Религиозное чувство

Как стало известно «Ъ», в Конституционный суд (КС) направлена жалоба на ст. 148 УК РФ (оскорбление чувств верующих). Неконституционной статью требует признать защита ставропольского блогера Виктора Краснова, находящегося под судом за допущенный в интернет-споре комментарий, который сочли оскорбительным два его православных оппонента. Оскорбление чувств верующих стало уголовно наказуемым в 2013 году, на волне скандала вокруг акции группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, но за время существования этой нормы, по данным Верховного суда (ВС), был вынесен всего один приговор. Авторы жалобы и правозащитники считают норму избыточной и ограничивающей свободу слова.

Первую жалобу на ст. 148 УК РФ в КС подал адвокат ставропольского блогера Виктора Краснова Андрей Сабинин. В документе, который имеется в распоряжении «Ъ», говорится, что подзащитного господина Сабинина обвиняют в оскорблении чувств верующих на основании его комментария в одной из социальных сетей. В 2014 году господин Краснов вступил в спор о религии с двумя пользователями сети. Аргументируя свою позицию, блогер назвал Библию «сборником еврейских сказок», а также добавил: «Боха нет!» В ответ интернет-оппоненты написали на господина Краснова заявление в правоохранительные органы. В феврале этого года в Ставрополе началось рассмотрение его уголовного дела, возбужденного по 148-й статье.

В своем обращении в КС адвокат Сабинин пишет, что считает высказывания своего подзащитного в первую очередь полемикой. «Стиль и тон высказываний соответствовал стилю и тону оппонентов моего подзащитного. Иными словами, он отвечал им на их жесткую критику в свой адрес в том же стиле»,— говорится в жалобе. Действующая редакция 148-й статьи, считает адвокат, нарушает гарантированное Конституцией РФ право на свободу слова, поскольку понятие «оскорбление» в ней никак не раскрывается. «Например, для некоторых верующих само по себе отрицание религии и Бога уже является оскорбительным»,— отмечает господин Сабинин. В его жалобе приводится ссылка на постановление N11 пленума ВС от 28 июня 2011 года «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». В нем говорится, что критика политических или религиозных организаций сама по себе не может рассматриваться как действие, «направленное на возбуждение ненависти или вражды». На основании вышеизложенного господин Сабинин требует признать статью об оскорблении чувств верующих не соответствующей Конституции.

Криминализацией оскорбления чувств верующих законодатели озаботились в 2012 году, когда случился скандал с акцией группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Тогда «панк-молебен» активисток, впоследствии приговоренных к двум годам колонии, был квалифицирован как хулиганство, хотя с этим не согласились многие известные юристы. Например, адвокат Генри Резник говорил, что танцы на амвоне не создают состава для ст. 213 УК РФ (хулиганство). «Всем была очевидна натяжка с квалификацией по этой статье»,— вспоминает член Совета при президенте по правам человека (СПЧ) Павел Чиков. Однако около 20 депутатов Госдумы из всех парламентских фракций разработали законопроект о криминализации оскорбления чувств верующих. «СПЧ пытался предложить более мягкий вариант, но в итоге все равно была принята крайне общая формулировка. Неясно, как разграничивать унижение достоинства верующих, одновременно подпадающее под 148-ю статью и под 282-ю»,— говорит господин Чиков.

Нет единого подхода к 148-й статье и у правоприменителей. За время ее существования, по данным судебного департамента ВС, единственный приговор по ней был вынесен в 2014 году. Как отмечает в докладе «Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в 2015 году» аналитический центр «Сова», уголовные дела по 148-й статье возбуждаются нечасто. Помимо дела ставропольского блогера Краснова известно о передаче в суд дела екатеринбуржца Антона Симакова, который зовет себя «магистром магии вуду». Господин Симаков провел и снял на камеру ритуал вуду, призванный, по его словам, «повлиять на власти Украины», однако следствие расценило это как оскорбление христиан.

Один из соавторов закона об оскорблении чувств верующих, глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) не спорит, что с правоприменительной практикой пока сложно. «Ее толком нет. Но мне кажется, что в первую очередь эта статья сдерживающая. Есть же бытовое понятие оскорбления чувств, а есть юридическая терминология, которые нужно разделять»,— убежден парламентарий. В качестве примера он приводит карикатуры французского журнала Charlie Hebdo на пророка Мухаммеда, которые, по его мнению, и спровоцировали террористические атаки в Париже в январе и ноябре 2015 года. «Оскорбление с юридической точки зрения — это не размышление, не рассуждение, а брань, неприличная форма высказывания, причем подразумевающая публичность»,— считает соавтор закона. «Меня, например, как верующего, оскорбляет, когда пьяный священник попадает в ДТП с человеческими жертвами, но эти мои чувства лежат вне юридической плоскости»,— добавил господин Нилов.

Теперь авторам жалобы в КС предстоит дождаться, будет ли она зарегистрирована и принята к рассмотрению.

Григорий Туманов

В религиозной сфере чувства играют особенную роль. Христианские богословы, начиная с «отца церкви» Августина (IV-V вв.), подчеркивали значение религиозных чувств и настроений. Многие богословы утверждают, что всякому человеку присуще некое врожденное религиозное чувство, особое стремление, тяготение к Богу и что это религиозное чувство отличается от всех других эмоциональных процессов, которые испытывает человек, своей уникальностью. Богословы и философы-идеалисты подчеркивают при этом, что религиозное чувство по существу своему непостижимо для разума. Источник религиозного чувства они видят в Боге.

Специфика религиозных чувств с точки зрения психологии

Есть и другое мнение — нет никакого врожденного религиозного чувства, принципиально отличного от обычных человеческих эмоций. Эмоциональные состояния верующих людей с точки зрения их физиологической основы и основного психологического содержания ничего уникального в себе не содержат. С религиозными верованиями связываются самые обычные человеческие чувства и страх, и любовь, и ненависть, и гнев, и восхищение и т. п.

Тем не менее, опираясь на религиозные представления, эмоции верующих приобретают свою специфику.

Своеобразие психологии верующих людей следует искать не в области их нервно-физиологических механизмов. Физиология высшей нервной деятельности бессильна вскрыть особенности религиозного сознания, но ответы на некоторые вопросы можно найти в рамках социальной психологии. Главная особенность религиозных чувств, состоит в том, что они направлены на сверхъестественный объект. Это определяет специфическую социальную направленность религиозных эмоций, их роль в жизни общества и отдельного человека. Объектом религиозных чувств верующих являются Бог, духи, нечистая сила и тому подобные образы. Если принять верным утверждение, что объект религиозных чувств реально не существует, то все чувства, испытываемые верующим, направлены в пустоту, представляют собой бесплодную растрату энергии, душевных и физических сил.

В случаях, когда религиозные чувства, казалось бы, направлены на реально существующий объект, например на какого-либо человека (святой, праведник) или на материальный предмет (чудотворная икона, святой источник и т.п.), они в действительности всегда связаны не с самим объектом, как таковым, а лишь с приписываемыми ему сверхъестественными свойствами — способностью творить чудеса, исцелять больного и т.п.

Есть мнение, что религия направляет эмоции человека в сторону вымысла, которому приписывается реальность. Именно это и ведет к деформации обычных человеческих чувств.

Взгляд на религиозные чувства с точки зрения верующих

Сами верующие считают, что религиозные эмоции приносят им определенное облегчение, «забвение тягот жизни», помогают преодолевать жизненные трудности и невзгоды. Cубъективно, психологически религиозные чувства выступают как средство преодоления конфликтов в сознании человека, они создают известную психологическую устойчивость к внешним травмам, дают в ряде случаев особую эмоциональную разрядку накопившимся отрицательным впечатлениям. Но подобное преодоление жизненных конфликтов и трудностей имеет особеннось — религиозные эмоции не способствуют изменению реальных условий жизни людей, а лишь временно выключают человека из окружающего мира. Религиозные чувства уводят человека от действительности и тем самым мешают ее преобразованию, затушевывают социальные антагонизмы и противоречия.

Религиозные чувства и социально-психологические механизмы

Быстрое распространение религиозных чувств и настроений во многом связано с действием социально-психологических механизмов подражания и внушения. Механизмы психологического внушения и подражания умело использовались и используются в целях усиления религиозных эмоций. Особую роль играют указанные механизмы в коллективных молениях, где религиозные чувства искусственно возбуждаются с помощью некоторых специальных средств психологического воздействия (в ходе молитвы практикуется, например, длительное коллективное повторение отдельных слов, ритмичные телодвижения и т. д.). В результате подобных исступленных молений человек иногда доходит до экстаза, он перестает воспринимать окружающее, выкрикивает бессмысленные слова. Пятидесятники именно такое состояние человека и считают его высшим духовным озарением, нисхождением на него святого духа.

Чувства верующих разных вероисповеданий, разных исторических эпох существенно отличаются друг от друга. Тем не менее, если иметь в виду современные монотеистические религии, и в частности современное христианство, то можно выделить несколько эмоций, которые играют главенствующую роль в переживаниях типичного верующего.

Религиозный страх

Страх можно испытывать по самым различным поводам. Если человек испытывает страх в связи с реальной опасностью, которая ему угрожает, то этот страх в какой-то мере оправдан, он играет роль сигнализатора, мобилизует человека. При этом обычно вступают в действие другие чувства, которые должны как-то нейтрализовать чувство страха, вытесняя его.

Религиозный страх — страх перед Всевышним, перед загробной жизнью, страх перед муками в аду и т.д., то есть страх перед тем, существование чего нельзя не подтвердить, не опровергнуть.

Скорбь

«Есть два рода скорбей», — говорит Ефрем Сирин: «Скорбь по Богу и скорбь мирская; скорбь мирская тяжела, и не обещает вознаграждения; а скорбь по Богу с собою приносит утешение и, еще паче укрепляет в обетовании жизни вечной. Подвергаясь первой, поспешай превратить ее во вторую».

С точки зрения христианина: cкорбь ради Бога лучше великого дела, совершаемого без скорби.

Любовь как религиозное чувство

В молитвенных домах баптистов можно видеть надпись, которая гласит: «Бог — есть любовь». Распространена идея о том, что только христианство дает любовь, что только в сфере христианской религии можно обрести подлинную любовь человека к человеку.

Главный объект любви верующего — это Бог. В Евангелии от Матфея подчеркнуто: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь».

Любовь разделяется на два вида: любовь к Богу и любовь к человеку, к ближнему, к брату своему.

В силу этого любить ближнего религиозный человек может лишь в той мере, в какой эта любовь не противоречит любви к Богу.

Возможно поэтому в христианстве любовь может сочетаться с враждой к людям другой веры или неверующим.

Во всех храмах Русской православной церкви в ночь на воскресенье проходят праздничные пасхальные богослужения. В храме Христа Спасителя в Москве собрались около пяти тысяч верующих. Ночное богослужение возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В своем пасхальном послании предстоятель РПЦ призвал верующих разделить радость праздника Воскресения с нуждающимися и творить дела милосердия и правды.

На торжественное пасхальное богослужение прибыли, как и ожидалось, президент России Владимир Путин, а также глава правительства Дмитрий Медведев с супругой и мэр Москвы Сергей Собянин.

Чуть ранее в главный кафедральный собор РПЦ доставили Благодатный огонь из храма Гроба Господня, который прибыл в специальных лампадах спецрейсом из Иерусалима, напоминает НТВ.Ru.

Верующие начали приходить в храм Христа Спасителя примерно за час до начала богослужения. А перед службой, как отмечает ИТАР-ТАСС, читались Деяния святых апостолов.

Поскольку Воскресение Христово (в этот день Церковь вспоминает победу Христа над грехом и смертью) — самый главный праздник христиан, его отмечают всегда очень торжественно. Этой ночью храм Христа Спасителя убран цветами, преобладают красные тона. В центре собора — праздничная икона, которая украшена белыми и красными цветами. Все светильники и свечи зажжены. В полночь вокруг собора прошел Крестный ход, придавший особую торжественность праздничному богослужению.

Принят Государственной Думой 11 июня 2013 года

Одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 года

Статья 1

«Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий

1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи,
совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

З. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот
восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.».

Статья 2

2) статью 5.26 изложить в следующей редакции:

«Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.».
Статья 3
В абзаце втором пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 96-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2323) слова «статьей 14.12» заменить словами «статьями 5.26, 14.12», слова «предусмотренных частью 2 статьи 6.21» заменить словами «предусмотренных статьей 5.26, частью 2 статьи 6.21».
Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2013 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх