Реорганизация в форме выделения

Содержание

Реорганизация в форме выделения: цели, налоги и претензии кредиторов

Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH

Реорганизация в форме выделения — уникальный инструмент. Его «соль» кроется в особенностях правопреемства.

Во-первых, по общему правилу, выделенное юридическое лицо не является правопреемником реорганизуемого по налоговым обязательствам.

Во-вторых, не возникает универсального правопреемства по гражданским требованиям, то есть переход всех прав и всех обязанностей от старой компании к новой не происходит. Решение, что передать, а что оставить принимают участники реорганизуемого юридического лица.

Обе особенности позволяют использовать «выделение» для обособления активов бизнеса, посредством передачи новому субъекту. Важно, что такое обособление не влечёт возникновения налоговых последствий ни у передающей, ни у принимающей стороны.

Кроме того, выделение позволяет разделить профильные и вспомогательные направления в бизнесе по разным юридическим лицам. Это защищает в будущем самостоятельные бизнес-направления от рисков друг друга.

В результате реорганизации создается новое юридическое лицо, которое может применять любую систему налогообложения, в том числе УСН. Таким образом, появляется возможность уплачивать налог с доходов по пониженной ставке.

Полагаем, никого не удивит, что наличие таких приятных бонусов вызывает пристальный интерес контролирующих органов к процедурам выделения.

Восстановление НДС и разумная хозяйственная цель

Основные претензии налоговых органов, преследующие выделение, — это восстановление НДС. Возникают они, как правило, в случае «изъятия» недвижимого имущества у реорганизуемой компании после предоставления ей вычетов по производственным затратам на строительство и последующей передачи такой недвижимости правопреемнику, применяющему УСН. Напомним, Налоговый кодекс в п. 8 ст. 162.1, подп. 2 п. 3 ст. 170 прямо указывает на отсутствие необходимости восстанавливать НДС в такой ситуации.

С данной нормой, в целом, никто не спорит, к самой реорганизации претензий нет. Вопросы возникают по поводу передачи имущества на спец. режим. Налоговые органы видят в таких действиях схему, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованно полученных вычетов по НДС.

Суть претензий заключается в том, что вычет прежний владелец получил, а объект в НДС-ной деятельности использовать не стал, а значит с реализации налог не заплатит1. Итого — бюджет в убытке. Неудивительно, что налогоплательщикам доначисляют налоги.

Результат оспаривания решения ИФНС в приведённой ситуации во многом зависит от наличия разумной хозяйственной (деловой) цели2 в действиях налогоплательщика. Если таковая отсутствует, велика вероятность победы инспекции в споре.

Судебная практика3 даёт следующий, мягко говоря, «сухой», комментарий по поводу деловой цели реорганизации: «целью реорганизации является оптимизация предпринимательской деятельности юридического лица». Очевидно, что данный тезис требует расшифровки. Рассмотрим пример из судебной практики4.

Дано: общество строит торгово-развлекательный центр, заявляя при этом вычеты по НДС. По окончанию строительства общество объявляет реорганизацию в форме выделения двух юридических лиц. К правопреемникам, в том числе, переходят права собственности на построенный ТРЦ. При этом, один из правопреемников через 2 месяца переходит на УСН. Здание ТРЦ в дальнейшем сдаётся в аренду третьим лицам без НДС.

Вывод налогового органа: согласованность действий по последовательной реорганизации юридических лиц в целях уклонения от обязанности по восстановлению НДС в связи с переходом на УСН.

Налогоплательщик вывод опроверг, указав, что реорганизация была направлена на разделение деятельности по направлениям: аренда и эксплуатация и содержание сетей5. Важно, что разделение было необходимо, в первую очередь, ввиду того, что деятельность на рынке энергетики подлежит регулированию, а согласование тарифов на передачу энергии требует раздельного учёта затрат по указанному виду деятельности в обществе, что при наличии в том числе учёта по операциям, связанным со строительством торгово-развлекательного центра — было практически невозможно.

Примечательно, что такой довод устроил суды трёх инстанций, в связи с чем налогоплательщику удалось избежать доначисления в размере порядка 24 миллионов рублей, а также уплаты штрафа.

Ошибки реорганизации

Если декларируемая деловая цель едва уловима, то претензии налоговых органов могут получить поддержку в суде. Снова проиллюстрируем на примере6.

Дано: две компании ООО «Хранитель активов» на ОСН и ООО «Операционная компания» на УСН. Первая владеет имуществом — рестораном. Вторая это имущество арендует и использует по назначению. Важно, что само помещение приобретено совсем недавно и в налоговом периоде, предшествовавшем описанным далее событиям, получено возмещение НДС из бюджета.

У собственников бизнеса возник нехитрый план: перевести активы на УСН, избежав восстановления НДС. Для этого собственник принял решение о реорганизации в форме выделения.
Далее события развивались следующим образом:
(1) Выделение ООО «Промежуток» с передачей ему недвижимости. Напомним, что решение о выделении было принято в следующем квартале после подтверждения вычета по НДС и получение возмещения из бюджета;

(2) После регистрации ООО «Промежуток» применяет ОСН, а вот с 1 января следующего года переходит на УСН. Одновременно такое же заявление подает исходная компания — «Хранитель», которая избавилась от ценного имущества;

(3) Спустя несколько месяцев начинается процедура присоединения ООО «Промежуток» к «Операционной компании» (ресторану).

Налоговому органу такие действия не понравились. По его мнению, ООО «Промежуток» должен был восстановить НДС. А поскольку к моменту предъявления требования присоединение было завершено, под удар попала Операционная компания.

Рассмотрим ошибки налогоплательщика, которые привели к описанному результату:

Во-первых, реорганизацию объявили сразу после получения вычета по НДС. При этом собственник имущества самостоятельную деятельность не вёл, а значит НДС с реализации в бюджет не уплачивал. Вывод — имущество приобреталось для получения вычета. Очевидно, что допустить такое налоговый орган просто не мог.

Во-вторых, при выделении не был соблюдён баланс распределения прав и обязанностей с правопреемником. В данном случае по разделительному балансу новое Общество получило ресторанный комплекс, а вот какие-либо обязательства к нему не перешли.

В-третьих, деловая цель реорганизации. В данном деле налогоплательщик пытался доказать, что все предпринятые им действия были направлены исключительно на сокращение расходов операционной компании по уплате аренды. В обоснование заявленной деловой цели даже представили аудиторское заключение.

Однако, такая цель на фоне взаимозависимости реорганизуемых субъектов и иных ошибок налогоплательщика суды не устроила.

В-четвёртых, несмотря на то, что дело связано с реорганизацией, претензии налогового органа основаны на следующем шаге — переходе на УСН.

Суды прямо указали, что сама по себе реорганизация не вызывает необходимости восстановить НДС. Однако, цель выделения в данном случае — уклонение от обязанности восстановить НДС в связи с последующим переходом налогоплательщика на спец. режим. Иными словами, налогоплательщик предварительно провёл реорганизацию, чтобы вывести имущество и создать формальную возможность не восстанавливать принятый к вычету налог.

Выводы из дела очевидны. Во избежание неблагоприятных налоговых последствий:

  • нельзя проводить реорганизацию с передачей основных средств сразу же после получения вычетов. Выждите существенный срок. Спустя несколько лет после приобретения имущества, у налогового органа не будет оснований ссылаться на отсутствие намерения вести облагаемую НДС деятельность;

  • нельзя проводить реорганизацию без понятной деловой цели. Не стоит воспринимать выделение как способ возместить НДС и не платить его с деятельности в будущем. Реорганизация в первую очередь служит инструментом оптимизации бизнеса;

  • нельзя переводить реорганизованную компанию на упрощённую систему налогообложения. Несмотря на то, что она уже не владеет имуществом, налоговый орган попросит восстановить НДС;

  • нужно планировать заранее. Не провоцируйте налоговый орган последующим переходом новой компании на УСН. Выделенное юр. лицо должно применять спец. режим с момента создания.

«Добрый» совет

Анализ сложившейся судебной практики позволяет вывести ряд дополнительных правил. Безусловно, решение следовать им или нет — выбор самостоятельный, но мы рекомендуем прислушаться.

Не совершайте резких телодвижений после окончания выделения

Результат реорганизации в форме выделения должен быть самодостаточным и конечным. Если это один из «подготовительных этапов» к чему-то, то деловую цель выделения обосновать не получится.

Например, продажа имущества правоопреемником на УСН сразу после реорганизации7 поставит справедливый вопрос, что единственной целью выделения была уплата налога при продаже по пониженным ставкам. Намерения вести самостоятельную деятельность не было.

К аналогичному выводу придут налоговая и суд в случае проведения повторной реорганизации после покупки очередного объекта и принятия НДС к вычету. То есть нельзя проводить выделение регулярно.

Правопреемник должен вести самостоятельную деятельность

При этом передача имущества в аренду от выделенной (новой) организации в компанию, из которой она и была выделена — не поможет. Важны другие контрагенты, денежные потоки и наличие сотрудников. Соответственно, если у компании один арендатор и один сотрудник, а арендная плата не выплачивается регулярно, доказать, что всё это дело — реальный бизнес не получится8.

Экономическая эффективность реорганизации

Позицию налогоплательщика усилит достижение экономического эффекта от проведенной реорганизации. Например, повышение рентабельности после обособления самостоятельного бизнес-направления. И, напротив, явное ухудшение «экономики» сыграет не в пользу налогоплательщика9:

  • после передачи правопреемнику основных средств налогоплательщик берет их в аренду. При этом сумма арендной платы многократно превышает амортизационные отчисления;

  • все расходы по содержанию имущества при этом несет по-прежнему налогоплательщик как арендатор;

  • денежные средства в виде завышенной арендной платы, перечисленные арендодателю, затем вновь перечисляются налогоплательщику (арендатору) или иным взаимозависимым компаниям в виде займов.

В данном деле суд решил, что единственной целью выделения было завышение расходов прежнего собственника в виде арендных платежей. Фактические бизнес-процессы при этом не изменились, компания продолжала пользоваться «своим» имуществом.

Солидарная ответственность «новой» компании

Общее правило устанавливает, что выделенное юридическое лицо не отвечает по обязательствам (в том числе налоговым) компании-предшественника. Однако при выполнении определённых условий между новой и старой организациями возникает солидарная ответственность10.

В части налоговых обязательств это: отсутствие возможности заплатить налоги и направленность реорганизации на уклонение от уплаты налогов. В части гражданско-правовой ответственности: передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству либо активы и обязательства распределены несправедливо.

Важно, что для привлечения лица в качестве солидарного должника необходимо обратиться в суд, а значит налоговый орган или иной кредитор должен доказать наличие обозначенных условий.

Налоговые обязательства

Отсутствие возможности заплатить налоги доказывается достаточно просто. В ходе мероприятий по взысканию налоговой задолженности с основного должника, инспекция выявляет «0» на расчётном счёте. После этого выносит постановление о взыскании задолженности за счёт имущества, которое отправляется к судебным приставам — исполнителям. Последние, в свою очередь, устанавливают факт отсутствия у должника имущества, в связи с чем исполнительное производство оканчивается.

Следующая задача — доказать, что реорганизация была направлена на уклонение от уплаты налогов. Для этого инспекция, в частности, может ссылаться на факты выполнения налогоплательщиком действий, направленных на сокрытие денежных средств, за счёт которых можно было погасить долг перед бюджетом. Например, если налогоплательщик, при наличии картотеки на банковском счёте, просит клиентов платить напрямую его контрагентам11 или в ходе реорганизации все ликвидные активы были переданы правопреемнику.

Важно, что правопреемник может быть привлечен только к оплате налоговых долгов за три года, предшествовавших выделению. Через три года после окончания выделения можно спать спокойно.

Требования прочих кредиторов

Привлечение выделенной компаний к солидарной ответственности по гражданским делам зависит от наличия одного из двух вышеназванных условий. При этом на практике решение вопроса имеет массу особенностей. Вот некоторые выводы из судебной практики:

(1) В части недобросовестного распределения

  • для определения добросовестности распределения активов суды назначают экспертизу, в ходе которой должна быть дана оценка не только формальному разделению активов и пассивов, исходя из данных бухгалтерского баланса и передаточного акта. Данных документов недостаточно. Эксперты должны дать оценку финансовому состоянию юр. лиц, участвовавших в реорганизации, в том числе и на основании оборотно-сальдовых ведомостей, регистров бухгалтерского учёта, договоров с контрагентами и прочих документов12;

  • суд исследует, что за активы передавались в ходе реорганизации. Важно, что наличие формальной возможности удовлетворить требования кредиторов не освобождает от привлечения к солидарной ответственности13. Иными словами, передать на новую компанию все реально ценные активы и оставить на реорганизуемом юр. лице неликвидный балласт — не получится. Вернее, сделать так, конечно же, можно, но сохранить актив это не поможет;

  • если реорганизованное юр. лицо продолжает деятельность, исполняет (хотя бы частично) свои обязательства перед кредиторами, а передаточный акт распределил активы и обязательства добросовестно и справедливо, суд отказывает в удовлетворении требований о привлечении правопреемника к солидарной ответственности14.

Важно подходить к данной особенности разумно, то есть исполнение обязательства должно быть адекватным. Очевидно, что перечисление кредитору 100 рублей раз в месяц картину не изменит.

(2) С невозможностью определения правопреемника по передаточному акту, в целом, всё понятно: если обязательство в акте не фигурирует — отвечают оба. Однако, нюансы есть и в этой части.

Во-первых, к подготовке передаточного акта необходимо подойти скрупулёзно. Так, например, желательно поименовать контрагентов и сделать отсылку на конкретные обязательства, в том числе указать реквизиты договоров и сальдо на период составления акта.

На практике часто встречаются обобщения, например: «…то, что не указано в акте остаётся за реорганизуемым юридическим лицом…». В целом, такое указание допустимо, хотя бы потому что в соответствии с частью 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен устанавливать порядок определения правопреемства на случай возникновения, изменения или прекращения обязательств реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты утверждения передаточного акта.

Во-вторых, особняком стоят ситуации, касающиеся обязательств, возникших после реорганизации. В этом случае необходимо проанализировать сущность отношений должника и кредитора.

Так, исполнение обязательств, возникших после реорганизации, но вытекающих из отношений, сложившихся до её начала, могут быть возложены на выделенную (новую) компанию, в случае несправедливого распределения активов и пассивов. Пример такой ситуации — взыскание неустойки по кредитному договору15.

С другой стороны, после окончания процедуры выделения и подписания передаточного акта реорганизуемая компания продолжает свою деятельность, в ходе которой самостоятельно принимает решения и вступает в новые отношения с третьими лицами. Соответственно, выделенная компания не может быть правопреемником по обязательствам, возникшим после реорганизации16.

В завершение дадим главный совет — не злоупотребляйте. Он касается как применения инструмента в целом, так и использования его отдельных особенностей. Реорганизацию в форме выделения придумали не для оптимизации налогов, и уж тем более это не способ «простить всем, кому должен». В первую очередь — это возможность оптимизировать бизнес, решить предпринимательские задачи.

Повторим типичные ошибки реорганизации, которые позволят налоговому органу или иному кредитору усомниться в искренности намерений:

  • у реорганизуемых компаний отсутствует понятная деловая цель, они сдают все имущество в аренду «обратно»;

  • имущество передаётся сразу же после получения вычета по НДС;

  • реорганизуемая компания переходит на специальный налоговый режим после выделения;

  • новая компания создаётся на общем режиме и переходит на специальный в последствии;

  • правопреемник на УСН продаёт имущество сразу же после реорганизации;

  • резкое увеличение расходов старой компании на аренду имущества у своего же правопреемника;

  • иные факты, в основе которых отсутствует прозрачная экономическая логика, кроме желания снизить налоги.

1. См. письмо Минфин РФ от 30 июля 2010 г. № 03-07-11/323, а также письмо ФНС России от 14 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4270@

2. То есть основной целью операции не должна являться экономия на налогах.

3. См. постановление Президиума ВАС РФ № 16246/12 от 28 мая 2013 года.

4. См., например, дело № А10-3798/2016.

5. Один из правопреемников получил активы, обеспечивающие передачу (транзит) электроэнергии.

6. См. дело № А32-2471/2015. Схожие выводы были сделаны в рамках дела № А27-15970/2016

7. См. дело № А47-10141/2015

8. См. дело № А02-553/2017

9. См.дело № А05-9428/2016

10. Солидарная ответственность — это обязанность нескольких должников удовлетворить требование кредитора. При этом кредитор вправе требовать полного удовлетворения как от всех должников, так и от кого-то одного.

Понятия разделения и выделения

Разделением называют такую процедуру, при которой исходная компания прекращает свое существование, а на ее месте образуется несколько новых юридических лиц. Они делят между собой имущество, активы и обязанности исходного юридического лица.

Выделение – это структурное преобразование, при котором исходная компания продолжает свою работу, но от нее отделяется другая фирма. Она получает часть полномочий первоначального юридического лица. Само это лицо продолжает работу, не ликвидируясь.

Выделением не является образование дочернего предприятия, если оно не обладает правом самостоятельного управления. Это важный момент. Дочерняя компания наделяется имуществом, но процесс с точки зрения закона не признается реорганизацией.

Реорганизация не будет юридически признана, если решение было принято в отсутствие кворума участников. Кворум – минимально необходимое для принятия решения число учредителей общества. Оно различается для ООО и для АО. Если кворума не было, то суд признает такое решение ничтожным, то есть не имеющим юридической силы.

Сходства и различия этих двух преобразований

Различий между этими двумя формами реорганизации много, и нужно выделить важные области, в которых они лежат:

  • Процедурные;

  • Гражданско-правовые;

  • Налоговые.

Процедурные сходства:

  1. При обеих формах реорганизации происходит образование новых юридических лиц;

  2. Права и обязанности в обоих случаях не ликвидируются, а просто перераспределяются. Если исходное юридическое лицо имеет задолженности перед кредиторами, ни один из способов не позволяет избавиться от этого.

Процедурные различия:

  1. Выделение предполагает, что новой компании передается часть активов существующей. Разделение означает, что новым предприятиям передаются все активы. То есть в первом случае можно говорить о частичном правопреемстве, а во втором – о полном;

  2. Выделение означает, что исходная компания продолжает работу, а разделение – что она ликвидируется;

  3. Выделение позволяет исходной компании сохранить все лицензии и разрешения на ведение деятельности. Разделение ведет к тому, что все это полностью утрачивается.

Налоговые и гражданско-правовые аспекты

Гражданско-правовые аспекты:

  1. Различием является то, что при разделении исходная компания перестает существовать, а при выделении она остается;

  2. Сходство в том, что в любом случае все обязанности перед кредиторами нужно исполнить. Всегда есть правопреемник.

Налоговые сходства:

  1. Обе рассматриваемые формы обычно применяются для оптимизации налогообложения;

  2. Это виды реорганизации, которые мало подходят для альтернативной ликвидации;

  3. Исполнение налогов после реорганизации является обязательным. Если оно не было выполнено, то эта обязанность в обоих случаях переходит к правопреемникам. Даже несмотря на то, что правопреемника по уплате налоговых сборов при выделении нет, если исходная компания не справляется, обычно суд возлагает эту обязанность на отделившиеся юридические лица (это так называемая солидарная ответственность).

Порядок совершения реорганизации в форме выделения

Процедура реорганизации путем выделения предполагает несколько этапов:

  1. Принятие решения и уведомление ФНС. Для этого необходимо собрать совет учредителей, на котором должно присутствовать достаточное количество участников для принятия легитимного решения. Голосование оформляется, ведется протокол собрания. Для ООО голосуют учредители, для АО решение принимает совет директоров, а голосуют акционеры. После того, как решение принято, нужно собрать пакет документов и отнести его в налоговую службу. ФНС принимает бумаги, выдает расписку и вносит изменения в ЕГРЮЛ о том, что компания находится в состоянии реорганизации.

  2. Инвентаризация и оповещение кредиторов. Согласно закону, компания должна в течение 5 дней с регистрации изменений в реестре оповестить всех кредиторов. Для этого нужно опубликовать сообщение в государственных СМИ. Через месяц следует поместить сообщение повторно. Так, к следующему этапу нельзя приступить ранее, чем через 2 месяца. В это время проводится инвентаризация имущества. Процесс регулируется соответствующими законодательными нормами.

  3. Разделительный баланс. Это документ, который определяет количество имущества исходной компании, которое будет передано новому предприятию. Следует руководствоваться уставом, выбирая имущество, передаваемое новой фирме. Нет законодательно закреплённой формы для разделительного баланса, но есть перечень требований к информации, которая обязательно должна быть в него включена.

  4. Заключительная и переходная отчетность. Переходная отчетность включает в себя результаты инвентаризации и разделительный баланс. Она передается в ФНС. Налоговики должны утвердить документы, после чего происходит регистрация новых компаний и передача им имущества. После этого подается заключительная отчетность. Для исходного юридического лица все закончено.

  5. Вступительная отчетность. Регистрируется новая компания. Для нее бухгалтерия оформляет все новые виды отчетности, чтобы предприятие могло вести свою деятельность.

Процедура реорганизации путем разделения

Порядок совершения реорганизации в форме разделения довольно сильно похож на присоединение.

  1. Подготовка и проведение собрания. Обычно уставы новых компаний и общая последовательность проведения процедуры продумываются заранее. Организуется собрание участников АО или учредителей ООО, о котором нужно уведомить хотя бы за месяц до его проведения. На собрании оформляется протокол и проводится голосование.

  2. Уведомление налоговых органов. Уполномоченные лица должны подготовить пакет документов и передать их в ФНС. Это нужно сделать не позднее, чем через 3 дня после принятия решения на собрании.

  3. Теперь следует уведомить кредиторов, опубликовав в СМИ два сообщения с интервалом в 1 месяц. В это же время проводится инвентаризация. Формируется разделительный баланс.

  4. Подача промежуточного баланса в ФНС. В нем следует описать финансовое и имущественное состояние компании, приложить решение по требованиям кредиторов, если они есть, и разделительный баланс. Налоговая утверждает баланс в течение 5 рабочих дней.

  5. Регистрация новых юридических лиц, формирование входящей отчетности для них. Внесение в реестр записи о том, что предыдущее юридическое лицо ликвидировано

3.2 Разделение и выделение юридических лиц

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Другими словами, при разделении реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование и передает все свои активы и пассивы новым юридическим лицам, возникшим по решению учредителей (участников) и на основе материальной базы старого предприятия. Разделительный баланс реорганизуемого предприятия является важным документом, на основании которого определяется перечень имущества и обязательств, переходящих к вновь образованным предприятиям. По мнению Т.П. Шишмаревой, в соответствии с частями передаваемого имущества осуществляется переход прав и обязанностей.72

Так муниципальное унитарное предприятие «Самараводоканал», г. Самара, истец по делу, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Открытому акционерному обществу «Самарский подшипниковый завод», г. Самара, первый ответчик по делу, и Открытому акционерному обществу «Безымянное жилье», г. Самара, второй ответчик по делу, о взыскании 548 875 руб. 02 коп. задолженности по оплате за услуги водоснабжения и канализации за период июня — декабрь 1999 г. по 1 группе потребителей и за сентябрь — декабрь 1999 г. по 3 группе потребителей.

Как видно из материалов дела, истец предъявил исковые требования одновременно к двум ответчикам.

Сумма основного долга сторонами не оспаривается и признана вторым ответчиком.

В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Согласно пункту 3.2 Устава второго ответчика, зарегистрированного Постановлением Администрации Советского района г. Самары № 397 от 22.03.1999 года, он является правопреемником первого ответчика в части разделительного баланса.

В соответствии с расшифровкой к разделительному балансу второму ответчику первым ответчиком переданы кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.1999 г., включая истца.

Общая сумма переданной кредиторской задолженности соответствует строке разделительного баланса 621.

Кроме того, согласно акту приема — передачи от 5 апреля 1999 года первым ответчиком второму ответчику переданы дебиторская и кредиторская задолженность и указано, что стоимость имущества отражена в разделительном балансе на 01.01.1999 г.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что второй ответчик является правопреемником первого ответчика по обязательству истца73.

Важным вопросом реорганизации юридических лиц в форме разделения является вопрос о возможности создания в результате разделения юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Так, например, в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» разделение акционерного общества предполагает возникновение на базе одного — реорганизуемого нескольких акционерных обществ. Другими словами, при разделении юридического лица вновь образованные субъекты наделяются той же организационно-правовой формой, что и реорганизуемое лицо. Данное положение прямо не закреплено в действующем законодательстве, однако косвенное подтверждение сказанному можно найти в существующей нормативной базе. Так, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера»74решение акционерного общества о реорганизации в форме разделения должно содержать типы акций, выпускаемых каждым эмитентом, права их владельцев, сроки и порядок обмена на них акций реорганизуемого общества, соотношение типов и номинальной стоимости выпускаемых акций, из которого следует исходить при обмене акций реорганизуемого общества. В этих случаях не допускается также размещение акций среди лиц, не являющихся акционерами реорганизуемого общества.

Таким образом, буквальное толкование акционерного законодательства приводит к выводу о невозможности разделения акционерного общества, приводящего к возникновению юридических лиц иной организационно-правовой формы.

С другой стороны, систематическое толкование ГК РФ позволяет прийти к иным заключениям. В п. 2 ст. 104 ГК РФ законодатель прямо предусмотрел совместимость акционерного общества с такими организационно-правовыми формами, как общество с ограниченной ответственностью и производственный кооператив, в которые акционерное общество вправе преобразоваться. Очевидно, что образование нового акционерного общества в процессе разделения с последующим преобразованием в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив было бы излишним и обременительным с финансовой точки зрения промежуточным этапом, не согласующимся с логикой ГК РФ. Также следует отметить, что под «хозяйственными обществами» ГК РФ подразумевает акционерные общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью (п.3 ст.66). Следовательно, при реорганизации акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью в форме выделения могут быть созданы новые юридические лица в форме, предусмотренной для хозяйственных обществ. Учитывая данные обстоятельства, уместно внести предложение об устранении указанной неопределенности в акционерном законодательстве и прямом нормативном решении вопроса о возможности разделения акционерного общества с образованием иных организационно-правовых форм.

Выделение — это такая форма реорганизации юридического лица, при которой его деятельность не прекращается, но создается одно или несколько юридических лиц, на базе части имущества ранее существовавшего юридического лица, с передачей прав им прав и обязанностей от реорганизованного. Уставный капитал прежнего юридического лица после реорганизации уменьшается. При выделении составляется разделительный баланс, в котором определяется состав передаваемого имущества. Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях75.

В отличие от иных видов реорганизации, выделение — не способ прекращения юридического лица, а один из способов его возникновения. Выделение также отличается от прочих форм реорганизации тем, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в то время как при остальных формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица.

Наибольший практический интерес представляет процедура выделения акционерных обществ. В общем виде механизм выделения акционерных обществ предусмотрен ст. 19 Закона «Об акционерных обществах», согласно которой выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. Предложение о реорганизации общества в форме выделения выносится на решение общего собрания акционеров советом директоров, если иное не предусмотрено уставом общества (п. 2 ст. 19, п. 3 ст. 49 Закона «Об акционерных обществах»). Общее собрание акционеров, помимо принятия решения о реорганизации непосредственно, также определяет порядок и условия выделения, принимает решение о создании нового общества, о возможности конвертации акций общества в акции выделяемого общества и порядке такой конвертации, об утверждении разделительного баланса.

Ранее до внесения изменений в ФЗ «Об акционерных обществах» определенную практическую сложность для акционеров реорганизуемого общества представлял вопрос о том, кто утверждает устав и решение о выпуске акций выделяемого общества. Отсутствие прямого решения данной проблемы на уровне специального законодательного акта (ст. 19 Закона об АО) вынуждало правоприменителя обращаться к аналогии закона (ст. ст. 16-18, 20 Закона об АО).

Что касается вопроса об утверждении решения о выпуске акций выделяемого общества, то он решен на нормативном уровне вполне определенно. В соответствии с п. 2.1 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденных постановлением ФКЦБ от 12 февраля 1997 г. № 8 (в редакции постановления ФКЦБ от 11 ноября 1998 г. № 48; далее — Стандарты76), данный вопрос относится к компетенции совета директоров создаваемого в результате выделения акционерного общества. Кроме того, в п. 2.3 Стандартов указывается, что решение о выпуске ценных бумаг подписывается руководителем и скрепляется печатью эмитента.

Несмотря на то, что в новой редакции Стандартов большей частью учтены и восполнены пробелы в правовом регулировании процесса размещения ценных бумаг при реорганизации, наиболее спорными нормами продолжают оставаться положения о выделении акционерных обществ.

Согласно п. 1.3.3 Стандартов размещение ценных бумаг при реорганизации коммерческих организаций может осуществляться путем приобретения акций акционерного общества, созданного путем выделения, коммерческой организацией, реорганизованной путем такого выделения.

В развитие положений п. 1.3.3 пункт 6.4 содержит указание на то, что «если решение о выделении не предусматривает возможности конвертации акций акционерного общества… реорганизуемого путем выделения, все акции акционерного общества, созданного путем выделения, признаются приобретенными коммерческой организацией, реорганизованной путем такого выделения, в момент государственной регистрации акционерного общества, созданного в результате такого выделения», также ст.19 ФЗ об АО предусматривает приобретение акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом.

Кроме того, согласно ч. 3 п. 6.4, «если в соответствии с решением о выделении, которое предусматривает возможность конвертации акций акционерного общества, реорганизуемого путем выделения, конвертация (обмен, приобретение) осуществляется не во (на) все акции выделяемого акционерного общества, то оставшиеся акции признаются приобретенными коммерческой организацией, реорганизованной путем такого выделения, в момент государственной регистрации акционерного общества, созданного в результате такого выделения».

Таким образом, Стандарты допускают, что все или часть акций образованного путем выделения общества могут принадлежать реорганизованной коммерческой организации. Некоторые авторы также придерживаются мнения, что учредителем образуемого в порядке выделения юридического лица может быть само реорганизуемое общество77. Такой способ размещения акций в Стандартах именуется «приобретением» (в отличие от «конвертации», в результате которой акции размещаются среди участников реорганизованной коммерческой организации — см. п. 5.2 Стандартов).

Теоретически понятия «приобретение» и «конвертация» акций соотносятся примерно так же, как «учреждение» одним хозяйственным обществом другого и «выделение» хозяйственного общества в порядке реорганизации. Очевидно, что это различные правовые понятия, прежде всего потому, что в первом случае учреждаемому субъекту могут передаваться только имущественные права (п. 6 ст. 66 ГК РФ), а во втором — также обязанности (ст. 58 ГК РФ).

Из этого следует, что первый случай не влечет изменения источников формирования собственных средств учредителя, а представляет собой новый способ размещения активов. Напротив, второй случай предполагает уменьшение размера кредиторской задолженности реорганизуемого общества и его собственного капитала (уставного и/или добавочного) на сумму, соответствующую стоимости переданных выделяемому обществу активов (п. 4 ст. 8 Закона РФ «О бухгалтерском учете»). Если следовать данной логике Стандартов, встает вопрос, зачем вообще в таком случае проводить выделение, ведь аналогичным шагом могло бы быть создание дочернего общества.

Необходимо также подчеркнуть такой неотъемлемый признак реорганизации, как отсутствие правовой связи между реорганизованным обществом и обществом, созданным в результате выделения. Простое учреждение одним хозяйственным обществом другого полностью согласуется с принципом возмездности гражданского оборота: учредитель взамен имущества, вносимого в уставный капитал, получает имущественное право, между ним и юридическим лицом складываются обязательственные отношения (п. 2 ст. 48 ГК РФ). При универсальном правопреемстве правопреемник не несет каких-либо имущественных обязанностей перед правопредшественником.

Принципиальной ошибкой отраженного в Стандартах подхода к реорганизации является то, что под «выделением» прежде всего понимают обособление имущества, которое в дальнейшем может повлечь изменение состава участников общества.

Изложенные проблемы и несоответствия устраняются, если рассматривать выделение с иных позиций — не как дробление имущества, а как выделение ряда участников общества, которые и выступают инициаторами реорганизации. Заявления об участии в выделении принимаются и рассматриваются советом директоров до утверждения и вынесения на решение общего собрания вопроса о реорганизации. В таком случае заранее известно количество конвертируемых акций, пропорционально которому определяется состав и стоимость выделяемого имущества и передаваемых обязательств. Поданные акционерами заявления при положительном решении общего собрания удовлетворяются единовременно и в полном объеме, таким образом, происходит размещение 100% акций выделяемого общества путем конвертации. Участниками возникшего в результате реорганизации общества становятся исключительно акционеры реорганизованного субъекта.

Отдельного упоминания заслуживает специфика процедуры выделения, отраженная в налоговом законодательстве. В соответствии с п. 8 ст. 50 НК РФ «при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанности по уплате налогов не возникает». Если подобная реорганизация приведет к невозможности исполнения обязанности по уплате налогов реорганизованным обществом, то выделившиеся юридические лица могут быть привлечены к солидарной ответственности по решению суда лишь в случае, если «такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов», т. е. необходимо будет доказать наличие прямого умысла у налогоплательщика. Согласно п.2 ст.23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны сообщить о реорганизации в налоговый орган по месту учета в течение 3 дней с момента принятия такого решения. При этом следует учитывать, что реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником.

При реорганизации общества с ограниченной ответственностью нередко возникают ситуации, связанные с распределением между правопреемниками излишне уплаченных сумм налогов до начала реорганизации. Зачет или возврат излишне уплаченных налогов осуществляется по месту регистрации правопреемников (п.2 ст.78 НК РФ). Зачет излишне уплаченных сумм налога осуществляется на основе письменного заявления правопреемников. При этом сумму излишне уплаченного налога можно зачесть в счет уплаты только тех платежей, которые поступают в тот же бюджет, что и переплаченная сумма (п.5 ст.78 НК РФ).

Процесс реорганизации ООО предусматривает передачу имущества и обязательств (части имущества и обязательств) правопреемникам. Начисление и уплата налогов при этом не осуществляются, поскольку согласно п.3 ст.39 НК РФ передача имущества и обязательств правопреемнику при реорганизации юридического лица не признается реализацией.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ФОРМЕ ВЫДЕЛЕНИЯ

Реорганизация в форме выделения – это вид реорганизации, при котором организация не прекращает свое существование.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц на основании передаточного акта, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
При реорганизации путем выделения происходит создание одного или нескольких юридических лиц, которые будут считаться вновь созданными вследствие реорганизации.
Процедура реорганизации выделением ООО в экономическом смысле опосредует разделение капитала между учредителями. В чистой форме она означает создание обособленного общества, наследующего определенные права и обязанности изначального общества, и направлена на разделение бизнеса. Однако в чистой форме она встречается крайне редко, чаще всего в предпринимательской деятельности процедура реорганизации ООО в форме выделения используется для, так называемой, реструктуризации долгов общества, при которой на выделившееся общество переходит определенное имущество и определенные обязательства. В БАЗОВЫЙ ПАКЕТ УСЛУГ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ВХОДИТ:

  1. Консультация клиента по выбору подходящей организационно-правовой форме вновь преобразованного предприятия; сбор и анализ документов
  2. Подготовка пакета необходимых документов для реорганизации предприятия
  3. Изготовление печати
  4. Подача объявления в вестник государственной регистрации юридических лиц Регистрация документов в МИФНС, ПФ, ФСС, статистика
  5. Уведомление кредиторов

Реорганизация в форме выделения позволяет разделить бизнес таким образом, чтобы отделить ликвидное имущество от неликвидного и избавить от части обязательств, приходящихся на неликвидное имущество. Поэтому в законодательстве так подробно урегулирована процедура перехода ответственности от предприятия, из которого выделяются организации, к его правопреемникам.
Реорганизация ООО в форме выделения на практике используется для разделения имущества одного общества между его участниками. На этапе проведения такой реорганизации могут возникнуть проблемы, которые нередко приводят к судебным спорам. На сегодняшний день в рамках споров, связанных с такой реорганизацией, рассматриваются следующие вопросы:

  • соотношение передаваемого выделяемому ООО имущества и действительной стоимости долей перешедших в выделенное общество участников
  • последствия уклонения выделенного ООО от государственной регистрации перехода права собственности на переданное ему имущество
  • солидарная ответственность обществ при реорганизации в форме выделения

При реорганизации путем выделения общее собрание участников реорганизуемого юридического лица выносит на рассмотрение вопрос о реорганизации общества в форме выделения, порядке и об условиях этой реорганизации, о создании нового общества, о порядке конвертации долей (акций) реорганизуемого общества в доли (акции) создаваемого общества.
При выделении из юридического лица одной или нескольких организаций к каждой из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Передаточный утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в нем положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица является основанием для отказа в государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
Если передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
Вопросы выделения из ООО вызывают очень много разных споров (судебных), когда те или иные стороны, для которых эта процедура является невыгодной, пытаются ее оспорить. Документы, принимаемые при процедуре реорганизации в форме выделения: решения общих собраний, передаточный акт – проходят строгую и придирчивую проверку, и часто ее не выдерживают.
Сталкиваясь с подобной сложной, многосоставной юридической процедурой, следует обращаться к профессионалам, разбирающимся во всех тонкостях действующего законодательства. В юридической фирме «Логос» клиенты всегда могут рассчитывать на грамотный и ответственный подход к делу и оперативные, четкие действия.

Особенность процесса выделения

Главной особенностью реорганизации компании, производимой в форме выделения из нее другой компании, является то, что во время этого процесса не происходит ликвидации. При реорганизации во всех остальных формах какое-либо из реорганизованных лиц заканчивает свое функционирование.

Реорганизация в форме выделения также сопровождается передачей созданной компании части прав и обязанностей первоначального предприятия. Как правило, решение о подобной реорганизации принимается уполномоченным органом предприятия, если:

  • требуется разделить или расширить сферы деятельности;
  • необходимо упростить систему налогообложения;
  • нужно разделить бизнес между собственниками;
  • в каких-либо других ситуациях.

При этом передачу прав и обязанностей по передаточному акту следует производить справедливо; передаваемые обязательства должны соответствовать и обеспечиваться передаваемыми активами (см. определение ВС РФ от 02.07.2015 № 301-ЭС15-7649 по делу № А43-16145/2012).

Более того, передаточный акт должен четко определять правопреемников. Эти требования обусловлены защитой прав кредиторов. В случае если вышеуказанный принцип распределения не будет соблюден, то к ответственности в солидарном порядке может быть привлечена начальная организация (постановление пленума «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» ВАС РФ от 18.11.2003 № 19).

Этапы реорганизации

Прежде чем начинать реорганизацию компании, необходимо понять, какие действия потребуется произвести. В целом операция по реорганизации в форме выделения схожа с остальными видами реорганизации. Для прохождения этой процедуры потребуется совершить следующие действия:

  1. Уполномоченному органу необходимо принять решение о проведении инвентаризации имущества путем создания инвентаризационной комиссии. Это необходимо для понимания того, сколько у реорганизуемого лица имеется имущества, задолженностей, прав и обязанностей.
  2. По результатам инвентаризации составляется передаточный акт, в котором должно быть отражено, какие права и обязанности остаются у первоначального предприятия, а что переходит новоиспеченной компании.
  3. Уполномоченный орган фирмы должен принять соответствующее решение о выделении (в зависимости от организационного вида фирмы этим органом может быть конференция, члены союза, общее собрание учредителей или акционеров, собственник имущества, государственный орган и т. п.).
  4. Далее следует сообщить о реорганизации в регистрационный орган, кредиторам, опубликовать сообщение в СМИ. Согласно п. 1 ст. 60 ГК РФ публикация должна быть произведена дважды, временной промежуток между публикациями должен составлять 1 месяц.
  5. Затем нужно согласовать передаточный акт, произвести регистрацию в уполномоченном госоргане.

Перечисленные этапы лишь в общих чертах характеризуют операцию по реорганизации в форме выделения. На практике она может быть осложнена какими-то дополнительными условиями.

Выделение по решению государственного органа

Законодательством РФ предусмотрена возможность принудительной реорганизации в форме выделения на основе постановления уполномоченного государственного органа и суда. Специальный нормативный акт, обуславливающий эту возможность, — федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Так, ст. 38 этого закона предусматривает, что, если организация, которая занимает доминирующее положение, постоянно осуществляет монополистическую деятельность, антимонопольный орган имеет право обратиться в суд с иском. По результатам рассмотрения такого искового заявления суд может утвердить решение о выделении из состава такой организации одного или более новых предприятий.

Подобное ограничение прав обуславливается целью развития конкурентных отношений на рынке. Суд способен принять акт о реорганизации коммерческого предприятия в форме выделения, если имеются одновременно следующие условия:

  1. Структурные подразделения реорганизовываемого лица обособлены или их можно сделать обособленными.
  2. Организации, сформированные в результате выделения, смогут самостоятельно функционировать на определенном рынке продукции.
  3. Между структурными подразделениями реорганизовываемого юридического лица отсутствует взаимосвязь в технологическом плане.

Решение суда подлежит исполнению собственником имущества предприятия, при этом срок для исполнения не должен быть меньше 6 месяцев.

Налоговые обязательства при выделении

Обязанности в сфере уплаты налогов компании, которая подлежит реорганизации, предопределяются ст. 50 Налогового кодекса РФ (часть 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Указанная норма гласит, что эти обязанности возлагаются на правопреемников, причем независимо от того, знали они или нет о наличии неисполненных обязательств, штрафов или пени.

Примечательно, что процесс реорганизации предприятия не оказывает никакого влияния на течение сроков, в которые правопреемник обязан исполнить эти обязательства.

ВАЖНО! Вышеописанные условия правопреемства являются общим правилом и не распространяются на реорганизацию, проводимую способом выделения, которая в рамках налогового права является своего рода исключением.

Так, согласно налоговому законодательству, при выделении новое юридическое лицо не делается правопреемником реорганизованного. Последнее, в свою очередь, продолжает нести обязанности по уплате налогов. Вместе с тем если в результате этой процедуры реорганизованная компания не сможет исполнить свои обязательства перед налоговой службой и если будет доказано, что реорганизация была произведена с целью уйти от такого исполнения, то суд может обязать выделившиеся компании исполнить обязательство солидарно с первоначальной организацией.

Регистрация выделения

Ст. 5 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — Закон о регистрации) содержит перечень данных, которые должны быть в государственном реестре (ЕГРЮЛ). В том числе это информация:

  • о способе образования компании — путем реорганизации или создания;
  • о правопреемниках при реорганизации;
  • о том, что предприятие пребывает в процессе реорганизации.

Именно этим объясняется требование законов предупреждать регистрирующий орган о начале реорганизации. Ст. 13.1 Закона о регистрации устанавливает, что уведомление должно быть направлено в уполномоченный орган не позже 3 рабочих дней с момента принятия соответствующим органом компании решения о реорганизации.

Для регистрации организации, создаваемой путем выделения, в уполномоченный орган потребуется представить следующие бумаги:

  1. Заявление по установленной форме по количеству новых организаций.
  2. Учредительные документы образованного лица.
  3. Передаточный акт.
  4. Квитанция об уплате госпошлины.
  5. Если новое лицо образовывается в форме АО — справку, свидетельствующую о присвоении регистрационного номера выпускам акций.

Завершается реорганизация в форме выделения после того, как последнее выделяемое предприятие пройдет процесс государственной регистрации.

Реорганизация в форме выделения, как и другие виды, регламентируется множеством нормативно-правовых актов. В зависимости от организационной формы компании, которая планирует провести выделение, следует применять и специальные нормативные документы, регулирующие деятельность того или иного вида юридического лица.

Среди этих актов следует отметить федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ и другие. В этих документах можно найти нюансы реорганизации предприятия определенного вида.

Налоговые долги при реорганизации в форме выделения

Реорганизация компании путем выделения не влечет за собой в отношении выделенной компании обязанностей по уплате налогов, пеней и штрафов (п.8 ст.50 НК РФ). Это означает, что задолженность по налогам (страховым сборам) остается за «старой» (реорганизуемой) компанией и к вновь созданному юридическому лицу не переходит, за исключением единственной ситуации (Письмо ФНС РФ от 27.06.2012 г. №БС-4-11/10561).

Важно!

Если «старая» компания не может исполнить обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов в полном объеме, то суд может обязать погасить налоговую задолженность солидарно (п.8 ст.50 НК РФ). Доказательства невозможности реорганизуемой компанией погасить налоговые долги должна представить в суде налоговая инспекция. Как свидетельствует арбитражная практика, сделать это достаточно сложно (Постановление АС Волго-Вятского округа от 12.03.2015 г. №А28-3813/2014).

Но в подобных ситуациях возникают налоговые риски признания получения необоснованной налоговой выгоды вновь созданным юридическим лицом.

Как отмечают судьи, проявлением недобросовестности является создание (выделение) юридического лица исключительно для уменьшения налоговой нагрузки без цели ведения фактической предпринимательской деятельности. Особенно это касается применения спецрежимов ради получения налоговой выгоды.

Если новое юридическое лицо создано исключительно с целью недопущения превышения предельного размера дохода, дающего право на применение УСН, установленного п.4 ст.346.13 НК РФ, то налоговые обязательства будут пересчитаны по общему режиму налогообложения.

Так, в одном из налоговых споров (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 г. №А04-6709/2014) апелляционная судебная коллегия согласилась с позицией налоговых органов о том, что имело место создание схемы дробления бизнеса в связи с увеличением выручки общества, притом что при превышении ограничений доходов, установленных ст.346.13 НК РФ в размере 60 млн руб., оно утрачивало бы возможность применять УСН.

Следует отметить

Сами операции в связи с реорганизацией компании, не облагаются налогами. Так, не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества и обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства (ст.251 НК РФ).

Операции по передаче основных средств, нематериальных активов и иного имущества компании при реорганизации не является реализацией или безвозмездной передачей, в связи с чем, объект обложения НДС не возникает (пп.2 п.3 ст.39, п.2 ст.146 НК РФ).

При передаче транспортных средств от «старой» (реорганизуемой) компании к вновь созданной компании, плательщиком транспортного налога считается реорганизуемая компания до того момента, пока транспортные средства не будут зарегистрированы в ГИБДД на новую компанию.

В части того, кто должен уплачивать земельный налог, вопрос по сей день остается спорным.

Земельный налог должны уплачивать компании, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п.1 ст.388 НК РФ). Право собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (п.1 ст.131 ГК РФ).

Решая вопрос, кто является плательщиком земельного налога при реорганизации, ряд арбитражных судов ориентируется на дату внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Так, по мнению одних судов, реорганизуемая компания является плательщиком земельного налога до момента внесения записи в ЕГРП на нового собственника (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 19.08.2015 г. №Ф08-5811/2015, от 13.08.2015 г. №Ф08-5192/2015).

Для других судов отправной точкой является внесение записи в ЕГРЮЛ. Право собственности на земельные участки, а также обязанность по уплате земельного налога в отношении передаваемых земельных участков возникают у нового (выделенного) лица в момент его регистрации в ЕГРЮЛ (Решение АС Тульской области от 28.03.2016 г. №А68-10370/2015, Постановление АС Волго-Вятского округа от 20.02.2016 г. №Ф01-5522/2015).

Фиктивное (преднамеренное) банкротство

Как уже было отмечено выше, реорганизация компании путем выделения зачастую затевается для избавления от «плохих» долгов.

Накапливая долги перед контрагентами, имея убытки в отчетности, компания принимает решение перевести бизнес на новую компанию. При этом убыточная компания, с огромными долгами перед кредиторами, неликвидными («плохими») активами, в дальнейшем, банкротиться.

А вновь созданная компания, куда переведены активы, не имеет на балансе кредиторской задолженности.

Реорганизуемая компания обязана уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации путем публикации сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации» (абз.2 п.1 ст.60 ГК РФ, п.5 ст.51 Закона №14-ФЗ).

Важно!

Основными признаками, свидетельствующими о преднамеренном (фиктивном) банкротстве реорганизуемой компании, является передача активов вновь выделенной компании, в результате которой реорганизуемая компания неспособна удовлетворить требования кредитора (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 г. №А59-5465/2014).

Статья актуальна на 21.06.2016

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх