Регистрация дополнительного соглашения

Нужно ли

Стоимость недвижимости самого разного типа сегодня достаточно велика. Именно поэтому в случае, когда в личное пользование потребуется таковая, возможно просто арендовать его. Это позволит избегнуть многих сложностей и трудностей.

Но при этом существует ряд тонкостей, связанных с формированием подобных взаимоотношений.

Важно отметить, что для оформления договора в обязательном порядке понадобиться соблюсти определенные требования.

Существуют разные типы договоров подобного рода в зависимости от длительности действия, а также целого ряда самых разных иных факторов. Со всеми этими моментами лучше всего ознакомиться предварительно.

При этом не существует жестко установленной формы договора аренды. Но имеются некоторые требования к тому, какие пункты должны присутствовать обязательно в соглашении.

Отдельно важно отметить, что договор аренды обязательно должен быть соответствующим образом зарегистрирован в определенных случаях. Процесс регистрации имеет свои особенности, он определен специальным образом.

Отдельно нужно будет отметить, что алгоритм регистрации осуществляется в каждом случае в индивидуальном порядке. Но при этом процесс этот осуществляется через Росреестр. Требуется лишь собрать определенный перечень бумаг.

Сегодня определяющими факторами, влияющими на необходимость осуществления процесса регистрации договора, являются следующие:

  • статус самих сторон, которые осуществили процесс составления такового договора;
  • длительность действия.

Важно отметить, что если в качестве арендатора или же арендодателя выступает именно юридическое лицо, то необходимо будет помнить, что регистрация договора в Росреестре должна быть осуществлена в любом случае.

Вне зависимости от остальных факторов. Также важно осуществлять регистрацию в случае, если длительность действия договора бессрочная либо составляет более 12 месяцев подряд. Невыполнение данного требования может стать причиной возникновения серьезных неприятностей.

Также важно отметить, что иногда возникают обстоятельства, в силу которых требуется в договор аренды внести определенные правки.

В таком случае понадобиться осуществить процесс регистрации — но только в случае, если ранее имела место регистрация договора.

Опять же дополнительные соглашения также должны составляться в рамках специального соглашения. Являются ли помещения жилыми или нежилыми — какой-либо роли не играет.

Государственная регистрация недвижимости, вне зависимости от формы собственности, должна осуществляться в зависимости от разных факторов.

В том числе, если имеет место не прямая аренда, а формируется договор на основании субаренды. В таковом случае вопрос подпадает под действие специализированных законодательных документов. Проработать момент нужно будет заблаговременно.

Как оформить аренду банкетного зала для свадьбы, читайте в статье: аренда зала для свадьбы.

Образец договора аренды спортивного зала вы можете .

Пошаговая инструкция

В первую очередь нужно помнить о следующих нюансах:

  • само соглашение должно быть составлено в рамках специализированного законодательства, без каких-либо нарушений;
  • обязательно потребуется собрать документов, оплатить государственную пошлину;
  • за нарушение порядка регистрации подразумевается штраф.

Сам же процесс регистрации дополнительного соглашения к договору аренды включает в себя ряд базовых этапов. Он выглядит следующим образом:

  • осуществляется составление самого договора;
  • далее подготавливается полный список всех нужных в таком случае документов;
  • оплачивается государственная пошлина, печатается квитанция;
  • далее все необходимые документы вместе с копией соглашения должны быть поданы в отделение Росреестра.

Опять же прежде, чем приступить непосредственно к процессу регистрации, нужно будет обязательно получить консультацию по этому вопросу в компетентных органах. Таким образом возможно будет не допустить многих сложностей, трудностей. Нередки ситуации, когда в регистрации отказывают.

При этом соответствующие законные основания действительно имеются для этого действия. Например, отсутствуют необходимые для регистрации документы, не оплачена государственная пошлина.

Документы

Именно к вопросу сбора полного перечня всех необходимых в таком случае документов требуется подойти максимально ответственно.

Причем список различается достаточно существенно в зависимости от юридического статуса конкретного обратившегося в отделение Росреестра.

Например, в стандартном случае понадобиться подготовить для юридического лица следующие документы:

  • заявление в установленной государственными органами форме;
  • непосредственно оригинал платежного документа по поводу оплаты государственной пошлины;
  • описание объекта, который будет использован в качестве объекта аренды;
  • доверенность, подтверждающая наличие права на представление интересов конкретного юридического лица;
  • копии следующих документов (все они обязательно должны быть соответствующим образом заверенные):
    • реестра самой организации;
    • подтверждение государственной регистрации конкретного предприятия;
    • свидетельство, подтверждающее внесение определенных правок в учредительные документы — если подобное имеет место;
    • устав — обязательно со всеми правками, актуальная версия;

  • выписка из паспорта БТИ;
  • непосредственно копия самой измененной формы договора аренды или же дополнительного соглашения.

Список документов, обязательных в таком случае, может существенно различаться. Все зависит непосредственно от статуса самого юридического лица, иных моментов. В случае, если имеет место обращение физическим лицом, процесс несколько упрощается.

В стандартный набор документов, которые требуются в большинстве случаев, входит следующее:

  • заявление на осуществления процедуры регистрации дополнительного соглашения;
  • оригинал самого платежного документа — с недавнего времени оформлять таковой нет необходимости, но желательно предоставить таковой (так как электронная база данных в некоторых случаях пополняется с задержкой);
  • описание субъекта права;
  • если имеет место представление интересов третьим лицом — необходимо представить нотариально заверенную доверенность, а также паспорт;
  • выписка из БТИ по специальной форме №1а — при этом срок давности оформления данного документа не должен составлять более 1 года;
  • заверенная БТИ копия экспликации помещения;

  • доверенность на право заключения подобного типа договора;
  • заверенная нотариусом копия договора на аренду недвижимости;
  • изменения формы договора аренды — опять же таковые должны быть нотариально заверены.

Опять же перечень требуемых в таком случае документов различается достаточно существенно. При этом важно отметить, что оптимальное решение — получить предварительную консультацию в самом Росреестре.

Так можно будет свести вероятность возникновения ошибок к самому минимуму. Обозначенные выше документы требуются почти во всех случаях без каких-либо исключений.

Регистрация дополнительного соглашения

Для государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды требуются следующие документы:

1) заявление юридического лица (одной из сторон соглашения) о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды (оригинал);

2) документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица (оригинал);

3) документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия, а в случае, если таким документом является акт органа государственной власти или органа местного самоуправления – надлежаще заверенная копия, 2 экз.);

4) учредительные документы юридического лица (со всеми изменениями и дополнениями) (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия) либо копия уведомления Управления Росреестра о том, что учредительные документы были сданы ранее в Управление Росреестра;

5) документ, подтверждающий полномочия лица на подписание дополнительного соглашения к договору аренды, в том числе, лицом, не являющимся руководителем или иным лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности (оригинал и копия, а если таким документом является акт органа государственной власти или органа местного самоуправления – надлежаще заверенная копия, 2 экз.);

6) документ об уплате государственной пошлины (платежное поручение (оригинал и копия);

7) дополнительное соглашение к договору аренды (оригинал, по количеству сторон соглашения + 1 экз. для Росреестра);

8) договор аренды (оригинал и копия);

9) иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации, в том числе для проверки законности сделки, например, решение компетентного органа юридического лица об одобрении крупной сделки или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (оригинал и копия).

Заявителем – юридическим лицом по собственной инициативе могут быть представлены документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия). В случае если заявителем такой документ не представлен по собственной инициативе – сведения запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке межведомственного взаимодействия.

При проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений

Государственная пошлина за регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды составляет 1 000 рублей (п.27 ч.1 ст.333.33 НК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Постановление ФАС СКО от 29.12.2011 № А15-48/2011

«Соглашение сторон об изменении размера арендной платы, указанного ими в договоре аренды недвижимого имущества, подлежащем государственной регистрации, также подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды* (статьи 433, 452, 651 Гражданского кодекса, пункт 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»)».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

«Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

1. Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

27) за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 32 настоящего пункта:

для физических лиц — 350 рублей;

для организаций — 1 000 рублей;».*

2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

«Статья 16. Представление документов на государственную регистрацию прав*

1. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

2. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица, запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней) в отношении таких лиц. Заявитель вправе представить выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней) в отношении таких лиц в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.

В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов через многофункциональный центр работник многофункционального центра, принявший заявление и указанные документы, должен удостовериться в личности заявителя (представителя правообладателя, стороны сделки), засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении, а также составить и заверить своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества опись принятых заявления и прилагаемых к нему документов. Заявление, которое подается через многофункциональный центр, подписывается заявителем (представителем правообладателя, стороны сделки) в присутствии работника многофункционального центра.

4. Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.

Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются.

Такие документы по истечении десяти рабочих дней с момента их поступления в случае наличия соответствующего указания в заявлении выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

Предусмотренные настоящим пунктом учредительные документы юридического лица либо их нотариально удостоверенные копии или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов не представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если ранее в указанный орган были представлены учредительные документы юридического лица вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами и проведена государственная регистрация права юридического лица на соответствующий объект недвижимости, а также если с момента проведения государственной регистрации права юридического лица федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, не регистрировались изменения учредительных документов юридического лица.

Статья 18. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав*

1. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

2. Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

3. Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

5. Необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй — помещается в дело правоустанавливающих документов.

Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых — подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю».

Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости

← Назад в раздел

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина.

Порядок уплаты и размеры госпошлины

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК), при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК.

Плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21 – 33 пункта 1 статьи 333.33 НК (государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним), — до подачи заявлений на совершение соответствующих юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме., после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено главой 25.3 НК. В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с главой 25.3 НК освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате государственной пошлины или в соответствии с федеральным законом уплата государственной пошлины производится после представления таких заявления и документов, является день представления заявителем документа об уплате государственной пошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральным законом порядке сведений об уплате государственной пошлины. В указанных случаях заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть приняты к рассмотрению не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня их представления.

Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются. Такие документы по истечении десяти рабочих дней с момента их поступления в случае наличия соответствующего указания в заявлении выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Если документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены в форме электронных документов, по истечении десяти рабочих дней с момента поступления таких документов заявителю по адресу электронной почты, указанному в заявлении, направляется уведомление в форме электронного документа о непринятии заявления и таких документов к рассмотрению.

Размеры государственной пошлины за совершение регистрационных действий в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (если за совершение таких регистрационных действий статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации не установлены льготы по ее уплате)

(Документ в формате WORD для печати)


Виды регистрационных действий

Размеры государственной пошлины

1

Государственная регистрация права, возникшего до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон), осуществляемая по желанию правообладателя (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физического лица — 2 000 рублей;

для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 350 рублей;

для юридического лица – 22 000 рублей;

2

Государственная регистрация доли в праве общей собственности, возникшей до введения в действие Закона, осуществляемая по желанию правообладателя (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для каждого физического лица — 2 000 рублей;

для каждого физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 350 рублей;

для каждого юридического лица – 22 000 рублей;

3

Государственная регистрация права, возникшего до введения в действие Закона, осуществляемая в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона в связи с государственной регистрацией ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимого имущества, не влекущей отчуждения такого объекта (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физического лица — 1000 рублей;

для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации – 175 рублей;

для юридического лица — 11000 рублей;

4

Государственная регистрация доли в праве общей собственности, возникшей до введения в действие Закона, осуществляемая в соответствии с частью 2 статьи 6 Закона в связи с государственной регистрацией ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимого имущества, не влекущей отчуждения такого объекта (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для каждого физического лица — 1000 рублей;

для каждого физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 175 рублей;

для каждого юридического лица — 11000 рублей;

5

Государственная регистрация права, возникшего после введения в действие Закона (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физического лица — 2000 рублей;

для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 350 рублей;

для юридического лица – 22000 рублей;

6

Государственная регистрация права общей совместной собственности (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физических лиц — 2000 рублей (вне зависимости от количества участников общей совместной собственности);

для физических лиц на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 350 рублей (вне зависимости от количества участников общей совместной собственности)

7

Государственная регистрация доли в праве общей собственности, возникающей с момента государственной регистрации (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физического лица — 2000 рублей, умноженные на размер доли в праве собственности;

для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, -350 рублей, умноженные на размер доли в праве собственности;

для юридического лица – 22 000 рублей, умноженные на размер доли в праве собственности;

Например, в случае приобретения земельного участка в равнодолевую собственность двух физических и трех юридических лиц (доли в праве равны 1/5) государственная пошлина за государственную регистрацию прав уплачивается физическими лицами в размере 400 рублей каждым (2000 рублей × 1/5), юридическими лицами — в размере 4400 рублей каждым (22 000 рублей× 1/5).

8

Государственная регистрация доли в праве общей долевой собственности, возникновение которой не связано с государственной регистрацией права (например, наследование, полная выплата паевого взноса членом жилищного, жилищно-¬строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива) (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для каждого физического лица – 2000 рублей;

для каждого физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 350 рублей;

для каждого юридического лица – 22 000 рублей

9

Государственная регистрация доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме

для всех категорий плательщиков — 200 рублей

10

Государственная регистрация доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

для всех категорий плательщиков — 100 рублей

11

Государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них (за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 22.1 и 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации)

для всех категорий плательщиков — 350 рублей

12

Государственная регистрация права хозяйственного ведения

для юридического лица – 22 000 рублей

13

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда

22 000 рублей

14

Государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения земельным участком (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физического лица — 2 000 рублей

15

Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс, а также ограничений (обременений) прав на предприятие как имущественный комплекс, в том числе договоров аренды предприятия как имущественного комплекса

0,1% от стоимости имущества, имущественных и иных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, но не более 60 000 рублей

16

Государственная регистрация прекращения права без перехода права к новому правообладателю

для физического лица — 2 000 рублей;

для юридического лица – 22 000 рублей

17

Государственная регистрация договора аренды, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, договора субаренды, договора (соглашения) о присоединении к договору аренды (далее также — договор аренды) (за исключением сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения)

в случае, если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращается одна сторона, а именно: физическое лицо — 2 000 рублей; юридическое лицо – 22 000 рублей;

в случае, если с заявлением о государственной регистрации договора аренды, обращаются обе стороны, то государственная пошлина уплачивается в порядке, определенном п. 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации:

если договор заключен физическими лицами — 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора;

если договор заключен юридическими лицами –22 000 рублей, разделенные на количество участников договора;

если договор заключен юридическим и физическим лицами: физическое лицо уплачивает 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора; юридическое лицо –22 000 рублей, разделенные на количество участников договора; если договор заключен юридическим лицом и федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления: юридическое лицо уплачивает 22 000 рублей, разделенные на количество участников договора (федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления – освобождается от уплаты государственной пошлины);

если договор заключен физическим лицом и федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления; физическое лицо уплачивает 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора (федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления – освобождается от уплаты государственной пошлины);

если договор заключен физическим лицом, юридическим лицом и федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления: физическое лицо — 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора, юридическое лицо –22 000 рублей, разделенные на количество участников договора, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления – освобождается от уплаты государственной пошлины.

Например, если сторонами договора аренды являются два физических лица и одно юридическое лицо, то государственная пошлина за государственную регистрацию договора уплачивается каждым физическим лицом в размере 666,6 рубля (2 000 рублей разделить на 3), юридическое лицо – 7333,3 рубля (22 000 рублей разделить на 3). Общая сумма уплаченной государственной пошлины будет составлять 8666,5 рубля.

При этом государственная пошлина уплачивается только за государственную регистрацию сделки вне зависимости от количества объектов недвижимого имущества, являющихся объектами аренды, государственная регистрация ограничений (обременении), возникающих на основании договора аренды, осуществляется без уплаты государственной пошлины

18

Государственная регистрация дополнительного соглашения к договору аренды (за исключением сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения)

в случае, если с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды обращается одна сторона, а именно: физическое лицо — 350 рублей; юридическое лицо — 1000 рублей;

в случае, если с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, обращаются обе стороны, то физическое лицо — 350 рублей, разделенные на количество участников договора; юридическое лицо — 1000 рублей, разделенные на количество участников договора.

19

Государственная регистрация соглашений (договоров) о переуступке прав и обязанностей по договору, подлежащему государственной регистрации, переводе долга, в том числе уступке требования, передаче прав и обязанностей по договору аренды (за исключением переуступки прав по договору об ипотеке)

Государственная пошлина уплачивается в порядке, определенном п. 17 настоящей таблицы

20

Государственная регистрация ипотеки, включая внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество,

если договор об ипотеке заключен физическими лицами — 1000 рублей (в сумме);

если договор об ипотеке заключен юридическими лицами — 4000 рублей (в сумме);

если договор об ипотеке заключен физическим и юридическим лицами, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, — 1000 рублей (в сумме)

21

Внесение изменений в записи ЕГРН в связи с соглашением об изменении или о расторжении договора об ипотеке


если соглашение заключено физическими лицами — 200 рублей (в сумме);

если соглашение заключено юридическими лицами — 600 рублей (в сумме);

если соглашение заключено физическим и юридическим лицами, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, — 200 рублей (в сумме)

22

Государственная регистрация смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеки, в том числе сделки по уступке прав требования. включая внесение в ЕГРН записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя

для всех категорий плательщиков – 1 600 рублей

23

Государственная регистрация смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в ЕГРН записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной

для всех категорий плательщиков — 350 рублей

24

Государственная регистрация сервитутов (за исключением ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

установленных в интересах физических лиц — 1 500 рублей;

установленных в интересах юридических лиц — 6 000 рублей

25

Государственная регистрация ограничений (обременении) прав на объекты недвижимого имущества (кроме предприятия как имущественного комплекса) (за исключением аренды, ипотеки, сервитута и ареста (запрещения), ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физических лиц — 2 000 рублей;

для юридических лиц – 22 000 рублей;

26

Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве

если договор заключен физическими лицами — 350 рублей, разделенные на количество участников договора;

если договор заключен юридическими лицами – 6 000 рублей, разделенные на количество участников договора;

если договор заключен юридическим и физическим лицами: физическое лицо уплачивает 350 рублей, разделенные на количество участников договора; юридическое лицо – 6 000рублей, разделенные на количество участников договора

27

Государственная регистрация соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в ЕГРН

для всех категорий плательщиков – 350 рублей

28

Внесение изменений в записи ЕГРН (за исключением внесения изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке)

для физических лиц — 350 рублей;

для юридических лиц — 1000 рублей;

29

Внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке

для всех категорий плательщиков — 350 рублей

30

Внесение изменений в записи ЕГРН о предприятии как имущественном комплексе

для физических лиц — 350 рублей;

для юридических лиц — 1 000 рублей;

Размеры государственной пошлины, установленные главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме (пункт 4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации). Данные положения согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» действуют до 1 января 2019 года.

От уплаты государственной пошлины освобождаются:

1. федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2. Центральный банк Российской Федерации при обращении за совершением установленных главой 25.3 НК юридически значимых действий в связи с выполнением им функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации;

3. физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации за совершение действий, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;

4. физические лица — ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывшие военнопленные во время Великой Отечественной войны при их обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5. физические лица — за государственную регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, предоставленные им взамен освобожденных жилых помещений или долей в них в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве.

Государственная пошлина не уплачивается:

1. за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

2. за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства;

3. за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;

4. за внесение изменений в ЕГРН в случае изменения законодательства Российской Федерации;

5. за внесение изменений в ЕГРН при представлении организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества уточненных данных об объекте недвижимого имущества в порядке, установленном статьей 17 Закона;

6. за государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества;

7. за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке;

8. за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи ЕГРН;

9. за выдачу закладной;

10. за государственную регистрацию права, возникшего до введения в действие Закона, на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества;

11. за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества;

13. за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;

14. за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги, переданные в доверительное управление юридическому лицу, созданному в организационно-правовой форме государственной компании, и на земельные участки, предоставленные в аренду указанному юридическому лицу, государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, предоставленных указанному юридическому лицу, а также за государственную регистрацию прекращения прав на такие автомобильные дороги и земельные участки;

15. за государственную регистрацию прекращения права при государственной регистрации за тем же правообладателем другого вида права (например, переоформление права пожизненного наследуемого владения земельным участком на право собственности в соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

16. за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним;

17. за совершение юридически значимых действий, указанных в статье 333.33 настоящего Кодекса, в случае, если такие действия совершаются в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период»;

ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОЙ ГОСПОШЛИНЫ

Основания и порядок возврата государственной пошлины установлены статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты в большем размере, чем это предусмотрено, а также в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие.

Основание для возврата излишне уплаченной государственной пошлины является заявление плательщика или его представителя, действующего на основании доверенности. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

При отказе в государственной регистрации права, уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается.

При прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

Зарегистрированный договор аренды и дополнительное соглашение: практика и нюансы

Регистрация договора аренды недвижимого имущества в органах Росреестра требуется в случае, если имущество передается в аренду сроком на год и более, что прямо вытекает из норм п. 2 ст. 651 ГК РФ. Аналогичные требования содержатся и в ст. 36 ЗК РФ в отношении арендных правоотношений с земельными участками.

При краткосрочных договорах аренды, заключенных сроком не более чем на 11 месяцев, регистрация их в Росреестре не требуется. Также есть ряд нюансов, касающихся регистрации договора:

Даже последующее продление 11-месячного договора на такой же срок по истечении ранее установленного срока не влечет обязанности сторон зарегистрировать договор. Об этом сказано в информационном письме ВАС РФ от 16.02.2001 года за №59 (п. 10).

Аналогично, по мнению ВАС РФ, не будет регистрироваться и договор, который был заключен на неопределенный срок, поскольку в этом случае в договоре отсутствует явное указание на срок, превышающий 1 год.

Тем не менее, многие участники экономической и хозяйственной деятельности все чаще заключают долгосрочные договора аренды с прохождением необходимой процедуры госрегистрации и в дальнейшем сталкиваются с вопросом – а нужно ли регистрировать дополнительное соглашение к арендному договору, прошедшему государственную регистрацию в Росреестре?

Читайте также — «Арендатор не платит и не освобождает помещение: что делать?»

Является ли государственная регистрация формой договора?

Необходимость регистрации допсоглашения к зарегистрированному договору аренды прямо вытекает из норм ст. 452 ГК РФ, гласящей, что любое достигнутое сторонами соглашение об изменении условий договора должно быть оформлено в той же форме, что и сам договор, если только законом не прописано иное.

Ряд юристов утверждает, что заключение договора с государственной регистрацией не является его формой, поскольку законом установлена письменная или нотариальная форма договора. По этой причине, полагают они, допсоглашение можно и не регистрировать.

Вместе с тем, статья 434 ГК РФ указывает, что договор заключается в любой форме, если только законом не установлена специальная форма для именно этого договора.

А ведь именно закон устанавливает требование о государственной регистрации документа! То есть формой договора можно считать его письменное заключение с государственной регистрацией, поскольку именно такая форма установлена законом для арендных правоотношений. Такая же позиция высказана и ВАС РФ в п. 9 ранее уже упомянутого обзора №59 от февраля 2001 года.

Когда нужно регистрировать дополнительное соглашение?

Если буквально трактовать положения статей 434 и 452 ГК РФ, то регистрировать его необходимо всегда и не имеет значения, какие изменения вносятся в договор достигнутым сторонами соглашением.

Чаще всего это:

  • Размеры арендной платы, порядок ее определения или ставка;
  • Сроки внесения арендной платы и порядок;
  • Добавление или исключение прав или обязанностей сторон;
  • Замена стороны в договоре, уточнение состава арендуемого имущества;
  • Иные изменения.

Для обоюдного спокойствия и гарантий исполнения договора лучше заблаговременно позаботиться о регистрации соглашения в органах Росреестра.

Но судебная практика последних лет в ряде случаев все же имеет прецеденты признания допсоглашения заключенным и без его государственной регистрации в случаях, когда такая регистрация была обязательной вследствие формы договора.

Так, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (п. 14) сказано, что если арендодатель передал арендатору имущество, последний его принял, а затем обе стороны обоюдно-добросовестно исполняли принятые на себя обязательства, в том числе и установленные незарегистрированным дополнительным соглашением, то эти обязательства не могут быть отменены любой из сторон соглашения.

Грубо говоря, если стороны добросовестно исполняли заключенное соглашение и сам договор, а спустя какое-то время одна из сторон отказалась от его исполнения, сославшись на нарушение формы заключения допсоглашения, то суд едва ли признает подобные действия разумными.

При этом всего двумя годами ранее имеется и противоположная практика, сформулированная Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 31.01.2011 N Ф03-9691/2010, согласно которому допсоглашение, не прошедшее в установленном для договора порядке регистрацию в Росреестре считается незаключенным без каких-либо оговорок.

Кто из них прав – решать высшим судам, но две диаметрально противоположные точки зрения имеют место быть.

Что же делать?

Формально, если обе стороны добросовестно исполняют зарегистрированный договор и вносят в него изменения дополнительным соглашением, оформленным без участия Росреестра – это не повлечет принудительной отмены сделки.

Но если одна из сторон решит нарушить условия дополнительного соглашения, то доказать свою правоту в судебном порядке будет весьма нелегко. Конечно, прецеденты признания допсоглашения подлежащим исполнению и без регистрации в практике есть, но они – именно прецеденты, то есть выбиваются из общего потока дел.

Если же дополнительное соглашение касается таких фундаментальных условий договора аренды как сторона, состав и характеристики имущества или же важные права и обязанности сторон (например, текущий ремонт и содержание имущества), то такое соглашение мы рекомендуем зарегистрировать в Росреестре в обязательном порядке. В случае любых разногласий признать соглашение не заключенным уже будет нельзя!

ВАЖНО: Если сторонами нарушено условие о регистрации договора, то следует немедленно принять меры к устранению нарушения формы договора. Отказ от регистрации договора аренды, когда таковая обязательна, в дальнейшем может повлечь массу неприятных моментов для каждой из сторон, особенно если при исполнении договора возникнут разногласия.

У вас остались вопросы касаемо составления или исполнения договора аренды зданий и сооружений? Мы готовы оказать вам профессиональную юридическую консультацию по любым вопросам.

Росреестр дополнительное соглашение к договору аренды

Вид услуги Стоимость (руб.) Срок исполнения Составление дополнительного соглашения к договору аренды От 3 000 1 день Регистрация дополнительного соглашения к договору аренды 9 800 7—10 раб. дней Госпошлина за регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды 1 000 для юридических лиц;350 для физических лиц. Помните, каждый случай индивидуален. За БЕСПЛАТНОЙ консультацией и первичной экспертизой документов обращайтесь к нашим юристам по телефонам +7 (926) 011-50-75, +7 (495) 642-45-97 или изложите свой вопрос, заполнив форму. Ваше имя * Телефон * E-mail Информация * В случае если после заключения договора аренды, подлежащего обязательной государственной регистрации (договор заключен на срок более года), стороны захотят изменить какие-либо его условия, они вправе заключить дополнительное соглашение. Изменения к договору аренды встречаются нередко в предпринимательской практике.

Иногда порой нужно подкорректировать уже имеющийся договор аренды, а переписывать его тоже не хочется, особенно, если изменения мизерные. Тут в помощь придется дополнительное соглашение, которое достаточно отметить ссылкой на первичный договор и прописать пункты с изменениями.

Общие моменты Участниками договора аренды имущества может являться любое гражданское лицо, компания и т.д. все зависит от предмета сделки и его прямого назначения. Дополнительное соглашение к аренде носит характер его продолжения, потому должен содержать в себе сноски на указания тех изменений, что произошли.
ВажноНужно ли заключать доп. соглашение или нет, попробуем выяснить далее. Важные понятия Договор аренды выступает в роли подтверждения о совершении сделки между его участников, в плане передачи имущества или недвижимости во временное пользование другому участнику.

Регистрация дополнительного соглашения к договору аренды

  • описание субъекта права;
  • если имеет место представление интересов третьим лицом — необходимо представить нотариально заверенную доверенность, а также паспорт;
  • выписка из

    БТИ по специальной форме №1а — при этом срок давности оформления данного документа не должен составлять более 1 года;

  • заверенная БТИ копия экспликации помещения;
  • доверенность на право заключения подобного типа договора;
  • заверенная нотариусом копия договора на аренду недвижимости;
  • изменения формы договора аренды — опять же таковые должны быть нотариально заверены.

Опять же перечень требуемых в таком случае документов различается достаточно существенно. При этом важно отметить, что оптимальное решение — получить предварительную консультацию в самом Росреестре.

Так можно будет свести вероятность возникновения ошибок к самому минимуму.

ВниманиеАП-1152/16, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2016 г. № 11АП-2021/16). Также эксперты предположили, какие гражданско-правовые риски для сторон из этого следуют.

Так, не исключено, что если в незарегистрированном дополнительном соглашении будет установлено расширение перечня объектов аренды, то в дальнейшем аренда таких объектов прекратится в случае смены собственника имущества. Иными словами, на такие ситуации не будет распространяться правило, по которому переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды (п.

1 ст. 617 ГК РФ, абз. 5 п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»).

Росреестр регистрация дополнительного соглашения к договору аренды

Кроме того, по словам экспертов, возможна ситуация, когда объекты аренды были напротив, исключены допсоглашением из договора аренды. Запись об этом в ЕГРН может затруднить собственнику продажу такого имущества или передачу его в залог и т.

д. Вместе с тем, если стороны договора не представили допсоглашение в Росреестр, на них не может быть наложен штраф за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (ч. 1 ст. 19.21 КоАП РФ). Это обусловлено тем, что обязанность зарегистрировать такое соглашение является гражданско-правовой, а законом не установлены сроки подачи такого соглашения на государственную регистрацию.
Комментарий редакции: Полезно знать Похожие статьи: Верховный суд разъяснил, как получить участок даром…

У юридического лица существуют договорные отношения с другим юридическим лицом по аренде объектов недвижимости. Договор аренды зарегистрирован в органах Росреестра.
На сегодняшний день стороны заключили дополнительное соглашение, которым внесли изменения в перечень объектов аренды по договору (кабельные линии, подстанции и т.д.).Необходима ли государственная регистрация дополнительного соглашения к зарегистрированному договору аренды в органах Росреестра? Установлена ли какая-либо ответственность за отсутствие регистрации дополнительного соглашения? В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.Согласно п. 2 ст.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх