Регулирование аудита

Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Характер и масштабы такой проверки определяет сам клиент.

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом, проводится аудиторами, работающими на предприятии, следовательно, не отвечает критериям независимости в полной мере.

Внешний аудит проводится сторонними аудиторскими организациями (юридическими лицами) или независимыми аудиторами на основе договоров (заказов) с организациями. Обязательная аудиторская проверка проводится всегда только внешними аудиторами с учетом требований Закона об аудиторской деятельности, результатом работы является составление заключения. Данный вид аудита часто называют финансовым аудитом, так как он предусматривает оценку достоверности финансовой отчетности.

Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты осуществляемых операций. В процессе этого аудита устанавливается соответствие деятельности предприятия его уставу, проверке подлежат правильность начисления оплаты труда, обоснованность начисления и уплаты налогов и т. д. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки их выполнения. Ими могут выступать законодательные требования, ГОСТы, согласованные условия (например, сроки поставок) и др.

Операционный аудит применяется для проверки процедур и методов функционирования предприятия в целях оценки эффективности хозяйствования. Его целесообразно использовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и т. п. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

Специальный аудит – это проверка конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения соблюдения определенных процедур, норм и правил (например, правильности составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.).

Первоначальный аудит характеризуется тем, что для данного клиента он проводится впервые данной командой аудиторов. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы первоначально не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, системе его внутреннего контроля и т. д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется данным аудитором или аудиторской фирмой регулярно (неоднократно). Такое сотрудничество удобно и аудиторам, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

С точки зрения исторического развития аудит подразделяют на подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит и аудит, базирующийся на риске.

Аудитор (лат. auditor – слушатель, выслушивающий) – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Аудитор может работать в составе аудиторской организации по трудовому договору, либо как индивидуальный аудитор. Индивидуальный аудитор не вправе заниматься никакой другой деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих услуг. Квалификация аудитора подтверждается его квалификационным аттестатом, который выдается без ограничения срока действия и который можно получить после сдачи квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми аудиторскими организациями. Аттестационная комиссия действует на принципах независимости, объективности, открытости, прозрачности и самофинансирования.

Перечень вопросов для квалификационного экзамена устанавливает единая аттестационная комиссия, а перечень областей знаний, из которых формируются вопросы, одобряется Советом по аудиторской деятельности.

Претенденты на звание аудитора должны иметь высшее образование, полученное в российских аккредитованных вузах, а также стаж работы, связанный с осуществлением аудиторской деятельности, либо ведением бухгалтерского и составлением бухгалтерской отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должно приходиться на работу в аудиторской организации. Кроме того, ежегодно аудитор должен повышать свою квалификацию по программам повышения квалификации, которые утверждаются саморегулируемыми организациями аудиторов, членом которых он является. Минимальная продолжительность обучения составляет 120 ч за три последовательных календарных года, но не менее 20 ч в каждый год. Квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован в случаях, определенных Законом об аудиторской деятельности. К ним относятся: использование подложных документов для получения аттестата, систематическое нарушение стандартов, подписание заведомо ложного аудиторского заключения и др.

К аудиторским организациям, осуществляющим аудит и сопутствующие услуги, законодательно предъявляются следующие требования:

  • • аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов;
  • • коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций, членом которых такая организация является;
  • • коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

Независимость аудиторских организаций и аудиторов заключается в том, что аудит не может осуществляться аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также по другим причинам, определенным законодательно.

В Законе об аудиторской деятельности определены как права, так и обязанности, а также ответственность индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.

Аудиторские организации (аудиторы) наделены достаточно широкими правами: они самостоятельно определяют формы и методы проведения аудита; проверяют всю документацию, относящуюся к финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица; проверяют наличие имущества, указанного в документации; получают необходимые разъяснения у должностных лиц проверяемого хозяйствующего субъекта.

Аудиторская организация (аудитор) имеет также право отказаться от проведения аудита в том случае, если аудируемое лицо не представляет всю необходимую документацию или в ходе аудиторской проверки обнаружились обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на мнение организации (аудитора) о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта.

К обязанностям аудиторских организаций (аудиторов) относятся следующие. Они должны проводить аудиторскую проверку в соответствии с действующим законодательством; представлять аудируемому лицу всю необходимую информацию о требованиях законодательства в части аудита, а также обо всех нормативных актах, на основании которых делаются замечания и выводы в ходе аудита; передать аудируемому лицу аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг. Аудиторские организации (аудиторы) должны обеспечивать сохранность документов, которые они получают в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица (лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг), кроме тех случаев, которые предусмотрены законодательством.

Хозяйствующие субъекты или аудируемые лица, со своей стороны, обладают как правами, так и обязанностями. Основные права аудируемого объекта таковы: получать от аудиторской организации (аудитора) необходимую информацию по законодательству и другим нормативным актам по существу аудиторской проверки; получить в срок по договору аудиторское заключение, а также другие права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Аудируемое лицо обязано: заключить с аудиторской организацией договор; создать аудиторам необходимые условия для проверки; представлять необходимую информацию; давать разъяснения и подтверждения; запрашивать сведения у третьих лиц; устранять указанные в ходе проверки недостатки; своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (аудиторов).

Согласно правилам (стандартам) аудиторской деятельности, основными этапами аудиторской проверки являются следующие: планирование аудита, включающее составление плана и программы аудиторской проверки; сбор аудиторских доказательств с использованием заключений экспертов; документирование, включая подготовку аудита и аудиторского заключения.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора и аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

На первом этапе проверки (планирование) изучается наиболее общая информация об организации: учредительные документы, вид уставной деятельности, организационно-правовая форма, наличие обособленных подразделений и т.д. Если аудиторская организация (индивидуальный аудитор) согласны на проведение аудита, то составляется письмо-обязательство, где оговариваются обязательства аудиторов и аудируемого объекта, а также условия проверки.

Законодательно определено, что аудиторские организации обязаны проводить проверку в соответствии с действующим законодательством. Они должны представлять необходимую информацию о законодательных и нормативных актах, на основании которых делаются выводы и заключения; в срок, определенный в договоре, передать аудиторское заключение, а также обеспечивать сохранность документов в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия проверяемой организации. При проведении обязательного аудита аудиторская организация должна застраховать риски ответственности за нарушение договора.

Со своей стороны аудируемая организация обязана заключить договор на проведение аудита; создать аудиторам условия для своевременной и полной проверки; предоставлять необходимую информацию и документацию; давать по запросам аудиторов разъяснения; запрашивать необходимые сведения у третьих лиц; не предпринимать действий по ограничению круга вопросов, подлежащих выяснению. Аудируемая организация должна оперативно устранять выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения учета и составления отчетности; своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций.

При составлении плана и программы аудиторской проверки важное значение для проверяемой организации имеют следующие факторы: наличие системы внутрихозяйственного контроля (внутрифирменные инструкции, организация документооборота, степень автоматизации учета, порядок, сроки и качество проведения инвентаризаций товарно-материальных и денежных ценностей, наличие приказа по учетной и налоговой политике, его элементы, квалификация бухгалтерского аппарата и т.д.) и аудиторский риск.

Поскольку основная цель аудита – выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторский риск как раз и будет заключаться в том, что бухгалтерская отчетность может содержать различного рода ошибки уже после подтверждения ее достоверности. С точки зрения наличия и организации системы внутрихозяйственного контроля аудируемого лица, аудиторский риск можно обозначить как внутрихозяйственный (до проверки системы внутрихозяйственного контроля) и риск контроля (в процессе проверки системы внутрихозяйственного контроля). Есть еще и риск необнаружения, когда объем информации и документации проверяемого субъекта недостаточен для оценки достоверности бухгалтерской отчетности. Понятно, что чем выше риски внутрихозяйственный и контроля, тем ниже риск необнаружения. Например, при определении налоговой базы по налогу на прибыль высок уровень риска контроля при отсутствии в приказе по учетной политике организации порядка формирования резервов (на предстоящие ремонтные работы, по сомнительным долгам и др.). Следовательно, риск необнаружения будет низким.

План аудиторской проверки включает в себя перечень видов работ, с указанием периода проверки и исполнителей. Программа проверки составляется для детализации плана и содержит перечень конкретных аудиторских процедур.

Так, например, в плане значится проверка учетной политики организации. При этом в программе записаны следующие аудиторские процедуры:

  • – проверка наличия приказа (распоряжения) по учетной политике;
  • – проверка соответствия приказа действующим нормативным документам, в частности, Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденному приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, а в части налоговой политики – требованиям гл. 25 НК РФ;
  • – проверка изменений и дополнений, внесенных в приказ по учетной политике;
  • – проверка методического аспекта приказа по учетной политике и т.д.

Каждый из разделов намеченной программы аудиторской проверки завершается выводами, которые и будут положены в основу отчета аудиторской фирмы или индивидуального аудитора.

На втором этапе аудиторской проверки (сбор аудиторских доказательств) аудиторы работают с информацией, содержащейся в первичных документах, бухгалтерских регистрах, отчетности, проверяют фактическое наличие имущества и его движения, отраженных в данной документации. Большое значение при сборе аудиторских доказательств имеют объяснения (письменные и устные) ответственных лиц проверяемой организации, а также третьих лиц, например, дебиторов или кредиторов проверяемой организации. Со своей стороны аудиторы обязаны хранить тайну об операциях проверяемых лиц, обеспечить сохранность сведений и документов, получаемых или составляемых в ходе проверки. Аудиторы не вправе передавать сведения или документы, а также их копии третьим лицам, или разглашать их без письменного согласия проверяемых лиц. Документы, содержащие информацию об операциях проверяемых лиц, могут быть представлены исключительно по решению суда. Если же аудиторы разглашают аудиторскую тайну, то проверяемые лица вправе потребовать от них возмещения убытков как прямых, так и косвенных.

Чем больше будет собрано аудиторских доказательств в ходе проверки первичных учетных документов, регистров, отчетности, наличия товарно-материальных и денежных ценностей, получения объяснений руководства проверяемой организации и третьих лиц, тем ниже риск необнаружения.

В ходе сбора аудиторских доказательств могут потребоваться специальные заключения, не относящиеся к аудиту, например, заключение по экспертной оценке имущества, срокам полезного использования объектов и т.д. Данные заключения представляются соответствующими экспертами письменно с согласия проверяемого лица и оплачиваются на основе договора, заключаемого либо с проверяемым лицом, либо с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором.

На третьем этапе аудиторской проверки (документирование) аудиторы готовят соответствующую документацию, начиная с корректировки плана и программы проведения проверки до подготовки аудиторского заключения.

Как уже было сказано, план и программа проведения аудита составляются на этапе планирования. В процессе проведения аудита аудиторы собирают копии документов, писем, запросов, заключений экспертов, ответы на письменные запросы третьих лиц, выводы по результатам аудита и другие документы, которые должны храниться в архиве аудиторской организации или индивидуального аудитора.

В ходе проведения аудиторской проверки проверяемому лицу представляется отчет об ее проведении, который содержит информацию о том, какие участки учета были проверены, какие сделаны замечания и выводы. Отчет представляется аудиторами до составления аудиторского заключения, поскольку внесенные проверяемым лицом исправления и учтенные замечания уже не войдут в аудиторское заключение.

Аудиторское заключение готовится по типовой форме, предусмотренной стандартом, и представляется руководству проверяемой организации в определенные договором сроки. К заключению прилагаются формы отчетности проверяемого лица, заверенные печатью аудиторской фирмы.

Аудиторское заключение содержит оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности проверяемого лица. Оно состоит из следующих основных частей:

  • 1) часть, содержащая данные об аудиторах (наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, место его нахождения), номер лицензии и срок ее действия, дата свидетельства о государственной регистрации, членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
  • 2) вводная часть;
  • 3) часть, описывающая объем аудита;
  • 4) часть, содержащая мнение аудитора, которая представляет собой заключение (сведения о достоверности отчетности);
  • 5) дата аудиторского заключения и подпись аудитора.

В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе, и что он в себя включал в этом случае. Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудита (индивидуальным аудитором) и скреплено печатью. К аудиторскому заключению прикладывается бухгалтерская (финансовая) отчетность, заверенная и скрепленная печатью аудируемого лица.

Аудиторские заключения могут быть с безоговорочно положительным мнением о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, модифицированными, мнением с оговоркой и с отрицательным мнением о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудиторское заключение с безоговорочно положительным мнением о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности содержит мнение аудиторов о том, что отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации.

Модифицированным считается аудиторское заключение, если возникли факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это также могут быть факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения.

Аудиторская организация или индивидуальный аудитор могут дать и такое заключение, в котором содержится отказ от выражения мнения о достоверности отчетности в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отрицательное мнение о достоверности отчетности может быть выражено тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для бухгалтерской (финансовой) отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если возможно, дать количественную оценку возможного влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Заведомо ложное аудиторское заключение – это заключение, составленное без проведения аудиторской проверки, или составленное по результатам аудита, но противоречащее содержанию документов, рассмотренных в ходе аудита. Аудиторское заключение признается заведомо ложным только по решению суда.

Качество проводимых аудиторских проверок контролируется как саморегулируемыми аудиторскими организациями, так и самой аудиторской организацией на основании установленных правил контроля внутреннего качества проводимых проверок. Внешний контроль качества аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых предприятий, помимо саморегулируемых организаций, проводит уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора), за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также государственных и муниципальных предприятий, осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год. Плановые внешние проверки качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности указанных выше организаций, осуществляются:

  • – саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год, начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
  • – уполномоченным федеральным органом по надзору и контролю не чаще одного раза в два года, начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации или индивидуального аудитора, нарушающие требования законодательства, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов.

К какой бы сфере не относилась деятельность вашей компании, рано или поздно потребуется аудиторская проверка . Это касается не только крупных предприятий с огромным штатом и сложной бухгалтерией, но и небольших фирм. Это важная и ответственная процедура, необходимая в первую очередь самой компании.

Понятие аудиторской проверки

Аудиторская проверка — это сбор, оценка и независимый анализ данных о ведении бухгалтерии и финансовом состоянии компании. Проведение аудиторской проверки дает владельцу бизнеса представление о том, насколько точна бухгалтерия, соответствует ли финансовая отчетность реальному положению дел и нет ли у предприятия проблем с налогами.

В каких случаях может быть назначена процедура

Аудиторская проверка может быть как обязательной, так и добровольной. Обязательную аудиторскую проверку компания должна проводить ежегодно. Она также может проводиться по решению суда. Ежегодная аудиторская проверка — это требование Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В этом нормативном акте прописаны не только условия, при которых проверка вменяется в обязанность, но и ее порядок, а также требования к лицам и организациям, которые вправе проводить аудит. Требование обязательной ежегодной аудиторской проверки относится, например, к:

  • любым АО;
  • страховым организациям;
  • компаниям, являющимся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
  • негосударственным пенсионным или иным фондам;
  • кредитным организациям;
  • клиринговым организациям;
  • обществам взаимного страхования;
  • организаторам торговли;
  • акционерным инвестиционным фондам;
  • компаниям (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), выручка которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей.

Однако заказать аудит можно и добровольно, так сказать, в профилактических целях. Нередко владельцы компаний обращаются в аудиторские компании, чтобы проверить работу собственного отдела бухгалтерии, оценить возможные финансовые риски. Эта процедура осуществляется также при изменениях в составе учредителей или смене владельца фирмы.

Аудиторскую проверку могут проводить как аудиторские компании, так и частные аудиторы. Однако для осуществления подобной деятельности любой аудитор должен сдать соответствующий экзамен и получить специальный аттестат. Если речь идет об аудиторской компании, то она обязана входить в какую-либо саморегулируемую организацию (СРО). Они контролируют добросовестность работы аудиторских компаний.

Виды аудиторских проверок

Существует определенная классификация типов аудита. В зависимости от типа проверяемого объекта, способа поверки, периодичности и т.д. условно аудит можно разделить на следующие типы:

  • банковский;
  • страховых организаций;
  • бирж, инвестиционных и внебюджетных фондов;
  • государственный.

В зависимости от направления аудит принято делить на:

  • бухгалтерский;
  • юридический;
  • налоговый и др.

В зависимости от методов проверки обычно разграничивают аудит:

  • сплошной — анализируется вся документация;
  • выборочный — анализируется определенный сегмент деятельности;
  • комбинированный — анализируется вся документация по операциям, сопряженным с неким финансовым риском, и частично — все остальное.

В зависимости от типа проверки аудит бывает:

  • камеральный — проводится в помещении исполнителя на основании предоставленной заказчиком документации;
  • фактический — проводится по месту расположения проверяемого объекта.

В зависимости от периодичности принято выделять аудит:

  • единовременный;
  • периодический.

В зависимости от характера проверки традиционно разграничивают аудит:

  • внешний — проводится независимыми аудиторами со стороны;
  • внутренний — проводится силами сотрудников компании и исключительно в интересах оптимизации ее работы.

В зависимости от обязательности проверки аудит может быть:

  • обязательный — проводится в обязательном порядке, процедура регламентируется законодательством;
  • инициативный — инициатором проверки выступает компания.

Этапы проведения аудиторской проверки

Планирование

Прежде чем начать аудиторскую проверку, нужно обсудить со специалистом ряд моментов: стратегию проведения проверки, ее методы и тип, состав команды работников, которые займутся ею (далеко не всегда хватает только одного аудитора), программу проверки и ее глубину. После заключения договора с аудиторской компанией, в котором четко прописываются сроки выполнения работы, ее объем и сумма вознаграждения, аудитор приступает к работе.

Проведение аудиторской проверки и сбор аудиторских данных

Специалист изучает учредительную документацию, а также рассматривает скорость развития компании, финансовую ситуацию на предприятии, оценивает работу бухгалтерии и кадровую политику компании, учитывая при этом отрасль, в которой работает фирма. Важная часть проверки — сбор документов, исследование финансовых отчетов и оценка выборки, а также проверка всей документации и финансовых документов на соответствие требованиям закона.

Подготовка заключения аудиторской проверки

После завершения проверки аудитор составляет аудиторское заключение. Это официальный документ, в котором отражена экспертная оценка достоверности финансовой документации предприятия, а также рекомендации по минимизированию финансовых рисков, заключение о имущественном положении предприятия и выводы о его деятельности за отчетный период.

Аудиторское заключение может быть немодифицированным или модифицированным. Немодифицированное заключение — это положительный результат проверки, не выявившей несоответствия и явных нарушений. Модифицированное заключение означает, что в документации есть недостатки. Такое заключение может содержать:

  • мнение аудитора с оговоркой;
  • отрицательное мнение;
  • отказ от выражения мнения.

Важно
Очень часто аудиторы находятся в офисе компании, проходящей проверку. Подготовьте для них удобные рабочие места, а также не забудьте открыть им доступ к бухгалтерской программе в режиме, не позволяющем вносить изменения.

Чтобы сократить время проведения аудиторской проверки, к ней следует тщательно подготовиться. Компания должна предоставить эксперту-аудитору всю организационно-распорядительную документацию, первичные документы (в частности, накладные, счета, акты выполненных работ и прочие), бухгалтерские и налоговые регистры, приходные и расходные кассовые ордеры, исправительные проводки (про этот пункт очень часто забывают, а между тем именно по этому поводу у аудитора нередко возникают вопросы). Если ваша компания уже проходила аудит, будьте готовы предоставить также все предыдущие аудиторские заключения.

Проведение аудиторской проверки требует предельной точности и сосредоточенности, высокого профессионализма, знания законодательства и особенностей бухгалтерского и налогового учета в разных сферах деятельности. Однако скорость работы аудитора зависит не только от его профессиональных качеств, но и от того, насколько хорошо компания подготовилась к проверке. Все описанные выше меры помогут вам сберечь время, а значит — и деньги.

Как заключение аудиторской проверки может сказаться на дальнейшей деятельности компании

«Работа аудитора связана с огромной ответственностью, — говорит Елена Межуева, руководитель практики «Финансовое консультирование» КСК групп. — Аудитор отвечает за истинность результатов своего заключения. На практике это означает, что если выводы и сведения, обозначенные в заключении, были неверными или заведомо ложными, из-за чего у компании-заказчика начались проблемы, она имеет полное право взыскать ущерб с аудиторской фирмы. Поэтому заказчик должен быть стопроцентно уверен в компетентности аудитора, ведь последствия неправильно или небрежно проведенной проверки могут быть очень существенными. Сегодня очень много аудиторских фирм, но я не рекомендую обращаться в первую попавшуюся или самую недорогую — вы сами понимаете, что услуги специалистов высокого класса не могут обходиться дешево. В конце концов, речь идет о репутации вашей компании.

КСК групп работает на рынке аудита уже более 20 лет и, согласно рэнкингу «Эксперт РА» за 2016 год , является одной из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний России. Потому мы можем предложить действительно высокий уровень сервиса — у нас на данный момент работает более 300 высококвалифицированных специалистов, компания оказывает весь спектр услуг: от аудита всех типов до помощи в поисках инвестиций, от создания действенных маркетинговых стратегий до разработки системы внутреннего контроля».

P.S. КСК групп — одна из крупнейших аудиторско-консалтинговых групп страны. Сфера деятельности компании охватывает все услуги, имеющее отношение к налогам, управлению, автоматизации, международному структурированию, маркетингу, правовым вопросам и HR.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов РФ и ЦБ РФ (в отношении аудита банков). Основные функции данных органов определены ст. 18 Закона об аудите, среди них:

  • издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;
  • организация системы надзора за соблюдением аудиторами (аудиторскими организациями) лицензионных требований и условий, контроль за соблюдением правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • ведение государственных реестров аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений, учебно-методических центров;
  • аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при Департаменте государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ создан Методический совет, функции которого определены ст. 19 Закона об аудите. Работу но аттестации и лицензированию проводит Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия

(ЦАЛАК). Аудиторы и аудиторские организации в целях обеспечения условий своей деятельности, защиты интересов могут создавать профессиональные аудиторские объединения. Такие объединения действуют на некоммерческой основе. Официальное признание профессиональных объединений осуществляется через их аккредитацию уполномоченным федеральным государственным органом. Порядок аккредитации и права аккредитованных профессиональных аудиторских объединений определены в ст. 20 этого же Закона.

В настоящее время действует Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, которая была создана в целях организации государственного регулирования аудиторской деятельности. Положение о Комиссии утверждено Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп. Комиссия является коллегиальным органом при Президенте РФ, организующим разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.

И. Epшoвa

Предпринимательское право…

Положение о Министерстве экономического развития.

(Постановление Правительства от 5.06.2008 №437, редакция от 14.04.2017)

Общие положения

1. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, лицензирования, оценки регулирующего воздействия, аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, безопасности процессов производства, саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), геодезии и картографии, создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, функционирования особого правового режима и функционирования свободной экономической зоны, а также в случаях, установленных Федеральным законом «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в сфере социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя, социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, районов Крайнего Севера и Арктики, осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества, территориального планирования, разработки и реализации комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов, координации отбора и реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов, а также по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности.

Министерство экономического развития Российской Федерации является регулирующим органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации.

Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим взаимодействие с Комитетом по вопросам регулирования внешней торговли, образованным в соответствии с Правилами процедуры Комиссии таможенного союза, утвержденными Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 15.

Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом в сфере функционирования зон территориального развития.

Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим взаимодействие со Всемирной торговой организацией.

Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, контроля и надзора в указанной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также по нормативно-правовому регулированию вопросов, касающихся оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обращение которого в дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации является основанием для выдачи визы иностранному гражданину, являющемуся представителем либо работником крупной иностранной компании, отнесенной к таковой по показателям финансово-экономической деятельности, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и осуществляющей инвестиции на территории Российской Федерации, или компании, участвующей в реализации проектов создания инновационного центра «Сколково» либо международного финансового центра в Российской Федерации, отвечающих критериям, установленным Правительством Российской Федерации.

Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки документов стратегического планирования и осуществляющим мониторинг и контроль за их реализацией в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Министерство экономического развития Российской Федерации в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, за исключением Дальневосточного федерального округа, принимает нормативные правовые акты и осуществляет функции, предусмотренные частями 3, 5 и 7 статьи 3, статьей 5, частями 3 и 4 статьи 6, пунктами 4 — 6 и 8 — 10 статьи 7, частью 5 статьи 8, частью 1 статьи 11, пунктом 2 части 2, частями 3, 5, 8 и 13 статьи 13, частями 5 и 7 статьи 14, частью 8 статьи 24, частью 2 статьи 28 и частью 1 статьи 29 Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

2. Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по аккредитации и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

3. Министерство экономического развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх