живет большая семья, которая, по традиции, собирается за общим столом.
Сегодня в Омске — 71 приемная семья. Эти люди занимаются воспитанием несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. На основании договора, омичи, помимо пособия, получают вознаграждение за воспитание неродных детей. Это и отличает приемные семьи от обычной опеки. «Программа направлена на то, чтобы люди, которые имеют талант, любят детей и себя могут в этом реализовать, к нам приходили. Чтобы мы помогали им брать детей, открывать приемные семьи, где воспитаением ребенка будут заниматься на возмездной основе», — рассказывает ведущий специалист управления опеки и попечительства Департамента образования г. Омска — Паата Атунашвили.
Каждую семью, пожелавшую взять приёмного ребёнка, специалисты Департамента образования обязательно проконсультируют, проверят. Лишь после этого заключат договор. Сейчас работу ведут с десятком омских семей, которые хотят стать родителями.

Россия.Омск

Принять в семью ребенка — какого возраста?

В наш Детский Дом № 19 приходят люди, которые хотят взять ребенка из детского дома в свою семью и воспитывать его как родного. Наша задача – помочь им подготовиться к такому важному и ответственному изменению в жизни. Помимо всего прочего, в подготовку будущих патронатных воспитателей (такую квалификацию получает человек, в семье которого живет ребенок) входит ознакомление с азами возрастной психологии. Нужно многое знать о детях. И не менее важно оценить свои силы и возможности, чтобы принять правильное решение.

Эта статья предназначена преимущественно людям, собирающимся принять в семью ребенка, но не имеющим опыта воспитания собственных детей. Либо тем, чьи дети были маленькими уже так давно, что все начало забываться, детали стерлись из памяти, а тот период жизни, когда дети были маленькими, вспоминается в «розовой дымке». Те же, кто сейчас воспитывает своих детей, смогут еще раз задуматься о том, чем хорош и чем труден для взрослых каждый период жизни их детей.

Итак, дети – это люди в возрасте от 0 до 18 лет. Разумеется, новорожденный ребенок сильно отличается от, например, 17-летнего ребенка. Чтобы разобраться, как меняется ребенок за этот долгий восемнадцатилетний период, выделяют 6 основных периодов детства:

      • младенчество – до 1 года
      • раннее детство – до 3-х лет
      • дошкольное детство – от 3-х до 7 лет
      • младший и средний школьный возраст – от 7 до12 лет
      • подростковый возраст – 12-15 лет
      • юность – 15-18 лет

Дети-сироты (или социальные сироты) могут находиться в различных детских учреждениях. В зависимости от возраста детей эти учреждения подразделяются на Дома ребенка (или Дома малютки), где дети находятся до 3-х лет, и Детские дома, где живут дети от 3-х до 18 лет.

В нашем Детском Доме № 19 живут дети от 3 до 18 лет. Соответственно, наша задача – находить семьи для дошкольников (3-7 лет), младших и средних школьников (7-12 лет), подростков (12-15 лет) и юных воспитанников Детского Дома. Каждый из этих возрастов имеет свои преимущества и свои радостные для воспитателей стороны. Кроме того, каждый из возрастов имеет свои сложности и требует от воспитателей понимания, какие именно задачи будут входить в зону его (ее) ответственности.

Чтобы семьи смогли как следует подготовиться к принятию в семью ребенка определенного возраста, им необходимо очень хорошо представлять себе, какие трудности и какие радости несет с собой каждый возраст.

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет)

Возраст, который на данном этапе развития общества пользуется в Детском Доме наибольшим «спросом». Иногда желание взять в семью «маленького» ребенка вызвано объективными причинами, например, собственные дети еще не очень большие. Иногда просто «хочется маленького». Иногда же отсутствие опыта воспитание детей и большое количество разнообразных страхов и опасений приводят к мысли, что с маленьким ребенком, наверное, будет «проще». Давайте посмотрим, как это происходит на самом деле.

Ребенка дошкольного возраста нужно очень многому научить. Он уже умеет говорить, но его речь продолжает развиваться, и от воспитателей во многом зависит, каким словарным запасом и культурой речи будет обладать этот человек. Его надо научить читать, и посвящать совместному чтению довольно много времени, а также научиться выбирать хорошие, подходящие по возрасту книжки. С ребенком этого возраста нужно много рисовать, лепить, мастерить и клеить из бумаги и других материалов.

Дети дошкольного возраста очень любят «помогать по дому» — во-первых, потому что им нравится подражать взрослым, а во-вторых, потому что им интересно делать что-то новенькое. Это их стремление «делать вместе с мамой (папой)» — стирать, готовить, вытирать пыль, чинить и т.д. — требует большого такта и терпения – ведь ребенок пока еще толком не умеет что-то делать. Он больше разольет, помнет, разобьет, сам выпачкается. Ему нельзя запретить «помогать» — ведь так вы отобьете у него охоту на будущее что-либо делать. Его надо постоянно и терпеливо учить – а ведь вам действительно в этот момент надо приготовить еду, сделать уборку, постирать, и что делать с малышом, который крутится под ногами и настойчиво требует к себе внимания?

Дети дошкольного возраста не могут долго удерживать внимание на чем-то одном. Трехлетнему ребенку нужно находить новое занятие каждые 15-20 минут (это при условии, что занятие ему нравится). Ребенок 6-7 лет может заниматься чем-то одним до получаса. При этом ему необходимо участие взрослого в его занятиях. Для ребенка дошкольного возраста главное занятие в жизни – это игра. Игра – это и общение, и взаимодействие с миром, и способ самовыражения и организации собственного пространства. В игру вовлекаются по возможности все люди, находящиеся поблизости, и все предметы, до которых можно дотянуться. Ребенку дошкольного возраста нужно ВСЕ ваше внимание. Он говорит с вами, он задает вопросы вам, он играть хочет с вами. С ним нужно гулять два раза в день, некоторые дети в этом возрасте перестают спать днем. При этом детские сады не всегда «облегчают» жизнь. Во-первых, не каждого ребенка целесообразно отдавать в детский сад. Во-вторых, в детских садах дети часто болеют, и получается так – две недели ходит в детский сад, две недели сидит дома.

При ребенке дошкольного возраста нельзя много смотреть телевизор – иначе он будет смотреть его вместе с вами, а это ему вредно.

Ребенка этого возраста нужно терпеливо учить личной гигиене и опрятности. Необходимо научить его по возможности аккуратно есть и убирать за собой. Задача воспитателя – сделать так, чтобы ребенку самому доставляло удовольствие наводить порядок, быть чистым, самому умываться и одеваться по утрам.

В дошкольном возрасте у детей возникает много конфликтов. Они делят игрушки, причем не всегда мирным путем. Они обзываются и часто дерутся. Они повторяют ВСЕ слова, которые когда-либо слышали, и ВСЕ жесты, которые когда-либо видели. Ребенок в этом возрасте еще не понимает, что бывают «внутрисемейные» и «светские» разговоры, и выскажет любым людям все, что он слышал дома.

В любом случае, ребенок дошкольного возраста требует от воспитателя колоссального количества энергии, подвижности, активности, безграничного терпения и здорового оптимизма. Следует особо предостеречь тех, кто возлагает большие надежды на бабушек, — «Она же вырастила нас, своих детей, вырастит и еще одного». Конечно, опыт бабушки неоценим, но подумайте, что если вам сейчас уже за сорок, это значит, что когда бабушка совершала свой педагогический подвиг, она была на сорок! лет моложе. Она вам, конечно, поможет, но основная ответственность и основная нагрузка ляжет на вас.

Есть еще один вопрос, на котором следует остановиться особо. Иногда люди настаивают на младшем возрасте из соображений, что в этом возрасте ребенок «как чистый лист», у него отсутствуют воспоминания, а если они есть, то он очень быстро «все забудет». Во-первых, «чистых листов» не бывает. Даже родной новорожденный ребенок уже имеет свой характер и свои особенности, и может расти абсолютно не похожим на вас ни внешне, ни внутренне. Во-вторых, насколько быстро ребенок забудет то плохое, что было в его жизни, зависит не от возраста, а от отношений в новой семье, в том числе от степени уважения, с которой новая семья отнесется к его прошлому. Чем старательнее вы будете «стирать» прошлое ребенка из его памяти, тем упорнее он будет цепляться за самые мельчайшие крупицы своих воспоминаний, пусть даже самые плохие для него. Вам потребуется много терпения и известная степень самоотречения и доверия – ведь ребенок еще маленький, он не может в этом возрасте рассказать вам, что его мучает и пугает – вам нужно принять его со всеми его проявлениями, иногда не понимая, что именно с ним происходит.

Младший и средний школьный возраст (от 7 до 12 лет)

Люди, которые приходят к нам в Детский Дом с запросом на «очень маленького» ребенка, зачастую с удовольствием принимают в семью ребенка школьного возраста. Это происходит потому, что они осознают, что ребенок-школьник, сохранив практически всю привлекательность «маленького», приобрел ряд преимуществ чуть более старшего, школьного, возраста. Давайте посмотрим, каким образом это возможно.

Ребенок семи-восьми-девяти лет – это на самом деле еще совсем маленький ребенок. Он очень нуждается в заботе и понимании взрослых, и на свете есть еще такое огромное количество вещей, которым его надо научить! Ребенок десяти-одиннадцати лет, конечно, ведет себя уже более самостоятельно, но на самом деле очень сильно хочет, чтобы его любили, чтобы он был кому-то нужен. Потребность в привязанности с возрастом не ослабевает, а напротив, усиливается. Ведь ребенок школьного возраста уже последовательно мыслит, осознает себя и свое место в мире. Не найдя своих «дорогих и близких», ребенок школьного возраста оказывается в опасности оценить себя самого как «плохого», «ненужного».

Ребенок школьного возраста уже, как правило, умеет учиться. Большая часть его дня занята и расписана по времени – ему надо быть в школе, потом нужно делать уроки. В этом возрасте дети часто начинают ходить в разные кружки или секции. Поэтому получается так, что взрослые в семье начинают располагать б ольшим количеством личного времени, чем это было с ребенком-дошкольником. С другой стороны, первые школьные годы предоставляют воспитателю возможность очень многое вложить в ребенка, помочь ему, открыть перед ним прекрасный мир знаний и найти в этом мире разные увлекательные вещи. Сколько книжек можно прочитать вместе! Сколько интересных историй взрослый может рассказать ребенку! Для ребенка школьного возраста, также как и для дошкольника, очень важно быть просто рядом со «своим» взрослым.

Те, кто мечтает подготовить ребенка к школе и повести его первый раз в первый класс, находят не меньше радости в том, чтобы подготовить его в следующий класс. Ведь ребенку в любом случае потребуется ваша помощь и поддержка со школой – с вами он пойдет уже в другую, новую школу, и как он будет волноваться! Как ему будет важно, чтобы вы были рядом с ним в этот ответственный и по особенному радостный момент его жизни! Ведь теперь он идет в школу не просто так, а его провожает его семья, все за него волнуются и радуются. А когда он вернется домой, будет кому рассказать о том, что было в школе, похвастаться, спросить совета, просто выразить свои чувства и впечатления.

Дети школьного возраста очень любят играть. Игры могут меняться, становиться более сложными – например, шашки и шахматы, лото. Дети этого возраста очень любят всякие переодевания и розыгрыши. Они могут достаточно долго времени проводить за каким-либо одним занятием – например, складывать паззл, вязать, рисовать, мастерить. В этом возрасте ребенок уже способен разделить ваши увлечения. Школьник с удовольствием ездит на дачу. Он (или она) обычно находит там друзей-сверстников, с которыми спокойно и безопасно может проводить время. С другой стороны, ребенку этого возраста уже вполне по силам помочь в огороде и по хозяйству. Школьник обычно с удовольствием сопровождает взрослых в их прогулках и поездках, может вместе со старшими членами семьи заниматься фотографией, спортом, кулинарией или садоводством.

Ребенок школьного возраста познает мир уже не так беспечно, как дошкольник. Он размышляет и анализирует, сомневается и пробует делать выводы. Ему так важно, чтобы рядом был кто-то старший, к кому и прижаться можно, приласкаться и подурачиться, и с которым можно спокойно и серьезно поговорить.

В целом ребенок школьного возраста требует от воспитателя уже гораздо меньше физических сил. Идиллическая картинка, которую обычно приписывают дошкольному возрасту ребенка – вы сидите в своем любимом кресле и читаете ваш любимый журнал, а неподалеку возится ваш малыш – на самом деле становится реальностью с ребенком школьного возраста. Ему достаточно, что вы просто находитесь где-то поблизости. Необходимо отметить, что бабушки гораздо успешнее и с большей охотой присматривают за детьми именно этого возраста – здесь от них не требуется такого напряжения сил, как с совсем маленькими детьми.

Подростковый возраст (от 12 до 15 лет)

Часто к нам в Детский Дом приходят люди, которые хотят принять в свою семью именно подростка. Как правило, это достаточно зрелые люди, сохранившие в своей душе запас нежности и любви. Здраво оценивая свои силы и возможности, вспоминая себя в подростковом возрасте, эти люди хотят стать для взрослеющего ребенка другом, опорой и защитой, в которой ребенок-подросток так нуждается.

Иногда семьей для подростка становится человек, который до прихода к нам и не помышлял ни о чем подобном. А почему не помышлял – это нетрудно понять. Ведь даже когда газеты и телепрограммы говорят о детях из детских домов – почему-то речь всегда идет о маленьких детях. Общество как будто игнорирует тот факт, что дети – это ведь до восемнадцати лет, и все они – ДЕТИ! О подростках же из детских домов либо не упоминается вообще, либо в связи с «криминогенными» группами населения. Придя к нам, люди вдруг «узнают» о том, что есть такие дети. Эти дети-подростки ходят в школу и в спортивные секции, читают книжки, играют на компьютере. Только они живут в детском доме и очень тоскуют по любящей семье. Они хорошие и добрые, им так же сложно взрослеть, как домашним детям. Они переживают свои радости и огорчения, свои «взлеты и падения». Они очень скоро станут взрослыми, но за это время так много можно успеть! Каково же быть семьей подростка?

Ребенок подросткового возраста, как никто другой, нуждается в заботе и любви, в тепле и уюте домашнего очага, в стабильности и защите. Ребенок-подросток не так склонен выражать вслух свои добрые и нежные чувства, но в душе он жаждет принятия и понимания. Если ребенок почувствует, что его стремятся не столько «воспитать», сколько понять, он сам приложит немало усилий, чтобы контакт состоялся, и отношения сложились.

Как ни странно, преимущества принятия в семью именно подростка очевидны. Во-первых, именно этот возраст ребенка (и более старший, разумеется), позволит сохранить тот образ жизни, к которому вы привыкли. Совсем маленький ребенок буквально «взрывает» налаженную жизнь, ребенок постарше требует определенного изменения жизненных привычек. Ребенок-подросток может легко вписаться в жизнь взрослого человека, оставляя и себе, и своему близкому взрослому достаточно большое личное пространство.

Во-вторых, ребенок-подросток, даже выросший в детском доме, уже достаточно много умеет делать самостоятельно. Конечно, он далеко не все хочет делать, и как любой подросток, зачастую «отлынивает» от домашних дел. Но, проявив определенные упорство и настойчивость, вы, возможно, довольно скоро сможете поделить поровну домашние обязанности.

В-третьих, если вы найдете с подростком контакт и заслужите его доверие, вам будет интересно общаться, обсуждать разные темы. Ведь в жизни подростка происходит огромное количество событий, его эмоционально-духовная сфера бурно развивается и ему просто необходимо иметь кого-то, кто способен выслушать и понять его мятущуюся душу.

Необходимо отметить один существенный момент. Иногда люди, начав общаться с ребенком-подростком из детского дома, бывают разочарованы. Им кажется, что ребенок «равнодушный» и «меркантильный». Равнодушный – потому что он (или она) «не испытывает ко мне никаких чувств». Нужно очень хорошо понимать, что чувства не возникнут быстро, особенно у ребенка, который не привык их испытывать, или, более того, привык их прятать. Меркантильный – потому что хочет, чтобы ему что-нибудь купили. И опять-таки нужно хорошо понимать, что ребенок-подросток, будь он из детского дома или нет, в первую очередь хочет джинсы и плейер, а уж только потом духовного общения. И это нормально. Подростки – они такие.

Кроме того, конечно важна разница в возрасте. Если те, кто хочет принять в семью ребенка, сами находятся уже в достаточно зрелом возрасте, то нецелесообразно принимать маленького ребенка. Маленький ребенок – это долгосрочная ответственность, и может ли человек, которому под шестьдесят, быть уверенным, что на протяжении полутора десятков лет ни возраст, ни болезни, ни материальный фактор не станут помехой в выполнении взятых на себя обязательств? Не говоря уже о всех тех обстоятельствах, которые обсуждались в главе «Дошкольный возраст»? С подростком же это не станет такой проблемой, как могло бы стать с маленьким ребенком. Кроме того, такие преимущества зрелого возраста, как мудрость и терпимость, помогут вам находить правильные решения в сложных жизненных ситуациях.

Разумеется, и более молодые люди хотят принять в свои семьи детей-подростков. Очень хорошо, когда удается выстроить отношения на основе дружбы, взаимопонимания и взаимной ответственности. При этом взрослый должен быть все же достаточно внутренне сильным и умеющим устанавливать границы поведения. Ведь подросток еще всего-навсего ребенок, он не справляется самостоятельно с очень многими жизненными ситуациями, именно поэтому он еще не взрослый, что ему нужны старшие, нужны границы, нужно, чтобы тем не менее его кто-то воспитывал.

В целом, можно сказать, что приняв ребенка-подростка в семью, вы обретете друга, собеседника, товарища. С другой стороны, ребенок обретет в вашем лице семью, в которой он так нуждается.

Юность (от 15 до 18 лет)

Когда речь заходит о юности, люди скорее начинают вспоминать себя в этом возрасте, чем примериваться к роли «родителя». Это очень понятно, ведь юноша, девушка старше 15 лет – уже почти что взрослые люди. Конечно, чтобы принять в семью ребенка этого возраста, в первую очередь важен мотив помощи, поддержки, руководства. Давайте посмотрим, какие же особенности характерны для этих «взрослых» детей.

Юношеский возраст более спокойный, чем подростковый. Основные бури позади, и юному человеку нужен скорее спокойный семейный тыл, согласие. Вместе вы можете подумать, где и чему ему лучше учиться. Все юные о чем-то мечтают. Иногда мечта кажется такой несбыточной, и юному человеку очень нужно, чтобы кто-то более опытный сказал: «Иди, дерзай, у тебя все получится, а я тебе помогу». А иногда наоборот, нужно мягко, но твердо спустить мечтателя с облаков на землю, и вместе поискать более реальный вариант будущей профессии.

Иногда бывает так, что юный воспитанник детского дома, в силу несчастных обстоятельств своей жизни, не полностью адаптирован к непростой городской среде, не очень уверенно ориентируется в социальных структурах и вообще в этой жизни. Ему могут быть непонятны самые простые вещи, к которым мы постепенно привыкаем с детства. Как пользоваться метро и троллейбусом, как найти нужный телефон или адрес, как устраиваться на работу и т.д. Вы даже представить себе не можете, какую важную роль в будущей взрослой жизни вашего воспитанника сыграет то, что он несколько лет просто пожил в семье. Ходил в магазин, готовил еду, старался рассчитать бюджет и сэкономить деньги. Платил за квартиру и телефон, получал и отправлял почту, отвечал на телефонные звонки. Все эти навыки, приобретенные в семье, сослужат ему в будущем добрую службу.

В юном возрасте большое значение имеют отношения с противоположным полом. В этот период жизни, когда чувства так остры, а потребность в любви так сильна, взрослому ребенку очень важно иметь спокойные, стабильные привязанности в кругу семьи. Ему (или ей) очень важно знать, что его кто-то любит, кому-то он нужен такой, какой он есть. В противном случае ребенок в поисках любви может кинуться в водоворот случайных, поверхностных отношений. К сожалению, воспитанники детских домов, испытывая острую, мучительную потребность хоть в каком-то подобии любви, зачастую совершают в юности нелепые и чреватые последствиями ошибки. С этой точки зрения, жизнь в семье, общение с понимающим взрослым станет для юного человека почвой под ногами и возможностью сделать разумный шаг во взрослую жизнь. Вы сможете поговорить о том, как складывалась семейная жизнь у ваших родственников и ваших предков, что было легко и радостно, а что трудно и требовало терпения; обсудить собственные планы вашего воспитанника относительно его будущей семьи. Решить вместе с ним, на какую поддержку от вас он сможет рассчитывать, а что будет его собственной ответственностью. Эти и другие такие же темы сблизят вас, упрочат доверие между вами, и помогут юному человеку адаптироваться к этой такой непростой взрослой жизни.

Юридически отношения с выпускником детского дома заканчиваются, когда ему исполняется 18 лет. В жизни происходит так, что дети, не добрав семейной любви, тепла и заботы в детстве, не спешат расстаться с принявшей их семьей. Да и в нашей российской культуре не принято, чтобы дети уходили из дома по достижении совершеннолетия. Поэтому дальнейшие ваши отношения будут складываться по взаимному согласию. Часто происходит так, что люди становятся по-настоящему родными, и ничто не мешает им оставаться родными всю оставшуюся жизнь.

Итак, мы рассмотрели четыре возраста, четыре возможности начала «новой жизни». Дети любого возраста могут обрадовать, а могут и огорчить, и воспитание никогда не было легким делом. В заключение можно только еще раз подчеркнуть такие мысли:

  • В Детском Доме живут дети всех возрастов, и все они очень хотят обрести семью!
  • Скорость формирования привязанности у детей не зависит от возраста. С одинаковым успехом и с шестилетним, и с четырнадцатилетним ребенком у вас могут достаточно быстро сложиться близкие, доверительные взаимоотношения.

3. Стереотип «чем неопытнее воспитатель, тем меньше должен быть ребенок» неверен. Неопытный воспитатель может наделать больше ошибок. Более старший ребенок, у которого уже есть определенный «запас прочности» и известная доля рассудительности, уже сам способен понять воспитателя, может простить его ошибки, сам готов делать определенные шаги к поиску и установлению взаимопонимания.

11:26 31 декабря 2018.

Нигде в Южно-Сахалинске нет на окнах таких красивых снежинок. Заходя в ворота учреждения, сразу попадаешь в страну под названием Детство. Здесь даже охранник, седой уже дядька, любит смотреть мультфильмы. В доме малютки, где воспитываются отказные малыши от рождения до 4 лет, чудес ждут каждый день. О судьбе, которая на них свалилась, этот репортаж.

— Мария Михайловна, который год уже Sakh.com , о жизни учреждения. Есть результат от этого постоянства?

— Ну конечно! Тема вечна, к сожалению. Мы ведь с вами встречаемся не о морали порассуждать, а дать шанс тем, кому не хватает любви. Идёмте, дети ждут!

В режиме ожидания

С главным врачом ГКУЗ «Сахалинский областной специализированный дом ребенка» Марией Старостиной мы спешим в старшую группу на новогодний утренник. Нарядные платья, сказочные герои, подарки…

Но нет зрителей, которые в обычных детских садах сидят на стульчиках и поддерживают малышей аплодисментами. И воспитателям (а здесь настоящее женское царство-государство!) нужно научиться поровну раздавать каждому по большой капле любви. Благо у наших женщин ее хватает, Россия вообще страна любви трогательной и печальной.

Каким бы не казался веселым праздник — это обычность. Ожидание… Взгляните на лица.

Счастье где-то заблудилось

Милена, Андрейка, Даша, Милана, Илюша… Просто голова уже идет кругом. Сказка закончилась. Незнакомых людей малыши рассматривают с интересом. Андрюшу заинтересовал объектив фотоаппарата, он хочет непременно получить эту игрушку и смотрит в камеру.

Прошел год, как учреждение вступило в процесс реорганизации. Всех детей из Александровск-Сахалинского дома ребенка перевели в Южно-Сахалинск, и теперь это областное специализированное учреждение, где живут не только здоровые отказные дети со всех районов, но также дети-инвалиды и «временные», чьи мамы, например, отбывают наказание в колонии либо родители находятся в сложной жизненной ситуации.

О движении. В этом году в Дом ребенка (данные за 10 месяцев) поступило 53 малыша, выбыло 51, круговорот — постоянно. Большинство ушли в приемные семьи, усыновлен лишь один счастливчик. Есть дети, возвращенные матерям (оставляли временно). Больные малыши (с поражением центральной нервной системы, умственной отсталостью) в 4 года отправляются в Кировский детский дом, шанса попасть в семью у них практически нет. В этом году из 11 поступивших инвалидов туда переехали четверо малышей.

И даже здоровые дети, рассказывает Мария Старостина, считаются здоровыми относительно.

— От того, что лишился связи с матерью, а это величайший стресс, он начинает болеть, вдруг выявляются патологии, и тогда требуется особое наблюдение. Понятно, что это дети от неблагополучных матерей, которые во время беременности часто не посещали поликлиник, не проходили осмотры. Для малыша это не смертельно, многие болезни сегодня лечатся, но требуется особое внимание специалистов.

Сотрудники

Основная масса сотрудников работает здесь давно, как и сама Мария Старостина (почти 19 лет). Люди, решившие однажды связать свою жизнь с отказниками, остаются с ними надолго. Кто не прижился, не смог нести груз ответственности, уходит сразу.

— 53 ребенка за год — 53 судьбы. Наша задача не только кормить и выхаживать малышей, но и думать об их дальнейшей жизни. Можно ли назвать нашу работу монотонной? Можно ли к ней привыкнуть? Многие об этом спрашивают, и всегда не знаю, что ответить. Потому что другой работы себе уже не представляю.

Много времени у персонала уходит на сопровождение детей в поликлинику и больницу. Есть специально выделенная медсестра, которая владеет информацией по каждому ребенку. В этом году две девочки летали в Москву для проведения плановой операции. В предновогодние дни, по словам медика, после операции из Новосибирска должна вернуться девочка с врожденным пороком сердца.

— Все, кому показана высокотехнологичная медицинская помощь на базе московских, хабаровских или новосибирских институтов, ее получают. Специализированную помощь нам оказывает областная детская больница.

В числе занятий — работа по адаптации детей к условиям жизни, занятия с учителями-дефектологами, музыка, рисование, физкультура. Администрация ведет работу по соблюдению прав детей (временная регистрация в УФМС по Сахалинской области, взыскание алиментов, привлечение к уголовной ответственности и взыскании неустойки за их неуплату и др.).

До 40 детей в год уходят в приемные семьи, это факт. Значит, именно столько сахалинских мам окончательно отдают свое чадо в руки государства. Мизерный процент из них — реальные сироты. Спрашиваю, кто же эти мамы?

— За годы работы можно сделать вывод, что основная масса — это те, кто лечится в наркологическом диспансере и страдает хроническим алкоголизмом. Есть несовершеннолетние — оформляют детей в дом ребенка, потому что не работают, не учатся, помощи от мамы и бабушки нет. Встречаются ситуации, когда люди приехали из районов на заработки, жилья постоянного нет, скитаются. Есть у нас мамочка — сама воспитанница детского дома, родила и бросила. Говорила, что оставила на время, но ребенка уже давно не посещает. Связь между мамой и ребенком, конечно, утеряна. И даже если такие женщины забирают малыша домой, то восстанавливать эту связь придется очень долго. Если она еще возникнет, а это большой вопрос, — рассказывает главный врач.

По закону мама может оставить ребенка на 6 месяцев, но в законе не оговорено, сколько раз — по 6 месяцев. Продлевают они, продлевают этот срок, пока органы опеки не примут определенное решение (женщина должна утрясти свои проблемы, иметь постоянное жилье и работу, средства к существованию).

Приемные семьи — это те, кто не может иметь детей, или если семья многодетна и еще один ребенок им в радость. Или…

К угрозе возврата сотрудники учреждения относятся серьезно. Малышей до 4 лет традиционно берут чаще, чем взрослых детей. Но если ребенок имеет патологию, нужно обязательно знать, как с этим управляться и чего ждать завтра, повторяют сотрудники. Однако многие, по словам врачей, идут по тонкому льду и слышать об этом в момент приема ребенка в семью не хотят. Но позднее, столкнувшись с трудностями, начинаются сомнения и шатания. Здесь вспоминают историю, когда они уговаривали приемную маму подождать, не забирать пока больного малыша, которого они только что подняли на ноги. В итоге через три дня он снова слег, болезнь начала прогрессировать.

— Мы живем во времена недоверия к врачам, прислушиваться к доктору мамы стали редко, к сожалению. Это очень обидно. Не выполняют рекомендации, а виноватыми проще назвать врачей. Но у нас нет волшебной палочки! На выхаживание ребенка нужно время, упорство и терпение. Даже вирусная инфекция протекает по-разному, особенно у тех, кто живет на искусственном вскармливании. Какие возможности вы дали ребенку при рождении, какой образ жизни вели во время беременности, таковы у него и шансы быстрее поправиться.

Отмечено, что в последние годы детей возвращают назад все реже, больше появилось счастливых историй, когда берут — и любят человечка со всем его темным прошлым. В России сегодня именно приемные семьи решают проблему сирот и детей, лишившихся по разным причинам родительской заботы.

Стучат колесики

И наконец, группа, где живут груднички, самые ранние — просыпаются в шесть утра: кормление, поиграли, и снова каша, купание — пора в постель. Жизнь идет по накатанной колее. Вернее, мчится.

Маленькая Настя не хочет открывать рот, выплевывает кашу, потому что обязательно нужно при кормлении с нею разговаривать. А если няня задумалась о посторонних делах (а может быть, о своих детях), номер не пройдет.

На смене работают воспитатель и помощник. Интересно, как они управляются, если все дети разом безутешно заплачут? Хватит ли рук?

В манеже — 9 малышей, и никто не плачет. Сотрудницы, видимо, знают секрет, как их успокоить. А может, отказные дети и вовсе не умеют плакать?

— Ну что вы, дети все одинаковы, — улыбается медсестра Анжелика Субракова. — Они когда есть хотят — плачут, спать или гулять — то же самое. Как и все дети, не любят одеваться, вредничают и требуют внимания.

А если мама завтра передумает и вернется за малышом, отдадут? Такое бывает крайне редко, чаще в телесериалах, рассказывают женщины. Даже если уговорят вернуться, то пройдет время, и ребенок, скорее всего, снова окажется здесь. Раз материнские чувства сразу после родов не возникли, то проявление их после — большое чудо.

— По крайней мере, я не помню историй, чтобы кто-то из женщин здесь плакал и молил вернуть ей сына или дочь. В нашей практике такого не было. И хочу сказать потерявшимся мамам: что бы ни случилось в вашей жизни, подумайте тысячу раз и примите решение, слушая только собственное сердце, — вздыхает Мария Старостина, давая понять, что разговор исчерпан, обо всем этом она уже сто раз говорила. — И я, и все сотрудники, как бы ни старались, никогда мы не заменим этим крохам родного человека. Да и не пытаемся этого делать. Дети, когда начинают разговаривать, зовут сотрудников по именам.

Игрушек, одежды и обуви хватает, спонсоры помогают. Продуктами питания и лекарственными средствами, как говорят, учреждение обеспечено в полном объеме. Заметна и новая мебель. Здание, правда, старое, 1965 года постройки, и тесное, Sakh.com об этом рассказывал. Переезд не планируется, потому что власть намерена скоро полностью победить сиротство, ей удобно так думать.

Но вернемся к воспитателям. «Слезливых историй из жизни» они так и не рассказали. Во-первых, некогда. Во-вторых, их много, этих историй — все разные, но все одинаковые. «Такова судьба, а от судьбы куда убежишь?».

Мария Михайловна просит на минутку оставить детей с нянями, чтобы, пользуясь случаем, сделать общее фото на память. Прежде, чем «вылетит птичка», спрашиваю, чего обычно в Новый год воспитатели желают детям, всем-всем?

Каждой крошке по колыбельной песенке. Чтобы из роддома папа и мама несли «конверт с бантиком» домой. Чтобы постель — без инвентарного номера. Много подарков под сверкающей елкой и настоящего волшебства. Чтобы всем детям и старикам хватало объятий и поцелуев.

В конце хождения по комнатам — чувство разбитости (все-таки в социальных учреждениях нужно «отключать сердце»). Через нарисованные снежинки смотрю на нереальный-мир-за-их-окном. Люди бегут по своим делам, едут в машинах за елками и мандаринами. Скоро все сядут за столы в своих квартирах, зажгут свечи и будут говорить о счастье.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх